УДК 008 ББК 71
Елена Валериановна Дробная,
аспирант,
Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),
e-mail: [email protected]
Иконические смыслы соборности в творчестве современных православных художников
Данная статья посвящена актуальной проблеме преемственности духовно-нравственного содержания русской культуры, репрезентации духовных смыслов православной иконописи в современном изобразительном искусстве. Цель статьи - исследование репрезентации иконических смыслов соборности в творчестве современных авторов. Методы исследования: историко-философский, культурологический и пневматологический. Последовательное обращение современных художников к православному канону закономерно в свете изменений, происходящих в социальной жизни России, определяющих смену ценностных ориентиров и общественных идеалов. Соборность является одной из фундаментальных духовных ценностей русской культуры, русской религиозной философии и отечественной аксиологии. Прерывание религиозной традиции в нескольких поколениях российского социума обусловило необходимость адаптации духовных смыслов иконы в современных культурных текстах. На примере анализа произведений современных авторов: А. Цыганкова, Ю. Попова, К. Киселёва, П. Рыженко - исследуется связь художественного творчества современных авторов с православной иконографической традицией, а также композиционно-образные элементы их работ, передающие иконический смысл соборности как категории православного богословия и одного из главных феноменов русской духовной культуры. В качестве основных иконических смыслов соборности рассмотрены: христоцентричность культурного текста; отражение Первообраза мира горнего в образе дольнего мира; объединение небесного (невидимого, духовного) и земного (видимого, вещественного) мира Духом Святым; соборность как идеал духовно-нравственной жизни человека. Репрезентация иконических смыслов соборности в современном изобразительном искусстве способствует осознанию социумом феномена соборности как стержня русской культуры, сохранению русской культурной традиции, консолидации российского общества, преодолению нравственного кризиса российского социума и конфликта интерпретаций между его культурными поколениями.
Ключевые слова: соборность, христоцентричность, репрезентация, духовные смыслы, православные художники.
Elena Valerianovna Drobnaya,
Postgraduate Student, Transbaikal State University (30 Alexandro-Zavodskay St.,Chita, Russia, 672039),
e-mail: [email protected]
Icon Painting Senses of Collegiality in the Works of Modern Orthodox Artists
The article is devoted to the actual problem of the moral and spiritual succession of the Russian culture and to the representation of the orthodox icon painting spiritual senses in a modern art. The object of the article is to research the orthodox icon painting spiritual sense of collegiality in modern artist's works. The research methods are including historical and philosophical method, culturological method and pneumatological method. Changes of the Russian social life are causing the interest to orthodox icon painting among the modern artists. Collegiality is one of the fundamental spiritual values of Russian culture, Russian religious philosophy and Russian axi-ology. Breaking of the religious tradition for several generations of Russian people called for the adaptation of the icon spiritual senses in contemporary cultural texts. The works of A. Tsygankov,
92
© Е. В. Дробная, 2015
Yu. Popov, K. Kiselyov, P. Rizhenko are the base of the exploring a link between modern artists creation and ichnographic traditions. The main icon painting senses of collegiality are Christocen-tric of cultural text, reflection of the heavenly world archetype in the mundane world, integration of heavenly and mundane world by the Holy Spirit, collegiality as an ideal spiritual and moral behavior of a man. The representation of the collegiality senses assist to perception of collegiality as the core of Russian culture, the preservation of the Russian cultural tradition, consolidation of Russian society, overcoming the moral crisis of Russian society.
Keywords: collegiality, Christocentric, representation, spiritual sense, orthodox artists.
Динамичность изменений социальной жизни России определила смену ценностных ориентиров и общественных идеалов в постсоветской истории и привела к постепенному осознанию современным российским социумом своей исторической и культурной уникальности.
При усвоенном с конца XIX - начала ХХ в. безусловном гуманистическом и антропоцентрическом направлении развития основного вектора светского искусства, противопоставленного теоцентричности искусства церковного, возрастающий интерес социума к вопросам веры и религии и последовательное обращение современной культуры к идеациональным ценностям соответствует концепции социокультурной динамики социолога П. Сорокина. Она предполагает смену культурных суперсистем, дифференцируемых доминирующими ценностями эпохи. Современная культура, по мысли социолога, представляет собой переходный этап от чувственной культуры к культуре идеациональной, и кризис современной культуры возможно преодолеть только путём моральной реконструкции социума. Это актуализирует исследование процессов возрождения и преемственности базовых духовных ценностей идеациональ-ной культуры, возможности их реального возрождения и функционирования в условиях культуры эпохи постмодерна.
Одной из таких ценностей отечественной аксиологии является соборность - «феномен русской духовной культуры <...> и «генетический код российского общества». Философ И. С. Колесова, указывая на возрастающий интерес современного российского социума к религии, связывает актуализацию соборности с «признанием религии в качестве органического составляющего мировой и национальной культуры» [6]. Исследователи С. Аверинцев, А. Гулыга, С. Хоружий считают, что соборность способна внести вклад в сохранение национальной иден-
тичности российского общества, стать опорой, которая «поднимет самый дух России и русской культуры <...> и спасёт страну от бездуховности» [6].
Возрождение религиозного сознания, появление интереса у широких слоёв российского социума к вопросам религии и веры привели к появлению в современном искусстве большой группы авторов, наполняющих своё творчество идеациональными смыслами. Это выражается, в частности, в репрезентации духовных смыслов иконы, представляющей собой не какой-либо единичный аспект православного вероучения, а выражающей национальную духовность как таковую: «русская икона с какой-то вещественной бесспорностью свидетельствует о сложности и глубине, о подлинном изяществе подлинно русского духовного опыта, о творческой мощности русского духа» [14, с. 1]. Философ В. Луговой акцентирует внимание на значении иконы в «раскрытии мировоззренческих, богословско-догмати-ческих и религиозно-философских установок», её роли как«одного из важнейших путей к Богу <...> - идеалу, предельно удалённому от человеческого земного бытия» [9]. Прерывание религиозной традиции в нескольких генерациях российского социума привело к конфликту интерпретаций между культурными поколениями и сделало необходимым адаптирование духовных смыслов иконы в современном культурном тексте, хотя на проблему непонимания духа иконы современниками философ Е. Трубецкой указывал ещё в начале ХХ в.: «<...> лики святых в наших древних храмах потемнели <...> потому, что стали нам чуждыми <...>» [12, с. 201].
Данное исследование ставит перед собой цель установить связь художественного творчества современных авторов с православной иконографической традицией и выявить в их работах композиционно-образные элементы, репрезентирующие ико-нические смыслы соборности.
Методология исследования основывается на тео-аксиологическом подходе, разработанном культурологом Л. В. Каме-диной. Тео-аксиологический подход направлен на выявление «цельности духа» автора-творца (под которой И. Ильин понимал религиозность, определяющую целостность духовного смысла произведения), иерархического подчинения всех смыслов произведения (онтологических, гносеологических, семантических, эстетических и др.) «высшему смыслу Творца» [5, с. 16]. Методы исследования: историко-философский метод, направленный на исследование освоения идеала соборности русской философской мыслью; культурологический метод, раскрывающий роль иконографии в формировании духовно-нравственных основ российского социума и преемственность православной аксиологии в произведениях современного изобразительного искусства; пневматологический метод, определяющий связь авторского вдохновения с синергическим со-работничеством с Духом Святым, сохранение «аутентичности духовного смысла текста», основанной на «смирении автора перед <...> Вечной Истиной Христовой» [4, с. 56-57; 5, с. 16]. Тео-акси-ологический подход способствует констатации глубинной взаимосвязи исследуемого направления искусства с иконописью, с одной стороны, и ведёт к преодолению сугубо искусствоведческого и узкосемантического взгляда на иконографию, принятого в советской науке - с другой.
Феномен соборности в русской православной иконе исследовали такие философы: Н. С. Бердяев, С. Н. Булгаков, Вяч. Иванов, Л. П. Карсавин, Н. О. Лосский,
B. В. Соловьёв, С. Н. Трубецкой, Г. П. Федотов, П. А. Флоренский, Г. В. Флоровский,
C. Л. Франк и др. Большой интерес соборность как часть православной духовной традиции вызывает у современных учёных. Это такие авторы, как С. С. Аверинцев, Ю. Г. Бобров, Л. М. Евсеева, Н. В. Квливи-дзе, И. С. Колесова, А. М. Лидов, В. В. Ле-пахин, А. Г. Мельник, Г. М. Прохоров, Э. С. Смирнова, С. С. Хоружий и др.
Понятие «соборность», введённое русским философом-славянофилом А. С. Хомяковым (1804-1860), изначально использовалось для определения особенностей существования традиционной русской общины, но впоследствии было существенно переосмыслено и стало трактоваться зна-
чительно шире, как «цельность, внутренняя полнота, множество, собранное силой любви в свободное и органическое единство» [11, с. 320], распространяясь на весь комплекс морально-этических норм и уклад жизни социума. Детальное и глубокое осмысление славянофилами идеи соборности было связано «с желанием <...> привлечь внимание современного им образованного общества к проблеме возрождения идеалов традиционной русской духовной культуры» [2, с. 137].
А. Хомяков образовал термин «соборность» от одной из главных категорий православного богословия - «соборная», включённой в Символ веры. Из чего следует, что соборность Церкви - это «органическое свойство, вытекающее из её природы, как Тела Христова» [13]. Православная христианская традиция сегодня определяет соборность как «церковное единение христиан в любви, вере и жизни» [11, с. 319], в роли организующего духовно-нравственного начала которого «выступает "совершенный по существу Собор" - Божественная Троица» [6]. Таким образом, идея соборности выводится из православного представления о Боге. Примерами символического воплощения соборности (которую А. С. Хомяков связывал, главным образом, с воплощением православной духовности) могут быть икона и храм [3].
Представление об иконических смыслах соборности включает в себя несколько духовных смыслов, дополняющих друг друга: христоцентричность культурного текста; синергийное отношение образа и Первообраза - «благодатное "присутствие", "обоже-ние", отражение миром дольним мира горнего» [7, с. 5-14]; единство небесного (невидимого, духовного) и земного (видимого, вещественного) мира; соборность как идеал духовно-нравственной жизни человека и общества.
Русское православное сознание рассматривает соборность как «всеединство» (термин В. Соловьёва), «представление об идеальном состоянии мира и человека» [3], как ещё не достигнутое совершенное состояние человека, общества, мира: «Соборность не ограничивает себя сферой интересов одного народа, её актуальность нельзя сузить до проблем одной конкретной эпохи, так как она определяется <...> ценностями, которые значимы для всего человечества» [3]. Соборность понимается как
единство мира, которое «открывает перед нами перспективу бесконечного совершенствования» [3]: «общность судьбы и жизни, объединённого множества людей, <...> на основании единого прошлого, культурно-исторических традиций» [10, с. 340].
Объединение двух миров (небесного и земного) в иконографии представлено, в частности, на иконе «Покров Пресвятой Богородицы». Примером репрезентации ико-нического смысла соборности как единения мира в изобразительном искусстве является картина К. Киселёва «Ярмарка» (2004).
Мост (образ связи между разными точками сакрального пространства, между небом и землёй) объединяет две смысловые части картины: «мир горний» и «мир дольний». «Дольний мир» - это пёстрая, шумная ярмарка, расположившаяся на льду реки, традиционное праздничное гуляние. «Мир горний» - это православный город, освящающий праздник, аллегория величественного покоя Царства небесного, Небесного Иерусалима, полностью состоящего из храмов. Композиционное соединение «горней» и «дольней» частей картины образует овал (который в иконописи, как и круг, символизирует гармоничное единство и рай). Стремление души к Богу символизируют рвущиеся в небо гирлянды воздушных шаров (воздушный - воздух - дышать - душа), а связывающие все части и планы картины голуби символически указывают на присутствие Святого Духа.
Другой иконический смысл соборности - синергийная взаимосвязь образа с Первообразом - связан с молитвой «Отче наш»: «Яко на небеси и на земли» и определяет «внутреннее двуединство самой иконы», отражение (обусловленность) мира горнего (небесного) в мире дольнем (земном) [7, с. 5-14].
Икона предполагает наличие у видимого земного образа невидимого божественного первообраза, которые связаны между собой синергийно: «Суть иконич-ного <...> образа в том, что он находится в максимально достижимом единстве с Первообразом» [7, с. 154]. Искусствовед В. Лепахин ввёл термин «иконообраз» (си-нергийное двуединство видимого (икона) и невидимого (Первообраз), божественного и человеческого, земного и небесного [7, с. 14]),предполагающий выражение соборности в истинной иконе (иконичном образе). Философ В. Засухина подчёркивает,
что «православное мировоззрение воспринимает материальное и духовное, небесное и земное как разные, но равнозначные образы сотворённого Богом бытия, которые изначально предназначены для гармоничного единения, но не смешивания» [3, с. 139].
Образец сохранения единства образа и Первообраза представлен в иконографии чудотворными иконами. В качестве примера репрезентации иконического смысла соборности как отражения земным небесного в изобразительном искусстве можно привести картину современного художника Ю. Попова «Путь к храму» (2007) - работу, смысловая сторона которой, следуя канону иконы, превалирует над эстетической. Сам автор говорит о близости своего творчества иконописной традиции [15].
Композиция картины проста - белокаменный храм, отражающийся в воде, бежевые вершины гор (символ духовного восхождения) за храмом и белое небо верхней части картины; белая вода и бежевое отражение храма - в нижней. Белый цвет -символ Божественного света, Преображения; цвет чистоты, простоты, рая. Искажение цвета в отражении храма - это символ грехопадения, исказившего божественную природу человека; авторское исследование богословской проблемы образа и подобия: репрезентация иконического соотношения образа и Первообраза.
Картина Ю. Попова «Дорога к храму» соборно объединяет «Церковь небесную», покоящуюся на тверди (небесной?) и «Церковь земную», продолжающую её отражением-дорогой в зыбкой воде. Отделённые лишь тоненькой полоской берега, продолжающие друг друга храмы - это образ-символ, иллюстрирующий иконический смысл соборности как отражения Первообраза мира горнего в образе дольнего мира и нелёгкого пути человеческой души, стремящейся к Богу.
Следующий иконический смысл соборности - христоцентричность - представляет собой иерархически выстроенное единство, которое Н. Успенский определил как «живое, действенное единение Иисуса Христа, епископата и верующих» [13].
Христоцентричность иконы ярко проявляется в её архитектурности (архитекто-ничности). Это, прежде всего, многофигурные иконы, персонажи которых собираются вокруг «некоторого архитектурного центра,
совпадающего с центром идейным»: «неподвижные или застывшие в позе поклонения пророки, апостолы и святые, собравшиеся вокруг Христа <...> превращаются в «камни живые, устрояющие из себя дом духовный» [12, с. 206]. Христоцентричность ярко представлена деисусным чином иконостаса в образах, склоняющихся к Христу Св. Иоанна Предтечи, Богородицы, архангелов и святых в иерархическом порядке.
Христоцентричность как один из икони-ческих смыслов соборности можно рассмотреть на примере картины Александра Цыганкова «Храм Спаса-на-Снегу» (1996). Иерархия, подчёркивающая принадлежность церкви миру горнему, обозначена низкой линией горизонта. Все детали картины композиционно устремлены к небесам и тесно сгруппированы вокруг «идейного» центра, которым являются кресты многоглавой церкви. Кресты и купола становятся осью, соединяющей земное с небесным. Всё на земле и на небе тянется, склоняется к кресту: ангелы, составляющие небесное воинство, деревья, стены церкви, края обрыва, на котором она стоит.
Объединяя все образы полотна вокруг церкви, А. Цыганков репрезентирует один из иконических смыслов соборности - христоцентричность как воплощённое во Христе совершенное «единство божественного и человеческого, небесного и земного» [3, с. 140].
Кроме перечисленных духовных смыслов соборности, представленных в иконе, необходимо отметить ещё один смысл -через «выстраивание человеческого духа в состояние обретения цельности, внутренней полноты бытия» [6] претворение соборности в главенство объединяющего духовного начала, в «объединение национально-нравственное» [8, с. 47, 62], осмысление соборности как «идеала человеческого общежития» [1].
Примерами репрезентации икониче-ского смысла соборности как единения, общественного служения и жертвенности могут служить икона А. Рублёва «Троица» и картина П. Рыженко «Благословение Сергия» (2005).
Композиция картины представляет собой повторяющийся круг, иконический символ вечности, отражающий идею Вселенной, духовного единства, включающего в себя множественность. Смысловым центром картины является образ преподоб-
ного Сергия, вокруг которого собираются все персонажи полотна. Три главных персонажа картины П. Рыженко (кн. Дмитрий Донской, его маленький сын и Сергий Радонежский - игумен Земли Русской, символ православной духовности) составляют первый круг, замкнутый руками, - символ соборного единения, предполагающего подчинение собственных амбиций и эгоистических устремлений общественному благу, преодоление личных страхов и упование на помощь свыше. Эти смыслы подчёркнуты изображением в центре картины второго круга - круглого щита как символа обороны родной земли. Включение в художественное полотно зрителей (третий, внешний круг), которые как бы продолжают собой дружинников, склонившихся перед благословляющим их Преподобным, позволило автору репрезентировать иконический смысл соборности как идеала общественной жизни, объединения социума вокруг бесспорных духовных авторитетов, преодоления сиюминутных частных интересов, стремления сохранить и передать традиционные ценности потомкам.
Рассмотренные произведения современных авторов композиционно-образными средствами изобразительного искусства репрезентируют основные иконические смыслы соборности: объединение Святым Духом небесного (невидимого, духовного) и земного (видимого, вещественного) мира; восхождение образов земного мира к Первообразам мира небесного; христоцентрич-ность образов и смыслов; соборность как идеал духовно-нравственной жизни человека, «проявление христианской склонности к общественному и духовному началу» [8, с. 47].
И. Колесова видит в соборности «фундамент новой российской государственности, генетический код российского социума» [6], неотъемлемую черту русской нации и основу выражения народного миросозерцания [11]. С феноменом соборности в русской религиозной философии (славянофилы) связываются представления о стержне, «определяющем содержание и порядок всех социальных форм в стране» [11], «составляющем энергию России и русской культуры, опору, с которой возможно поднять самый дух России и русской культуры» [6]. Посредством репрезентации в своём творчестве целостной картины мира православной иконописи, в частности, ико-
нических смыслов соборности, современные православные художники предлагают самым широким слоям современного российского социума христианские основы устроения общественной и личной жизни,
непреходящие аксиологические ценности, способствующие объединению государства, преодолению общественного эгоизма и безнравственности, возрождению исторических традиций и идеалов.
Список литературы
1. Жирнов В. Д. Соборность - идеал человеческого общежития [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ruskline.ru/analitika/2011/07/01/sobornost_ideal_chelovecheskogo_obwe-zhitiya/ (дата обращения: 29.10.2014).
2. Засухина В. Н. Проблема соотношения духовного и телесного в контексте учения о соборности // Проблема соотношения естественного и социального в человеке: сб. ст. 5-й Междунар. науч. конф. Чита: ЗабГУ, 2014. С. 136-141.
3. Засухина В. Н. Соборность как нравственный идеал в русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков [Электронный ресурс]: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.05. СПб.: СПГУ, 2000. 187 с. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/sobornost-kak-nravstvennyi-ideal-v-russkoi-religioznoi-filosofii-kontsa-xix-nachala-xx-vekov (дата обращения: 31.10. 2014).
4. Камедина Л. В. Освоение духовного смысла в русской культуре: на материале художественной словесности. Новосибирск: Наука, 2011. 214 с.
5. Камедина Л. В. Феномен духовного смысла в духовной культуре: на материале художественной словесности. М.: РУСАКИ, 2011. 199 с.
6. Колесова И. С. Соборность русского православного искусства [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13. Екатеринбург, 2002. Режим доступа: http:// nesusvet.narod.ru/ico /ref/kolesova.htm (дата обращения: 14.10.2014).
7. Лепахин В. В. Икона и иконичность. СПб.: Успенское подворье Оптиной пустыни, 2002. 399 с.
8. Лихачёв Д. С. Русская культура. М.: Искусство, 2000. 440 с.
9. Луговой В. Н. Идеал соборности в русском религиозном искусстве иконописи X-XVI веков [Электронный ресурс]: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.14. Тула: Тул. гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого, 2011. 154 с. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/ideal-sob-ornosti-v-russkom-religioznom-iskusstve-ikonopisi-x-xvi-vekov (дата обращения: 20.11.2014).
10. Малиновская С. В. Гуманитарные и гуманистические аспекты концепции C. Л. Франка в контексте современной культуры // Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 99. С. 339-345.
11. Мищенко А. В. О соборности как понятии духовном. // Вестн. МГТУ. 2011. Т. 14. № 2. С. 319-324.
12. Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. М.: Прогресс-Культура, 1993. С. 195-219.
13. Успенский Н. Д. Соборность церкви [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.golubinski.ru/ecclesia/uspensky_sobornost.htm (дата обращения: 13.10.2014).
14. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс: Вильтис, 1991. 601 с.
15. Художник Юрий Попов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.yurypopov. ru/text/press/ (дата обращения: 30.10.2014).
References
1. Zhirnov V. D. Sobornost' - ideal chelovecheskogo obshhezhitija [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://ruskline.ru/analitika/2011/07/01/sobornost_ideal_chelovecheskogo_ obwezhitiya/ (data obrashhenija: 29.10.2014).
2. Zasuhina V. N. Problema sootnoshenija duhovnogo i telesnogo v kontekste uchenija o sobornosti // Problema sootnoshenija estestvennogo i social'nogo v cheloveke: sb. st.
5-j Mezhdunar. nauch. konf. Chita: ZabGU, 2014. S. 136-141.
3. Zasuhina V. N. Sobornost' kak nravstvennyj ideal v russkoj religioznoj filosofii konca XIX -nachala XX vekov [Jelektronnyj resurs]: dis. ... kand. filos. nauk: 09.00.05. SPb.: SPGU, 2000. 187 s. Rezhim dostupa: http://www.dissercat.com/content/sobornost-kak-nravstvennyi-ideal-v-russkoi-religioznoi-filosofii-kontsa-xix-nachala-xx-vekov (data obrashhenija: 31.10. 2014).
4. Kamedina L. V. Osvoenie duhovnogo smysla v russkoj kul'ture: na materiale hudozhestvennoj slovesnosti. Novosibirsk: Nauka, 2011. 214 s.
5. Kamedina L. V. Fenomen duhovnogo smysla v duhovnoj kul'ture: na materiale hudozhestvennoj slovesnosti. M.: RUSAKI, 2011. 199 s.
6. Kolesova I. S. Sobornost' russkogo pravoslavnogo iskusstva [Jelektronnyj resurs]: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk: 09.00.13. Ekaterinburg, 2002. Rezhim dostupa: http://nesusvet.narod.ru/ ico /ref/kolesova.htm (data obrashhenija: 14.10.2014).
7. Lepahin V. V. Ikona i ikonichnost'. SPb.: Uspenskoe podvor'e Optinoj pustyni, 2002. 399 s.
8. Lihachjov D. S. Russkaja kul'tura. M.: Iskusstvo, 2000. 440 s.
9. Lugovoj V. N. Ideal sobornosti v russkom religioznom iskusstve ikonopisi
X-XVI vekov [Jelektronnyj resurs]: dis. ... kand. filos. nauk: 09.00.14. Tula: Tul. gos. ped. un-t im. L. N. Tolstogo, 2011. 154 s. Rezhim dostupa: http://www.dissercat.com/content/ ideal-sobornosti-v-russkom-religioznom-iskusstve-ikonopisi-x-xvi-vekov (data obrashhenija: 20.11.2014).
10. Malinovskaja S. V. Gumanitarnye i gumanisticheskie aspekty koncepcii C. L. Franka v kontekste sovremennoj kul'tury // Izv. RGPU im. A. I. Gercena. 2009. № 99. S. 339-345.
11. Mishhenko A. V. O sobornosti kak ponjatii duhovnom... // Vestn. MGTU. 2011. T. 14. № 2. S. 319-324.
12. Trubeckoj E. N. Umozrenie v kraskah. Vopros o smysle zhizni v drevnerusskoj religioznoj zhivopisi // Filosofija russkogo religioznogo iskusstva XVI-XX vv. Antologija. M.: Progress-Kul'tura, 1993. S. 195-219.
13. Uspenskij N. D. Sobornost' cerkvi [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www. golubinski.ru/ecclesia/uspensky_sobornost.htm (data obrashhenija: 13.10.2014).
14. Florovskij G. Puti russkogo bogoslovija. Vil'njus: Vil'tis, 1991. 601 s.
15. Hudozhnik Jurij Popov [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.yurypopov.ru/ text/press/ (data obrashhenija: 30.10.2014).
Статья поступила в редакцию 05.12.2014