В.А.ОНИЩЕНКО
ИККЮ СОДЗЮН и «РАССКАЗЫ ОБ ИККЮ»
Сложно переоценить влияние философии буддийской секты Дзэн на искусство и культуру эпохи Муромати (1336—1573). В дзэн-ских монастырях сформировалось искусство чайной церемонии, процветающее и поныне. Сухие сады, в число которых входит знаменитый сад монастыря Рёайдзи, пьесы театра Но, монохромная живопись, поэзия хайку, музыкальное искусство — это далеко не полное перечисление тех сфер японской культуры, которые расцветом своим обязаны дзэнским медитациям и общению деятелей культуры с дзэнскими монахами. И среди тех монахов, которые распространяли учение Дзэн в Японии, наиболее известным был Иккю Содзюн (1394—1481), живший в самом начале эпохи Муромати.
Исследованию жизни и деятельности Иккю посвящена монография Е. С. Штейнера1, которую мы и рекомендуем для подробного ознакомления с этой примечательной во всех отношениях личностью, здесь же лишь кратко опишем основные вехи жизни Иккю.
Точных данных об обстоятельствах рождения Иккю нет. Согласно одной из версий, он был сыном императора Южного двора от придворной дамы, но после замирения Северного и Южного дворов был сослан вместе с матерью в землю Сага, на Кюсю, как неудобный для сегунов Асикага претендент на престол. В возрасте 5 лет Иккю был отдан на послушание в дзэнский храм Анкокудзи,
Текст в традиционной китайской культуре
157
а с 13 до 17 лет он обучался в храме Кэнниндзи в Киото, потом — в храме Мибу в Канто, и после — у Кэнъо, настоятеля храма Сай-киндзи неподалеку от озера Бива. После смерти Кэнъо в 1414 г. Икюо был близок к самоубийству, но кому-то из близких удалось отговорить его, и, успокоившись, в следующем году он идет в ученики к Касо Содон в монастыре Дайтокудзи. Под руководством Касо он продолжал дзэнские медитации. В 1420 г., услышав как-то вечером крик ворона, Икюо обрел великое просветление. По этому случаю Касо отправил ему свидетельство об обретении просветления — инка, но Иккю отослал документ обратно, обозвав Касо болваном, и начал вести жизнь странствующего монаха. Уже в конце жизни в 1474 г. указом императора Го-Цутимикадо Иккю был назначен настоятелем Дайтокудзи, но жить в монастыре не стал, хотя и активно участвовал в восстановлении монастыря, множество построек которого погибли в пожаре 1453 г.ив ходе смуты Онин (1467—1477). В 1481 г. в возрасте 88 лет Иккю умер от малярии в монастыре Сюонъан, который в просторечии стал называться Икюодзи — «монастырь Иккю».
За свою жизнь Иккю встречался со многими людьми, оказавшимися у истоков формирования культуры эпохи Муромати. Он был знаком со знаменитым актером, автором пьес и создателем эстетической теории театра Но Дзэами Мотокиё (1363—1443) и хлопотал о возвращении Дзэами, когда тот был сослан на остров Садо; встречался с зятем Дзэами — Компару Дзэнтику (1405— 1471), который широко использовал философию Дзэн в своих пьесах. Мурата Дзюко (1422—1502), один из создателей чайной церемонии, обучался Дзэн у Иккю. Увлечения Иккю были чрезвычайно разносторонни, он занимался сложением китайских стихов, каллиграфией, монохромной живописью, играл на флейте сякухати и создавал композиции для нее. Таким образом, Иккю не только проповедью распространял дзэнский взгляд на мир, но и практическим применением философии Дзэн оказал огромное влияние на различные сферы культуры и искусства.
Здесь мы хотим представить один из тех текстов об Иккю, которые стали широко известными благодаря распространению ксилографической печати в эпоху Эдо (1603—1868). Этот текст,
158
В.А.Онищенко
«Рассказы об Иккю» (Иккю:-банаси), был напечатан в 1668 г. и состоит из 4 свитков, в которые вошли 43 истории и ряд стихов. Автор «Рассказов» неизвестен, а сам текст был написан около 1664 г., если верить словам в конце «Рассказов»: «Ныне прошло уже 183 года (со смерти Иккю)». Публикация «Рассказов об Иккю», видимо, вызвала рост интереса к личности Иккю Содзюна, о чем говорит факт неоднократного переиздания «Рассказов»; кроме того, появляются и другие сочинения, посвященные жизни Иккю — «Рассказы об Иккю в Канто» (Иккю: Канто.-банаси) и «Повести об Иккю, (собранные) из разных провинций» (Иккю: сёкоку моногатари) в 1672 г., «Продолжение рассказов об Иккю» (Дзоку Иккю:-банаси) в 1731 г., «Иллюстрированные повести об Иккю, (собранные) из разных провинций» (Иккю: сёкоку моногатари дзуэ) в 1836 г. и др.
Основой «Рассказов об Иккю» служили как документальные свидетельства, созданные в XV в., так и предания о нем, и в «Рассказах» мы видим уже полуфольклорный образ Иккю. Каким же остался в памяти народа Иккю Содзюн?
При жизни Иккю его эксцентричные выходки потрясали не только столицу, но и жителей тех провинций, куда доходили слухи о нем, и после его смерти сказания о нем передавались письменно или устно на протяжении 6 сотен лет. Будучи монахом направления Риндзай (кит. Линьцзи)1, Иккю не был стеснен условностями в проповеди учения — так, в одно новогоднее утро он ходил по домам с черепом на палке, стучался, просовывал череп в дом и говорил: «Берегитесь!» Или же, будучи приглашен на похороны для посмертной проповеди, он швырнул труп в реку со словами «Лишь тело отбросив, можно спастись!»
Иккю с неприязнью относился к «чудесам», которые считались признаком святости тех, кто их сотворяет, и не упускал случая высмеивать как «святых», так и те чудесные явления, которые они якобы могли вызвать. Как написано в «Рассказах об Иккю», «в истинном учении чудес не бывает», и в тексте «Рассказов» можно видеть примеры такого его отношения к чудесам (см., например, ниже, в свитке 2 «Как монах-ямабуси спорил с Иккю о чудесах, а также о молитве, утихомирившей лающего пса»). Когда же о нем
Иккю Содзюн и "Рассказы об Иккю"
159
самом стали говорить как о живом Будде и что он якобы способен оживить приготовленную рыбу, попавшую к нему в рот, Иккю собрал толпу на зрелище, наелся рыбы и извинился, что не получается изрыгнуть ее назад, а потому придется ждать, когда она выйдет естественным путем.
Само собой, подобные действия не имели бы смысла, если бы не находили понимания у окружающих, и в «Рассказах» описано как недоумение тех, кто не сразу понял содержание поступков Иккю, так и толкование его проповеди, выраженной в действиях. Сострадание к живущим, проявляющееся пусть и очень эксцентричным образом, беспримерная живость ума и легкость характера привлекали к нему людей. В «Дайнихон яси»3 (1852) об Иккю говорится: «У Иккю был такой открытый и легкий характер, а рассказы — так интересны, что вокруг него собирались и старые, и молодые, и мужчины, и женщины, даже куры и воробьи приходили к нему». Необычайность его судьбы и запоминающиеся поступки послужили темой множества легенд и сказок о нем — даже для японского средневековья, богатого яркими личностями, образ Иккю как человека, родившегося во дворце и вместо уютной должности настоятеля какого-нибудь столичного храма избравшего стезю бродячего монаха, который удивлял людей необычными проповедями в духе Линъцзи, был единственным в своем роде.
Здесь мы приводим перевод нескольких рассказов об Иккю. Перевод выполнен по изданию: Канадзохисю: (Собрание записок канадзохи) / Ред. и ком. М. Таниваки, К. Иноуэ, М. Ока // Нихон котэн бунгаку дзэнсю (Полное собрание японской классической литературы) Т. 64. Токио: Сёгаккан, 1999.