Игровые упражнения как средство развития фонематического восприятия у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Усольцева А. Ю.,
учитель-дефектолог МДОУ «Детский сад комбинированного вида №79», г. Комсомольск-на-Амуре, Россия
Аннотация. В статье рассматривается проблема профилактической и коррекционной работы по развитию фонематического восприятия у детей с нарушением опорно -двигательного аппарата. Представлены этапы развития фонематического восприятия, примеры игр и упражнений.
Специфическая особенность человеческого слуха воспринимать звуки речи, не только, как физические явления, но и как смыслоразличительные единицы - фонемы. Эта способность обеспечивается наличием у человека сенсорного центра речи, расположенного в лицевой височной доле головного мозга. При выключении этого центра нарушается анализ и синтез звуков, составляющих словесную речь. Восприятие шумов и тонов, входящих в состав речи, может в этих случаях сохраняться, но различение их, как речевых звуков, то есть понимание речи становится невозможным.
К четырем годам дети с нормой речевого развития овладевают умением различать на слух все фонемы родного языка.
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата характерно наличие вторичных дефектов (зрения, слуха, интеллекта, эмоциональной сферы, речи, и т.п.), которые препятствуют их полноценному психическому развитию. Отмечается задержка и нарушение формирования всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетико - фонематической.
Для многих воспитанников характерно атипичное (патологическое) усвоение фонем, не совпадающее с последовательностью их усвоения при нормальном онтогенезе. Нарушение фонематического слуха, слухового восприятия не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем речи, а, следовательно, тормозит развитие связной речи, развитие мышления. (Левченко И.Ю. , 2001, с.38).
К нам в группы поступают дети:
- с недоразвитием и снижением фонематического слуха, при которых отмечаются трудности звукового анализа слов лишь с дефектно-произносимыми звуками (30% детей);
- с нарушением фонематического слуха: дети не различают звуки на слух, не выделяют звуки в словах, не могут повторить звуковые ряды (70% детей).
С детьми 3-4 лет проводим работу по развитию слухового восприятия, а работу по развитию фонематического слуха начинаем с 5-7 лет.
В связи с недоразвитием и нарушением слухового восприятия и фонематического слуха, слуховой памяти у детей возникает большое количество проблем:
- дети плохо понимают обращенную к ним речь;
- неверно ориентируются в окружающем;
- значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказывается связанным с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем, делает невозможным их правильное написание.
Без умения четко дифференцировать на слух фонемы родного языка нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным и полноценным
усвоение грамоты. В зависимости от структуры дефекта, сохранных функций, индивидуальной особенности ребенка осуществляем коррекционно-развивающую работу. Специфика работы такова, что коррекция осуществляется в совместной деятельности по обучению грамоте, и в индивидуальной работе.
Работа по формированию фонематического слуха и восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает звуки речи, правильно произносимые детьми. Одновременно, проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться более эффективных и скорых результатов фонематического восприятия.
Учитывая психологические особенности дошкольников, а так же требования в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования работу по данному разделу проводим в игровой форме.
Всю эту работу можно условно разделить на шесть этапов:
1 ЭТАП.
Цель: в процессе специальных игр и упражнений развивать способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно такие занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти.
На самых первых занятиях предлагаем послушать детям звуки за окном: что шумит? Что гудит? Кто кричит? Затем предлагаем послушать, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы.
«Угадайте, что я делаю?» - педагог льет воду, мнет бумагу, режет ее.
«Угадай, на чем играю?»
В работе избегаем хлопков в ладоши, топанья по полу стуков по столу, так как в этих случаях воспринимается не звучание, а колебания, вибрация по костной проводимости. Постепенно звуковой ряд усложняется и разнообразится.
2 ЭТАП.
Цель: научить детей различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки, ориентируясь на различную высоту силу и тембр голоса. Используются следующие игры:
«Угадай, кто позвал?» Детям предлагается поочередно называть имя водящего, который стоит к ним спиной. Водящий должен каждый раз определить, кто его позвал.
«Громко - тихо».
«Потерялись в лесу». Педагог показывает детям игрушку котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, близко (громко) или далеко (тихо). Подобно подбирается множество разнообразных упражнений.
«Животные и их детеныши». Детям раздаются образные игрушки и их детеныши(или их изображения на картинках). Педагог произносит звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую игрушку или картинку. Особое внимание на этом этапе следует уделять внимание детям - дизартрикам, у таких детей характерной особенностью является нарушение голоса и мелодико - интонационные расстройства. Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани, нарушением их мышечного тонуса и ограничением их подвижности. У таких детей голос слабый, тихий, иссекающий в процессе речи: нарушения тембра голоса (глухой, хриплый, сдавленный, прерывистый, ребенок не может произвольно менять высоту тона).
Именно поэтому дети с дизартрией на этом этапе задерживаются дольше всех. Работа с такими детьми начинается со стимуляции начальных голосовых реакций, выучиванием звукоподражания, которым придаём характер коммуникативной значимости.
Игра: «Кто, как кричит?» «Позовите детеныша». Большое внимание нужно уделяем детям с заиканием. На данном этапе вводим логоритмические упражнения,
способствующие развитию мимики лица и орального праксиса, слуховому вниманию и памяти, для ориентировки в пространстве и развития чувства ритма, то есть используем систему музыкально - двигательных, речедвигательных, музыкально - речевых заданий и упражнений (хороводы).
3 ЭТАП.
Цель: научить различать слова, близкие по звуковому составу. При этом используем следующие игры и игровые упражнения:
«Хлопни, когда услышишь неправильно произнесенное слово». Педагог показывает детям картинку и громко, четко называет «Вагон», затем объясняет детям: Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно следите, если я ошибусь, вы хлопните в ладоши. Аналогичная работа со словом «Бумага»: тумага, пумага, лумага... и другие.
«Подбери схожие по звучанию слова». Педагог выставляет в ряд картинки: ком, бак, сук, ветка, каток. Каждому выходящему к наборному полотну ребенку предлагается по одной картинке, которую он должен поставить под той картинкой, название которой более близко по звучанию: трава - дрова, лук - люк, банки - санки, мишка - миска.
4 ЭТАП.
Цель: научить дифференцировать слоги. Начинаем с игры:
- «Четвертый лишний». Педагог произносит слоговой ряд, например: «на-на-на-па» -дети определяют лишний слог. Постепенно задания усложняются, и в течение этого периода овладевают умением различать свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки.
- дидактическое упражнение «Запомни и повтори» «та-та-да, ка-га-ха» (от трех слогов и больше). Повторять потешки типа «са-са-са - в лесу бегает лиса» «со-со-со -отвалилось колесо» и другие; (используем экран, чтобы дети не видели артикуляционного уклада педагога при произнесении слогов).
Ведется работа по формированию слоговой структуры слов.
Цель: учить детей определять количество слогов в слове, начиная с двух - трех сложных слов: дети передают ритмический рисунок слов с помощью хлопков, отстукивания, выделяют ударный слог (мука - мука; замок - замок) - на этих примерах они легко понимают, как определять ударение в слове.
5 ЭТАП.
Цель: учить различать фонемы родного языка. Начинаем эту работу с дифференциации гласных звуков (дети 4-5 года), затем переходим к дифференциации согласных.
• Работа начинается с воспроизведения звуков на слух , педагог дает образец правильного произношения.
Игровое упражнение: «Повтори звуки за педагогом» (а - у - о - э - и)
• Самостоятельное выделение звуков:
Игровые упражнения: «Поймай звук»- дети называют слова, и выделяют голосом заданный звук, «Подбери слова с заданным звуком».
«Цепочка слов» на вербальной основе детям выполнять легче, на наглядной основе предлагаем выполнять как усложнение.
6 ЭТАП.
Цель: развивать навыки элементарного звукового анализа:
• Осуществляется анализ и синтез обратного слога типа «ап, ут, ок» при этом необходимо соблюдать определенную последовательность: сначала учим выделять последний согласный звук в слове, затем первый согласный, выделение гласного звука в положении после согласного под ударением. Например, очки, осьминог, окно,
• Затем дети овладевают звуко-слоговым анализом односложных слов типа: мак, кот, суп и двухсложных типа: луна, зубы.
Поэтапная систематическая работа способствует выработке тонких акустических дифференцирований, совершенствует фонематические представления и подготавливает к дальнейшей и планомерной работе по анализу звукового состава речи.
Литература
1. Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. институтов Л 69 по спец. «Дефектология»/ Л.С.Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др. - М: Просвещение, 1989.- 528 с.
2. Левченко И.Ю. Технология обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата /Левченко И.Ю. , Приходько О.Г. .- М.: Академия, 2001-С.5.
3. Рудик О.С. С детьми играем - речь развиваем (1 часть, 2 часть ). Учебно-методическое пособие : - М .: ТЦ Сфера, 2013. - 128 с. (Развитие речи шаг за шагом)
4. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. - СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010, - 320 с.