^ГРОБЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У МОЛОДЁЖИ
УДК 37.017:379.8 Н. С. Шарапова
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина
Б статье автор указывает на необходимость развития социально-культурной активности молодёжи как наиболее активной и передовой социальной группы, подчёркивает важность формирования у подрастающего поколения гуманистических ценностей, ценностных ориентиров. Поскольку личность гуманная, свободная не терпит авторитарной, принудительной системы социализации и воспитания, постольку именно досуг обладает необходимым педагогическим потенциалом для гармонизации ценностных систем человека и окружающего мира. Автор доказывает, что игра является наиболее эффективным методом при формировании гуманистических ценностей у молодого поколения, как доступная и увлекательная форма проведения свободного времени, соответствующая современным интересам молодёжи.
Автор приводит классификацию педагогических технологий, которые используются в образовательных проектах, а также называет их существенные признаки, анализирует роль игровых технологий при формировании личности, её ценностей и жизненных ориентиров. Автор подчёркивает, что игровые технологии оказываются наиболее выигрышными и эффективными при формировании гуманистических ценностей у молодёжи. Ключевые слова: гуманизм, гуманистические ценности, игра, игровые технологии, обучение, воспитание, молодёжный досуг.
N. S. Sharapova
Tambov State University named after GR Derzhavin, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Internatsional'naya str., 33, Tambov, Russian Federation, 392000
GAMING TECHNOLOGY IN THE FORMATION OF HUMANISTIC VALUES IN YOUNG PEOPLE
In the article author views humanism not as the praise of any individual personality but as a demanding and responsible attitude towards it which combines both personal and social interests. A humane and free personality cannot develop under an authoritarian system of socialization and upbringing, while leisure has the full teaching potential required for harmonizing the system of values of a person and their surroundings. The author provides the evidence that game, as an accessible and engaging type of leisure, meeting the interests of modern youth, proves to be the most effective way of teaching humanist values to young people. The term "game" in the article is understood as the process during which a person finds practical application to their knowledge and experience, investigates and broadens their understanding of the world, acquires new skills necessary for a successful life. Further in the article the features of a game are described which show the advantages of the given approach in shaping humanist values of young people. The
ШАРАПОВА НЕЛАМ СЕРГЕЕВНА — аспирантка кафедры социокультурной коммуникации и актёрского мастерства Института гуманитарного и социокультурного образования Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина
SHARAPOVA NELLI SERGEEVNA — doctoral student of Department of social and cultural communication and
acting, Institute of Humanities and social and cultural education, Tambov State University named after GR 151
Derzhavin
e-mail: [email protected] © Шарапова Н. С., 2015
author provides a classification of the teaching techniques used in educational projects, states their basic features, analyses their role in shaping the personality of young people, in forming their values and life principles. The author underlines that game techniques prove to be the most effective way of shaping humanist values of young people. Their strong entertaining and recreational potential allows them to fulfill complex teaching tasks. Game techniques stimulate activity of young people, motivate them for success, create the conditions for independent intellectual, creative and physical development, provide the opportunity to make decisions and take full individual and collective responsibility for them.
Keywords: humanism, humanist values, game, game techniques, learning, upbringing, leisure-time activities for young people.
Сегодня социальная сфера жизни российского общества характеризуется рядом негативных тенденций, среди которых утрата духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодёжи и взрослых. В период, когда многие из прежних идеалов престают быть значимыми, особое внимание необходимо уделять развитию социально-культурной активности молодёжи, формированию у подрастающего поколения гуманистических ценностей, ценностных ориентиров.
Суть современного гуманизма состоит в том, чтобы не провозглашать абстрактные права человека, а его самого считать неким эталоном. Гуманизм — это не восхваление любой личности, а требовательное и ответственное отношение к ней на основе сочетания личностных и общественных интересов. Гуманизм есть сохранение, поддержка и развитие в человеке человечности, и это должно относиться к каждому индивиду, независимо от его социального статуса [9].
Современное общество формирует определённый социальный заказ, образ востребованного, успешного человека. Это — личность образованная, обладающая правами и свободой выбора, принимающая самостоятельные решения в сложных жизненных ситуациях, нравственно ориентированная, гуманная.
Не трудно представить себе, на что способна молодёжь как наиболее активная и передовая социальная группа, обладающая большим потоком энергии, которой не задали определённый жизненный вектор. Это и достаточно безвредное баловство, предрассудки, сте-
реотипы в отношении определённых групп, и серьёзные преступления, связанные с проявлениями насилия против личности.
Безусловно, на уровне государства ведётся активная работа с молодёжью. В 2009 году члены Комитета по делам молодёжи Государственной Думы федерального Собрания Российской федерации выступили с инициативой и объявили в Российской федерации 2009 год Годом молодёжи. В этот год проблемы молодёжи получили широкую огласку и большое внимание со стороны СМИ. Но все методы информационных кампаний, как правило, направлены на борьбу со следствием проблемы, а не с её причиной.
формирование жизненных ценностей проходит в том числе и в процессе культурно-досуговой и образовательной деятельности. Идеалом субъекта образования должна стать личность свободная, творчески мыслящая, гуманная [2].
Личность гуманная, свободная не терпит авторитарной, принудительной системы социализации и воспитания. досуг, основанный на свободном и самостоятельном выборе, получает, как педагогический процесс, безусловные преимущества. Именно досуг, как доказано в трудах М. А. Ариарского, С. Н. Иконниковой, В. Т. Лисовского, В. А. Сухо-млинского, Э. В. Соколова, В. Е. Триодина, И. А. Новиковой, обладает серьёзным педагогическим потенциалом для гармонизации ценностных систем человека и окружающего мира, благодаря чему осуществляется социально-культурное развитие личности и формирование гуманистических ценностей.
Сегодня не так просто отвлечь молодых людей от компьютерных игр, планшетов и других гаджетов. Помимо традиционных форм организации досуга молодых людей, в настоящее время необходимо использовать новые формы работы, соответствующие сегодняшним увлечениям и интересам. Современный опыт показывает, что наиболее привлекательными формами для молодёжи являются игры. Данная форма организации досуга не только легко вовлекает молодых людей в процесс, но и может выполнять самые сложные педагогические задачи, создавать условия для формирования жизненных ценностей и ориентиров.
Игра, которая ещё в древние времена использовалась как метод обучения и воспитания, сегодня переживает период своеобразного ренессанса. Столь популярные виртуальные игры переродились и вышли в реальный мир. Как никогда стало модно играть в кве-стовые, ролевые и логические игры. Не удивительно, что первой поддержала эту тенденцию именно молодёжь.
Игровые технологии становятся наиболее эффективным способом не только организации досуга молодёжи, но и создания благоприятных условий для формирования гуманистических ценностей.
ф. Шиллер одним из первых стал рассматривать игру в качестве одного из действенных факторов формирования мировоззрения человека. Он считал, что человек в игре и посредством игры творит себя и мир, в котором живёт, что человеком можно стать, только играя. На значение игры как источника культуры обратил внимание нидерландский историк культуры й. Хейзинга. По его мнению, человеческая культура возникает и развёртывается в игре и как игра [1].
Игра — это вид деятельности, в процессе которого человек применяет уже накопленные знания и опыт, изучает и дополняет свои представления об окружающем мире, приобретает новые навыки, необходимые ему для успешной жизни. Игра способна раскрыть ещё неизвестные участнику иг-
ры собственные таланты, физические и интеллектуальные способности, а также развить уже имеющиеся. Игру как пространство «внутренней социализации» человека и средство усвоения социальных установок представлял себе Л. С. Выготский [3].
С. А. Шмаков выделяет следующие черты, присущие большинству игр:
• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию самого человека, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата («процедурное удовольствие»);
• творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);
• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);
• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития [8].
Таким образом, игра имеет много преимуществ в формировании гуманистических ценностей перед другими видами деятельности. Участие в игре всегда является добровольным, молодые люди порой сами инициируют проведение такого мероприятия. В независимости от результата игроки получают удовлетворение от проведённого времени в игровой атмосфере. Участники игры имеют определённую свободу в проявлении своего творческого, интеллектуального, физического потенциала. Игра многогранна и позволят раскрыться личности с разных сторон. Наличие правил в игре позволяет незамедлительно выстроить причинно-следственную связь между поступком и его результатом, что является безусловным педагогическим потенциалом игры.
Не случайно феномен игры изучали многие российские и западные учёные. Существенный вклад в понимание и толкование игры внесли такие западные психологи и философы, как Э. Берн, Р. Винклер, Г.-Х. Гадамер, Ж.-П. Сартр, 3. Фрейд. В отечественной нау-
ке теорию игры в аспекте выяснения её социальной природы, внутренней структуры и значения для психического развития ребёнка разрабатывали И. Е. Берлянд, Л. С. Выгодский, Д. Б. Эльконин, Н. Я. Михайленко, А. Н. Леонтьев и др. Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе, строение игровой деятельности разрабатывали Н. А. Аникеева, Н. Н. Богомолова, В. Д. Пономарев, С. А. Смирнов, С. А. Шмаков и др.
Интересен подход Е. И. Григорьевой [4] к разработке досуговых программ для молодёжной среды, в которых особый акцент она делает на развитии игровых технологий.
Сегодня учебно-воспитательная деятельность немыслима без использования игровых технологий. Г. К. Селевко полагал, что игровые технологии обучения являются проявлением локального (модульного) уровня педагогической технологии, то есть являются технологией отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решающей частные дидактные задачи [7]. Слово «технология» происходит от греческого слова: techne
— искусство, мастерство, умение и logos
— наука, закон. Дословно «технология» — наука о мастерстве [5]. Существует немалое количество классификаций педагогических технологий [7]: по уровню применения (общепедагогические, отраслевые, предметные, локальные, модульные, узкометодические); по философской основе (материализм и идеализм, диалектика и метафизика, гуманизм и антигуманизм, антропософия и теософия, прагматизм и экзистенциализм); по ведущему фактору психического развития (биогенные, социогенные, психогенные, идеалистические); по концепции усвоения (ассоциативно-рефлекторные, развивающие, интериоризаторские, бихевиористские, геш-тальт-технологии, суггестивные, нейролин-гвистические); по ориентации на личностные структуры (информационные ЗУН, операционные СУД, саморазвития СУМ, формирования СЭН, формирования СДП, эвристические); по характеру содержания и структуры (обучающие и воспитательные, свет-
ские и религиозные, общеобразовательные и профессиональные, гуманистические и технократические, монотехнологи, политехнологии, проникающие технологии); по организационным формам (классно-урочные и альтернативные, академические и клубные, индивидуальные и групповые, коллективный способ обучения, дифференцированное обучение); по подходу к ученику (авторитарные, личностно-ориентированные, гуманно-личностные, технологии сотрудничества, свободного воспитания, эзотерические, дидакто-, социо-, антропо-, акдоцентриче-ские); по категории обучающихся (массовая технология, продвинутое образование, компенсирующие, виктимологические, технологии работы с трудными, технологии работы с одарёнными); по направлению модернизации существующей традиционной системы (на основе гуманизации и демократизации отношений, на основе активизации и интенсификации деятельности детей и молодёжи, на основе эффективности организации и управления, на основе методического и дидактического реконструирования материала, природосообразные, альтернативные, целостные технологии авторских школ); наконец, по преобладающему, доминирующему методу выделяют догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированное обучение, диалогические, развивающее обучение, поисковые, саморазвивающее обучение, компьютерные, творческие и игровые.
Мы согласны с В. А. Сластениным, который определил следующие существенные признаки технологии [6]:
• технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе её лежит определённая методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний, умений и навыков; технологии развивающей педагогики);
• технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается в строгом соответствии с целевыми установками,
имеющими форму конкретного ожидаемого результата.
Игровые технологии оказываются наиболее выигрышными и эффективными способами формирования гуманистических ценностей у молодёжи. Обладая развлекательно-рекреативными возможностями, игровые технологии способны нести самые сложные педагогические нагрузки. Игра — это модель человеческих отношений и их проявлений в различных ситуациях. Интересный отдых перерастает в обучение, терапию, творческий процесс. Именно в игре можно прожить реальные жизненные ситуации. На основе игрового опыта молодые люди способны делать правильные выводы, определять для себя линию поведения, выбирать жизненные ориентиры. Различные педагогические технологии способству-
ют усвоению нового материала, закрепляют пройденный материал, развивают коммуникативные навыки, образное мышление, что, безусловно, способствует развитию гармоничной и гуманной личности. Однако именно игровые технологии способны активизировать деятельность молодых людей, спровоцировать мотивацию достижения, создать условия для интеллектуального, творческого и физического развития, дать возможность принимать решения и нести за них как личную, так и групповую ответственность. Все это позволяет сократить время накопления опыта и сформировать, на основе этого опыта, собственные жизненные ориентиры. Таким образом, игровые технологии играют ведущую роль в формировании гуманистических ценностей у молодёжи.
Примечания
1. Аникеева Н. П. Специфика игровой ситуации // Педагогика и психология игры : межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск : НГПИ, 1989.
2. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. С. 11—17.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. Москва : Педагогика, 1991. 480 с.
4. Григорьева Е. И. Социально-педагогические особенности разработки досуговых программ, направленных на преодоление ксенофобии в молодёжной среде // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 11 (115). С. 181—185.
5. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография. Москва : Педагогическое общество России, 2008. 128 с.
6. Сластенин В. А., Исаев И. Ф. и др. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Москва : Школа-Пресс, 1997. 512 с.
7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие. Москва : Народное образование, 1998. 256 с.
8. Цветкова Л. А. Использование компьютера при обучении лексики в начальной школе // Иностранные языки в школе. 2002. № 4. С. 25—27.
9. Шубина О. А. Гуманистические ценности в структуре жизненных ориентаций студенческой молодёжи : автореф. дис. на соиск. учен. ст. кандидата социологических наук : 22.00.06 Социология культуры, духовной жизни / Шубина Ольга Александровна. Екатеринбург, 2008.
References
1. Anikeeva N. P. Spetsifika igrovoi situatsii [Specifics of a game situation]. Pedagogika i psikhologiia igry [Pedagogics and psychology of game]. Novosibirsk, 1989.
2. Bondarevskaia E. V. Gumanisticheskaia paradigma lichnostno orientirovannogo obrazovaniia [Humanistic paradigm of personally focused education]. Pedagogika [Pedagogy]. 1997, No. 4, pp. 11—17.
3. Vygotskii L. S. Pedagogicheskaia psikhologiia [Pedagogical psychology]. Moscow, Pedagogika Publ. [Pedagogy Publ.], 1991. 480 p.
4. Grigor'eva E. I. Sotsial'no-pedagogicheskie osobennosti razrabotki dosugovykh programm, napravlennykh na preodolenie ksenofobii v molodezhnoi srede [Social and pedagogical features of development of the leisure
programs directed on overcoming of xenophobia in the youth environment]. vestnik Tambovskogo universiteta. seriia: Gumanitarnye nauki [Bulletin of Tambov University, series: Humanities]. 2012, No. 11 (115), pp. 181-185.
5. Dybina O. V. Igrovye tekhnologii oznakomleniia doshkolnikov s predmetnym mirom. Praktiko-orientirovannaia monografiia [Game technologies of acquaintance of preschool children with the subject world. Practice-oriented monograph]. Moscow, Publishing house of the Pedagogical Society of Russia, 2008. 128 p.
6. Slastenin V. A., Isaev I. F., etc Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, Shkola-Press Publ. [School-Press Publ.], 1998. 512 p.
7. Selevko G. K. Sovremennye obrazovatePnye tekhnologii [Modern educational technology]. Moscow, Narodnoe obrazovanie Publ. [National education Publ.], 1998. 256 p.
8. Tsvetkova L. A. Ispol'zovanie komp'iutera pri obuchenii leksiki v nachal'noi shkole [Use of the computer when training lexicon at elementary school]. Inostrannye iazyki v shkole [Foreign languages at school]. 2002, No. 4, pp. 25—27.
9. Shubina O. A. Gumanisticheskie tsennosti v strukture zhiznennykh orientatsii studencheskoi molodezhi. Avtoreferat diss. kand. sotsiolog. nauk [Humanistic values in structure of vital orientations of student's youth. Synopsis cand. sociolog. sci. diss.]. Ekaterinburg, 2008.