Научная статья на тему 'ИГРОВОЕ СОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ'

ИГРОВОЕ СОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
игра / игровое сознание / воспитание / нравственность / коллективные игры / виртуальные игры / компьютерная зависимость / game / game consciousness / education / morality / collective games / virtual games / computer addiction

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Д В. Скрипко, Д С. Гляделов, Н В. Фомина

Огромную роль в воспитании современной молодежи принадлежит игре. Игра развивает необходимые для реализации в повседневной жизни способности, дает возможность удаленной коммуникации, но в то же время возникает и серьезная проблема – компьютерная зависимость современной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME CONSCIOUSNESS OF MODERN YOUTH

A huge role in the education of modern youth belongs to the game. The game develops the abilities necessary for implementation in everyday life, gives the opportunity for remote communication, but at the same time there is also a serious problem – computer addiction of modern youth.

Текст научной работы на тему «ИГРОВОЕ СОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 330

ИГРОВОЕ СОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Д. В. Скрипко, Д. С. Гляделов Научный руководитель - Н. В. Фомина

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

[email protected]

Огромную роль в воспитании современной молодежи принадлежит игре. Игра развивает необходимые для реализации в повседневной жизни способности, дает возможность удаленной коммуникации, но в то же время возникает и серьезная проблема -компьютерная зависимость современной молодежи.

Ключевые слова: игра, игровое сознание, воспитание, нравственность, коллективные игры, виртуальные игры, компьютерная зависимость.

GAME CONSCIOUSNESS OF MODERN YOUTH

D.V. Skripko, D.S. Glyadelov Scientific supervisor - N.V. Fomina

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

[email protected]

A huge role in the education of modern youth belongs to the game. The game develops the abilities necessary for implementation in everyday life, gives the opportunity for remote communication, but at the same time there is also a serious problem - computer addiction of modern youth.

Keywords: game, game consciousness, education, morality, collective games, virtual games, computer addiction.

Для современного общества характерны стремительные изменения, происходящие в политической, культурной, социальной, экономической жизни. Меняются моральные нормы, мировоззрение, взаимоотношения между людьми, семейные традиции, появляются новые ценности, привычки и интересы. Ежедневно на нас обрушивается огромный поток информации. И не все в состоянии выдержать быстрый ритм жизни. Наименее устойчивой к внешним воздействиям группой общества является современная молодежь, которая находится в состоянии постоянного стресса и испытывает растерянность перед будущим, что приводит к формированию спутанности, противоречивости во взглядах, суждениях, идеалах.

Отсюда и вытекает одна из ключевых проблем современного общества -безнравственность современной молодежи, решение которой требует объединения усилий родителей, педагогов, государственных и религиозных структур. Без существенных изменений в моральном воспитании молодых людей невозможно добиться построения действительно гуманистического, цивилизованного общества. Поэтому важнейшей задачей современного мира является развитие духовности молодежи, ее нравственности. А

Секция «Актуальные политические проблемы космоса и космонавтики»

воспитание является главным элементом в формировании нравственности, которое включает в себя в частности и игровое сознание.

Огромную роль в воспитании современной молодежи принадлежит одному из самых важнейших видов деятельности - игре. А что же такое игра и игровое сознание?

Игра - это свободная деятельность, которая осуществляется не по принуждению. Игра в своей основе бескорыстна, имеет качество импровизации, направлена на то, чтобы отойти от окружающей действительности. Потребность в любой игре - это компенсация того, что человек не обнаруживает в реальной жизни. Но очень страшно, когда человек полностью отходит от реальности, сознание начинает поглощаться игрой, происходит обессмысливание настоящей жизни. Человек получает простые удовольствия от упрощенных игровых форм.

Но несмотря на это, игра развивает необходимые для реализации в повседневной жизни способности.

Игра неразрывно связана с понятием игрового сознания - динамической системы взаимодействия субъекта с миром, в процессе которой раскрывается познавательная деятельность человека, регулируемая определенной целью. Уникальность человека -безграничность игрового сознания. Оно может возвращаться в прошлое, заглядывать в будущее, много раз повторять одно и то же действие. В игре человек обучается, познает новое. Игровое сознание человека формирует его личность, оно направленно на освоение форм поведения, на основе которых формируется нравственность личности.

К сожалению, современная молодежь почти не знает коллективных игр, - тех, в которые играли еще 5-7 лет назад. Коллективные игры сегодня почти полностью ушли из содержания воспитательной и образовательной деятельности школ, очень редко присутствуют в работе внешкольных учреждений, практически не свойственны семейным праздникам. Сборники игр остаются невостребованными ни родителями, ни учителями, ни преподавателями, несмотря на их широкий выпуск. Старые добрые игры заменяются виртуальными, что существенно обедняет воспитательный и образовательный процесс, заметно снижает качество подготовки. Ведь когда подросток играет в реальную игру, он преодолевает себя физически, интеллектуально, подчиняет свои действия правилам игры, проявляет чувство товарищества. Но гораздо проще находится в виртуальном мире - если что-то не выходит, можно просто выключить компьютер. Виртуальные игры стали фоном, привычным для современной молодежи, частью ее культуры, которая и отличает ее от других поколений. Вовсе неплохо, что современная молодежь много времени проводит в виртуальном пространстве. Плохо лишь то, что это время порой тратится бездумно и бесцельно.

Немаловажный плюс современных игр - возможность удаленной коммуникации. Играя, человек легко может общаться с теми, кто находится с ним в одной команде или просто наблюдает за игрой по видеосвязи, будь то обычные игроки, знакомые или друзья, которые могут находиться далеко от него, за несколько тысяч километров. Причем можно поддерживать не только письменную связь, но и видео, и голосовую. Но совсем печально смотреть на то, как пользуется этим молодежь. Виртуальное общение полностью вытесняет реальное, человеческое: даже если друг живет в соседней квартире, молодым людям легче позвонить по видеосвязи или отправить голосовое сообщение, чем пригласить товарища в гости и обсудить тактику игры, сидя за одним столом. Причина этому одна - доступность. Несколько десятков лет назад было сложно общаться с человеком на расстоянии, ведь письма доходили до адресата долго, поэтому при встрече люди были искренне рады друг другу, говорили допоздна и наслаждались общением. Проблема современного поколения состоит в том, что ему все слишком легко достается. Оно не хватается, не борется за шансы -привыкло к тому, что сегодня все доступно.

Но есть куда более серьезная проблема - компьютерной зависимость современной молодежи, в основе которой лежит уход от реальности и потребность в принятии определенной роли. В большинстве случаев это является средством компенсации жизненных

трудностей, проблем. При этом человек начинает себя реализовать в игровом мире, а не в реальном. Психолог Оксана Орлова убеждена: «Когда человек уходит в виртуальную реальность - это всегда чревато какими-то последствиями. Во-первых, это изменение состояния сознания, персонализация, когда человек не может понять кто он, какую роль он отыгрывает и как к нему относятся люди. Во-вторых, это просто уход в одиночество, потому что здесь ты не реализован, здесь ты мало кому нужен, и реальность действительная тебя не устраивает» [1]. Зависимая от компьютерных игр молодежь отличается повышенной тревожностью, проблемами во взаимоотношениях с близкими людьми. Любая компьютерная игра представляет собой упрощенную модель настоящей жизни, а компьютерная графика позволяет создать "эффект присутствия", чтобы играющий мог уйти от жизненных проблем. У игрока, увлеченного компьютерной игрой, возникает ощущение вечности существования. Опасность увлечения компьютерными играми состоит в том, что "в виртуальном мире может возникнуть виртуальная ответственность - то есть виртуальный мир позволяет убежать от ответственности в другой, третий, десятый... в вереницу виртуальных миров", поэтому важно понять: когда подросток оказывается в пространстве компьютерной игры, куда может завести его эта игра?

Сегодня огромное число игр связно с жестокостью, убийствами. В такие игры любят играть два типа подростков: агрессивные по своей природе и неуверенные в себе. Первые получают возможность дать выход агрессии, вторые - способ самоутверждения. И отсюда вытекает еще более страшная проблема - психологическая зависимость от жестоких компьютерных игр. Она изменяет сознание игрока: переживания, связанные с виртуальностью, он воспринимает как реальные, ему приятно сознавать свою мощь, силу. В кровь выбрасывается адреналин - подобно наркотику, он заставляет работать участки мозга, отвечающие за удовольствие. Если в спорте адреналин разрушается при движении, то в крови сидящего за компьютером человека он остаётся, разрушая нервную систему. Происходят страшные последствия, которые пагубно влияют на личность:

1) Нарушается самосознание человека: со временем человек уходит от реальной жизни, начать ощущать себя не личностью, а компьютерным героем;

2) Молодежь привыкает к тому, что удовольствие можно достичь без каких-либо серьёзных,волевых усилий. Как следствие, в реальном мире молодые люди перестают проявлять инициативу, становятся пассивными, происходит постепенная деградация, которая сказывается и на уровне образования и на уровне воспитания;

3) Нарушается семейная и социальная адаптация: молодые люди почти полностью уделяют время компьютеру, на этой почве начинают возникать конфликты в семье. Друзья, не разделяющие увлечение компьютерной игрой, могу в один момент отвернуться от такого человека;

4) Не все компьютерные игры предоставляются бесплатными - за дополнительные бонусы необходимо платить. Последствием покупок в игре могут стать долги. В надежде стать лучшим в игре, выиграть человек может занимать деньги у знаковых, красть, а затем продавать вещи из дома, брать кредиты;

5) Помимо того, что при постоянном нахождении за компьютером страдает психика человека, ухудшается и его физическое состояние: человек начинает плохо видеть, появляется избыточный вес.

Психолог профессор Рейнальдо Перес Ловелле отметил, что агрессивное и аффективное поведение современных подростков обусловлено теми ценностями, которые навязываются компьютерными играми. Если общепринятые нормы не передаются детям родителями, дети заимствуют их из другого источника. Самыми значимыми альтернативными источниками для детей сегодня становятся компьютерные игры и телевидение. Ценности, которые проповедуют компьютерные игры, формируются сценаристами компьютерных игр. Они

Секция «Актуальные политические проблемы космоса и космонавтики»)

искусственны, ведь существуют лишь в воображении авторов, и в соответствии с этими ценностями принимают решения только персонажи игр [2, с. 1].

Если ценности мира родителей оказались для детей менее значимыми, то ценности мира компьютерных игр начинают брать вверх. Как отмечалось выше, огромное число современных игр связно с жестокостью и убийствами. А так как родители перестают воспитывать детей в рамках традиционной морали, то когда в реальной жизни человек стоит перед выбором: например, украсть или нет - он не чувствует себя нарушителем закона или заповеди, а наоборот, ощущает удовлетворение, поскольку делает то же самое, что и его любимый компьютерный герой. Как следствие, компьютерные игры уменьшают социальный запрет на опасные для общества деяние.

Значит, воспитательный эффект от большинства компьютерных игр ставится под сомнение, ибо их смысл зачастую сводится к нарушению установленных норм. Особенно увлечены компьютерами так называемые "проблемные дети", дети с заниженной самооценкой, испытывающие трудности в общении со сверстниками. Чем больше у подростка психологических барьеров в жизненной реальности, тем глубже он погружается в реальность виртуальную. Одновременно с этим в мире нарастает тревога за будущее молодежи, подверженной влиянию компьютерных игр.

Современная молодежь должна понять, как ей повезло - жить в мире высоких технологий, где нужно быть образованным и воспитанным, умеющим прикладывать максимальные усилия для достижения целей, совершенствоваться, заниматься самообразованием, одним слов быть достойным этого времени. Нужно представить, как жили люди раньше и наконец, начать ценить то, что у нас есть сегодня.

Библиографические ссылки

1. Сеферинкина Ю. Виртуальная реальность - какие опасности она несет? //Репортаж 5 канала, 2012.

2. Рыбьянов М. Смертельно азартные игры. // Известия, 2002.

© Скрипко Д. В., Гляделов Д. С., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.