Научная статья на тему 'ИГРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ'

ИГРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
дидактические игры / игровые технологии / обучение / образовательная деятельность / уроки химии

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева М. М., Нагиев Х. Д., Ахмедова Н. Ф.

В время дидактические игры активно включаются в учебные программы по химии, чтобы стимулировать научное мышление студентов и их интерес к предмету. Новые стандарты образования характеризуются поиском новых эффективных подходов для совершенствования методов, форм, способов и содержания обучения. Игровое обучение является одной из идеальных стратегий обучения, поскольку оно развивает «практические» и «мысленные» навыки учеников на уроках химии. Педагоги химии должны стремиться к тому, чтобы на уроках химии ученики не только вооружались знаниями, но и развивали логическое мышление, навыки запоминания, креативность. Статья посвящена вопросам разработки методического использования дидактических игр как разновидности образовательной педагогической деятельности на уроках химии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИГРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ»

Преимущества: гибкость, доступность, персонализация обучения. Сложности: необходимость технической грамотности преподавателей и студентов. Обучение на основе проблем (Problem-Based Learning, PBL). Метод предполагает самостоятельное изучение студентами материалов для решения заданной проблемы.

Преимущества: развитие аналитических и исследовательских навыков. Сложности: требует времени и руководства со стороны преподавателя.

Тенденции внедрения новых методов. Гибридное обучение. Комбинированное использование традиционных методов и онлайн-инструментов становится стандартом в образовании.

Пример: лекции в аудиторных классах с последующим выполнением онлайн-заданий. Подготовка преподавателей. Эффективное использование новых методов требует специальной подготовки и повышения квалификации педагогов.

Сопротивление изменениям. Некоторые преподаватели и студенты предпочитают традиционные методы обучения, что замедляет процесс внедрения инноваций.

Заключение. Новые методы обучения студентов открывают широкие возможности для повышения эффективности образовательного процесса. Проектное обучение, цифровизация, симуляции и геймификация уже доказали свою результативность и продолжают развиваться. Однако для успешного внедрения инноваций требуется решение организационных, финансовых и технических проблем. Будущее образования связано с интеграцией технологий, индивидуализацией обучения и формированием компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности в условиях цифровой экономики.

Список использованной литературы:

1. Брайан Трейси. Эффективное обучение: современный подход. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2021.

2. Международный совет по образованию. «Цифровые технологии в образовании: вызовы и перспективы», 2022.

© Акгаева М.Дж., Худайбердиева М., Сейиитмаммедова А.Т., Аймырадов К.Б., 2024

УДК 37.026.8

Алиева М.М.

магистрант 2 курса г. Баку, Азербайджан Нагиев Х. Д., профессор, БГУ г. Баку, Азербайджан Научный руководитель: Ахмедова Н. Ф., кандидат химических наук, БГУ г. Баку, Азербайджан

ИГРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ

Аннотация

В время дидактические игры активно включаются в учебные программы по химии, чтобы стимулировать научное мышление студентов и их интерес к предмету. Новые стандарты образования характеризуются поиском новых эффективных подходов для совершенствования методов, форм,

способов и содержания обучения. Игровое обучение является одной из идеальных стратегий обучения, поскольку оно развивает «практические» и «мысленные» навыки учеников на уроках химии. Педагоги химии должны стремиться к тому, чтобы на уроках химии ученики не только вооружались знаниями, но и развивали логическое мышление, навыки запоминания, креативность. Статья посвящена вопросам разработки методического использования дидактических игр как разновидности образовательной педагогической деятельности на уроках химии.

Ключевые слова:

дидактические игры, игровые технологии, обучение, образовательная деятельность, уроки химии.

Целью образовательных реформ, проводимых в системе образования нашей страны в современное время, является воспитание молодого поколения способного творчески мыслить, выдвигать смелые идеи и уметь их отстоять.

Современные образовательные стандарты заставили с новой точки зрения взглянуть на качество школьных предметов, и в том числе, на уроки химии. В настоящее время основные функции педагога должны сводиться к направлению школьников к познанию нового материала и развитию у них

способности применять полученные теоретические знания в своей практической деятельности [1].

Постепенное увеличение умственной нагрузки школьников на уроках заставляет учителей задуматься над методами и формами возможности поддержания познавательной активности учащихся к новому материалу на протяжении всего урока химии.

Повышение интереса учеников к урокам химии зависит от того, как учитель проводит урок. Для успешного проведения занятий по химии очень важно свободно владеть методами и приемами обучения, выбирать наиболее эффективные, исходя из соответствующей ситуации на уроке, эффективно, правильно и творчески использовать их. Поэтому в процессе обучения каждый преподаватель должен:

• самостоятельно проанализировать урок и устранить отдельные его недостатки;

• постоянно стремиться к инновациям, проводить научные и методические исследования;

• урок должен быть подготовлен творчески.

Современное химическое образование опирается на социально-конструктивистский подход к обучению: ученики конструируют новые знания, обсуждая и исследуя их вместе [2]. Каждый ученик играет активную и ответственную роль в процессе обучения. Роль учителя, в свою очередь, заключается в том, чтобы направлять и поддерживать этот процесс. Доказано, что позитивное восприятие своих способностей и химии как школьного предмета повышает эффективность обучения. Это одна из причин, по которой необходимо использовать методы преподавания и обучения, способствующие как развитию способностей учеников в области химии, так и тому, что им нравится химия как школьный предмет. Дидактические игры являются именно таким методом преподавания и обучения. Игра - неотъемлемая часть детства, юности и взрослой жизни. Игра превращается в игру, когда в ней появляются строгие правила, цель и разрешенные приемы для достижения цели. Победа - типичная цель, влияющая на конкуренцию между игроками. В целом, игра - это действие и принятие решений: каждое решение, принятое игроками, приводит к изменениям, которые меняют всю игровую систему и создают новые смыслы. При осуществлении дидактических игр ученик выступает в роли игрока. Игра при образовательных игровых технологиях дает ученикам возможность взять на себя ответственность за собственное обучение. Такие игры также способствуют развитию взаимодействия между учениками, а также совместному усвоению новых знаний. Другими словами, с помощью образовательных игр можно реализовать социально-конструктивистский способ обучения. Но именно учитель должен найти подходящую игру для определенной задачи, явления, навыка или знания, которые необходимо усвоить. Несмотря на то, что в играх обычно присутствует соревновательный элемент, замечено, что совместные цели способствуют прогрессу обучения больше, чем индивидуальные. В совместных играх ученики

сосредоточены на общей цели и благодаря этому они играют более рационально и совершают меньше ошибок. Часто выбор в совместной или кооперативной игре отличается от индивидуальной игры.

Не только победа, но и новые знания должны быть значимы дидактической игре. В каждой игре должна быть определенная степень неопределенности и неожиданности: тогда тот, кто овладеет знаниями о содержании, не будет очевидным победителем [3].

В образовательной системе, развивающейся изо дня в день, учителя должны использовать игровые технологии в учебном процессе, не допуская пассивности некоторых учеников, но при этом и не утомляя их.

Правильно используемые игровые технологии играют большую роль в изучении химии и формировании интереса к предмету. С помощью игровых методов можно успешно реализовать процессы обучения, воспитания и развития, являющиеся ведущими функциями образования. Игра на уроках химии - это форма поведения, направленная на приобретение и активацию социального опыта.

Процесс изучения уроков химии с использованием игровых технологий разделен на дидактическое, развивающее и образовательное направления [4]. По характеру учебного процесса процесс обучения игровым методом можно разделить на следующие группы:

1. Контроль и обобщение учебного процесса.

2. Познавательная, обучающая, развивающая;

3. Творческий, репродуктивный, продуктивный;

4. Диагностический, коммуникативный;

В процессе обучения с применением игровых технологий у ученика повышается творческий потенциал, развивается его мышление, повышается интерес к предмету, повышается качество полученных знаний [5]. Установлено, что, если ученик активно участвует в процессе обучения с помощью игр, он запоминает около 90%, при этом в памяти сохраняется 50% зрительной и 40% слуховой информации, что связано с тем, что в ходе игры активизируются все органы чувств ученика.

Игры, используемые при обучении химии, делятся на познавательные, творческие, сюжетно-ролевые и т. д. в зависимости от цели применения. Эти игры позволяют учащимся понять учебный материал, закрепить материал и решить различные задачи, используя свои творческие способности и общие навыки.

При проведении занятий игровым методом следует обратить внимание на следующие основные принципы.

- Соответствия содержанию и целям обучения;

- Доступность;

- Наличие соотвествующего сценария игры;

- Организация сотрудничества и общения в игре;

- Разнообразие и богатство игрового контента;

- Систематизация игровых этапов;

- Использование соответствующих техник и инструментов;

- Использование разных типов игр;

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сказать, что использование дидактических игр на уроках химии стимулирует познавательную активность и мотивационно-творческую направленность школьников в процессе формирования универсальных знаний.

Креативность и любознательность, воспитанная учителем в своих подопечных во время игр, могут быть рассмотрены как потребность личности в новых знаниях. Горячее стремление учеников к победе во время дидактических игр и новым творческим достижениям выражается в желании обучающихся самым лучшим образом выполнить все правила и задания игры. В связи с этим, в настоящее время, как никогда прежде, школьным учителям химии необходимы хорошие навыки и умения для применения обучающих игр.

Список использованной литературы:

1. Morris B.J., Croker S., Zimmerman C., Gill D., Romig C. Gaming science: the "Gamification" of scientific thinking // Frontiers in psychology. 2013. V. 4. P. 607-612.

2. Tuomisto M. Educational games in chemistry education // Journal of Helsinky / 2016. V. 5. P. 155-163.

3. Сафина Л. Г., Шацких Ю. А. Методика использования игровых технологий на уроках химии // Электронно-научно списание «Парадигма». 2019. №1. С. 78-81

4. Tashmatova R.V., Ruziyev I.X., Mukhamadiev A.N., Bebitova K.E., Xurramova Z.V. // Comments On The Use Of Didactic Games In Chemistry Lessons. // World Bulletin of Social Sciences. 2023. V.21. P. 131-133.

5. Сафина Л.Г. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии с помощью игровых технологий //Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 102-104.

© Алиева М.М., Нагиев Х. Д., 2024

УДК 37

Аннамырадова М., студент Айдогдыева Г., студент. Джумаева Л., студент Международного университета гуманитарных наук и развитий.

Ашхабад, Туркменистан.

О ЯЗЫКЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Аннотация

Язык — это не только средство общения, но и важнейший инструмент выражения мыслей, эмоций и культурных ценностей. Он играет центральную роль в формировании личности, социальной идентичности и национального самосознания. Без языка невозможно представить себе развитие общества, науки, искусства и технологий. В данной статье мы рассмотрим роль языка в жизни человека, его функции и значение для разных сфер человеческой деятельности.

Ключевые слова: язык, инструмент, эмоций, культурных ценностей, науки.

Annamyradova M.,

student. Aydogdyyeva G., student. Jumayeva L.,

student.

International University of Humanities and Development.

Ashgabat, Turkmenistan.

ABOUT LANGUAGE AND ITS IMPORTANCE IN HUMAN LIFE

Abstract

Language is not only a means of communication, but also a vital tool for expressing thoughts, emotions

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.