ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
В. Д. Пономарев
доктор педагогических наук, профессор кафедры режиссуры
театрализованных представлений и праздников, проректор по творческой и международной деятельности Кемеровский государственный университет культуры и искусств
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА -РЕЖИССЕРА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
И ПРАЗДНИКОВ
Если обратиться к будущему системы высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства в РФ, то концепция ее развития видится в определении: «культура, основанная на знаниях». Оно в полной мере выражает компетентностное измерение этой образовательной концепции, что, в свою очередь, наглядно демонстрируют макеты образовательных стандартов третьего поколения.
Главные требования стандартов третьего поколения - это компетенции специалиста. Компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. В нашем случае - в области режиссуры театрализованных представлений и праздников. Соответствующие профессиональные компетенции специалиста в свою очередь выступают в качестве необходимой базы становления профессиональной культуры личности, которая соединяет высокую степень профессионального мастерства с общей культурой человека.
Какие же знания, умения и личностные качества определяют сегодня «понятийное поле» профессиональных компетенций специалиста в области режиссуры театрализованных представлений и праздников?
К уже сложившимся, устоявшимся, так сказать «непререкаемым» компетенциям можно отнести:
1. Комплекс личностно-профессиональных качеств специалиста, а именно - развитая способность к чувственному восприятию мира, образное мышление, ярко выраженная творческая фантазия, творческие способности в том или ином жанре искусства.
2. Профессиональные качества специалиста, а именно -
а) знание истории и теории классической драматургии и мастерства актера, знание характерных черт театрализации как творческого метода в режиссуре массовых форм театральных искусства, игровой технологии праздничных форм культуры;
б) умение реализовать свой художественный замысел, как при написании драматургической основы (сценария), так и в процессе создания различных театрализованных или праздничных форм;
в) владение практическими навыками режиссуры и исполнительского мастерства актера, способами применения разнообразных средств художественной выразительности в процессе создания различных театрализованных или праздничных форм; владение приемами творческого монтажа документального и художественного материала различных форм и жанров искусства в целостную композиционно завершенную массовую форму театрального искусства; владение методами режиссерского анализа художественных произведений и произведений искусства.
С 80-х гг. прошлого столетия существенно меняется соотношение инновационных и традиционных творческих компонентов в стратегиях профессиональной деятельности. Это вызвано наступлением высокотехнологических мировоззренческих и культурных алгоритмов, инноваций и динамизма. На первом плане культурного пространства появляются информационные технологии и медийное измерение искусства и культуры, концептуальное искусство, «творческие индустрии», основанные на прямом использовании традиционных ресурсов культуры.
Следовательно, при становлении профессиональной культуры специалиста-режиссера важно понять, на какой профессиональный образ человека оно нацелено. Профессиональный образ - это не только представление о форме и содержании профессиональной деятельности специалиста, необходимой степени его компетентности, а целостное видение образа жизни специалиста, связанного с другими формами и видами жизнедеятельности человека. профессиональный образ специалиста утверждает ценность самой профессии и профессиональной деятельности, формирует профессионально-технологическую базу для развития «творческих индустрий» и нового качества социокультурной среды. Здесь необходимым и обязательным компонентом профессиональной деятельности является потребность в специалистах, способных создавать принципиально новые алгоритмы и технологии постановочной деятельности.
Технологический менталитет является важнейшим компонентом современной цивилизации, необходимым для ее функционирования и развития «творческих индустрий».
К разряду существенных признаков понятия «технология профессиональной деятельности» могут быть отнесены:
1) целенаправленное разграничение процесса деятельности на отдельные этапы и последовательно сменяющие друг друга операции;
2) непременным условием достижения искомых результатов деятельности становится фиксирование способов выполнения каждой фазы и операции;
3) соответственно, оптимальным условием достижения эффективности деятельности является специализация деятельности в конкретных фазах процесса;
4) специализация деятельности и вместе с этим интеграция разнородных в прошлом видов деятельности в систему внутренне связанных процедур и операций;
5) интегративность процесса профессиональной деятельности создает объективные условия для развития и использования различных направлений научного знания.
Следовательно, алгоритм соответствующей профессиональной технологии определяют следующие составляющие - цель и организованность (упорядоченность), поэтапность действий, однозначность выполняемых процедур, существование предварительного знания о процессе, подлежащем технологизации, наличие пространственно-временного интервала, в котором реализуется конкретная профессиональная технология.
Существенной особенностью творческой технологии, в отличие от производственной, является следующее: преобладающая роль субъекта (человека, специалиста, режиссера) открывает возможность для многообразия (вариативности) проявлений (модификаций) одной и той же постановочной технологии. В постановочных технологиях однозначность должна проявляться лишь в общих требованиях к процессу, которые не лишают специалиста возможности действовать творчески. Этим определяется культу-ротворческая сущность игровой технологии праздничных форм культуры.
Системообразующим фактором в развитии творческого начала выступает игровая культура специалиста, которая, с точки зрения компетентностного подхода, понимается как система творческих, преобразующих умений и способностей личности в области празднично-игровой культуры. Именно освоенные знания, полученные умения и сформированные навыки служат показателем профессиональной компетентности специалиста и обеспечивают качество его профессиональной деятельности.
Театрализованная игра в профессиональной практике праздничных форм культуры уже неоднократно рассматривалась в качестве эффективного социально-педагогического и художественно-эстетического метода (Д. М. Генкин), организуя как художественное содержание праздничных форм культуры, так и творческую инициативу, деятельность участников. Художественно-образная система как выражение празднично-игрового мироощущения, духовно-эстетического, ценностного, эмоционально-чувственного начал находит свое выражение в семиосфере праздника (О. Л. Орлов). Как празднично-игровая деятельность, театрализованная игра может выступать для одних участников праздника в качестве непосредственного активного занятия, а для других - в форме праздничного зрелища. В этом случае театрализованная игра выполняет функцию социально-психологического резонатора (А. А. Конович), усиливающего и преобразующего переживания «человека играющего» в необходимый и адекватный эмоционально-праздничный настрой. А организационно-технологические принципы (Е. В. Руденский) обеспечивают функционирование всей празднично-игровой системы общения - принцип состязательности, принцип ритуализации, принцип зрелищности, принцип маскировки поведения. Вместе с тем для социально-педагогической теории и практики праздничной игры остается открытым вопрос преобразования эмоционально-чувственного состояния человека в факт его непосредственной игровой деятельности, то есть вопрос адекватной социально-педагогической методики перехода «человека обыденного» в «человека играющего», человека празднующего.
Игровую технологию в этом случае необходимо рассматривать как специализированную технологию постановочной практики специалиста - режиссера театрализованных представлений и праздников.
Игровая технология - это система проективной (или проектной) целенаправленной деятельности по выявлению культурных, социально-психологических, педагогических и других закономерностей и принципов с целью определения, выработки, конструирования и использования в режиссерской практике эффективных игровых моделей праздничного общения.
В целом стратегия профессиональной деятельности специалиста связана с последовательной и поэтапной реализацией положений, принципов, способов, приемов в определенной технологической системе, объединяющих природу «человека играющего» и праздничную культуру.
Методологический уровень игровой технологии по своим структурно-смысловым компонентам формирует «пространство» игрового знания. Это научные идеи и представления о должном в игровой культуре.
Простраивание специалистом собственной профессиональной деятельности возможно только на основе глубокой рефлексии; специалист должен уметь осуществлять ретро- и перспективную рефлексию собственной профессиональной деятельности. Однако способность специалиста простраивать (анализировать и проектировать) профессиональную деятельность, осуществлять рефлексию будет определяться условием овладения методологией, то есть теорией профессиональной деятельности.
Такой теорией профессиональной деятельности в социально-педагогической практике празднично-игровой культуры, по нашему мнению, выступает игрология. Игроло-гия, как теория игровой культуры, является для специалиста источником формирования соответствующего понятия об игре, знания о пространственно-временной структуре игровой деятельности.
Организационно-функциональный уровень игровой технологии решает задачи проектирования и разработки составляющих игровой деятельности и игрового взаимодействия участников праздника.
Деятельностный уровень игровой технологии решает задачи обеспечения условий творчества «человека играющего» в праздничных формах культуры.
Игровые формы праздника, протекающие по своим законам, - искусственные образования, которые проектируются, конструируются и моделируются специалистами; именно референтная группа игры (или референты игрового общения), как специальная группа участников, владеющих игровым знанием, обладающих коммуникативно-организующими навыками, является «транзитом» игровой культуры в праздничных формах.
Освоенные знания, полученные умения и сформированные личностные качества служат показателем профессиональной компетентности специалиста и обеспечивают качество его профессиональной деятельности:
1) концептуальная компетентность, преодолевающая «методологические разрывы» в системе профессионального знания и игрологии, предполагающая понимание теоретических основ профессиональной постановочной деятельности;
2) технологическая компетентность - умения и способности в области игровой технологии;
3) личностная игровая культура специалиста - операциональные умения и способности в игровой сфере деятельности.
В современном технологически развитом обществе профессиональные знания, умения и навыки - явления неустойчивые, быстро утрачивают актуальность своего содержания и стабильное соответствие реальным процессам и явлениям в профессиональной сфере. Мобильность профессионального мышления и деятельности, преодоление стереотипов выступают здесь критериями эффективности профессиональной деятельности и, соответственно, - профессиональным требованием к компетенции специалиста. Следовательно, профессиональная компетентность включает:
4) креативность - способности специалиста к стратегическому мышлению в изменяющихся условиях профессиональной деятельности, предвидение перспектив и способность к инновационным решениям.
Профессиональная деятельность специалиста основывается на соответствующей технологической модели - игровой технологии, которая и составляет обеспечение его профессионально-практической деятельности, а связанные с ней знания, умения и личностные качества обозначаются как его профессиональная компетенция.
Игровая технология как структурная модель профессиональной деятельности специалиста определяет содержательные стороны творческого процесса, а именно - структуру, способы и этапы проектирования и постановки конкретных игровых моделей праздника.
Н. М. Генова
кандидат философских наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ КУЛЬТУРЫ В ОМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ. Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО: РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
Образовательное пространство современных учебных заведений сегодня характеризуется напряженным поиском новых направлений, новых педагогических технологий, нового качества подготовки специалистов культуры, переходом от парадигмы «воздействия» к парадигме взаимодействия с участниками социально-культурных объединений. Стремление объединить усилия образования с практикой культурного строительства,
99