с малыми городами, где больше требуется ординации различных субъектов сферы
проявлений души и отношений, основанных культурно-досуговой деятельности как инна чувстве» [4, с. 1-12]. ституциональных (государственных, коммер-
Развитие интеллектуального досуга ческих и ряда общественных структур), так
в городах зависит также от наличия и эф- и самоорганизованных досуговых объедине-
фективности систем коммуникации и ко- ний.
Литература
1. Бабаева А. В. Человек в городском культурном пространстве // Философия ХХ века: школы и концепции. - СПб.: Санкт-Петерб. филос. общество, 2001. - С. 27.
2. Букин А. Г. Культурное пространство и пространство культур (региональный аспект): автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13. - Чита, 2006. - С. 12.
3. Галич З. Н. Глобализация и мегаполизация: новые пути перемен и переходов // Город в процессах
исторических переходов: теоретические аспекты и социокультурные характеристики / отв. ред. Э. В. Сайко. - М.: Наука, 2001. - С. 291-292.
4. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. - 2002. - № 3. - С. 1-12.
5. Сайко Э. В. Город как среда и субстанция - субъект, образующий индивида // Мир психологии. -
1995. - № 4.
6. Социология города: учеб. пособие. - М.: Новый учебник, 2004. - С. 108.
7. Тыхеева Ю. Ц. Человек в городском пространстве (философско-антропологические основания урба-
нологии): дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.13. - СПб., 2003. - 335 с.
УДК 373. 22
В. Д. Пономарев
ИГРОВАЯ КУЛЬТУРА ПРАЗДНИКА: ОТ ФЕНОМЕНА К ПРОФЕССИИ
В статье раскрывается сущность феномена игры в праздничной культуре. Ключевым понятием профессиональной культуры специалиста является «игровая культура», которая определяет «понятийное поле» компетенций в области режиссуры театрализованных представлений и праздников. Игровая технология обосновывается как специализированная технология, обеспечивающая реализацию природы «человека играющего» в пространстве праздничных форм культуры.
Ключевые слова: игровая культура, компетенции специалиста, праздничная культура, игровая технология.
V. D. Ponomarev
PLAY CULTURE OF HOLIDAY: FROM THE PHENOMENON TO PROFESSION
The article reveals the essence of the play phenomenon in holiday culture. The key concept of specialist’s professional culture is “play culture» which defines the “conceptual field» of competencies in the sphere of directing theatrical performances and celebrations. Play technology is established as a specialized technology providing realization of nature of a “playing individual” in space of holiday forms of culture.
Keywords: play culture, specialist’s competencies, holiday culture, play technology.
Если обратиться к будущему системы высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства в РФ, то ее концепция развития видится в определении -«культура, основанная на знаниях». Такое определение в полной мере выражает компе-тентностное измерение этой образовательной концепции, что, в свою очередь, наглядно демонстрируют макеты образовательных стандартов третьего поколения.
Главные требования стандартов третьего поколения - это компетенции специалиста. Компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. В нашем случае - в области режиссуры театрализованных представлений и праздников. Соответствующие профессиональные компетенции специалиста в свою очередь выступают в качестве необходимой базы становления профессиональной культуры личности, которая соединяет высокую степень профессионального мастерства с общей культурой человека.
Какие же знания, умения и личностные качества определяют сегодня «понятийное поле» профессиональных компетенций специалиста в области режиссуры театрализованных представлений и праздников?
К уже сложившимся, устоявшимся, так сказать «непререкаемым» компетенциям можно отнести:
1. Комплекс личностно-профессиональных качеств специалиста, а именно -развитая способность к чувственному восприятию мира, образному мышлению, ярко выраженная творческая фантазия, творческие способности в том или ином жанре искусства.
2. Профессиональные качества специалиста, а именно -
а) знание истории и теории классической драматургии и мастерства актера, знание характерных черт театрализации как твор-
ческого метода в режиссуре массовых форм театральных искусства, игровой технологии праздничных форм культуры;
б) умение реализовать свой художественный замысел, как при написании драматургической основы (сценария), так и в процессе создания различных театрализованных или праздничных форм;
в) владение практическими навыками режиссуры и исполнительского мастерства актера, способами применения разнообразных средств художественной выразительности в процессе создания различных театрализованных или праздничных форм; владение приемами творческого монтажа документального и художественного материала, различных форм и жанров искусства, в целостную композиционно завершенную массовую форму театрального искусства; владение методами режиссерского анализа художественных произведений и произведений искусства.
С 80-х годов прошлого столетия существенно меняется соотношение творческих, инновационных и традиционных компонентов в стратегиях профессиональной деятельности. Это вызвано наступлением высокотехнологических, мировоззренческих и культурных алгоритмов, инноваций и динамизма. На первом плане культурного пространства появляются информационные технологии и медийное измерение искусства и культуры, концептуальное искусство, «творческие индустрии», основанные на прямом использовании традиционных ресурсов культуры.
Следовательно, при становлении профессиональной культуры специалиста - режиссера важно понять, на какой профессиональный образ человека оно нацелено. Профессиональный образ - это не только представление о форме и содержании профессиональной деятельности специалиста, необходимой степени его компетентности, а целостное видение образа жизни специалиста, связанного с дру-
гими формами и видами жизнедеятельности человека. Профессиональный образ специалиста утверждает ценность самой профессии и профессиональной деятельности, формирует профессионально-технологическую базу для развития «творческих индустрий» и нового качества социокультурной среды. Здесь необходимым и обязательным компонентом профессиональной деятельности является потребность в специалистах, способных создавать принципиально новые алгоритмы и технологии постановочной деятельности.
Технологический менталитет является важнейшим и во многом центральным компонентом современной цивилизации, необходимый для ее функционирования и развития «творческих индустрий».
К разряду существенных признаков понятия «технология» профессиональной деятельности могут быть отнесены:
1) целенаправленное разграничение процесса деятельности на отдельные этапы и последовательно сменяющие друг друга операции;
2) непременным условием достижения искомых результатов деятельности становится фиксирование способов выполнения каждой фазы и операции;
3) соответственно, оптимальным условием достижения эффективности деятельности является специализация деятельности в конкретных фазах процесса;
4) специализация деятельности и вместе с этим интеграция разнородных в прошлом видов деятельности в систему внутренне связанных процедур и операций;
5) интегративность процесса профессиональной деятельности создает объективные условия для развития и использования различных направлений научного знания.
Следовательно, алгоритм соответствующей профессиональной технологии определяют следующие составляющие - цель и организованность (упорядоченность), по-
этапность действий, однозначность выполняемых процедур, существование предварительного знания о процессе, подлежащем технологизации, наличие пространственновременного интервала, в котором реализуется конкретная профессиональная технология.
Существенной особенностью творческой технологии, в отличие от производственной, является следующее: преобладающая роль субъекта (человека, специалиста, режиссера) открывает возможность для многообразия (вариативности) проявлений (модификаций) одной и той же постановочной технологии. В постановочных технологиях однозначность должна проявляться лишь в общих требованиях к процессу, которые не лишают специалиста действовать творчески. Этим определяется культуротворческая сущность игровой технологии праздничных форм культуры.
Важнейшим понятием игровой технологии является «игровая культура», которая отражает объективные и субъективные параметры праздничных форм культуры.
Объективно - это игровая сфера праздника и формы празднично-игровой деятельности, игровые сообщества и праздничноигровые ландшафты, символическая сфера праздничной игры (праздничные атрибуты, знаки и т. д.).
Субъективно игровая культура раскрывается в игровой мотивации и игровом мироощущении человека, умениях и способностях игрового (творческого) поведения личности в условиях праздника, а также - профессиональной культуре специалистов.
В прикладном, практическом значении игровая культура праздника - это творческая, проектная деятельность специалиста по созданию игровых ситуаций и форм праздника на основе игровой технологии. Именно освоенные знания, полученные умения и сформированные навыки в области игровой технологии служат показателем профессиональной
компетентности специалиста и обеспечивают качество его профессиональной деятельности.
Теория и практика формирования игровой культуры специалиста, включает в себя: игрологию (область научного знания о феномене «игра»), методологию игровой культуры, аксиологию игровой культуры, пространство и время игровой деятельности, проектирование игровых сообществ, игровую технологию.
В социально-педагогической практике досуга праздник обретает статус социокультурного института, в условиях которого осуществляется включение человека в мир игровой культуры во всей ее полифукцио-нальности: ценностном и эстетическом проявлениях, эмоционально-чувственном и интеллектуальном, социально-психологическом и педагогическом аспектах, разнообразных и вариативных формах празднично-игровой деятельности.
Употребляемый нами термин «праздничная игра» понимается в самом широком социокультурном контексте: праздник, представление, торжественная церемония, обрядовая игра, народное гуляние, ярмарка, семейно-бытовые формы праздника - все это суть составляющие праздничной культуры, где объединяющим началом выступает их игровая природа, - «человек играет тогда, когда он празднует бытие» [1, с. 400].
Основанием такого широкого толкования и понимания «праздничной игры» служит семантическая обусловленность праздничных форм с понятиями - «свободное время», «время отдыха», «время радости и веселья», «время особого торжественного настроя, пиршества», «время исполнения определенных ритуалов, отражающих историко-культурную память», «время исполнения религиозных культов» и т. д., - где ритуалы, шествия, обрядовые церемонии, сопровождаемые танцами, играми и хоровым пением создают неповто-
римую атмосферу, возвышенное и свободное мироощущение, а психологический «климат» праздничной игры как бы колеблется между торжественно-церемониальным и спонтанно-игровым настроением.
Театрализованная игра в профессиональной практике праздничных форм культуры уже неоднократно рассматривалась в качестве эффективного социально-педагогического и художественно-эстетического метода (Д. М. Генкин), организуя как художественно содержание праздничных форм культуры, так и творческую инициативу, деятельность участников. Художественно-образная система как выражение празднично-игрового мироощущения, духовно-эстетического, ценностного, эмоционально-чувственного начал находит свое выражение в семиосфере праздника (О. Л. Орлов).
Как празднично-игровая деятельность, театрализованная игра может выступать для одних участников праздника в качестве непосредственного активного занятия, а для других в форме праздничного зрелища. В этом случае театрализованная игра выполняет функцию социально-психологического резонатора (А. А. Конович), усиливающего и преобразующего переживания «человека играющего» в необходимый и адекватный эмоционально-праздничный настрой. А организационно-технологические принципы (Е. В. Руденский) обеспечивают функционирование всей празднично-игровой системы общения - принцип состязательности, принцип ритуализации, принцип зрелищности, принцип маскировки поведения. Вместе с тем для социально-педагогической теории и практики праздничной игры остается открытым вопрос преобразования эмоционально-чувственного состояния человека в факт его непосредственной игровой деятельности, т. е. вопрос адекватной социальнопедагогической методики перехода «человека обыденного» в «человека играющего», человека празднующего.
Игровую технологию в этом случае необходимо рассматривать как специализированную технологию постановочной практики специалиста - режиссера театрализованных представлений и праздников.
Игровая технология - это система проективной (или проектной) целенаправленной деятельности по выявлению культурных, социально-психологических, педагогических и др. закономерностей, принципов с целью определения, выработки, конструирования и использования в режиссерской практике эффективных игровых моделей праздничного общения.
В целом стратегия профессиональной деятельности специалиста связана с последовательной и поэтапной реализацией положений, принципов, способов, приемов в определенной технологической системе, объединяющих природу «человека играющего» и праздничную культуру.
Методологический уровень. Методологический уровень игровой технологии по своим структурно-смысловым компонентам формирует «пространство» игрового знания. Это научные идеи и представления о должном в игровой культуре.
Простраивание специалистом собственной профессиональной деятельности возможно только на основе глубокой рефлексии, специалист должен уметь осуществлять ретро- и перспективную рефлексию собственной профессиональной деятельности. Однако способность специалиста простраивать (анализировать и проектировать) профессиональную деятельность, осуществлять рефлексию будет определяться условием овладения методологией, т. е. теорией профессиональной деятельности.
Такой теорией профессиональной деятельности в социально-педагогической практике празднично-игровой культуры, по нашему мнению, выступает игрология. Игроло-гия, как теория игровой культуры, является для специалиста источником формирования
соответствующего понятия об игре, знания о пространственно-временной структуре игровой деятельности.
Организационно-функциональный уровень игровой технологии решает задачи проектирования и разработки составляющих игровой деятельности и игрового взаимодействия участников праздника.
Деятельностный уровень игровой технологии решает задачи обеспечения условий творчества «человека играющего» в праздничных формах культуры.
Игровые формы праздника, протекающие по своим законам - искусственные образования, которые проектируются, конструируются и моделируются специалистами; именно референтная группа игры (или референты игрового общения), как специальная группа участников, владеющих игровым знанием, обладающих коммуникативно-организующими навыками, является «транзитом» игровой культуры в праздничных формах.
Освоенные знания, полученные умения и сформированные личностные качества служат показателем профессиональной компетентности специалиста и обеспечивают качество его профессиональной деятельности:
1. Концептуальная компетентность, преодолевающая «методологические разрывы» в системе профессионального знания и игро-логии, предполагающая понимание теоретических основ профессиональной постановочной деятельности.
2. Технологическая компетентность -умения и способности в области игровой технологии.
3. Личностная игровая культура специалиста - операциональные умения и способности в игровой сфере деятельности.
В современном технологически развитом обществе профессиональные знания умения и навыки - явления неустойчивые, быстро утрачивают актуальность своего содержания
и стабильное соответствие реальным процессам и явлениям в профессиональной сфере. Мобильность профессионального мышления и деятельности, преодоление стереотипов выступают здесь критериями эффективности профессиональной деятельности и, соответственно - профессиональным требованием к компетенции специалиста. Следовательно, профессиональная компетентность включает:
4. Креативность - способности специалиста к стратегическому мышлению в изменяющихся условиях профессиональной деятельности, предвидение перспектив и способность к инновационным решениям.
Профессиональная деятельность специалиста основывается на соответствующей технологической модели - игровой технологии, которая и составляет обеспечение его профессионально-практической деятельности, а связанные с ней знания, умения и личностные качества обозначаются как его профессиональная компетенция.
Игровая технология как структурная модель профессиональной деятельности специалиста определяет содержательные стороны творческого процесса, а именно - структуру, способы и этапы проектирования и постановки конкретных игровых моделей праздника.
Литература
1. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня: пер. с нидерл. / общ. ред. и послесл. Г. М. Тавризян - М.: Изд. группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. - 464 с.
УДК 316
Л. И. Рудич
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ
В статье рассматривается социально-культурная деятельность как предпринимательская деятельность. Продукты, услуги, изделия социально-культурной деятельности и современного художественного творчества анализируются автором в качестве товаров. Обосновываются проблемы и пути развития предпринимательства в сфере социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: социально-культурная деятельность, предпринимательство, автор-распростра-нитель-государство-потребитель.
L. I. Rudich
ECONOMIC NATURE OF INNOVATION AND BUSINESS ACTIVITY IN SOCIO-CULTURAL SPHERE
The article deals with socio-cultural activities as business activities. Products, services, products of sociocultural activities and modern art are analyzed by the author as of the goods. Problems and development of entrepreneurship in the sphere of social and cultural activities are defined.
Keywords: socio-cultural activities, entrepreneurship, author-distributor-state-consumer.