УДК 37
ИЗИЕВА Бурлият Анварбековна, кандидат педагогических наук, доцент, Дагестанский государственный педагогический университет
ИГРА В СТАНОВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГОВ
В статье раскрывается сущность профессионализма, роль профессиональной компетентности в формировании профессионализма педагога. Описывается роль игровой формы деятельности человека, при которой мобилизуются его внутренние ресурсы, углубляя сознание и принося удовлетворение. Говорится об адаптации и дезадаптации педагогов к новшествам в их трудовой деятельности.
Ключевые слова: профессионализм, профессиональная компетентность, квалификация, игровая и трудовая деятельность, индивидуальный внутренний потенциал (или ресурсы), адаптация, дезадаптация.
IZIEVA Burlijat Anvarbekovna, Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor
GAMES IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONALISM OF TEACHERS
The article highlights the essence of professionalism, the role of professional competence in the formation of professionalism of teachers, describes the role of the game form of human activities, which can mobilize people's individual internal capacities and resources, deepening their consciousness and giving them the sense of satisfaction, and tells about adaptation and disadaptation of teachers to innovations in their work.
Keywords: professionalism, professional competence, qualifications, games and work, individual internal capacity (or resources), adaptation, maladjustment.
В связи с реализацией ФГОС третьего поколения произошли серьезные изменения в высшем образовании, как в зарубежном, так и в отечественном.
Все реформы в системе образования непосредственным образом отражаются на модели будущих педагогов, тем самым вливаясь в образовательный процесс на уровне профессиональных требований, так как педагог является главной фигурой, на которую оказывается воздействие при реализации на практике инновационных технологий.
Для решения возникающих задач инновационного характера педагог должен обладать необходимым уровнем профессионализма. Что такое профессионализм? Для раскрытия сущности статьи дадим характеристику этого понятия.
Итак, под профессионализмом мы понимаем способность человека в любых ситуациях выполнять сложную работу эффективно и качественно. Также сущность понятия «профессионализм» отражает уровень овладения работником техникой профессиональной деятельности соответственно требованиям Госстандарта.
Чтоб стать профессионалом, необходимо постоянно пополнять свой запас знаний и совершенствоваться в своей профессии.
Все мы знаем, что получение выпускником вуза диплома - это еще не признак его профессионализма, он еще «молодой специалист», которому придется набрать профессионального опыта в соответствующих для этого условиях и общественной среде. А он может и не стать профессионалом, а лишь числиться в их строю с некоторым набором знаний, подтверждающих уровень его квалификации.
Для приобретения профессионализма человеку необходимо овладеть профессиональной компетентностью. Компетентность трактуется как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека.
На сегодняшний день профессиональную компетентность описывают по-разному: в зарубежной литературе определяют как «глубокие знания», «соответствующее выполнение задачи», «способности к своевременному выполнению действия». Эти определения не совсем точны по отношению к данной компетентности [5].
Отечественные ученые внесли весомый вклад в изучение вопроса профкомпетентности, дав ему характеристику как высокого уровня квалификации и профессионализма и широкой представленности в различных видах компетентности категорий «готовность», «способность», а также наличие таких качеств, как «ответственность», «уверенность».
В педагогике данная категория выступает либо как производный компонент от «общекультурной компетентности», либо как «уровень образованности специалиста». А если подойти к ней с определением места компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и совершенством [10].
А.К. Маркова в качестве одной из важнейших качеств профкомпетентности выделяет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Приведенные виды профкомпетентности мы используем для оценки профессионализма педагога [6].
Профессиональная компетентность приобретается специалистом при профессиональной его подготовке. Основы формирования профессиональной компетентности закладываются при обучении в педагогическом вузе, а при обучении в системе повышения квалификации происходит углубление профессиональной компетентности, то есть развитие ее свойств.
Исходя из этого психологический смысл понятий «компетентность» и «квалификация» отличаются друг от друга. Специалисту присваивается квалификации без опыта в этой профессии, но при соответствии приобретенных в процессе обучения знаний и умений образовательному стандарту для выполнения работы на определенном рабочем месте. Квалификация приобретается специалистом раньше, чем начнет складываться соответствующий профессиональный опыт.
«Профессионализм» - более широкое понятие, чем «профессиональная компетентность». Быть профессионалом не значит знать, как делать, но и уметь приобретенные знания реализовывать, добиваясь при этом эффективного результата профессиональной деятельности [1].
Для того чтоб достичь успехов в профессиональной деятельности, человек использует внутренние резервы и ссылается на внешние условия. Внутренние резервы - это наличие у человека высокоразвитых общих способностей и определенных специальных способностей, обученности, профессионально-важных качеств, развитых эмоционально-волевых свойств личности. К внешним условиям относится влияние социально-экономической среды и профессионального окружения. Чтобы добиться успехов в профессиональной деятельности, человек расходует свои внутренние ресурсы и резервы, которые способствуют получению положительного результата, а также для предотвращения неблагоприятных воздействий среды. Таким образом, у человека существует определенный индивидуальный внутренний потенциал (или ресурсы), необходимые для его успешной профессионализации [3].
Внутренние резервы человека составляют индивидуальный ресурс человека (энергетические, психофизиологические, интеллектуальные, волевые и др.), который расходуется в процессе деятельности.
При использовании индивидуальных ресурсов (а также внутренних резервов) человека образуются различные формы сознательной трудовой деятельности, которые являются соединяющим звеном между целью, средствами, результатами деятельности и удовлетворенностью человека достигнутыми результатами, влияющими на его мотивацию к труду [8].
Трудовая деятельность может принимать различные формы, как «работа», «созидательный труд» и «игра», так как это зависит от того, каким образом использован индивидуальный ресурс человека.
1. Трудовая деятельность - работа.
2. Трудовая деятельность - созидание.
3. Реализация сознательной деятельности в форме игры.
Более подробно остановимся на реализации трудовой деятельности в форме игры как возможности саморазвития человека, так как формирование профессионализма человека тесно связано с обучением при помощи деловых игр. Суть человеческой игры, как писал С.Л. Рубинштейн, «в способности, отображая, преображать действительность» [7].
Игровая и трудовая деятельности коренным образом отличаются друг от друга отношением к своей деятельности. При выполнении созидательного труда человек делает не только то, что ему хочется, но и то, что от него требуется по его обязанностям.
«Человек играющий» (Homo ludens - по обозначению Йохана Хейзинги) в своей игровой деятельности не подчиняется каким-либо обязанностям [9].
По утверждению К.Д. Ушинского, игры помогают не только проявить способности и наклонности, но и совершенствовать их. Подобранная со смыслом игра в руках хорошего педагога превращается в мощное орудие воспитания и обучения, требует значительного умственного напряжения от ее участников, принося им в то же время большое удовлетворение, но в основу игр должны быть положены интерес, инициатива, свободный выбор темы [11].
Таким образом, игра - форма сознательной деятельности человека, которая помогает исполнителю в силу своих способностей постигать сущность регламентируемого правилами процесса.
При формировании профессионализма человека игровая форма деятельности мобилизует его внутренние ресурсы, углубляя сознание и принося удовлетворение.
Положительной стороной выполнения игровой формы деятельности является получение человеком следующих дополнительных возможностей:
1) проявить свою индивидуальность;
2) освоить физические, психологические и другие закономерности строения мира и общества;
3) уметь различать грани между реальностью и воображением.
Игра может иметь и негативную сторону при трудовой активности, как использование энергии человека лишь на получение удовольствий, то есть создается ситуация, когда у человека не сформировано отношение к цели и средствам, деятельность становится непроизвольной и беспорядочной.
Учитывая вышеизложенное, нужно стремиться к взаимосвязи и взаимодействию трех структурных форм сознательной трудовой деятельности:
- если выполняется только работа, то это подавляет человека, делает его роботом и не остается места для творчества;
- если только труд - человек не видит результата труда и не получает удовольствия от самого процесса;
- если только игра - человек становится неадекватным и живет в мире иллюзий.
Развитие и взаимозависимость этих форм деятельности способствует гармоничному
профессиональному развитию человека.
1. Работа плюс труд равно созидательная и преобразующая деятельность.
2. Работа плюс игра - творчество, изобретательство.
3. Работа плюс труд плюс игра равно творческое отношение профессионала к себе и к миру.
Как отмечает Дружилов, использование индивидуального ресурса и основных компонентов (цель, средства, результат, удовлетворенность, доминирующие ценности) в разных сочетаниях создает профессиональные стили и способы профессиональной адаптации (и, соответственно, дезадаптации) [2].
Как отмечают исследователи, профессиональная дезадаптация учителей связана с особенностями их ценностных ориентаций и сложившейся системой отношений к выполняемой деятельности, к учебному заведению, негативным отношением к коллективу, руководству, их неудовлетворенностью трудом, так как они не приобрели необходимого профессионализма, но вынуждены работать в нормальных профессиональных условиях [4].
Эта группа учителей не способна совершенствоваться в своей профессиональной деятельности, а только лишь зарабатывать средства для существования, при этом не получая удовольствия от результатов труда, их индивидуальный потенциал направлен на адаптацию.
С другой стороны, установлено, что учителя, ценящие свою работу, видящие в ней смысл жизни, легче преодолевают профессиональные затруднения и адаптируются к новым условиям труда, способны саморазвиваться и самосовершенствоваться.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Дружилов С.А. Критерии эффективности профессионалов в условиях совместной деятельности // Объединенный научный журнал. - М.: ТЕЗАРУС, 2001. - № 22. - С. 44-45.
2. Дружилов С.А. Профессионализм человека как объект психологического изучения: системный подход // Вестник Балтийской педагогической академии. Вып. 52. - СПб.: БПА, 2003(а). - С. 40-46.
3. Дружилов С.А. Профессионализм как реализация ресурса индивидуального развития человека // Ползунов-ский вестник. - Барнаул: Изд-во Алтайского гос. технич. ун-та им. И.И. Ползунова, 2004(а). - № 3. - С. 200208.
4. Дружилов С.А., Хашина Д.В. Ценностные ориентации как ресурсная составляющая, обеспечивающая успешность профессиональной адаптации // Модернизация системы образования: подходы, решения, опыт реализации. - Новокузнецк: Изд-во Института повышения квалификации, 2003. - С. 117-121.
5. Ландшеер В. Концепция минимальной компетентности // Перспективы: вопросы образования. - 1988. - № 1. - С. 32.
6. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. -312 с.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. - Т. 2. - М.: Педагогика, 1989. - 328 с. - (Труды чл.-корр. АПН СССР).
8. Солнцев Г.И. Об основных видах сознательной деятельности // Комментарии. - 1992. - № 1.
9. Хейзинга Й. Homo ludens (человек играющий). - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 351 с.
10. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения - М.: Народное образование, 1996-160 с.
11. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" OCR Biografia.Ru
REFERENCES
1. Drughilov S.A. Performance Criteria for professionals in the conditions of a joint activity. Integrated science magazine. Moskva: THESARUS, 2001. No. 22. P. 44-45.
2. Drughilov S.A. Professionalism of the person as an object of psychological study: a systematic approach. Journal of Baltic pedagogical Academy. Vol. 52. Sankt- Peterburg.: BIA, 2003(a). P. 40-46.
3. Drughilov S.A. Professionalism as the implementation of an individual human development. Polzunov Bulletin. Barnaul: Publishing house of the Altai state technical. University n.a. I.I. Polzunov. 2004(a). No. 3. P. 200-208.
4. Drughilov S.A., Hasina D.C. Value orientation as the resource component to ensure the success of professional adaptation // Modernization of the education system: approaches, solutions, experience of implementation. Novokuznetsk: Publishing house of Institute of training, 2003. P. 117-121.
5. Landseer V. Concept of minimum competence. Prospects: issues of education. 1988. No. 1. P. 32.
6. Markov A.K. Psychology of professionalism. Moskva: International humanitarian Fund "Knowledge", 1996. 312 p.
7. Rubinstein S.L. Fundamentals of General psychology:In 2 so. So 2. Moskva: Education, 1989. 328 p. (Proceedings Corr. Corr. APN USSR).
8. Solntsev G.I. About the basic types of conscious activity. Comments. 1992. No. 1.
9. Heitinga Th. Homo ludens (playing man). Moskva: Eksmo-Press, 2001. 351 p.
10. ChasanovM.A. Flexible technology problem-modular training. Moskva: Education, 1996. 160 p.
11. Ushinsky K.D. the works. "Man as a subject of education. The experience of pedagogical anthropology." OCR Bio-grafia.Ru.
Информация об авторе
Изиева Бурлият Анварбековна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий профессионального образования. Дагестанский государственный педагогический университет Махачкала (Республика Дагестан) Россия [email protected]
Получена: 25.12.2014
Information about the author
Izieva Burlijat Anvarbekovna, Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor of pedagogy and technology vocational education, Dagestan state pedagogical university
Makhachkala city, (Republic of Dagestan), Russia [email protected]
Received: 25.12.2014