УДК 378
Т. П. Горовая
игра как возможность преодоления одномерности существования
Интерес к игре как к одной из форм активной деятельности человека обусловлен возможностями, которые она предоставляет людям в усвоении социального опыта, сохранении традиций, в предметах науки, искусства, литературы, техники и культуры. Игра обеспечивает субъекту условия формирования интеллектуальных, эмоциональных и нравственных составляющих характера, влияет на этическое развитие личности. В статье отражена история изучения проблемы игры и научные подходы в ее исследовании. Автор подчеркивает многомерность понятий, которая присуща теме игры и возможностям ее применения в различных аспектах нашей деятельности и жизни в целом.
Ключевые слова: возможности игры, многомерность игры, игра как деятельность, игра в учебнопознавательной деятельности, игра как метод обучения.
Game as an opportunity to overcome one-dimensional existence. TATIANA P. GOROVAYA (Vladivostok Branch of Russian Customs Academy, Vladivostok).
Being one of important forms of human activities game still attracts a lot of scientists’ attention. People are interested in it because it gives them an opportunity to acquire social experience, to keep up traditions, to develop art, literature, science and culture. Game provides every person with important conditions for the development of intellectual, emotional and moral components of his or her character. The article presents the history of game and scientific methods of studying it. The author emphasizes the multidimensionality of the game concept and explains the advantages of using it in our life.
Key words: game resources, multidimensionality of the game, game as an activity, game as a method in educational and cognitive activity, game as a teaching method.
Проблема игры широко изучалась и продолжает приковывать внимание к себе, являясь одной из форм активной деятельности как человека, так и животных. Й. Хейзинга писал, что природа дала Игру, с ее напряжением, ее радостью, с ее шуткой и забавой ^ар) [5]. Автор обращается к данной теме с целью продемонстрировать возможности использования игры в педагогической деятельности, концентрируя внимание на взглядах и подходах к этой проблеме в контексте актуальных задач в сфере применения активных методов обучения. Интерес к игре обусловлен, с одной стороны, многомерностью пространства ее познания, а с другой - теми возможностями, которые она предоставляет людям в усвоении социального опыта, сохранении традиций, в предметах науки, искусства, литературы, техники и культуры. Игра обеспечивает субъекту усвоение предметной и социальной деятельности, а также условия формирования интеллектуальных, эмоциональных и нравственных составляющих характера, влияет на этическое развитие личности.
Еще в XIX в. немецкий ученый К. Гросс первым предпринял попытку систематизировать учение об
игре. Проблема игры исследуется в различных областях культуры, этнографии, информатике, программировании, педагогике, психологии, психотерапии и других науках. Исследования проводятся в контексте психофизиологического, этико-культурологического, нравственно-социологического и других подходов. Игра рассматривалась и как назначение человека (Платон), и как воплощение практического разума (Кант). Т.А. Апинян пишет: «Известный немецкий философ Г. Клаус выявляет игровой аспект военной деятельности и роль игры в становлении кибернетики как науки» [1, с. 58]. Существует математическая теория игры. Знаменитый австрийский логик, философ и лингвист Л. Витгенштейн создал игровую теорию происхождения и функционирования языка; более того, рассуждал об игровой модели культуры. Понятие «игры» для анализа истории и культуры общества, как известно, ввел Й. Хейзинга еще в 1930-е годы. У него человек производящий, человек модерна, человек индустриального общества, homo faber, был заменен фигурой человека играющего, homo ludens [5]. Культура, по взглядам Й. Хейзинги, не рождается в
ГОРОВАЯ Татьяна Павловна, кандидат философских наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Владивостокского филиала Российской таможенной академии. E-mail: gorovaja.tatjana@mail.ru © Горовая Т.П., 2013
2013 • № 2 • гуманитарные исследования в восточной сивири и на дальнем востоке 135
ФИЛОСОФИЯ. психология
игре, но возникает как игра, а культурно-временное пространство рассматривается и интерпретируется им с позиции определения игры, поскольку игра позволяет подниматься до высот, куда не в силах последовать разум, т.е. выходить за пределы логически выверяющего суждения. Он пишет, что игра может подниматься до высот прекрасного и священного, где оставляет серьезное далеко позади себя [5].
Нельзя пройти мимо огромного влияния на познание игры художественной культуры, остаться без освоения опыта постижения игры гениями художественного слова Ф. Рабле, П. Брейгелем, Л. Кэрроллом, Г. Гессе, Ж. Амаду, А.С. Пушкиным, Н.В. Гоголем, Ф.М. Достоевским и др.
Игра интеллекта пронизывает культуру, закрепляется в модерне, достигает кульминации в формалистских школах и эстетике постмодерна. Практически все виды искусства путем долгой эволюции приходят к уровню «игры внутри Игры» [1].
Специфическими чертами игры являются ее многоплановость, многосюжетность и многофа-бульность, которые присущи, например, драматическому искусству и кинематографу, элементы коих имеют место в процессе реализации игровых моделей. Я. Морено в своей концепции психодрамы рассматривает игру в форме сюжетно-драматических и динамических инсценировок. Его ролевая теория охватывает все уровни человеческого бытия, начиная с высшего, божественного или космического, и заканчивая обыденным и каждодневным. Он пишет: «Теория ролей не ограничивается одним только измерением, социальным. Она распространяет концепцию ролей на все измерения жизни» [Цит. по: 2, с. 101]. На современном этапе широко используется принцип психодрамы в психотерапии, в социально-психологических тренингах в виде упражнений, сценариев, относящихся к невербальным контактам, в фабуле операционально-игрового проживания различных ситуаций, эпизодов, что способствует и коммуникативной корреляции между участниками игры, снимая напряженность, тревоги, страхи перед другими субъектами, и позволяет повысить самооценку. Игра дает возможность человеку быть активным, деятельным, инициативным, креативным, даже смелым и использовать результаты этих чувственно-эмотивных переживаний для рефлексии трансформаций поведения и развития.
Игра символизирует творческое начало и тип поведения. Осуществление игры требует некой игровой зоны, времени и пространства, в границах которых осуществляется игровое действо. Требует определенного отношения к бытию, ибо сама
она есть отношение. Игра создает воображаемую (мнимую) ситуацию. Реальные предметы и действия приобретают в ней условный смысл, меняют свое обычное значение. Для игры необходим индивид с его опытом, возможностями и устремлениями. С его талантом и желаниями. С его внутренним миром и его судьбой. Игра всегда спектакль. Человек играет себя-другого. Как ребенок играет себя-взрослого, так любой играющий открывает в себе такие качества, о которых в своей повседневности он даже не подозревал; игра - форма и метод запуска его возможностей. Она организуется определенными, добровольно принятыми правилами, но в их рамках допустимы и импровизация, и относительная свобода. В игре господствуют не законы реальности и не сфантазированные законы идеального бытия, но и то и другое одновременно. Игра - репрезентация, но также и самопрезента-ция. Суть всякой игры - интерпретация и обратная сторона амбивалентности: они невозможны одна без другой. В противном случае творчество уступает место прямолинейному догматизму. Игра эври-стична. Она является стратегическим поведением с планируемым результатом и поэтому по своей сути имеет инновационный характер, является формой опережающего отражения. Непревзойденная практика общения с воображаемым, категория воображения. Игра - концентрированная жизнь, «малый космос», вмещающий в короткое время действия большие чувства, напряжение интеллекта, страсти души, «другое» существование или бегство в Иное [1].
Дать универсальное определение игры невозможно. Как писал Е. Финк, игра - экзистенциальный феномен, «который отталкивает от себя понятия... Игра - один из способов понимания, с помощью которых человек понимает себя... и стремится через такие смысловые горизонты объяснить одновременно бытие всех вещей» [4, с. 362]. Он ставит игру в один ряд с такими феноменами, как смерть, труд, любовь.
Изобрел ли человек игру или же только открыл ее? Может быть, игра - это только нечто, что всегда было, с тех пор как существует вселенная. Как математические целые числа. Вслед за высказанным С.Л. Рубинштейном: «Что же такое игра -доступное ребенку и непостижимое для ученого» [3, с. 64] - мы можем продолжать задаваться вопросом в длящейся попытке ответить.
Среди множества типов и видов игр мы встречаем ролевые, деловые, игро-модельные модификации профессиональной деятельности; формирование систем коммуникации; игромодели, воссоздающие динамические модусы самого про-
136
ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ • № 2 • 2013
Игра как возможность преодоления одномерности существования
Т. П. ГОРОВАЯ
изводства. Среди деловых игр мы сталкиваемся с их разными формами: управленческими, исследовательскими, экспериментальными, практи-ко-производственными, учебно-гностическими, с интенцией на совершенствование управления, направленными на подготовку и повышение квалификации субъектов, задействованными как в производстве, так и в обучении и формировании высокого профессионального уровня личности.
Игра представляет собой способ деятельности. Всякая деятельность наряду с мотивами характеризуется системой операций и действий, при помощи которых реализуются мотивы и достигается поставленная цель. Структурирование и организация - обязательные условия всякой целенаправленной деятельности. Игра представляет собой структуру с жестким каркасом. Соблюдение правил - для игровой деятельности условие обязательное, игрообразующее. При нарушении правил игра прекращается. Вместе с тем сами правила вносят успокоение в непредсказуемую человеческую жизнь, гарантируют островок предсказуемости, чистоты и гармонии, аполлонический заповедник среди стихии жизни.
Одной из разновидностей деятельности является учебно-познавательная, которая может носить игровой характер с такими составляющими, как познавательный интерес, фактор состязательности, эффективный мотивационный вектор мыслительной активности обучаемого. Методологически организованное игровое пространство занятия должно содержать в себе стимулы для развития самосознания. Каждый очередной шаг в учебной деятельности должен быть производным от предыдущего шага и побудительной причиной для последующего.
Игра имеет внутренний конфликт, свою драматургию, что побуждает участника к действию. Игра выступает как самостоятельный фактор активизации мыслительной деятельности. Однако, реализуя принцип взаимообучения, в том числе в игровой форме групповой деятельности, преподаватель должен чутко улавливать настроение аудитории и умело управлять основным процессом обмена знаниями и опытом, направлять его в конструктивное русло. Преподавателю необходимо постоянно повышать квалификацию по совершенствованию навыков и умений эффективного осуществления в своей деятельности разыгрывания ролей (инсценировки), деловых имитационных игр, игрового проектирования и других игровых форм обучения. Четко представлять себе возможности и результаты применения таких игровых методов, как дидактические и творческие игры, в том числе деловые,
ролевые игры, контригры (трансактный метод осознания коммуникативного поведения). Следует помнить, что методы обучения должны быть направлены не только на передачу знаний, но и на развитие операциональных навыков и умений в сфере профессиональной деятельности, этики общения и стратегии поведения. Используя игровой характер в учебно-познавательной деятельности, необходимо помнить, что игра как античный термин есть «техне» - умение, техника, и ее использование требует от преподавателя мастерства, искусства владения ею. Время требует от преподавателя широкого смыслового горизонта, способности формирования многомерного пространства своей профессиональной деятельности, чтобы самому, в первую очередь, иметь возможность преодоления одномерности существования.
Наши размышления по поводу игры отразили ту многомерность понятия, которая ей присуща. О любом из наших утверждений можно сказать и да, и нет. О множестве разнообразных феноменов можно заявить: это есть игра или в этом содержится игра; вместе с тем это, в чем содержится игра, самой игрой не является. Игра - феномен виртуального характера. В том смысле, в котором говорится о виртуальной частице, виртуальной реальности. Одновременно существует и не существует; дает энергию системе, организует ее; «бродит» [1], изменяя положение, не нарушая целое. Игра растворена в бытии как онтологический принцип. Формула бытия игры: здесь и сейчас, везде и нигде.
Отображенные в статье взгляды и подходы к изучению и применению данного понятия продемонстрировали широкий спектр возможностей игры для использования ее в педагогической деятельности, что позволяет педагогам расширить арсенал креативного использования игры как активного метода обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Апинян Т.А. Сущностно-универсальное определение игры: феноменология фантома // Вопросы философии. 2008. № 2. С. 58-73.
2. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс: Универс, 1994. 352 с.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
4. Финк Е. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии / общ. ред. Ю.Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. С. 87-403.
5. Хейзинга Й. Homo ludens / Человек играющий. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс-Академия,1992. 464 с.
2013 • № 2 • гуманитарные исследования в восточной сибири и на дальнем востоке 137