Мастер-класс
упражнений та же, что и в «Школе мяча». Задачу развития гибкости решается с помощью стрейчинговых упражнений. Эти упражнения используются в заключительной части занятий по физическому развитию один раз в месяц. Такие упражнения можно выполнять с предметами и без них. Наиболее интересны для детей упражнения на стэпах.
В соответствии с общепринятыми требованиями обследование физической подготовки детей проводится два раза в год на учётно-контрольных занятиях. Первое обследование - в начале учебного года (в сентябре), второе - в конце учебного года (в мае). Участие в обследовании принимают старший воспитатель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра, воспитатели. В зале диагностируются такие физические способности, как скоростно-силовые качества - бросок набивного мяча двумя руками из-за головы (4-7 лет); прыжок в длину с места (4-7 лет); координационные способности; удержание равновесия.
На физкультурной площадке обследуются такие качества, как быстрота - бег на 30 м (4-7 лет); выносливость - бег на 100 м (4 года), 200 м (5 лет), 300 м (6 лет), 1000 м (7 лет); скоростно-силовые качества - метание мешочка с песком весом 150-200 г (4-7 лет); ловкость - бег 10 м (4-7 лет); гибкость - наклон туловища вперёд, стоя на гимнастической скамейке (4-7 лет).
О результатах проведённой работы говорят следующие результаты. В старшей группе в конце 2008 -2009 учебного года показатель быстроты на высоком и среднем уровне в сравнении с началом года увеличился на 12%, показатель гибкости на высоком и среднем уровне в сравнении с началом года увеличился на 15%, показатель выносливости к концу учеб-
ного года достиг 100%, показатель силы на высоком уровне в сравнении с началом года увеличился на 7%, показатель ловкости на высоком и среднем уровне к концу учебного года увеличился на 15%. Диагностика развития физических качеств осуществляется в соответствии с методическим пособием «Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста», составитель Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович1.
Литература
1. Давыдов В. Ю. Меры безопасности на уроках физической культуры: учебно-методическое пособие / В. Ю. Давыдов. - М.: Советский спорт, 2007. - 140 с.
2. Давыдов В.Ю. Коваленко Т.Г., Краснова Г.О. Методика преподавания оздоровительной аэробики / Издательство Волгоградского государственного университета, Волгоград, 2004, 124 с.
3. Давыдова Н.Н. Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2009, № 12
4. Давыдова Н.Н. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент», № 1,2010
5. Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста/ Санкт-Петербург, изд-во Детство пресс, 2008, 32 с.
1 Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста/ Санкт-Петербург, изд-во Детство пресс, 2008, 32 с.
УДК 37-03
И. П. Теряева
Игра - как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста
В чем заключается эффективность развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста?
Аннотация. Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.
Ключевые слова: дидактические игры, творческая деятельность, педагогические условия, диагностика развития творческих способностей.
Младший школьный возраст это особо ответственный период психологического развития ребенка, интенсивного развития всех психических функций, формирования сложных видов деятельности, закладывания основ творческих способностей, формирования структуры мотивов и потребностей, нравственных норм, самооценки, элементов волевой регуляции поведения.
«Творчество и личность», «творческая личность и общество», «творческие способности» - вот неполный перечень вопросов, которые находятся в центре внимания психологов, педагогов, родителей.
Творчество - сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности.
Этой проблемой занимались такие корифеи отечественной психологии как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лей-тес и другие. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории способностей разработаны, главным образом, именно в трудах этих ученых.
Главная задача начальной школы - обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности: учебная и творческая деятельность.
74
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/2
Мастер-класс
Если говорить о настоящем состоянии современной начальной школы в нашей стране, то следует отметить, что основное место в ее деятельности все еще продолжает занимать познавательная деятельность школьников, а не творческая.
Итак, под способностями понимаются индивидуально-психологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ребенка. При этом успешность в какой - либо деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует личность.
Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания.
Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны - способности зависят от знаний, умений, навыков с другой - в процессе приобретения знаний, умений и навыков развиваются способности. Знания, умения и навыки также зависят от способностей - способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями, умениями и навыками.
Учебные и творческие - отличаются друг от друга. Первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знания, умений, навыков, формирование качеств личности. Вторые - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество, в различных областях человеческой деятельности.
Учителю, вдумчиво изучающему учеников, для правильной организации учебно-воспитательного процесса и индивидуального подхода в обучении и воспитании важно знать, к чему обнаруживает способности его ученик, и в какой мере выражены эти способности. О способностях ученика можно судить, наблюдая его проявления в соответствующей деятельности. Практически судить о способностях можно по совокупности следующих показателей: по быстрому продвижению ученика в овладении соответствующей деятельности; по качественному уровню его достижений; по сильной, действенной и устойчивой склонности человека к занятиям этой деятельность.
Для успеха в деятельности, кроме наличия способностей, интересов и склонностей, необходим ряд черт характера, прежде всего трудолюбие, организованность, сосредоточенность, целеустремленность, настойчивость. Без наличия этих качеств даже выдающиеся способности не приведут к надежным, значительным достижениям.
Как правило, способности всегда сочетаются с исключительной трудоспособностью и трудолюбием. Недаром все талантливые люди подчеркивают, что талант - это труд, умноженный на терпение, это склонность к бесконечному труду.
Придерживаясь позиции ученых, определяющих способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности младших школьников, выделим компоненты творческих способностей: творческое мышление, воображение, применение методов организации творческой деятельности.
Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов необходимо предлагать следующие задания:
• классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
• рассматривать систему в развитии;
• делать предположения прогнозного характера;
• выделять противоположные признаки объекта;
• выявлять и формировать противоречия;
• разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
• представлять пространственные объекты.
Творческие задания дифференцируются по таким
параметрам, как
• сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,
• сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;
• формы представления противоречий (явные, скрытые ).
В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий.
Задания III (начального) уровня сложности
предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.
Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества.
Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие «система», а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме. Цель заданий данного типа - развитие основ системного мышления учащихся.
Задания I (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта рассматриваются биосистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/2
75
Мастер-класс
Выбираемые учащимися методы творчества при выполнении заданий характеризуют соответствующие уровни развития творческого мышления, творческого воображения. Таким образом, переход на новый уровень развития способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся творческой деятельности.
Диапазон творческих задач, решаемых на начальной ступени обучения, необычайно широк по сложности - от нахождения неисправности в моторе или решения головоломки, до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит опыт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Урок - остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию нового).
Надо отметить, что современные образовательные программы для младших школьников подразумевают решение задач развития творческих способностей ребенка в учебной деятельности.
Так в рамках реализации программы по литературному чтению работа учителя начальных классах должна быть направлена не только на формирование навыков чтения, но и на: развитие творческого и воссоздающего воображения учащихся, обогащение нравственно - эстетического и познавательного опыта ребенка.
Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. На основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы (Г.С. Альтшуллер, В.А. Бухвалов, А.А. Гин, М.А. Данилов, А.М. Матюшкин и др.) мы выделили следующие требования к творческим заданиям:
• соответствие условий выбранным методам творчества;
• возможность разных способов решения;
• учет актуального уровня решения;
• учет возрастных интересов учащихся.
Учитывая эти требования, мы выстроили систему
творческих заданий, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие способностей младших школьников в учебном процессе.
Система творческих заданий включает целевой, содержательный, деятельностные и результативные компоненты.
Традиционные на уроках русского языка задания по написанию сочинений можно заменить на сотруд-
ничество в классном рукописном журнале «Светлячки». Для того, чтобы попасть со своей творческой работой на страницы журнала, учащиеся должны не только орфографически грамотно написать работу, но и подойти творчески к ее оформлению. Все это стимулирует младших школьников к самостоятельному, без давления со стороны взрослых, желанию писать стихи, сказки.
Не меньшие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют уроки природоведения. Одной из важнейших задач является воспитание гуманной, творческой личности, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества. Мы стремились имеющийся познавательный материал рассматривать в неразрывном, органичном единстве с развитием творческих способностей ребенка, формировать целостное представление о мире и месте в нем человека.
На уроках трудового обучения проводится большая работа по развитию творческого мышления и воображения у детей младшего школьного возраста.
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т. п.
Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностномотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.
Есть великая « формула» приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: « Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и наконец открыть истины, никому еще неизвестные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта. Наша обязанность - помочь ребенку встать на этот путь...
Литература
1. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Сост. Л.В.Ковинько. -4-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -288 с.
2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - С-Пб.: Питер, 1999.
3. Ермакова Е.С. Генезис гибкости мыслительной деятельности в детском возрасте // Психологический журнал. -1997. - Т 18, №3.
4. Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. - 1993. - №2.
5. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1991.
76
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/2