Научная статья на тему 'Игра-драматизация как коррекционное занятие детей дошкольного возраста с нарушением слуха'

Игра-драматизация как коррекционное занятие детей дошкольного возраста с нарушением слуха Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
1074
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ДЕФЕКТОЛОГИЯ / СУРДОПЕДАГОГИКА / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ИГРЫ / ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Хромова Алёна Александровна

В статье представлены теоретические и практические основания для проведения игры-драматизации с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игра-драматизация как коррекционное занятие детей дошкольного возраста с нарушением слуха»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

9. Turmezeyne H. E., Math J., Balogh L.. Zenei kepessegek es iskolai fejlesztes. // Magyar Pedagogia, 2005. -Vol. 105. N 2., P. 207-236.

10.Vitanyi I. es Sagi M. Kreativitas es zene. Budapest: Akademiai Kiado, 2003.

© А. С. Уткин, 2015

УДК 376.2

Хромова Алёна Александровна Студентка НГПУ г.Новосибирск, РФ Email: [email protected]

ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Аннотация

В статье представлены теоретические и практические основания для проведения игры-драматизации с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха.

Ключевые слова

Дефектология, сурдопедагогика, дошкольный возраст, игры, игра-драматизация.

Игра-драматизация для ребенка дошкольного возраста с нарушенным слухом имеет первостепенное значение наряду с сюжетно-ролевой игрой. Игры глухих и слабослышащих детей опираются на закономерности игр слышащих.

В обучении игре-драматизации дети начинают нуждаться в связи со знакомством со сказками. Дети с нарушенным слухом знакомятся со сказками на уроке развития речи. Сурдопедагог должен использовать наглядный материал (картинки, презентации, видеофрагменты, кукольный театр, диафильмы), разъяснение незнакомых слов и проведение бесед для того, чтобы убедиться в том, что дети правильно поняли сюжет. Для закрепления результата, дети могут пересказать текст полностью, по частям и по ролям. Только когда сурдопедагог убедится в том, что каждый ребенок понимает, что было описано в сказке, тогда можно приступать к драматизации. Необходимо выяснить действия персонажей, их последовательность; подобрать костюмы, распределить роли.

Задачей для сурдопедагога и воспитателя становится привить детям интерес к драматизации. Им необходимо помнить о том, что каждый ребенок - уникальная личность и вносит в роль свой характер; детское творчество носит игровой характер, который сохраняется когда разыгрывается литературный сюжет.

При руководстве воспитателя или сурдопедагога эти игры носят образовательный, развивающий, воспитательный и коррекционный характеры. Драматизация развивает в детях любовь к литературе, родному слову, обогащает впечатлениями. Для детей с нарушенным слухом важную роль играет развитие речи. В игре-драматизации происходит непосредственное развитие речи, так как детям нужно проговаривать диалоги, объясняться на репетициях, распределять роли. Участие в инсценировке представляет детям простор для творчества, инициативы. У участников действия развивается воображение и память, так как каждому герою нужно представить себя персонажем, понять его действия, запомнить слова, проникнуться чувствами - создать полный образ героя.

Данный вид игр требует особой организации детей. Их следует поделить на несколько групп по числу персонажей из произведения. Игра должна быть проведена с каждым составом участников. Практика показывает, что это наиболее удобный и рациональный способ, способствующий активации детей. Когда одна группа действует на сцене, другая группа следит за ними. Для того, чтобы повысить интерес ребёнка к своему персонажу, следует поставить перед детьми цель - подготовительную драматизацию показать

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

родителям или другой группе дошкольников. Это вызывает у детей желание поделиться результатами своих усилий с другими.

Подготовку к драматизации можно осуществлять на занятиях по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности (создание костюмов, рисование декораций, изготовление масок) и развитию речи (обыгрывание отдельных диалогов, исполнение творческих заданий на развитие речевой и двигательной выразительности).

При подготовке к спектаклю воспитатель и сурдопедагог помогают детям выбирать костюмы, рисовать декорации, обыгрывать диалоги, распределяют роли. К концу года дошкольники старшего возраста могут самостоятельно выбирать роли, делать костюмы и атрибуты, выбирать сказку. В процессе этой работы дети развивают свой активный лексикон, учатся взаимодействовать в команде, заниматься общим делом; у детей появляется уверенность в себе, своих силах, они творчески комбинируют полученные умения и навыки. Задачей сурдопедагога и воспитателя становится поддержание интереса к будущему представлению, умелая регуляция самостоятельной деятельности детей. При хорошем руководстве сурдопедагога игра-драматизация может стать эффективным средством эстетического воспитания.

Одним из аспектов деятельности сурдопедагога являетс постепенное расширение игрового опыта детей. Чтобы реализовать эту задачу, необходимо последовательно усложнять игровые задания. Для этого нужно действовать по следующим ступеням:

• игра-имитация отдельных действий человека, животного,

• игра-имитация цепочки последовательных действий с передачей эмоций героя,

• игра-имитация образов знакомых сказочных персонажей,

• игра-импровизация под музыку,

• однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем,

• ролевой диалог героев сказок,

• однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами.

© А.А. Хромова, 2015

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

УДК-616

Жиемуратова Гулпаршын Кошкинбаевна, Мамбеткаримов Г.А., Абдуллаева Н.Ж.

Нукусский филиал ТашПМИ gulparshin_76mail.ru

НЕКОТОРЫЕ БИОХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СЫВОРОТКИ КРОВИ У ДЕТЕЙ С РАХИТОМ,

ПРОЖИВАЮЩИХ В РЕГИОНЕ ПРИАРАЛЬЯ

Аннотация

При грудном вскармливании дети с молоком матери получает достаточное количество кальция и фосфора, поэтому в течение 1 года жизни в сыворотке крови у них сохранялся определенный баланс. У детей находящихся на искусственном вскармливании наблюдался существенное изменение фосфорно-кальциевого обмена и впоследствии появляется склонность к развитию рахита, становится причиной развития различных заболеваний в последующей годы жизни ребенка.

Ключевые слова

дети, вскармливания, фосфорно-кальциевого обмен, биохимические показатели.

Актуальность. Щелочная фосфатаза является маркером остеобластов, хотя ее физиологическая роль в этом виде клеток до конца не выяснена. Во время активного остеогенеза щелочная фосфатаза попадает в кровяное русло, продолжая процесс формирования костной ткани [2,7]. Начальные нарушения регуляции фосфорно-кальциевого обмена, возникающие на первом году жизни, впоследствии могут становиться причиной различных заболеваний, развивающихся в последующие годы жизни ребенка[1,3]. Рахит у детей раннего возраста при неэффективной профилактике или неадекватном лечении нарушает формирование костного скелета, оказывает неблагоприятное воздействие на рост и развитие детей в старшем возрасте, повышает риск развития системного остеопороза[4,7]. Основным этиологическим фактором развития рахита принято считать дефицит витамина - D вследствие неадекватного его поступления в организм с продуктами питания или недостаточного синтеза в коже под влиянием солнечных лучей. Однако в последнее время появляются данные о том, что клинические проявления рахита у детей раннего возраста не всегда коррелируют с содержанием витамина D в организме, а в ряде случаев заболевание развивается и при нормальном его уровне[5,6].

Цель исследования. Изучить показатели содержания щелочной фосфатазы, кальция и фосфора в сыворотки крови у детей раннего возраста с рахитом, клиническими проявлениями различной степени тяжести.

Материалы и методы исследования. Обследованы 72 ребенка с рахитом в возрасте от 6 мес. до 1 года с клиническими проявлениями различной степени тяжести. Из них 39 (первая группа) составили дети с клинической картиной разгара заболевания и 33 ребенка (вторая группа) с остаточными явлениями рахита. Проводилось клиническое обследование и биохимические анализы содержания щелочной фосфатазы, кальция и фосфора в сыворотке крови.

Результаты исследования. Содержание щелочной фосфатазы в среднем составили 1051,8+64,5 Е/л в первой и 875,8+19,8 Е/л во второй группе детей. Активность щелочной фосфатазы в сыворотке крови детей первой группы в разгаре заболевания отмечено выраженное повышение активности этого фермента, чем во второй группе, что свидетельствовало об активации остеобластов, направленных на формирование костной ткани.

Следует отметит, что повышение активности щелочной фосфатазы происходит не только в условиях активного роста костной ткани, но и при ее разрушениях, остеопорозе и последующей остеомаляцией, поэтому для диагностических и прогностических целей рахита у детей рекомендуется определение активности щелочной фосфатазы, так как изменение концентрации и активности данного фермента является скорее следствием, чем причиной развития патологического процесса.

Содержания кальция в сыворотке крови в среднем составили 5,9+0,1 мг/дл в первой группе и 6,0+0,2 мг/дл во второй группе. Среднее содержания фосфора в сыворотке крови у детей составили 3,0+0,3 мг/дл в первой группе и 3,2+0,3 мг/дл соответственно во второй группе. Относительно низкие уровни кальция и тенденция к повышению уровня фосфора, снижением фосфорно-кальциевого соотношения в сыворотке

306

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.