ФАЛСАФА, СИЁСАТШИНОСИ (ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ)
ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ НАТУРФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ НАСИРА ХУСРАВА
Назарамонов Ш.П.
Таджикский государственный педагогический университет им. Садриддина Айни
Эпоха жизни и творчествоя выдающего мыслителя, поэта и философа путешественника и исмаилитского проповедника Насира Хусрава отмечена особым драматизмом. Во всех отношениях в истории Центральной Азии и Ирана XI в. можно считать самым неспокойным периодом. Многие ученые называют данный период «поворотным», «временем ломки цивилизации Востока», «лихорадочный политический темп эпохи». В эпоху средневековья, где господствующей идеологией была религия и теология, постоянные захватнические войны, частые политические перевороты, разруха и упадок экономики способствовали тому, что духовная культура превратилась в арену острой идеологической борьбы. Исламская религия же во всех этих ситуациях сыграла доминирующую роль, ей принадлежали все формы человеческого мировоззрения, в том числе философия. Исходя, из такой ситуации с уверенностью можно сказать, что было много факторов, благоприятствовавших формированию и развитию натурфилософских идей и взглядов Насира Хусрава и они были разнородными.
Научное наследие Насира Хусрава весьма обширно и оно охватывает различные отрасли знаний, включая натурфилософию и естествознание. Философские мысли Насира Хусрава и тем более его натурфилософия не могут быть ограничены схемой, традиционно повторяющейся в трудах его исследователей, ограничивающиеся религиозно-теологическим или восточным неоплатонизмом.
Безусловно, велико воздействие социо-культурных условий на фоне историко-политической обстановки XI в. мусульманского Востока на естественно-научные представления и возникновение натурфилософских идей Насира Хусрава. Именно под влиянием социально-культурных процессов, а также исходя из конкретно-исторических условий действительности периода жизни Насира Хусрава, во многом складывались предпосылки возникновения идей, на рациональных аргументах для описания природы и её элементов, а также Космоса и движения космических объектов. Очевидно, многочисленные факты творчества Насира Хусрава, показывают, что всякая форма его философии, в том числе и натурфилософия несёт на себе печать религиозных убеждений шиитского толка, исмаилитских принципов и идеалов. Укрепившись в исмаилитской философии он продолжил линию своих предшественников, великих исмаилитских мыслителей Ахмада Насафи (Нахшаби), Абу Хатима ар Рази, Абу Якуба Сиджистани (Сагзи) и Хамид-ад-дин Кирмани.
Творческий путь Насира Хусрава можно представить себе как карту, на которой отмечены некоторые стоянки, на пути к той неповторимой и неординарной личности, которым он становился за свою жизнь. Его творчество занимала умы учёных разных времён и разных областей науки. Учёным, изучавших первые два периода его жизни приходилось собрать по крупинкам сведения, рассыпанные по страницам его сочинений, послужившихся для определения социальных условий, формировавшие выдающегося мыслителя. В то же время третий период его жизни - период его семилетней путешествий, для определение условий формирования философских взглядов, благодаря уникальным творениям самого мыслителя, особенно «Сафарнома» («Книга путешествия»), не составляет труда. Четвёртый период его жизни, это период проповеднической деятельности в качестве да'и (худжат) в Хорасане. Тут он утвердился великим философом, о чем свидетельствуют его философские сочинения, в частности «Зад ул мусафирин», «Ваджхи дин», «Кушаиш ва рахаиш», «Хан-ал-ихван», «Джамиъ- ал-хикматайн» и др.
Среди огромного наследия Насира Хусрава, из которой можно выявить условии формирования натурфилософских идей, важное место занимает его «Сафарнома», которая является произведением не только историко-географическим, но и источником социокультурного, этнографического и литературного характера. Первичное знание о природе вместе с накопленными сведениями в этой поездке и отражёнными в книге, не включало в себе ни философию, ни естествознание, а являлось совокупностью эмпирических (от греч. ешрета — опыт) сведений. Но вместе с тем благодаря наблюдательному тонкому взгляду Насира Хусрава на природу, склонению к философским идеям, в будущем позволили ему, обобщить результаты
человеческой практики, развивать научное осмысление природы. Сутью такого подхода явился поиск основы (субстанции) мира.
Из произведений Насира Хусрава с уверенностью можно предполагать, что он происходил из довольно богатой дихканской семьи таджикского происхождения, члены которой владели земельными угодьями и занимали административные посты, в том числе его брат Абдулфатх Абдулджалил был везиром двора Чагирбека Давуда. По некоторым сведениям из «Сафарнома» Насир Хусрав тоже работал в канцелярии при дворе Газнавидов.
Династия Газневидов, несмотря на свою воинственность и «могущественность», прочной основы среди завоёванных народов не имела. К примеру возьмём его поход на Рей в истории Ирана, которая несомненно запомнился как проявление варварства. А. Бертельс в своей работе «Насири Хосров и исмаилизм» находит такие достоверные данные, которые дают несомненно точную хронологию этих событий. Описанная в источниках смута в Рее в течение несколько лет проходила под батинитскими лозунгами. Султан Махмуд захватил их колоссальную казну. Очевидно, он преследовал эти цели за то, что за одно продолжил истребить еретиков, карматов и др. Сожжение крупнейшей рейской библиотеки в очередной раз доказало варварства Махмуда и это показал его истинное лицо беспощадного борца против шиитов и различных идеологических течений в исламе.
Гнёт и разорение Хорасана Газнавидской империи продолжалось почти сорок лет. За это время на военные и захватнические походы, империя тратила колоссальные средства, что обнищал без того и бедного крестьянина. Позднее он с сожалением вспоминая этот период своего жизни пишет:
Он карди аз фасод, ки гар ёдат ояд он Руят сиёх гардаду тира шавад замир Перевод:
Сеял смуту, когда вспоминаешь эту теперь Осрамлённым становишься и недоброжелательным.
После того как в 432 г. л. х./1040 г. Балх был завоёван Сельджукидами, Насир Хусрав переехал в Мерв, где тоже работал на канцелярскую должность. В многочисленных источниках пишут, что работал он и при дворе Сулаймана Чагрыбека. Последовательную хронологию событий жизни Насири Хусрава в период его службы у Сельджукидов, мотивы переезда из Балха в Мерв, некоторые исследователи считают, что уточнить трудно. Соглашаясь с утверждением Г. Ашурова, приведем его же мнение «можно предположить, что после смерти Масъуда и прихода к власти его брата и злейшего врага Мухаммада Насиру, бывшему приближенному Масъуда, пришлось бежать из Балха в Мерв и искать защиты у Чагры-бека». Ещё при канцелярской работе он путешествовал в Туркестан, Синд и Индию, пытаясь познакомиться с различными религиозными традициями и вместе с тем он своим наблюдательским взглядом изучил социальные условия жизни жителей этих регионов. Кроме «Сафарнома», он пишет об этом и в «Ваджхи дин»е. «Знающие люди Индии, очень благочестивые... и есть среди них книга, говорят, что- это слова божье.». От сюда видно, что Насир Хусрав помимо той цели с которой он посетил эти регионы, он ещё обратил внимание на проблемы социокультурных развитий соседей. Такую характерную черту Насир Хусрав не теряет и в дальнейшем, интересуясь деталями повседневной жизни, оценивает социокультурные условия и сравнивает их с феноменами «иными», «недоразвитыми» или «варварскими» условиями.
Существенные социально-экономические изменения, связанные с захватническими походами Газнавидов и Сельджуков, социальным расслоением и усилением варварской власти правящей верхушки привело к возникновению хранения и передачи знаний натурфилософского характера. Изменения в общественной жизни не могли не привести к переосмыслению духовных ценностей, основания которых составляла религия. Возникло противоречие между традиционными верованиями и представлениями о мире и практической жизнью, которая определяла необходимость новой мировоззренческой позиции.
После этого начинается полное преобразование Насира Хусрава. В «Сафарнама» даёт чёткую хронологию того времени своей жизни и объясняет историю своего обращения в шиитско-исмаилитскую ветвь. Вот описание сна из «Сафарнома», который по мнению самого философа стал причиной его преобразования: «Мудрецы не смогли придумать ничего другого, что отгоняла бы мирские заботы», такой был ответ Насира Хусрава на голос, который спрашивал: «Долго ли ты будешь пить это вино, которое отнимает у человека рассудок?» продолжением этой дискуссии было: «Бесчувствие и беспамятство ни есть покой. напротив надо искать что-нибудь, что могло бы увеличить силы разума и рассудка». - «Откуда же мне взять
это?»- спросил я. «Ищущий находить» ответил он и указал в стороны Киблы. Есть и такой бейт в его творчестве:
Паймуда шуд аз гунбад бар ман чиуилу ду Чуёи хирад гашт маро нафси суханвар Перевод:
Пролетят мои сорок два (лет), подобны мертвецу Когда к поиску мудрости приступал мой поэтический дух
По утверждению доктора Алиса С. Хансберергера духовное преобразовние Насира Хусрава связано с поиском истины. После долгого поиска в идеологиях самого ислама и различных философских школ, он убедился в том, что достичь этого можно только в исмаилитской ветви ислама.
Некоторые исследователи считают, что не сон этот стал причиной его преобразования. В частности, А.Э. Бертельс утверждает, что он ещё во время поездки в Индию познакомился с исмаилитами и их учениям и позже примкнул к этой вере.
Социальные условия и различные случаи жизни с которыми Насир Хусрав столкнулся при канцелярской работе у правителей Газнавидов и Сельджукидов, поездки в Индию, изучение философских идей своих предшественников, долголетние захватнические войны Караханидских и Сельджукидских правителей, результатом которых стали разрушение производительных сил общества и обнищанию народных масс, произвели на него сильное влияние, подтолкнули его на пути поиска истины и пробудили у него симпатия к новой справедливой идеологии в обществе. С этой целью он начал путешествовать, и в течение семи лет он четыре раза совершил Хадж, с помощью ал-Муид фи ад-дин Ширази он посетил Фатимидское государство и около трёх лет проживал в Египте - место правителей из рода пророка, где удостоился встречи с Фатимидским халифом и Имамом исмаилитов ал-Мустансир Биллахом. Г. Ашуров пишет, что «.как потом он окончательно просветил своё сердце светом исмаилизма и как халиф-имам сделал его своим худжатом для проповеди исмаилизма от имени имама в Хоросане и Бадахшане». У А.Э. Бертельса и Иванова на счёт худжата Бадахшан другое мнение.
Превосходная, централизованная организация тайной миссионерской деятельности исмаилитов, несомненно, способствовала их быстрой экспансии по всему исламскому миру. Исмаилитское учение с самого начала предложило всеобъемлющий и последовательный взгляд на Бога, вселенную и смысл истории. Хотя его ядро состояло из основных исламских и шиитских принципов и идеалов, оно интегрировало в себя также часть эллинистического духовного и интеллектуального наследия, которая, хотя и подвергалась осуждению и неприятию, главным образом, со стороны более консервативных учёных суннитов, стала, несомненно, составной частью Исламской цивилизации при Фатимидов. Государство Фатимидов (909-1171) образовалось в Африке (совр. Тунис), в результате победоносного восстания. Основатель династии Убайдаллах (909-934) и его преемники стремясь к осуществлению провозглашённой ранее социальной программы, быстро нашли единомышленников как внутри так и у соседей. Фатимидский период поистине стал «золотым веком» исмаилизма, а также всей территории подвластного правителям пророческого рода. Пришедшая к власти арабская шиитская династия имамов-халифов возводила своё происхождение к Фатиме, дочери пророка Мухаммада, откуда и её название.
Безусловно, достичь передела совершенства, исламская философия, без влияния других культур не смогла бы. Период жизни и творчества Насира Хусрава, в средневековой восточной обществе отличались именно тем, что в условиях интеллектуального развития, античная греко-римская философия способствовала становлению и развитию религиозно-философского мышления, преодолевая мифологическое понимание природы. Насир Хусрав не остался в долгу перед историей, и позднее в свои гениальные философские труды он опираясь на античную мысль, развивал естественнонаучные изыскания. Сам ислам в начале не мог развиваться в изоляции, и с приближением к другим культурам началось его развитие. Своеобразное и отличительное мнение Насира Хусрава остаётся то, что он подходил к натурфилософским вопросам через призму религии и божественный закон оставались источником всех явлений природы и Космоса.
Анти-исмаилитские полемисты вполне могли обвинять исмаилитских миссионеров в попытке втереться в доверие к людям из самой различной среды, якобы угождая их конкретным убеждениям и чувствам. Однако исмаилитская доктрина не заимствовала без разбора; скорее она отобрала то, что сочла близким своим главным убеждениям, и объединила это в собственном едином синтезе. Хотя сам Насир Хусрав целью своей семилетнего путешествия назвал
паломничество, но согласно предположению А. Бертельса, главной причиной было принятии исмаилитской доктрины.
Как худжжат Хорасана он начал с того, что учредил штаб-квартиру в родном Балхе (близ нынешнего города Мазари Шариф на севере Афганистана). Но через несколько лет враждебность суннитов вынудила его удалиться на жительство в долину Йумган, что в Бадахшане. Насир провел там остаток жизни, пользуясь покровительством местного исмаилитского эмира и отдавая все силы служению да'ва.
Насири Хусрав создал исмаилитскую концепцию философии Природы. По его утверждению, природа рождается в Материи с помощью взгляда, который бросает на нее Душа. Душа же происходит из самосозерцания Интеллекта. В этом смысле Душа - дитя Интеллекта, а Природа - дитя Души и ее ученица и воспитанница. Вот почему Природа может действовать, имитировать акты Души и, таким образом, быть причиной движения (то, что отрицал Разес). Природа - это зеркало Души. Исходя из этого, природная красота есть одновременно красота духовная, а наука о природных свойствах вещей есть продолжение науки о Душе.
Насира Хусрава считают основоположником дискуссионного стиля в философии и поэзии. Особое значение философского наследия Насира Хусрава проявляется в его отношении к идеологическим течениям. Он вел богословские и философские диспуты в своих трактатах. Алхимия и натурфилософия относятся к областям его жарких дискуссий. Например, Насир Хусрав прибегал к тенденциозным истолкованиям, тогда как дахриты (ар Рази) выступали против познания природных явлений с помощью иррациональных символических объяснений. Кроме того, Насир Хусрав (и др. исмаилитские философы) не соглашались с дахритами в вопросах природы и времени, души и пророчества. Отметим также, что в религиозно-мистических взглядах Рази есть много от платонизма и манихейства, тогда как у Насира Хусрава неоплатонизм и рационализм.
Структурно натурфилософия Насира Хусрава состоит из таких основополагающих элементов, как синтез мировоззренческих элементов неоплатонизма в сочетании с монотеизмом исламской религиозной мировоззрении. Его натурфилософия основанная на рационалистической философии Аристотеля с привлечением идей платонизма и неоплатонизма в сочетании с исламским религиозным убеждением, в тоже время это не слепое подражание древнегреческим мыслителям, а объяснение много неясных моментов в их учениях.
Особое место в религиозно-философской (исмаилитской) системе Насира Хусрава выделяется учение о гармоничном строении вселенной. К примеру такое утверждение Насира Хусрава «Бытие этого сложного тела, называемого вселенной (мир), зависит от бытия движения в нем». Или же такое понятие «Мир чувственных вещей состоит из минералов, растений, животных и человека».
Таким образом, можно суммировать некоторые важные моменты, которые могли бы быть весомыми в формировании личности и развитию натурфилософских идей и взглядов Насира Хусрава:
1. В социальном плане эпохи Газнавидов и Сельджукидов, мы находим обострённое положение земледельцев, угнетённое и доведённое до нищеты разных слоёв населения захваченных территорий, упадок экономики и варварское отношение правителей к соседям и в какой-то степени, уничтоженные культурные традиции местных народов. Надо иметь в виду, что господствующей идеологией правителей была исламская религия в той форме, что препятствовало объективному изучению природы. В тоже время на другой территории мусульманского мира, Фатимидское государство, куда приехал Насир Хусрав, та же исламская идеология правила с проявлением свободомыслия и свободного развития научной мысли. Всё это отразилось в естественно-научных и натурфилософких взглядах Насира Хусрава, который прекрасно понимал историческую необходимость в критики лженауки при этом пытался ярко зажечь свет разума и просвещения и дать объяснение различным явлениям природы.
2. Острая идейно-идеологическая борьба, в особенности обострённое суннитско- шиитское отношение, безжалостное подавление малейших волнений инакомыслящих, отход от начальных принципов ислама, а также душившие всякое проявление свободомыслия, послужило тому, что в сознании и мировоззрении Насира Хусрава произошёл интеллектуальный поворот в сторону рационального осмысления происходящего, и в результате он формировался как патриот своей нации и тем самым перешёл на сторону патриотическо-настроенной, наиболее влиятельной, и в тоже время гонимой сектой шиизма-исмаилизма.
3. Научно-философские и религиозно-философские направления, школы и течения существовали и продолжали развивать свои идеологические взгляды, которые создали ключевые моменты для сопоставления взглядов мыслителей разных школ, и тем самим послужили Насиру Хусраву для формирования соответствующих теорий объяснения природных явлений. Влияние других школ становится очевидным. Дискуссионный метод Насира Хусрава послужил как путь для поиска и дал возможность выразить свои мнения и оформить свои взгляды в духе рационализма.
4. Влияние идей древне-греческих философов на формирование и развитие натурфилософских взглядов весьма очевидно. В совокупности все мысли и взгляды других культур создавали основу и предпосылки для создания научно-философских обоснованных мыслей. Исходя из этого, Насир Хусрав в своих философских трудах объясняет различные явления мира и природы (например: землетрясения, лунное и солнечное затмения, природа теплоты, света, радуги и т.д.), доказывая их объективный и закономерный характер, что способствовало становлению и развитию научно-натурфилософского стиля мышления.
Все эти и многочисленные другие факты свидетельствуют о том, что гениальные философские труды Насира Хусрава появились не на пустом месте, а предпосылки для такой идеологии развивались на прочном фундаменте заложенной социально-культурной и историко-политической обстановки эпохи жизни Насира Хусрава.
Литература:
1. Corbin, Henry. History of Islamic Philosophy. Translated from French by Liadiaa Sherrad and Philipp Sherrad. London: Kegan Paul Internatoinal, 1993: pp. 133-136.
2. Sarfaroz Noyozov &Ramazon Nazariev. Nasir Khusraw, Yestarday, Today, Tomorrow. The Institute o Ismaili Studies-Khujand-2005. 682c.
3. Алис С. Хонсбергер.Носири Хусрав Лаъли Бадахшон/перевод доктора Фариддун Бадрахи тадж. текст Ноёбшо Зуробек. нашриёт Нодир.Д. 2003. с. 328с.
4. Бертельс А.Е. Носири Хосрав и исмаилизм. М.: Изд. Вост. Лит. 1959.-289 с.
5. В. А. Иванов. Очерки по истории Исмаилизма. The Institute of Ismaili Studies. Издательство «Зодчий» Санкт-Петербург.2011.200с.
6. Додихудоев X. Философия крестьянского бунта.-Душанбе: Ирфон 1987. -428с.
7. Носири Хусрав. Вачди дин. Техрон 1970. - 304 с.
8. Носири Хусрав. Зад ал-мусафирин,припасы путников / перевод с персидского. Copyright IIS, 2005, -635c.
9. Носири Хусрав.Сафарнома.-Душанбе: Ирфон 1970.-118с.
10. Носири Хусрави К^убодиёнй. Девони ашъор. The Institute of Imaili Studies, Great Britain,2009. Академия илмдои Точикистон. Нашриёти "Шучоиён" 640с.
11. Фархад Дафтари.Традиции Исмаилизма в средние века. Научно-издательский центр "Ладомир"Москва2006;The Institute of Ismaili Studies 2006. 320с.
ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ НАТУРФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ НАСИРА ХУСРАВА
Назарамонов Ш.П.
Работа посвящена изучению социо-культурных и исторических условий формирования и развития натурфилософских взглядов Насира Хусрава.
Все многочисленные факты, приведённые автором статьи, свидетельствуют о том, что гениальные философские труды Насира Хусрава появились и развивались на прочном фундаменте заложенной социально-культурной и историко-политической обстановки рассматриваемой эпохи.
Ключевые слова: эпоха, обстановка, социо-культурные условия, факты истории, натурфилософия, природа, космос.
IDEOLOGICAL BACKGROUND OF NATURAL AND PHILOSOPHICAL SIGHTS OF NASIR
KHUSRAW
Nazaramonov Sh.
The work is devoted to the study of social and cultural historical conditions of formation and development of natural and philosophical views of Nasir Khusrav.
All facts brought by the author witnesses that genius natural-philosophical works of Nasir Khusraw originated based on social and cultural, and historical and political epoch conditions.
Key words: epoch, formation, social cultural conditions, history facts, natural philosophy, nature,
space.
Сведения об авторе: Назарамонов Шахбоз - старший преподаватель кафедры философии Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел.: (+992) 908 775777, е-mail: nshahboz@mail.ru, shahboz vd@gmail.com;
Information about the author: Nazaramonov Shahboz, senior teacher, Chair of Philosophy, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel.:(+992) 908 775777, е-mail: nshahboz@mail.ru, shahboz vd@gmail.com
ФИЛОСОФИЯ СУФИЗМА И ИСМОИЛИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ МУБОРАКИ ВАХОНИ
Гулхасан Мирхасан
Институт философии, политологии и права Академия наук Республики Таджикистан
В настоящей статье рассматривается вопрос, о том был ли таджикский мыслитель XIX века Мубораки Вахони последователем суфийского направления. Согласно фактам приведенным в статье несмотря на то что философ не примыкал к суфиям, он занимался чилланишини-сорокодневным уединением для поста и молитв, присущего суфиям и в его творчестве встречаются многочисленные суфийские термины.
Мубораки Вахони является одним из уникальны ниповторимых личностей в литературной и научной истории Бадахшана но к сожалению его жизнь и творчество до настоящего времени остаётся не исследованными и не известиыми широкому кругу читатели.
Он был учёным, который для выражения своей мысли искал путь как в философии так и в мистицизме (ирфоне).
Творчество Мубораки Вахони в целом проникнуто мудростью и глубокой философией религии. Оно тесно приплетается с кораническими сентенциями, религиозными хадисами и этическами повестованиях. Язык произведений Мубораки Вахони очень прост, его высказавания и мысли понятны каждому.
Мубораки Вахони являлся последователем великого мистика Шохнематуллои Вали и относился к «чилланишинам» (чилланишины это люди, которые в течение сорока дней и ночей уединяются от мира сего в каком нибудь укромном месте и полностью предаются молитвам и чтению религиозных книг). и мудрым людям своего времени. В то время был
В этой статье на примере творчества Мубораки Вахони мы попытались показать мудрость великого мыслителя и на основе результатов исследования обосновать был ли он суфием или нет. Хотелось бы также констатировать, что в рамках одной статьи раскрыть всю философию Мубораки Вахони является архисложной задачей. Несмотря на это автор этих строк используя доступную ему литературу старается доказать приавержность Муборака к суфизму. По мнению автора самим веским и ярким доказательством мистической практики Муборака является его привреженность к идеям знаменитного мистика Шохнеъматуллохи Вали.
Он как Шохнеъматуллохи Вали поставит человека в центре своих философских рассуждений.
Чтобы понять эту тему, прежде всего, нужно понять человеческое существо, и что оно охватывает. По словам одного ученого «человеческое существо является основом основ, всеобъемлющим бытиём, великой копией (Бога) и совершенным существом»[1].
Согласно суфийскому вероучению человеческим «Я» является душа и человек посредством духовных странствии возвращается к своему источнику реальной Истине(Бог).
И необходимым условием в этом странствии является самопознание.