Научная статья на тему 'Идея профессионально-адаптированного подхода в организации общефизического практикума для студентов естественнонаучных дисциплин'

Идея профессионально-адаптированного подхода в организации общефизического практикума для студентов естественнонаучных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / АДАПТАЦИЯ / СРЕДА / TRAINING / ADAPTATION / ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стерелюхин Александр Иванович, Федоров Виктор Александрович, Старцева Нина Ивановна, Карева Вера Михайловна

Осуществление профессиональной подготовки специалистов естественнонаучного профиля в университете происходит в условиях профессионально-адаптивной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стерелюхин Александр Иванович, Федоров Виктор Александрович, Старцева Нина Ивановна, Карева Вера Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEA OF VOCATIONAL-ADAPTED APPROACHES IN ORGANIZATION OF GENERAL PHYSICAL PRACTICUM FOR STUDENTS OF NATURAL DISCIPLINES

The implementation of professional training of natural science specialists at University takes place in conditions of professionally-adaptive environment.

Текст научной работы на тему «Идея профессионально-адаптированного подхода в организации общефизического практикума для студентов естественнонаучных дисциплин»

УДК 378.147

ИДЕЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-АДАПТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕФИЗИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

© А.И. Стерелюхин, В.А. Федоров, Н.И. Старцева, В.М. Карева

Ключевые слова: профессиональная подготовка; адаптация; среда.

Осуществление профессиональной подготовки специалистов естественнонаучного профиля в университете происходит в условиях профессионально-адаптивной среды.

Современная наука и производство предъявляют высокие требования к содержанию высшего образования и, в частности, к содержанию естественнонаучного образования [1-4]. Государственный образовательный стандарт в качестве одной из основных целей высшей школы определяет формирование готовности студентов к решению задач профессиональной деятельности. Но, как показывает опыт, даже у выпускников с высокой академической успеваемостью эта готовность нарабатывается после нескольких лет практической деятельности. Это означает, что существует разрыв между содержанием профессиональной подготовки и потребностями современного производства. Отсутствие реально налаженных связей между дисциплинами приводит к тому, что объективно достаточные знания студенты затрудняются перенести на решение задач новой дисциплины.

Таким образом, мы имеем дело с противоречием, возникающим между фактическими знаниями и неумением использовать их при переходе к изучению новой дисциплины. Одним из путей разрешения этого противоречия может стать использование профессиональноадаптированного подхода в организации учебного процесса.

Как показали исследования и опыт практической работы, процесс формирования профессиональной подготовки будущего преподавателя естественных наук наиболее интенсивно осуществляется при оптимальном сочетании всех форм, методов, приемов и средств активного обучения студентов. Этот процесс станет наиболее эффективным, если он организован в условиях профессионально-адаптированной среды.

Под профессиональной адаптированностью среды мы понимаем направленность ее на получение студентом знаний и умений, тесно связанных с его основной специальностью, с его будущей профессией. В наших исследованиях профессионально-адаптированная среда рассматривалась на примере общефизического практикума. Так, например, в лабораторной работе, предполагающей изучение прочностных свойств материалов (проволоки или металлического стержня), студенту-биологу гораздо интересней и полезней будет изучение прочностных свойств стеблей злаков, или студенту-

географу будет полезней определять индукцию магнитного поля Земли, а не просто магнита. Понятно, что такая адаптированность предполагает применение в учебном процессе не только учебников и справочников по физике, но и учебных пособий по основной специальности студента, а также специально разработанных и написанных пособий.

Созданию профессионально адаптированной среды в учебном процессе способствует также применение научных методов, используемых как в физике, так и в той отрасли естествознания, которая является для студента основной. Выявлено, что структура методологических знаний студентов естественнонаучных специальностей университета едина и система методологических знаний представляет собой совокупность трех подсистем: подсистемы методов науки, подсистемы структурных элементов науки и языка науки как специального метода познания.

Создание профессионально-адаптированной среды предполагает целенаправленное использование методологических знаний студентов на занятиях физического практикума при осуществлении связей с профильными дисциплинами, что позволяет:

- показать студентам применение философских и общенаучных методов познания в различных отраслях науки;

- систематизировать работу по осуществлению междисциплинарных связей, проводя ее на понятийном уровне, на уровне законов, принципов, теорий, на уровне естественнонаучной картины мира;

- раскрыть универсальность языка науки и показать его историческое развитие;

- продуктивнее формировать умение студентов переносить предметные знания на решения проблем межпредметного характера;

- синтезировать разнопредметные знания в целостную естественнонаучную картину мира и таким образом поднять знания студентов до уровня диалектикоматериалистических убеждений.

Выделенные нами особенности организации физического лабораторного практикума для студентов естественнонаучных (нефизических) специальностей университета (использование методологических знаний на

основе междисциплинарных связей) позволяют целенаправленно вести его организацию, пополнять и расширять содержание практикума, вести работу по осуществлению межпредметных связей, четко организовывать работу студентов с информацией и тем самым повысить уровень мотивации учебно-познавательной деятельности студентов на занятиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анофрикова С.В., Стефанова Г.П. Практическая методика преподавания физики. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ин-та, 1995.

2. Стерелюхин А.И., Федоров В.А., Старцева Н.И. Инновационные подходы в методике проведения физического практикума для студентов естественнонаучных специальностей ун-та. Инновационные процессы в высшей школе // Материалы Х Юбилейной Всероссийской науч.-практ. конф. Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2004.

3. Федоров В.А., Стерелюхин А.И., Старцева Н.И. Природные материалы - объект физического исследования: учеб.-метод. пособие для студентов ин-та естествознания. Тамбов, 2006.

4. Старцева Н.И. К проблеме подготовки специалиста в области естественных наук к преподавательской деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 11 (67). С. 100-106.

Поступила в редакцию 12 ноября 2010 г.

Sterelyukhin A.I., Fedorov V.A., Startseva N.I., Kareva V.M. Idea of vocational-adapted approaches in organization of general physical practicum for students of natural disciplines

The implementation of professional training of natural science specialists at University takes place in conditions of professional-ly-adaptive environment.

Key words: training; adaptation; environment.

1б7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.