СТЕРЕЛЮХИН Александр Иванович родился 18 июля 1950 г. в с. Новое Грязное Сосновского района Тамбовской области. В 1967 г. с серебряной медалью окончил Сосновскую среднюю школу.
В 1971 г. окончил физико-математический факультет Тамбовского государственного педагогического института.
Работал учителем физики и математики в Кулева-товской средней школе Сосновского района Тамбовской области. С 1974 г. работал старшим лаборантом кафедры общей физики и учился заочно в аспирантуре. По окончании её в 1978 г. начал преподавать на факультете.
В 2001 г. защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата педагогических наук по теме: «Подготовка студентов университета к формированию методологических знаний учащихся в условиях профессионально-ориентированной среды». В 2005 г. присвоено ученое звание доцента кафедры теории и методики обучения физике.
В настоящее время работает доцентом кафедры общей физики Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.
Область научных интересов: педагогика высшей и средней школы, процесс формирования методологических знаний учащихся средней школы при изучении курса физики, подготовка учителя физики к формированию методологических знаний учащихся.
Основные научные публикации.
1. Стерелюхин А.И. Об одной особенности трубчатого динамометра // Физика в школе. 1994. № 4. С. 56.
2. Стерелюхин А.И. Модель для демонстрации полярного диэлектрика // Физика в школе. 1994. № 5. С. 79.
3. Стерелюхин А.И. Об улучшении видимости демонстрации газовых законов // Физика в школе. 1995. № 5. С. 76.
4. Стерелюхин А.И. Демонстрация с моделями кристаллов. Учебный эксперимент по молекулярной физике и теплоте // ред.-сост. В.С. Гудкова. М.: Школа-Пресс, 1995. 96 с. / Библиотечка журнала «Физика в школе». Вып. 6. С. 54-56.
5. Стерелюхин А. И. К демонстрации точки Кюри для ферромагнетиков // Физика в школе. 2001. № 6.
6. Стерелюхин А.И., Макарова Л.Н., Федоров В.А. Методологические знания учащихся. Проблемы дифференциации, структурирования и систематизации // Псих.-пед. журнал Гаудеамус. Тамбов, 2003. № 1 (3). С. 125-134.
7. Стерелюхин А.И., Старцева Н.И., Федоров В.А. Природные материалы - объект физического исследования. Тамбов: Издат. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2006.
8. Стерелюхин А.И., Макарова Л.Н., Федоров В.А. Подготовка преподавателей естественнонаучных дисциплин к формированию методологических знаний учащихся: учеб.-метод. пособие для студентов ин-та естествознания. Тамбов. Издат. дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008. 93 с.
Лаборатория «Методологические основы
преподавания естественнонаучных дисциплин» (МОПЕД) - руководитель к.п.н., доцент А.И. Стерелюхин
Лаборатория осуществляет свою деятельность в целях ускорения решения проблем, существующих в области исследования, а также повышения качества выпускаемых университетом специалистов путем привлечения к научной и научно-производственной деятельности студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава и использования результатов научно-исследовательской работы в учебном процессе.
Лаборатория ведет исследования по следующим направлениям:
1. Подготовка студентов - будущих преподавателей естественнонаучных дисциплин к формированию методологических знаний учащихся.
2. Методологические основы осуществления межпредметных связей естественнонаучных дисциплин при проведении физического практикума со студентами естественного института.
3. Совершенствование техники демонстрационного и учебного эксперимента по физике.
В настоящее время в лаборатории занимаются исследовательской работой четыре преподавателя: А.И. Стерелюхин, доцент, к.п.н.; В.А. Федоров, профессор, д.ф.-м.н.; Т.Н. Плужникова, к.ф.-м.н., доцент; Н.И. Старцева, ст. препод.), один инженер (М.М. Позднякова), один ст. лаборант Т.В. Стукалина и 7-10 сту-дентов-старшекурсников. Ежегодно в центральной и местной печати выходят 8-10 публикаций по проблемам ведущихся исследований. Сотрудники лаборатории принимают активное участие в международных,
всероссийских и региональных научных и научноисследовательских конференциях и семинарах.
Лаборатория поддерживает тесные научные связи с кафедрой преподавания дисциплин естественно-математического цикла ИПКРО Тамбовской области, а
также с кафедрами методики преподавания физики Московского, Рязанского, Уральского, Владимирского педагогических университетов, Белгородского государственного университета, кафедрой педагогики ТГУ им. Г.Р. Державина.
УДК 530.1
РОЛЬ ИСТОРИКО-НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ СТУДЕНТАМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ УНИВЕРСИТЕТА
© А.И. Стерелюхин
Ключевые слова: история науки; методология; гипотеза; моделирование; теория; идея; закон; понятие.
Выявляется роль историко-методологических знаний в преподавании физики студентам естественнонаучных специальностей университета. Предпринята попытка обоснования единого подхода к формированию системы методологических знаний студентов, изучающих естественные науки.
Многие ученые-педагоги, занимавшиеся подготовкой преподавателей естественнонаучных дисциплин, подчеркивали необходимость изучения истории естественных наук. В частности, в предисловии к «Курсу истории физики» П.С. Кудрявцев пишет: «Будущему учителю необходимо иметь достаточно полное представление о развитии науки, начиная с ее возникновения и кончая современным состоянием».
Эта мысль о необходимости получения преподавателями, работающими с учащимися и студентами, глубоких знаний по истории физики находит свое подтверждение как в теоретических работах ученых-педагогов, так и в учебной практике учителей физики и преподавателей вузов.
Рассматривая дидактическую структуру школьных предметов, ученые-педагоги выделяют отдельные блоки знаний. В частности, Л.Я. Зорина разделяет знания, получаемые в школьном курсе физики, на предметные и внепредметные, а Г. Кару рассматривает три блока
знаний: научные, процессуальные и оценочные. Такое выделение блоков знаний довольно условно. Часто методологические знания, например, невозможно рассматривать как внепредметные. Хотя философские обобщения, к которым приходят учащиеся, вероятно, можно считать как предметными, так и внепредметными.
Проводя анализ курса физики, который изучают студенты естественнонаучных специальностей университета, на наш взгляд, также наряду с содержательным (научным) блоком можно выделить блок вспомогательных знаний. Этот последний блок содержит в себе философско-методологические, историко-научные,
межпредметные и оценочные знания. Все эти знания взаимосвязаны. Тем не менее, их можно и обособить.
Философско-методологические знания представляют собой систему, состоящую из трех подсистем: методов, структуры науки и ее языка. Структура этой системы представлена на рис. 1.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Рис. 1. Система методологических знаний учащихся: 1 - философия как метод познания природы; 2 - общенаучные методы познания; 2.1 - методы эмпирического уровня познания; 2.2 - методы теоретического уровня познания; 3 - частнонаучные методы по-