Пономаренко Н.В.
Оренбургская государственная медицинская академия Е-mail: verjen@mail.ru
ИДЕЯ БЕССМЕРТИЯ: ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
В статье рассматривается идея бессмертия, которая как вера в нескончаемость человеческого существа образует ядро мифов и религий. Автор различает несколько типов философских дискурсов, в которых представлены трактовки бессмертия и обусловленные ими типы духовных практик.
Ключевые слова: телесное бессмертие, бессмертная душа, метемпсихоз, всеобщее воскрешение, иммортология, проект «Аватар».
Карл Юнг утверждает, что идея бессмертия заложена в «коллективном бессознательном» человечества, и обрела своё выражение в архаических мифах, тем самым объяснив сходство, иногда тождество между мифологическими мотивами и символами у народов, не имевших прямых контактов друг с другом [12]. С мифологических времён через религию, метафизику, философию идея бессмертия дошла до техногенной современности и начинает будоражить умы ученых.
История практического бессмертия имеет давние корни и существует в виде мифов, символов, архетипов. Вот некоторые из них. Кельтский узел - символ воскресения и вечной жизни. Квадрат в Христианстве является символом Мира проявленного и человека, достигшего бессмертия. Во многих странах, в том числе и у древних греков, символом бессмертия и счастья были розовые кораллы. Анкх - египетский крест (Т-образная фигура, увенчанная сверху кольцом), символ жизни и бессмертия в Древнем Египте. Форма этого креста трактовалась по-разному: как восходящее солнце, единство противоположностей, счастье, благоденствие, неиссякаемая и вечная сила, что движет бытием, бессмертие духа или как ключ к тайным знаниям. Ключ жизни был известен и почитался не только в Древнем Египте, но и у цивилизации майя, а также в Скандинавии, где он также стал символом бессмертия и воды - рождения жизни. Грааль - чаша, символизирующая источник жизни и бессмертия, изобилия и плодородия, «чудесный кормилец».
Особенно популярными растениями у разных народов мира были те, которые сулили долголетие и бессмертие. Среди них цветы: бархат-ник - легендарный неувядающий цветок, символ бессмертия, веры, верности, постоянства в любви. Плющ, как все вечнозеленые растения,
означает бессмертие и вечную жизнь. Галлы верят, что омела, черпающая жизненные соки не из земли, и впрямь принадлежит к иному миру, символизируя сущность жизни, божественную субстанцию, панацею, бессмертие.
Недаром видимо существует образ мирового древа, гаранта жизни, символа устройства мироздания. По данным учёных деревья относятся к одним из самых древних существ, живущих на Земле. Секрет долгожительства прост. Деревья не страдают от мутаций и могут легко существовать, даже если часть их «тела» давно умерла. Разменявшие третью тысячу лет, они растут так же бойко, как и их столетние собратья. Некоторые вечнозелёные лесные гиганты - сосны, которые совсем не страдают от старости, также символизируют бессмертие, отвращают зло и предохраняют тело от гниения, отсюда присутствие их на кладбищах и изготовление из них гробов. Благодаря своей форме, шишка сосны - одновременно огненный и фаллический символ, олицетворяющий мужскую творческую силу, плодовитость и удачу. Желудь - символ жизни и бессмертия, взятый из скандинавских мифов, лавр - триумфа, успеха и бессмертия. Олива также означает бессмертие и плодородие. В свадебном обряде она обеспечивала плодовитость, мир и изобилие.
Об использовании особых фруктов для воплощения идеи бессмертия, омоложения и оздоровления знали не только современные учёные. Список таких продуктов известен с давних времён. Так «молодильное» яблоко, дающее надежду на обновление цикла жизни, встречалось не только в русских сказках. Согласно мифам о подвигах Геракла в мировой культуре существовали предания о знаменитых мифологических Гес-перидских садах, полных чудесными золотыми яблоками, которые сторожил стоглавый дракон.
Гранат - символ плодородия и бессмертия, в христианстве - вечной жизни. Персик - символ бессмертия в Китае, согласно легендам растёт в небесном саду, принадлежавшем богине Сиван-му, матери-владычице Запада. Каждые 6000 лет, когда созревали плоды, она устраивала великий праздник, на который приглашались бессмертные, чтобы вкусить персик и продлить свое бессмертие. В сопровождении журавля, китайский Бог долголетия Шоу-син, его признаки - лысая голова и посох, держит персики - символы долголетия. Созревающие плоды были настолько вкусны, что царь обезьян, поглотивший много веществ, способствующих бессмертию, стал физически неуязвим. Сорок девять дней, проведенных в раскаленной добела печи, не причинили ему вреда, вызвав лишь покраснение кожи вокруг глаз.
Сады с особыми продуктами бессмертия росли в недоступных для людей местах, на высотах, называемых обычно мировой горой, символизировавшей своеобразный мост от - верхнего мира, где обитали высшие бессмертные боги, к миру «смертных». Так, например, гора Олимп - одна из самых высоких в Европе - 2919 метров, на которую невозможно было забраться, в греческой мифологии считалась жилищем 12 главных бессмертных богов.
Обратим внимание, что поиски практического бессмертия в растительном мире продолжаются. В нашей стране они начались в 1971 году в Ленинграде с изучения флоры. Весной 1977 года был завершён 30-летний труд Б.В. Болотова «Бессмертие - это реально» (объёмом в 13 томов). В книгах описывались 3000 лекарственных растений, 6000 рецептов нетрадиционных методов лечения двухтысячелетней давности [2; с. 5-17]. Болотовская идея бессмертия базируется на его теории лидерных структур (в природе и обществе), краткая суть которой в периодическом омоложении особых системных клеток-лидеров с огромным биополем, отвечающих за воспроизводство организма, старение которых и определяет старение и смерть всей системы.
Список символов бессмертия продолжает животный ряд. Жук-скарабей - в Древнем Египте. Змея, свившаяся кольцом и кусающая себя за хвост, символизирует вечность. Сбрасывающая кожу, она также считается символом бессмертия. Мотылек, бабочка - олицетворяет бессмертие души. Так как это крылатое небесное существо появляется на свет, преображаясь из
мирской гусеницы, оно считается у древних греков символом воскресения души, бессмертия и возрождения. Павлин из-за множества «глаз» на хвосте считается символом мудрости во многих культурах, он напоминает звездное небо, солнце, и, соответственно, является эмблемой гордости, бесстрашия, красоты и бессмертия. Езиды почитают его в образе Малаке Таус (в переводе -«Ангел - Павлин») в святом месте курдов -в Лалеше как ответственного за сотворение мира. Он несет с собой любовь и всё, что с ней связано. Пчела в христианстве - символ возрождения, трудолюбия, порядка, чистоты души и бессмертия. В ведическом наследии - это ворон.
И, конечно же, легендарная, восстающая из пепла, птица феникс - тоже символ бессмертия, демонстрирует нам феномен перерождения, тесно связанный с идеей вечной жизни. Сильное влияние на распространение легенд о фениксе оказали «Метаморфозы» Овидия, который создал римскую версию мифа на основе греческого знания о птице солнца. Вечная жизнь души феникса, покидающей старое тело перерождается заново иллюстрируя название книги: «метаморфозис», что по-гречески означает «перевоплощение». По Овидию, жизнь птицы состоит из пятисотлетних циклов. В конце каждого, она строит на высокой пальме гнездо из мирры, корицы и других благовоний. Солнце воспламеняет гнездо, и прежний феникс сгорает в огне, а молодой, рождающийся из пепла, живет следующие 500 лет. Когда птенец становится достаточно сильным, он переносит прах своего предка в храм города солнца.
Сохранилось множество легенд о бессмертных человеческих существах, живших на земле в мифологическое время. Эти воспоминания о древних людях, обладающих секретом бессмертия, либо продления жизни на долгое время встречается во всех культурах мира: в Междуречье, Египте, Индии, Японии, Китае, на Урале и в Иране, и др. В каждой культуре существовала своя практика выхода на бессмертие и требований к его достижению. Но всех объединяла общая идея - это выход на бессмертие через духовное развитие крепко «стоящего на правом пути», т. е. обладающего истинным знанием, как ницшеанский «сверхчеловек» стоящий по ту сторону добра и зла, творящий «правду», обладающий здоровым духом в здоровом теле.
В священных книгах древних цивилизаций сохранились слабые намёки на возможность
телесного бессмертия. Мы находим назидательные мифологические истории о трудности обретения дара такого бессмертия, которое непременно включает гуманно-этический аспект. Так в спорной по своему происхождению и достоверности «Книге Велеса», хранившейся в закрытой библиотеке купцов Строгановых, сохранилось предание о культурном герое Богумире, который обрел тайну телесного бессмертия и победил болезни, вследствие чего его империя процветала. Но и сей патриарх не избежал испытания славой, властью... и бессмертием. Достигнув телесного бессмертия он провозгласил себя Богом, то есть отверг Всевышнего, за что был низвергнут в мир Нави. В традициях зоро-астизма телесное бессмертие предполагало духовную развитость. Простые смертные чаще всего именовали их: Богами, духовными учителями, либо легендарными героями-воинами, боровшимися с силами зла, либо мудрыми правителями, заботившимися о своём народе. Они принесли на землю знания, этические нормы и свет истины, поэтому к ним применяли эпитеты: пресветлый, светлоликий, святейший, милосердный, наимудрейший, богомудрый и т. д.
Идея бессмертия тесно переплетается с учением о вечном круговороте переселения душ в культурах Востока и Запада. У древних греков этот феномен именовался метемпсихозом, верой в переселение душ. Термин «метемпсихоз» встречается у Диодора Сицилийского, у Галена и Александра Афродисийского. Учения о метемпсихозе получили определенное распространение с 6 в. до н. э., благодаря орфизму и пифагореизму. Пифагор верил, что душа попадая то в одно существо, то в другое, движется, таким образом, в круговороте, предписанном необходимостью. Древние греки различали метемпсихоз, который происходит в «первое попавшееся» тело и метемпсихоз, как посмертное воздаяние. В последнем случае восхождение и нисхождение души определено нравственными достоинствами личности умершего. Своеобразную форму (с элиминацией зооморфизма) метемпсихоз принимает в учении Гераклита о роковом восхождении и нисхождении душ, вовлеченных в круговорот космических элементов. Сократ нисколько не сомневался в существовании того, что называют новой жизнью, и в том, что живые восстают из мертвых.
Платон воспринял учение о метемпсихозе из пифагорейской традиции, сохранив идею нрав-
ственного воздаяния в своём труде «Государство» в части «видение Эра». Практическим следствием учения о метемпсихозе было вегетарианство и воздержание от кровопролития, в культовой сфере - отказ от кровавых жертвоприношений. Душа человека, - утверждает Платон, - бессмертна. Все ее надежды и стремления перенесены в другой мир. Истинный мудрец желает смерти как начала новой жизни. В «Федре» Платон говорит о без-начальности и бессмертии души в метафизическом духе. «Когда самодвижение есть не что иное, как душа, то душа безначальна и бессмертна». В божественном мире существует подлинный мир идей. Задача человека припомнить идеи, которые душа созерцала до своего рождения в божественном мире. Припоминание необходимо для работы человека по «вынашиванию духовных плодов». В «Федоне» Платон перечисляет те виды работ, которые человек не может совершить без припоминания: сосредоточить душу на истине, посвятить себя философии, собрать «душу» в «самой себе», верить в подлинный мир. Без обоснования бессмертия души человек не обретет блаженной жизни через работу в отношении себя. Припомнить означает для Платона не только открыть то, что есть, но и выстроить себя, создать себя и подлинный мир. В «Тимее» Демиург не только создает «космос» и человека, а трудится наподобие плотника и ткача - рассчитывая, собирая, изготавливая. Тем самым, человек и мир не просто существуют сами по себе, они универсумы и вечны. На этом основана концепция анамне-зиса. Бог действует через человека, который сам по себе ничего не может совершить истинного, если он «чего не припомнил», по Платону. Подлинная реальность представляет собой то, что конституируется в нашем опыте и мышлении, которые обусловлены социальными и культурными отношениями. [8] Аристотель в работе «О душе» употреблял термин метемпсихоз в смысле «облачения» (одевания) души в тело.
В христианской традиции данная идея резко обрывается, может быть потому, что древние евреи не верили в переселение душ. «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?» (Иов. 14:14), «Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него [выходить] не перестанут: если и устарел в земле корень его, и пень его замер в пыли, но, лишь почуяло воду, оно дает отпрыски и пускает ветви, как бы вновь посаженное. А человек умирает
и распадается; отошел, и где он? Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает: так человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего» (Иов. 14:7-12). Подвигом Христа считается спасение всех людей от первородного греха, благодаря чему у человечества появляется учение о единственной смерти человека и мечта о всеобщем воскрешении, подхваченная всеми авраамическими религиями. Их идея ожидания страшного суда, раз и навсегда решит судьбу человека «вписанного в книгу бытия», отметая всякую возможность у грешников на новое перерождение.
Религиозно-мистический метемпсихоз в Древней Индии и Тибете был разработан в форме учения о сансаре - о никогда не прекращающемся существовании души, вечно переходящей из одной земной тленной формы в другую. Переходных ступеней между светлым древневедийским мировоззрением и мрачной верой в вечное странствование души от одной смерти к другой, с вечным же тяготением над ней кары за все содеянное, нельзя указать: учение это возникает в Индии как бы внезапно. Поэтому весьма вероятно предположение английского писателя и антиквара Джона Гауга Николса, о том, что арийцы-индусы заимствовали его от первичных обитателей при слиянии культур и о том, что всем первобытным народам свойственна вера в продолжающееся и после смерти существование человека в форме животных и деревьев. Круговорот в сансаре живых существ обусловливается поступками, поступки - желаниями, желания -незнанием истинной сущности и цены вещей. В этом незнании и заключается основная причина реинкарнации души. Вечно действующая сила заслуг и проступков определяет не только судьбу личности в каждом его новом существовании, но также и происхождение и образование всех вещей, всю жизнь природы: каждое событие или явление затрагивает какое-нибудь существо, т. е., по учению о перерождении, вызвано было прежней его жизнью.
Культуролог, А. Мень считает данные представления наиболее характерными для австрало-южноиндийского региона, от народов которого оно было заимствовано арьями, около 2000 г. до н.э. проникшими в Индию. В классических индийских учениях брахманизма, буддизма и индуизма доктрина метемпсихоза (на санскрите: самсара) имела характер непререкаемого дог-
мата. Свидетельства о данном учении характерны для многих независимых фольклорных традиций Старого и Нового Света в богатом этнографическом материале у Э. Тэйлора и Дж. Дж. Фрезера. «Учение о метемпсихозе, - считает отец Александр Мень, - явление чрезвычайно редкое в истории религий. О нём нет сведений в верованиях классического Древнего Востока, Греции, Рима, конфуцианства и даосизма, в библейской религии и исламе. Теософы в Х1Х-ХХ вв., внедряя на Западе индийские учения, пытались доказать, что в Библии содержатся намеки на метемпсихоз. В частности, они указывали на слова Христа о пророке Илии, который явился в мир в лице Иоанна Крестителя (Мф 11:14). Однако в контексте всего библейского учения, утверждающего уникальность личности человека (Евр 9:21), очевидно, что в данном случае речь не идет о метемпсихозе. Слова Христовы следует толковать в том смысле, что Иоанн выполнил в священной истории роль пророка Илии. К тому же, согласно библейской традиции, Илия не умирал, а был взят на небо живым. Теософы указывали на Оригена как на предшественника своего толкования. Между тем Ориген учил не о Метемпсихозе, а о предсуществовании» [7].
Возвращаясь к нашему рассказу об истории растений способствующих бессмертию вспомним о учёных-алхимиках эпохи Возрождения. Идея бессмертия будоражила их умы, что выразилось в сохранившихся частично рецептах натуральных напитков, сулящих бессмертие или по крайней мере омоложение. В 1498 г. Французский король Людовик 11, одержимый страхом смерти пил свежую черепаховую кровь. Известные сегодня методы для приближения к идее физического бессмертия как и ранее сводились, как правило, к очищению организма (от кровопускания до современных лекарственных средств) и восстановлению здоровья тела, вплоть до омоложения; на запрет убийства (вегетарианство) во всех его проявлениях, даже от мысле-форм имеющих конечный предел, связывающих человека с идеей смертности. Так в XVI веке поиском эликсира бессмертия занимался Филипп Аврелий Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, более известный как Парацельс, который согласно легенде воспользовался для его приготовления секретами местных целителей Крыма. С эпохи Возрождения в кругу знати долго ещё применялись варварские методы омоложения. Римская
история свидетельствует о фактах переливания молодой крови Папе Иннокентию 13-му.
По нашему мнению пока нет признанного официальной наукой полного и чёткого определения бессмертия, отражающего все его аспекты онтологического и гносеологического характеров. Например, в толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой, отражена дихотомия понимания понятия бессмертия, разъединяющая его на физическую и духовно-мистическую формы. Ефремова определяет его, либо как жизнь, не подверженная смерти; непрекра-щающееся существование, бытие; либо как вечное существование, свойственное - по религиозным представлениям - богам и демонам [5]. Разрешить данное противоречие пытаются фило-софы-космисты, в частности Н.Ф. Фёдоров, понимает бессмертие по-христиански, как событие вселенского масштаба, представляя Плане-ту-Земля ареной всеобщего воскрешения всех природных тел на уровне ноосферы по божественному умыслу. Действо по обузданию «неразумной природы» Фёдоров мечтает осуществить посредством великого разума способных на это «сверхчеловеков», осознавших и принявших всё физическое бытие как свой орган, к которому необходимо относиться полюбовно, бережно. Такая любовь возможна лишь как христианский феномен стремления к добру на земле. В своих заметках «Сверхчеловечество, как порок и как добродетель, Н. Фёдоров «под добром разумел всеобщее воскрешение... Жизнь есть добро; смерть есть зло. Возвращение живущими жизни всем умершим для жизни бессмертной есть добро без зла. Воссоздание из земли всех умерших, освобождение их от власти земли и подчинение всех земель и всех миров воскрешенным поколениям - вот высшая задача человечества, его высший долг и вместе - высшее благо... Высший императив (приказ) может быть создан только высшею любовью» [11]. В данном контексте идея бессмертия ориентирует: на построение самим человеком реальности; на масштабное, глобальное и позитивное мышление, организующее не только здоровое тело самого человека, но и окружающую его природу. Только в мире разумного этического порядка, человечество может претендовать на жизнь вне временных границ, на гуманистическое мировоззрение, на духовные практики истинных религиозных традиций.
Американский философ и общественный деятель, защитник гражданских свобод, один из создателей теории так называемого натуралистического гуманизма Корлисс Ламонт считал идею бессмертия души отделенной от тела приводящей к нелепостям. В своём произведении по натуралистическому гуманизму - «Гуманизм как философия» (Humanism as a Philosophy), он фактически предлагает светский учебный курс, где раскрывает смысл нового понимания гуманизма в философии и культуре постмодерна. Его гуманистическое понимание жизни Вселенского масштаба выражается через проблемы гуманистической этики, отношение гуманизма к разуму и науке [6].
Питирим Сорокин в ХХ веке мечтал о торжестве разумного синтеза идеалистического типа общества, примиряющего два противоположных начала культур. Тогда, по выражению Сорокина, человеческими умами будет руководить истина разума. Здесь его мечта о руководстве миром на основе «истины разума» схожа с идеей Н.Ф. Фёдорова о разумном управлении людьми всей природой, как органом человечества для достижения всеобщего бессмертия. Эта же мысль прослеживается и в теориях восточного атеизма (йога, сикхизм), в немецкой классической философии, в этическом космизме, коррелируя с идеей абсолютного блага для всех, в религиозном контексте. Рискуя карьерой, в 1830 Л. Фейербах опубликовал работу «Мысли о смерти и бессмертии», в которой расценил идею бессмертия души без тела не только как ложную, но и как препятствующую земному счастью. Г.В.Ф. Гегель, рассуждая о бессмертии, писал: «...человек бессмертен благодаря познанию, ибо лишь в качестве мыслящего он есть не смертная, животная душа, а душа чистая, свободная. Познание, мышление - это корень его жизни, его бессмертия, поскольку познание есть тотальность в себе самой» [4; с. 265].
Идея гуманизации в науке, опирающаяся на позитивное мышление, впрочем, как и идея бессмертия не новы и идут как бы «рука об руку». Согласно истории человечества, каждая новая научная революция по Томасу Куну провозглашает новые гуманистические идеи, которые приобретают специфическую временем и задачам форму и окраску. Гуманизм и бессмертие удачно слились в российском менталитете и проявлялись в работах философов и крупных учёных: ве-
ликого моралиста Л. Н. Толстого, В. Соловьёва, Н.Ф. Фёдорова, К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского, В.М. Бехтерева, И. В. Вишева, Л. Балашова, Б. В. Болотова и др.
В 1985 г. благодаря идеям доктора философских наук И.В. Вишева родилась научная иммор-тология, которая уже создала методы получения бессмертных организмов, простейших, пока, но с уже оформленным клеточным ядром. Учёные предлагают подавлять процесс старения клеток искусственным путём, создав для них максимально хорошие условия обитания. Концепция практического бессмертия была озвучена в 2009 году на международном конгрессе, и стала точкой отсчёта для создания целого движения трансгуманистов. С помощью новых научных технологий и гениальных разработок они хотят осуществить идею техногенного бессмертия, дав людям надежду на решение проблем старения, замены изношенных органов и частей тела в ближайшее время. Так появилось научные направления ювен-тологии (омоложения) и криодинамики - глубокой заморозки тела обречённого на смерть человека до лучших времён.
15 октября 2011 года состоялся научный «Саммит Сингулярности» в Нью-Йорке. Инициатор движения трансгуманистов Дмитрий Ицков в открытом обращении к главам ведущих мировых государств и к главе ООН Пан Ги Муну предложил рассмотреть данные идеи и признать их социальную значимость. Поднимая проблемы болезней и смерти человека, связанные с ограниченностью физического тела, он сформулировал антропологическую сверхзадачу, которая укажет новый вектор развития для учёных и будет способствовать научно-технической революции. Первый проект под названием «Аватар» направлен на создание робота - копии человека, управляемого через интерфейс «мозг - компьютер», который заменит хрупкое человеческое тело в опасных профессиях, связанных с риском человеческой жизни, в том числе в космической отрасли. Задавая высшую планку для достижений реализации технологии бессмертия, Д. Ицков называет фантастические цифры продолжительности человеческой жизни: на срок от пяти тысяч до миллиона лет оставляя выбор самому человеку.
Главной проблемой в реализации данного проекта молодые учёные видят консерватизм человеческого сознания: боязнь перемен, инер-
цию, непринятие нового - того, что мешает человеку признаться себе в желании жить вечно. Существование такого права на свободу и бессмертие не навязывается тем, кому не нравится новый мир. Получив сверхвозможности, человек перестанет быть таким зависимым от своего тела и многое откроет в духовном плане. Новаторы понимают, что каждый технологический прорыв непременно должен сопровождаться ростом гуманизма и осознанности, в противном случае цивилизацию ждет крах. Гуманизм провозглашается законом для развития цивилизации, в которой люди непременно будут вынуждены интеллектуально и духовно развиваться вместе с проектом «Бессмертие 2045». Сторонники трансгуманизма выдвигают новые идеи технологической сингулярности, означая этим термином набор критической массы ключевых технологических достижений: массовое применение нанотехнологий, разработки в области биологического и кибернетического расширения возможностей естественного, человеческого организма.
Вселяют уверенность в молодых учёных-трансгуманистов последние открытия в биологии, в частности цитологи утверждают, что наши клетки бессмертны. Ранее считалось, что они гибнут от старости, либо болезней, по случайным причинам. Эксперимент биолога Сиднея Бреннера и его учеников Роберта Хорвица и Джона Салстона, за который они получили Нобелевскую премию, доказал существование специального механизма - апаптоза, как организованного сознанием процесса чистки и удаления из организма больных клеток в живом организме. Термин «апоптоз» применяется сейчас, когда имеют в виду программу старения живых клеток, из-за которых ткани истончаются, кости становятся хрупкими, кожа теряет упругость, рвутся сосуды. Так учёные выяснили, что все одноклеточные не умирают, а погибают либо насильственно, либо через активацию механизма суицида (некроз (повреждение) и апоп-тоз (голодание)) [4]. Обнадёживают и некоторые океанические обитатели, такие как бессмертная средиземноморская медуза Тит1;ор$1$ ШЫеик, которая способна к постоянному омолаживанию, то есть живёт по сути нескончаемое время. Невзрачная с виду, очень маленького размера - всего 4-5 мм, она наделена природой уникальным даром самоомоложения бес-
численное количество раз возвращаясь из взрослого состояния в состояние полипа.
Современные российские и зарубежные учёные-генетики ведут экспериментальную работу по продлению жизни мушкам - дрозофилам. Над этой проблемой работают и наши соотечественники в Сыктывкаре, в частности группа учёных под руководством Алексея Москалёва. Ведущий автор научного проекта Дэвид Уокер (David Walker) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе подтверждает факт исследований в области увеличения активности гена PGC-1 в кишечнике который по его мнению может замедлить старение как на клеточном уровне, так и на уровне целого животного [9].
Наука располагает фактами по продлению жизни рыбам-лососям за счёт паразитической деятельности расселяющихся на стадии личи-нок-глохидий, двустворчатых моллюсков-жем-чужниц (Margaritifera margaritifera). В процессе быстрого старения в течение года у лосося искривляется челюсть и вырастает горб. Прицепляясь к нему жемчужницы обращают старение лосося вспять. Его челюсть выпрямляется, а горб сглаживается, за счёт выделяющихся в них пептидов и других веществ. Ферменты, выпускаемые жемчужницей в кровь лосося, воздействуют на гипоталамус животного, отчего он переключается из «режима старения» обратно в «режим жизни». У учёных есть версия, что моллюск имеет некий «ген долголетия» анти-оксидантной регуляторной системы, контролирующей устойчивость к голоданию или недостатку кислорода. Даже у столетних моллюсков до недавнего потепления климата не отмечали признаки старости, болезней, паразитов и опухолей, а погибают особи-сторожилы из-за непрерывного роста их раковины. Препараты, выделенные из личинок этих моллюсков сейчас пробуют вводить людям, для оздоровления и продления потенциала работы изношенных человеческих органов тела, активизируя эффект омоложения реципиентов.
Американский писатель Джеймс Гальперин верит, что вХХ1 веке наконец-то будет достигнута принципиальная возможность сделать бессмертие доступным фактически для каждого приобщенного к «благам» современной цивилизации, а в перспективе - для всех. На основе новых открытий учёных биологов в стенах закрытых лабораторий НИИ уже много деся-
тилетий бьются над секретами омоложения для нашей политической элиты, всё ближе подбираясь к цели - молодое, здоровое тело. Среди методов решения вопроса - от приёма идеально чистой талой воды, благотворно влияющей на организм человека, до генно-инженерной активации фермента, который защищает концы хромосом. Уже есть несколько «счастливчиков», которым благодаря гению отдельных талантливых биологов, в том числе российских, удалось избавиться от страшных недугов, в результате приёма экспериментальных препаратов - сыворотки молодости. Существующие научные направления, такие как геронтология (наука о старении, возникшая во второй половине ХХ столетия) включает в число своих интересов поиск средств преодоления этой неизбежности, которую пытается избежать биохимик и геронтолог, идеолог «отмены старения» в научном мире - Владимир Скулачев, академик Российской академии наук. Еще 18 столетий на базе знаний о «запрограммированности» на смерть листьев (апаптоз - буквальный перевод с греческого - «листопад») была открыта «программа старения» римским врачом, философом и естествоиспытателем Галеном. Ради призрачной надежды сохранить молодость и здоровье, обрести вечную жизнь древние греки принимали ванны из молока, их соседи римляне пили кровь молодых и сильных гладиаторов. Однако бессмертие всегда оставалось уделом богов.
Легенда о бессмертии богов и их переродившихся потомков сподвигнула учёных на поиск «элитных» генов у человека. Стратегически понятно, что для того, чтобы наши тела вечно развивались и не старели, они должны быть здоровыми. Актуальность идеи подтверждают усилия международной команды генетиков которые секвенировали геном 115-летней старейшей в мире женщины, не имеющей типичных для её лет признаков диагнозов: болезни Альцгеймера, атеросклероза артерий и т. д. В выступлении на научной конференции по генетике человека ICHG 2011 в Монреале учёные подтвердили, что её наследственный код, есть специфическая версия генов являющихся, одним из ключей к необычному долголетию [10].
Среди новых достижений науки - создание осознающего себя искусственного интеллекта - технологии, позволяющей скопировать сознание человека на электронные носители
(uploading). В данной концепции присутствуют спорные гуманистические моменты. Противники техницизма считают, что в результате осуществления такой идеи сингулярности возникает опасность «технокалипса» - сценария, провоцирующего вымирание большой массы человечества. Но об этом, считают молодые учёные, думать рано. Вернор Виндж считает, что для реализации этого проекта всему человечеству сначала необходимо подняться на следую-
щую ступень развития эволюции и стать обладателем сверхчеловеческого интеллекта [3]. В реальном научном проекте стратегического общественного движения «Россия 2045» идеи бессмертия уже запущены в сценарии достижения человечеством кибернетического бессмертия. Необходимо лишь объединить древние знания, хранящие свои тайны, дошедшие до нас в виде мифов и религиозных откровений и новые научные технологии.
18.03.2013
Список литературы:
1. Edinger, A. L. and Thompson, C. B. 2004. Death by design: Death by design: Apoptosis, necrosis and autophagy. Curr. Opin. Cell Biol. 16 (6): 663 - 669. D01:10.1016/j.ceb.2004.09.011. 14 ноября 2011г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.membrana.ru/particle/17116. - Дата обращения: 25.04.13.
2. Болотов, Б. В. Бессмертие - это реально / Б. В. Болотов. - 2-е изд., расш. и доп. - Санкт-Петербург: Контур-М, 1994. - 60 с.
3. Виндж, В. Технологическая сингулярность [Электронный ресурс] / В. Виндж. - Режим доступа: www.computerra.ru/ think/35636/
4. Гегель, Г. В. Ф. Философия религии. В 2-х т. / Г. В. Ф. Гегель. - Москва: Мысль, 1977. - Т. 2. - С. 265.
5. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т. Ф. Ефремова. - Москва: Русский язык, 2000. - 1233 с.
6. Ламонт, К. Иллюзия бессмертия / К. Ламонт; Пер. с англ. - 2-е изд. - Москва: Политиздат, 1984. - 286 с.
7. Посмертное бытие по учению Библии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/~книги/Библио-логический%20словарь/Посмертное%20бытие%20по%20учению%20Библии/ - Дата обращения: 25.04.13.
8. Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Том 3. / А. Ф. Лосев. - Москва: Мысль, 1994.
9. Попов, Л. Генетики существенно продлили жизнь плодовых мушек [Электронный ресурс] / Л. Попов // Membrana. Люди. Идеи. Технологии. 14 ноября 2011г. - Режим доступа: http://www.membrana.ru/particle/17116 (дата обращения 25.04.13);
10. Попов, Л. Расшифрован геном 115-летней женщины [Электронный ресурс] / Л. Попов // Membrana. Люди. Идеи. Технологии. 17 октября 2011. - Режим доступа: http://www.membrana.ru/particle/16955 - Дата обращения: 25.04.13.
11. Фёдоров, Н. Ф. Собрание сочинений: в 4-х т. /Н. Ф. Фёдоров. - Москва: Издательская группа «Прогресс», 1995. - Т. 1. - 518 с.
12. Юнг, К. Г. Душа и миф: шесть архетипов / К. Г. Юнг; Пер. с англ. - Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. - 384 с.
Сведения об авторе:
Пономаренко Надежда Владимировна, старший преподаватель кафедры философии Оренбургской государственной медицинской академии 460000, г. Оренбург, ул. Советская, 6, тел. (3532) 776560, e-mail: verjen@ mail.ru
UDC 129
Ponomarenko N.V.
Orenburg state medical academy, e-mail: verjen@mail.ru THE IDEA OF IMMORTALITY: ONTOLOGICAL ASPECTS
The article deals with an idea of immortality which forms the nucleus of myths and religions as a belief in never-ending of the human being. The author distinguishes several types of philosophical discourses which present interpretations of immortality and the types of spiritual practices stipulated by them.
Key words: corporal immortality, immortal soul, metempsychoses, universal resurrection, immortoilogy, project «Avatar».