Научная статья на тему 'Идеология: генезис, сущность и роль в политической практике'

Идеология: генезис, сущность и роль в политической практике Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5175
605
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ПОЛИТИКА / СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ / ИНТЕРЕСЫ / ЦЕННОСТИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иманалиев К. К.

Идеология является системой идей и взглядов, в которых осмысливается отношение людей к окружающему миру и друг к другу, оцениваются возникающие в жизни общества соответствующие проблемы, конфликты, и на этой основе формируются цели, разрабатываются программы действий, направленные на изменение, совершенствование условий, в которых возникают и складываются соответствующие отношения. В основе идеологии потребности, интересы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеология: генезис, сущность и роль в политической практике»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТОЛОГИИ

УДК 323

ИДЕОЛОГИЯ: ГЕНЕЗИС, СУЩНОСТЬ И РОЛЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

К. К. ИМАНАЛИЕВ

Кыргызско -Российский Славянский университет

е-таіі: kaganat@krsu.edu.kr

Идеология является системой идей и взглядов, в которых осмысливается отношение людей к окружающему миру и друг к другу, оцениваются возникающие в жизни общества соответствующие проблемы, конфликты, и на этой основе формируются цели, разрабатываются программы действий, направленные на изменение, совершенствование условий, в которых возникают и складываются соответствующие отношения. В основе идеологии — потребности, интересы.

Ключевые слова: идеология, политика, субъекты политики, интересы, ценности, национальная идея.

Элементом политических идеологий является идея. Что касается определения идеи, К. Мангейм выразил свою мысль таким образом: «Идеи — это критика того, что есть и не является таким, каким оно должно было бы быть. По мере того, как они, будучи реализованы, воплощаются в новые условия жизни и застывают в виде привычки, инертности, косности, возникает необходимость в новой критике, и так все вновь и вновь...»1.

В истории политических учений принято выделять следующие этапы: политические идеи Античности и Средневековья, политическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени, современная политическая наука.

Идеи, касающиеся политики, высказывались античными мыслителями V — IV вв. до н.э. К примеру, Демокрит оценивал политику как высшую форму искусства. Но более четкие представления о политике были сформулированы софистами: Пифагором, Аразимахом, Продиком и др. Они заявляли, что мир политики — дело «рук человеческих», и подчеркивали условность правовых норм и государственных установлений. С критикой идей софистов выступал Платон (427 — 397 гг. до н.э.).

Определенный вклад в развитие политической теории внесли древнеримские мыслители Лукреций и Цицерон. Лукреций основной акцент делает на идею договорной основы государства. А Цицерон большое внимание уделяет проблеме правового равенства и государства. Он выделил три формы государственного устройства: царскую власть, власть оптимистов-аристократов и власть народа.

Политическая мысль в Античности имеет ряд общих черт. Во многих работах античных мыслителей политика рассматривается как единственная форма цивилизо-

1 Мангейм К. Идеология и утопия / / Утопия и утопическое мышление. Антология зарубежной литературы. М., 1991. С. 119.

К.К. Иманалиев. Идеология: генезис, сущность...

211

ванного бытия. В Средневековье политическое знание принимает религиозноэтическую форму, и власть осмысливается как осуществление божьего промысла. Повиновение государственной власти стало одним из требований христианской морали. Один из авторитетных мыслителей — Августин Аврелий (354 — 430 гг.) писал, что человечество делится на два рода людей: первый состоит из тех, кто живет по человеческим стандартам, другой — из тех, кто живет согласно божественной воле. Идеи Августина позднее были развиты в трудах другого мыслителя — Фомы Аквинского (1225 — 1274 гг.). Он считал, что светской власти подчинены лишь тела людей, но не их души.

Наиболее ярким представителем политической мысли эпохи Возрождения был Н. Макиавелли. Он выдвинул принцип политического реализма, который выразился в том, что сфера нравственного определялась как сфера абсолютного, а политика — как сфера относительности. Политика, по мнению Макиавелли, не может руководствоваться понятиями «добра» и «зла», поскольку они лежат за пределами сферы относительного. В своих трудах он пишет: «Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря по надобности»2.

В научный оборот термин «идеология он был введен Дестютом де Траси (1754 — 1836 гг.) — одним из представителей позднего поколения французских просветителей. Он использовал термин «идеология» в своих трудах «Этюд о способности мыслить» и «Элементы идеологии». Дестют де Траси характеризовал идеологию как «науку об идеях», и о законах человеческого мышления. По его мнению, эта наука должна быть такой же точной, как и естественные науки.

Отдельные исследователи утверждали, что эпоха идеологии начинается с заката старой Европы и рождения современного мира. Раньше же, в средние века, существовала предидеологическая эпоха. А в эпоху Возрождения и Реформации, в трудах Никколо Макиавелли, Мартина Лютера, Томаса Мюнцера, Жана Кальвина, Жана Бодена, высказывалась идея необходимости утверждения самоценности личности, признания достоинства и автономии всякого индивида, обеспечения условий для свободного развития человека, предоставления каждому возможности собственными силами добиваться своего счастья. В этот период приобрел актуальность тезис о том, что одно из главных слагаемых достоинства индивида — гражданственность, бескорыстное инициативное служение общему благу. Например, такие известные теоретики, как Р. Арон и Д. Белл, связывали появление идеологии с упадком религиозной веры в Европе в XVII и XIX вв., с формированием в этот период «класса интеллектуалов»3.

Термин «идеология» широко использовался в произведениях французских ученых того времени: Кабаниса, Вольнея, Гара, Джерандо, Ланселина и др. Однако Наполеон Бонапарт считал, что любая идеология не имеет смысла, ибо она не выражает никаких потребностей, тенденций и интересов общественного развития4. Он причислял к идеологам теоретиков, у которых отсутствует чувство реальности, доктринеров, не сообразующихся с действительностью. К их числу он относил и Дестюта де Траси, и всех, кто критически относился к его правлению. Тем не менее, несмотря на столь отрицательное отношение Наполеона к идеологии, именно он способствовал росту ее популярности в обществе того времени.

Отдельные теоретики идеологии связывали ее возникновение с именем английского философа Френсиса Бэкона (1561—1626 гг.). Они считали, что в теории «идолов» он попытался объяснить, «почему человеческий разум не может воспринимать действительность без искажений». Эпоха Ф. Бэкона истолковывается как начало крушения «единой» системы общественных ценностей, возникновения различных идеологий5.

2 Макиавелли Н. Избранные сочинения. М., 1982. С. 344-345.

3 См.: Россия: опыт национально-государственной идеологии. Под ред. ИА.Ильина. М., 1994. С. 15.

4 Там же.

5 Там же. С. 25.

212 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ ЦЗ № 7(62) 2009

М. Шеллер определял идеологию как «систему предрассудков и заблуждений». К.Мангейм как «коллективное, бессознательное мышление определенных групп, скрывающих действительное состояние общества и от себя, и от других»6. Известно также определение понятия «идеология» как результата индустриальной революции, вследствие которой человечество перешло из эры духовных ценностей в эру идеологии и науки. Марксистская научная традиция связывает возникновение идеологии с глубокой древностью, когда произошло расслоение общества и появились первые группы людей, производивших идеи. С точки зрения марксистов, суть идеологии выводилась из классовых интересов.

В 50-х годах прошлого столетия Р. Арон, Д. Белл, З. Бжезинский, Дж. Гэлбрайт, Р. Дарендорф, М. Крозье, Г. Мэрдай и многие другие ученые Запада провозгласили «конец века идеологии».

Новая волна критики идеологии пришлась на конец 8о — начало 90-х годов. Необходимо отметить, что в этом важную роль сыграл глубочайший кризис догматизированной идеологии марксизма-ленинизма, распад мировой социалистической системы, переход бывших социалистических стран к рыночной экономике и парламентской демократии. Американский ученый-футуролог Ф. Фукуяма утверждал, что с окончанием «холодной войны» мир приблизился к конечной точке идеологической эволюции человечества и распространения западной либеральной демократии как формы управления.

Идеология, являясь частью политического действия, выполняет важные функции в политическом процессе. И осуществляется это прежде всего через интересы субъектов политики, которые выражаются идеологически и реализуются в их политическом поведении.

Функции политической идеологии таковы:

— ориентационная, включая представления о будущем общества, социальном прогрессе, личности и власти;

— мобилизационная;

— интегративная;

— амортизационная (ослабление социальной напряженности);

— выражение защиты интересов определенных социальных слоев, групп.

Что касается основных уровней политической идеологии, то здесь выделяются:

— теоретико -концептуальный уровень, на котором формулируются важнейшие положения, раскрывающие своеобразие видения мира, исходящее из интересов и идеалов определенного слоя, класса, нации и государства;

— программно-политический, на котором цели, принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты, и формируется основа для принятия управленческих решений и ориентирования политического поведения населения;

— актуализированный, характеризующий степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, что отражается в их участии в политической жизни.

Как общественное явление идеология выступает своеобразным барометром политического настроения общества. В основе кризиса общественных систем лежит идеологический кризис. И любое общественное возрождение начинается с обновления и очищения общественных идеалов, утверждения новой системы ценностей.

Бывший советник президента Франции Миттерана Режи Дебре в своей книге «Империя против Европы» предсказал крах Советского Союза. Он пишет, что СССР, как ему кажется, в конце XX столетия утратил конкурентоспособность в области производства символов, перестал производить в достаточном количестве и качестве фильмы, песни, музыку, звезд кино и моды, и т.д. И таким образом, утратил способность формировать символическое воображение людей.

6 Цит. по: Общая и прикладная политология. М., 1997. С. 671.

К.К. Иманалиев. Идеология: генезис, сущность... Шр 213

Чтобы идеология могла отражать жизнь во всем ее многообразии, переплетении сторон и уровней, в их противоречивом взаимодействии, чтобы в ней не возникало ненужных перекосов, необходим принцип системности. Он требует от идеолога подходить к анализу природных и общественных явлений и процессов всесторонне, с учетом их проникновения друг в друга, в их постоянном изменении и течении, изучать природу, общество и человека как целостные системы, а не как конгломерат случайностей. Системность оберегает идеолога от крайних выводов, удерживает от экстремистских рекомендаций, позволяет выработать максимально взвешенный и беспристрастный взгляд на события7.

Идеология формирует и развивает политическое сознание людей, дает ценностные ориентиры и способствует реализации политических решений. Она неоднозначна по содержанию, характеру, формам проявления, но, в сущности, является политическим ориентационным ценностным сознанием. Поэтому, наверное, неслучайно в демократически развитых государствах политические партии в основном конкурируют на уровне политических идей и убеждений.

Идеология эффективна, если обеспечивает единство общества, объединяет его граждан вокруг общенациональных задач, адекватных времени и условиям. И неэффективна, если она не воспринимается обществом, не способствует достижению поставленных целей, не определяет пути дальнейшего развития общества в конкретных исторических условиях. Идеология является побудительной силой, непосредственным импульсом для соответствующих идей, так как придает действиям людей определенный общественный смысл. Кроме того, побуждая людей к социальным действиям, она вместе с тем обеспечивает необходимую ориентацию, формируя при этом определенную модель поведения как человека, так и общества. Именно поэтому идеология и выступает как система идей и представлений, побуждающих отдельные социальные группы или общество в целом действовать, приближаясь к поставленной цели.

Идеология является системой идей и взглядов, в которых осмысливается отношение людей к окружающему миру и друг к другу, оцениваются возникающие в жизни общества соответствующие проблемы, конфликты, и на этой основе формируются цели, разрабатываются программы действий, направленные на изменение, совершенствование условий, в которых возникают и складываются соответствующие отношения.

Структура политической идеологии такова: связь с общей мировоззренческой системой эпохи, программные установки, разработанные на основе этой мировоззренческой системы, стратегия реализации программных положений и их пропаганда. Идеология связана с познанием мира во имя удовлетворения разнообразных потребностей людей. В основе идеологии — потребности, интересы.. Потребности, в свою очередь, связаны с практическими нуждами, и идеология направлена на их практическое удовлетворение последних. Отсюда своеобразная синкретичность идеологии: она по природе и содержанию духовна, но является инструментом решения практических вопросов и реализуется в практических действиях.

Стержневой характер для всех идеологий на протяжении истории человечества имеют духовные ценности, такие как: свобода, равенство, социальная справедливость, добро, зло и т.п., которые проявляют себя и в практической деятельности индивидов, групп и классов.

В настоящее время в обществоведении ведутся горячие споры: нужна ли странам СНГ идеология? Речь идет об общенациональной идеологии, национальной идее. Если они нужны, то какими они должны быть?

Общенациональную идеологию можно предварительно определить как совокупность теоретических, политических, правовых взглядов и позиций, закрепляющихся в научных трудах, художественных произведениях, в действующем законодательстве, нормативно-правовых актах, служащих практическим руководством в осуществлении внутренней и внешней политики государства, направленной на выраже-

7 См.: Яковлев А. Государственная идеология. Калуга, 2001. С. 28.

214

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

№ 7(62)2009

ние и защиту интересов народа. Суть общенациональной идеологии заключается в том, чтобы выражать и защищать интересы народа и государства, всех социальных групп общества.

Общенациональная идеология — это духовно-практическое образование, в котором выражаются и защищаются интересы народа и государства во всей их сложности и противоречивости, она вбирает в себя все виды идеологии и выступает, таким образом, интегративной формой идеологии.

Национальная идея является важнейшим инструментом политического общественного организма и неотъемлемой частью политической жизни общества. Она имеет социально-политические корни, поскольку непосредственно связана с политической культурой общества и политическим сознанием индивида.

Национальная идея — это прежде всего осмысление роли, места, будущности нации, народности в целостном политическом пространстве, конкретном политическом поле, в котором протекает вся ее жизнь. А потому национальное сознание и самосознание национальной идеи и политическое развитие в определенном смысле слова представляют собой единый процесс.

Национальная идея — это выражение потребностей, интересов, социальных целей и идеалов нации, народа, его духовности и менталитета, соотнесенных с общечеловеческими ценностями. Национальная идея, противопоставляющая себя общечеловеческим ценностям, бесперспективна и в конечном счете обречена на провал8. Разработка и утверждение национальной идеи необходимы, ибо когда решается судьба государства, общество должно осознавать свою целостность, свое единство как субъекта социальных реформ. Такая национальная идея должна стать объединяющей силой общества, духовным стержнем созидательной деятельности людей.

IDEOLOGY: GENESIS, ESSENCE AND ROLE IN POLITICAL PRACTICE

Kyrgyz-Russian Slavic University

K. K. IMANALIEV

Ideology is a system of ideas and views, in which people reflect their attitude to the world and one another, assess social problems, conflicts; and it is a basis for formulating objectives, developing action plans aimed at change, and improvement of conditions of exisiting relations. Demands and interests are in the core of ideology.

e-mail: kaganat@krsu.edu.kr

Key words: ideology, policy, subjects of policy, interests, values, na

tional idea.

8 См.: Фихте И.Г. Идея как единство: цели интереса. М., 1991. С. 45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.