Точка зрения
ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ МЕЖДУ КАПИТАЛИЗМОМ И СОЦИАЛИЗМОМ ТОЛЬКО
НАЧИНАЕТСЯ
Миронов С. М.
Сегодня в стране развернулась широкая общественная дискуссия по вопросам идеологии. Речь идет не об отвлеченных понятиях, а о поисках пути развития нашей страны. России нужен проект будущего. Без такого проекта, без исторических целей, объединяющих народ, двигаться вперед невозможно.
Начну с расхожих аргументов, которые еще недавно широко использовались для того, чтобы дискредитировать само понятие социализма. Якобы, сегодня не существует ни капитализма, ни социализма, а есть нормальное человеческое общество и анормальное, с нормальной или анормальной экономикой, есть достойные человека условия жизни, и есть недостойные.
Между тем за дихотомией «капитализм-социализм» стоит история, полная триумфов и трагедий. Социалистической идее уже пять сотен лет. Под обаянием социализма находились лучшие умы человечества. Столько же лет либеральным концепциям.
Полемика продолжается. Недавно вышла книга американского республиканца Стива Форбса «Как капитализм спасет нас», где он уверяет, что «свободные рынки» - это лучшее лекарство от всех напастей. А немногим ранее немецкий социалист Оскар Лафонтен написал ставшую знаменитой книгу под символичным названием «Сердце бьется слева», где он убедительно обосновал, что превращение всех сфер жизни в прибыльные рынки прямиком ведет человечество в тупик.
Таким образом, за понятиями «социализм» и «капитализм» стоят разные мировоззренческие
позиции, разные представления об общественном идеале.
Раскритикованный и, прямо скажем, оплеванный советский социализм в свое время был серьезнейшим политическим вызовом тем государствам, которые теперь принято называть развитыми. Правящему классу этих стран пришлось не на словах, а на деле обеспечивать своим гражданам социальные гарантии, сопоставимые с советскими, выравнивать доходы различных групп населения. В Западной Европе стали широко распространяться социалистические идеи. Во многих странах социалисты находились у власти десятилетиями, добившись на практике стандартов так называемого «государства всеобщего благосостояния».
После распада СССР идеологическая конкуренция в западной политической культуре была фактически устранена. А идеологи либерализма договорились до того, что социализм, якобы, препятствовал развитию европейского общества. Одним словом, «социализм умер» и никакого «нового дыхания» у него нет и не будет.
Известный политолог Френсис Фукуяма (автор нашумевшей книги «Конец истории и последний человек») писал: «Триумф Запада, западной идеи очевиден, и прежде всего потому,
Миронов Сергей Михайлович - Председатель Совета Федерации, Председатель партии «Справедливая Россия».
что у либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив». Мне же верится в прямо противоположное: если у какого-то явления нет жизнеспособных альтернатив, то его потенциал исчерпан. И доказательство этому предъявила сама жизнь - мировой финансово- экономический кризис. Где уж тут триумф?!
«Конец социализма» (как и «конец истории») -это заблуждение. Провал советского социалистического проекта не может компрометировать саму идею. Более того, советская традиция все еще пронизывает нашу жизнь, служит культурным фундаментом, который тормозит сползание страны в «третий мир». Что касается остального мира, то во второй половине 1990-х годов левые партии пришли к власти в Великобритании, Франции, Италии, Германии. После 1998 года в 9 из 15 стран Евросоюза правительства возглавляли социалисты или социал-демократы.
Затем политический маятник чуть качнулся в обратную сторону. Партия Европейских Социалистов в 2008 году не сумела получить большинство в Европарламенте. Однако идеологическая схватка между «социализмом» и «капитализмом» по большому счету только начинается. Политический маятник еще не раз будет раскачиваться то в одну, то в другую строну.
В концеХХ—началеXXI века социалистические идеи активно поддержала Латинская Америка. В истории континента никогда еще не было случая, чтобы левые правительства одновременно находились у власти в таком количестве стран. Спектр новых идей очень широк - от умеренных в Аргентине иЧили, до леворадикальных- в Венесуэле и Боливии.
Основная идея латиноамериканского социализма - это общенародная собственность на ресурсы и активное противостояние доктрине Монро, открывающей простор для вмешательства США в дела латиноамериканских стран. «Боли-варианская альтернатива», объединившая ряд латиноамериканских государств, стала важным политическим фактором мировой политики.
Активизировались и более радикальные левые движения в Европе. На недавних парламентских выборах в Германии, где существует одна из лучших в мире систем социальных гарантий, и где социал-демократы на последних выборах в Бундестаг проиграли Христианским демократам, марксистская «Левая партия» получила 12% голосов избирателей. А на последних выборах в Дании, которая также считается одной из самых благополучных стран, так называемая красно-зеленая коалиция завоевала почти 16% голосов.
Опасения, что власти в условиях кризиса могут пойти на беспрецедентное снижение уровня социальной поддержки, приводит к формированию новых социалистических движений на основе политизации кооперативных и профсоюзных структур. Точно так же, как в свое время из экологического движения возникла политическая партия «Зеленых».
Мы видим, что социализм - это не только воспоминание о прошлом, но и актуальные, конкретные социально-экономические практики сегодняшнего дня. Социалистические, социал-демократические и рабочие партии активно влияют на экономические и социальные процессы, предлагая обществу демократическую альтернативу развития.
Веками социализм существовал как мечта о царстве всеобщей гармонии. Это была надежда людей на достойную, безопасную и разумную жизнь. Жизнь в соответствии с гуманистическими представлениями о предназначении человека, о справедливости и свободе.
Можно сказать, что социалистическая идея сопровождает историю гуманизации общества.
В чем ее сила? В том, что она порождена не только экономикой, но и культурой. Социализм - это мироощущение и миропонимание. Это долгий и трудный путь к подлинной свободе и справедливости, путь прогресса, по которому, несмотря ни на что, идет человечество.
В упрощенном, «бытовом» варианте социалистические идеи близки почти каждому- мы все хотим быть уверены в завтрашнем дне, хотим застраховать себя и своих детей от социальных бед, изменчивости экономической конъюнктуры, безработицы.
Действительно, сегодня во всех наиболее развитых странах каждому гражданину обеспечен некий минимум в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, который варьируется по странам и в зависимости от экономической ситуации. Но все эти меры обусловлены исключительно мотивами экономической целесообразности, стремлением богатых откупится от бедных и не допустить в обществе социальной агрессии.
Однако в условиях кризиса все эти социальные подачки оказались крайне ненадежными. А бонусы правящему классу выплачивались в полном объеме.
Социализм - это, прежде всего, создание новых, эффективных государственных и общественных институтов, которые обеспечивают необратимость социальных гарантий для человека, т.е. предполагают решение возникающих экономических проблем не за счет населения.
Мир социализма многообразен, поскольку всегда открыт для новых идей. В настоящее время широко известны такие направления социалистической и социал-демократической мысли как «новый лейборизм» в Англии, «новая середина» в Германии, «либеральный социализм» в Италии, модернизированный «функциональный социализм» в Швеции, нынешнее общеевропейское движение прогрессистов.
Ориентируясь на многообразие, Социнтерн еще в 1989 году принял «Стокгольмскую декларацию», в которой подтвердил, что движение социал-демократических партий к справедливому, свободному и солидарному обществу остается неизменным. Однако «дорога» к такому обществу может быть разной.
Нет больше правильного или неправильного социализма. Никто сейчас не разрабатывает какие-то принципы социализма в качестве образца, пригодного для всех регионов мира.
Социалистические, социал-демократические и рабочие партии объединены в Социалистический Интернационал. В него входит 170 партий из 126 стран, каждая из них имеет свою историю, свое прошлое, представляет различные культуры. Но это не мешает всем вместе, сообща бороться за достижение общих целей и защищать свои ценности. Более чем в 50 странах партии, входящие вСоцинтерн, являются правящими.
В прошлом году партия «Справедливая Россия» стала членом Социнтерна.
Социнтерн является одним из основных разработчиков концепции устойчивого развития общества. В рамках этой концепции сформулированы конкретные требования к экономическому росту, распределению доходов общества, к социальной политике, к оценкам внешних воздействий на окружающую среду, к участию населения в принятии государственных решений. В основу концепции положен принцип равных возможностей для всех будущих поколений.
В экономическую теорию вводится еще один фактор производства - социальный капитал.
Как считают многие экономисты, одна из причин нынешнего мирового финансово-экономического кризиса заключается в перепроизводстве так называемого «потребительского разнообразия». Разнообразие дается не бесплатно. Оно требует дополнительных общественных издержек. И порой существенных. Это обременительно не только для общества, но и для окружающей среды.
В ООН подсчитали, что потребуются ресурсы четырех миров, подобных нашему, чтобы 6,5 миллиардов человек могли жить в соответствии с нормами довольно скромного по американским
и европейским меркам потребительского статуса. Безусловно, речь не о том, чтобы всех уровнять в бедности. Необходима новая потребительская культура всего общества и каждого человека.
Может ли социализм быть альтернативой сложившемуся миропорядку? Не только может, но и должен. Между прочим, еще Роза Люксембург в свое время говорила об альтернативе «социализм или варварство». И оказалась права. Варварство ничем не ограниченного агрессивного капитализма торжествует. Ему противостоит только социализм!
Варварство капитализма стало особенно очевидным в условиях глобализации. В1989—1999 годах (после освоения рынков бывшего Соцлагеря) капиталистическая миросистема достигла предела своей экспансии, и ее дальнейшее развитие становится все более противоречивым. Экономические «центры» эксплуатируют «периферию». Растут противоречия между Севером и Югом. Увеличиваются экологические риски. И при этом в Копенгагене не удалось достичь взаимоприемлемого соглашения по климату. По моему убеждению, в недалеком будущем мы станем свидетелями острого соперничества государств по проблемам распределения ресурсов, арктических запасов, воды, продовольственной безопасности.
Но уже сегодня очевидно, что экономические решения, определяющие жизнь сотен миллионов людей, не могут быть подчинены соображениям корпоративной прибыли!
Информации о состоянии дел в мировой экономике вполне достаточно. Безрассудное умножение фиктивного капитала стало, по сути, нормой. Приведу лишь несколько цифр: на начало года общая стоимость ничем не обеспеченных производных ценных бумаг составляла 640 трлн долларов, что в 14 раз больше, чем ВВП всех стран мира. Стоимость мировых финансовых активов достигла 160 трлн долларов, что в три с половиной раза превышает стоимость мирового ВВП. Это на руку только финансовой олигархии!
Другими словами, фиктивный капитал одержал победу над промышленным капиталом. Посреднический паразитизм восторжествовал над реальной экономикой. Игры в финансовую рулетку, в абстрактные рейтинги, недооценка рисков, выплата дивидендов при массовых увольнениях и тому подобное превратились в некий символ успеха.
Вывод напрашивается сам собой. Если кризисы начинают происходить каждые десять лет, причем протекают все тяжелее и тяжелее, если капитал «делает деньги из ничего», раздувая мыльные финансовые пузыри, то мировой олигархат начинает напоминать тоталитарную секту, распределяющую
в тиши банковских офисов миллионные бонусы, полученные в результате финансовых махинаций. Серьезная патология всей нынешней товарно-денежной системы стала очевидной.
Нужны кардинальные институциональные изменения в мировом хозяйстве, создающие, во-первых, более надежную систему социальной защиты, а, во-вторых, обеспечивающие более строгий контроль над компаниями, чтобы они отвечали за социальные последствия своей деятельности.
Партии Социалистического Интернационала настроены весьма решительно. Последний конгресс Социнтерна прошел под лозунгом: «Мы работаем, чтобы изменить мир». Была четко сформулирована необходимость «перезагрузить экономику, сделать ее более справедливой», создать «альтернативную систему рыночных отношений, движущей силой которой будут социальные, демократические и экологические ценности».
В Заявлении по кризису Социнтерн идет еще дальше, и ведет речь уже о смене эпохи: «То, что мы наблюдаем - это не эпоха перемен. Это -смена эпох. Финансовые, экономические, социальные и экологические вопросы должны быть интегрированы в единый план, в котором на первом месте - люди».
Последний съезд Партии Европейских социалистов (ноябрь 2009) также подтвердил ориентацию социалистов на прогрессивное социальное развитие в интересах человека.
Таким образом, если раньше в среде социалистов речь шла «о рыночной экономике и нерыночном обществе» и об установлении государственного контроля над распределением доходов, то теперь речь идет об «альтернативном рынке» и «реформировании глобального управления». О новой эпохе, которая приходит на смену рыночному фундаментализму и его либеральномонетаристским версиям.
Летом 2009-го года наша партия «Справедливая Россия» приняла свою Программу. До этого мы целый год активно обсуждали ее идеологические основы. Были определены главные характеристики «нового, актуального социализма». Назову среди них десять важнейших.
Первое. Новый социализм - это социально-экономическая модель информационного общества. Это понимание основано на том факте, что наука и высокие технологии резко повышают значение нерыночной организации экономической жизни. Важнейшим условием современного развития становится приобретение знаний. Все социалистические, социал-демократические и рабочие партии в своих программах на первое место ставят образование. Образовательные ресурсы
общества должны быть доступны каждому человеку в полном объеме.
Второе. Социалистическая идея неразрывно связана с культурой. Культура антибуржуазна по своей природе, она не живет по законам бизнеса. Прекрасное не может быть измерено денежными единицами. Наша цель - сохранить культурное достояние нации, обеспечить его передачу будущим поколениям, развивать единое культурно-информационное пространство страны. Необходимо вводить систему квот на зарубежную теле- и радиопродукцию для того, чтобы развивалось отечественное производство фильмов, программ, проектов. Необходимо также создать авторитетный Общественный совет для контроля над соблюдением принципов и норм общественной морали в средствах массовой информации, особенно на телевидении.
Третье. Социализм - это свобода и демократия. Свобода без справедливости - это всегда свобода для немногих. Вне справедливости демократия остается не более чем общим лозунгом. Только там, где реализованы социальные права человека, он получает возможность в полной мере воспользоваться своими политическими правами и свободой в осуществлении своих жизненных планов. Современное общество не может развиваться без процессов самоорганизации людей.
В настоящее время наша партия активно разрабатывает законопроект об организации местного самоуправления в городах федерального значения (Москве и Санкт-Петербурге). Цель закона -наделить москвичей и петербуржцев реальными правами, которых сегодня они, к сожалению, лишены. О чем идет речь? Городские самоуправления в обоих городах существуют чисто формально. В подтверждение риторический вопрос: интересовались ли у жителей Петербурга о том, строить или не строить башню «Газпрома»? И в Москве обсуждение генерального плана развития города носило чисто пиаровский характер, а гибель архитектурных памятников стала притчей во языцех. И таких примеров множество.
Четвертое. Социалисты стремятся к справедливому распределению доходов и расходов общества между поколениями, чтобы молодежь могла рассчитывать на помощь в начале жизненного пути, а пожилые люди имели обеспеченную старость, достойную пенсию. Такая политика получила название солидарности поколений.
Пятое. Социалисты выступают против вторжения рыночных отношений в области, далекие от экономики, ибо это дезорганизует общество, разрушает мораль и нравственность. Вместе с тем, новый социализм не ликвидирует рынок,
а перераспределяет власть над рынком - от олигархии к гражданскому обществу и государству - и, тем самым, устраняет вопиющие деформации рыночных отношений.
Пусть экономика будет рыночной, но общество не может быть рыночным в принципе!
Новый социализм - это разнообразие форм собственности, их эффективное взаимодействие. Любые ее формы, если они конкурентоспособны, имеют право на существование. Обслуживание, торговля, обрабатывающая промышленность, значительная часть инноваций, сельское хозяйство, многое другое-это чисто рыночные сферы. Здесь нет необходимости в присутствии государства как собственника. Но в инфраструктурных, добывающих и базовых отраслях, которые в большинстве своем являются естественными монополиями, а также в таких высокотехнологичных отраслях, как космическая, военная и авиационная промышленность - государственная собственность, уверен, должна быть определяющей.
Все предложения о национализации должны рассматриваться конкретно, применительно к тому или иному предприятию и отрасли. Замечу, что нынешняя КПРФ предлагает пользоваться методом национализации как «отбойным молотком». Но при этом далеко не очевидно, что выгоды от национализации получат люди. Огосударствление всего и вся мы уже проходили. Мы считаем, что у государства есть достаточно эффективный инструмент- налогообложение, и им надо уметь пользоваться в интересах людей.
Шестое. Новый социализм устраняет жесткие барьеры между государством и обществом, расширяет возможности граждан влиять на процесс принятия властных решений. Демократия представительства должна сопровождаться ростом прямого влияния народа на власть. Нам нужно развивать практику народных референдумов!
Седьмое. Новый социализм не исключает, а предполагает многопартийность и здоровую политическую конкуренцию, ибо это наиболее действенный инструмент повышения эффективности государственного управления и борьбы с коррупцией. Люди должны иметь политический выбор и возможность изменить политический курс страны без насилия, демократическим путем. Без политической конкуренции не может быть экономической конкуренции, а значит прогрессивного инновационного развития всего общества.
Восьмое. Современная социалистическая идеология приобрела экологическое измерение. Именно левые партии Европы первыми поставили вопрос о защите окружающей среды. Национальная экологическая политика, а в свете климатических
изменений - и национальная климатическая политика стали своеобразным политическим брендом европейских социалистических и социал-демократических партий. «Зеленый вектор» четко определен и в программе нашей партии.
Девятое. Новый социализм - это справедливость в распределении того, что создано обществом. Речь идет не о патернализме, не о подачках со стороны государства. Справедливость в распределении - это, прежде всего, социальные гарантии, бережное отношение к главному богатству страны - к человеку.
Самая серьезная проблема нашего общества сегодня - это социальное неравенство. Децильный коэффициент - разница между совокупным доходом 10% богатейшего населения и совокупным доходом 10% беднейшего населения - составляет более 30 раз, в то время как «нормальным» считается 10 раз. Хуже того: на 100 рублей прироста валового регионального продукта в расчете на душу населения, бедные получают прирост доходов в 5 рублей, а богатые - в 200 рублей. Разница - в 40 раз. То есть социальное расслоение только углубляется.
Избыточное неравенство угнетает людей, подрывает стимулы к труду. Эффективность любых вложений в экономику становится крайне низкой. Поэтому одна из основных задач социализма - сокращение разрыва между богатыми и бедными, выравнивание стартовых условий жизни людей.
Десятое. Социалистическая позиция - это защита цивилизованного предпринимательства. Защита тех людей, которые стремятся реализовать свою энергию и творческий потенциал по собственной воле, а не по указке чиновника. Каждый, кто хочет начать собственное дело, должен иметь возможность беспрепятственно сделать это. Надо признать, что в нашей стране свободой рыночной экономики пользуется лишь небольшая часть населения. Остальным не пробиться сквозь поборы, недобросовестную конкуренцию, криминал, высокие процентные ставки и высокую арендную плату. Несмотря на все усилия власти навести порядок.
Но новый социализм требует от предпринимателей социальной ответственности. Это касается не только оплаты и условий труда. Бизнес использует ресурсы всего общества - природные, экологические, человеческие. И должен компенсировать это обществу налогами. Но налоги не должны подрывать бизнес.
После 1990-х годов, когда сам термин «социализм» был предан анафеме, социалистические идеи в российском общественном мнении становятся все более популярными. По опросам социологов уже более половины россиян относятся
к социализму положительно. Причем вряд ли эти данные достаточно объективны. Ведь и те, кто «за», и те, кто «против», имеют опыт советского социализма. А новые социалистические идеи людям зачастую просто неизвестны.
Рост интереса российского общества к идеям социализма трактуется по-разному. Одни говорят, что в этом проявляется социальный протест простых людей, недовольных тем, как складываются дела в стране. Другие связывают это с по-прежнему существующими иждивенческими настроениями части населения. Мол, опять хотят все раздавать и перераспределять.
На мой взгляд, суть совсем в другом. Социалистические идеи входят в систему духовных и нравственных ценностей народов России. Однако реализация этих ценностей исторически была сложной и противоречивой.
Что такое был советский социализм? Его называют по-разному: военный, бюрократический, застойный. Главное в нем - мобилизация всех возможностей страны для достижения ограниченных целей.
Вместе с тем не подлежит сомнению: советскому государству удалось провести три последовательных индустриализации, создать инфраструктуру, лучшую в мире образовательную систему. В 1960-е годы СССР был первым среди развитых государств по таким параметрам как низкий уровень смертности, преступности, самоубийств. Его научно-технические и культурные достижения признаны во всем мире.
Но к началу 1970-х годов такой мобилизационный подход полностью исчерпал себя, и его надо было менять. Этого сделать не удалось.
А что нам дали реформы 1990-х годов, каков результат? По целому ряду показателей мы даже сегодня еще не вышли на дореформенный уровень. Но это еще полбеды. Страна стала заложницей простеньких рыночных идей. Чтобы отпустить цены и изгнать государство из экономики и социальной сферы много ума не надо. Реформаторы отчитались в уничтожении «скверны коммунизма» и разошлись по «барвихам» и «рублевкам». А разгребать завалы приходится другим.
Какой социально экономический уклад мы получили в итоге? К концу 1990-х годов в России сложился номенклатурно-олигархический капитализм, неспособный системно решить ни одной социальной задачи. Более того, бесчисленные мерзости первоначального накопления капитала поставили российское общество на грань выживания. Да и дальнейшее развитие отношений «купи-продай» не приблизили, а отдалили нас от развитых стран.
У нас до сих пор отсутствуют важнейшие рыночные институты. Нет конкурентной среды, прогрессивного налогообложения, нет трехсторонних соглашений, нет участия работников в управлении, и эти перечисления можно продолжать еще долго.
Дальнейшее строительство вульгарного капитализма обрекает наше общество на догоняющее развитие и сползание в так называемый «третий мир». Мы должны найти свой путь. Как его выбрали Швеция и Дания, Китай и Вьетнам. Как его выбирает Индия, Бразилия и другие латиноамериканские страны. Вопрос не в том, чтобы подражать этим странам. Надо искать свое.
Программные разработки нашей партии уже существенно повлияли на повестку дня правительства. По нашей инициативе разработана демографическая политика государства, введен принцип оценки работы всех уровней исполнительной власти на базе социальных индикаторов, разрабатываются экологические программы. Инициативы Президента Дмитрия Медведева по совершенствованию политической системы страны во многом основаны на наших предложениях.
Мы последовательно боремся с политическим монополизмом. Мы считаем, что России нужна подлинная многопартийность и политическая конкуренция для верной ориентации для развития страны.
Социализм - это всегда шанс. Новый социализм-это наш шанс выйти на эффективный и самостоятельный путь развития. И чем раньше наше общество это поймет, тем меньше будет издержек на пути в будущее.