Научная статья на тему 'Ислам и международное право'

Ислам и международное право Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5392
551
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шейх Вахбех Аль-зухили

В настоящей статье мусульманский ученый излагает исламское ви дение принципов, лежащих в основе международного права и регули рующих международные отношения. Охарактеризовав нормы и принципы, регламентирующие международные отношения в ислам ской системе, автор особое внимание уделяет принципам суверени тета и невмешательства во внутренние дела других государств, а также присущему исламу стремлению к миру и гармонии. За этим следует анализ взаимоотношений между мусульманами и немусульманами в мирное время и в случае войны и дается разъяснение приня того в классической юриспруденции разделения мира на Дар альис лам (царство ислама) и Дар альХарб (территория войны). Статья завершается рассмотрением имеющих силу правовых норм ограниче ний, которые налагаются исламским шариатским правом на ведение военных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ислам и международное право»

Том 87 Номер 858 Июнь 2005 г.

IfatiyMPlJlJil^SI

ЖУРНАЛ

Ислам

и международное право

Шейх Вахбех аль-Зухили*

Доктор Шейх Вахбех М. аль-Зухили имеет звание профессора и возглавляет кафедру исламского права (фикх) и вероучения шариатского факультета Дамасского университета. Он - автор нескольких книг и исследований, посвященных фундаментальным проблемам, в частности, исламского права. Упомянем среди его работ Последствия войны для исламского права. Сравнительное исследование и Ат-тафсир аль-мунир (Экзегезис Священного Корана), Дар аль Фикр, Дамаск, 17 томов.

Краткое содержание

В настоящей статье мусульманский ученый излагает исламское видение принципов, лежащих в основе международного права и регулирующих международные отношения. Охарактеризовав нормы и принципы,регламентирующие международные отношения в исламской системе, автор особое внимание уделяет принципам суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств, а также присущему исламу стремлению к миру и гармонии За этим следует анализ взаимоотношений между мусульманами и немусуль-

Автор признателен доктору Амеуру Земмали за его замечания, высказанные в период подготовки настоящей статьи, в которой выражена сугубо личная точка зрения автора. Основой для статьи послужил текст выступления на Конференции «Защита жертв войны в исламском шариатском праве и международном гуманитарном праве», организованной Международным исламским университетом в Исламабаде и МККК (Исламабад, Пакистан, 30 сентября -2 октября 2004 г,).

47

Шейх Вахбех аль-Зухили - Ислам и международное право

манами в мирное время и в случае войны и дается разъяснение принятого в классической юриспруденции разделения мира на Дар аль-ис-лам (царство ислама) и Дар аль-Харб (территория войны). Статья завершается рассмотрением имеющих силу правовых норм ограничений, которые налагаются исламским шариатским правом на ведение военных действий.

Сейчас, когда громко раздаются утверждения о якобы имеющем место «конфликте цивилизаций», а так называемая «война с терроризмом» сказывается на жизни многих общин и групп лиц во многих странах, полезно будет напомнить о гуманитарных ценностях, вокруг которых объединяются народы. Мы, мусульмане, считаем, что различия между людьми установлены Богом и являются источником богатства и гармонии для всего рода человеческого. В обоснование этой точки зрения можно привести целый ряд исламских принципов. Мы разъясним в общих чертах некоторые из этих принципов, касающиеся взаимоотношений между мусульманами и немусульманами в мирное время и в период вооруженного конфликта. Считаем необходимым подчеркнуть, что исламские государства являются частью международного сообщества со всеми его организациями и договорами. Кроме этого, мы принимаем во внимание наличие вооруженных конфликтов, имеющих место в мусульманских странах и вне их пределов, несмотря на стремление народов исламских государств жить в мире и гармонии со всеми нациями и расами.

Нормы, регулирующие международные отношения в мирное время

Основные принципы

Хорошо известно то, что проповедь ислама, в том числе исламских ценностей и этики, права и вероучения, имеет универсальный характер, потому что исламу свойственно стремление распространить благоденствие и мусульманские принципы на весь мир. И делается это не из каких-то экономических, материальных, расовых, империалистических или националистических побуждений, а во имя спасения, счастья, благополучия, справедливости и процветания всего человечества и на этом свете, и в загробном мире. Вероучение, полностью свободное от скверны атеизма и язычества, основано на признании и подтверждении абсолютного единства Бога как божественной сущности и владыки всего сущего. Мусульманская религия основывается на вере только в Бога, вере в его ангелов, вере

48

Том 87 Номер 858 Июнь 2005 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

в Книги, ниспосланные Им своим посланникам, в загробный мир и деяния Аллаха.

В исламе нет места принуждению, как нет его в распространении мусульманского вероучения. Свобода, убеждение, диалог и терпимость - таковы основы работы, которую мусульманские проповедники ведут во имя Аллаха Всемогущего.

Люди равны в том, что касается гуманности, соблюдения прав человека и человеческого достоинства, и ни одна категория людей или отдельное лицо не могут превосходить других ничем, кроме благочестия и добрых дел, Сотрудничество - принцип, которому обязаны следовать все люди. Аллах изрек:

«О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый благородный из вас пред Аллахом - самый благочестивый. Поистине, Аллах -знающий, сведущий!»1 Он также сказал:

«Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь от заблужденья...»2.

Распространяя исламское учение, нужно руководствоваться следующим принципом и девизом: «Думайте и рассуждайте логически и насаждайте справедливость. Упоминания об этом есть во многих стихах, в том числе и здесь: «Скажи: «О обладатели писания! Приходите к слову, равному для нас и для вас, чтобы нам не поклоняться никому, кроме Аллаха, и ничего не придавать Ему в сотоварищи, и чтобы одним из нас не обращать других в господ, помимо Аллаха. Если же они отвернутся, то скажите: «Засвидетельствуйте, что мы - предавшиеся»3 и здесь: «И не препирайтесь с обладателями Книги, иначе как чем-нибудь лучшим, кроме тех из них, которые несправедливы, и говорите: «Мы уверовали в то, что ниспослано нам и ниспослано вам. И наш Бог и ваш Бог един, и мы Ему предаемся»4.

Принцип мира и безопасности относится к числу четко установленных норм, нарушать которые нельзя никоим образом, за исключением случаев агрессии извне или использования вооруженной силы неприятелем. Бог говорит:

«О вы, которые уверовали! Входите все в покорность и не следуйте по стопам сатаны! Ведь он для вас - явный враг!»5.

1 Коран (перевод И. Ю. Крачковского, Уфа, Башкирское книжное издательство, 1991), 49/13.

2 Там же, 2/256.

3 Там же, 3/64.

4 Там же, 29/46.

5 Там же, 2/208.

49

Шейх Вахбех аль-Зухили - Ислам и международное право

Норма, регулирующая взаимоотношения между мусульманами и обладателями Писания (евреями, христианами и другими), представляется идеальной, наиболее рациональной и безошибочной методологией, изложенной в двух стихах Корана:

«Не дает вам Аллах запрета о тех, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливыми к ним, - ведь Аллах любит справедливых! Дает вам Аллах запрет о тех, которые сражались с вами за религию, и изгнали вас из ваших жилищ, и помогали вашему изгнанию, чтобы вы не брали их в друзья. А кто возьмет их в друзья, те - нечестивые»6.

В ходе своей долгой истории мусульмане со времени Пророка неизменно следовали по этому пути. Так, послания Пророка, его учеников и последователей верно передавали смысл обращения - всегда одного и того же - к царям, князьям и правителям мира:

«Примите ислам, и вам не будет причинено вреда, иначе вы согрешите, как простые люди (землепашцы, работники, торговцы и другие)». «О обладатели Писания! Приходите к слову, равному для нас и для вас, чтобы нам не поклоняться никому, кроме Аллаха, и ничего не придавать Ему в сотоварищи, и чтобы одним из нас не обращать других в господ, помимо Аллаха...»7.

В своих многочисленных войнах с арабами, персами и римлянами мусульмане брались за оружие только тогда, когда под угрозой оказывалось само их существование либо когда они становились жертвой агрессии, либо когда им необходимо было усилиться для того, чтобы, следуя принципу равноправия, поднять знамя свободы среди всех народов и возвестить им абсолютную истину, то есть необходимость послушания и покорности одному Богу, и полного освобождения от влияния султана-пора-ботителя, несправедливого владыки или деспотического правителя.

Исламское государство (халифат8) было единственной системой, основанной на освобождении личности и общества от отношений «господства и подчинения», которые преобладали в человеческом обществе. Им на смену пришли справедливость, консультации (шура -совет), равенство, милосердие, свобода и братство - благороднейшие исламские установления в области политики правления9.

6 Там же, 60/8-9.

7 Ср. там же, 3/64.

8 Политико-религиозное государство, существовавшее в течение нескольких веков после смерти пророка Мухаммада (632 год н. э.) и включавшее земли, населенные мусульманами, а также страны и народы, находившиеся под их владычеством.

9 Hamed Sultan, Ahkam al-qanun ad-duwali fi-ash-shari’a al-islamiyya (Нормы международного права в исламском шариате), Dar an-nahda al- ‘arabiyya, Cairo, 1970, p. 115.

50

Том 87 Номер 858 Июнь 2005 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

В свете этих базовых ценностей и исходных предпосылок мы можем выделить нормы, касающиеся мира и безопасности, которые соответствуют исламскому вероучению, мусульманскому законодательству и практике.

Нормы исламской системы, касающиеся международного порядка

Многие нормы исламской системы могут служить вехами для установления внешних связей и международных отношений. Важнейшие из них можно резюмировать следующим образом10.

Человеческое братство

Мусульмане следуют воплощенному в Коране водительству Аллаха Всемогущего, подтверждающего единство созданий и Создателя, единство рода человеческого и нерушимое братство людей. Аллах Всемогущий -Создатель, а люди - Его создания. Мудростью воли Господней люди созданы разными. У каждого свои умственные способности, свои мнения, мысли, представления и концепции. Люди вольны выбирать то, что в наибольшей степени соответствует их интересам, из божественных откровений, заветов пророков и посланников с древних времен до эры последней Печати Пророков Мухаммада ибн Абдуллы (благословение и мир Аллаха им всем). Сделав свой выбор и осуществив на практике свою свободу, человек в дальнейшем несет ответственность за правильность этого выбора. И обязан он выбрать то, что реально пойдет ему на пользу, то, что принесет ему спасение и счастье и в этой жизни, и в загробном мире. Указывая на путь к спасению, который состоит в следовании заветам пророков и посланников (да пребудем мир с ними), Аллах говорит:

«Люди были одной общиной, и послал Аллах пророков вестниками и увещателями и ниспослал с ними Писание с истиной, чтобы рассудить между людьми в том, в чем они разошлись. А разошлись только те, которым она была дарована, после того как пришли к ним ясные знамения, по злобе между собой. И Аллах вывел тех, которые уверовали, к той истине, относительно которой они разошлись по его дозволению. Аллах ведет, кого пожелает, к прямой дороге!»11.

10 Sheikh Rachid Ridha, Al-wahy al-muhammadi (Muhammad Revelation), Dar-al-manar, Cairo, 1955, p. 228 и того же автора, Tafseer al-manar (al-manar exegesis), Dar-al-manar, Cairo (nd), Vol. 10, pp. 139-144; Mohammed Abu-Zahra, Introduction to the as-siyar al-kabir of Mohammed Ibn al-Hassan ash-Shayubani, Cairo (nd), pp. 41-53 and Wahbeh M. al-Zuhili, Athar al-zarbfi-l-fikh al-islami (The effect of war in islamic law), reprint of the 3rd ed., Dar-al-fikr, Damascus, 1998, pp. 141-147.

11 Коран, 2/213.

51

Шейх Вахбех аль-Зухили - Ислам и международное право

Воевать можно только для самозащиты, предотвращения несправедливости и отражения агрессии. Людей нельзя калечить, заставлять страдать от голода и жажды, пытать, нельзя жестоко обращаться с ними, нападать на них и разграблять их имущество в нарушение священного принципа человеческого братства за исключением случаев, когда это диктуется необходимостью или требуется для отражения агрессии.

Уважать человека и защищать его права

Уважение к любому человеческому существу, независимо от его позиции и поведения, защита его жизни и прав рассматриваются в Священном Коране как важнейшие элементы понимания рода человеческого. Аллах говорит: « Мы почтили сынов Адама и носили их на суше и на море, и уделили им благ, и оказали им преимущество пред многими, которых создали»12.

Права человека, который был создан Богом и был Им наделен всем, что необходимо для стабильного существования, а именно, правами на жизнь, свободу, равенство, справедливость, выбор и этичное поведение, выступают как обязательные к исполнению основополагающие принципы. Именно на них должны строиться отношения с другими людьми во всех ситуациях, в диалоге и споре, при мирном сосуществовании, в мирное время и во время войны.

Следовательно, Божий закон и религия запрещают причинять вред человеку из-за его верований. Заставлять его поменять свою религию тоже нельзя. Достоинство человека должно свято соблюдаться, что исключает несовместимые с ним пытки. Недопустимы посягательства на честь и благопристойность. Людей нельзя угнетать и подвергать действиям, несовместимым с моралью и этикой. Таковы основополагающие принципы, которые исповедают мусульмане и благочестивые приверженцы других религий.

Приверженность нормам этики и морали

Этика - вместилище религии, столп цивилизации, основа отношений между отдельными людьми и целыми государствами. Ни с одним человеческим существом, народом и государством нельзя вести дела, попирая этические и моральные ценности, особенно критерии добродетели и великодушия. Отсюда вытекает запрещение порабощения, унижения, угнетения и принуждения из каких бы то ни было побуждений. Запрещается разрушать и сносить жилища, изгонять людей из их домов и вообще из родных мест, подвергать профанации священные

12 Там же, 17/70.

52

Том 87 Номер 858 Июнь 2005 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

для людей ценности, даже если неприятель допускает злоупотребления, ведет себя подло и бесчестно. И в этом случае с ним нельзя поступать так же, отвечая ему взаимностью, поскольку честь - одна из ценностей, которые люди обязаны свято блюсти по воле Аллаха. Честь нерушима и неприкосновенна, будь-то честь друга или врага, мужчины или женщины, независимо от религиозных верований и убеждений. Любое нарушение этих принципов и греховное деяние пятнает того, кто его совершил, будь-то друг или враг.

В одном из посланий командующему его армиями Саиду ибн Абу Вакасу Омар ибн аль-Хаттаб13 (да будет доволен им Аллах) писал: «Приказываю тебе и тем, кто тебя сопровождает, без нужды не утеснять ваших врагов, ибо грехи армии страшнее неприятеля. Мусульмане побеждают, потому что неприятель ослушался Господа, а иначе нам бы их не побороть, потому что их больше и вооружены они лучше. Если бы мы грешили так же, как неприятель, он был бы сильнее нас. Нам надо показать превосходство наших ценностей и добрых дел, а силой нам его не одолеть. (...) Никогда не говорите, что враг хуже вас, и тогда он никогда нас не победит, даже если мы преступим закон, так как на многих людей совершали нападение и порабощали их те, кто хуже них»14.

Справедливость и равенство в правах и обязанностях Справедливость в отношениях с другими людьми - естественное право и основа сохранения системы правления. Притеснение же ведет к упадку цивилизации, концу благосостояния и распаду системы. И Аллах Всемогущий говорит: «Поистине, Аллах приказывает справедливость, благодеяние.»15, а это значит, что благодеяние увеличивает справедливость, освобождает от злобы сердца людей и способствует дружбе между ними. Аллах также сказал:

«О вы, которые уверовали! Будьте стойкими пред Аллахом, исповедниками по справедливости. Пусть не навлекает на вас ненависть к людям греха до того, что вы нарушите справедливость. Будьте справедливы, это - ближе к богобоязненности, и бойтесь Аллаха, поистине, Аллах сведущ в том, что вы делаете!»16

Пророк так выразил смысл открытой ему Божественной мудрости: «О мои подданные! Я запретил себе быть несправедливым и запрещаю творить несправедливость среди вас самих. Не поступайте с дру-

13 Омар I, второй халиф Ислама (634-644).

14 Jamal Ayyad, Nuzum al-harb fi-l-Islam (Statutes of war in Islam), Maktabat al-Khangi, Cairo, 1951, p. 43.

15 Коран, 16/90.

16 Там же, 5/8.

53

Шейх Вахбех аль-Зухили - Ислам и международное право

гими несправедливо!»17. Приведем также знаменитое и вневременное изречение халифа Омара: «С каких пор вы обращаете в рабство людей, рожденных свободными?»

Равенство в правах и обязанностях, а также в судебной тяжбе относятся к числу естественных прав, а последнее из них выражает и дополняет право на справедливость. Следовательно, ни одна группа и ни один человек - будь он даже царь - не может пользоваться привилегиями в ущерб другим. Пророк (мир ему) говорит: «Люди равны между собой как зубья гребня»18 и еще: «Если бы Фатима, дочь Мухаммада [моя дочь], украла, я бы отрубил ей руку»19.

В качестве одного из редких примеров справедливости в отношениях с другими народами можно привести историю жителей Самарканда, которые пожаловались омайадскому халифу Омару Ибн Абдулу Азизу (717-720 гг.) на несправедливость мусульманского военачальника Кутайбы и чинимые им притеснения после захвата страны без предупреждения. Омар послал своего судью, чтобы разобраться с этим делом. По решению, вынесенному последним, арабы должны были освободить захваченную территорию и оставаться в своих лагерях, пока не будет заключено соглашение о примирении или территория не будет захвачена снова после надлежащего предварительного предупреждения.

Милосердие в условиях мира и во время войны

Этика и основополагающие принципы ислама предписывают терпимость, милосердие и прощение в ситуациях насилия. Следует избегать чрезмерной строгости, непримиримости и жестокости в соответствии с самой сутью мусульманского учения, которая выражена в словах Аллаха Всемогущего, обращенных к Пророку: «Я посылаю тебя в качестве милости ко всему сущему». Иными словами, с людьми, животными, джиннами и неодушевленными предметами следует обращаться сообразно этим предписаниям. После завоевания Мекки Пророк (да будет мир над ним) проявил терпимость в отношении курайшитов, которые причинили ему много вреда. Он сказал им: «Сегодня на вас нет вины. Идите, отныне вы свободны».

17 Передано Муслимом ибн аль-Хаджаджем (по свидетельству Аби Дар аль-Гаффари) в Садихе (Подлинное).

18 Приводится Абу Хатемом-ар-Рази в его ‘Hal al Hadith и др.

19 Приводится авторами шести книг хадисов, за исключением Ибн Маджаха.

54

Том 87 Номер 858 Июнь 2005 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

Соблюдение конвенций и обязательств, пока другая сторона выполняет свои обещания (pacta sunt servanda)

На этом строятся взаимное доверие и уважение. Ислам запрещает вероломство и предательство при любых обстоятельствах. Многие стихи Корана указывают на обязательность соблюдения соглашений, договорных обязательств и обещаний. Например, Аллах Всемогущий говорит: «О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах»20 и «Верно выполняйте договор с Аллахом, когда его заключили, и не нарушайте клятв после их закрепления: вы сделали Аллаха поручителем за вас. Поистине, Аллах знает то, что вы творите!»21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Запрещается помогать подвергающимся гонениям группам, которые просят поддержки у мусульманского сообщества, если это нарушает существующие соглашения. Бог говорит: «А если они попросят у вас помощи в религии, то на вас лежит помощь, если только не против того народа, между которым и вами есть договор (...)»22.

Взаимность, если это не противоречит основополагающим принципам добродетели и этики

Ислам принял древний принцип взаимности и руководствуется им в отношениях с другими народами как в условиях мира, так и во время войны, чтобы обеспечить торжество справедливости, установить стандарты добропорядочности и беспристрастности и гарантировать, что неприятель не преступит установленные пределы в своих действиях. Однако и в случае нарушения основополагающих принципов морали мусульманам не следует поступать так же. Мусульманам запрещено надругательство над телами врагов на войне, в том числе отрезание носа, ушей и губ, вспарывание живота, даже если неприятель это практикует. В коротком и ясном хадисе Пророк (мир ему) говорит: «Не калечьте!». В связи с этим необходимо упомянуть хотя бы один чрезвычайно важный стих Корана: «И если вы наказываете, то наказывайте подобным тому, чем вы были наказаны. А если терпите, то это - лучше для терпеливых»23.

Признание международной правосубъектности государств

Развитие концепции государственности шло рука об руку с признанием международной правосубъектности государств, опиравшимся на принцип

20 Коран, 5/1.

21 Там же, 16/91.

22 Там же, 8/72.

23 Там же, 16/126.

55

Шейх Вахбех аль-Зухили - Ислам и международное право

«равного суверенитета всех членов международного сообщества». С точки зрения ислама этот принцип представляется приемлемым, ибо он существует для того, чтобы каждое государство могло жить в условиях свободы, безопасности и мира, посвятив себя выполнению своих обязанностей перед народом.

Ни одно государство не имеет права вторгаться в сферу суверенитета другого государства, как оно не имеет права вторгаться на его территорию или брать на себя контроль над его судьбой и богатствами, иначе суверенитет этого государства будет нарушен. Далее, ни одному государству не позволено вмешиваться во внутренние дела других государств. Приверженность ислама этой норме недвусмысленно выражается в признании им принципа международного мира и безопасности для всех государств. Длительная история ислама доказывает верность мусульманских государств политике мира в отношениях с другими странами и народами24.

Коран явным образом предписывает признание других государств и народов:

«Не будьте таковы, как та, которая расстроила свою пряжу, после того как укрепила ее на нитки. Вы свои клятвы обращаете в обман между вами, потому что один народ многочисленнее другого...»25. Иными словами, остерегайтесь нарушать свои клятвы, действуя подобно неразумной женщине, которая распустила свою тщательно сплетенную пряжу, позволив ей распасться на отдельные волокна. Когда вы используете свои клятвы и обещания для того, чтобы обмануть других и подвергнуть их опасности, вы только притворяетесь, что соблюдаете клятву, скрывая свое намерение от нее отступить и склоняясь к тем, кто обладает большей властью и богатством. Слова «многочисленнее другого» содержат недвусмысленное признание многочисленности и разнообразия наций, народов и государств.

Запрещается также вмешиваться в дела других государств или подрывать существующий в них строй, поскольку мусульмане не имеют права действовать таким образом. Это следует понимать как признание или подтверждение существования других государств и как запрет любых попыток их уничтожения или посягательств на принципы правления, которые они для себя избрали.

24 См. H. Sultan, op. cit. (примечание 9), p. 118.

25 Коран, 16/92.

56

Том 87 Номер 858 Июнь 2005 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

Приоритет принципов мира, братства всех людей и международного сотрудничества

Ислам всегда проявляет волю к решению проблем, существующих в отношениях с другими народами, на основе мира и безопасности, признания партнерства и общности интересов, а также уважения к узам братства, связывающим род человеческий, ибо все создания существуют по замыслу Всевышнего и воле Божьей. Поэтому убивать людей можно только по законным причинам, иначе это будет рассматриваться как посягательство на создание Божье.

Группа мусульманских правоведов высказала мнение, что основой (общей нормой) отношений между мусульманами и немусульманами является мир, а не война. Аллах упоминает об этом во многих стихах, в том числе и следующих:

- «О вы, которые уверовали! Входите все в покорность и не следуйте по стопам сатаны! Ведь он для вас - явный враг!»26.

- «О вы, которые уверовали! Когда отправляетесь по пути Аллаха, то различайте и не говорите тому, кто предложит вам мир: «Ты не верующий», - домогаясь случайностей жизни ближней»27.

- «А если они отойдут от вас, не сражаясь с вами, и предложат вам мир, то Аллах не дает вам никакого пути против них»28.

- «А если они склонятся к миру, то склонись и ты к нему и полагайся на Аллаха: ведь Он - слышащий, знающий!»29.

Соответственно, эти правоведы пришли к выводу, что в исламе основанием для применения оружия могут быть борьба с находящимися вне закона или отражение агрессии, а не атеизм и религиозные разногласия. Иллюстрацией этому могут послужить запрещение убивать гражданских лиц и невоюющих и договоры дхиммы, заключаемые с немусульманами, которые живут в мире на территории ислама и не имеют оснований жаловаться. Кроме этого, ислам поощряет расширение сферы взаимодействия и торговли с другими народами во имя установления хороших отношений между мусульманами и немусульманами.

Ученый-правовед Ибн ас-Салах говорит: «Изначально считалось, что нужно сохранить неверующих и дать им жить, ибо Господь Всемогущий не желает истреблять свои создания и создал их не для того, чтобы их убивали. Убивать же их можно, если они причиняют вред, а не в наказание за их неверие. Земная жизнь дана не для наказания, возда-

26 Там же, 2/208.

27 Там же, 4/94.

28 Там же, 4/90.

29 Там же, 8/61.

57

Шейх Вахбех аль-Зухили - Ислам и международное право

яние же свершается в загробном мире... Исходя из этого говорить, что их истребление - норма, нельзя30.

Сторонники противоположной точки зрения считают, что нормой взаимоотношений между мусульманами и немусульманами является не мир, а война. Это - констатация или, скорее, описание плохих отношений, существовавших в прошлом, когда на мусульман непрерывно нападали, а между мусульманами и немусульманами периодически велись войны. Цель этого противоположного течения, возможно, состояла в том, чтобы поднять боевой дух воинов, убедить их не откладывать в сторону оружие и не расслабляться, а пребывать в постоянной готовности к борьбе с врагами, которые окружали мусульман со всех сторон. Сторонники этой точки зрения оправдывают свою позицию тем, что в широкомасштабных войнах (магхази - экспедициях или кампаниях), 27 из которых были направлены против арабов и произошли при жизни Пророка, мусульмане были жертвами агрессии. То же самое можно сказать и о борьбе с другими неприятелями, такими, как крестоносцы, татары или монголы.

К сожалению, это лишь несколько примеров из длинного перечня агрессивных войн, которых было и остается множество как в древности, так и в наши дни. Тем не менее, ведение военных действий должно регулироваться правовыми нормами. Поэтому в следующем разделе мы попытаемся пролить свет на принципы ислама, имеющие отношение к данной теме.

Международные отношения в случае войны

Война, естественно, сказывается на отношениях между теми, кто в ней противостоит друг другу. Каждая сторона или группа воспринимает другую как неприятеля и старается насести ей поражение, чтобы добиться победы и превосходства. Ввиду того, что стремление разгромить неприятеля может подтолкнуть стороны к совершению тягчайших преступлений, стали необходимы ограничения на средства и методы вооруженной борьбы, а также правовая регламентация открытия и ведения военных действий. Есть также нормы, касающиеся окончания военных действий. Ниже выделяются четыре главных момента.

30 Makhtut (manuscript) fatawa Ibn as-Salah, Dar al-kutub of Cairo, No. 337, p. 224.

58

Том 87 Номер 858 Июнь 2005 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

Цель разделения мира на две или три территории, принятого в классической юриспруденции

Среди мусульманских правоведов распространена практика разделения мира на две территории: царство ислама (дар аль-ислам) и территорию войны (дар аль-харб). Некоторые ученые добавляют к ней еще одну - землю договора о мире (дар аль-ахд и (или) дар аль-зульх). Царство ислама состоит из стран, где власть принадлежит мусульманам, соблюдаются нормы ислама и отправляются мусульманские обряды. Население там составляют мусульмане и представители народов договора (немусульмане, живущие на территории ислама на основании договора). Территория войны включает страны, находящиеся вне пределов сферы владычества ислама, где, соответственно, не соблюдаются религиозные и политические принципы ислама. Ее население считается воюющим. Земля договора о мире - это те регионы, которые заключили соглашения о торговле, улаживании разногласий или долгосрочном перемирии с мусульманами. Кроме этого, есть примеры нейтральных наций, таких, как абиссинцы, нубийцы и киприоты.

В сущности, такое разделение не опирается ни на какие тексты. Ни Коран, ни хадисы не содержат никаких положений на этот счет. Скорее, речь идет об описании преходящего состояния, возникающего, когда между мусульманами и немусульманами вспыхивает война. Это - изложение фактов, аналогичных тем, которые присутствуют в анализах, сделанных юристами-международниками, а именно: разделение мирового сообщества на две части в результате войны: то есть на воюющих, в частности, государства, вовлеченные в войну, с одной стороны, и, с другой, на невоюющих и нейтралов, и в эту группу входят все остальные члены международного сообщества.

На самом же деле мир един и в исламской юриспруденции, как это подтверждает Имам Шафи’и (767-820 гг.), и в международном праве31. Когда нет безопасности, и люди, вместо того, чтобы жить в мире, воюют, есть две зоны: одна - мирная, а другая - охваченная войной. Нам кажется неприемлемой точка зрения некоторых ориенталистов и других авторов, согласно которой «территория войны» находится в состоянии постоянного антагонизма с «царством ислама». На наш взгляд, антагонизм носит временный характер и имеет место только там, где идут бои или происходит вооруженный конфликт.

31 Ad-Daboussi, Ta’sis an-nazar, al-matba’a al-adabiyya, Cairo (nd), p. 58.

59

Шейх Вахбех аль-Зухили - Ислам и международное право

Война как необходимость согласно исламскому шариату

Международное право рассматривает войну как вооруженный конфликт между двумя или несколькими государствами. Оно же регламентирует отношения между воюющими и нейтральными державами. Причины войн многочисленны, сложны и не остаются неизменными32.

В арабском языке слова война, джихад и завоевание могут иметь одинаковый смысл: борьба с неприятелем. При этом слово «джихад» получило широкое распространение в исламской юриспруденции. «Джихад или муджахада, иначе говоря священная борьба, - пишет Ар-Рагиб аль-Асфахани в Муфрадат аль-Кур’ан, - означает максимальное напряжение сил для отражения неприятеля». Один из классических суннитских юристов маликийской школы Ибн Арафа тоже определил джихад как «войну мусульман с неверными, с которыми у них нет договора, чтобы было услышано Слово Господне, либо против их присутствия или проникновения на мусульманскую территорию»33.

С исламской точки зрения джихад законен и необходим как средство отражения агрессии. Он был предписан во второй год Хиджры34, после того как мусульмане в течение четырнадцати лет терпеливо сносили ущерб, чинимый им язычниками. Подтверждение этому можно найти в словах Аллаха Всемогущего:

« Дозволено тем, с которыми сражаются, за то, что они обижены... Поистине, Аллах может помочь им, - тем, которые изгнаны из своих домов без права, разве только за то, что они говорили: «Господь наш -Аллах»»35. Слова Господни « они обижены» и « изгнаны из своих домов» обосновывают законность войны, когда мусульман угнетают другие народы (неверные). Это первый стих, в котором война предписывается, в отличие от более семидесяти других, где она запрещается36. Подтверждение этому можно найти в еще одном стихе:

«Предписано вам сражение, а оно ненавистно для вас. И может быть, вы ненавидите что-нибудь, а оно для вас благо, и может быть, вы любите что-нибудь, а оно для вас зло, - поистине, Аллах знает, а вы не знаете!»37.

32 См. H. Sultan, op. ей. (примечание 9), р. 245.

33 Ibn Rushd, al-muqaddimat al-mumahhidat, as-sa ’ada Press, Cairo, 1905, VGol. I, p. 258: al-Khirashi (the Fitrst Sheikh of al-Azhar), fath al-Jalil ’ala mukhtasar al-Alama Khalil, Boulaq Press, Cairo,1880, Vol. III, p. 107.

34 Хиджра - переселение Пророка из Мекки в Медину в 622 г. нашей эры (=первый год Хиджры, первый год мусульманской эры).

35 Коран, 22/39-40.

36 Приведено Абдулом Раззаком и Ибн аль-Мундхиром по аз-Зухри в Allussi’s tafsir, Idarat at-tiba ‘a al-amiriyya, Cairo; 1853, Vol. XVII, p. 162.

37 Коран, 2/216.

60

Том 87 Номер 858 Июнь 2005 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

Однако религия не была мотивом для ведения военных действий в джихаде, как не было его целью подчинить их и заставить принять ислам. Джихад ведется для того, чтобы покончить с несправедливостью, бороться на стороне слабых и отразить агрессию врага. Как указывает европейский ориенталист Томас Арнольд, великие завоевания, заложившие основы арабской империи, не были итогом религиозной войны за распространение ислама. Наоборот, вслед за этими завоеваниями развернулось широкое движение апостасии, отхода от христианства. Происходило это в таких масштабах, что создавалось впечатление, что целью арабов было само христианство. С тех пор христиане воспринимают меч как орудие проповеди ислама38.

Ислам не принял войну в качестве национальной политики, метода разрешения конфликтов, средства воплотить в жизнь свое стремление к гегемонии или захватить богатые трофеи. Как уже разъяснялось выше, война признается законной лишь в случае крайней необходимости. Мусульмане не хотят войны и вовсе не стремятся проливать кровь других людей. Так, Пророк (мир ему) сказал: «Не стремитесь сразиться с врагом. Просите Бога о защите от зла. Но если вы встретитесь с врагом, будьте тверды и часто поминайте Имя Божье»39.

Прежде чем объявить войну или джихад, неприятелю должен быть предоставлен выбор одной из трех возможностей: ислам как залог мира; восстановление добрососедских отношений или заключение мирного договора либо война, если неприятель преисполнен решимости сражаться. Очевидно, что предоставление выбора из трех возможностей исключает принуждение.

Есть неопровержимые доказательства того, что ислам насаждался не мечем и что существует четкое различие между распространением ислама посредством мудрости и доброго совета и объявлением джихада для отражения агрессии. Эти доказательства и другие аргументы показывают, что в истории мусульманства не было насильственного обращения в ислам. То же подчеркивается в таких словах Господа: « Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения...»40.

38 Thomas Arnold, ad-daWa ila-islam (The Islamic Preaching), (Arabic translation), Cairo, 1957, 2nd ed., p. 47.

39 Приводится аль-Бухари и Муслимом в их хадисах со слов Абу Хурайры: «Если встретитесь с ними, будьте терпеливы».

40 Коран, 2/256.

61

Шейх Вахбех аль-Зухили - Ислам и международное право

Исламское восприятие мотивов ведения войны

Для ислама мотивом для того, чтобы прибегнуть к военной силе, является не различие в религии, не попытка навязать мусульманское вероучение, не расистские или какие-либо социально-классовые соображения, не националистские побуждения и не материальные или экономические интересы. Омайадский халиф Омар Ибн Абдул Азиз сказал одному из правителей халифата, который жаловался на сокращение поступления средств от хара-джа (поземельный налог) в связи с переходом многих людей в ислам: «Аллах послал Мухаммада, чтобы сеять истину и вести за собой людей, а не подати собирать».

По мнению большинства арабских правоведов, к оружию можно прибегать для отражения нападения или агрессии. Запрещается убивать любого человека только за несогласие с исламом, а можно лишь при отражении агрессии, в которой он участвует. Поскольку гражданские лица и некомбатанты не участвуют в военных действиях, их, несомненно, нельзя убивать и превращать в объект нападения. Пророк (мир ему) запретил убивать женщин, детей и священников. Если немусульмане решат заключить соглашение о мире и мирном решении споров, они могут это сделать. От них не требуется ничего другого. Аллах Всемогущий оговорит: « А если они склонятся к миру, то склонись и ты к нему и полагайся на Аллаха...»41 и « Когда отправляетесь по пути Аллаха, то различайте и не говорите тому, кто предложит вам мир: «Ты не верующий».»42.

В исламе рассматриваются три вида ситуаций, делающих законным применение военной силы, а именно43:

a) агрессия - коллективная или индивидуальная - против мусульман как проповедников ислама, попытка склонить их к апостасии либо развязывание войны против мусульман. Аллах Всемогущий говорит: «Дозволено (сражаться) тем, с которыми сражаются, за то, что они обижены...»44 и « И убивайте их, где встретите, и изгоняйте их оттуда, откуда они изгнали вас: ведь соблазн - хуже, чем убие-ние!...»45

b) помощь жертвам несправедливости, будь то отдельные лица или группы. Аллах Всемогущий говорит: « И почему вы не сражаетесь на пути Аллаха и за слабых из мужчин и женщин и детей, которые говорят: «Господи наш! Выведи нас из этого селения, жители которо-

41 Там же, 8/61.

42 Там же, 4/94.

43 W. al-Zuhili, op. cit. (примечание 10), pp. 93-94.

44 Коран, 22/39.

45 Там же, 2/191.

62

Том 87 Номер 858 Июнь 2005 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

го тираны, и дай нам от Тебя покровителя и дай нам от Тебя помощника»?»46

с) самооборона и отражение нападения на отчизну. Аллах Всемогущий говорит: «И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте, - поистине, Аллах не любит преступающих!»47. Ряд стихов предписывает мусульманам сражаться, когда битва уже началась, а не до этого. Подготовка к войне необходима, чтобы помешать врагам мусульман обеспечить себе превосходство над ними. Аллах Всемогущий говорит: « И приготовьте для них, сколько можете, силы... «48.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ибн Таймийа (1263-1328 гг.) рассказывает, что «Пророк (мир ему) никогда не воевал против неверных, которые заключили с ним соглашение о перемирии. Он никогда не начинал войну против неверных, а если бы Господь приказал ему истребить каждого неверного, от тогда бы начал воевать и убивать»49.

Он также сказал, что «разрешение, данное мусульманам на ведение войны, основывается на том, что и другим тоже разрешено воевать». Ученик Ибн Таймийи Ибн-Кайима аль-Джавзийя (ум. в 1350 г.) пишет, что «мусульманам предписывается сражаться только с теми, кто воюет против них, а не с теми, кто этого не делает». Еще раз повторим приводившиеся выше слова Господа: «И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте, - поистине, Аллах не любит преступающих!»50. Этот короткий стих относится и к jus ad bellum (особенно в том, что касается самообороны и неприемлемости агрессии) и jus in bello (например, проведение различия между комбатантами и некомбатантами). Суммируя, можно сказать, что законной войной в исламе считается война справедливая, ведущаяся против тех, кто воюет с мусульманами.

Правовые ограничения на ведение войны

Война строго регламентируется исламским шариатом. Религиозные предписания оказали явное влияние на формирование правил ведения войны, которые приобрели статус правовых норм, основанных на трех основополагающих требованиях: необходимость, гуманность и великодушие. Уже на заре своей истории ислам предписывал соблюдение следующих принципов:

46 Там же, 4/75.

47 Там же, 2/190.

48 Там же, 8/60.

49 Ibn Taymiyya, risalat al-qital, p. 125.

50 Коран, 2/190.

63

Шейх Вахбех аль-Зухили - Ислам и международное право

- некомбатант, не участвующий в войне посредством своих действий, выражения мнений, осуществления планирования или поставок, не должен превращаться в объект нападения;

- уничтожение имущества запрещается, если оно не вызвано военной необходимостью, например, когда на пути армии стоят баррикады или когда имущество используется для прямой поддержки военных усилий (например, замки и крепости);

- принципы гуманности и благочестия должны соблюдаться во время и после войны;

- разрешается гарантировать личную и коллективную безопасность на поле боя, чтобы предотвратить продолжение военных действий.

Ведение военных действий строго регламентируется Священным Кораном, изречениями Пророка (мир ему) и приказами первого халифа Ислама Абу Бакра ас-Сиддика (632-634 гг.) и других мусульманских военачальников, как в этом можно убедиться при чтении основополагающих текстов.

Один из наиболее известных хадисов гласит: «Иди вперед во Имя Божье, с Божьей Помощью и блюди религию Пророка Аллаха. Не убивай старика, ребенка или женщину, не присваивай незаконно добычу, собирай свои трофеи и делай добро, потому что Аллах любит добродетельных»51.

Руководствуясь наставлениями Пророка, Абу Бакр неоднократно отдавал свому военачальнику Язиду ибн Али Суфиану приказы следующего содержания: «Я даю тебе десять предписаний: «не убивай женщину, ребенка или старика, не руби плодовые деревья, не приводи в негодность пустующие земли, забивай овец, коров и верблюдов только для прокорма, не жги финиковые пальмы и не заливай их, не совершай гу-лул52 и не проявляй трусость»53.

Омайадский халиф Омар Ибн Абдул Азиз писал одному из правителей халифата»: «Нам стало известно, что когда Пророк Аллаха (мир ему) посылал куда-либо воинов, он говорил им: «Идите в свой поход во имя Аллаха и ради Аллаха, воюйте с неверными54. Не дезертируйте, не совершайте вероломства, не калечьте (врага). Не убивайте новорожденных. Повторите это своим армиям и дружинам - это Воля Божья. Да пребудет с вами мир»55.

Оба набора инструкций и аналогичны кодексу поведения содержат обязательные к исполнению предписания и запреты. Ни один му-

51 Приведено Аль-Байхаки (со слов Малика ибн Анаса).

52 Гулул означает сокрытие части трофеев.

53 Приведено Имамом Маликом. См. Jalal-u-din al-Sayuti, tanweer al-hawalik,sharh ala muwatta’ Malik, al-Halabi Press, Cairo (nd), Vol. II, p. 6.

54 То есть с теми, кто зашел слишком далеко в своем неверии и напал на мусульман.

55 Приведено Маликом, tanweer al-hawalik, op. cit. (примечание 53), p. 7.

64

Том 87 Номер 858 Июнь 2005 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ЖУРНАЛ

Красного Креста

сульманин не имеет права их преступить, если того не требует настоятельная военная необходимость. Например, выкорчевать дерево или разрушить стену можно только тогда, когда они мешают продвижению мусульманской армии. Но давайте сравним эти возвышенные предписания раннего ислама с теми не могущими быть оправданными деяниями, которые сегодня совершаются без необходимости во время многих вооруженных конфликтов и в ситуациях военной оккупации.

Будучи следствием войны, плен является важным вопросом во время любого конфликта. Поэтому нам хотелось бы в заключение настоящей статьи напомнить о принципе гуманного обращения, применимом к этой категории жертв. Ислам рекомендует хорошо обращаться с военнопленными, ибо Аллах Всемогущий сказал: «Они кормят едой, несмотря на любовь к ней, бедняка, сироту и пленника»56. Пророк (мир ему) сказал: «Приказываю вам хорошо обращаться с пленными»57. Пленных часто освобождают «безвозмездно в виде личной милости» либо за выкуп или в обмен на других пленных. Больным и раненым следует предоставить медицинскую помощь, а мертвым дать достойное погребение.

56 Коран, 76/8.

57 Передано Аль-Табарани (приводится по Абу Азизу аль-Джумахи), as-sunan al-kubra, da’irat al-ma’arif al-usmaniyya, 1st ed., 1935.

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.