УДК 330.190.2
ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР КАК РЕЗЕРВА
© Елена Владимировна БОГОМОЛОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, докторант; Липецкий государственный технический университет, г. Липецк, Российская Федерация, кандидат технических наук, e-mail: [email protected]
© Татьяна Николаевна ТОЛСТЫХ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, декан магистратуры, e-mail: [email protected]
Рассмотрена идентификация потенциала конкурентоспособности предпринимательских структур как резерва. Приведена иерархия понятий конкуренция, конкурентоспособность, конкурентный потенциал. Показана взаимосвязь экономического и ресурсного потенциала. Рассмотрена структура конкурентного и экономического потенциала. Проведен вертикальный анализ экономического потенциала.
Ключевые слова: резервы конкурентоспособности; потенциал; предпринимательские структуры.
Разработка теоретических и методических вопросов, обеспечивающих поиск, формирование и использование резервов обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур приводит к появлению мощного «организационного потенциала» предприятия, способного предотвратить и преодолеть различного рода кризисы.
Другими словами, конкурентоспособность предприятия представляет собой его интегральную временную характеристику в условиях конкретного рынка, определяющую способность предприятия функционировать в бескризисном режиме. Кроме того, она определяет положение по отношению к прямым конкурентам по основным параметрам его совокупного потенциала [1; 2].
На конкурентоспособность оказывают влияние качество продукции, как приоритетный фактор, а также цена, стоимость эксплуатации, удобство технического обслуживания, имидж изготовителя, его способность
соблюдать договорные сроки поставки и иные факторы. Приоритетность факторов конкурентоспособности зависит от уровня социально-экономического развития общества, характеристик рынков, особенностей конкретных потребителей.
Стимулирование выпуска конкурентоспособной продукции необходимо осуществлять путем организации и проведения конкурсных торгов по реализации продукции для государственных нужд.
Создание и внедрение эффективных систем управления конкурентоспособностью, ориентированных на внедрение современных технологий и методов управления конкурентоспособностью, является залогом устойчивого положения предприятий на рынке. Широкому внедрению систем обеспечения конкурентоспособности должна способствовать разработка системы мер в образовательной и консультационной сферах деятельности, а
также мер по стимулированию внедрения подобных систем.
Развитие конкурентоспособности интегрированных предпринимательских структур на базе его потенциала признается одним из наиболее точных и объективных инструментов управления организацией.
В общем совокупный потенциал можно рассматривать как источники, возможности, средства, запасы, которые можно привести в действие и использовать для достижения определенной цели.
Однако следует учитывать тот факт, что потенциал - это нечто большее, чем просто набор возможностей предприятия для эффективного достижения определенных целей.
Безусловно, потенциал - это базовый элемент предпринимательской структуры, в котором концентрируются цели, источники развития, движущие силы.
Ссылаясь на исследования ученых, можно смело утверждать, что содержание категории «потенциал» определяют следующие характеристики (актуальны и применимы для всех видов потенциалов) [3]:
- потенциал является динамической характеристикой и проявляется только в процессе его использования;
- использование потенциала должно сопровождаться ростом;
- процесс использования и процесс наращивания потенциала являются непрерывными и дополняют друг друга.
В отечественной литературе существует большое количество определений понятия «потенциал». Причем до сих пор авторы не могут прийти к консенсусу по поводу утверждения единственного (фундаментального) определения данной категории.
Здесь следует сделать небольшую ремарку по поводу того, что ни по одному из известных видов потенциалов еще не найдено единого подхода; вопросы, связанные с этими категориями, остаются дискуссионными.
Многоаспектность понятия «потенциал» объясняется многообразием объектов, к которым оно применяется.
Анализ научных публикаций позволяет выявить основные составляющие категории «совокупный потенциал» предприятия (24 предметных области): ресурсный потенциал; технологический потенциал; производствен-
ный потенциал; экономический потенциал; финансовый потенциал; трудовой потенциал; интеллектуальный потенциал; кадровый потенциал; организационный потенциал; технический потенциал; научно-технический потенциал; инновационный потенциал; коммерческий потенциал; предпринимательский потенциал; управленческий потенциал; инвестиционный потенциал; информационный потенциал; рыночный потенциал; сбытовой потенциал; маркетинговый потенциал; конкурентный потенциал; экспортный потенциал; стратегический потенциал; образовательный потенциал.
«Совокупный потенциал» предприятия характеризует всю совокупность показателей и факторов, определяющих его возможности, средства, запасы, способности, ресурсы, производственные резервы, которые могут быть использованы в бизнесе.
Сегодня, чтобы создать конкурентоспособный бизнес, необходимо больше внимания уделять внутренним уникальным возможностям предприятия, уметь определять и быстро эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимущества.
Современные условия доказывают, что источники конкурентных преимуществ организации лежат не только в области вещественных (осязаемых) ресурсов, а в другой сфере, связанной с внутренними ресурсами организации, которые используются недостаточно или вообще не используются. К такому выводу привело понимание того, что конкурентоспособность ресурсов в настоящее время находится на достаточно высоком уровне, что подтверждается успешным функционированием предприятий на рынке.
К внутренним конкурентным преимуществам можно отнести, например, организационно-управленческий потенциал, интеллектуально-образовательный потенциал, финансовый потенциал, инновационный потенциал, рыночно-сбытовой, уровень корпоративной культуры. Иными словами, поиск конкурентных преимуществ при общей доступности материальных ресурсов сводится к обладанию информацией и знаниями, т. е. наиболее сильно затрагивает сферу трудовых ресурсов и их возможностей.
Конкурентоспособность предприятия как фактор его успешной деятельности на рынке в значительной степени определяется нали-
чием конкурентных преимуществ либо определенной степенью обладания ключевыми факторами успеха1. Здесь и возникает тесная связь конкурентоспособности, конкуренции и конкурентного потенциала предприятия.
Взаимосвязь между понятиями: «конкуренция», «конкурентоспособность» и «конкурентный потенциал» можно представить в виде «пирамиды» (рис. 1).
Попытаемся объяснить такое расположение понятий. Итак, при переходе от «рынка продавцов» к «рынку потребителей», на котором уже условия стали диктовать покупатели, возникла необходимость борьбы предприятий за клиентов, за более выгодные условия деятельности, то есть конкуренция.
Конкурентные отношения в экономической сфере возникли одновременно с товарным производством как механизм регулирования рыночного хозяйства. Они выполняют роль «соединительной ткани», благодаря которой бизнес функционирует как сложная и многозвенная система.
В результате конкурентных отношений возникла более сложная категория «конкурентоспособность». Итак, конкурентоспособность - это способность предприятия получать в свое пользование наилучшие по сравнению с другими участниками рынка экономические ресурсы, с целью их перераспределения для наиболее полного удовлетворения потребностей потребителя, основанная на межличностном соперничестве [1].
На наш взгляд, представленное выше определение показывает относительность этого явления, т. к. конкурентоспособным можно быть только относительно других
1 Ключевые факторы успеха (КФУ) - это общие для всех предприятий отрасли управляемые переменные, реализация которых дает возможность улучшить конкурентные позиции предприятий в отрасли. К числу КФУ относятся: стратегия; свойства товаров или услуг, на основании которых потребители выбирают брэнд либо поставщика; ресурсы и возможности, обеспечивающие компании победу в конкурентной борьбе; профессиональный опыт, производительность, действия по достижению устойчивого конкурентного преимущества. В каждой отрасли есть свои факторы успеха, зная и следуя которым можно добиться желаемого результата и, в то же время, без учета этих факторов сложно выбрать правильную стратегию развития, что в будущем может привести к непоправимым последствиям для бизнеса. Чтобы правильно определить, что является более, а что менее важным для достижения успеха в конкурентной борьбе, необходимо хорошо ориентироваться в отрасли.
участников рынка (конкурентов); дает понимание сущности происходящих внутри предприятия процессов, а также помогает осмыслить, на чем базируется это многогранное явление.
Напрашивается вывод, что доказать свою конкурентоспособность предприятие может только при наличии конкуренции.
Чтобы обеспечить успешное взаимодействие с другими субъектами бизнеса, своевременное обеспечение динамического конкурентного преимущества над ними, каждому предпринимателю нужно обладать хорошей ресурсной базой, которая составит основу потенциала предприятия [1; 2].
Конкурентоспособность предприятия можно представить как интегральную вели-чину2 по отношению к конкурентному потенциалу и к текущей конкурентоспособности. Текущая (реальная) конкурентоспособность определяется на основании оценки конкурентоспособности продукции предприятия.
В свою очередь конкурентное преимущество - это интегральная величина по отношению к конкурентному потенциалу и конкурентоспособности.
В теории стратегического управления также используется термин «конкурентный статус», предложенный А. Ансоффом, который совпадает по смыслу с термином «конкурентное преимущество».
Отечественные исследователи выделяют две группы факторов, обеспечивающих организации конкурентные преимущества: превосходство в ресурсах (более высокое качество, низкие цены и др.); лучшее мастерство, умение (связанное с эффективностью выполнения всех видов деятельности организации, работой всех ее служб).
Под конкурентным потенциалом организации подразумевается ее потенциальная возможность (текущие предпосылки) в долгосрочной перспективе сохранять или увеличивать конкурентоспособность. Проще говоря, конкурентный потенциал определяется совокупностью параметров, оценивающих возможность (потенциал) и способность организации эффективно функционировать на рынке (удерживать или увеличивать свою рыночную долю, иметь достаточно высокий уровень рентабельности) в перспективе.
2 Интегральная величина - величина, составляющая неотъемлемую часть, целое.
Рис. 1. Иерархия понятий: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентный потенциал
Иногда используется понятие «сила конкурентной позиции», которое является синонимом конкурентного потенциала организации.
Конкурентный потенциал бизнеса воспринимается, прежде всего, как ресурсная база. Поэтому, на первый взгляд, нет никакой разницы между конкурентным и ресурсным потенциалами.
В отдельных публикациях конкурентоспособность нередко трактуется всего лишь как совокупность ресурсов, находящихся в распоряжении компании, либо как совокупность свойств продукции, произведенной компанией, прежде всего как уровень качества товаров (услуг).
Разнообразие комбинаций ресурсов свидетельствует о неоднозначности значений «ресурсного потенциала». В связи с тем, что каждый вариант сочетания ресурсов имеет свои оптимальные пропорции, можно предположить, что будут возникать некоторые излишки ресурсов, не задействованные в процессе производства и обладающие низкой способностью трансформации в ресурсы другого вида.
Обобщение теоретических взглядов ученых позволяет констатировать, что в экономической литературе существуют различные позиции к содержанию категории «ресурсный потенциал». При этом одни считают, что эта категория представляет собой совокупность разнородных видов ресурсов, без учета их качественной стороны. Другие уверены, что «ресурсный потенциал» представляет собой материальную основу производства,
но в статике, т. е. до момента их вовлечения в производственный процесс [4]. Третьи - не учитывают целевое назначение «ресурсного потенциала».
Как экономическая категория «ресурсный потенциал» выражает отношения между людьми по поводу аккумуляции и использования имеющихся возможностей [4].
Ресурсный потенциал - это, прежде всего, система ресурсов, используемых комплексно, т. е. данная категория предусматривает обязательную взаимодополняемость и взаимозаменяемость отдельных ресурсов в процессе производственной деятельности предприятия. Увеличение в системе одного какого-либо ресурса ведет соответственно к одновременному увеличению количества другого ресурса.
В результате систематизации различных научных взглядов можно сделать вывод, что под «ресурсным потенциалом» предприятия следует понимать совокупность имеющихся видов ресурсов, сопряженных между собой, использование которых позволяет достичь максимального экономического эффекта. Согласно данному определению можно констатировать тот факт, что «ресурсный потенциал» является синонимом экономического потенциала.
На самом деле это не совсем так: действительно, в рамках натурально-вещественного аспекта изучения ресурсов трудно определить различие между этими категориями, однако их внутреннее содержание совершенно разное, хотя между ними и прослеживается довольно тесная связь (рис. 2).
Рис. 2. Взаимосвязь экономического и ресурсного потенциалов
В качестве принципиального отличия между этими терминами можно выделить тот факт, что ресурсы существуют независимо от субъектов экономической деятельности, а экономический потенциал неотделим от субъектов деятельности. То есть кроме материальных и нематериальных средств, он включает способности работника, коллектива, предприятия к эффективному использованию имеющихся ресурсов [5].
«Ресурсный потенциал» является составной частью экономического потенциала. Экономический потенциал предприятия - это интегральная оценка потенциальных возможностей, заключенных в «ресурсном потенциале», и реализации их для достижения экономического эффекта.
Экономический потенциал предприятия характерен не только наличием ресурсов, но и эффективностью их использования, поскольку наличие одинаковых потенциальных возможностей не гарантирует получение одинакового экономического потенциала.
Таким образом, экономический потенциал является генератором, способным отобрать нужные ресурсы, т. е. обладает способностью эффективно использовать «ресурсный потенциал».
Иными словами, если «ресурсный потенциал» является основой как «конкурентного потенциала», так и экономического потенциала, то, соответственно, существует взаимосвязь между последними.
Между тем «ресурсный потенциал» не всегда является фактором конкурентной борьбы, следовательно, он не всегда конкурентоспособен.
«Ресурсный потенциал» бизнеса становится конкурентоспособным лишь тогда, когда его состав и содержание:
- ориентированы на реализацию актуальных и эффективных бизнес-идей;
- согласованы с правильно организованными деловыми коммуникациями;
- используются высококвалифицированными (конкурентоспособными) сотрудниками компании.
Только ту часть «ресурсного потенциала», которая содержит конкурентные преимущества данной фирмы над ее соперниками, можно назвать конкурентной. При этом, с одной стороны, такие структурные элементы конкурентного потенциала как «организационный», «предпринимательский» и «человеческий» подпотенциалы фирмы представляют собой равноправные части «ресурсного потенциала», а, с другой стороны, они играют роль инструментов формирования конкурентных преимуществ других элементов потенциала фирмы в процессе конкурентного взаимодействия. Другими словами, описанные выше подпотенциалы обладают двойственной природой.
Признание предпринимательской структуры конкурентоспособной в целом неразрывно связано с тем, каким образом оно осуществляет наращивание конкурентных
преимуществ в результате реализации товаров и услуг и как это оценивается внешним окружением [6].
Итак, еще раз акцентируем внимание на том, что «ресурсный потенциал» организации может стать фактором конкурентоспособности, но может не стать таковым никогда.
В результате исследования сделан вывод, что основным фактором комплексной оценки конкурентоспособности является экономический потенциал предпринимательской структуры.
Экономический потенциал - это сложная многофакторная категория, сориентированная на целенаправленное соотнесение внутреннего и внешнего в своем объекте, т. е. с привязкой внутренних возможностей к исходной позиции предприятия во внешней среде.
Можно сказать, что потенциал - это единство временных и пространственных характеристик.
Он концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений:
1) отражает прошлое, т. е. представляет собой совокупность свойств, накопленных системой в процессе ее становления и обусловливающих ее возможность к функционированию и развитию. В этом плане понятие «потенциал» фактически отождествляется с понятием «ресурс»;
То есть предприятие при оценке «экономического потенциала» отталкивают от показателей предыдущего периода и констатируют наращивание данной категории. Это является неэффективным, т. к., в первую очередь, предприятие должно отталкиваться не от собственных показателей, которые могут не соответствовать требованиям современной ситуации на рынке, а от показателей в среднем по отрасли или в целом по стране.
2) характеризует настоящее с точки зрения практического применения и использования возможностей. Возникает понятие «реализованной и нереализованной» воз-
можности, и понятие «потенциал» отчасти совпадает с понятием «резерв».
Здесь следует отметить тот факт, что нереализованные возможности элементов потенциала снижают эффективность его функционирования (нереализованные трудовые навыки утрачиваются). И наоборот, оптимально реализованные возможности обеспечивают гибкость и маневренность развития предприятия в изменяющейся среде.
3) ориентирован на развитие (будущее): потенциал содержит в себе элементы будущего развития.
То есть схематично это можно изобразить следующим образом (рис. 3).
Представим данную схему в виде модели: ЭПбаз. + ЭПтек.+ ЭПстрат.
Наличие, рациональное (эффективное) использование и рост экономического потенциала определяют конкурентоспособность предприятия, служат гарантом эффективной реализации управленческих решений.
В экономической литературе существовали и существуют различные точки зрения на категорию экономический потенциал предприятия, которые различаются подходами, глубиной, системностью и комплексностью рассмотрения проблемы.
Принимая во внимание существующие подходы, проанализировав все определения, учитывая современные условия осуществления хозяйственной деятельности, можно предложить в качестве наиболее приемлемого и более полно отражающего суть категории экономический потенциал следующее определение: «Экономический потенциал -наличие ресурсов и резервов, вовлеченных в производство либо не вовлеченных в данный момент, т. е. авансированных, совокупных возможностей формировать и удовлетворять потребности в товарах и услугах, оптимально используя имеющиеся ресурсы и учитывая условия и ограничения в рамках отраслевой принадлежности предприятия».
Базовый потенциал (накопленный)
Текущий потенциал (ситуация на текущий момент)
Будущий потенциал (стратегическая составляющая)
Главный феномен экономического потенциала заключается в том, что все определения, которые сегодня можно встретить в научной литературе, имеют некоторый смысл, т. е. в них заложена частица истины, которая не позволяет полностью отвергать те или иные трактовки. Однако всегда следует учитывать, что формулировка определения категории «экономический потенциал» будет трансформироваться в зависимости от отраслевой принадлежности конкретного предприятия.
Проанализировав научную литературу, мы пришли к выводу, что можно найти тесную взаимосвязь между конкурентным потенциалом и всеми остальными видами потенциалов. Кроме того, на наш взгляд, каждый из существующих на сегодняшний день видов потенциалов при определенных условиях может быть трансформирован в конкурентный потенциал. То есть изучаемое нами понятие является собирательным явлением, которое возникает и существует относительно какого-то определенного объекта, в нашем случае относительно разных видов потенциалов.
Кроме того, анализ публикаций, связанных с категорией «конкурентный потенциал», позволяет сделать выводы о слабой ее проработке на уровне предприятия. В некоторых работах лишь констатируется тот факт, следует конкретизировать в теоретическом обороте экономическую категорию «конкурентный потенциал предприятия», а затем наполнить ее конкретным функциональным содержанием для практического применения.
Изучив существующие на сегодняшний день определения, можно проследить эволюцию этого понятия от простых (общих) определений, таких как «часть общего потенциала» до определения конкурентного потенциала предприятия как совокупности функциональных (составляющие варьируются в различных определениях) и ресурсных (составляющие тоже варьируются в различных определениях) составляющих, обладающих адаптивностью (способностью быстро адаптироваться к изменениям на рынке) и инновационностью (способностью обновляться) [7].
Анализ последних публикаций, посвященных проблемам оценки конкурентного потенциала предприятия, позволяет выде-
лить наиболее удачный подход, предложенный Г.С. Мерзликиной и Л.С. Шаховской, согласно которому к предметным его составляющим необходимо отнести [6]:
- рыночный потенциал: потенциаль-
ный спрос на продукцию, доля рынка, занимаемая предприятием, потенциальный объем спроса на продукцию предприятия, предприятие и рынок труда, предприятие и рынок факторов производства;
- производственный потенциал: потенциальный объем производства продукции, потенциальные возможности основных средств, потенциальные возможности использования сырья и материалов, потенциальные возможности профессиональных кадров;
- финансовый потенциал: потенциальные финансовые показатели производства (прибыльности, ликвидности, платежеспособности), потенциальные инвестиционные возможности.
- организационный потенциал, предлагающий анализ эффективности организационной структуры, структуры управления, инфраструктуры предприятия, а также изучение его кооперационных связей, уровня специализации и концентрации производства и др.;
- инновационный потенциал, оцениваемый с помощью следующих показателей: количество внедренных изобретений, рационализаторских предложений; число освоенных новых технологий, новых видов продукции (работ, услуг); объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; средний возраст выпускаемой продукции; конкурентоспособность выпускаемой продукции; патентная защищенность выпускаемой продукции и применяемых технологий;
- сбытовой потенциал, определяемый исходя из анализа объема реализации продукции в стоимостном выражении и в ассортименте, основных поставщиков сырья, потребителей продукции, основных рынков сбыта, остатков готовой продукции на складе в стоимостном и натуральном выражении, максимального и минимального пределов цен выпускаемой продукции, конкурентной стратегии;
- социальный потенциал, характеризующий стоимость основных непроизводственных фондов, виды и объем социальных выплат работникам, текущие затраты на со-
циально-культурные мероприятия, стоимость содержания объектов социальной инфраструктуры предприятия.
Все-таки под конкурентным потенциалом бизнеса понимается его способность к воспроизводству своей деятельности в условиях конкурентного рынка. Другими словами, в условиях роста конкуренции в бизнес-среде совокупный потенциал предприятия трансформируется в его конкурентный потенциал, так как выживаемость и развитие в условиях конкуренции определяются условиями рынка, а значит, конкурентоспособностью предприятия.
Развитие совокупного потенциала предприятия направлено, как правило, на максимально полное использование всех его ресурсов. Конкурентный потенциал, являясь отражением общего потенциала, формируется под воздействием внешней среды, прежде всего, факторов рыночной конкуренции. Развитие конкурентного потенциала связано с формированием набора конкурентных преимуществ внутри его основных составляющих [2].
Структуру конкурентного потенциала представим в виде схемы (рис. 2).
Как уже не раз отмечалось, в современных условиях все большее значение приобретает конкурентоспособность не столько продукции, сколько самих предприятий.
В современной литературе подход, согласно которому организациям жизненно необходимо обладать внутренними ресурсами (преимуществами), приобрел название «концепции интеллектуального потенциала фирмы». А «интеллектуальный потенциал» является главной составляющей «инновационного потенциала».
В условиях глобализации экономики и ужесточения конкурентной борьбы в значительной степени возрастает роль инновационной (научно-технической) деятельности для обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий. В рыночных условиях инновационный потенциал формирует все ресурсы, которые обеспечивают достижение конкурентных преимуществ предприятия путем разработки и ввода инноваций, а соответственно способствует созданию конкурентного потенциала.
Наличие инновационного потенциала является необходимым, но недостаточным условием эффективного развития, т. к. одна и та же совокупность накопленных ресурсов может использоваться с различной степенью эффективности. Инновационный потенциал может остаться невостребованным, если предприятие не будет обладать достаточным экономическим потенциалом и эффективно его использовать.
Рис. 4. Структурные элементы конкурентного потенциала
Устойчивое развитие и конкурентоспособность предприятия зависит от уровня и эффективности использования экономического потенциала. Уровень использования экономического потенциала, с одной стороны, характеризует рациональное использование всех имеющихся ресурсов в настоящее время, с другой стороны - наличие потенциальных возможностей для развития в будущем.
Инновационный потенциал является неотъемлемой частью экономического потенциала (рис. 5).
Инновационный потенциал составляет ядро экономического потенциала предприятия и определяет потенциальную возможность предприятия относительно осуществления инновационного развития.
Существует и обратная связь: экономический потенциал является составляющей инновационного потенциала.
Благодаря наличию инновационного потенциала предприятия получают возможность накопления экономического потенциала. Причем приоритетное значение приобретает не просто наличие, а его эффективное использование.
Таким образом, можно сделать вывод: если «инновационный потенциал» является частью «конкурентного потенциала», следовательно, и экономический потенциал также является элементом как «инновационного потенциала», так и «конкурентного потенциала».
Аналогично остальным видам потенциала авторы не могут сойтись во мнениях по поводу формулирования фундаментального определения категории «конкурентный по-
тенциал». Однако все они едины во мнении по поводу того, что «конкурентный потенциал» определяется способностью быстро адаптироваться к изменениям рынка. И это возможно лишь благодаря «инновационному потенциалу», т. е. способности обновляться. Отсюда можно сделать вывод, что «инновационный потенциал» - элемент «конкурентного потенциала».
Помимо всего этого однозначно можно утверждать, что предприятия не смогут накопить достаточный для стабильного и устойчивого функционирования «конкурентный потенциал» без наличия достаточного экономического потенциала, который является фундаментом для создания «конкурентного потенциала» предприятия. То есть наращивание экономического потенциала позволяет повышать «конкурентный потенциал» предприятия.
Кроме того, одним из структурных элементов «хозяйственного потенциала», а следовательно, «экономического потенциала» является «конкурентный подпотенциал».
Таким образом, прослеживается обратная связь: наращивание «конкурентного потенциала» позволяет получать желаемую (большую) экономическую выгоду, а значит, приводит к увеличению экономического потенциала. Можно сформулировать мысль по-другому: без «конкурентного подпотенциа-ла» в составе экономического потенциала, предприятие не сможет не только нарастить экономический потенциал, но и поддерживать его на определенном, «безопасном» уровне.
Информационный
потенциал
Ресурсный
потенциал
Производственный
потенциал
Рыночно-сбытовой
потенциал
мческии пота
Инновационный по^ тенциал
Интеллектуально-
образовательный
потенциал
Организационно-
управленческий
потенциал
Трудовой
потенциал
Рассматриваемые категории относятся к динамичным поликатегориям и обладают достаточно сложными взаимосвязями, которые до конца еще не изучены.
Экономический потенциал в тандеме с «конкурентным потенциалом» определяют позиции предприятия на рынке.
Другим элементом «конкурентного потенциала» выступает предпринимательский потенциал.
Предпринимательские способности предприятия рассматривают как экономический ресурс, структура которого состоит из субъектов осуществления предпринимательской деятельности (предпринимателей), инфраструктуры и элементов, связанных с основами организационного поведения в данной сфере (предпринимательскую этику и культуру) [8].
Так как потенциальные возможности по реализации предпринимательских способностей коллектива являются одним из видов экономических ресурсов, следовательно, и предпринимательский потенциал является элементом экономического потенциала. Подчеркнем, что в данном случае имеется в виду предпринимательский подпотенциал как составляющая экономического потенциала.
Исключительность «предпринимательского потенциала» заключается в том, что он обеспечивает взаимодействие экономических ресурсов. То есть здесь можно зафиксировать зависимость в виде формулы: Тпр = ПрП * РСП, где ПрП - «предпринимательский потенциал», РСП - «рыночносбытовой потенциал», Тпр - наращивание экономического потенциала (тах использование экономических ресурсов) [9].
Возникновение этой взаимосвязи связано с тем, что «предпринимательский потенциал» входит в состав «производственного потенциала», который, в свою очередь, так же как «рыночно-сбытовой потенциал», является составляющей экономического потенциала.
На наш взгляд, существование экономического потенциала без предпринимательской компоненты вполне приемлемо, а вот существование и наращивание предпринимательского потенциала без соответствующего уровня экономического потенциала весьма проблематично.
Поэтому предлагаем рассматривать экономический потенциал как важную составляющую предпринимательского потенциала (рис. 6).
Важнейшая задача состоит в том, чтобы обеспечить предприятиям условия для достижения необходимого преимущества перед другими конкурентами путем наиболее эффективного использования их потенциала и увеличения этого потенциала более высокими темпами, чем повышается потенциал их основных конкурентов.
Другими словами, с одной стороны, конкурентные возможности - это конкурентные стратегические активы, демонстрирующие ценность, которую предприятие приносит своим клиентам. С другой стороны - это активы, от которых зависит то, как предприятие сможет противостоять новым угрозам со стороны конкурентов - угрозам, о существовании которых оно, возможно, даже не догадывается и которые могут появиться в результате радикальных перемен в мире высоких технологий. Выявление и использование таких уникальных качеств позволит предприятию конкурировать с другими производителями в динамично развивающейся рыночной среде.
Уровень конкурентного потенциала зависит от личной взаимной конкуренции сотрудников компании. Между тем в случаях, когда конкуренция сотрудников фирмы, в т. ч. лиц, имеющих высокую профессиональную квалификацию, приводит к возникновению конфликта интересов внутри фирмы, а впоследствии - к обострению данного конфликта, правомерно говорить о наличии на фирме лишь формальных признаков конкурентного кадрового потенциала, а возможно, и неплохого кадрового функционального потенциала при отсутствии на ней признаков реальной конкурентоспособности в кадровой сфере.
Раздираемая внутренними межличностными противоречиями компания, естественно, никак не может быть отнесена к разряду хорошо подготовленных к конкурентному соперничеству, иными словами, к разряду конкурентоспособных.
Основные причины падения / роста уровня конкурентоспособности предпринимательской структуры имеют либо пассивную, либо активную природу. Одной из приоритетных причин снижения уровня конкурентоспособности предприятий, имеющих пассивную природу является ухудшение ресурсной базы и конкурентного потенциала компании (снижение уровня квалификации кадров, ухудшение научно-технической базы, возрастание издержек производства, утрата эффективных бизнес идей и др.).
Поскольку конкурентоспособность - это понятие, связанное с формированием и использованием потенциала субъекта бизнеса, то его формирование и реализация эффективно могут быть осуществлены только по определенной программе, плану или в соответствии с заранее разработанной стратегией [5]. Не случайно разработка стратегии в конкурентной борьбе является главной и исходной точкой ведения такой борьбы: нет стратегии - нет серьезной конкурентной борьбы.
Победу в конкурентной борьбе нельзя назвать просто каким-то разовым или случайным явлением. Как правило, это - закономерный итог постоянных и грамотных усилий, требующих от бизнеса не просто поддержания конкурентоспособности продукции, услуг, работ на определенном (необходимом) уровне, а постоянного комплексного улучшения.
Принятие решений по вопросам развития экономики должно происходить на основе развития и внедрения новых видов и форм контроля (инспекции) количества, качества и цен сырья, материалов и комплектующих
изделий и продукции, конкурентоспособности предпринимательских структур.
1. Богомолова Е.В., Толстых Т.Н. Синергизм обеспечения резервов конкурентоспособности при интегрировании предпринимательских структур // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 1-2.
2. Толстых Т.Н., Богомолова Е.В. Проблемы и перспективы развития корпораций в современной России: монография. Тамбов, 2009.
3. Европейская модель делового совершенства. URL: http://www/kcc.ru/rus/ model/php. Загл. с экрана.
4. Материалы саммита в Йоханнесбурге 26 августа - 4 сентября 2002 г. URL: http:// www.un.org/russian. Загл. с экрана.
5. Белобрагин В.Я. Региональная экономика: проблемы качества. М., 2001.
6. Новости Торгово-промышленной палаты. Расширенное заседание Правления ТПП РФ. URL: http://www.tpprf.ru.
7. Дасковский В. Экономический рост: темпы и качество // Экономист. 2005. № 11.
8. Денисова А.Л., Ахриев С.А., Гуськов А.В. Реинжиниринг бизнес-процессов: аспекты качества. Назрань, 2005.
9. О федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)»: постановление Правительства РФ № 717 от 11.11.2001 г. (с изм. и доп. от 3 декабря 2004 г., 22 июня 2006 г.).
Поступила в редакцию 2.11.2011 г.
UDC 330.190.2
IDENTIFICATION OF POTENTIAL OF COMPETITIVE ABILITY OF ENTREPRENEURSHIP STRUCTURES AS RESERVE
Elena Vladimirovna BOGOMOLOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate for Doctoral Degree; Lipetsk State Technical University, Lipetsk, Russian Federation, Candidate of Technics, e-mail: [email protected]
Tatyana Nikolayevna TOLSTYKH, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, Dean of Master’s Degree Programme, e-mail: [email protected]
Identification of potential of competitive ability of entrepreneurship structures as reserve is considered. The hierarchy of notions competition, competitive ability, and competitive potential is given. The link between economic and resource potential is shown. The structure of competitive and economic potential is considered. The vertical analysis of economic potential is given.
Key words: reserves of competitive ability; potential; entrepreneurship structures.