УДК 621.3.07: 681.5.015
Н.В. МЕЗЕНЦЕВ, канд. техн. наук, доц., НТУ "ХПИ",
А.Ю. ЗАКОВОРОТНЫЙ, канд. техн. наук, доц., НТУ "ХПИ",
Г.В. ГЕЙКО, ст. преп., НТУ "ХПИ"
ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПАРАМЕТРОВ ТЯГОВОГО АСИНХРОННОГО ПРИВОДА ДИЗЕЛЬ-ПОЕЗДА
Предлагается идентификация параметров тягового асинхронного привода дизель-поезда на основе метода наименьших квадратов. Выполнено преобразование исходной математической модели тягового привода к модели, в которой исключены неподдающиеся прямому измерению величины. Приводятся результаты имитационного моделирования, подтверждающие правильность предложенной параметрической идентификации. Ил.: 1. Библиогр.: 9 назв.
Ключевые слова: идентификация, метод наименьших квадратов, тяговый
асинхронный привод, имитационное моделирование.
Постановка проблемы и анализ литературы. Качественное управление электроприводом основывается на точном знании его фазовых координат. В тяговом приводе дизель-поезда используются асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором, измерение части фазовых координат которого напрямую невозможно [1]. Поэтому одной из основных задач, возлагаемых на систему управления, является задача идентификации данных, которая решается за счет использования различного рода наблюдателей [2 - 6]. Наблюдатели строятся на базе математических моделей асинхронного двигателя с известной структурой. Однако параметры двигателя (в большей степени сопротивления обмоток статора и ротора) могут меняться в широких диапазонах, что в конечном итоге приводит к ошибкам при определении фазовых координат. На сегодняшний день для идентификации параметров объектов существует ряд методов, большинство из которых основаны на использовании фильтров Калмана [7] и метода наименьших квадратов (МНК) [8 - 9]. Основная сложность практической реализации методов на основе фильтров Калмана в задачах управления электроприводом обуславливается большим числом выходных параметров как электрической, так и механической природы. Поэтому в работе предлагается идентификация параметров тягового асинхронного привода дизель-поезда на основе МНК.
Целью статьи является параметрическая идентификация тягового © Н.В. Мезенцев, А.Ю. Заковоротный, Г.В. Гейко, 2014
асинхронного привода дизель-поезда на основе МНК.
Математическая модель тягового асинхронного привода при общеизвестных допущениях может быть представлена в неподвижной системе координат (а, в, 0) следующим образом:
Usa-yisa + ~Vra + pProVrR; (1)
disa 1
dt aLs
disR _ 1
dt aLs
dVra
dt
dVrp
dt
P
r
(2)
= ^4a-^-P^Vf; (3)
Tr T r
L VrR
= -fiR-^jR-P^^ra; (4)
Tr T r
M I 2 P^L (^raisp-^rpisa) ; (5)
^ = Р М -Мс ) , (6)
Л ./
где іха, 4р - соответственно проекции тока статора на оси а и в; ґ -время; а = 1- квкг = 1- —т/) - полный коэффициент рассеивания; Ьт, — , — - соответственно взаимная индуктивность, индуктивности статора и ротора; - соответственно проекции напряжения
^ ^ —
статора на оси а и в; у = —— +—г—т ; Ях, Яг - активные сопротивления статора и ротора; р = -—т—; Тг = —— постоянная времени ротора; р -
— Кг
число пар полюсов; Тга, Тгр - соответственно проекции
потокосцеплений ротора на оси а и в; ю - частота вращения ротора; J -приведенный момент инерции двигателя; М - электромагнитный момент;
Мс = Ь0 + Ь1а + Ь2ю2 - момент сопротивления движению; Ъо, Ъ1, Ъ2 -коэффициенты, которые зависят от характеристик дизель-поезда и условий движения.
Для выполнения идентификации по МНК необходимо выполнить преобразование модели (1) - (6) к виду, в котором исключены
неподдающиеся измерению проекции потокосцепления ротора. Для этого объединив попарно уравнения (1) с (3) и (2) с (4), получим:
«тга = ±- и„„
Л Кг £а
0¥гр _ 1 ( и£р
Л = К
сИ„
£а £ £а £
^Р _ ^Ар _СТ^-
(7)
(8)
Далее, продифференцировав обе части выражений (1) и (2), получим:
ст,
-у——+ -
- + рр(й—^ + рр “Ю^р; (9)
ж ж
Ж2 аЬ£ С ' С Тг С
“ ^Р 1 СияР С£Р Р СТгР „ СТ Сю
^ =--------------Р— у—Р + —-Р + рРю — + рР—Тга. (10)
Ж аЦ Л Л Т Ж Л Л
Подставив выражения (7) в (9), а (8) в (10) и выполнив соответствующие преобразования, с учетом того, что СЮ « о , имеем
, 2“ + рЮ ““Г = К1^£а + К2ияа + К3рюг£р +
Ж2 Ж Р
+ К
ж
(11)
С2“
—Т + рЮ = КАр + К2ияр + К3рю"яа +
+ К,
“и
£Р
л
л
+и„
+ К
£Р
ж
(12)
де К1 = -
л.
аЦ£ТГ
К 2 =
аЦ£ТГ
К =-К3 = т
аЬ„
К 4 =
к =_(Ц^+ЦЛг)_
5 а£Л •
На основе коэффициентов К\, К2, К3, К4, К5 могут быть получены основные параметры привода, которых достаточно для построения идентификатора. Эти параметры определяются следующим образом:
1
1
Я =-, г = Кз К5 , Т = К4, а =-----------К
К4 £ К2 г К2 К4(Кз -К5)
Кроме идентификации параметров электрической части привода необходимо также выполнять идентификацию параметров его механической части, а именно, момента сопротивления движению.
Как известно, в математичкеских моделях момент сопротивления движению Мс аппроксимируется полиномом второй степени с постоянными коэффициентами Ъ0, Ъ1, Ь2, которые рассчитываются заранее и остаются постоянными при движении поезда по конкретному перегону. Однако, в процессе движения дизель-поезда по перегону, при изменении дорожной обстановки (погодные условия, изменения расписания и т.д.) эти коэффициенты могут изменяться. Поэтому необходимо выполнять их уточнение при движении подвижного состава по железнодорожному перегону.
*
Уточнённый момент сопротивления Мс может быть представлен следующим образом:
М* = Ь0 + Ь1ю + Ь2ю2 + е ,
где е - составляющая, которая учитывает изменеие дорожной обстановки. Тогда, используя МНК, могут быть расчитаны новые коэффициенты Ь*, Ь*, Ь2*, в которых учтена составляющая е .
'-Г!
г
\2х
г
* * ‘
«О г.г
Рис. Изменение скорости движения дизель-поезда
На рис. приведены изменения во времени следующих скоростей движения дизель-поезда: V - расчётная скорость при известных
параметрах движения по перегону (при известном Мс); V2 - реальная
*
скорость дизель-поезда; V3 - скорость, рассчитанная с учётом M с. Как видно из рис., скорости V2 и V3 практически совпадают, что свидетельствует о правильности нахождения коэффициентов Ъ*, Ъ*, Ъ* методом наименьших квадратов, а следовательно, и оценки момента сопротивления Mc* .
Выводы. С помощью метода наименьших квадратов выполнена идентификация параметров тягового асинхронного привода дизель-поезда. На основе данного подхода может быть создан наблюдатель для системы управления движением подвижного состава.
Список литературы: 1. Дмитриенко В.Д. Моделировапие и оптимизация процессов управления движением дизель-поездов / В.Д. Дмитриенко, А.Ю. Заковоротный. - Х.: Изд. цептр "HTMT", 2013. - 248 с. 2. Бешта А.С. Идентификация координат асипхроппого двигателя в условиях дрейфа активных сопротивлений / А.С. Бешта, А.В. Валахонцев, Е.Г. Худой // Електротехніка та електроенергетика. - 2005. - № 2.
- С. 52-64. 3. Афанасьев К.С. Идентификация скорости асипхроппого электродвигателя лабораторного степда с помощью фильтра Калмана и наблюдателя Люепбергера
I К.С. Афанасьев, А.С. Глазырин // Электротехнические комплексы и системы управления. -2012. - № 4. - С. 66-69. 4. Водовозов А.М. Идентификация параметров асипхроппой машины в установившихся режимах / А.М. Водовозов, А.С. Елюков // Вестпик ИГЭУ.
- 2010. - Вып. 3. - С. 69-71. 5. HaI.-J. An online identification method for both stator and rotor resistances of induction votor without rotational transducers / I.-J. Ha, S.-H. Lee II IEEE Transactions on industrial electronics. - 2000. - Vol. 47. - N° 4. - P. 842-852. б. Duran M.J. Induction-motor sensorless vector control with online parameter estimation and overcurrent protection I M.J. Duran, J.L. Duran, F. Perez, J. Fernandez II IEEE Transactions on industrial electronics. - 2006. - Vol. 53. - № 1. - P. 154-161. 7. Афанасьев К.С. Применение расширенного фильтра Калмана для улучшения параметрической робастности бездатчикового асипхроппого электропривода / К.С. Афанасьев, А.С. Глазырин
II Электротехнические комплексы и системы управления. - 2012. - № 1. - С. 2-7. S. Зоркальцев В.И. Метод наименьших квадратов: геометрические свойства, альтернативные подходы, приложения / В.И. Зоркальцев. - Новосибирск: ВО Наука.
- 1995. - 220 с. 9. Лоусон Ч. Числеппое решение задач методом наименьших квадратов I Ч. Лоусон, Р. Хенсон. - М.: Наука. - 1986. - 232 с.
Bibliography (transliterated): 1. Dmitrienko V.D. Modelirovanie i optimizacija processov upravlenija dvizheniem dizel'-poezdov I V.D. Dmitrienko, A.Ju. Zakovorotnyj. - H.: Izd. centr "HTMT", 2013. - 248 p. 2. Beshta A.S. Identifikacija koordinat asinhronnogo dvigatelja v uslovijah drejfa aktivnyh soprotivlenij I A.S. Beshta, A.V. Valahoncev, E.G. Hudoj II Elektrotehnika ta elektroenergetika. - 2005. - № 2. - P. 52-64. 3. Afanas'ev K.S. Identifikacija skorosti asinhronnogo jelektrodvigatelja laboratornogo stenda s pomoshh'ju fil'tra Kalmana i nabljudatelja Ljuenbergera I K.S. Afanas'ev, A.S. Glazyrin II Jelektrotehnicheskie kompleksy i sistemy upravlenija. - 2012. - № 4. - P. 66-69. 4. Vodovozov A.M. Identifikacija parametrov asinhronnoj mashiny v ustanovivshihsja rezhimah I A.M. Vodovozov, A.S. Eljukov II Vestnik IGJeU.- 2010. - Vyp. 3. - P. 69-71. 5. Ha I.-J. An online identification method for both stator and rotor resistances of induction votor without rotational transducers I I.-J. Ha, S.-H. Lee II IEEE Transactions on industrial electronics. - 2000. - Vol. 47. - № 4. - P. 842-852. б. Duran M.J.
Induction-motor sensorless vector control with online parameter estimation and overcurrent protection I M.J. Duran, J.L. Duran, F. Perez, J. Fernandez II IEEE Transactions on industrial electronics. - 2006. - Vol. 53. - № 1. - P. 154-161. 7. Afanas'ev K.S. Primenenie rasshirennogo fil'tra Kalmana dlja uluchshenija parametricheskoj robastnosti bezdatchikovogo asinhronnogo jelektroprivoda I K.S. Afanas'ev, A.S. Glazyrin II Jelektrotehnicheskie kompleksy i sistemy upravlenija. - 2012. - № 1. - P. 2-7. S. Zorkal'cev V.I. Metod naimen'shih kvadratov: geometricheskie svojstva, al'ternativnye podhody, prilozhenija I V.I. Zorkal'cev. - Novosibirsk: VO Nauka. - 1995. - 220 p. 9. Louson Ch. Chislennoe reshenie zadach metodom naimen'shih kvadratov I Ch. Louson, R. Henson. - M.: Nauka. - 1986. - 232 p.
Поступила (received) 19.06.2014
Статью представил д-р техн. наук, проф. НТУ "ХПИ" Дмитриенко В.Д.
Mezentsev Nikolay, Cand.Tech.Sci., Docent
National Technical University "Kharkiv Polytechnic Institute"
Str. Frunze, 21, Kharkiv, Ukraine, 61002
tel.Iphone: +38 (067) 782-88-41, e-mail: [email protected]
ORCID ID: 0000-0001-7834-2797
Zakovorotniy Alexandr, Cand.Tech.Sci., Docent
National Technical University "Kharkiv Polytechnic Institute"
Str. Frunze, 21, Kharkiv, Ukraine, 61002 tel.Iphone: +38 (067) 546-35-27, e-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-4415-838X
Gejko Gennadij, senior lecturer
National Technical University "Kharkiv Polytechnic Institute "
Str. Frunze, 21, Kharkiv, Ukraine, 61002
tel.Iphone: +38 (098) 929-85-28, e-mail: e2901@ rambler.ru
ORCID ID: 0000-0001-6958-8306