Научная статья на тему 'Идентификация параметров тягового асинхронного привода дизель-поезда'

Идентификация параметров тягового асинхронного привода дизель-поезда Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
230
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИФИКАЦИЯ / МЕТОД НАИМЕНЬШИХ КВАДРАТОВ / ТЯГОВЫЙ АСИНХРОННЫЙ ПРИВОД / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / іДЕНТИФіКАЦіЯ / МЕТОД НАЙМЕНШИХ КВАДРАТіВ / ТЯГОВИЙ АСИНХРОННИЙ ПРИВіД / іМіТАЦіЙНЕ МОДЕЛЮВАННЯ / IDENTIFICATION / METHOD OF LEAST SQUARES / TRACTION ASYNCHRONOUS DRIVE / SIMULATION

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Мезенцев Н. В., Заковоротный А. Ю., Гейко Г. В.

Предлагается идентификация параметров тягового асинхронного привода дизель-поезда на основе метода наименьших квадратов. Выполнено преобразование исходной математической модели тягового привода к модели, в которой исключены неподдающиеся прямому измерению величины. Приводятся результаты имитационного моделирования, подтверждающие правильность предложенной параметрической идентификации. Ил.: 1. Библиогр.: 9 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Мезенцев Н. В., Заковоротный А. Ю., Гейко Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identification parameters of traction asynchronous drive of diesel train

Identification parameters of asynchronous traction drive of diesel train on the basis of the method of least squares is proposed. The conversion of the original mathematical model of a traction drive model, which excluded the direct measurement values intractable is completed. The results of the simulation, confirming the correctness of the proposed parametric identification is given. Figs.: 1. Refs.: 9 titles.

Текст научной работы на тему «Идентификация параметров тягового асинхронного привода дизель-поезда»

УДК 621.3.07: 681.5.015

Н.В. МЕЗЕНЦЕВ, канд. техн. наук, доц., НТУ "ХПИ",

А.Ю. ЗАКОВОРОТНЫЙ, канд. техн. наук, доц., НТУ "ХПИ",

Г.В. ГЕЙКО, ст. преп., НТУ "ХПИ"

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПАРАМЕТРОВ ТЯГОВОГО АСИНХРОННОГО ПРИВОДА ДИЗЕЛЬ-ПОЕЗДА

Предлагается идентификация параметров тягового асинхронного привода дизель-поезда на основе метода наименьших квадратов. Выполнено преобразование исходной математической модели тягового привода к модели, в которой исключены неподдающиеся прямому измерению величины. Приводятся результаты имитационного моделирования, подтверждающие правильность предложенной параметрической идентификации. Ил.: 1. Библиогр.: 9 назв.

Ключевые слова: идентификация, метод наименьших квадратов, тяговый

асинхронный привод, имитационное моделирование.

Постановка проблемы и анализ литературы. Качественное управление электроприводом основывается на точном знании его фазовых координат. В тяговом приводе дизель-поезда используются асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором, измерение части фазовых координат которого напрямую невозможно [1]. Поэтому одной из основных задач, возлагаемых на систему управления, является задача идентификации данных, которая решается за счет использования различного рода наблюдателей [2 - 6]. Наблюдатели строятся на базе математических моделей асинхронного двигателя с известной структурой. Однако параметры двигателя (в большей степени сопротивления обмоток статора и ротора) могут меняться в широких диапазонах, что в конечном итоге приводит к ошибкам при определении фазовых координат. На сегодняшний день для идентификации параметров объектов существует ряд методов, большинство из которых основаны на использовании фильтров Калмана [7] и метода наименьших квадратов (МНК) [8 - 9]. Основная сложность практической реализации методов на основе фильтров Калмана в задачах управления электроприводом обуславливается большим числом выходных параметров как электрической, так и механической природы. Поэтому в работе предлагается идентификация параметров тягового асинхронного привода дизель-поезда на основе МНК.

Целью статьи является параметрическая идентификация тягового © Н.В. Мезенцев, А.Ю. Заковоротный, Г.В. Гейко, 2014

асинхронного привода дизель-поезда на основе МНК.

Математическая модель тягового асинхронного привода при общеизвестных допущениях может быть представлена в неподвижной системе координат (а, в, 0) следующим образом:

Usa-yisa + ~Vra + pProVrR; (1)

disa 1

dt aLs

disR _ 1

dt aLs

dVra

dt

dVrp

dt

P

r

(2)

= ^4a-^-P^Vf; (3)

Tr T r

L VrR

= -fiR-^jR-P^^ra; (4)

Tr T r

M I 2 P^L (^raisp-^rpisa) ; (5)

^ = Р М -Мс ) , (6)

Л ./

где іха, 4р - соответственно проекции тока статора на оси а и в; ґ -время; а = 1- квкг = 1- —т/) - полный коэффициент рассеивания; Ьт, — , — - соответственно взаимная индуктивность, индуктивности статора и ротора; - соответственно проекции напряжения

^ ^ —

статора на оси а и в; у = —— +—г—т ; Ях, Яг - активные сопротивления статора и ротора; р = -—т—; Тг = —— постоянная времени ротора; р -

— Кг

число пар полюсов; Тга, Тгр - соответственно проекции

потокосцеплений ротора на оси а и в; ю - частота вращения ротора; J -приведенный момент инерции двигателя; М - электромагнитный момент;

Мс = Ь0 + Ь1а + Ь2ю2 - момент сопротивления движению; Ъо, Ъ1, Ъ2 -коэффициенты, которые зависят от характеристик дизель-поезда и условий движения.

Для выполнения идентификации по МНК необходимо выполнить преобразование модели (1) - (6) к виду, в котором исключены

неподдающиеся измерению проекции потокосцепления ротора. Для этого объединив попарно уравнения (1) с (3) и (2) с (4), получим:

«тга = ±- и„„

Л Кг £а

0¥гр _ 1 ( и£р

Л = К

сИ„

£а £ £а £

^Р _ ^Ар _СТ^-

(7)

(8)

Далее, продифференцировав обе части выражений (1) и (2), получим:

ст,

-у——+ -

- + рр(й—^ + рр “Ю^р; (9)

ж ж

Ж2 аЬ£ С ' С Тг С

“ ^Р 1 СияР С£Р Р СТгР „ СТ Сю

^ =--------------Р— у—Р + —-Р + рРю — + рР—Тга. (10)

Ж аЦ Л Л Т Ж Л Л

Подставив выражения (7) в (9), а (8) в (10) и выполнив соответствующие преобразования, с учетом того, что СЮ « о , имеем

, 2“ + рЮ ““Г = К1^£а + К2ияа + К3рюг£р +

Ж2 Ж Р

+ К

ж

(11)

С2“

—Т + рЮ = КАр + К2ияр + К3рю"яа +

+ К,

“и

£Р

л

л

+и„

+ К

£Р

ж

(12)

де К1 = -

л.

аЦ£ТГ

К 2 =

аЦ£ТГ

К =-К3 = т

аЬ„

К 4 =

к =_(Ц^+ЦЛг)_

5 а£Л •

На основе коэффициентов К\, К2, К3, К4, К5 могут быть получены основные параметры привода, которых достаточно для построения идентификатора. Эти параметры определяются следующим образом:

1

1

Я =-, г = Кз К5 , Т = К4, а =-----------К

К4 £ К2 г К2 К4(Кз -К5)

Кроме идентификации параметров электрической части привода необходимо также выполнять идентификацию параметров его механической части, а именно, момента сопротивления движению.

Как известно, в математичкеских моделях момент сопротивления движению Мс аппроксимируется полиномом второй степени с постоянными коэффициентами Ъ0, Ъ1, Ь2, которые рассчитываются заранее и остаются постоянными при движении поезда по конкретному перегону. Однако, в процессе движения дизель-поезда по перегону, при изменении дорожной обстановки (погодные условия, изменения расписания и т.д.) эти коэффициенты могут изменяться. Поэтому необходимо выполнять их уточнение при движении подвижного состава по железнодорожному перегону.

*

Уточнённый момент сопротивления Мс может быть представлен следующим образом:

М* = Ь0 + Ь1ю + Ь2ю2 + е ,

где е - составляющая, которая учитывает изменеие дорожной обстановки. Тогда, используя МНК, могут быть расчитаны новые коэффициенты Ь*, Ь*, Ь2*, в которых учтена составляющая е .

'-Г!

г

\2х

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г

* * ‘

«О г.г

Рис. Изменение скорости движения дизель-поезда

На рис. приведены изменения во времени следующих скоростей движения дизель-поезда: V - расчётная скорость при известных

параметрах движения по перегону (при известном Мс); V2 - реальная

*

скорость дизель-поезда; V3 - скорость, рассчитанная с учётом M с. Как видно из рис., скорости V2 и V3 практически совпадают, что свидетельствует о правильности нахождения коэффициентов Ъ*, Ъ*, Ъ* методом наименьших квадратов, а следовательно, и оценки момента сопротивления Mc* .

Выводы. С помощью метода наименьших квадратов выполнена идентификация параметров тягового асинхронного привода дизель-поезда. На основе данного подхода может быть создан наблюдатель для системы управления движением подвижного состава.

Список литературы: 1. Дмитриенко В.Д. Моделировапие и оптимизация процессов управления движением дизель-поездов / В.Д. Дмитриенко, А.Ю. Заковоротный. - Х.: Изд. цептр "HTMT", 2013. - 248 с. 2. Бешта А.С. Идентификация координат асипхроппого двигателя в условиях дрейфа активных сопротивлений / А.С. Бешта, А.В. Валахонцев, Е.Г. Худой // Електротехніка та електроенергетика. - 2005. - № 2.

- С. 52-64. 3. Афанасьев К.С. Идентификация скорости асипхроппого электродвигателя лабораторного степда с помощью фильтра Калмана и наблюдателя Люепбергера

I К.С. Афанасьев, А.С. Глазырин // Электротехнические комплексы и системы управления. -2012. - № 4. - С. 66-69. 4. Водовозов А.М. Идентификация параметров асипхроппой машины в установившихся режимах / А.М. Водовозов, А.С. Елюков // Вестпик ИГЭУ.

- 2010. - Вып. 3. - С. 69-71. 5. HaI.-J. An online identification method for both stator and rotor resistances of induction votor without rotational transducers / I.-J. Ha, S.-H. Lee II IEEE Transactions on industrial electronics. - 2000. - Vol. 47. - N° 4. - P. 842-852. б. Duran M.J. Induction-motor sensorless vector control with online parameter estimation and overcurrent protection I M.J. Duran, J.L. Duran, F. Perez, J. Fernandez II IEEE Transactions on industrial electronics. - 2006. - Vol. 53. - № 1. - P. 154-161. 7. Афанасьев К.С. Применение расширенного фильтра Калмана для улучшения параметрической робастности бездатчикового асипхроппого электропривода / К.С. Афанасьев, А.С. Глазырин

II Электротехнические комплексы и системы управления. - 2012. - № 1. - С. 2-7. S. Зоркальцев В.И. Метод наименьших квадратов: геометрические свойства, альтернативные подходы, приложения / В.И. Зоркальцев. - Новосибирск: ВО Наука.

- 1995. - 220 с. 9. Лоусон Ч. Числеппое решение задач методом наименьших квадратов I Ч. Лоусон, Р. Хенсон. - М.: Наука. - 1986. - 232 с.

Bibliography (transliterated): 1. Dmitrienko V.D. Modelirovanie i optimizacija processov upravlenija dvizheniem dizel'-poezdov I V.D. Dmitrienko, A.Ju. Zakovorotnyj. - H.: Izd. centr "HTMT", 2013. - 248 p. 2. Beshta A.S. Identifikacija koordinat asinhronnogo dvigatelja v uslovijah drejfa aktivnyh soprotivlenij I A.S. Beshta, A.V. Valahoncev, E.G. Hudoj II Elektrotehnika ta elektroenergetika. - 2005. - № 2. - P. 52-64. 3. Afanas'ev K.S. Identifikacija skorosti asinhronnogo jelektrodvigatelja laboratornogo stenda s pomoshh'ju fil'tra Kalmana i nabljudatelja Ljuenbergera I K.S. Afanas'ev, A.S. Glazyrin II Jelektrotehnicheskie kompleksy i sistemy upravlenija. - 2012. - № 4. - P. 66-69. 4. Vodovozov A.M. Identifikacija parametrov asinhronnoj mashiny v ustanovivshihsja rezhimah I A.M. Vodovozov, A.S. Eljukov II Vestnik IGJeU.- 2010. - Vyp. 3. - P. 69-71. 5. Ha I.-J. An online identification method for both stator and rotor resistances of induction votor without rotational transducers I I.-J. Ha, S.-H. Lee II IEEE Transactions on industrial electronics. - 2000. - Vol. 47. - № 4. - P. 842-852. б. Duran M.J.

Induction-motor sensorless vector control with online parameter estimation and overcurrent protection I M.J. Duran, J.L. Duran, F. Perez, J. Fernandez II IEEE Transactions on industrial electronics. - 2006. - Vol. 53. - № 1. - P. 154-161. 7. Afanas'ev K.S. Primenenie rasshirennogo fil'tra Kalmana dlja uluchshenija parametricheskoj robastnosti bezdatchikovogo asinhronnogo jelektroprivoda I K.S. Afanas'ev, A.S. Glazyrin II Jelektrotehnicheskie kompleksy i sistemy upravlenija. - 2012. - № 1. - P. 2-7. S. Zorkal'cev V.I. Metod naimen'shih kvadratov: geometricheskie svojstva, al'ternativnye podhody, prilozhenija I V.I. Zorkal'cev. - Novosibirsk: VO Nauka. - 1995. - 220 p. 9. Louson Ch. Chislennoe reshenie zadach metodom naimen'shih kvadratov I Ch. Louson, R. Henson. - M.: Nauka. - 1986. - 232 p.

Поступила (received) 19.06.2014

Статью представил д-р техн. наук, проф. НТУ "ХПИ" Дмитриенко В.Д.

Mezentsev Nikolay, Cand.Tech.Sci., Docent

National Technical University "Kharkiv Polytechnic Institute"

Str. Frunze, 21, Kharkiv, Ukraine, 61002

tel.Iphone: +38 (067) 782-88-41, e-mail: [email protected]

ORCID ID: 0000-0001-7834-2797

Zakovorotniy Alexandr, Cand.Tech.Sci., Docent

National Technical University "Kharkiv Polytechnic Institute"

Str. Frunze, 21, Kharkiv, Ukraine, 61002 tel.Iphone: +38 (067) 546-35-27, e-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-4415-838X

Gejko Gennadij, senior lecturer

National Technical University "Kharkiv Polytechnic Institute "

Str. Frunze, 21, Kharkiv, Ukraine, 61002

tel.Iphone: +38 (098) 929-85-28, e-mail: e2901@ rambler.ru

ORCID ID: 0000-0001-6958-8306

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.