663.955.2
ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОБРАЗЦОВ ЧАЯ И КОФЕ ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ
И.И. ТАТАРЧЕНКО
Кубанский государственный технологический университет
Идентификацию отечественного чая проводят в соответствии с ГОСТ 1937-90. Чай черный байховый нефасованный; ГОСТ 1938-90. Чай черный байховый фасованный; ГОСТ 1939-90. Чай зеленый байховый фасованный; ГОСТ 3716—90. Чай зеленый байховый кефасованный; ГОСТ 1940-75. Чай плиточный черный; ГОСТ 3483-78. Чай зеленый кирпичный.
Органолептическими анализами определение качества чая проводится по пяти качественным показателям: внешний вид, интенсивность настоя, аромат, вкус, цвет разваренного листа [1].
На отечественном рынке широкое распространение получили импортные пакетированные чаи. Настоящий чай в пакетиках делают из сырья высокого качества и на потребительском уровне он не сильно отличается по вкусу от обычного рассыпного чая.
Чаи высокого качества должны обладать нежным ароматом и приятным терпким вкусом. Такие качества в полной мере имеют Бодрость и Легенда (по 4 балла). Приятным, с терпкостью вкусом и достаточно нежным ароматом обладают Индийский (со слоном) (3,75 балла), Дилмах, Принцесса Нури, Лисма Цейлон (по 3,5 балла), Липтон и Брук Бонд (по 3,25 балла). Хорошим признаком является ореол или "кольцо” — яркий ободок на поверхности напитка у стенок чашки.
Необходимо знать, что Дилмах и Липтон представляют собой смесь листового чая с гранулированным; Брук Бонд — гранулированный, Бодрость, Легенда, Лисма — мелкий, резаный, однородный, без пыли, а Индийский — резаный крупный чай.
У разных марок чая есть различия в упаковке. Например, каждый пакетик Индийского и Легенды упакован в конверт, пачки Бодрости, Липтона и некоторых других марок герметично закатаны в полимерную пленку. Это гарантирует сохранение качества чая при длительном хранении.
Большинство марок чая легко узнаваемо. Индийский, Липтон, Дилмах, Брук Бонд уже многие годы практически не меняли внешний вид упаковок. В то же время некоторые давно знакомые марки, например, Бодрость или Легенда, теперь продаются в пачках с совершенно новым рисунком. Бодрость, Липтон, Дилмах и Лисма выпускают чай в пакетиках, разделенных на две секции.
Идентификацию кофе натурального жареного проводят в соответствии с ГОСТ 6805-97. Кофе натуральный жареный. Общие технические условия, а кофе натурального растворимого — в соответствии с ГОСТ 24148-97. Кофе натуральный растворимый. Технические условия.
Достаточно высокие цены на кофе, широкий ассортимент кофепродуктов способствуют возможности фальсификации, связанной с пересортицей и недовложением кофе. Подобные факты отмечены в различных регионах страны, о чем свидетельствует экспертная практика. Отсюда вытекает необходимость оценки качества готового продукта, т.е. определение полноты вложения кофе натурального, проведение дифференциации суррогатов, входящих в напитки, приготовленные из кофе натурального молотого.
Для определения кофеина в составе растворимых веществ, входящих в кофе, разработан ряд экспертных методик. Они включают качественное обнаружение кофеина, а также полуколичествен-ную оценку содержания кофеина с помощью тонкослойной хроматографии и фотометрическое определение его количества в кофейных напитках. Разработана методика применения газовой хроматографии при исследовании кофейных напитков по факту их фальсификации [2-4]. Предложен метод определения кофеина, основанный на его гидролитическом окислении смесью соляной кислоты и пероксида водорода в тетраметилпурпуро-вую кислоту, растворении и фотометрировании ее водных растворов [5, 6].
Чаще других фальсифицируется кофе марок Jacobs, Nescafe и Cofe Pele. Настоящий растворимый кофе марки Jacobs реализуется только в стеклянных банках. Поддельный же кофе этой марки продается в больших жестяных банках (похож на банку Nescafe) с пластмассовой крышкой. На упаковке указано, что кофе произведен в США, хотя выпускают его в Германии. Настоящий кофе молотый и в зернах выпускается только в вакуумной упаковке. Фальсифицированный кофе Nescafe по внешнему виду жестяной банки отличить от подлинного очень трудно. Однако у поддельного кофе имеется бумажная этикетка (чего не должно быть), а металлическая крышка заменена пластмассовой. Кроме того, на этикетке поддельной продукции указано, что кофе изготовлен фирмой Nestle в США, хотя фирма Nestle — швейцарская. У настоящего кофе Nescafe на жестяной крышке выгравировано название Nestle. Наиболее же распространенной подделкой под Nescafe является кофе под названием Ness-Coffee. Этот кофе по дизайну и размеру банки напоминает мексиканский кофе Coffee Colonial, но фактически является неизвестным сортом кофе.
Настоящий кофе Cofe Pele выпускают в длинных стеклянных банках с ’’талией”, а также в небольших жестяных банках с бумажной этикеткой. Фальсифицированный кофе упакован в необычную плоскую баночку, на этикетке которой написано ’’Cofe Pele brasil”.
При анализе фальсифицированного кофе установлено, что в нем содержатся крупинки чистого
кофеина докофе ч
ИЗВОДСТВ!
указывав (солома), кации — названий правило, мышлеш Р1и5са1е Со£е &( (Австрия указаны перечисл фициров, ориентщ Важнь и в ВЫЯ| (чая и к< ваний ГС формаци наблюдае сификац^ Указа!] вые прод ственноп мые на т вой и роз требован Кроме эт использо ничной (идентш] Необх( являют с именова] хожденю
AMi
М.Г. БАР( В.А. ЗАГО
Кубанский
Кубанский
Соглас:
магнитно
нетеплов!
вызывает
Цель р ствия Эт сивности,
Исслед! лированн мощности процесс И| ка. Для личсскую от емкост вибратор,
55.2 !
ЭКИЙ
мож-ицей чены льст-1еоб-, т.е. 1ЬН0-БХО-
иту-
юри-ряд иное гвен-тон-е оп-тках. зома-
[ТКОВ
зжен I его кис-пуро-ки ее
рарок Вори-стек-шрки 1ж на | упа-хотя КОЛОМНОЙ
[{е по т по-кофе ыть), овой. кции
8{1е В
[асто-рави->стра-е под [ну и кофе !ВеСТ-
нных
;боль-
ткой.
обыч-
напи-
уста-
:стого
кофеина (что опасно для здоровья), а самим псевдокофе чаще всего бывают отходы кофейного производства. Зольность такого кофе очень низка, что указывает на наличие в нем горящих добавок (солома). Существует и другой способ фальсификации — реализация кофе вообще неизвестных названий. Эти неопознанные сорта также, как правило, изготавливают из отходов кофейной промышленности. К таким маркам следует отнести Pluscafe (Бразилия), Coffee Colonial (Мексика), Cofe Rio (Бразилия), Amigo (США), Vienna (Австрия), Discover America (США) и др. Страны указаны по маркировке на упаковке. Зная вышеперечисленные особенности настоящего и фальсифицированного кофе, можно достаточно уверенно ориентироваться на рынке данной продукции.
Важным моментом в работе по идентификации и в выявлении фальсифицированной продукции (чая и кофе) является строгое соблюдение требований ГОСТ Р 51074-97. Продукты пищевые. Информация для потребителя, так как на практике наблюдается еще и чисто информационная фальсификация чая и кофе.
Указанный стандарт распространяется на пищевые продукты (в том числе на чай и кофе) отечественного и импортного производства, реализуемые на территории Российской Федерации в оптовой и розничной торговле, и устанавливает общие требования к информации о них для потребителя. Кроме этого, ГОСТ Р 51074-97 предназначен для использования при производстве, оптовой и розничной торговле, хранении и сертификации (идентификации) пищевых продуктов.
Необходимо отметить, что для чая и кофе предъявляют следующие требования к информации: наименование продукта, наименование, местонахождение (адрес) изготовителя, упаковщика, экс-
портера, импортера; наименование страны и места происхождения; масса нетто; товарный знак изготовителя (при наличии); состав продукта; способ приготовления; сорт (для сортовой продукции); дата изготовления или упаковывания; срок годности в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ, или срок хранения; вакуумная упаковка (при наличии).
Кроме этого, должно быть обозначение нормативного или технического документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт; информация о сертификации. Для кофе и кофейных напитков наименование продуктов должно включать следующие обозначения: кофе натуральный жареный, в зернах или молотый; кофе натуральный растворимый; кофейный напиток, нерастворимый или растворимый.
ЛИТЕРАТУРА -V
1. Галдавадзе И.И. Сортировка и дегустация чая. — М.: Пищевая пром-сть, 1972. — 92 с.
2. Курко В.И. Газохроматографический анализ пищевых продуктов. — М.: Пищевая пром-сть, 1965. — 236 с.
3. Карлин И.П., Семкин Е.П., Кульзин Н.М. Определение факта фальсификации кофейных напитков методом газовой хроматографии // Мат. межвед. науч.-практ. семинара. — Рига, 1979.
А. Эйхенбаум И.Г., Коротнина Л.Г., Борисова В.В. Комплексное криминалистическое исследование кофе, какао, хны, басмы, перца. — М.: ВНИИСЭ.1982. — 19 с.
5. Марков Н.И., Маслова А.В. Основы технологии производства и товароведения вкусовых товаров. — Горький: Горьк. высш. школа МВД СССР, 1981. — 76 с.
6. Снегирева И.А., Жванко Ю.Н., Родина Т.Г. Современные методы исследования качества пищевых продуктов. — М.: Экономика, 1976. — 221 с.
Кафедра технологии пищевкусовых продуктов
Поступила 15.06.2000 г. ;
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ АМПЛИТУДНО-МОДУЛИРОВАННОГО ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ УЛЬТРАВЫСОКОЧАСТОТНОГО ДИАПАЗОНА - НА СЕМЕНА ПОДСОЛНЕЧНИКА 1
М.Г. БАРЫШЕВ, Г.И. КАСЬЯНОВ,
В.А. ЗАПОРОЖСКИЙ
Кубанский государственный университет
Кубанский государственный технологический университет
Согласно работам [ 1 -3] эффективность электромагнитного поля ЭМП миллиметрового диапазона нетепловых интенсивностей в настоящее время не вызывает сомнения.
Цель работы — изучение возможности воздействия ЭМП других диапазонов нетепловой интенсивности.
Исследовали эффективность амплитудно-моду-лированного АМ ЭМП УВЧ диапазона при уровне мощности, излучаемой антенной, Р 10~а Вт, на процесс изменения всхожести семян подсолнечника. Для этого их помещали в заземленную металлическую камеру, в которой на расстоянии 30 см от емкости с семенами располагали полуволновой вибратор, служивший в качестве излучателя, куда
поступали электрические колебания с генератора Г4-37А. ■ .-г-...:
> ; . ■ '4.V
Рис. 1