Ю. В. Комарова
ИДЕНТИФИКАЦИЯ НЕЗНАКОМОГО СЛОВА КАК СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Работа представлена кафедрой английского языка Тверского государственного университета.
Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор Н. О. Золотова
В статье обсуждается возможность применения синергетического подхода к процессу идентификации незнакомого слова. Динамический, спонтанный, непрерывный характер идентификации позволяет рассматривать этот процесс как взаимодействие энергопотоков, идущих от человека как субъекта познавательных процессов и слова как воздействия внешней среды.
Ключевые слова: незнакомое слово, идентификация, ментальный лексикон, ядро ментального лексикона, взаимодействие.
The article considers the possibility of applying the synergetic approach to the process of identification of an unfamiliar word. Dynamic, spontaneous, continuous character of identification enables us to view this process as interaction of energy streams, coming from a person as a subject of cognitive processes, and a word as an environmental stimulus.
Key words: unfamiliar word, identification, mental lexicon, the core of the mental lexicon, interaction.
В настоящее время все более и более очевидной становится необходимость нового ракурса научного познания, нового угла зрения, который смог бы обеспечить
интегративный характер познания такого сложного феномена, как человек с его сознанием и когнитивными способностями. В науках о языке в связи с разочарованием
исследователей в рационализме изучения языка, фактически исключившего его живого носителя и пользователя, имеющего сложную психофизиологическую, историко-социальную и языковую природу, постепенно внедряется междисциплинарный подход, который наиболее полно отража-ется в методологии синергетики.
Следует отметить, что Г. Хакен, автор термина «синергетика» и разработчик основ синергетической методологии, изначально рассматривал ее именно как науку о взаимодействии, при этом указывал, что ее важнейшие приложения могут касаться «...специфических человеческих и социальных процессов»1.
А. А. Залевская предлагает отталкиваться от этимологии слова (от греч. synergeia -‘совместное действие’) и считает предпочтительным использование термина «синергетика» в значении, согласующимся с его внутренней формой - ‘слияние энергий’; при этом не исключается возможность сочетания данного процесса с процессом самоорганизации системы2.
Таким образом, зародившись в русле естественных наук, синергетический подход быстро получил распространение в науках
о человеке: психологии, педагогике, истории, медицине, лингвистике, психолингвистике, когнитивной лингвистике. Синергетическая система знания, которая в науках о человеке в основном развивается благодаря и через «синергетический подход к.»3, позволяет увидеть старые проблемы в новом свете. Именно поэтому она широко применяется для объяснения природы таких человекомерных систем, как ментальный лексикон, ядро ментального лексикона, слово.
На основе интегративного анализа обширного теоретического материала попытаемся объяснить процесс идентификации незнакомого слова.
Являясь динамической (самоорганизующейся) функциональной системой4, ментальный лексикон индивида постоянно получает новую энергию в виде информации
из окружающей среды. Новая нестереотип-ная информация (незнакомое слово) приводит систему в состояние неустойчивости. Возникает нелинейная ситуация, в которой происходит движение энергопотоков, выражающееся в поиске индивидом опор и знакомых элементов в слове, способных вывести на его смысл.
Согласно Э. Таборски, занимающейся проблемами семиозиса в русле учения Ч. Пирса с привлечением философии Аристотеля и современных подходов, принятых в теории хаоса и теории сложных систем, означивание - это происходящий внутри взаимодействий акт трансформации энергии в информацию, т. е. в экзистенциальную действительность в пределах принятых наборов привычных отношений. Эти отношения представляют собой более или менее устойчивые сферы принятых законов взаимодействий, которые обеспечивают непрерывную кодификацию, а следдовательно, непрерывность энергии как информации5.
Очевидно, можно предположить, что если акт означивания - это процесс трансформации энергии в информацию со стороны индивида, то акт идентификации поименованного - это трансформация информации в концептуальную энергию.
Энергия слова будет выражаться в его ассоциативном потенциале, который для индивида будет напрямую зависеть от содержания его когнитивно-перцептивно-аффективного опыта, «оплодотворяться» и создаваться именно этим содержанием.
Итак, на первом этапе благодаря эволю-ционно обусловленным возможностям слово попадает в поле зрения индивида, раздражитель проходит слои сетчатки, достигает зрительных рецепторов, в которых энергия раздражителя превращается в нервные им -пульсы, попадающие по волокнам зрительного нерва в мозг. Эти процессы вызывают разрастание ассоциативных связей между элементами когнитивно-перцептивно-аффективного опыта индивида, в процесс познания нового включаются телесные ощущения, вызванные эмоциональной реакцией на стимул,
задействуются знания различных типов (большое влияние на данный процесс оказывает коллективное языковое знание, например грамматические характеристики стимула). Направляет поиск нужных единиц в ментальном лексиконе и удерживает сознание в норме область ядра лексикона.
Автор оригинальной концепции ядра ментального лексикона Н. О. Золотова говорит о том, что в ядре сконцентрирована картина мира, актуальная для индивида, «.которая обнаруживает универсальный характер по линии концептуального сравнения в разных языках, точнее - вее фабульном построении»6. Значения слов, относящихся к ядру ментального лексикона, характеризуются высокой степенью образности, конкретности, способностью легко вызывать мысленный образ, высокой степенью узнаваемости индивидом, а потому отражают суть одного явления - естественного метаязыка, к которому индивид прибегает при встрече со словом. Единицы ядра лексикона используются в качестве «типичных примеров», через соотнесение с которыми происходит идентификация менее типичных единиц, не входящих в ядро7.
В процессе этих многочисленных взаи-модействий рождается множество вариантов смысла, происходит интенсификация и разрастание ассоциативного мицелия. Взаимодействие между внешней информацией и внутренним потоком воображения вызывает параметр порядка, который будет дирижировать поведением всей системы. Параметры порядка помогают найти консенсус между отдельными элементами системы. В случае встречи с незнакомым словом в качестве параметров порядка выступают опоры, которые находятся в слове и могут быть обнаружены индивидом благодаря репрезентативной функции языка и уникальному содержанию перцептивно-когнитивно-аффективного опыта конкретного индивида.
С целью выявить и описать факторы, являющиеся параметрами порядка в процессе идентификации незнакомого слова
родного языка, мы провели экспериментальное исследование с использованием комплексной методики, включавшей свободный ассоциативный эксперимент и субъективное дефинирование. В качестве испытуемых выступили носители русского языка - студенты и преподаватели Тверской государственной медицинской академии и Тверского госуниверситета. По результатам анализа свободных ассоциаций и субъективных дефиниций мы выявили следующие опорные элементы, которые квалифицируются нами как параметры порядка: 1) префиксальные морфемы; 2) корневые морфемы; 3) суффиксальные морфемы и окончания; 4а) цепочки фонем/графем; 46) цепочки фонем/графем, схожие по звучанию/написанию с известными словами иностранного языка; 5) слова, схожие по звукобуквенному комплексу, повторяющие частеречную принадлежность стимула; 6) элементы опыта и ситуации, предположительно содержащие следы контекстов, в которых встречали стимул или похожее на него слово; 7) вербализованные ощущения, связанные с телесной реакцией на слово; ассоциации с эмоционально-оценочной окраской, содержащие вербальные сигналы присутствия телесного компонента в процессе опознания значения слова; 8) прецедентные феномены, элементы коллективного знания.
Как только определенный параметр порядка выигрывает соревнование и становится основным, процесс ассоциирования переходит в процесс концентрации, все опоры начинают подчиняться параметру порядка, развиваясь в направлении аттрактора, происходит собственно идентификация слова - отождествление его с фрагментом индивидуального образа мира.
Таким образом, синергетическая модель идентификации незнакомого слова позволяет учесть все процессы от попада-ния стимула в поле зрения индивида до включения его в индивидуальные когнитивные структуры.
1 Князева Е. Н. Синергетике - 30 лет. Интервью с профессором Г. Хакеном // Вопросы философии. № 3. 2000. С. 59.
2 Залевская А. А. Синергетическая психолингвистика или психолингвистическая синергетика? Барнаул, 2000. С. 11-12.
3 Князева Е. Н., Курдюмов Е. С. Синергетика: Нелинейность времени и ландшафты коэволюции. М., 2007. С. 208.
4 Залевская А. А. Проблемы организации внутреннего лексикона человека. Калинин, 1977.
5 Taborsky E. Semiosis: The transformation of energy into information. Berlin, New York, 1999. P. 599-600.
6 Золотова H. О. Ядро ментального лексикона человека как естественный метаязык. Тверь, 2005. С. 116.
7Там же. С. 105.