5. Кенин-Лопсан М.Б. Дыхание черного неба. Мифологическое наследие тувинского шаманства. - М.: изд-во «ВЕЛИГОР», 2008. -192 с.
6. Маннай-оол М.Х. Тувинцы. Происхождение и формирование этноса. - Новосибирск: Наука, 2004. -166 с.
7. Романова Н.М. Принципы показа этнографических материалов в экспозициях краеведческих музеев. - СПб.: ООО «Издательский дом «ГАМАС», 2010. - 192 с.
УДК 159.9
doi: 10.24411/9999-021A-2019-10012
Надежда Германовна Канзычакова Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории г. Абакан, Россия
ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЭТНОСА
В данной статье представлен обзор отечественных и зарубежных работ, посвященных феномену этническая идентичность. Этническая идентичность понимается как сложный, многокомпонентный социально-психологический феномен, включающий в себя осознание принадлежности индивида к той или иной этнической общности, ценностей. Ключевые слова: этнос, этническая идентичность.
Nadezhda Kanzychakova Khakass Research Institute language, literature and history Abakan, Russia
IDENTITY AS A SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTIC OF THE ETHNIC GROUP
This article provides an overview on the russian and foreign works on the phenomenon of ethnic identity. Ethnic identity is understood as a complicated, multicomponent socio-psychological phenomenon, that includes the awareness of the individual's belonging to a particular ethnic community, values. Keywords: ethnos, ethnic identity.
В настоящее время возрос интерес к феномену этническая идентичность, этничность. Идентичность в качестве психологического феномена все еще не выделялась учеными в самостоятельный предмет изучения, а раскрывалась в таких понятиях, как психология народов, национальное самосознание, этническое сознание, этничность, этническая идентичность, этническая идентификация.
Признание этнической идентичности является одной из важных характеристик этноса, что дает основание считать: этнос является для индивидов психологической общностью.
У представителей разных этносов существует мнение о том, какие признаки являются отличительными, т.е. какими признаками они отличаются от других этносов. В качестве таковых признаков могут выступать язык, ценности и нормы, религия, представления о родной земле, национальный характер, культура, обычаи.
Поэтому этнос можно определить как устойчивую в своем существовании группу людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие характеристики.
Одной из изучаемых характеристик этноса является этническая идентичность. Этническая идентичность - это переживание своей принадлежности к определенной этнической общности и обособления от других этносов, представление человека о себе, как о члене определенной этнической группы наряду с эмоциональным и ценностным значением.
Этническая идентичность, являясь формой внутриэтнического и межэтнического взаимодействия, имеет свои характеристики:
- этничность «родом из прошлого». В смутные времена целые народы обращаются к своей истории;
- этничность мифологична, ее главная опора - идея или миф (история, оформленная в мифы) об общем происхождении, общей истории и культуре;
- этничность - исторически зависимая переменная, она возрастает или ослабевает в соответствии с внешними обстоятельствами;
- этничность основана на групповом коллективном единении, она солидазирует группу;
-этничность связывает не только людей группы, но и определяет различия с другими, при этом
можно выделить моменты: «соперничества» с другими группами, например, международные соревнования; «сдерживания», когда группы удерживаются на дистанции, но в моменты кризиса, чтобы поддержать свою идентичность, может произойти взрыв, заканчивающийся экспансией;
- этничность включает «эмоционально-нормативные элементы. Важными параметрами межэтнических сравнений могут быть достоинство, гордость, обиды, страхи [5, с. 76].
Этническую идентичность можно представить через противопоставление признаков:
- сознательная - бессознательная, когда, считая себя представителем одного народа, проявляет качества другого;
- полная-частичная - осознание себя частью одного или двух и более народов;
- непосредственная-опосредованная, через включение в соответствующую этническую общность.
Исходя из анализа процесса этнической идентификации, можно выделить ряд вариантов ее развития. Этническая идентификация может возникнуть на основе:
- подражания, когда личность осознанно или неосознанно копирует стереотипы поведения этнической общности, с которой себя идентифицирует;
- принуждения, тогда его опорой могут быть либо традиции, либо ценностные ориентации общности;
- свободного и осознанного выбора.
Анализ проблемы этнической идентичности позволил сделать вывод о том, что в процессе формирования ее в зависимости от сочетания различных причин и условий может складываться ряд основных типов, имеющих стойкие черты и признаки (там же):
- нормальная идентичность, при которой образ своего народа воспринимается как положительный, имеет место благоприятное отношение к его культуре, истории.
- этноцентрическая идентичность, означающая некритическое предпочтение какой-либо этнической группы и самоидентификацию индивида с ней.
- этнодоминирующая идентичность - тип идентичности, при котором этничность становится наиболее предпочтительной перед всеми другими видами идентичности (гражданской, семейной, профессиональной).
- этнический фанатизм - тип идентичности, при котором абсолютное доминирование этнических процессов и целей часто понимаемых иррационально, сопровождается готовностью идти ради них на любые жертвы и действия, крайняя форма агрессивной идентичности.
- этническая индифферентность возникает тогда, когда люди равнодушны к проблеме собственной этничности и межэтнических отношений, к ценностям своего и других народов.
- этнонигилизм - в форме космополитизма представляет собой отрицание этничности, этнических, этнокультурных ценностей. Обычно возникает в связи с осознанием низкого статуса своей этнической группы, с признанием ее неравноценности, по сравнению с другими группами.
- амбивалентная этничность - явно не выраженная этническая идентичность, широко распространенная в смешанной этнической среде [4].
При характеристике этнической идентичности важно учитывать особенности с позиции осознания человеком своей принадлежности к этносу, исследовать как феномен, проявляющийся на стыке индивидуального и коллективного бессознательного, как переживание индивидом своего отношения к этнической среде, слияния с одной этнической общностью и отделения от других. Такая точка зрения базируется на представлении об этносе как исторически сложившейся на определенной территории устойчивой «совокупности людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики» [2].
Этническая идентичность - результат наполнения родовой формы этнического архетипа, являющегося элементом коллективного бессознательного, содержанием индивидуальных потребностей человека [3].
Таким образом, этнос рассматривается как устойчивая в своем существовании группа людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие характеристики. Одной из основных этнодифференцирующих психологических характеристик является этническая идентичность, которая рассматривается как сложный феномен, возникающий в процессе этнофункционального развития человека. Реализация
этой идентичности способствует формированию важнейших личностных установок. Этническая идентичность является важнейшим условием адаптации, конструктивного взаимодействия с физической и социальной средой, и, что самое важное - с изменяющимся миром [1].
В современных исследованиях проблемы познания человеком своей этнической принадлежности и формирования отношения к ней обнаружены и изучены многие важные факторы, влияющие на этот процесс, тем не менее, остается много открытых вопросов.
Источники и литература
1. Белинская Е.П. Этническая социализация подростка / Е.П. Белинская, Т.Г. Стефаненко. - М.: МПСИ; «МОДЭК», 2000. - 208 с.
2. Бромлей Ю.В. очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. - М., 1983.
3. Морогин В.Г. Тоерия и методы исследования ценностно-потребностной сферы личности / В.Г. Морогин // Журнал Новосибирского гуманитарного института. - Новосибирск, 2009.
4. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. - М.: Академия; Высшая школа, 2000. - 304 с.
5. Смирнова А.Г., И.Ю. Киселев. Идентичность в меняющемся мире: Учеб. пособие / Науч. ред. проф. В.Е. Семенов; Яросл. гос. ун-т. - Ярославль, 2002. - 300 с.
УДК 398.34
doi: 10.24411/9999-021A-2019-10013
Дмитрий Викторович Канунников Музей кочевой культуры г. Москва, Россия
ЗУБЫ НА ЯЗЫКЕ. СЕМАНТИКА ОСТРОГО В ТРАДИЦИОННОМ ЖИЛИЩЕ ЦААТАНОВ
МОНГОЛИИ
Предмет статьи — апотропейная практика цаатанов, тувинцев-оленеводов Монголии, применяемая ими для магической защиты входа в жилище. В статье проводится сравнение с аналогичными практиками иных этнических групп, а также исследуется место этой практики в картине мира цаатанов, ее положение в традиционном мифоритуальном комплексе, связанном с бытом и хозяйством саянских оленеводов.
Ключевые слова: цаатаны, тоджинцы, тувинцы, Монголия, оленеводы, Тува, антропология жилища, апотропей, семантика острого, семантика порога
Dmitry Kanunnikov Museum of nomadic culture, Moscow, Russia
TEETH ON TONGUE. THE SEMANTICS OF ACUTE IN TRADITIONAL HOUSE
TSAATANS OF MONGOLIA
The object of the article is the apotropy practice which is used by Tsaatans, the people of Mongolian reindeer herders, for establishing of the magical defense on the entrance of theirs traditional nomadic tent. The practice includes placing of the head of large salmon (taymen) over the entrance as the apotropy. The custom is compared in the article with similar practices in different etnic groups and is considered as a part of the Tsaatans cosmology, of the traditional complex of mythological ideas and rites, which are tied together with life and household of the reindeer herders of the Sayan mountains of Mongolia and Tuwa. Keywords: tsaatan, todja, Tuwa, Mongolia, reindeer herders, apotropy, threshold semanthics, defensive magic
Настоящая статья посвящена апотропейной практике цаатанов Монголии, заключающейся в размещении над входом в жилище высушенной головы тайменя с открытой пастью, с целью создания защиты от проникновения вредных влияний. Эта практика, имеющая очевидное отношение к защитной магии, была зафиксирована нами в ходе экспедиций в стойбища цаатанов - тюркоязычных оленеводов Северной Монголии, предпринятых Музеем кочевой культуры в 2013-2016 гг.
Профессиональным интересом участников экспедиции являлась реконструкция материальной культуры современных кочевников: результатом экспедиций стала экспозиция музея,