Научная статья на тему 'Идентичность и коллективное когнитивное бессознательное (к социологическому портрету студентов Калмыкии)'

Идентичность и коллективное когнитивное бессознательное (к социологическому портрету студентов Калмыкии) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
187
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / КАЛМЫЦКИЙ ЭТНОС / КОЛЛЕКТИВНОЕ КОГНИТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / КАЛМЫКИЯ / IDENTITY / KALMYK ETHNICITY / COLLECTIVE COGNITIVE UNCONSCIOUS CONCEPT / SOCIOLOGICAL PORTRAIT / STUDENTS / KALMYKIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бадмаев Валерий Николаевич, Кальдинова Галина Павловна

Статья посвящена анализу результатов социологического опроса студентов Калмыцкого государственного университета, проведенного в рамках проекта «Роль традиций в современной культуре монголоязычных народов». Опрос ставил целью изучение идентификационных и ценностных ориентиров студенческой молодежи Калмыкии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTITY AND THE COLLECTIVE UNCONSCIOUS CONCEPT (THE SOCIOLOGICAL PORTRAIT OF STUDENTS OF KALMYKIA)

The article is devoted to the analysis of the results of the sociological survey of students of the Kalmyk State University. The objective of the survey was to find out the identification and value orientations of students. The survey was designed as a part of the project “The Role of Traditions in the Modern Culture of Mongolian-speaking Nations”.

Текст научной работы на тему «Идентичность и коллективное когнитивное бессознательное (к социологическому портрету студентов Калмыкии)»

УДК 316.7 ББК 60.54

В.Н. Бадмаев, Г.П. Кальдинова

Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова

ИДЕНТИЧНОСТЬ И КОЛЛЕКТИВНОЕ КОГНИТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (К СОЦИОЛОГИЧЕСКОМУ ПОРТРЕТУ СТУДЕНТОВ КАЛМЫКИИ)*

*Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 16-23-03002 а(м) «Роль традиций в современной культуре монголоязычных народов»

Статья посвящена анализу результатов социологического опроса студентов Калмыцкого государственного университета, проведенного в рамках проекта «Роль традиций в современной культуре монголоязычных народов». Опрос ставил целью изучение идентификационных и ценностных ориентиров студенческой молодежи Калмыкии.

Ключевые слова: идентичность, калмыцкий этнос, коллективное когнитивное бессознательное, социологический портрет, студенческая молодежь, Калмыкия.

V.N. Badmaev, G.P. Kaldinova

Kalmyk State University

IDENTITY AND THE COLLECTIVE UNCONSCIOUS CONCEPT (THE SOCIOLOGICAL PORTRAIT OF STUDENTS OF KALMYKIA)

The article is devoted to the analysis of the results of the sociological survey of students of the Kalmyk State University. The objective of the survey was to find out the identification and value orientations of students. The survey was designed as a part of the project "The Role of Traditions in the Modern Culture of Mongolian-speaking Nations".

Key words: identity, Kalmyk ethnicity, collective cognitive unconscious concept, sociological portrait, students, Kalmykia.

Идентичность в глобализирующемся мире становится основным дискурсом как науки, так и повседневной жизни, предстает своеобразной «призмой, через которую рассматриваются, оцениваются и изучаются многие важные черты современной жизни» [2, с. 176].

Понятие идентичности сегодня рассматривается как категория социально-гуманитарных наук (психологии, социальной философии, культурной антропологи, социальной психологии и др.), применяемая для описания индивидов и групп в качестве относительно устойчивых, «тождественных самим себе» целостностей. При этом идентичность есть «не свойство (т.е. нечто присущее индивиду изначально), но отношение. Она формируется, закрепляется (или, напротив, переопределяется, трансформируется) только в ходе социального взаимодействия.

Идентичность оказывается в центре стремительно меняющейся социокультурной реальности. Именно идентичность соединяет между собой звенья триады «личность -общество - культура». Вместе с тем, рассматривая поиск новой идентичности как один из определяющих векторов социокультурной динамики современного общества, следует скорее говорить о непрерывном процессе самоидентификации, в ходе которого социальный актор узнает себя, конструирует и меняет жизненные смыслы, приспосабливая их к внешнему миру.

Идентичность человека с определенной общностью реализуется прежде всего через интериоризацию им представлений, норм, образцов поведения, образующих ее культуру. Исторически сложившиеся культуры национальных и социальных общностей представляют собой главный источник, из которого личность черпает жизненные смыслы, образующие основу ее самосознания, духовное содержание ее бытия. Человеку, утратившему свои культурные корни, грозит психологическая дезориентация, утрата внутренних правил, регулирующих и упорядочивающих его стремления и цели.

В этой ситуации весьма распространенной реакцией на угрозу потери идентичности является активизация национально-ориентированных ценностей. При этом предлагаются самые разнообразные, порой диаметрально противоположные, стратегии по преодолению кризиса идентичности: от космополитизма «без берегов» до крайних форм национализма и религиозного фундаментализма, от активного включения в глобализацию до попыток противостоять ей, замыкаясь в рамки национально-государственных или этнических, религиозных сообществ. Акцентируя национальные чувства, религиозные ценности, люди выступают за целостность своего сознания и поведения, прочность своих связей с традиционной общностью, отторжение нарушающих их «чуждых» влияний.

В условиях новых социальных связей, выстраивающихся в рамках глобальных информационно-коммуникационных сетей, идентичность характеризуется динамизмом и нестабильностью. Поэтому происходит усиление первичной идентичности, т.е. тех устойчивых элементов культурных моделей, которые обычно описываются как традиционалистские (национальная культура, религиозные ценности и др.). При этом если ранее обращение к традиционалистским ценностям считалось как противостояние модернизации, то теперь первичная идентичность приобретает качественно иные характеристики. Традиционные установки переосмысливаются и адаптируются к новой социальной реальности, которая характеризуется открытостью и нелинейностью развития.

Национальная идентичность - это сложный многомерный, многогранный феномен, исследование которого включает социальные, социально-философские, психологические, культурологические, собственно этнические аспекты. Как социальный феномен она характеризуется многокачественностью и динамичностью. Идентичность в эпоху глобализации характеризуется гибкостью, подвижностью, множественностью, незаконченностью, контекстуальностью. Вместе с тем контекстуальность не релятивирует ядро идентичности и «выбор» той или иной модели идентичности не абсолютно свободен, поскольку осуществляется в определенном социальном контексте, который задает не только спектр альтернатив, но и набор различных социальных практик.

В определении идентичности этноса необходимо подчеркивать не только ее объективные основания, но и то, какое отражение эти основания получили в этническом сознании. Через сознание, ценностные ориентации, традиции этнокультурная сущность проявляется более конкретно, реально, чем через его объективные основания. Каждый человек этничен только потому, что он осознает свою принадлежность, свое родство, т.е. идентифицирует себя с этническим целым. Субъективные стороны выступают как силы, объединяющие этнокультурный организм в целостность, формирующие чувство идентичности.

Этническое самосознание включает в себя идеалы, взгляды, представления, связанные с важнейшими сторонами жизни, и общение общностей как социально-этнических организмов. Поэтому оно выступает как сторона и форма духовно-психологического, нравственного, эстетико -культурного облика этнокультурной общности.

Осознание принадлежности к определенному этносу, народу является едва ли не наиболее константной характеристикой самосознания человека. Оно не зависит от изменения социальных ролей, социального статуса, перемены видов деятельности, места проживания и т.п. Человек ощущает себя представителем определенного народа, отождествляет, идентифицирует себя с ним.

Механизмы, посредством которых формируется этническая идентичность, несомненно, имеют психологическую природу. Однако самоопределение индивидов по отношению к определенной этнокультурной общности является внутренним отражением и субъективной трансформацией внешних по отношению к сознанию факторов, составляющих в совокупности феномен идентичности [1].

Одной из важных и актуальных парадигм развития современной науки выступает ее ориентированность на междисциплинарность, на создание междисциплинарных областей исследования, разработку особой методологии и понятийно-категориального аппарата.

В данном контексте особого внимания заслуживает когнитивный подход, интегрирующий успехи гуманитарных и естественных наук, и ставящий цели постижения природы человеческого познания как на нейрофизиологическом, так и социокультурном уровнях.

Следствием «когнитивного поворота» стало не только «насыщение» когнитивным содержанием отдельных научных дисциплин (лингвистики, медицины, генетики, нейробиологии, культурологии и т.д.), но и появление и быстрый рост во второй половине XX в. новой междисциплинарной и полидисциплинарной области исследований - когнитивистики или когнитологии.

Когнитивные структуры определяются как психические образования, в пространстве которых, по словам К.Г. Юнга, мышление, «следуя своим собственным законам, приводит данные содержания представлений в понятийную связь» [15, с. 578]. Это - мыслительные образы, категории, стереотипы, установки, убеждения, представления о ценностях, позволяющие индивиду ориентироваться в окружающем его мире. На основе когнитивных структур происходит восприятие содержаний, их категоризация, ассимиляция и апперцепция, формируется мотив к познанию, осуществляется выбор объекта и отбор информации. По мере познания человеком мира происходит развитие его когнитивных структур.

Именно когнитивные паттерны, внедрившиеся в сознание любого человека, составляют аппаратурное обеспечение интеллекта, отличающего людей одной эпохи от людей другой исторической эпохи, и такое разграничение выступает как разграничение по культурному основанию [10, с. 13].

В этой связи интересной представляется идея о «коллективном когнитивном бессознательном» (Смирнов А.В.), которое воплощается в логике культуры, «определяя систему ценностей и картину мира, разворачиваясь далее в нормативных системах (этика и право), в теориях политического устройства и т.д.» [11, с. 871]. При этом «коллективное когнитивное бессознательное, сжимаясь, как пружина под натиском ... противоречащих ему идей, рано или поздно отыграет назад, причем это «отыгрывание» будет тем уродливее и тем болезненнее, чем сильнее эта пружина была сжата, чем более насильственным оказалось внедрение тех форм социального и политического устройства, которые противоречат коллективному когнитивному бессознательному данной культуры и несовместимы с ним» [11, с. 873]. Полагаем, что данная идея о коллективном когнитивном бессознательном (ККБ) может послужить методологической основой исследования ценностных и идентификационных ориентиров этносов.

В рамках проекта «Роль традиций в современной культуре монголоязычных народов» нами было проведено социологическое исследование. В ходе исследования были опрошены студенты ФГБОУ ВО «КалмГУ». Выборочная совокупность исследования составила 262 человека. Опрос проводился методом анкетирования.

Следует отметить, что тема идентификационных и ценностных настроений среди молодежи и студентов Калмыкии достаточно хорошо разработана исследователями-социологами Кальдиновой Г.П., Марзаевой М.Б., Муняновой Б.М., Намруевой Л.В., Нуксуновой А.М., Четыровой Л.Б. и др. [3-9, 12-14].

В ходе проведенного опроса фиксировались пол, возраст, курс и направление обучения респондентов, место рождения, место жительства. В исследовании приняли участие 123 юноши (46,9 %) и 139 девушек (53,1 %).

Остановимся здесь на тех ответах, которые, на наш взгляд, позволяют дать основные характеристики идентификационных и ценностных ориентиров молодежи.

На вопрос «Кем вы себя в первую очередь считаете?» 37.45% опрошенных ответило - «представителем своей национальности»; 29.77% - «гражданином России»; 9.90% - «жителем города (местности), в котором проживаю»; 8.77% - «гражданином мира»; 6.87% - «буддистом». Как видим, национально-этническая и гражданская идентичность получила большее предпочтение. Хотя понятно, что индивиды обладают множественной идентичностью (территориальной, национальной, культурной, религиозной и др.), отдельные аспекты которой взаимно дополняют друг друга.

Вопрос «Соблюдаются ли в Вашей семье калмыцкие родильные, свадебные, похоронные традиции и обычаи?» у большинства респондентов получил утвердительные ответы (52,54 % - «Да, стараемся в основном следовать традициям и обычаям» и 38 % - «Да, всегда»). Причем молодые люди достаточно подробно описали такие традиционные ритуалы, как обряд поклонения огню (гал тяклгн), обряд поклонения земле (газр тяклгн), обряд поклонения воде (усн тяклгн), подношение предкам, обряд продления жизни (насн уттулх), получение благопожелания (йорял авхулх), свадебные ритуалы, чайные церемонии и т.д.

Среди предлагаемых мероприятий и новых культурных форм, которые могут помочь в возрождении традиций калмыцкого народа, студенты указали: флешмобы «Уроки калмыцких танцев», праздник «Калмыцкий чай», праздник «Гимн тюльпану», бесплатные курсы калмыцкого языка, факультативы «Основы буддизма» в учебных заведениях, Интернет-уроки калмыцкого языка, электронный русско -калмыцкий разговорник. Очевидно, что молодежь интересуют современные активные формы культурного досуга (например, флешмобы) с использованием мобильных технологий и социальных сетей.

На вопрос «Возможно ли в повседневной жизни совмещение ценностей традиционной и современной культуры?» более 83 % ответило «Да, это возможно, я стараюсь соблюдать традиции и пользуюсь современными благами цивилизации».

Одним из факторов формирования национальной идентичности выступает историческая память. Идентичность конструируется в процессе осмысления нацией своей истории, своего нынешнего положения и возможных и желаемых перспектив. Прошлое существует в настоящем, проецируется на будущее в качестве положительных или отрицательных образов. Необходимо отметить, что историческая память (как и всякая память) выборочна: она оперирует иерархией фактов, выделяя одни и предавая забвению другие. В этой ситуации можно говорить о паттернах как образах исторической реальности и когнитивных «призмах» исторической памяти.

Прошлое выступает социальной конструкцией, формируемой духовными потребностями и контекстом каждого данного настоящего. Историческая память как базовый элемент конструирования коллективной идентичности особенно своеобразно реагирует на трагические и драматические события истории: войны, революции, репрессии. Национальная идентичность выступает как результат прошлого и одновременно как ангажированность в отношении будущего.

Именно данными обстоятельствами был продиктован вопрос анкеты «Чем Вы больше всего гордитесь в национальной истории и культуре?». И вполне понятно, что ответы студентов были связаны с коллективно-когнитивными аспектами восприятия исторического прошлого калмыцкого народа - «вклад калмыцкого народа в Отечественной войне 1812 г.», «участие и победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «участие калмыков в военных кампаниях России», «военное прошлое калмыков», «наши предки», «даже после депортации калмыки смогли восстановить свою культуру и язык», «наши предки достойно вынесли годы ссылки», «сплочённость в трудные времена», «история прошлого», «традиции и обычаи», «история войн и эпос «Джан-гар»», «калмыцкий фольклор», «культура и религия», «храбрость калмыцкого народа», «вера, буддизм», «наличие собственной письменности», «создание письменности Тодо Бичг», «вхождение в состав России и активное участие в её истории», «воинственность, сила духа», «стойкость к невзгодам», «история, подвиги калмыцкого народа», «никому никогда не покорялись», «менталитет», «мужество, решимость, вера, самобытность», «калмыцкие танцы, песни, кухня».

Особого внимания заслуживают вопросы анкеты, которые касались личностных характеристик представителей калмыцкого этноса.

Личностные качества, присущие калмыкам

Отсутствует Слабо Средне Значительно Сильно

выражено выражены выражены выражены

Активность 4,19% 16,03% 34,75% 29% 16,03%

Трудолюбие 3,81% 13,00% 37,40% 28,24% 17,55%

Религиозность 4,19% 8,01% 22,90% 37,00% 27,90%

Сдержанность 9,16% 30,91% 28,24% 19,10% 12,59%

Скромность 8,39% 19,10% 36,64% 23,66% 12,21%

Приветливость 6,10% 8,50% 26,00% 32,40% 27,00%

Душевность 5,70% 7,50% 24,50% 37,80% 24,50%

Пунктуальность 8,70% 19,40% 39,70% 21,90% 10,30%

Уравновешенность 8,77% 20,99% 40,10% 20,22% 9,92%

Предприимчивость 6,40% 14,50% 40,60% 24,00% 14,50%

Уверенность в себе 3,05% 6,40% 23,66% 36,64% 30,15%

Аккуратность 5,70% 12,21% 36,25% 32,05% 13,74%

Честность 5,34% 9,60% 34,73% 29,77% 20,61%

Смелость 4,19% 4,96% 18,32% 33,58% 38,93%

Доверчивость 4,58% 8,01% 31,67% 33,90% 21,90%

Щедрость 5,34% 9,60% 27,50% 32,06% 25,57%

Основательность 5,70% 10,68% 40,83% 27,09% 15,64%

Жизнерадо стно сть 3,81% 6,40% 27,86% 34,35% 27,50%

Дисциплинированно сть 8,01% 12,97% 37,78% 25,19% 16,03%

Спокойствие 9,92% 16,79% 38,54% 19,84% 14,88%

Открытость 6,10% 9,92% 30,15% 27,50% 26,33%

Обязательность 6,87% 11,83% 35,49% 27,09% 18,80%

Среди положительных качеств, которые были присущи предкам, респондентами были выделены: «благородство, трудолюбие, уважение к старшим, доброта, выносливость, скромность, мужество, терпение, сила духа, мудрость, спокойствие, гордость преданность, отважность, целеустремлённость, честь, отвага, благородство, патриотизм, честность, ум, доброта, храбрость, стойкость, справедливость, гостеприимство, смелость, выносливость, выдержка, стойкость, героизм, бесстрашие, решительность, целеустремленность, милосердие, гордость, сплоченность, почитание старших, бескорыстие, соблюдение традиций, неприхотливость, непритязательность, стойкость к страданиям и невзгодам, мобильность и воинственность».

В проекции на сегодняшний день были даны ответы на вопрос «Какие положительные качества присущи большинству современных калмыков?». Среди них: «доброта, открытость, трудолюбие, честность, ответственность, храбрость, сила духа, стремление к образованию, тяга к знаниям, мужество, смелость, храбрость, патриотизм, уважение к старшим, упорство, честность, коммуникабельность, любовь и уважение к традициям, забота о семье, гордость за республику, бесстрашие, целеустремленность, усердие, упорство, отзывчивость, доброжелательность, общительность, дружелюбие, трудолюбие, порядочность, грамотность, гордость, целеустремленность, чувство достоинства, порядочность, ум, честность, щедрость, образованность, отвага, гостеприимство».

Следует отметить, что многие личностные качества, отмеченные многими респондентами как положительные у современных калмыков, получили у некоторых студентов отрицательную характеристику. Например, как негативные были отмечены такие качества, как «вспыльчивость, агрессивность, злость, несдержанность, высокомерие, грубость, горделивость, наглость, хвастливость, амбициозность, любопытство, упрямство, скромность, наглость, самоуверенность». Кроме того, в числе отрицательных характеристик были отмечены «незнание родного языка, эгоизм, лень, зависть, болтливость, медлительность, пристрастие к алкоголю, пассивность, инфантильность, завистливость, безделье, отсутствие культуры речи, безразличное отношение к окружающей среде, курение, вредные привычки».

Таким образом, данные проведенного социологического опроса позволяют получить представление об идентификационных и ценностных ориентирах студенческой молодежи Калмыкии, особенностях их менталитета.

Список литературы

1. Бадмаев В.Н. Феномен национальной идентичности (социально-философский анализ). Элиста, 2005. - 280 с.

2. Бауман З. Индивидуализированное общество/ Пер. с англ. Под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Логос, 2002. - 390 с.

3. Кальдинова Г.П., Нуксунова А.М. Этнокультурная идентичность студенческой молодежи Калмыкии. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - №6 (112). - 2012. - С. 23-27.

4. Марзаева М.Б. Влияние традиционных конфессий на формирование нравственных качеств молодежи // Становление духовно-нравственной личности человека на традициях православной культуры. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Пятигорск: ООО Рекламное агентство «Аверс», 2012. - С. 118-121.

5. Марзаева М.Б. Деятельность буддийских организаций Калмыкии по формированию ценностных ориентаций молодежи // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. - №3. - 2012. - С. 90-94.

6. Марзаева М.Б. Социальный портрет студентов среднего профессионального образования Республики Калмыкия // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - №4. - 2016. - С. 104-108.

7. Мунянова Б.М. Национальное самосознание и этническая идентификация студенческой молодежи Калмыкии // Социологические исследования. - №9. - 2009. -С. 58-68.

8. Намруева Л.В. Молодежь и возрождение этнической культуры в Калмыкии // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. - №4. - 2012. -С. 76-80.

9. Намруева Л.В. Участие молодежи в этнокультурном воспроизводстве в Республике Калмыкия // Новые исследования Тувы. - № 1. - 2015. - www.tuwa.asia

10. Режабек Е.А., Филатова А.А. Когнитивная культурология. Учебное пособие. -СПб.: Алетейя, 2010. - 316 с.

11. Смирнов А.В. Коллективное когнитивное, бессознательное и его функции в логике, языке и культуре // Вестник Российской академии наук. - 2017. - Том 87. -№ 10. - С. 867-878.

12. Современные социокультурные процессы в молодежной среде Республики Калмыкия / Намруева Л.В., Гунаев Е.А., Шарманджиев Д. А., Марзаева М.Б., Бадма-ева Н.В., Иджаева Б.В. - Элиста: Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН, 2014.

13. Четырова Л.Б. Калмыки: между востоком и западом // Евразийский мир: ценности, константы, самоорганизация. Под ред. Ю.В. Попкова. - Новосибирск: Нонпарель, 2010. - С. 292-352.

14. Четырова Л.Б. Российские калмыки: очерки по истории, культуре, буддизму и языку. - Самара: Издательство «Самарский университет», 2016. - 188 с.

15. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: Университетская книга, 1997. - 716 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.