Научная статья на тему 'Этнокультурные процессы у калмыков в постсоветский период'

Этнокультурные процессы у калмыков в постсоветский период Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
418
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЛМЫКИ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЯЗЫКА / ВОЗРОЖДЕНИЕ БУДДИЗМА / РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / KALMYKS / ETHNOCULTURAL PROCESSES / PROBLEMS OF PRESERVATION OF LANGUAGE / THE BUDDHIST REVIVA / THE DEVELOPMENT OF THE NATIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Марзаева Марина Борисовна

*Статья подготовлена в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Нация и государство в мировой истории» (проект КИГИ РАН «Этнокультурная политика в мультиэтничном регионе Российской Федерации: конструирование этничности). В статье рассматриваются этнокультурные процессы калмыцкого народа в постсоветский период. Основные тенденции в развитии этнокультурных процессов у калмыков выражены в сохранении национального языка, возрождении буддизма, развитии национальной культуры, росте национального самосознания народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ETHNIC AND CULTURAL PROCESSES OF KALMYK PEOPLE

The article deals with ethnic and cultural processes of the Kalmyk people in the post-Soviet period. The main tendencies in development of ethnocultural processes in Kalmyks are expressed in preservation of national language, Buddhism revival, development of national culture, growth of national consciousness of the people.

Текст научной работы на тему «Этнокультурные процессы у калмыков в постсоветский период»

УДК 94 (47)

ББК 63.2 (2 Рос=Калм)

М.Б. Марзаева

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ У КАЛМЫКОВ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

*Статья подготовлена в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Нация и государство в мировой истории» (проект КИГИ РАН «Этнокультурная политика в мультиэтничном регионе Российской Федерации: конструирование этничности).

Аннотация. В статье рассматриваются этнокультурные процессы калмыцкого народа в постсоветский период. Основные тенденции в развитии этнокультурных процессов у калмыков выражены в сохранении национального языка, возрождении буддизма, развитии национальной культуры, росте национального самосознания народа.

Ключевые слова: калмыки, этнокультурные процессы, проблемы сохранения языка, возрождение буддизма, развитие национальной культуры.

M.B. Marzaeva

MODERN ETHNIC AND CULTURAL PROCESSES OF KALMYK PEOPLE

Annotation. The article deals with ethnic and cultural processes of the Kalmyk people in the post-Soviet period. The main tendencies in development of ethnocultural processes in Kalmyks are expressed in preservation of national language, Buddhism revival, development of national culture, growth of national consciousness of the people.

Keywords: Kalmyks, ethnocultural processes, problems of preservation of language, the buddhist reviva, the development of the national culture.

Демократические преобразования 90-х гг. прошлого столетия дали новый импульс развитию этнокультурных процессов народов нашей многонациональной страны. В условиях становления демократического гражданского правового общества все более актуальными становятся исследования этнического возрождения народов России.

В современных условиях глобализации проблема этнокультурного развития народов вызывает особый интерес у исследователей различных направлений. В работах российских ученых разрабатываются различные вопросы этнокультурных процессов народов. Калмыцкие исследователи (социологи, философы, этнографы, религиоведы, искусствоведы) изучают такие аспекты культуры, как проблемы идентичности и сохранения национального языка [8], процессы траскультурации калмыцкого этноса [1], возрождение буддизма [2],развитие народного искусства [3].

Многие исследователи отмечают, что в современном калмыцком обществе существуют реальные проблемы сохранения национальной культуры: сужение сфер функционирования традиционно-бытовой культуры; модернизации быта; преобладание «массовой культуры»; угрозы деэтнизации народа: вынужденный отток наиболее активной части населения, высокий уровень интегрирования с другими этническими общностями.

Задачей данной статьи является анализ содержания этнокультурных процессов калмыков в постсоветский период. Социально-экономическое реформирование России в конце ХХ века содействовало формированию новой социокультурной ситуации в обществе. Рост национального самосознания народов способствовал появлению национально-культурных организаций, религиозному возрождению, восстановлению этнических традиций и обрядов.

Недостатки национальной политики Советского государства привели к утрате многих традиций, этнокультурных ценностей калмыцкого народа. Руссификация всех сфер жизнедеятельности общества привела к упадку значимости родного языка, который оказался вытесненным из системы образования, делопроизводства, коммуникативной среды общения. Атеистическая борьба государства привела к исчезновению буддизма как общественного института, являвшегося фундаментальной основой национального самосознания народа.

Развитие этнокультурных процессов калмыцкого народа в постсоветский период условно можно разделить на три этапа: 1990 - е гг. - рост этнического самосознания народа в условиях демократизации и гласности общественной жизни. Этот период характеризуется возрождением интереса народа к своим истокам, культуре и истории Калмыкии, которое было активно поддержано государственными структурами. На федеральном уровне были разработаны Программа возрождения и развития калмыцкого народа (1993) и Федеральная целевая программа развития Республики Калмыкия (1997). В эти годы руководство республики уделяло большое внимание проблемам возрождения родного языка, национальных традиций, культуры, религии. В 1991 г. был принят Закон Калмыцкой АССР «О языках в Калмыцкой ССР - Хальмг Тангч», в соответствии с которым калмыцкий наряду с русский был провозглашен государственным языком Республики Калмыкия. В системе среднего образования республики были внесены изменения в программе преподавания калмыцкого языка: увеличены часы изучения, введены предметные олимпиады в рамках курсов региональной компетенции.

Впервые в республике стали официально праздноваться национальные праздники калмыцкого народа Цаган Сар, Зул. Во время этих праздников выступают творческие коллективы, проводят конкурсы песен, йорялов (благопожеланий), состязания джан-гарчей (сказителей).

Возросший общественный интерес к прикладному искусству калмыцкого народа способствовал обращению мастеров декоративно-прикладного направления к богатому культурному наследию этноса. В 1995 г. был создан Театр костюма и пластики Т. Мило-вановой, активно пропагандирующий красоту калмыцкого народного костюма. Стали шире использоваться стилизованные национальные элементы в одежде, особо востребованы ювелирные и сувенирные изделия, выполненные в этническом стиле.

В 1996 г. был издан Указ Президента Республики Калмыкии «О государственной поддержке изучения и освоения калмыцкого народного эпоса «Джангар». В 1997 г. в целях популяризации национальных видов спорта (борьба, стрельба из лука, метание аркана, скачки) был проведен первый национальный культурно-спортивный праздник «Джангариада». Этническое возрождение калмыцкого народа 1990 - х гг. оформилось в Движение ойрат-калмыцкого народа «Дорвн оора».

Особое место в этнокультурном развитии народов занимает религия. Восстановление буддистской традиции в постсоветской Калмыкии имело свои трудности: отсутствие канонических знаний у большей части калмыцкого населения, необходимость создания материальной базы (все ритуальные сооружения были уничтожены), подго-

товка собственных кадров духовенства. Вопросы возрождения буддизма были успешно решены при активном участии народа и поддержке местных органов власти [6].

Возрождение буддизма оказывает позитивное влияние на развитие современной национальной калмыцкой культуры. В республике построены новые архитектурные сооружения, исполненные в религиозных традициях буддизма (ротонды, фонтаны, ступы, скульптуры Будды Шакьямуни, Цаган-Аав (Белого Старца). Буддийская тематика нашла отражение и в творчестве современных калмыцких художников, поэтов и писателей [7].

Таким образом, мы можем отметить, что этнокультурные процессы калмыцкого народа в 90 - ые гг. ХХ в. имели государственную поддержку руководства республики и выразились в стремлении реконструировать элементы национальной культуры в соответствии с запросами современного времени.

В 2000 - х гг. наблюдается качественно новый этап развития этнокультурных процессов калмыцкого народа, который выявил серьезные трудности в реализации Программы возрождения и развития калмыцкого народа. В условиях преобладания русского языка сложным оказалось возрождение национального языка, требующее разработки долгосрочных программ. В 2001 г. была принята республиканская целевая программа «Калмыцкий язык и языки народов Республики Калмыкия на 2002 - 2006 гг. В целях поощрения деятельности по пропаганде и развитию калмыцкого языка была утверждена премия «Келни белг» («Родник мудрости»). Для особо отличившихся педагогов калмыцкого языка Глава Республики Калмыкия ввел награждение путевкой к соотечественникам в Синьцзян-Уйгурский автономный район Китайской Народной Республики. В средних школах были введены аттестационные экзамены по калмыцкому языку. Значимость вопроса возрождения калмыцкого языка также подтверждается объявлением 2008 г. в республике Годом калмыцкого языка.

Однако, по мнению автора, решение проблемы зависит не столько от принятия административных мер, а в первую очередь от уровня самосознания самого народа, желания учащихся изучать, связанного со слабой востребованностью в социуме. Необходимо также отметить, что, несмотря на большую научную, методологическую работу специалистов за два десятилетия в республике отсутствуют учебно-методические комплексы, соответствующие объективным условиям преподавания родного языка на уровне иностранного во многих учебных заведениях республики. О критическом состоянии калмыцкого языка свидетельствует низкий уровень владения родным языком титульными представителями народа. Социологические исследования показывают, что старшее поколение сохранило свою речь, среднее поколение обладает пассивным языком [8].

В связи вышеизложенным, важно обозначить определяющую роль буддизма в современных идентификационных процессах калмыков. Исторически буддизм был одним из основных маркеров для калмыцкого этноса, существовавшего в многовековом инокультурном окружении восточнославянских и северокавказских народов. И в настоящее время буддийская конфессия вносит весомый вклад в пропаганду, сохранение и развитие национальной калмыцкой культуры в целом [7].

Со второго десятилетия XXI в. начинается третий период этнического возрождения калмыцкого народа, который отмечен созданием общественных организаций национально-культурной направленности. Особым явлением в современных этнокультурных процессах калмыцкого народа стало создание Центра развития современной ойратской культуры «Тенгрин уйдл» («Млечный путь»), основные задачи которого являются: «1) Пробудить национальное самосознание; 2) Создать разговорную язы-

ковую среду; 3) Заложить этническую культурную основу для будущих поколений; 4) Развивать культ здорового образа жизни» [9]. Девиз организации: «Цаг ирв!» («Время пришло!»).

Созданный в 2010 г., Центр инициирует много различных проектов. Первым его мероприятием стал конный поход «Дорогой ойратов» на священную гору Богдо, расположенную в Астраханской области. По всему маршруту двухнедельного похода Элиста - Кетченеры - Цаган-Нур - Цаган Аман - Астраханская область проводились различные акции, концерты, национальные игры [5].

Данная организация ведет активную издательскую деятельность. Члены Центра возобновили выпуск газеты «вердин зэцг» («Ойратские известия», основанные известным калмыцким просветителем Номто Очировым в 1917 г.). На страницах этого издания авторы апеллируют к истории, боевому искусству, рассказывают о национальных праздниках и традициях калмыков, обсуждают острые проблемы калмыцкого общества, например, демографическую [4]. За несколько лет существования Центр издал серию тематических детских книжек-раскрасок, которые очень востребованы детскими садами, школами, родителями; открытки, посвященные калмыцкому празднику Цаган Сар; календари, приуроченные 200 - летию участия калмыцких воинов в Отечественной войне 1812 г.

Активисты «Тенгрин уйдл» не ограничиваются публикациями на страницах своей газеты. Они печатают свои материалы и в других изданиях: «Элистинский курьер», «Элистинская панорама», «Реклама Элиста». В 2011 г. организация провела большую просветительскую работу по разъяснению смысла праздника Цаган Сар, традиций и обычаев, с ним связанных. Были подготовлены и распространенны 10 тыс. экземпляров буклетов, посвященных Цаган Сар. Центр пропагандируют свои идеи и по радио. Так, четыре радио ролика о Цаган Сар транслировались на «Европа+Элиста» и «Ретро FM».

Необходимо особо отметить проект организации «Улан залата баhчуд», посвященной пропаганде достижений талантливой калмыцкой молодежи. В 20011 г. был выпущен календарь с фотографиями молодых людей, проявившими себя в искусстве и спорте. В целом деятельность организации «Тенгрин уйдл» ориентирована на работу с молодым поколением. Популяризация национальный идей вызывает интерес у подрастающего поколения к историческому прошлому своего народа, культуре предков.

В целях создания в Элисте калмыцкой языковой среды Центр организовал «Ой-ратский клуб», заседания которого проводятся каждую пятницу. 1 сентября 2012 г. члены центра выступил с инициативой проведения акции «Улан зала» и «Xальмгаhар куундий!». Всем желающим были розданы улан зала (красные кисточки - символ принадлежности ойратским племенам), а умеющим говорить на калмыцком языке и желающим на нем общаться значок с изображением “бир^’.

В последние годы в этнокультурных процессах стало принимать участие и студенчество. Наиболее ее активная часть создала в 2010 г. организацию «Иткл» («Вера»)

- калмыцкий этномобилизирующий молодежный центр. Главными целями ребят являются: возрождение и развитие калмыцкой культуры, родного языка, калмыцкой литературы, традиционной религии буддизма, национальных видов спорта.

Все активисты в совершенстве владеют родным языком, поют, пишут стихи и песни на калмыцком языке. На своих концертах они исполняют как народные, так и собственного сочинения. Помимо этого иткловцы танцуют и ставят сценки-миниатюры. Ими каждую субботу в аудитории калмыцкого факультета КГУ проводятся вечера

«Итклин хург», куда приглашаются все желающие практиковать свою любовь к родному языку, культуре. В 2011 г. они учредили премию от своей организации каждому ученику, занявшему первое место в республиканской олимпиаде по номинациям калмыцкий язык и калмыцкая литература.

Иткловцы проводят молодежные этновечера «БаЬчудын нэр», где под звуки живых инструментов танцуют калмыцкие танцы, поют любимые народные песни, общаются на родном языке. За первый год своей деятельности молодые ребята выступили с концертами во всех районах республики, которые никого не оставили равнодушными, ни старшее поколение, ни молодежь. Об этом свидетельствуют и отзывы в форумах: «Я была на концерте в ГКЗ... видела мужчину-калмыка, который утирал слезы радости со старческого лица, а в глазах была радость ... ну, что еще сказать?» [10].

Несмотря на то, что направления деятельности «Иткл» схожи с организацией «Тенгрин уйдл», отличительной чертой является их сотрудничество с Центральным хурулом республики. Иткловцы совместно с хурулом проводят благотворительные акции в социальных учреждениях республики. Молодыми монахи принимают участие в поездках ребят по районам, читают лекции, проводят молебны.

Таким образом, в начале второго десятилетия ХХ в. мы видим изменение отношения к своему языку, положительные примеры роста самосознания народа. Подводя итоги, можем отметить новый уровень развития этнокультурных процессов калмыцкого народа, активное включение в этот процесс конфессионального фактора. Ценности традиционной культуры обеспечивают защиту, становятся средством адаптации, приспособления к модернизационным процессам, культурным инновациям, которые угрожают ментальной идентичности.

Список литературы

1. Бадмаев В.Н. Духовная культура калмыцкого этноса: теоретико-методологические аспекты исследования // Духовная культура этноса. Материалы круглого стола, посвященного 40-летию кафедры философии и культурологи / В.Н. Бадмаев и др.

- Элиста: Изд-во КалмГУ, 2012. - С. 9-17.

2. Бакаева Э.П. Добуддийские верования калмыков. Научное издание. - Элиста, 2003. - С 321.

3. Батырева С.Г. Буддийское изобразительное искусство // История Калмыкии с древнейших времен до наших дней: В 3-х т. - Элиста, 2009. - Т. III. - С. 158-169.

4. Захаров Б. Демография с точки зрения семьи // Оордин зянг - 2012. - Август. №5 (10).

5. Лиджиева А. Конный поход ойратов // Известия Калмыкии. - 2010. - 21 мая.

6. Марзаева М.Б. Особенности процесса возрождения буддизма в Республике Калмыкия // Научные проблемы гуманитарных исследований. - Пятигорск. - 2010. -Выпуск 7. - С. 32-36.

7. Марзаева М.Б. О роли буддийской конфессии в развитии современной калмыцкой культуры // Научная мысль Кавказа (Ростов-на-Дону). - 2011. - №1, ч.2 (65).

- С. 126-130.

8. Намруева Л.В. Этнокультурная идентичность калмыков (по итогам опроса 2010 г.) // Духовная культура этноса. Материалы круглого стола, посвященного 40-летию кафедры философии и культурологи / В.Н. Бадмаев и др. - Элиста: Изд-во КалмГУ, 2012. - С. 132-137.

9. Электронный ресурс http: // tengrin.ru/ дата обращения 24 июля 2012 г.

10. Электронный ресурс http: // forum.kalmyk.ru/index.php?showtopic=35153/ дата обращения 20.02.2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.