Сергей Мелков
ИДЕИ В.С. МУХИНОЙ О СТРУКТУРНЫХ ЗВЕНЬЯХ САМОСОЗНАНИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. Рассматриваются идеи В.С. Мухиной о структурных звеньях самосознания как методологическая основа для понимания особенностей гендерной идентичности личности.
Обсуждается половая идентификация как процесс и результат гендерной социализации человека. Половая идентификация рассматривается как одно из базовых структурных звеньев самосознания, сопряженное с другими его структурными звеньями, раскрывающими психологические особенности человека как личности.
Анализируются особенности гендерной идентичности личности в контексте содержания пяти структурных звеньев самосознания, выделенных В.С. Мухиной: 1 - идентификация с именем, духовной и телесной сущностью человека; 2 - притязания на признание как выражение социальных устремлений человека; 3 - половая идентификация как гендер-ные ориентации человека и осознание себя в сфере пола; 4 - психологическое время личности: индивидуальное прошлое - настоящее - будущее, сопряженное с историческим временем всего человеческого рода; 5 - социально-нормативное пространство личности, определяемое морально-нравственными установлениями общества.
Ключевые слова: научная школа «Феноменология развития и бытия личности» В.С. Мухиной; структурные звенья самосознания; имя и телесное воплощение души; притязания на признание; половая идентификация; психологическое время личности; социально-нормативное пространство личности; пол; гендер; сексуальность; гендерное измерение личности; гендерное самосознание; гендерная идентичность личности; гендерная социализация; гендерная роль; тело; телесность; маскулинность; фемининность; андрогинность; бодипозитив; отчуждение; инаковость; образы мужчины и женщины; третий пол; гермафродитизм; транссексуальность; бинарная гендерная модель; половая идентичность; сексуальная идентичность: гетеросексуальность, бисексуальность, гомосексуальность, асексуальность, пансексуальность; сексуальность и власть; контроль сексуальности; врастание в культуру; общество потребления; любовь; половое влечение; психологическое кап-сулирование; депривация; механизмы идентификации-обособления.
Концепция личности В.С. Мухиной
Гендерная идентичность
Половая идентификация
Психологическое обретение пола
Концепция В.С. Мухиной, несомненно, является одной из немногих современных теорий личности, предлагающих универсальное понимание широкого спектра проблем психологии человека, раскрывающих уникальность его внутреннего мира как личности. В качестве одной из таких проблем можно выделить гендерное измерение личности, которое будет обсуждаться мною в контексте идей научной школы «Феноменология развития и бытия личности» моего учителя В.С. Мухиной.
Говоря о гендерном измерении личности, я имею в виду совокупность внешних и внутренних условий, выстраивающих гендерное самосознание человека — его представления о себе и о других как представителях пола, а также содержание этого самосознания. Центральным ядром гендерного самосознания является гендерная идентичность личности, под которой понимается «система внутриличностных смыслов, присвоенных и самостоятельно выстроенных, определяющих наше отношение к себе и к другим как представителям пола, а также выражение этого отношения во внешности и поведении» [1, с. 166—167].
Для понимания особенностей содержания и развития гендерной идентичности личности следует обратиться к идее В.С. Мухиной о половой идентификации как третьем структурном звене самосознания, которое ученый определяет как «единство самосознания, мотивов поведения, поступков в обыденной жизни человека, причисляющего себя к определенному полу и принимающего на себя предписанную традициями соответствующую половую роль, а также телесную представленность в позах, жестах, движениях» [2, с. 609]. Половая идентификация — это процесс и результат гендер-ной социализации человека, а также его внутренняя работа по осмыслению и выстраиванию своих личностных особенностей как представителя пола, результатом чего является гендерная идентичность личности.
Гендерная идентичность личности, имея базовые, относительно неизменные образования, которые формируются на первых годах онтогенеза, тем не менее развивается на протяжении всей жизни человека, обогащаясь различными нюансами самовосприятия и особенностями межполового взаимодействия. В.С. Мухина писала, что «психологическое обретение пола происходит с раннего возраста до взрослости. <.. .> Идентификация со своим полом имеет столь глубокое проникновение в самосознание личности, что оказывается интегрированной во все звенья самосознания» [Там же]. Разде-
Структурные звенья самосознания
Идентификация с именем
Взаимосвязь между именем и полом
ляю идею ученого о половой идентификации как одной из базовых структур самосознания, сопряженной с другими его структурными звеньями, раскрывающими психологические особенности человека как личности.
Считаю продуктивным анализировать особенности гендерной идентичности личности в контексте содержания пяти структурных звеньев самосознания, выделенных В.С. Мухиной в ее концепции личности: 1 — идентификация с именем, духовной и телесной сущностью человека; 2 — притязания на признание как выражение социальных устремлений человека; 3 — половая идентификация как гендерные ориентации человека и осознание себя в сфере пола; 4 — психологическое время личности: индивидуальное прошлое — настоящее — будущее, сопряженное с историческим временем всего человеческого рода; 5 — социально-нормативное пространство личности, определяемое морально-нравственными установлениями общества [2, с. 503—735].
Первое структурное звено самосознания предполагает идентификацию со своим именем, «которое позволяет иметь не только социальный знак, выделяющий и индивидуализирующий его [человека] среди других людей, но и глубоко интимную эмоциональную связь со своими телесными, психическими и социальными особенностями» [Там же, с. 543]. Имя — это социальный знак личности, и этот знак, как правило, гендерно окрашен. Есть имена мужские и имена женские, которые несут в себе культурные значения и смыслы, в том числе сопряженные с гендерными особенностями человека. Например, мужское имя Андрей «в переводе с древнегреческого языка (Андреас) означает "мужественный", "отважный". Также существует перевод "мужчина", "человек"» [3]. Женское имя Галина «в переводе с древнегреческого означает "спокойная", "тихая", "безмятежная". Именно так звали одну из морских нимф. Поэтому имя Галина также переводят как "морская гладь"» [4].
Идентифицируясь с именем, ребенок одновременно присваивает и гендерные особенности, с ним связанные, через отношение взрослых и сверстников, которые по имени способны определить половую принадлежность человека. Жесткие корреляции между значением имени и полом неоднозначно оцениваются в современном обществе. Так, в США существует общественное движение, выступающее за гендерно-нейтральное имянаречение детей, когда по имени невозможно определить половую принадлежность ребенка, что поможет ему справляться с негативным воздействием гендерных стереоти-
Идентификация с телом
пов и, как следствие, будет способствовать искоренению гендерной дискриминации в будущем [5]. В других странах наблюдаются обратные тенденции. В Германии и Дании существуют государственные ограничения на гендерно-нейтральные имена, что объясняется заботой о психическом здоровье ребенка, который, обладая нетипичным для своего пола именем, может столкнуться с травлей сверстников в школе, чрезвычайно чувствительных к любому гендерному несоответствию [6].
Таким образом, можно говорить о неоспоримом значении имени для развития гендерной идентичности личности, что требует особого такта в этом вопросе.
Помимо имени, ключевым для первого структурного звена самосознания является и идентификация с собственным телом. Тело — это совокупность анатомо-физиологических признаков, определяющих биологическую принадлежность к тому или иному полу. И.С. Кон писал: «В отличие от духа, который может быть "чистым" и "абстрактным", тело всегда конкретно: оно имеет размер, цвет кожи, расу и, самое главное, пол. Дух может быть бесполым, тело — нет» [7, с. 8]. Биологический пол человека, воплощенный в особенностях организации его тела, является предпосылкой для развития гендер-ной идентичности личности.
Размышляя о соотношении тела и гендера, И.С. Кон развития гендернои писал: «Мужское и женское тело объективно отличаются
идентичности
друг от друга множеством анатомических половых признаков. Но как именно эти различия осмысливаются, символизируются и изображаются, зависит от культуры и социальной организации общества. Телесный канон — не природная данность, а аспект социально-культурных представлений о маскулинности (мужское начало, мужественность) и фемининности (женское начало, женственность)» [Там же, с. 9]. Заданные природой половые характеристики тела выступают маркерами, определяющими развитие гендерной идентичности, опосредуясь отношением взрослых к ребенку как к мальчику или девочке со всем сопутствующим набором гендерных установок, а в дальнейшем и самоотношением человека к особенностям своей телесности в контексте сложившейся у него системы ценностных ориентаций.
Гендерные особенности личности проявляются в позах и движениях тела. В каждой культуре есть типично мужские и типично женские позы, жесты, мимика и пр. Одним из ярких примеров выражения маскулинности и фемининности посредством человеческого тела является аргентинское танго — страстный ритмичный
Тело
как основа
Культурное выражение телесности
Взаимосвязь тела и
гендерной
идентичности
Тело в обществе потребления
Бодипозитив
Принятие тела и отчуждение от него
танец, в котором партнеры гендерно и сексуально поляризованы [8]. Овладение различными способами культурного выражения телесности определяет особенности гендерной идентичности личности. В свою очередь, особенности гендерной идентичности определяют их выражение посредством тела.
Тело и гендерная идентичность имеют взаимообус-ловливающие связи. С одной стороны, биологически данные особенности тела могут способствовать усилению и закреплению гендерной идентичности, являясь базой для соотнесения себя с гендерными нормами культуры с последующим их присвоением. С другой стороны, возможны случаи непринятия гендерных норм относительно своей биологической половой принадлежности, что может выражаться в различных искусственных модификациях тела, крайним вариантом чего являются операции по смене пола.
В современном мире тело нередко воспринимается в потребительском смысле: как внешний инструмент для выражения себя, модный аксессуар, товар на рынке, который можно изменить согласно своим амбициям. Отчуждение от природно данной телесности порождает множество психологических проблем, которые неизбежно отражаются и на особенностях гендерной идентичности личности.
Несоответствие между реальными особенностями тела человека и навязываемыми ему эталонами красоты современными СМИ — одна из значимых проблем современного общества. Одной из реакций на эту проблему стал бодипозитив (от англ. body positive — позитив тела, положительное отношение к нему) — «движение за право комфортно ощущать себя в своем теле при любой внешности, свободно самовыражаться, а также принимать тела других людей такими, какие они есть» [9]. Последователи бодипозитива, отстаивающие идею условности стандартов красоты, выступают за принятие любых особенностей внешности человека, в том числе являющихся результатом болезни, травмы или личного решения. Они выступают за принятие полноты или худобы тела, допустимость отказа от эпиляции у женщин, нормальность подростковых прыщей и других телесных проявлений, не вписывающихся в эстетические каноны современности.
У бодипозитива, как и у любого другого социального явления, есть свои перекосы. С одной стороны, принятие особенностей тела служит одним из условий гармоничного развития личности вообще и гендерной
Притязания на признание
Развитие родовой половой
идентификации в раздельном труде
Многообразие ген-дерного измерения современного общества
идентичности в частности. С другой стороны, у последователей бодипозитива, особенно в подростковом возрасте, можно наблюдать подмену принятия тела отчуждением от него. Так, например, подросток с избыточной массой тела, испытывая по этому поводу давление сверстников, может находить временное утешение в идее о том, что главное — это душа, личность, а тело не имеет никакого значения. Однако идентификация с телом как компонентом самосознания, его первым структурным звеном неизбежно определяет и особенности личности. Принятие тела предполагает и заботу о нем, отчуждение от тела — нет, то есть забота о теле — это забота и о личностном развитии.
Отчуждение от тела, как и идентификация с ним, его особенностями и способами выражения телесности, несомненно, определяет особенности гендерной идентичности личности.
Второе структурное звено самосознания — притязания на признание человека, что «позволяет ему развиваться в пространстве социальных отношений людей, реагировать на свой индивидуальный путь и осуществлять личностный рост в физическом, психическом и духовном отношении.
Человеческое бытие неотторжимо от социальных отношений людей и от притязаний на общественное признание» [2, с. 593]. Солидаризируясь с таким пониманием В.С. Мухиной сущности притязаний на признание, считаю, что человек как представитель пола, безусловно, ориентируется на гендерные ожидания общества и стремится утвердить себя в них как мужчина или как женщина, в некоторых случаях отстаивая свое право быть иным — ни тем ни другим или всем сразу.
В.С. Мухина писала о том, что половая идентификация родового человека развивалась через притязания на признание в раздельной трудовой деятельности: «Выполнение родового долга, утверждение себя как представителя определенного пола давало возможность человеку притязать на признание членов своего рода. Индивидуальные особенности человека имели значение для рода только в сфере родового долга, поэтому и цена каждого родового индивида зависела от его умений, его производительности и пользы для остальных.
Половая идентификация имела значение прежде всего в успехе, связанном с деятельностью» [Там же, с. 608].
Если родовая культура предоставляла четкие и однозначные возможности для утверждения себя как мужчины или как женщины в типичной для каждого
Альтернативные эталоны образов мужчины и женщины
Вариативность
притязаний
на признание полов
Стремление быть принятым в выбранной гендерной роли
пола трудовой деятельности, то в современном обществе нет такой однозначной зависимости между особенностями выбранной профессии, успехами в ней и состоятельностью человека как представителя пола по отношению к собственным притязаниям и ожиданиям общества. Сегодня определяющим в утверждении себя как мужчины или как женщины становится многообразие индивидуальных особенностей человека, его личные приоритеты и ориентации на те или иные референтные группы и субкультуры со своим специфическим набором гендер-ных ценностей, подчас противоречащих друг другу.
Гендерное измерение современного общества не является таким однозначным и монолитным, как в родовых культурах.
Наличие в культуре альтернативных эталонных образов мужчины и женщины с разными нюансами и оттенками гендерных характеристик личности дает многообразие возможностей для утверждения себя как представителя определенного пола. Для кого-то определяющим остается выбранная профессия (утверждение мужественности в военной службе, женственности — в заботе медсестры о больных), кто-то утверждает себя в спорте (будь то бокс или бальные танцы), для кого-то главным в утверждении себя как мужчины или как женщины становится пространство семьи и семейные роли (заботливая мать, отец-добытчик и пр.), кто-то утверждает свою гендерную роль в сексуальных отношениях, для кого-то определяющим становится выражение половой принадлежности через внешность и пр.
Следует отметить, что в современном обществе нет жесткого разделения притязаний на признание полов во всех вышеобозначенных сферах, что определяется индивидуальными особенностями и системой ценностных ориентаций уникальной личности. Так, отдельная женщина может утверждать свою половую принадлежность через военную службу, соотнося свой образ с силой и отвагой древнегреческих амазонок, а отдельный мужчина может видеть себя заботливым хранителем домашнего очага, реализующим свою гендерную роль в создании семейного уюта и заботе о детях.
Несмотря на многообразие вариантов утверждения своей половой принадлежности, люди все равно притязают быть принятыми обществом в выбранной гендерной роли, даже если ее особенности выходят за рамки общепризнанной гендерной нормативности, что может порождать внутриличностные конфликты, неизбежно определяющие особенности гендерной идентичности личности.
Половая идентификация
Признание половой идентичности в физическом плане
Третий пол
Их создала природа
Третье структурное звено самосознания — половая идентификация - «несет в себе ценностные ориентации человека на свой пол как социальную роль, как сексуальную потенцию и сексуальное поведение. Она включает психологическое признание своей идентичности со своим полом в физическом, социальном и психологическом плане» [2, с. 608]. Я разделяю такое понимание сущности половой идентификации, сформулированное В.С. Мухиной.
В данной работе рассматриваются взаимоналожения половой идентификации с другими структурными звеньями самосознания. При этом половая идентификация имеет свое специфическое содержание в понимании сущности человека как личности, играющее ключевую роль в развитии особенностей гендерной идентичности личности.
Результатом развития половой идентификации является признание половой идентичности в физическом плане. Это не просто принятие своего тела со всеми присущими ему анатомо-физиологическими особенностями, что рассматривалось мною ранее в контексте первого структурного звена самосознания. Это принятие строения своего тела в контексте биологических признаков пола (строение гениталий, общая телесная конституция, определяемая в том числе и гормональным фоном организма, появление вторичных половых признаков в пубертате и пр.), которые четко позволяют определять себя как мужчину или как женщину, или как представителя иного пола и соответствуют ожиданиям самого человека в контексте его внутреннего самоощущения.
Проблема принятия биологических признаков пола, касается ли это неудовлетворенности формами или размерами отдельных частей тела, особенностей звучания голоса, излишнего волосяного покрова ног у женщин или слишком редкой бороды у мужчин, волнует многих людей, неизбежно оказывая влияние на развитие гендерной идентичности личности. Однако особенно остро эта проблема стоит в ситуации гермафродитизма и транссексуальности — несоответствия внутреннего самоощущения с природно данным полом, воплощенным в теле человека. А.И. Белкин писал: «Между двумя полами нет четкой границы. Есть обширное нейтральное пространство. Его наполняют люди, которых нельзя отнести ни к мужскому, ни к женскому полу.
В подавляющем большинстве это люди глубоко несчастные. Они кажутся окружающим странными,
Разнообразие третьего пола
Несоответствие пола самоощущению как трагедия личности
Законодательное признание третьего пола
ненормальными , они вызывают недоумение, а иногда даже страх и враждебность. Но это живые люди. Такими, какие они есть, их создала природа. Общество обязано признать факт их существования. <...>
По составу третий пол разнообразен. Одних его представителей можно сразу угадать по непривычному строению тела. Другие, наоборот, внешних отличий не имеют. Но во всех случаях есть биологическая основа этой выпадающей из нормы половой принадлежности. Его своеобразная психология. И есть специфические черты поведения, которые во многом зависят не только от психологии, но и от невозможности найти свое, законное место в обществе, построенном на взаимодействии двух основных полов» (курсив мой. — С.М.) [10, с. 6].
Исподволь переживаемое несоответствие между внутренним самоощущением и наличным биологическим полом является колоссальной трагедией для психологического благополучия личности, поскольку переживание своего пола — одна из составляющих фундамента для развития самосознания человека, его чувства целостности и тождественности самому себе. Подобная ситуация порождает мучительный поиск себя и своего места в обществе, который может не завершиться на протяжении всей жизни человека, порождая массу сопутствующих психологических проблем. Стремление к модификации тела в соответствии с внутренним половым самоощущением личности может стать основным мотивом, определяющим всю последующую жизнь человека.
Сегодня в западном обществе отношение к людям третьего пола меняется в сторону принятия их индивидуальных особенностей. В ряде стран Южной Азии (Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал) законодательное признание третьего пола связано в основном с исконными культурными традициями существующих там древнейших каст [11]. В западных странах, таких как Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, законодательное признание третьего пола является следствием развития гражданского общества и борьбой с гендер-ной дискриминаций. В конце 2017 года к этим странам присоединилась и Германия, когда Федеральный конституционный суд принял решение о регистрации третьего пола в ЗАГСах, отмечая, что «действующее утверждение, что пола только два — мужской и женский, нарушает запрет на дискриминацию. А право личности защищает половую идентичность тех, кто в течение продолжительного времени не может причислить себя ни к мужскому, ни к женскому полу» [12].
Неоднозначное отношение к легализации третьего пола
Роковые решения, ломающие судьбу
Не вписывающиеся в бинарную гендерную модель
Типичных мужчин и женщин всегда большинство
Признание половой идентичности в соци альном и психологическом плане
Законодательное признание третьего пола вызывает неоднозначные переживания в нашей стране, в том числе и у научного сообщества, несмотря на то что этот феномен реально существует в природе. Ряд ученых считает, что подобное положение дел подрывает основы личности, поскольку половая идентификация формируется с самого раннего возраста через особое отношение к ребенку как к мальчику или девочке, через гендерно полярные игрушки, игры, одежду. Если к ребенку не будет соответствующего отношения как к мальчику или девочке, то непонятно, кто в итоге из него вырастет, кем он в итоге станет и как будет выстраивать свои отношения в гендерно биполярном обществе.
С моей точки зрения, такие опасения безосновательны, поскольку законодательное признание третьего пола абсолютно не исключает наличие мужчин и женщин и совершенно не запрещает родителям относиться к ребенку как к мальчику или девочке в ситуации, когда пол ребенка и особенности его гендерных проявлений очевидны для окружающих. При этом юридический статус третьего пола обеспечивает права новорожденных гермафродитов, ограничивая роковые решения хирургов по коррекции половых признаков, которые в будущем могут не совпадать с реальным самоощущением человека и сломать его судьбу, не давая возможности самостоятельно определять себя в сфере пола.
Законодательное признание третьего пола дает возможность взрослому человеку, который по своим внешним проявлениям и/или внутреннему самоощущению не вписывается в традиционную бинарную гендерную модель, защитить свой личностный статус и найти свое место в обществе, обрести психологическую гармонию с самим собой и не издеваться над своим телом в угоду общепризнанным стандартам мужских или женских половых признаков.
Законодательное признание третьего пола — это возможности для психологического благополучия и социализации некоторых членов общества, а не запреты и ограничения для типичных мужчин и типичных женщин, которых всегда будет подавляющее большинство, если в будущем природа не сыграет с нами злую шутку, очистив Землю от человечества через накапливающиеся генные мутации за наше пренебрежительное и потребительское отношение к ней.
Результатом развития половой идентификации также является признание половой идентичности в социальном и психологическом плане. Когда мы рассма-
Гендерная идентичность и гендерная роль
Многообразие типов гендерной идентичности личности
Пол как выражение индивидуальности
триваем половую идентичность в социальном плане, то говорим о гендернойроли как о совокупности поведенческих проявлений, особенностей межполовых взаимоотношений, внешнего выражения своей половой принадлежности и пр. Когда мы рассматриваем половую идентичность в психологическом плане, то говорим о гендерной идентичности личности как об отношении человека к себе как представителю пола со всем набором присущих ему гендерных характеристик.
Понятие «гендерная роль» впервые было введено и разграничено с понятием «гендерная идентичность» профессором медицинского факультета Университета Джона Хопкинса (Балтимор, США) Джоном Мани, который в соавторстве с П. Такер писал: «Гендерная идентичность — это ваше ощущение себя в качестве мужчины или женщины. Гендерная роль — это всё, что выражает ваше ощущение себя в качестве мужчины или женщины. В гендерную роль входят все ваши мысли, чувства, слова и поступки, которые указывают — вам самим и другим людям — на то, что вы мужчина или женщина. Гендерная идентичность и гендерная роль — это не два различных понятия, а различные аспекты одного явления, как две стороны одной монеты. Ваша гендерная идентичность является внутренним переживанием вашей гендерной роли; ваша гендерная роль выражает вашу гендерную идентичность» [13, с. 132].
Безусловной заслугой Дж. Мани является то, что он одним из первых стал заниматься проблемами гендерной роли и гендерной идентичности личности, заложив основы для изучения этих феноменов последующими исследователями. Однако сегодня очевидно, что реально особенности гендерной идентичности не ограничиваются ощущением себя только как мужчины или как женщины. Возможны и альтернативные варианты, которые мы наблюдаем в повседневной жизни людей.
Так, социальная сеть Facebook для англоязычных пользователей в 2014 году при заполнении личных данных профиля предложила для выбора 58 типов гендерной идентичности. Однако уже в 2015 году, по предложениям пользователей, Facebook окончательно отказался от заданной гендерной категоризации, предложив всем самостоятельно добавлять варианты типов гендерной идентичности, если их нет в указанном перечне [14], что отражает основные тенденции западного общества в восприятии человеком себя в сфере пола и выражении собственной индивидуальности. С одной стороны, здесь есть свои перегибы в психологи-
Гендерная роль как выражение гендерной идентичности
Многообразие
сочетаний
особенностей
гендерной
идентичности
и способов
ее выражения
Пол и сексуальность
Трансгомосексуальность
ческом осмыслении пола, с другой — существует очевидная потребность людей в поиске гендерного самовыражения, что свидетельствует о назревающем кризисе традиционной бинарной гендерной модели общества.
Гендерная роль как выражение гендерной идентичности также не всегда совпадает с самоощущением себя в качестве мужчины или женщины, или лица третьего пола. Например, можно ощущать себя мужчиной, а выражать гендерную роль иначе, как это было показано мной на примере анализа частного случая конструирования гендерной идентичности [15]. Кроме того, люди, ощущающие себя между мужчиной и женщиной, в своем поведении могут никак не выражать специфические особенности гендерной идентичности личности, опасаясь общественного порицания или же не имея внутриличност-ных противоречий между особым самоощущением своей половой принадлежности и внешним выражением его, которое с точки зрения гендерных стереотипов может считаться типично мужским или типично женским. Наконец, трансвеститы, в отличие от транссексуалов, внутренне ощущают себя мужчинами, однако в обществе предпочитают играть типично женские роли.
Следовательно, можно говорить о многообразии сочетаний особенностей гендерной идентичности личности и способов ее выражения в социальном пространстве. Поэтому считаю уместным говорить о половой идентичности, когда речь идет исключительно о самоощущении себя как мужчины, женщины или лица третьего пола. Гендерная идентичность предполагает особенности отношения к себе и другим как представителям пола в контексте индивидуальной системы ценностных ориентаций личности. Гендерная роль — это способы выражения отношения к себе и к другим как представителям пола.
Половая идентификация как структурное звено самосознания предполагает рассмотрение и психологии сексуальности человека. Хотя пол и сексуальность человека тесно переплетены между собой и имеют взаимо-обусловливающие связи, тем не менее они являются параллельными психологическими феноменами, определяющими особенности личности в целом и гендерной идентичности в частности.
Ф.М. Мондимор, доктор медицины, психиатр, профессор Университета Северной Каролины в Чапел-Хил-ле (США), в рамках своей практики показал, что пол и сексуальная ориентация человека могут иметь множество комбинаций: «Эти состояния убеждают нас в том,
Взаимоналожения половой и сексуальной идентичности
Сексуальность как значимый конструкт для самоидентификации
что у человека психологический опыт бытия в качестве мужчины или женщины и психологический опыт влечения к мужчине или женщине представляют собой отдельные явления и могут существовать в различных комбинациях» (курсив мой. - С.М.) [16, с. 254]. Наиболее ярко это можно наблюдать в рамках феномена трансгомосексуальности, когда человек испытывает сексуальное влечение к противоположенному полу в рамках своих врожденных половых особенностей, однако сам ощущает острое несоответствие между своим врожденным полом и внутренним самоощущением. Такой человек не только определяет себя в качестве транссексуала, но и в контексте сексуальности воспринимает себя как гомосексуала, несмотря на то что испытывает сексуальное влечение к противоположному полу относительно своего врожденного пола. Очевидно, что в психологическом плане ключевую роль играет самоощущение человека в сфере гендера и сексуальности, а не врожденные анатомо-физиологические половые признаки.
Таким образом, сексуальная идентичность не определяет самоощущение человека как мужчины, женщины или лица третьего пола. И, наоборот, половая идентичность не определяет самоощущение человека как гетеросексуала, бисексуала или гомосексуала. Однако взаимоналожения половой и сексуальной идентичности определяют особенности их переживания человеком, ценностное отношение к ним и нюансы выражения этого отношения в социуме.
В современной культуре сексуальность является значимым конструктом для самоидентификации человека. Сегодня мы определяем себя не только как мужчину, женщину или лицо третьего пола, но и в контексте направленности сексуального влечения на тот или иной пол, что является сексуальной идентичностью человека как личности [17, с. 100-101]. Укоренившиеся в общественном сознании образы гетеросексуаль-ности, бисексуальности и гомосексуальности являются фундаментом для развития соответствующих сексуальных идентичностей человека на основе исподволь пробуждающихся сексуальных переживаний, навязывающих себя и не поддающихся сознательному контролю, как бы кто ни пытался искоренить их в себе. Сексуальная идентичность - это не просто признание и принятие своих сексуальных переживаний, но и присвоение определенного набора культурных ценностей и социальных стереотипов, приписываемых той или иной сексуальной группе.
Закрепление
периферических
сексуальностей
Контроль сексуальности
Врастание в культуру
В современной культуре сексуальная идентичность определяет не только особенности сексуального поведения, но и особенности личности в целом, являясь одним из значимых конструктов для выстраивания индивидуальности человека и его позиционирования в социуме. М. Фуко, анализируя историю развития человеческой сексуальности, пришел к выводу: «Имплантация перверсий есть некий эффект-инструмент: именно благодаря обособлению, усилению и укреплению периферических сексуальностей эти отношения власти к сексу и к удовольствию разветвляются и размножаются, размежевывают тело и пропитывают собой различные формы поведения. На этой передовой линии власти и обосновываются различные сексуальности, рассредоточенные и прикрепленные к тому или иному возрасту, месту, пристрастию, к тому или иному типу практик. Размножение сексуальностей через расширение власти, повышение цены власти, которой каждая из этих региональных сексуальностей предоставляет плацдарм для интервенции: это сцепление, особенно начиная с XIX века, обеспечивается и воспроизводится посредством бесчисленных экономических выгод» (курсив мой. - С.М.) [18, с. 149].
Таким образом, эволюция форм общественного контроля сексуальности заключается в переходе от тотального подавления всех ее проявлений, не связанных с репродуктивной функцией, к выделению многообразных типов периферийных сексуальностей, которые из потенциально свойственных любому из поведенческих актов, как правило греховных и/или преступных, становятся психологическими особенностями, определяющими тип личности, вокруг которого выстраивается ориентированная на него индустрия потребления. Социальный контроль сексуальности все больше переходит во внутрипсихологический план, порождая «нормальную» и «маргинальные» идентичности, носители которых выстраивают свое поведение через противопоставление альтернативным сексуальным группам.
Возникший в истории дискурс о сексуальности создает значения и смыслы, в контексте которых выстраивается индивидуальность современного человека, его идентичность. Эти значения и смыслы определяют врастание человека в культуру, очеловечивая половой инстинкт или направляя его в пространство стандартизированного потребления удовольствия. Поэтому для конструктивного развития личности необходимо создавать и развивать различные социальные институты,
позволяющие трансформировать слепое влечение в высокие человеческие отношения, построенные на любви и заботе о значимом другом, вне зависимости от того, на личность какого пола это влечение исподволь направлено [19, с. 89-91].
Дискурс Сегодня в западной культуре можно наблюдать
о дальнейшее развитие дискурса о человеческой сексу-
порождающий новые п
альности, выражающееся в манифестации отказа от
типы идентичности
сексуальной категоризации человека и навязанной типизации личности по направленности влечения на тот или иной пол, что определяется как квирнесс-иден-тичность (инаковость). Кроме того, возникают и другие альтернативные сексуальной идентичности, описывающие самоощущение человека в контексте его сексуальных переживаний. Например: асексуальность как самоопределение человека, не осознающего сексуального влечения и ориентированного исключительно на романтические отношения без последующих сексуальных контактов; пансексуальность как сексуальное влечение к людям вообще, вне зависимости от их пола, гендерной и сексуальной идентичности, возраста, строения тела и других особенностей, являющихся эталонными при выборе сексуального объекта, и др.
Четвертое структурное звено самосознания — психологическое время личности, которое В.С. Мухина рассматривает как «индивидуальное переживание своего физического и духовного изменения в течение времени, представленного прошлым, настоящим и будущим в отрезке объективного времени жизни в контексте субъективного восприятия временной непрерывности индивидуальной жизни. Вместе с тем психологическое время включает в себя прошлое, настоящее и будущее этноса, государства и человечества в той мере, в какой конкретный человек вмещает в индивидуальном сознании национальную и общечеловеческую культуру» [2, с. 700—701].
Следуя за идеями В.С. Мухиной о сущности психологического времени личности, нельзя не согласиться с тем, что гендерная идентичность переживается каждым человеком во временной перспективе, кем он был, кем стал и каким хотел бы себя видеть в будущем как представителя пола. С одной стороны, это определяется личными притязаниями каждого на его половую роль, на сексуальную потенцию, на особенности межполового взаимодействия и пр. С другой стороны, переживание себя как представителя пола в индивидуальном прошлом, настоящем и будущем зависит от специфики развития гендерной идентичности личности на всех эта-
Психологическое время личности
Притязания во времени
Время
в пространстве культуры
Депривация будущего и фиксация на прошлом
Взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего
Социально-нормативное пространство личности
пах онтогенеза, будь то проблема полового созревания в пубертатный период или возможные феминизация и угасание сексуального влечения в пожилом возрасте.
Наконец, масштабы овладения человеком опытом предшествующих поколений, качество его врастания в культуру будут определять его поведение и отношение к себе как представителю пола. Кто-то, проникнувшись идеями психоанализа, может искать истоки своих гендерных проблем в детских эпизодах бессознательной сексуальности. Кто-то будет впадать в уныние и с ужасом обнаруживать в своей телесности знаки угасающей сексуальности, воспринимаемые и как постепенную утрату своей половой принадлежности, маскируя ее вербальной пошлостью и другой компенсаторной псевдосексуальной активностью. Кто-то даже на поздних этапах онтогенеза, имея позитивные гендерные образы, будет комфортно ощущать себя в своей половой принадлежности, осваивая и реализуя новые гендерные роли, свойственные для этого периода жизни, будь то роль мудрого деда или заботливой бабушки, старейшины в своем экспертном сообществе или иконы элегантности и стиля и пр. Кто-то будет устремлен в созидание и творчество, иронично воспринимая гендерные ожидания и амбиции других, понимая условность половой принадлежности в масштабах развитой личности и то, что не только ими она определяется.
В ситуациях непринятия происходящих возрастных изменений половых признаков и угасания сексуального влечения и потенции возможна депривация психологического будущего, выражающаяся в отсутствии образа себя как зрелого или пожилого успешного представителя пола и/или в фиксации на психологическом прошлом, когда человек живет грезами, каким мужчиной или женщиной он был, пытаясь вернуть желаемый гендерный образ себя через неадекватное выражение его во внешности и поведении.
Безусловно, особенности переживания физического изменения тела и его половых признаков, а также трансформация духовного самоощущения как представителя пола во временной перспективе, будь то трагичность, нейтральность или позитивность, восприятие своей половой принадлежности в прошлом и будущем неизбежно будут определять особенности гендерной идентичности личности в настоящем.
Пятое структурное звено самосознания в концепции В.С. Мухиной — социально-нормативное пространство личности - определяется морально-нравственными ценностями общества, «значениями и смыслами
прав и обязанностей, сформулированных в истории этноса. Каждая культура несет в себе исторически обусловленную систему символов: предметы, одежда, жесты, традиционные способы выражения эмоций по исторически обусловленному поводу, чувство собственного достоинства и ценностное отношение к чувству достоинства другого человека - все имеет значения и смыслы, понятные (естественные) для людей общей культуры» [2, с. 719]. В этой связи считаю, что в каждой культуре есть свои табу и запреты, свои нормативные ожидания к гендерному выражению и поведению человека, свои эталонные образы мужчины и женщины.
Стереотипы Особенности гендерной идентичности личности
мужского и женского зависят от исторической эпохи и конкретной культуры,
которая задает стереотипы мужского и женского поведения. Несмотря на то что в современном мире эти стереотипы достаточно вариативны, люди готовы принимать и реализовывать их в своем поведении. С одной стороны, гендерные стереотипы необходимы для выстраивания понятных межполовых отношений, с другой - они могут ограничивать индивидуальное самовыражение и развитие личности, которая в силу тех или иных причин, будь то врожденные предпосылки, внешние обстоятельства или самостоятельный выбор, может не вписываться в существующую нормативность. Тогда человек вынужден самостоятельно конструировать свою ген-дерную идентичность, исходя из сложившейся у него системы ценностных ориентаций, отстаивать свое право быть «иным» в социальном пространстве и нести ответственность за поиск своего места в социуме.
Механизмы В.С. Мухина писала: «Несомненно, отношения муж-
идентификации- чины к женщине и женщины к мужчине обусловлены
обособления
неизбежной взаимностью и противопоставлением» (курсив мой. — С.М.) [2, с. 607]. Безусловно, межполовые отношения построены на балансе механизмов идентификации-обособления, на любви и конкуренции, стремлении к слиянию и обособленному выстраиванию ген-дерной идентичности по отношению к противоположенному полу. Очевидно, что на уровне социальных стереотипов есть мужские и женские права, а также мужские и женские обязанности. Тем не менее в современном обществе все чаще можно наблюдать посягательства на права и атрибуты противоположенного пола, будь то возможность для мужчин уйти в декретный отпуск и заботиться о новорожденном ребенке или права женщин на руководящие должности в военной или иной типично мужской сфере.
Возможности и риски расширения межполовых прав
Страх
и враждебность в межполовых отношениях
Права мужчин и права женщин
Опыт заимствования
социальных
отношений
С одной стороны, расширение межполовых прав и обязанностей дает возможность для максимальной реализации личностного потенциала человека с учетом его индивидуальных особенностей и амбиций, с другой — существует опасность нарушения тонкого баланса механизмов идентификации-обособления в межполовых отношениях, что может обернуться если не войной полов, то значительным обеднением возможностей ген-дерного самовыражения и взаимодействия.
Яркий пример — недавно разразившийся скандал о сексуальных домогательствах влиятельных персон Голливуда по отношению к своим менее титулованным коллегам, обслуживающему персоналу и др. Многим из них это стоило карьеры и привело к социальному остракизму. Одним из следствий скандала стала масштабная кампания в социальных сетях «#МеТоо» («#Я тоже»), в рамках которой миллионы людей выкладывали в публичное пространство описание пережитого ими опыта сексуальных домогательств, иногда относительно невинного, иногда заканчивавшегося насилием [20]. Еще одним следствием этого скандала и последующей общественной реакцией стало то, что многие американские и европейские мужчины начали бояться выражать свою симпатию к женщинам, а многие женщины стали враждебно воспринимать любые знаки внимания со стороны мужчин.
Реакцией на сложившуюся ситуацию стало открытое письмо женщин-представительниц французской интеллигенции, включая актрису Катрин Денев, в котором они выступили в поддержку права мужчин оказывать знаки внимания женщинам, при этом осуждая реальное насилие: «Женщины прекрасно знают о дикой и агрессивной природе сексуального желания. И мы достаточно четко отличаем неуклюжие попытки кого-то подцепить от сексуального насилия» [21]. Подобное обращение вызвало волну негодования среди феминисток и реальных жертв изнасилований, что вынудило К. Денев извиниться за поддержку прав мужчин активно демонстрировать свою сексуальную заинтересованность в женщинах.
Человеку присущ опыт заимствования социальных отношений и притязаний тех социальных групп и отдельных персон, с которыми он себя идентифицирует, что образно выразила В.С. Мухина в истории знакомого режиссера по профессии, но не по призванию: «Глядя на успехи других режиссеров, Эд дико завидовал им. Зависть - ненависть к ближнему за его преимущество
Как все режиссеры
Половой инстинкт как социальная ценность
Дисбаланс межполовых прав и обязанностей
перед тобой. Не-на-висть, не-на-висть — это чувство, искажающее личность, чувство, оскверняющее человеческий характер.
<...> Его амбиции теперь работали на то, чтобы ущемить другого или уличить его в неосведомленности в чем-то таком, что ему, Эду, хорошо известно. <...>
Под гнетом неадекватных амбиций и созданных им самим жизненных обстоятельств Эд нажил себе язву желудка. Но язва как болезнь — обычное дело для режиссера. <...> Ох уж эти сравнения...» (курсив мой. — С.М.) [2, с. 596—597]. Подражание распространяется на всю сферу человеческих притязаний, в том числе и сексуальных. Слабый смотрит на сильного. Ненависть рождается под гнетом неадекватных амбиций. И эти амбиции в ситуации реальных или воображаемых сексуальных домогательств могут исходить как со стороны мужчин в рамках сложившейся корпоративной культуры, так и со стороны женщин, которые могут сознательно использовать «слабости» мужчин, впоследствии проецируя на них ненависть к себе за свои прошлые поступки и нереализованные ожидания.
Аристотель в свое время упоминал, что каждый человек индивидуален, и один не должен притязать на то, на что притязает другой в соответствии со своей природой. Когда в одном бушует океан, в другом это только колыхание воды в плошке. Это верно и для межполовых отношений. У каждого свой сексуальный потенциал. В притязаниях нужно исходить из своих потенциалов и возможностей. Однако проблема в том, что половой инстинкт, изначально будучи биологической потребностью, приобретает социальную ценность, порождая неадекватные амбиции, способные разрушить как саму личность, так и тех, по отношению к кому эти ее неадекватные амбиции направлены.
Безусловно, сексуальное насилие недопустимо ни в какой форме, как и попытки использовать свою физическую силу, служебное положение и прочее для реализации сексуальных притязаний. Однако стоит ли нам отказываться от флирта, знаков внимания, выражения симпатии и других сложившихся в культуре способов межполового взаимодействия, которые субъективно в контексте индивидуальных особенностей гендерной идентичности могут быть расценены как сексуальные домогательства? Дисбаланс межполовых прав и обязанностей, доведенный до абсурда, способен значительно обеднить межполовые отношения, а возможно, и свести их на нет.
феномена структурных звеньев самосознания
Универсальность Человечеству необходимо найти баланс между сво-
и продуктивность бодой самовыражения личности, правом быть «иным» и обязанностями в рамках существующей гендерной нормативности, уважая и принимая в Другом личность со всей присущей ей совокупностью гендерных особенностей. Сущностно значимо понять гендерные особенности человека позволяет универсальная структура звеньев самосознания личности, предложенная В.С. Мухиной. Эта концепция, несомненно, является продуктивным методологическим инструментом и для исследования гендерной идентичности личности.
1. Мелков С.В., Кудрина А.В. Представления о ген-дере и гендерной идентичности в современном психоанализе // Развитие личности. — 2016. — № 3. — С. 165—186.
2. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). — 5-е изд., испр. и доп. — М., 2017.
3. Значение имени Андрей // Как зовут.РУ [Электронный ресурс]. — URL: https://kakzovut.ru/names/ andrey.html (дата обращения: 21.11.2017).
4. Значение имени Галина // Как зовут.РУ [Электронный ресурс]. — URL: https://kakzovut.ru/names/ galina.html (дата обращения: 21.11.2017).
5. Берегитесь! Грядет эпоха имен унисекс // ИноСМИ^и. - 17.11.2015 [Электронный ресурс]. -URL: http://inosmi.ru/social/20151120/234485551.html (дата обращения: 21.11.2017).
6. Имена, которыми запрещено называть детей в разных странах мира // Информационный портал «Винегрет». — 10.11.2017 [Электронный ресурс]. — URL: http://vinegred.ru/imena-kotorymi-zapreshheno-nazyvat-detej-v-raznyx-stranax-mira.html/ (дата обращения: 21.11.2017).
7. Кон И.С. Мужское тело в истории культуры. — М., 2003.
8. Степанов М.Ю. Аргентинское танго. Изменение поведенческих и психологических особенностей личности за время обучения // 39-й Всемирный танцевальный конгресс, CID UNESCO, Россия, Санкт-Петербург, 2015 [Электронный ресурс]. — URL: http://library.caminito.ru/ cid-unesco/39-всемирный-танцевальный-конгресс-cid-unesco/аргентинское-танго-изменение-поведе/ (дата обращения: 21.11.2017).
9. Женское движение Body Positive о теле, свободе и праве быть собой // Апрель медиа [Электронный
ресурс]. — URL: http://april-knows.ru/articles/zhenskoe_ dvizhenie_body_positive_o_tele_svobode_i_prave_byt_ soboy/ (дата обращения: 21.11.2017).
10. Белкин А.И. Третий пол. Судьбы пасынков Природы. - М., 2000.
11. Гостев А. Индийцы третьего пола // Радио «Свобода». Рубрика «Атлас мира». — 20.04.2014 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.svoboda.org/aZ25355873. html (дата обращения: 21.11.2017).
12. Масина Т. Третий пол официально появился в Европе // Информационный портал Дейтами. — 09.11.2017 [Электронный ресурс]. — URL: http://deita.ru/ news/tretij-pol-oficialno-poyavilsya-v-evrope/ (дата обращения: 21.11.2017).
13. Мани Дж., Такер П. Ориентация // Сексология: Хрестоматия / под науч. ред. Д.Н. Исаева. — СПб., 2001. — С. 126—133. — (Серия «Хрестоматия по психологии»).
14. 58 gender options not enough? Facebook now allows unlimited custom identities // Russia Today (RT). — 27.02.2015 [Электронный ресурс]. — URL: https://www. rt.com/usa/236283-facebook-gender-custom-choice/ (дата обращения: 21.11.2017).
15. Мелков С.В. Частный случай конструирования гендерной идентичности посредством новых знаков XXI века (на материале анализа позиции Кончиты Вурст) // Развитие личности. — 2015. — № 3. — С. 194—212.
16. Мондимор Ф.М. Гомосексуальность: Естественная история. — Екатеринбург, 2002.
17. Мелков С.В. Сексуальная идентичность в контексте современной культуры // Развитие личности. — 2007. — № 2. — С. 100—109.
18. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. — М., 1996.
19. Мелков С.В. Прочтение идеи Л.С. Выготского о врастании в культуру в контексте проблем нового времени // Развитие личности. — 2017. — № 1. — С. 76—93.
20. #MeToo — «Я тоже»: в соцсетях идет кампания против сексуальных домогательств // Русская служба «Голоса Америки». — 17.10.2017 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.golos-ameriki.ru/a/metoo-campaign/ 4072961.html (дата обращения: 21.11.2017).
21. Катрин Денев вступилась за мужчин, обвиненных в домогательствах // Сайт телеканала «24 МИР» [Электронный ресурс]. — URL: https://mir24.tv/news/ 16286161/katrin-denev-vstupilas-za-muzhchin-obvinen nyh-v-domogatelstvah
REFERENCES
1. Melkov S.V., Kudrina A.V. Predstavleniya o gendere i gendernoj identichnosti v sovremennom psikhoanalize. In: Razvitie lichnosti, 2016, no. 3, pp. 165-186 (in Russian).
2. Mukhina V.S. Lichnost': Mify i Real'nost' (Al'ternativnyj vzglyad. Sistemnyjpodkhod. Innovatsionnye aspekty). 5th ed., corrected and added. Moscow, 2017 (in Russian).
3. Znachenie imeni Andrej. In: Kak zovut.RU [Elektronnyj resurs]. URL: https://kakzovut.ru/names/ andrey.html (accessed: 21.11.2017) (in Russian).
4. Znachenie imeni Galina. In: Kak zovut.RU [Elektronnyj resurs]. URL: https://kakzovut.ru/names/ galina.html (accessed: 21.11.2017) (in Russian).
5. Beregites ! Gryadet epokha imen uniseks. In: InoSMI.RU. 17.11.2015 [Elektronnyj resurs]. URL: http://inosmi.ru/social/20151120/234485551.html (accessed: 21.11.2017) (in Russian).
6. Imena, kotorymi zapreshcheno nazyvat' detej v raznykh stranakh mira. In: Informatsionnyj portal "Vinegret". 10.11.2017 [Elektronnyj resurs]. - URL: http:// vinegred.ru/imena-kotorymi-zapreshheno-nazyvat-detej-v-raznyx-stranax-mira.html (accessed: 21.11.2017) (in Russian).
7. Kon I.S. Muzhskoe telo v istorii kul'tury. Moscow, 2003 (in Russian).
8. Stepanov M.Yu. Argentinskoe tango. Izmenenie povedencheskikh i psikhologicheskikh osobennostej lichnosti za vremya obucheniya. In: 39-j Vsemirnyj tantseval'nyj kongress, CID UNESCO, Russia, St. Petersburg, 2015 [Elektronnyj resurs]. URL: http://library. caminito.ru/cid-unesco/39-vsemirnyj-tantsevarnyj-kongre ss-cid-unesco/argentinskoe-tango-izmenenie-povede (accessed: 21.11.2017) (in Russian).
9. Zhenskoe dvizhenie Body Positive o tele, svobode i prave byt' soboj. In: Aprel' media [Elektronnyj resurs]. URL: http://april-knows.ru/articles/zhenskoe_dvizhenie_ body_positive_o_tele_svobode_i_prave_byt_soboy (accessed: 21.11.2017) (in Russian).
10. Belkin A.I. Tretij pol. Sud'by pasynkov Prirody. Moscow, 2000 (in Russian).
11. Gostev A. Indijtsy tret'ego pola. In: Radio "Svoboda". Rubrika "Atlas mira". 20.04.2014 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.svoboda.org/aZ25355873.html (accessed: 21.11.2017) (in Russian).
12. Masina T. Tretij pol ofitsial'no poyavilsya v Evrope. In: Informatsionnyj portal Dejta.RU. 09.11.2017 [Elektron-
140
№ 4 - 2017
nyj resurs]. URL: http://deita.ru/news/tretij-pol-oficialno-poyavilsya-v-evrope (accessed: 21.11.2017) (in Russian).
13. Money J., Tucker P. Orientatsiya. In: Seksologiya: Khrestomatiya. Under the scientific editorship of D.N. Isaev. St. Petersburg, 2001, pp. 126-133. Seriya "Khrestomatiya po psikhologii" (in Russian).
14. 58 gender options not enough? Facebook now allows unlimited custom identities. In: Russia Today (RT). 27.02.2015 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.rt.com/ usa/236283-facebook-gender-custom-choice (accessed: 21.11.2017)
15. Melkov S.V. Chastnyj sluchaj konstruirovaniya gendernoj identichnosti posredstvom novykh znakov XXI veka (na materiale analiza pozitsii Konchity Vurst). In: Razvitie lichnosti, 2015, no. 3, pp. 194-212 (in Russian).
16. Mondimore F.M. Gomoseksual'nost': Estestvennaya istoriya. Ekaterinburg, 2002 (in Russian).
17. Melkov S.V. Seksual'naya identichnost' v kontekste sovremennoj kul'tury. In: Razvitie lichnosti, 2007, no. 2, pp. 100-109 (in Russian).
18. Foucault M. Volya k istine: po tu storonu znaniya, vlasti i seksual'nosti. Moscow, 1996 (in Russian).
19. Melkov S.V. Prochtenie idei L.S. Vygotskogo o vrastanii v kul'turu v kontekste problem novogo vremeni. In: Razvitie lichnosti, 2017, no. 1, pp. 76-93 (in Russian).
20. #MeToo—"Ya tozhe": v sotssetyakh idet kampaniya protiv seksual'nykh domogatel'stv. In: Russkaya sluzhba "Golosa Ameriki". 17.10.2017 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.golos-ameriki.ru/a/metoo-campaign/4072961. html (accessed: 21.11.2017) (in Russian).
21. Catherine Deneuve vstupilas' za muzhchin, obvinennykh v domogatel'stvakh. In: Sajt telekanala "24 MIR". URL: https://mir24.tv/news/16286161/katrin-denev-vstupilas-za-muzhchin-obvinennyh-v-domogatelstvah (in Russian).