Проблемы развития и бытия личности
Сергей Мелков
ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ КОНСТРУИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ НОВЫХ ЗНАКОВ XXI ВЕКА (на материале анализа позиции Кончиты Вурст)
Аннотация. Рассматриваются особенности развития гендерной идентичности личности посредством присваиваемых знаков культуры, определяющих эталонные образы мужчины и женщины. Обсуждаются основания устойчивости знаков пола: 1 - биологическая предопределенность; 2 - социальная заметность. В качестве одного из них рассматривается борода как знак мужчины. Обсуждается несоответствие культурных знаков пола ожиданиям общества как результат особенностей социализации или сознательного выбора человека благодаря самоконструированию гендерной идентичности посредством внутренней позиции личности.
Представлен обзор смыслового наполнения образа бородатой женщины как несоответствия культурным эталонам пола в различные исторические эпохи: 1 - античность: двуполое божество, обладающее властью эроса; 2 - Средневековье: святость, выходящая за пределы пола; 3 - Новое время: необъяснимый феномен природы; 4 - современность: протест против жестких рамок гендерных ролей.
Анализируется содержательное наполнение структурных звеньев самосознания Кончиты Вурст по материал интервью: 1 - имя как социальный знак и как кристалл личности, соединенный с телесностью человека в его целостном самовосприятии; 2 - притязания на признание в науке и в мире как проявление феноменологии социальной сущности человека, определяющей его внутреннюю позицию по отношению к себе и к другим людям; 3 - половая идентификация как феноменологически присущее человеку движение к гендерным установлениям и к уникальному самовосприятию идентичности своего «Я»; 4 - психологическое время личности: индивидуальное прошлое - настоящее - будущее и историческое время всего человеческого рода; 5 - социально-норматив-
ные ориентации самого человека, определяемые морально-нравственными установлениями общества.
Рассматривается столкновение цивилизационных ценностей в контексте готовности принимать «инаковость» другого и в контексте страха исчезновения мужчины и женщины как эталонов культуры.
Обсуждаются изменение мужского и женского самоощущения в контексте современных социальных процессов и возникшие в связи с этим потребности в расширении рамок гендерной нормативности и возможности самоконструирования гендерной идентичности личности. Утверждается необходимость психологической зрелости личности как условия осмысленного индивидуального воплощения гендерной идентичности.
Ключевые слова: образы и знаки; эталонные образы мужчины и женщины; гендер; гендерная идентичность; борода как знак мужчины; стратификация полов; гендерное несоответствие; «инаковость»; ген-дерная социализация; социальная единица и уникальная личность; конструирование гендерной идентичности; факторы, определяющие развитие гендерной идентичности: 1 - предпосылки, 2 - социальные условия, 3 - внутренняя позиция личности; подвижность гендерных ролей; Великое идеополе общественного самосознания; двуполые существа; бородатая женщина; Кончита Вурст; Афродита (Астарта); эрос; Виль-гефортис; выход за рамки пола; трансвестит; «бородатая королева» как жанр травести-сцены; гендерные стереотипы; гендерное самовыражение; дискриминация; свобода; гомосексуальность; гомосексуальная идентичность; толерантность; структурные звенья самосознания: имя и телесное воплощение души, притязания на признание, половая идентификация, психологическое время личности, социально-нормативное пространство личности; самоощущение; потребность в уважении; цельность личности; стигматизация; поляризация общественного мнения; права человека; рефлексия; столкновения цивилизационных ценностей; страх исчезновения мужчины и женщины; нормативные рамки гендерной вариативности; сексуальная революция; нонконформ-ный гендер; индивидуальность; транссексуальность; внешность, белая ворона.
Abstract. Peculiarities of person's gender identity development through the assignment of signs of culture that define standard images of man and woman are examined. Basis for constancy of sex signs such as biological predetermination and social noticeability are discussed. Beard as one of man's signs is considered in the article. Discrepancy between cultural signs of sex and expectations of society is discussed as a result of either peculiarities of socialization or man's conscious deliberate choice due to gender identity self-constructing via person's inner position. The review of meaning content of image of beard woman as inconsistent with cultural standards of sex at different historical eras is presented. In antiquity it was hermaphroditic deity with the power of Eros; in the Middle Ages it was holiness that was beyond sex; at New Times it was unaccountable phenomenon of the Nature, at Present it's a protest against tough limits of gender roles.
The content of structural elements of Conchita Wurst's self-consciousness based on interview is analyzed: 1 - name as a social sign and as person's crystal that is connected with man's corporality in its integral self-perception; 2 -pretension to acceptance in science and in world as manifestation of phenomenology of man's social nature that identify his inner position towards himself and other people; 3 - gender identification as an essential man's tendency to gender statute and to unique self-perception of Self's identity; 4 - psychological time of a person - individual past, present and future and historical time of the whole mankind; 5 - social-normative orientations of a man himself that are defined by moral-ethic statutes of society.
Confrontation between civilizational values in the context of readiness to accept the differentness of the other and in the context of fear of disappearance of man and woman as cultural standards is examined. Changes of male and female self-perception in the context of modern social processes and emerging in this connection need for broadening the limits of gender standards and possibility for person's gender identity self-constructing are discussed. The necessity for person's psychological maturity as a condition for conscious individual embodiment of gender identity is stated.
Keywords: images and signs; standards of man and woman; gender; gender identity, beard as a sign of a man; stratification of sexes; sex discrepancy; differentness; gender socialization; social unit and unique person; constructing of gender identity; factors of gender identity development: 1 - premises, 2 - social conditions, 3 - person's inner position; mobility of gender roles; Great ideofield of social self-consciousness; hermaphroditic creatures; beard woman; Conchita Wurst; Aphrodite (Astarte); Eros; Wilgefortis, go beyond the sex; transvestite; "beard queen" as a genre of travesty-stage; gender stereotypes; gender self-expression; discrimination; freedom; homosexuality; homosexual identity; tolerance; structural elements of self-consciousness; name and corporal incarnation of soul; pretension to acceptance; gender identification; person's psychological time; social - normative space of a person; self-perception; need for respect; person's integrity; stigmatization; polarization of public opinion; human rights; reflection; conflict of civilizational values; of fear of disappearance of man and woman; normative limits of gender variability; sexual revolution; nonconformal gender; personality; transsexuality; appearance; odd type.
Белая ворона — все равно ворона.
Валерия Мухина
культурных значений пола
носители
Образы и знаки —
Образы и знаки — носители культурных значений пола, определяющих наши представления о себе и особенности взаимодействия с другими. Эталонные образы мужчины и женщины и их специфическое наполнение в каждой культуре и в каждый период исторического развития определяют особенности гендерной идентичности
Борода — знак мужчины
Несоответствие знаков культурным ожиданиям общества
Конструирование гендерной идентичности посредством внутренней позиции
Подвижность гендерных ролей
человека. Представления о том, что значит быть мужчиной или женщиной, задаются через систему знаков, к наиболее устойчивым из которых относятся знаки, которые биологически предопределены или наиболее заметны в ситуации повседневного взаимодействия людей.
Эти знаки, как нам кажется, позволяют безошибочно определить, с человеком какого пола мы имеем дело. Одним из таких знаков, биологически предопределен -ных и заметных невооруженным взглядом, является борода. Борода — одно из ключевых видимых различий мужчины и женщины в общественном пространстве взаимодействия полов.
И.С. Кон, размышляя о стратификации полов, писал: «Сравнение мужских и женских черт начинается с их противопоставления, причем эти различия представляются "естественными и универсальными". На самом деле соотношение биологических и социальных факторов дифференциации мужского и женского значительно сложнее» [1, с. 31]. Несоответствие знаков, сложившихся в культуре, реальному биологическому полу может вызывать любопытство, тревогу, недоумение и даже агрессию, поскольку нам как социальным единицам важно знать, с кем мы имеем дело для применения усвоенных стереотипных моделей поведения. Ситуация гендерного несоответствия побуждает нас либо быть как все, игнорируя или осуждая происходящее, либо занять позицию уникальной личности, рефлексирующей на особенности «инаковости» другого.
Гендерная идентичность личности со всей совокупностью присвоенных ею знаков определяется не только биологическими предпосылками и социальными условиями, но и, как указывает В.С. Мухина, внутренней позицией самого человека «в отношении пути собственной половой идентификации — от внешних образа и поведения до идеалов, которые он выбирает для себя в качестве образца» [2, с. 649]. Несоответствие культурных знаков биологически присущему полу может быть как результатом особенностей социализации [3, с. 119—121], так и сознательным выбором человека, отвергающего или принимающего предлагаемые ему роли и модели поведения посредством его внутренней позиции.
Гендерная идентичность имеет свои особенности на всех этапах онтогенеза конкретного человека [4, с. 111— 117], в том числе через обогащение новыми культурными знаками и их комбинирование в каждой конкретной ситуации социального взаимодействия полов. Размышляя о подвижности гендерных ролей, И.С. Кон писал: «Хотя ген-
Образ бородатой женщины
Двуполые существа
Бородатая Афродита как символ мужества
дерные роли часто формулируются очень жестко, они, и тем более ориентированное на них поведение, необязательно бывают однозначными. В них всегда присутствуют элементы игры, театрализованного представления. Взаимодействуя с другими людьми, индивид предъявляет им определенный имидж, "изображает" мужчину, женщину или существо неопределенного пола, используя для этого одежду, жесты, манеру речи» [1, с. 43]. Такую игру неоднозначности нам предлагает образ бородатой дивы Кончиты Вурст, в котором парадоксально смешаны знаки эталонных образов мужчины и женщины.
Женский образ в комбинации с мужской бородой не нов для европейской цивилизации, однако в каждую историческую эпоху он наполнялся своими уникальными смыслами, обусловленными господствующими идеями Великого идеополя общественного самосознания* в определенный период человеческой истории. Обратимся к фактам, раскрывающимся нам историей человеческой культуры.
В античности существовали изображения богини Афродиты как двуполого существа: «Такова, например, бородатая Афродита и Афродита с мужскими половыми органами и др.» [5, с. 359]. Культ двуполой Афродиты был наиболее распространен на острове Кипр, где была статуя бородатой богини, но в женском теле и женской одежде, поскольку античные киприоты считали, что Афродита «является и мужчиной, и женщиной» [6, с. 62]. М.И. Зильберман объясняет подобное отношение к божеству тем, что на острове Кипр вместе с греками жили ханаане, благодаря которым образ Афродиты отождествлялся с образом ханаанской богини Астарты, которая так же изображалась то в женском, то в мужском обличии [7].
Средиземноморская Афродита (Астарта) была не только богиней любви и плодородия, но и богиней-воительницей, требующей верховной власти у других богов, сочетая в себе и женские, и мужские качества. Это образ сильной личности, которая не ограничивается рамками одного пола. Возможно, именно поэтому греки изображали Афродиту с бородой как символ мужества и отказ от традиционно подчиненной позиции женщины в маскулинном античном мире.
* Великое идеополе общественного самосознания (понятие, предложенное В.С. Мухиной) — феноменологическая сущность результата практической и духовной деятельности человека [2, с. 13, 34-35].
Афродита как Другая причина изображения бородатой Афроди-
высшая целостность ты может быть связана с одной из версий о ее проис-
мужского и женского тт г ^
хождении. По наиболее распространенной сейчас версии, Афродита является дочерью Зевса и Дионы. Однако в первых античных мифах говорится о том, что Афродита «родилась из крови оскопленного Кроносом Урана» [8, с. 132]. То есть Афродита - не дитя мужского и женского божества, а прямое продолжение Урана — прародителя первых богов греческого Олимпа. Поэтому она воплощает в себе высшую целостность мужского и женского, еще не разделенную на два пола и не нуждающуюся в ком-либо для обретения божественного единства.
Эрос как энергия Именно двуполость наделяет Афродиту космиче-
любви скими функциями мощной, пронизывающей весь мир
любви, благодаря которой люди, разделенные на две половинки, находят друг друга и, по мысли Платона, на физическом и духовном уровне переживают божественное единство [9, с. 118—124]. Эрос как энергия любви действует и на мужчин, и на женщин, охватывая все возможное пространство пола, как и сама Афродита с бородой или без нее.
Таким образом, образ бородатой Афродиты в эпоху античности нес в себе смыслы высшей целостности божественного существа, сочетающего в себе и мужские, и женские качества, а также существа, способного на духовном и физическом уровне даровать эту целостность людям.
Средневековый В эпоху Средневековья также встречается образ
кулкг бородатой женщины с бородой, католической святой Вильгефор-
дивы Вильгефортис г п 1
тис, однако он несет в себе иные смыслы. Вильгефортис, одна из дочерей языческого короля Португалии, дала обет безбрачия, втайне приняв христианство. Когда
отец решил выдать ее замуж, Вильгефортис, желая сохранить свое целомудрие, начала молиться Богу, прося его изуродовать ее тело так, чтобы жених отказался от нее. Бог услышал ее мольбы: когда приехал жених, у Вильгефортис выросла борода, благодаря чему этот брак не состоялся. Случившееся разъярило короля, и он приказал распять свою
Рис. 1, 2. Изображения католической Дочь на кресте. Во время казни святой Вильгефортис возле распятой Вильгефортис
играл бедный музыкант, которому она сбросила свою золотую туфельку и тем самым спасла его в последние минуты своей жизни от обвинений в воровстве ее вещей, которые она втайне дарила ему ранее [10].
Христианский образ бородатой девы Вильгефортис несет в себе смыслы чистоты, непорочности и щедрости, а также мужества в борьбе за свои идеалы даже перед лицом смерти. Благодаря своим духовным устремлениям, католическая святая выходит за рамки пола. В отличие от античной Афродиты, этот образ антисексуален, мужская борода освобождает юную деву от посягательств на ее целомудрие. Бородатая женщина В новое время образ женщины с бородой утратил в традициях христианскую святость и стал эксплуатироваться в рам-
циркового шоу
ках циркового шоу как нечто диковинное, шокирующее и юродивое. Одной из самых известных цирковых бородатых женщин была Энни Джонс — американка с редкой генетической аномалией, приводящей к росту волос по мужскому типу. Еще в детстве ее на время выкрали у родителей, чтобы показывать обывателям за деньги. Однако потом похитители и сами отпустили ее выступать в цирке за солидный гонорар [11]. Вскоре Энни Джонс стала настоящей звездой своего жанра, поскольку, помимо густой и длинной бороды, она обладала харизмой и изысканными женскими манерами, что усиливало когнитивный диссонанс гендерного несоответствия в глазах любопытной публики. Необъяснимый В конце XIX — начале XX века образ женщины с
феномен природы бородой был настолько популярен, что нередко его эксплуатировали и мужчины с нежными чертами лица, а также те, кто хотел на них заработать, как об этом писали от имени Остапа Бендера классики советской литературы И. Ильф и Е. Петров: «Когда я был очень молод, очень беден и кормился тем, что показывал на херсонской ярмарке толстого, грудастого монаха, выдавая его за женщину с бородой — необъяснимый феномен природы...» [12, с. 288].
Образ женщины с бородой в эпоху Нового времени воспринимался как редкая уродливая вариация человеческих аномалий или как комичное несоответствие ген-дерным нормам, которое является произволом судьбы и не зависит от личного выбора человека. Даже мужчины-фальсификаторы, носящие женские платья и копирующие женские манеры, воспринимались именно как женщины, а в случае разоблачения подвергались общественным санкциям и уже не могли далее изображать необычных женщин.
Духовный выход за рамки пола
Трансвестизм как стиль жизни и как жанр современного шоу-бизнеса
«Бородатая королева» как жанр травести-сцены
В XX веке происходит легитимация культуры травести* в обыденной жизни некоторых представителей ЛГБТ**-сообщества, а также в традиционном общественном пространстве в рамках комических сценических персонажей, пародирующих утрированные гендерные стереотипы противоположного пола, как например, известный у нас в стране украинский шоумен Олег Данилко в образе Верки Сердючки.
В рамках современной травести-сцены, помимо максимально точного или пародийного подражания женским образам, существует жанр «бородатые королевы» ("Ьеагскцдеепй"), разрушающий традиционные гендерные границы через одновременное гротескное сочетание маскулинных и фемининных особенностей, закрепленных в культуре. Одним из первых, кто предложил образ «бородатой королевы», был американский фотограф и визажист
Рис. 3, 4. О. Данилко в образе Верки Сердючки -травести-персонажа современного шоу-бизнеса
Мату Андерсен, который стал публиковать в социальных сетях художественные автопортреты в обсуждаемой стилистике. Рефлексируя на свои работы, он говорил, что для него это возможность в виртуальном пространстве выразить различные аспекты своего «Я» и вырваться за рамки навязанных обществом гендерных стереотипов, в которых ему всегда было тесно [13].
Рис. 5. М. Андерсен: автопортрет
* Травести (фр. travesti — переодевать) — 1. Амплуа актрисы, исполняющей роли подростков (мальчиков, девочек), а также роли, требующие по ходу действия переодевания в мужской костюм; 2. Bид юмористической поэзии, близкой к гротеску, пародии; 3. Переодевание в одежду противоположного биологического пола.
** ЛГБТ (англ. LGBT) — аббревиатура, возникшая в английском языке для обозначения лесбиянок (Lesbian), геев (Gay), бисексуалов (Bisexual) и трансгендеров (Transgender).
Дискуссия о допустимости гендерного самовыражения человека
Внутренняя позиция
Рис. 7. Т. Нойвирт в повседневной жизни
Личность Т. Нойвирта, отраженная в созданном им персонаже
Фотообразы, предложенные Мату Андерсеном, были восприняты деятелями современного искусства и регулярно выставляются на выставках в художественных галереях. Однако эти гротескные образы и стоящие за ними смыслы не стали интенсивно обсуждаемым социальным феноменом, в отличие от бородатой дивы Кончиты Вурст, которая своим триумфальным восхождением на пьедестал песенного конкурса «Евровидение» в 2014 году взорвала общественное мнение и запустила дискуссию о допустимости или недопустимости гендер-ного самовыражения человека.
Кончита Вурст — образ, созданный молодым певцом и модельером Томасом Ной-виртом. В своей автобиографии он писал, что причиной создания образа женщины с бородой явилась дискриминация, с которой он сталкивался как гей на протяжении своей жизни. Кончита Вурст — это «ответное заявление и катализатор для дискуссий о таких терминах, как "другой" и "нормальный", а также средство для донесения послания во весь мир ясным и несомненным образом. Внешность, гендерная и этническая принадлежность не имеют значения вообще, когда дело доходит до достоинства и свободы людей. <...> Только отдельный человек важен. Все должны быть свободны, жить жизнью, какой он или она считает для себя нужной, если это никому не вредит» [14]. В этом внутренняя позиция не только Кончиты Вурст как альтер-эго Томаса Нойвирта, но и его самого — протест против дискриминации на основании «инаковости» другого и свобода самовыражения личности. Достойная позиция современного человека, личности, заслуживающей уважение.
Особенности личности Томаса Нойвирта, безусловно, отражаются в созданном им персонаже, который является частью его самосознания. Структура самосознания универсальна для всех и для каждого. Особенности человека как личности продуктивно анализировать через структурные звенья самосознания, которые выделяет В.С. Мухина в своей концепции «Феноменология развития и бытия личности» [2, с. 503—735; 15, с. 37].
Рис. 6. Т. Нойвирт в образе Кончиты Вурст
Структурные звенья Структурные звенья самосознания: 1 — имя как самосознания социальный знак и как кристалл личности, соединен-
ный с телесностью человека в его целостном самовосприятии; 2 — притязания на признание как проявление феноменологии социальной сущности человека, определяющей его внутреннюю позицию по отношению к себе и к другим людям; 3 — половая идентификация — феноменологически присущее человеку движение к гендер-ным установлениям и к уникальному самовосприятию идентичности своего «Я»; 4 — психологическое время личности: индивидуальное прошлое — настоящее — будущее и историческое время всего человеческого рода; 5 — социально-нормативное пространство личности, определяемое морально-нравственными установлениями общества.
Содержательное наполнение структурных звеньев самосознания Томаса Нойвирта можно проследить по материалам его интервью от имени Кончиты Вурст для французского журнала "Elle" [16]. Имя как социальный Имя — первое звено структуры самосознания. Раз-знак и как кристалл мышляя о значении выбранного сценического псевдонима, Томас Нойвирт в образе Кончиты Вурст говорил: «Мой псевдоним состоит из двух частей: conchita по-испански означает "сексуальная девушка", а wurst на
и V гт *
немецком жаргоне — мне плевать . Я хотела сказать этим, что неважно, как ты выглядишь, главное — найти то, что правильно только для тебя. Словом wurst обозначают еще и мужской член, а позже я узнала, что concha переводится как женский половой орган» [17]. В псевдониме «Кончита Вурст» отражается фарс, или эпатажное позиционирование персонажа, выходящего за установленные гендерные рамки и предлагающего альтернативные варианты внешней привлекательности, ориентированные на внутреннее самоощущение человека, даже если это самоощущение не соответствует сложившимся эталонам красоты, как, например, борода у женщины. Телесное Первое звено самосознания предполагает не только
воплощение души идентификацию с именем и духовной сущностью человека. Это еще и идентификация со своей телесностью. Рефлексируя на отношение к своему телу, Томас Ной-
* В интервью на французском языке [16] Томас Нойвирт говорит о себе в мужском роде, однако в цитируемом переводе RFI на русский язык [17] обращение к себе изменено на женский род (здесь и далее). В этом отражение специфики ментальности большинства россиян, еще не готовых к переосмыслению сложившихся гендерных норм.
Все не идентичны
Притязания на признание как проявление феноменологии социальной сущности человека
вирт в образе Кончиты Вурст говорил: «Я хорошо чувствую свое тело. Танцую, правда, не так хорошо. В 22 года я наконец приобрела уверенность в себе. До этого я была помешана на мускулатуре и проводила все свое время в спортзалах. Но однажды мое тело сказало "нет". Я поняла, что никогда не стану Мистером Вселенная, и решила наконец воплотить в жизнь образ драг-квин (выражение, которое чаще всего обозначает артистов мужского пола, которые преображаются в новый образ, надевая женские наряды. — RFI)» [17]. Наблюдается позитивное отношение к своей телесности и значимость культуры тела. Если изначально существовал конфликт между притязаниями на выраженную мужественность и несоответствием ей природно заданной конституции тела, то после взросления произошла переоценка возможностей тела и эталонов сексуальной привлекательности, что позволило найти путь для индивидуального выражения телесной презентации.
У каждого человека свое соотношение «мужского» и «женского», как биологически заданного, так и социально присвоенного: все не идентичны. Этот феномен описал О. Вейнингер: «Мужчина и женщина являются как бы двумя субстанциями, распределенными в самых разнообразных смешениях в живых индивидуумах, причем коэффициент ни одной из этих субстанций не может равняться нулю. Можно даже сказать, что в области опыта нет ни мужчины, ни женщины. Существует только мужественное и женственное» [18, с. 9].
Второе звено структуры самосознания — притязания на признание. Размышляя о своих устремлениях в мире, Томас Нойвирт говорил: «Моя цель — иметь возможность говорить о праве самых разных людей быть принятыми обществом такими, какие они есть. И вообще, об уважении. Никто не обязан любить всех подряд, но, если уж мы так превозносим само значение уважения, нужно также принимать, что некоторые люди имеют необычную внешность и другое мнение» [17]. Притязать на уважение других — одна из сущностных особенностей человека. Умение учитывать альтернативную точку зрения
Рис. 8. Т. Нойвирт и принимать «инаковость» другого — *
1 1J в образе Кончиты
один из критериев зрелой личности. Вурст для интервью Став знаковой фигурой современно- журналу "Elle"
Половая
идентификация — феноменологически присущее человеку движение к гендерным установлениям
Гомосексуальная идентичность как проблема развития личности
Принятие себя как внутриличностный конфликт
Рис. 9. Т. Нойвирт в юности, до создания образа Кончиты Вурст
сти, Томас в лице Кончиты Вурст побуждает нас, чело-веков, именно к этому, осмысленно или интуитивно следуя установкам восприятия современного западного общества.
Половая идентификация — третье звено структуры самосознания. В своем первом интервью на немецком телевидении на канале RTL, размышляя о своих гендерных установках, Томас Нойвирт говорил: «Как и каждый подросток-гей, мне пришлось преодолеть много трудностей, пройти каменистый путь к самому себе. Я вырос в среде, где гомосексуальность не считалась нормой жизни. Я всегда знал, что я другой, но когда ты взрослеешь, то у всего, что ты не понимал раньше, появляется название. Время, которое мне было необходимо, чтобы понять, что со мной происходит, было и временем для провокаций и агрессии по отношению ко мне со стороны тех, кто не хотел этого понять» [19].
В современном западном обществе, несмотря на политику толерантности, принятие исподволь пробуждающихся гомосексуальных чувств в подростковом возрасте до сих пор остается проблемой, которая определяет особенности развития и бытия личности и отражается во всех звеньях самосознания [20, с. 100—101]. Сказанное можно наблюдать на обсуждаемой в данной статье истории развития и бытия персонажа.
Цельность личности возможна только при принятии своих индивидуальных особенностей через переосмысление их стигматизации в обществе и ценностное отношение к себе, другим, миру в целом [21, с. 9]. Идею о притязании на уважение и принятие «инаковости» другого, безусловно, разделяет Томас Нойвирт.
Размышляя о принятии своей «инаковости», Томас Нойвирт от лица Кончиты Вурст говорил: «Для меня эта борода — больше чем просто часть костюма (образа. — С.М.), она помогла мне принять себя такой, какая я есть, и не бояться взглядов остальных» (курсив мой. — С.М.) [17]. Наличие гомосексуального влечения внешне может никак не проявляться. Многие гомосексуалы, переживающие внутренний конфликт по принятию себя, испытывают постоянное напряжение из-за страха быть обнаруженными в своих особенностях другими и
Психологическое время личности и историческое время всего человеческого рода
Вымышленный
образ как средство
самореализации
и как диктат,
определяющий
самосознание
человека
испытать общественное напряжение (или осуждение, вплоть до физической агрессии).
Переодевание в женскую одежду в сочетании с мужской бородой поляризует общественное внимание на несоответствии гендерным нормам. Это выводит внутрипсихо-логическую проблему самопринятия в дискурс социального пространства. В этом случае «особенный» человек обретает возможность для переосмысления своих страхов посредством обратной связи, которая нередко бывает не только критической, но и поддерживающей. В результате личность вырабатывает стратегию своего сосуществования с другими в гармонии с внутренним самоощущением, чего и достиг Томас Нойвирт, создав образ Кончиты Вурст в публичном европейском пространстве.
Психологическое время личности — четвертое звено структуры самосознания. Рефлексируя во временной перспективе на свою жизнь после победы на «Евровидении», Томас Нойвирт говорил в образе Кончиты Вурст: «Еще год назад я бы сказала, что я в образе Кончиты и я в обычной жизни — это разные люди, но теперь все смешалось» [17]. Успех, общественное внимание, многочисленные концерты, активное участие в социальной жизни, включая ведущие политические площадки (Европарламент, венская штаб-квартира Организации Объединенных Наций), в качестве Кончиты Вурст почти не оставляют времени для жизни Томаса Нойвирта в качестве его самого. Созданный им сценический персонаж стал определяющим в его жизни.
Сконструированная когда-то сценическая роль для публичной презентации себя может все меньше поддаваться контролю личности самого автора и обретать самостоятельное существование, выходя на первый план и поглощая реального создателя. Такая ситуация может привести к внутреннему конфликту, поскольку не все притязания самого Томаса Нойвирта могут быть реализованы через придуманный им образ. Важно не поддаться давлению общества, которое желает видеть, прежде всего, Кончиту Вурст, и найти возможность для реализации себя в качестве Томаса Нойвирта. Тогда вымышленный образ будет одним из средств для самореализации, а не диктатом, определяющим самосознание человека. Впрочем, возможно, у Томаса Нойвирта в данный момент с этим и так все в порядке. Мне неизвестны его рефлексии на себя как на Томаса. В публичном пространстве существует только Кончита Вурст. Даже фотографию его самого в повседневной жизни сегодня найти было очень непросто.
Социально-
нормативные
ориентации самого
человека
определяемы
морально-
нравственными
установлениями
общества
Выбор своего места в социуме
Социально-нормативное пространство личности — пятое звено структуры самосознания. Рефлексируя на свое место в социальном пространстве в контексте того, что бородатая женщина может являться фактором раздражения для части общества, Томас Нойвирт от лица Кончиты Вурст говорит: «Я сама о себе говорю, что я выступаю за многообразие жизни. Могу понять, что людям проще рассортировать все по полочкам, однако я не могу уложить себя на какую-то определенную, отведенную для меня полку, мне для этого нужен целый комод! И ведь, в принципе, мы все в этом схожи! <...> Почему мы должны следовать предписанным нормам? Я выбираю то, как мне хочется жить!» [19].
Образ Кончиты Вурст — не столько протест против традиционной гендерной нормативности и отстаивание
права для себя и для каждого быть «другим» — с бородой или без нее, сколько выбор своего места в условиях реально существующего социума через эпатаж, благодаря которому Томас Ной-вирт решает проблемы не только своего бизнеса, но и свои личностные. В этом, предоставленном ему обществом праве быть другим он видит и свою обязанность — добиваться уважения к нестандартной человеческой индивидуальности и утверждать себя в публичном пространстве.
По сути, Томас Нойвирт утверждает себя не борьбой, а своими личностными качествами и позитивным отношением к людям, за что и был принят публикой.
Каждый из нас в чем-то не такой, как все. Именно поэтому образ Кончиты Вурст и транслируемые через него культурные ценности были восприняты общественным мнением Запада, о чем свидетельствует инициатива встречи с ней генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, который назвал эту победу на «Евровидении» «заряжающим моментом образования в области прав человека. <...> Она разрушает предвзятые представления людей о гендере и сексуальности и обращается к ним, чтобы те приняли ее такой, какая она есть» [22].
Рис. 10. Т. Нойвирт в образе Кончиты Вурст на встрече с генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном, который с официальной трибуны процитировал ее фразу после победы на «Евровидении»: «Я буду отстаивать равноправие. Нас не остановить!» [22]
Бородатая дива как символ борьбы за права человека в XXI веке
Страх исчезновения мужчины и женщины
Сексуальная революция как социальный процесс, изменивший мужское и женское самоощущение
Необходимость расширения рамок гендерной нормативности
Размышляя о комбинации бороды с женским образом, Томас Нойвирт от имени Кончиты Вурст говорил: «В сегодняшнее время нужно приложить много усилий, чтобы на тебя обратили внимание и прислушались к тому, что ты хочешь сказать. Конечно, я оставила бороду, чтобы разделить публику. И я это сделала, потому что знаю: на меня будут реагировать» [19]. Действительно, образ бородатой дивы разделил Европу на Восток и Запад.
Общественное мнение Запада сегодня нам вполне понятно. Для большей части представителей Востока — это (увы!) покушение на традиционные роли мужчины и женщины и деградация человечества. В.В. Жириновский в эфире канала «Россия 1» после победы Кончиты Вурст на «Евровидении» под общее согласие публики заявил: «Нет предела нашему возмущению. Это конец Европы! Она сгнила. В ней нет больше мужчин и женщин, есть только "оно".» [Там же].
Используя общественное смятение для демонизации Европы в нынешней политической ситуации и опасаясь дать отдельному человеку возможность быть не таким, как все, — другим и дать ему возможность осмысленно и свободно конструировать свою индивидуальность, в том числе в пространстве гендера, российская политическая элита отказывается признавать (а может, и понимать?) то, что смысл бороды Кончиты Вурст не в том, чтобы уничтожить мужчину и женщину как пол и как личность, а в том, чтобы расширить нормативные рамки, которые могут быть реально свойственны представителям животной природы [23; 24]. В этом случае каждый человек, несмотря на свои особенности, может самостоятельно определить свое место в пространстве гендера.
Российский психиатр, доктор медицинских наук, профессор А.И. Белкин, длительное время работавший с транс-гендерными людьми в нашей стране, писал, что сексуальная революция 1960-х годов как социальный процесс привела к кардинальному пересмотру сложившихся устоев общества, однако «сильнее всего изменилось самоощущение, мужское и женское. Отсюда настоятельная потребность — заново пересмотреть, перепроверить весь набор своих привычных представлений. Что значит — быть мужчиной? Что значит — быть женщиной? В чем теперь, после всех перемен, заключается "зерно" той и другой роли — в психологии, в характере, в поведении?» [25, с. 127].
Необходимость расширения рамок гендерной нормативности, признаем мы это или нет, действительно становится все более значимой для современного общества. Так, например, следуя общественному запросу,
Потребность в самоконструировании гендерной идентичности
Психологическая целостность
личности
самая обширная социальная сеть БасеЬоок для англоязычных пользователей в 2014 г. ввела опцию выбора гендерной идентичности, состоящую не из двух вариантов — «мужчина» и «женщина», а предложила для выбора 58 типов гендерной идентичности. Однако уже в 2015 г. по многочисленным просьбам пользователей БасеЬоок окончательно отказался от заданной гендер-ной категоризации, предложив пользователям самостоятельно добавлять варианты типов гендерной идентичности, если их нет в указанном перечне [26].
Поэтапное увеличение возможностей выбора опций гендерной идентичности в БасеЬоок свидетельствует не только о расширении рамок гендерной нормативности, но и о потребности самостоятельно конструировать свой гендер во внутрипсихологическом и социальном пространстве человеческих отношений, выражая в нем свою индивидуальность, которая становится одной из ведущих ценностей современного общества.
А.И. Белкин писал: «Мужское и женское начала в человеке утратили свою самодержавную власть. Их присутствие стало обозначаться игрой оттенков, полутонов, и сама способность различать эти нюансы и реагировать на них означала выход на более высокий уровень психологической зрелости общества» [25, с. 129]. Действительно, если раньше пол определял нас, то в контексте современных тенденций мы стремимся определять если не сам пол (хотя в случае транссексуальности и сам), то его индивидуальное воплощение во внешности, в манере поведения, в своих ценностных установках по отношению к мужчинам и женщинам, а также к тем, кто однозначно не вписывается в эти категории.
Для того чтобы в гендерном пространстве делать выбор самостоятельно, осмысленно и ответственно, необходима психологическая зрелость личности, ее ценностное отношение к человеку вне зависимости от расы, религиозной принадлежности, пола или сексуальной ориентации. Человек ценен своими убеждениями и поступками, ориентированными на уважение других и лояльное принятие их особенностей.
Общество восприняло предложенный образ Кончиты Вурст, узрев в нем проблемы развития и бытия личности современного человека, как в свое время восприняло «Черный квадрат» Казимира Малевича, когда оно увидело в черном пространстве квадрата реальность социальной атмосферы бытия в своем времени [27, с. 119—121].
Белая ворона — тоже ворона.
1. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. — М., 2009.
2. МухинаВ.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). — 4-е изд., испр. и доп. — М., 2014.
3. Мухина В.С., Денисов А.А. Влияние знаковых систем на половую идентификацию подростков: тендерные различия // Развитие личности. — 2002. — № 1. — С. 119-136.
4. Мелков С.В., Кудрина А.В. Эволюция представлений о тендере и гендерной идентичности в психоанализе от истоков до 1990-х годов // Развитие личности. -2015. - № 2. - С. 97-120.
5. Токарев С.А. Двуполые существа // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. Т. 1 / гл. ред. С.А. Токарев. - М., 1991. - С. 358-359.
6. Тураев Б.А. Отрывки финикийской космологии и мифологии Филона Библского // Финикийская мифология / под общ. ред. Ю.С. Довженко. - СПб., 1999. -С. 39-184.
7. Зильберман М.И. Земля Ханаанейская.- М., 2012. [Электронный ресурс] / М.И. Зильберман. - URL: http://samlib.ru/z/zilxberman_m_i/zemljahanaanejskaja. shtml (дата обращения: 25.06.2015).
8. Лосев А.Ф. Афродита // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. Т. 1 / гл. ред. С.А. Токарев. - М., 1991. - С. 132-136.
9. Платон. Пир // Платон. Сочинения: в 4 т. Т. 2 / под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. - СПб., 2007. -С. 97-160.
10. Ott M. Wilgefortis // The Original Catholic Encyclopedia. - El Cajon, California, 2011. - P. 622-623. [Электронный ресурс] / М. Ott. - URL: http://oce.catholic.com/ index.php?title=Wilgefortis (дата обращения: 25.06.2015).
11. Pednaud J.T. Annie Jones - the Esau woman // Pednaud J.T. The Human Marvels Biography. [Электронный ресурс] / J.T. Pednaud. - URL: http://www.thehu-manmarvels.com/annie-jones-the-esau-woman (дата обращения: 25.06.2015).
12. Ильф И., Петров Е. Золотой теленок // Ильф И., Петров Е. Сочинения. - М., 2003. - С. 195-384.
13. Reynolds D. Mathu Andersen: "I Am the Wig Whisperer" // The Advocate. - 2014. [Электронный ресурс] / D. Reynolds. - URL: http://www.advocate.com/arts-entertainment/art/photography/2014/11/11/mathu-andersen-i-am-wig-whisperer?page=full (дата обращения: 01.07.2015).
14. Neuwirth Т. (Conchita Wurst). Biography: "Two Hearts beating in my chest" // Conchita Wurst: The official site (in English). — 2015. [Электронный ресурс] / Т. Neuwirth. - URL: http://conchitawurst.com/bio (дата обращения: 01.07.2015).
15. Мухина В.С. Тезаурус научной концепции: его прочтение в сферах научного сообщества // Развитие личности. - 2015. - № 1. - С. 30-51.
16. Tredez F. Conchita Wurst, Reinedu Crazyhorse // Elle. - 2014. - № 11. [Электронный ресурс] / F. Tredez. -URL: http://www.elle.fr/Loisirs/Musique/Dossiers/ Conchita-Wurst-reine-du-Crazy-Horse-2859832 (дата обращения: 01.07.2015).
17. Айвазян А. Elle: Кончита Вурст - о первой юбке, отношениях с семьей и праве на уважение // Radio France Internationale (RFI) на русском. - 2014. [Электронный ресурс] / А. Айвазян. - URL: http://ru.rfi.fr/ kultura/20141110-elle-konchita-vurst-o-pervoi-yubke-otnosheniyakh-s-semei-i-prave-na-uvazhenie (дата обращения: 01.07.2015).
18. Вейнингер О. Пол и характер. - М., 1991.
19. Weitz T. Кончита Вурст: Не было лучшего комплимента, чем от Жириновского // Квир. - 2014. [Электронный ресурс] /T. Weitz. - URL: http://www.kvir.ru/ articles/konchita-vurst-mne-nikogda.html (дата обращения: 01.07.2015).
20. Мелков С.В. Сексуальная идентичность в контексте современной культуры // Развитие личности. -2007. - № 2. - С. 100-109.
21. Мелков С.В. Особенности самосознания мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2009.
22. UN chief hails Eurovision winner Conchita Wurst's "powerful message" // UN News Centre. -03.11.2014. [Электронный ресурс]. - URL: http://www. un.org/apps/news/story. asp ?NewsID=49240#.VZd4wvnt-mkp (дата обращения: 01.07.2015).
23. Кон И.С. Гомосексуальное поведение у животных // Кон И.С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2003. - С. 51-55.
24. Homosexual Behaviour in Animals: An Evolutionary Perspective / Ed. V. Sommer, P.L. Vasey. - Cambridge, 2006.
25. Белкин А.И. Третий пол. Судьбы пасынков Природы. - М., 2000.
26. 58 gender options not enough? Facebook now allows unlimited custom identities // Russia Today (RT). -
27.02.2015. [Электронный ресурс]. - URL: http://rt.com/ usa/236283-facebook-gender-custom-choice (дата обращения: 01.07.2015).
27. Мухина В.С. Восприятие как высшая психическая функция // Развитие личности. — 2012. — № 3. — С. 99—126.