УДК 130.1:502/504 Пурынычева Галина Михайловна
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Поволжского государственного технологического университета
Тимургалиева Лариса Алексеевна
аспирант кафедры философии
Поволжского государственного технологического
университета
ИДЕИ НООСФЕРЫ В ДУХОВНЫХ ПОИСКАХ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА [1]
Pourynycheva Galina Mikhailovna
D. Phil. (Philosophy), Professor, Head of the Philosophy Subdepartment, Volga Region State Technological University
Timurgalieva Larisa Alekseevna
PhD student, Philosophy Subdepartment, Volga Region State Technological University
THE NOOSPHERE IDEAS IN SPIRITUAL SEARCHES OF THE HUMANITY [1]
Резюме:
В условиях стремительного роста промышленного производства, активного использования полезных ископаемых, чрезмерного загрязнения окружающей среды отходами человеческой деятельности, истребления живых организмов природа не успевает восстанавливаться. Происходит глобальное обеднение биологической оболочки земли, что неизбежно порождает техногенные катастрофы. В результате антропоцентристского типа мышления воздействие человека на природу стало носить разрушительный характер. За свою многовековую историю человечество отошло от своих духовных и культурных традиций и утратило гармонию с миром и природой. Современное общество находится в активном по-иске парадигмы, которая могла бы помочь вернуть нарушенное равновесие в системе «человек - природа». Идеи ноосферы среди множества духовных концепций, теорий и учений занимают особое место. Возросший интерес к идеям ноосферы в социально-философском познании свидетельствует о постепенном возвращении в историю планетарной человеческой культуры доминанты духовности. Идеи ноосферизма должны занять достойное место в духовных исканиях человечества, а также поисках путей достижения гармонии с природой. Огромный потенциал научного знания и духовный опыт человечества необходимо интегрировать, создав основу для оздоровления общественного сознания, пробуждения духовности, гармонизации отношений в системе «человек - природа», преодоления разрушительных тенденций техногенного развития.
Ключевые слова:
природа, общество, ноосфера, духовное развитие, духовный поиск, биосфера, техносфера, космизм, глобализация, экологическая культура, отношения природы и общества.
Summary:
Under the pressure of the rapid growth of industrial production, the dynamic use of mineral resources, the excessive environment pollution with wastes of human activity, the extermination of living organisms, the nature has no time to recover. The current global depletion of the Earth's biological sphere causes man-made disasters. As a result of the anthropocen-tric way of thinking, the human's impact on the nature has been devastating. During the long history the humanity has moved away from its spiritual and cultural traditions and has lost the harmony with the world and the nature.
The modern society is looking for a paradigm that could help to restore the disturbed balance in the system "human being - nature". Among numerous spiritual conceptions, theories and teachings the noosphere ideas take a special place. The increased interest in the ideas of the noosphere in the socio-phil-osophic science indicates a gradual return of the spirituality dominants to the global human culture. The noosphere ideas should take the rightful place in the spiritual searches of the humanity, as well as in the searching of ways to achieve the harmony with the nature. The enormous potential of the scientific knowledge and the spiritual experience of the humanity should be integrated, thus creating a foundation for the improvement of the social awareness, awakening of spirituality, harmonization of human-nature relations in order to overcome the destructive tendencies of the technological development.
Keywords:
nature, society, noosphere, spiritual development, spiritual search, biosphere, techno-sphere, cosmism, globalization, environmental culture, relationship of nature and society.
Техногенный тип цивилизационного развития обрек человека на существование в научно-технической среде. Основная масса населения предпочитает жить в городах, где сосредоточено большинство социальных ценностей: развитая инфраструктура, образование, новые виды трудовой деятельности. Урбанизация и промышленное строительство стремительно наступают на лесные массивы и природные ландшафты, уничтожая на своем пути целые экологические системы. Созданная человеком техносфера является сложным конгломератом многих подсистем, которыми он сам и управляет. В отличие от природных систем, эти техногенные подсистемы не аккумулируют, а расходуют энергию, биомассу и кислород биосферы. В условиях стремитель-
ного роста промышленного производства, использования полезных ископаемых, чрезмерного загрязнения окружающей среды отходами человеческой деятельности, истребления живых организмов природа не успевает восстанавливаться. Происходит глобальное обеднение биологической оболочки земли, что неизбежно порождает техногенные катастрофы.
Основания этих противоречий современного мира были заложены еще в XVII в. идеями Ф. Бекона и Р. Декарта, провозгласивших человека хозяином природы, обосновавших антропоцентризм в качестве ведущего мировоззренческого выбора Нового времени. Современников увлекла идея мыслителей «знание - сила», убежденность в том, что наука должна дать человеку власть над природой. И на протяжении веков человечество использовало научные знания для того, чтобы подчинить природу. В результате всевозрастающего господства антропоцентристского типа мышления воздействие человека на природу стало носить разрушительный характер, оказались нарушены основные принципы естественного устройства биосферы. Кроме того, за свою многовековую историю человечество отошло от своих духовных и культурных корней, отдалилось от истоков родовой традиции и, как следствие, утратило гармонию с миром и природой.
Современные кризисные тенденции развития общества требуют пересмотреть отношение к природе и признать человека ее неотъемлемой частью. В своих работах В.С. Барулин пишет, что эволюция природы предшествует возникновению и развитию общества, природа рассматривается как некая предыстория общества. Человек целостен, все грани его бытия одинаково необходимы, ущербность любой из них одинаково губительна для него. Отсюда следует, что природная жизнь человека находится не за пределами его сущности, а представляет собой ее неотделимую составляющую. Поэтому и трактовать социальную сущность человека в духе отсечения его природного бытия или признания этого бытия чем-то низким или малозначащим в принципе неверно [2].
В течение тысяч лет человек нарабатывал опыт общения с окружающей средой, и именно она являлась для него той реальностью, в которой он соотносил себя с самим собой, с другим человеком, с родом, семьей, культурой, природой и, наконец, с Богом. Таким путем человек естественно погружал себя в Мир - Вселенную - Универсум.
В сложившихся условиях приходит осознание необходимости духовного поиска человеком новых систем ценностей с опорой на традиции, пантеизм Спинозы, идеи ноосферизма и т. д., в которых человек был бы гармоничной составляющей целого мира. Всё естество человека противостоит стремлению быть хозяином природы и являться венцом творения. Многие современные люди начинают осознавать себя частью мироздания и стремятся жить в унисон его законам. В своих духовных исканиях люди не ограничиваются теоретическим знанием, отправляются в походы и путешествия в места, где природные ландшафты еще не разрушены человеческой деятельностью, где сохраняется гармония, чтобы в полной мере ощутить единство с Творцом, почувствовать себя частью огромного природного мира.
Современное общество находится в активном поиске парадигмы, которая могла бы помочь вернуть нарушенное равновесие в системе «человек - природа», позволить человечеству эволюционировать в гармонии с миром, направляя его развитие в сторону разума и нравственного совершенства [3]. Идеи ноосферы среди множества духовных концепций, теорий и учений занимают особое место.
Ноосфера (от греч. noos - разум) - это биосфера, разумно управляемая человеком. Ноосфера является высшей стадией развития биосферы, связанной с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, с периодом, когда разумная деятельность человека становится главным фактором развития на Земле. Ноосфера является областью духовной жизни на планете, ее идеи появились в XX в.: это - образ гармонического построения мира (системы «человек - природа - общество») на основаниях истины, добра, красоты, родовая идея как всего человечества, так и, в частности, российского этноса. Косвенным доказательством этого тезиса является общеевропейский (даже шире - евразийский) масштаб развертывания идеи ноосферы в творчестве П. Тейяра де Шардена, В.И. Вернадского, В.В. Кандинского, Н.К. Рериха, Д.Л. Андреева, Л.Н. Гумилева [4, с. 9].
Возросший интерес к идеям ноосферы в социально-философском познании свидетельствует о постепенном возвращении в историю планетарной человеческой культуры идеи доминанты духовности. Совершается тот действительно кардинальный духовный переворот, который, по словам В.И. Вернадского, по масштабам и последствиям сравним с эпохой Античности [5].
В развитии ноосферологии авторы выделяют три периода, три волны: первая волна связана с возвращением творчества Вернадского в отечественную культуру (1963-1983); вторая - условно относится к 1983-1994 гг., когда идея ноосферы проверялась в русле различных философско-ме-тодологических подходов; с 1994 г. обозначается самая мощная волна - ноосферная проблематика не только становится полем для научно-популярной литературы, областью серьезной акаде-
мической, вузовской исследовательской работы, но и получает статус практически значимой, имеющей сильное звучание в различных формах сознания и бытия. Исследования Н.П. Антонова, Э.В. Гирусова, Н.Н. Моисеева, А.П. Назаретяна, В.И. Субетто, Ю.П. Трусова, А.Д. Урсула и других показывают, что ноосферный контекст современной культуры ставит задачу переосмысления всего комплекса проблем сознания и бытия человека и Человечества [6, с. 10-11].
Исследователи считают, что духовно-культурное развитие отдельно взятого человека позволит оздоровить общество в целом. Так, Ф. Шварцкопф полагает, что каждый из нас является частью всего мироздания, от которого он отдалился, обеспечивая свою личную судьбу, и необходимо по-новому взглянуть на мир, чтобы произошло воссоединение. Это новое видение автор называет «созерцание» и пишет, что наша «созерцательная деятельность представляет собой духовную субстанцию, которая позволяет совершиться воскресению живительного прафеномена Природы». Этот процесс следует считать бесконечно важным, особенно когда встает вопрос о будущем человечества. Но никакое будущее невозможно при отсутствии активного волевого участия со стороны самого человека. Сущность человека проявляется в активном процессе интеграции с природной средой, который консолидирует нас как отдельные личности, как существа, наделенные Я, «способные к самостоятельному свободному вниманию, которое объединяет нас и дает нам возможность развиваться вместе с нашим духовным источником там, где и мир Природы воскресает вместе с нами». Человечество как Целое должно подняться на более высокий уровень, преодолеть собственный эгоизм, и «тогда на пути к намеченным вершинам мы сможем улучшить порядок мироздания» [7, с. 138-140].
Анализ литературы показывает, что одной из самых значительных сторон современной духовной жизни является модернизация старых культурных, религиозно-философских архетипов фундаментальным (естественно-научным, экологическим и гуманитарным) содержанием. Представляется, что в рамках этого глубинного процесса и происходит формирование образа ноосферной реальности. В отечественной социально-философской традиции существуют серьезные наработки в этой сфере с подробным описанием ноосферного состояния общества и условий его достижения.
Философия русского космизма наполнила духовными смыслами естественно-научное направление экологического сознания в XX в., которое способно создать необходимые условия перехода от антропоцентризма к экоцентризму (см. работы К. Циолковского, В. Вернадского, А. Чижевского, Н. Федорова, П. Флоренского). В.И. Вернадский в работе «Философские мысли натуралиста» писал, что «человек впервые реально понял, что он житель планеты и может -должен - мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте» [8, с. 35]. Идеи В.И. Вернадского актуальны и в наше время. Роль человека как хозяина мира, стоящего над всеми природными явлениями на планете и за ее пределами, сменяется идеей взаимодействия человека с природой, мыслью, что человек - это часть этой природы. Естествознание все более глубоко осознает единство и целостность природы и влияние человека на природные процессы. «Он (человек), как и все живое, может мыслить и действовать в планетном аспекте только в области жизни - в биосфере, в определенной живой оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой он не может» [9, с. 35].
Работы Вернадского служат основой для масштабного анализа человеческой деятельности на планете. Он разработал концепцию перехода биосферы в ноосферу, управляемую человеческим разумом: «...геологически мы переживаем сейчас выделение в биосфере царства разума, меняющего коренным образом и ее облик, и ее строение, - ноосферы» [10, с. 380]. Идеи В.И. Вернадского представляют ноосферу как космическое явление, обеспечивающее переход к очередному этапу эволюции живого вещества в виде формирования нового качественного состояния разума человека и его отношения к природным явлениям. «Человек живет в биосфере, он от нее неотделим. Он только ее может непосредственно исследовать всеми своими органами чувств - он может ее ощущать - ее и ее объекты» [11, с. 381]. Поэтому, как бы ни развивалась научная мысль человека, для производства всевозможных благ для его существования на планете в первую очередь необходимо заботиться о той среде, в которой человек существует и мыслит, потому что разрушение биосферы неизбежно приведет к гибели и самого человека.
В учении о ноосфере В.И. Вернадский пишет, что социальное и культурное развитие человечества приведет к превращению человека в основную геологическую силу, формирующую облик Земли. Согласно идеалам ноосферы, духовные ценности обладают приоритетом перед материальными, утверждается необходимость свободы личности, прежде всего от экономического гнета и несправедливого устройства общества. В настоящее время возникает вопрос о том, насколько современные научные разработки отвечают требованиям бережного и рационального использова-
ния живого планетного вещества и каков вклад науки в формирование ноосферного разума. Вернадский выделяет новую форму «биохимической энергии, которую можно назвать энергией человеческой культуры или культурной биохимической энергией», он связывает ее с «психической деятельностью организмов, с развитием мозга в высших проявлениях жизни» и утверждает, что она «сказывается в форме, производящей переход биосферы в ноосферу только с появлением разума» [12, с. 386].
Современная наука состоит не только из знаний, носящих созидательный характер. Она всемерно обеспечивает техническое развитие и идет на поводу у всеразрастающегося потребительского отношения общества к природным ресурсам. К сожалению, современные технологии часто не принимают во внимание зависимость человека от природы и игнорируют требование необходимости ограничения ее эксплуатации, количество природных и техногенных катастроф возрастает. Большинство так называемых экологических катастроф представляют собой именно ноосферные катастрофы, так как свидетельствуют о неумении субъекта истории вписаться в природный контекст, о неадекватности уровня культуры и масштабов общения с природой.
Любая достигнутая форма ноосферного бытия - это поиск человека в реализации системы общечеловеческих ценностей [13, с. 97]. Научно обоснованное экологическое сознание не может базироваться на фактах или даже теоретических основах только одной науки, как бы развита она ни была, оно характеризуется универсальностью подхода, обусловливающего широкое видение проблемы. В.И. Вернадский считает, что «научное мировоззрение есть создание и выражение человеческого духа» и оно призвано наряду с искусством, этикой, духовным мировоззрением, философской мыслью или созерцанием формировать единую картину мира [14, с. 193]. «Научное мировоззрение развивается в тесном общении и широком взаимодействии с другими сторонами духовной жизни человечества» [15, с. 208], поэтому наука должна динамически развиваться одновременно со всеми аспектами общества, в том числе с формированием экологического сознания и экологической культуры.
Представляется, что идеи ноосферизма должны занять достойное место в духовных исканиях человечества, а также в поисках путей достижения гармонии с природой. Огромный потенциал научного знания и духовный опыт человечества необходимо интегрировать, создав основу для оздоровления общественного сознания, пробуждения духовности, гармонизации отношений в системе «человек - природа», преодоления разрушительных тенденций техногенного развития.
Ссылки и примечания:
1. Госзадание Министерства образования и науки Российской Федерации, код проекта 2887.
2. Барулин В.С. Социальная философия : учебник. М., 1993. Ч. 2. Гл. XI.
3. Билаонова М.Ю., Пурынычева Г.М. Философия в поисках новой духовности // Исторический процесс: истоки, перипетии, перспективы : межвуз. сб. ст. Йошкар-Ола, 2014. Вып. 13. С. 52-60.
4. Смирнов Г.С. Ноосферное сознание и ноосферная реальность. Иваново, 1998. 243 с.
5. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 2008. 576 с.
6. Смирнов Г.С. Указ. соч.
7. Шварцкопф Ф. Метаморфоза данного : На пути создания экологии сознания / пер. с англ. Н. Леняшина. М., 2000. 232 с.
8. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. 100 с.
9. Там же.
10. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера.
11. Там же.
12. Там же.
13. Смирнов Г.С. Указ. соч.
14. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера.
15. Там же.