УДК 130.1:37.017.924
Пурынычева Галина Михайловна Pourynycheva Galina Mikhailovna
доктор философских наук, профессор, D. Phil. (Philosophy), Professor,
заведующий кафедрой философии Head of Philosophy Department,
Поволжского государственного Volga Region State Technological University технологического университета
Тимургалиева Лариса Алексеевна
аспирант кафедры философии Поволжского государственного технологического университета
О ПУТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕАЛА ЛИЧНОСТИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Timurgalieva Larisa Alekseyevna
PhD student, Philosophy Department, Volga Region State Technological University
CONCERNING THE WAYS OF THE PERSONALITY IDEAL FORMATION IN THE AGE OF GLOBALIZATION
Аннотация:
Современный этап цивилизационного развития характеризуется стремлением к возрастающей целостности мирового сообщества и становлению единой общепланетарной цивилизации. Для восстановления гармонии в системе «человек - природа» человечество должно сформировать такой тип личности, который будет способен поддержать нарушенное равновесие в системе «человек -общество - природа». В статье авторы пытаются интегрировать идеалы личности, представленные в основных религиях и философских системах, дошедшие до нас из глубины веков, и идеалы, существующие в настоящее время. В качестве возможного современного идеала личности рассматривается понятие «ноосферный человек» как духовный феномен, отвечающий требованиям построения нового гармоничного мира.
Ключевые слова:
идеал, личность, симфоническая личность, соборная личность, ноосферный человек, гармония, цивилизация, ноосфера, человечество.
Summary:
The current stage of civilization development demonstrates our commitment to the increasing integrity of the international community and establishment of a single planetary civilization. To restore the harmony in the "human - environment" system, the humanity must form such a type of person who would be able to maintain the imbalance in the "human - society - environment" system. The authors attempt to integrate the ideals of a person represented in the major religions and philosophies, that have come down to us from the depths of the centuries, and those ideals that exist nowadays. As a possible modern ideal of personality the authors consider the concept of "a noosphere person" as a spiritual phenomenon that meets the requirements of building of a new harmonious world.
Keywords:
ideal, personality, symphonic personality, congregational identity, noosphere person, harmony, civilization, noosphere, humanity.
Современная эпоха характеризуется исследователями как эпоха глобального кризиса культуры. Кризисность ассоциируется с этапом завершения развития системы, по мысли О. Шпенглера, это закат Европы. Техногенный тип цивилизационного развития в качестве мировоззренческого основания системы интеллектуальной и нравственной ориентации имеет свою концепцию отношений человека и природы. Ее становление началось в XVII в. с идеи «Природа -мой дом, и я в нем хозяин», с попытки науки (научного знания) встать на место природы, с появления механистических моделей мира. На смену образа природы как часового механизма пришла паровая машина, а затем кибернетическая, и тоже машина.
Техногенный тип цивилизации породил техногенный тип личности, которому присущи научная рациональность, признание особой ценности разума и основанный на нем прогресс науки и техники. Однако, оказавшись изолированным от природы, человек сам стал ощущать себя расколотым и негармоничным в среде множественных достижений научно-технического прогресса. Дисгармоничные состояния являются многослойными, сложноструктурированными, охватывающими этический, деятельностный, религиозный, экологический аспекты системы «человек - природа». Доминирование деятельностного аспекта выражено в отношении человека к природе как системе вещей, а в современной интерпретации - в коммерческом использовании [1, с. 206]. Современный этап цивилизационного развития демонстрирует стремление к возрастающей целостности мирового сообщества и становлению единой общепланетарной цивилизации. Становление такой глобальной цивилизации связано с распространением по всей планете тех форм духовной, социальной, экономической и культурной жизни, знаний и ценностей, которые воспри-
нимаются как оптимальные и наиболее эффективные для удовлетворения личных и общественных потребностей. Для восстановления гармонии в системе «человек - природа» человечество должно сформировать такой тип личности, который будет способен поддержать нарушенное равновесие в системе «человек - общество - природа».
Развитие личности - полный поисков, выбора, сложнейший процесс синтеза биологического и культурного, взаимодействия и взаимовлияния мыслей и чувств, внутренних побуждений и внешних влияний. Важно формировать направление этой эволюции, интегрирующей биологические, антропологические, психологические, социологические факторы на основе исторического, культурного и социального контекстов. Современные научные исследования показали, что развитие личности осуществляется в физической, когнитивной и психосоциальной областях одновременно, это системный, целостный процесс [2, с. 137].
Теоретические предпосылки формирования нового типа личности, обладающей определенным сознанием и мышлением, способной рационально и бережно распоряжаться природными богатствами планеты, заложены в работах многих мыслителей: П. Тейяра де Шардена, В.И. Вернадского, Н.Н. Моисеева, В.В. Кандинского, Н.К. Рериха, Д.Л. Андреева, Л.Н. Гумилева, Н.Ф. Федорова, Э.К. Циолковского. Выдающийся ученый Н.Н. Моисеев в своих трудах размышлял о рубеже, к которому приблизилось человечество современной эпохи, после преодоления которого необходимы новая культура, новая система мировоззренческих ценностей, новые подходы к пониманию мира и новые знания. Кто их будет создавать?
Процесс формирования понятия личности тесно связан с пониманием общественного идеала и общечеловеческих ценностей. Понятие «идеал» - сложное, многостороннее, разноуровневое явление. В толковом словаре русского языка идеал определяется как то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений, а также совершенное воплощение, наилучший вид, элитный образец чего-либо [3, с. 231].
Современный энциклопедический словарь определяет понятие «идеал» как образец, нечто совершенное, высшую цель стремлений. А в философском энциклопедическом словаре об идеале говорится как об идеальном образе, определяющем способ мышления и деятельности человека или общественного класса [4, с. 481]. В новой философской энциклопедии идеал в общеупотребительном смысле определяется как высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления.
В рамках исследовательских задач для нас прежде всего является важным нравственное содержание этого понятия. Высший образец нравственной личности - совершенство в отношениях между людьми, единство человека с природой, с самим собой - этот идеал провозглашен практически всеми мировыми религиями.
Представляется, что идеал может рассматриваться как высшая цель, образ, к которому следует стремиться человеку и обществу в целом для гармоничного и многогранного развития по всем эволюционным направлениям. Поэтому понятие идеала может выполнять регулятивную функцию в формировании личности с теми или иными качествами и отражать те ценностные позиции, которые диктуют все сферы современного общества, включая гармоничное существование человечества на Земле и во Вселенной. Во все времена существовало стремление людей к идеалам и самосовершенствованию. Для одних это был путь внутреннего духовного развития с целью обретения гармонии души и тела, для других - стремление к материальным благам, почестям и славе. Вопросы духовного познания отражены во многих религиях и философских системах: христианстве, философии Ближнего Востока (ислам, зороастризм), древнеиндийских учениях, конфуцианстве и др.
Проблемы поиска гармонии человека с окружающим миром находили свое отражение еще в античной культуре. Древнегреческие мыслители пытались познать устройство Вселенной и космоса, который, по их мнению, выполняет «упорядочивающую» функцию. Сторонники пифагорейской школы придерживались теории синтеза музыки, математики и астрономии. Они основали важнейшее учение о космологическом значении музыки, согласно которому космос является особого рода музыкальным инструментом, а космические тела, расположенные по отношению друг к другу в такой же пропорции, как и интервалы между звуками в октаве, вращаются вокруг центрального мирового огня. Отсюда весь космос, вся Вселенная является гармонически устроенным и музыкально звучащим телом. Позже Платон и Аристотель наделяют понятия мира и космоса жизнью и душой. Мировая душа оживляет звезды и планеты, которые становятся божественными существами, и сам мир становится живым существом. Опираясь на свою концепцию о присутствии Верховного разума, Платон учил, что дух - «ноус», или разумная душа человека, обладает сущностью, родственной с божеством, и способен созерцать вечные реальности. Душа
человека подобна душе мира, поэтому целью человеческой жизни является поиск и восстановление его первоначальной природы, когда звуки человеческой души вступают в гармоничное звучание с мелодиями космоса [5, с. 10].
Восточная философия подразумевает путь внутреннего духовного преображения личности посредством достижения гармонии духа и тела через аскетические практики, усмиряющие плоть, и медитативные состояния, совершенствующие душу. В отличие от древнеиндийских учений и миропонимания суфизма, зороастрийские воззрения не связывают зло с материальным миром и физическими потребностями и не противопоставляют дух материи. Поэтому в зороастризме не существует ограничивающих практик, направленных на подавление телесных нужд, а силы зла побеждаются посредством принципа «благая мысль, благое слово, благое дело» [6, с. 203].
Христианство определило идеал совершенствования личности через служение Богу, стремление к богоподобию и спасению души. Одной из наиболее значимой в истории теорией о личности является концепция симфонической личности, которую разработал знаменитый историк и религиозный философ Л.П. Карсавин. Совместно с Н.С. Трубецким и Н.Н. Алексеевым он сформировал центральное понятие евразийской социальной философии - «симфоническая личность». Впервые термин упоминается в раннем христианстве и встречается в работах Н. Кузан-ского и философов-славянофилов. Требование Евангелия жить в мире со всеми народами обусловило необходимость во внешней безопасности и внутреннем порядке, который можно сравнить с музыкальной симфонией (гармонией), возникающей в результате совместной игры музыкантов, звучания инструментов и множества специально подобранных звуков разной высоты. На наш взгляд, термин «симфоническая личность» тождественен понятию «соборная личность». Он восходит своими корнями к славянофильскому понятию «соборность», обозначающему, по мысли А.С. Хомякова, единство верующих в лоне православной церкви, высшую божественную основу церковной жизни [7].
Философия всеединства формирует представления о вселенском человеке, реализующемся в миллиардах определенных личностей, его невозможно отделить от самой Вселенной. «Всеединство», «соборность» и «русская идея» - центральные понятия русской философии, которые определяются как «единство в многообразии».
На рубеже Х1Х-ХХ вв. великим русским ученым В.И. Вернадским была разработана концепция ноосферы, или сферы разума, которая интегрировала в себе философские идеи Древнего Востока, античной Греции, русского космизма, философии всеединства.
Концепция ноосферизма становится весьма актуальной в современном обществе, что способствует появлению понятия «ноосферный человек», который должен соответствовать задачам формирования нового гармоничного мира. Основная идея теории о ноосфере заключается в том, что человек не является самодостаточным живым существом, который способен жить изолированно от природной среды. Он существует внутри природы и является органической, неотъемлемой ее частью. Это единство обусловлено функциональной неразделимостью окружающей среды и человека. Человечество само по себе есть явление природное, и биосфера оказывает влияние не только на его жизнедеятельность, но и на мировоззрение, психологическое состояние, здоровье, культурное и духовное совершенствование. Необходимо также учитывать, что не только природа воздействует на человека, имеется и обратная связь: все виды деятельности человека так или иначе влияют на природу. В основе процесса формирования ноосферы стоит личность, которая объединяет телесный, интеллектуальный и духовный опыт. Общество и окружающая среда испытывают потребность в целостной, самодостаточной личности, которая способна не только потреблять и усваивать энергию и информацию, но и творчески применять ее для соответствующих изменений окружающего мира согласно высшим целям, культурным и духовным идеалам гармоничного развития.
В.И. Вернадский считает, что ноосфера является областью духовной жизни на планете [8]. Это идеал, к которому следует стремиться для построения гармоничного мира (системы «человек - природа - общество»), в основе которого лежат понятия Истины, Добра, Красоты. Поэтому можно предположить, что ноосферный человек - это духовная личность, обладающая высоконравственными качествами, способностью к творчеству и созиданию нового. Основу духовной культуры человека определяют знания, нравственные и эстетические ценности, стремление к саморазвитию и гармонии с миром. Поэтому ноосферного человека можно охарактеризовать как личность, способную жить в гармонии с самим собой и с окружающим миром во всех его проявлениях. Поиски такой гармонии являются для человека смыслом его духовного пути, самосовершенствования и предназначения. Следует согласиться с отечественным исследователем Т.Н. Суминовой: «Только человек, явленный в этот мир и наделенный разумом, своими поступками, мыслями, идеями может способствовать установлению гармонии в мире...» [9, с. 380].
Важной категорией и феноменом ноосферы, по мнению авторов, является понятие «гармония» как мощнейшее деятельностное, системообразующее начало, охватывающее все сущее в его материальной и духовной ипостасях. Таким образом, гармоничное существование и духовное развитие являются важной компонентой личности «ноосферного человека».
Попытки осмыслить пути становления нового типа личности, «ноосферного человека», предпринимались разными авторами. Ученые характеризовали его как человека, осознающего себя бессмертной частицей бессмертного человечества, что накладывает особую ответственность человека перед его семьей - человечеством. Такой тип человека становится альтернативой обществу потребления и должен сформировать ноосферную цивилизацию [10, ч. 1, с. 11].
Методом проектирования, проектным мышлением, столь типичным для современного техногенного общества, возможно изменить сознание человека, создать идеальное, другое будущее. И этот процесс во многом будет определяться все более значительным влиянием мысли, слова, действия конкретного человека, носителя ноосферного сознания. Ведущей силой становится субъект, социальность. Представляется, что путь к ноосферному человеку лежит через развитие самостоятельности, изобретательности, творческих способностей. Необходимыми качествами становятся: гибкость, быстрая адаптация к меняющимся условиям бытия, способность осваивать новые формы мышления и деятельности для решения конкретных задач, коммуникативность - умение понимать действия других людей, принимать меры по минимизации рисков разрушения природной среды. Это особый тип отношения к миру (в прошлых, настоящих и будущих формах развития), способность прогнозировать позитивные и негативные следствия, формулировать актуальные задачи и перспективные цели, побуждающие к изменению тенденций социального развития в благоприятном для человечества направлении [11, с. 138].
Ссылки:
1. Пурынычева Г.М., Тимургалиева Л.А. Идеи ноосферы в духовных поисках человечества // Теория и практика общественного развития. 2014. № 16. С. 205-208.
2. Тимургалиева Л.А., Пурынычева Г.М. Проблемы формирования нового типа личности в условиях ноосферного перехода // Исторический процесс: истоки, перипетии, перспективы : межвуз. сб. ст. Вып. 14. Йошкар-Ола, 2015. С. 135-142.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1994. С. 231.
4. Советский энциклопедический словарь. М., 1980. 1600 с.
5. Суминова Т.Н. Ноосфера: поиски гармонии. М., 2005. 448 с.
6. Амосов Д. О некоторых параллелях в дзен-буддизме и зерванизме // Митра. 2007. № 9 (13). С. 203-206.
7. Карсавин Л.П. О свободе // Карсавин Л.П. Малые сочинения. СПб., 1994. 534 с.
8. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 2008. 576 с.
9. Суминова Т.Н. Указ. соч. С. 380.
10. Лысенко В.С. Ноосферная педагогика. Очерки телеологии и аксиологии ноосферного образования. М., 2012. Ч. 1. С. 11.
11. Тимургалиева Л.А., Пурынычева Г.М. Указ. соч. С. 138.
References:
Purynycheva, GM & Timurgalieva, LA 2014, 'Noosphere ideas in the spiritual quest of mankind', Teoriya i praktika ob-shchestvennogo razvitiya, no. 16, pp. 205-208, (in Russian).
Timurgalieva, LA & Purynycheva, GM 2015, 'Problems of formation of a new type of person in the conditions of noosphere transition', Istoricheskiy protsess: istoki, peripetii, perspektivy: mezhvuz. sb. st, vol. 14, Yoshkar-Ola, pp. 135-142, (in Russian). Ozhegov, SI & Shvedova, NY 1994, Explanatory Dictionary of the Russian language, Moscow, p. 231, (in Russian). The Soviet Encyclopedic Dictionary 1980, Moscow, 1600 p., (in Russian). Suminova, TN 2005, Noosphere: the search for harmony, Moscow, 448 p., (in Russian).
Amosov, D 2007, 'On some parallels in Zen Buddhism and zervanism', Mitra, no. 9 (13), pp. 203-206, (in Russian). Karsavin, LP 1994, 'On Freedom', Small works, St. Petersburg, 534 p., (in Russian). Vernadsky, VI 2008, The biosphere and the noosphere, Moscow, 576 p., (in Russian).
Lysenko, VS 2012, Noospheric pedagogy. Essays of teleology and axiology of the noosphere education, Moscow, part 1, p. 11, (in Russian).