что-то терять, чтобы понять, насколько драгоценным было то, что утратили. Здоровье людей - это лицо общества, показатель его развития. И достижения этого общества прямым образом связаны с состоянием здоровья его членов. Невозможно никакой самореализации отдельного человека, и, следовательно, всего общества, без наличия этого главного блага.
Использованные источники:
1. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. 2010.
2. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Физкультура и спорт. 1990.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3. С. 3.
4. http://balashov44.narod.ru/FILOS-3/Marks.htm
5. http://best-words.ru/marks-8/
6. http://aforizm-ss.narod.ru/109.html
7. http ://reftrend.ru/759010.html
8. http://www.liveinternet.ru/users/thelenka/post118077183/
9. http://ru.france-sante.org/info-
world+health+organization+worldhealthorganization-OMS-health.php
10. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%B8%F2%E5, %C8%EE%E3%E0%ED%E D %C2%EE%EB%FC%F4%E3%E0%ED%E3 %F4%EE%E
11. http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/biografia9.html
12. http://xn--h1ahbi.com.ua/info/87-who-world-health-organization-vsemirnaya-organizaciya-zdravoohraneniya-voz.html
13. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%F 1%E5%EC%E8%F0%ED%E0%FF %E E%F0%E3%E0%ED%E8%E7%E0%F6%E8%FF %E7%E4%F0%E0%E2%EE %EE%F5%F0%E0%ED%E5%ED%E8%FF
14. http ://www.who.int/ en/
Ручкина Т.В., к.с.н.
доцент
кафедра профессионального развития кадров ССЭИ, филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова
Россия, г. Саратов ИДЕИ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО У К.Г. ЮНГА Аннотация: описываются основные идеи коллективного бессознательного в теории К.Г. Юнга, которые реально оказывают влияние на наше поведение, мотивацию, чувственную область и т.д. Юнг дает неоднозначное определение коллективного бессознательного, пытаясь раскрыть биологическую, генетическую основу данного уровня. Говорится о детерминации личности как опытом, обучением, воздействием определенной окружающей среды, так и коллективным бессознательным. Показываются отличия бессознательного от сознания, которое выражается через интуицию, сновидения, при аффектах и т.д. Дается описание структуры психического бытия человека. Говорится о том, что символический образ является
«цементом» личности, бывают символические чувства, мысли, действия и ситуации. Дается представление об архетипах и их понятие.
Ключевые слова: бессознательное, коллективное бессознательное, неосознаваемые потребности, аналитическая психология, первобытное мышление, структура психического бытия человека, «ЭГО» и «Самость», индивидуальное сознание, символический образ, «культурные» и «естественные» символы, архетип, сознание, инстинкты, Персона, Анимус, Анима, Маска, Тень.
Главной проблемой нашей работы стали идеи коллективного бессознательного К.Г. Юнга. На наш взгляд, прежде чем рассматривать понятие коллективного бессознательного, необходимо определить в общем, понятие «бессознательного». Бессознательное реально существует и оказывает влияние на наше поведение, мотивацию, чувственную область и т.д. Порой неосознаваемые потребности оказывают намного большее влияние, чем сознательные устремления и установки. Влияние бессознательного может оказываться для нас как отрицательным, так и положительным в зависимости от того, как мы относимся к тому, что приходит к нам из бессознательного, как мы понимаем тот материал, который оно нам дает и в каком качестве и куда мы употребляем его. Продукты бессознательного при определенных условиях могут внезапно вторгаться в нашу жизнь и начинать руководить ею, причем не всегда в том русле, которое необходимо нам. Для того, чтобы наша душевная жизнь была целостной и полноценной, необходимо исследовать все ее составляющие, в том числе и такую важную ее часть, как бессознательное. Понимание этой неизведанной области души приводит к тому, что мы в полной мере способны управлять собой. А также эти знания ведут к полному психическому здоровью, что является важной частью человеческого существования. Бессознательное часто служит источником и предпосылкой для творчества, научившись общаться и обращаться с которым мы можем полученные знания использовать для дальнейшего развития научно-технического прогресса. К.Г. Юнга (1875-1961 гг.) - известный швейцарский психолог, психиатр, философ. Наряду с З. Фрейдом и А.Адлером является одним из основателей глубинной психологии, которая занимается изучением глубинных уровней психики. Их составляют влечения и другие мотивационные тенденции. Среди них огромную роль играют бессознательные мотивы, которые противопоставлены психическим процессам сознания. Он во многом является продолжателем в своей теории линии З. Фрейда, с которым активно сотрудничал в 1906-1918 гг. Он разделяет и продолжает общий фрейдовский подход к психике как к энергетически противоречивой многоуровневой системе. Однако в отличие от З. Фрейда, он утверждает, что основой личности и ее конфликтов является не половое влечение, а энергия, любая потребность, не обязательно связанная с телесной сферой. К.Г. Юнг является ученым с мировым именем,
внес огромный вклад в разработку таких актуальных проблем, как проблема бессознательного, проблема развития личности и душевного здоровья.
В разработанной К. Юнгом аналитической психологии особенно большую роль занимает введение им понятия коллективного бессознательного. В ходе своей терапевтической практики К. Юнг обнаружил множество фактов, которые говорят о том, что в снах и бредовых идеях, фантазиях пациентов есть определенное сходство с мифологическими, фольклорными сюжетами, древними космологическими идеями. В этом проявляется, по его мнению, основное содержание самого глубокого уровня человеческой психики - коллективного бессознательного, то есть психических первообразов, архетипов. К. Юнг дает во многом различные неоднозначные определения коллективного бессознательного, пытаясь раскрыть биологическую, генетическую основу этого уровня как результат предшествующего филогенетического опыта, как априорные формы психики. Архетип обнаруживает себя в различного рода символах -сновидениях, психических расстройствах, научном или художественном творчестве. Сновидения, с точки зрения К. Юнга, - окно в коллективное бессознательное. Они имеют собственную структуру, которая указывает на мотивацию, подсознательную идею или намерение.
К. Юнг говорил, что личность не полностью детерминирована ее опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Он утверждает, что каждый индивиду имеет целостный личностный эскиз и окружающая среда является лишь возможностью выявления того, что уже имеется в наличии.
Таким образом, мы можем решить проблему раскрытия идей коллективного бессознательного К.Г. Юнга с помощью следующих задач:
1. Раскрывая понимание К.Г. Юнгом идей бессознательного.
2. Раскрывая идеи коллективного бессознательного.
Опишем бессознательное. Бессознательное рассматривают как:
1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает отчета
2. Как форму психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как субъект специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое [1, С. 31.].
Бессознательное отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношением к миру, поэтому невозможно осуществлять произвольный контроль действий субъекта и их оценки. Реальность в бессознательном переживется как идентификация, эмоциональное заражение, эмоциональное вчувствование. Часто в бессознательном сливаются в одно будущее, прошлое и настоящее. Часто бессознательное выражает себя с помощью интуиции, при аффектах, в сновидениях, в привычных действиях, в первобытном мышлении... Тот, кто
отрицает существование бессознательного, фактически полагает, что наше нынешнее знание психики является полным [2, С. 51], говорит К.Г. Юнг.
По Юнгу первобытное мышление - это биопсихологическая константа, важнейшее измерение человеческого бытия. Человек первобытного племени еще в незначительной степени оторван от природы и не обладает, поэтому, субъект-объектной пропастью, которая создается при развитом сознании. Так как необходимо не только приспосабливаться к внешнему миру, но также и сохранять гармонию во внутреннем мире и унаследованными детерминантами бессознательного порядка, касающихся поведения и мышления, то дикарь решает эту задачу с помощью мифов, магии и ритуалов, он еще не знает дифференциации внешнего и внутреннего, физического и психического, субъекта и объекта. В первобытном обществе мифы, ритуалы, инициации помогали индивиду в приспособлении внутреннему миру. Современное же человечество же пытается покорить внешний мир с помощью разума и поэтому оказывается и оказалось уже в отрыве от жизненной почвы. Для западной цивилизации характерно логическое мышление, для которого в свою очередь, характерно логическое мышление, для которого в свою очередь, характерна направленность на внешний мир. Такое мышление протекает в суждениях, оно словесно и требует усилия воли, утомительно. Требуются образование и воспитание определенной направленности, чтобы оно было сформировано. Логическое мышление является порождением и инструментом культуры. В традиционных обществах логическое мышление развито слабо, так как отсутствовала потребность в тренировке интеллекта. Интуитивное ненаправленное мышление представляет поток образом, но не понятий. Оно не утомляет. Такое мышление непродуктивно для приспособления к внешнему миру, оно необходимо для художественного творчества, мифологии, религии, внутренней гармонии. В сновидениях контроль логического мышления ослабевает, и человек может соприкасаться и соприкасается с миром, наполненным мифами. Современное человечество не так давно отказалось от предрассудков, которыми оно считает мифы. Юнг говорит, что даже если бы все было религиозно - мифологические традиции каким-либо образом были внезапно уничтожены, то они возродились бы уже на уровне следующего поколения, так как в символы религии и мифологии укорены в психике каждого индивида. Юнг говорил, что всегда массы живут мифами, избавиться от них могут лишь небольшие группы людей, однако, они так же живут мифами, создавая на месте старых мифов новые, которые на самом деле являются лишь забытым старым.
Юнг выделил структуру психического бытия человека: эктопсихическая сфера (ощущение, мышление, чувства, интуиция), эндопсихическая или ЭГО-комплекс (память, которая контролируется волей), личностное бессознательное (вещи, которые могут быть
осознанными), коллективное бессознательное, в котором ядром является сфера архетипического разума.
Юнг ввел разветвленную дифференциацию бессознательного, особенно выделив такие основные уровни:
• Психоидное коллективное бессознательное, которое имеет черты, являющиеся общими для людей и животных
• Общечеловеческое бессознательное
• Различные типы коллективного бессознательного, начиная от приближающегося к общечеловеческого и до микрогруппового
• Персональное, индивидуальное бессознательное, которое аккумулирует неосознанные или вытесненные психические феномены (в частности, комплексы).
Юнг считает, что теоретически в области сознания не может быть никаких границ, так как оно способно к неопределенному расширению. Однако эмпирически, сознание всегда находит свои границы, при этом сталкиваясь с незнаемым. Это незнаемое никак не связано с ЭГО, так как состоит из всего того, что мы не знаем. Незнаемое распадается на две группы: незнаемое во внешнем мире и незнаемое во внутреннем. Таким образом, незнаемое во внутреннем мире и не является территорией бессознательного. (ЭГО - это комплекс идей, представлений, которые представляют для К.Г. Юнга центр поля сознания и обладают высокой степенью непрерывности и тождественности, то есть идентичности с самим собой. Он различал ЭГО и Самость. ЭГО - это субъект сознания, а Самость - субъект всей психики, который включает и ее бессознательное. Самость таким образом, включает в себя ЭГО.
Бессознательное является прародительницей сознания. Сознание развивается из бессознательного в детстве, таким же образом, как оно возникало в далекие времена, когда человек стал человеком. Юнг говорил, что существуют два различных пути возникновения сознания - момент высокого эмоционального напряжения или созерцательное состояние, при котором представления движутся подобно образам сновидений, между некоторыми из них, кажущимися не взаимосвязанными, возникает ассоциация, этот момент подобен откровению. То есть, первый путь имеет внешний источник происхождения, тогда как второй - внутренний. Большинство ранних впечатлений от жизни забывается и образуется инфантильный слой личностного бессознательного. Он содержит все забытое, вытесненное или ставшее подпороговым каким-либо другим образом, все, что человек приобрел сознательно или нет. Сюда включается все, о чем человек когда-либо думал, осознавал, но забыл на данный момент, так же все, что воспринималось органами чувств, но не было зарегистрировано осознанно, все будущие вещи, которые однажды могут осознаться. Помимо этого Юнг включает в эту категорию все более или менее умышленные подавления болезненных мыслей и чувств. Эта группа
включает содержимое, которое может осознаваться. Однако тут можно найти и другие содержания, которые являются для индивида чуждыми и несут только едва различимые личностные метки. Такие материалы часто встречаются при помешательствах, а также в сновидениях нормальных, здоровых людей, этот неличностный слой Юнг называет коллективным бессознательным, он является работой наследственной стриктуры мозга, а не индивидуально приобретенным, унаследованный мозг по сути является итогом всей прошлой жизни. Он состоит из структурных осадков и эквивалентов психической деятельности предков, которые повторялись постоянно. Коллективное бессознательное является неизменным и идентичным качество и само по себе составляет субстрат бытия.
Индивидуальное сознание - надстройка над коллективным бессознательным, о существовании которого, как правило, не подозревает. Коллективное бессознательное время от времени оказывает свое влияние, например, на сновидения и тогда во сне возникают интересные и загадочные картины, наполненные представлениями о духах, тайных магических преследованиях, демонах и ведьмах. Такие сновидения оказывают огромное влияние на личность и ее психический мир. Часто они уходят далеко за пределы его духовного горизонта, имеют силу как определенные духовные вехи, даже если человек их так до конца и не понял.
Функциональное отношение бессознательных процессов к сознанию, Юнг называет компенсационным, потому что бессознательный процесс вызывает наружу тот сублимационный материал, который констеллирован состоянием сознания, а значит все содержания, которые, если бы все было осознано, не могли бы отсутствовать в картине общей ситуации. Компенсационная функция бессознательного проявляется тем отчетливее, чем более односторонней оказывается сознательная установка.
Бессознательное для Юнга является понятием исключительно психологическим, но ни в коем случае не философским, и не метафизическим. Бессознательное он определяет как предельное психологическое понятие, покрывающее все те психические содержания или процессы, которые не осознаются, то ест которые не отнесены воспринимающим образом к ЭГО. Юнг считал, что бессознательное реально. Его активность, его энергетическая основа внутри и между нами проявляется непрерывно. Психическая реальность не может быть опознана или признана. Наш сознательный разум не является единственным управляющим, мы всегда и во всем индивидуально и коллективно находимся под влиянием той энергии, которая нами не осознается.
Именно потому, что бессознательное нами не осознается, нельзя сказать о нем ничего определенного. Но можно судить о нем по косвенным проявлениям в сознательной психике - через произведения искусства, литературы, воображения, символы. Результирующие проявления психического всегда является сплавом различных влияний, комбинации
разнообразных факторов. Прежде всего, сюда включена работа сознательного Я, то есть ЭГО, затем личностные, в основном, неосознаваемые комплексы индивида или группы, к которой принадлежит индивид. Также сюда включается комбинации архетипического воздействия, которая имеет начало в коллективной психике, но реализуется в самом индивиде (коллективное бессознательное). Из взаимодействий этих составляющих возникают поступки, идеи, произведения искусства, массовые движения и коллективные действия.
Бессознательное оказывается часто неблагоприятным и опасным для нас, потому что мы не учитываем его сигналы. Юнг пишет, что отсутствие связи с бессознательным, равнозначно лишенности инстинктов и корней. Бессознательное обладает возможностями, которые недоступны для сознания, в его распоряжении находятся все подпороговые психические содержания, в том числе и опыт, который запечатлен в архетипических структурах. Давление бессознательного, вторжения его содержания в сознание могут привести не только к индивидуальным, личным психозам, но и к коллективному безумию. Этим и объяснял Юнг массовые движения, политические события нашего века.
Бессознательное занято непрерывным воспроизводством символов, которые являются психическими символами. Эти символы основаны на эмпирической реальности, но не являются знаками, которые представляют эту реальность. Понятие символа отличается в понимании Юнга от понятия простого знака. Символическое и семиотическое значения - разные вещи. Всякое понимание, которое истолковывает символическое выражение в смысле аналогии или сокращенного обозначения для какого-нибудь знакомого предмета, имеет семиотическую природу. Напротив, такое понимание, которое истолковывает символическое выражение как наилучшую и потому ясную и характерную ныне непередаваемую формулу сравнительно неизвестного предмета, имеет символическую природу. Понимание, которое истолковывает символическое выражение, как намеренное описание или иносказание какого-нибудь знакомого предмета, имеет аллегорическую природу. Выражение, поставленное на место какого-нибудь известного предмета, всегда остается простым знаком и никогда не является символом. Знак всегда меньше, нежели понятие, которое он представляет, в то время как символ всегда больше, чем его непосредственный очевидный смысл [2, С. 51.], говорит К.Г. Юнг. ... Символом мы называем термин, название и даже образ, обладающий помимо своего общеупотребительного еще и дополнительным значением несущим нечто неопределенное, неизвестное [3, С. 15], продолжает он. Каждый психический продукт, так как он является в данный момент наилучшим выражением для еще неизвестного или сравнительно неизвестного факта, может быть воспринят как символ, поскольку есть склонность принять, что это выражение стремится обозначить то, что мы
еще ясно не знаем, но предчувствуем... Следовательно, символическим является такое слово или образ, значение которого выходит за рамки прямого и не поддается точному определению или объяснению. Разум пытается объять некий символ, то неизбежно приходит к идеям, лежащим за пределами логики [3, С. 15.]. Пока символ сохраняет жизненность, он является выражением предмета, который иначе не может быть лучше обозначен. Символ сохраняет жизненность до тех пор, пока он чреват значением. Но как только его смысл родиться из него, то символ оказывается мертвым, то есть имеет еще только историческое значение. Жизненный символ формулирует некий существенный бессознательный фрагмент и чем более распространен этот фрагмент, тем шире и воздействие самого символа, так как он затрагивает родственные струны. Символ есть с одной стороны наилучшее для данной эпохи, непревзойденное выражение чего-то неизвестного, поэтому он должен возникать из самого дифференцированного и сложного явления в духовной атмосфере данного времени. Но так как живой символ должен заключать в себе то, что родственно более широкой группе людей для того, чтобы он мог воздействовать на нее, то он должен схватывать именно то, что может быть общим для более широкой группы людей. Всякий символ означает «соединение». Он соединяет в себе различные, и даже противоположные значения, которые соответствуют противоположным влечениям и направлениям психической энергии. Он является единством противоположностей, решением противоречия, иррациональным, но никак не рациональным, так как он есть образ, а не понятие. Символ обладает способностью выразить и соединить сознательное и бессознательное содержание, соединить чувственное и духовное, так как символ является чувственным образом, имеющим духовный смысл. Символ имеет освобождающую силу, ибо выражает права на существование всех частей психики. Символический образ не только означает, но и производит наиболее совершенное объединение все находящихся в индивидууме противоположностей. Он является цементом личности. Поэтому отсюда вытекает то важное значение, которое имеет религиозный символ в аналитической психологии. ... должен отметить, однако, что символы появляются не только во сне, но и в любых психологических проявлениях. Бывают символические чувства, мысли, действия и ситуации. Зачастую создается впечатление, что даже неживые объекты взаимодействуют с подсознанием, создавая повторяющиеся символические ситуации [3, С. 49.]. .Существует, кроме того, ряд символов (в том числе и важнейшие из них), которые по своей сущности и происхождению являются не индивидуальными, а коллективными. Это главным образом религиозные символы. . В действительности они есть . коллективные представления, порожденные предвыборными снами и творческими фантазиями и как таковые являются спонтанно и непреднамеренно возникшими
проявлениями, никем специально не придуманными [3, С. 49]. Существуют «естественные символы и «культурные». Естественные символы происходят из бессознательных содержаний психического и представляют огромное множество вариаций основных архетипических образов. Во многих случаях они могут быть прослежены до своих истоков, идей и образов, которые встречаются в древних записях и у первобытных обществ. Культурные символы - те, которыми пользовались для выражения «вечных истин» и которые во многих религиях используются до сих пор. Эти символы прошли процесс более или менее сознательного развития и стали таким образом коллективными образами, принятыми цивилизованными обществами. Тем не менее, такие культурные символы сохраняют в себе много колдовского начала, сакральности, божественности. С ростом научного знания человек утратил «бессознательную» идентичность с природными явлениями и они постепенно теряют свою символическую причастность. Эта утрата компенсировалась символами снов. Они выносят на поверхность исходную природу - инстинкты, специфические мысли. Таким образом, мы рассмотрели понятие бессознательного в учении К.Г. Юнга для того, чтобы определить далее, что такое коллективное бессознательное; роль бессознательного для человека и степень его влияния; категорию мышления у первобытных и современных людей и отношение ее с бессознательным и сознанием; структуру психического бытия человека, которая включает по Юнгу, эктопсихическую сферу, ЭГО-комплекс, личностное бессознательное, коллективное бессознательное; понятие символа и знака в представлениях К.Г. Юнга и их различия; понятие культурных и естественных символов, их роль и проявления в бессознательном.
Опишем коллективное бессознательное и архетипы. Мы рассмотрели понятие бессознательного, как его рассматривал К.Г. Юнг. В отличие от З. Фрейда, который рассматривал идеи коллективного бессознательного, Юнг сделал их исходными и основополагающими. Фрейд формально стирает границу между коллективной и индивидуальной психикой, а фактически выводит коллективную из индивидуальной. Индивидуум является не только уникальным и обособленным, но еще и социальным существом, поэтому психика человека есть не только отдельный и вполне индивидуальный, но и коллективный феномен, таким же образом, как определенные социальные функции и потребности находятся в противоречии с интересами отдельных индивидуумов, так и у человеческого духа есть определенные функции или тенденции, которые в силу своей коллективной природы находятся в противоречии с индивидуальными потребностями. Этот факт обусловлен тем, что каждый человек от рождения имеет высокоразвитый мозг, который обеспечивает возможность богатой духовной деятельности; возможность, которую человек приобрел онтогенетически, и в той мере, в какой мере мозг у отдельных людей получил сходное развитие, в той же мере духовная функция, возможная
благодаря этому сходству, является коллективной и универсальной. Этим объясняется тот факт, что бессознательное далеких друг от друга народов и рас характеризуется соответствием, что также указывает на факт необычайного соответствия автохронных мифологических форм и мотивов. .. Именно в спонтанных проявлениях бессознательного открывается психическое, отнюдь не идентичная сознанию и воплощенная в первозданных (архетипических) образах, которые, по мнению Юнга, лежат в основе всех мыслительных актов и оказывают влияние на любые сознательные представления, в том числе и научные [4, С. 12-13]. Именно из универсального сходства мозга следует универсальная возможность для однотипной духовной функции. Эта функция и есть коллективная психика. Так как существуют различия, которые соответствуют роду, расе, семье, то существуют и ограниченная расой, родом, семьей коллективная психика, которая выходит за уровень. универсальной коллективной психики. Если говорить словами Жане П., то коллективная психика охватывает нижние части психических функций, прочно установившуюся и автоматически действующую, унаследованную и повсеместно наличествующую, сверхличностную или неличностную часть индивидуальной психики. Сознание и личное бессознательное охватывает верхние части психических функций, то есть онтогенетически приобретенную и развитую часть. Если человек включает бессознательно коллективную психику в состав своего приобретенного актива, то происходит неоправданное расширение объема личности и базис, который лежит в основе каждой личности, отягощает и обесценивает эту личность, что проявляется в инфляции, то есть подавлении самоощущения, вплоть до болезненной воли к власти [5, С. 204.].
При анализе бессознательного, индивидуумом осознаются те вещи, которые он уже осознавал, но пока по отношению к другим людям, благодаря познанию себя его личное бессознательное становится все более коллективным. Это околлективление имеет не только плохую сторону, но иногда и хорошую. Снятие индивидуальных вытеснений сначала переводит чисто личностные содержания в сознание, но там находятся уже прочно закрепленные коллективные элементы бессознательного, а также присутствующие всем побуждения, качества, идеи, Образы, то происходит растворение личности в ее противоположности. При неврозе явно проявляется пара противоположностей - . мания величия - чувство неполноценности, также существует множество других пар противоположностей, из которых можно выделить специфически моральную пару. добро и зло. В коллективной психике добродетели и пороки человека, но при этом один человек засчитывает коллективную добродетель в свою персональную заслугу, а другой человек - коллективный порок - себе в вину. Но это все является на самом деле иллюзией, просто искусственно осознанными.
Коллективные психические содержания свойственны всем индивидам, причем коллективными могут быть не только мировоззрения и понятия, но и чувства. По Юнгу у культурного человека с известными коллективными понятиями связываются и коллективные чувства, например, с коллективной идеей Бога или отечества. Коллективный характер присущ не только единичным психическим элементам, но и целым функциям. Так мы говорили раньше о мышлении в качеств целой функции, которое может быть коллективным, так как является общезначимым. Так и чувство становится целостной функцией, когда соответствует общему моральному сознанию или всеобщим ожиданиям.
Юнг же объяснял коллективное бессознательное как более общее, которое лежит в основе мировых процессов и выводит, следовательно, индивидуальное бессознательное из универсального. Людей соединяют не только современные цивилизации, культура, общее сознание, но и узы бессознательного предкультурного и раннекультурного совместного существования, которые запечатлены на глубинном уровне человеческой психики. Более глубокие пласты психики постепенно теряют свое индивидуальное своеобразие, по мере приближения к автономным функциональным системам становятся все более коллективным. Коллективное бессознательное есть часть психики, которая может быть отличена от личностного бессознательного тем фактом, что оно не обязано своим существованием личному опыту, и, следовательно, не является персональным, личным приобретением. В то время, как личное бессознательное в основном составляют когда-то осознаваемые содержания, которые впоследствии исчезли из сознания, являясь подавленными или забытыми, то в отношении коллективного бессознательного можно сказать, что его содержания никогда не входили в сознание. Таким образом, они существуют благодаря наследственности. Если личностное бессознательное состоит в большинстве своем из комплексов, то содержание коллективного бессознательного в основном представлено архетипами.
Медицинская психология (имея в виду точки зрения Фрейда З. и Адлера А.), говорит Юнг, сосредотачивается на личности, причем этимологические и каузальные факторы приобретают в ней исключительно личностное значение по своей природе. Но в то же время, эта психология основывается на неких общебиологически факторах, например, на сексуальном инстинкте или влечении к самоутверждению. Такое объяснение, психология вынуждена делать, вследствие того, что она претендует на статус объяснительной науки. Ни одна из этих точек зрения не отвергает существования общих для человека и животных инстинктов и того, что они обладают определенным влиянием на психологию личности. Однако инстинкты являются безличными и универсально встречающимися наследственными факторам, которые имеют динамически - мотивирующий характер. Инстинкты по природе не расплывчаты, они являются
оформленными мотивирующими силами, они задолго до сознания преследовали присущие им цели и продолжают делать это в настоящее время, несмотря на уже достигнутый уровень сознания.
Существует разница между архетипами и инстинктами. ... Здесь я должен прояснить вопрос о связи, существующей между инстинктами и архетипами. То, что мы называем инстинктами, есть собственно, физиологические потребности, воспринимаемые органами чувств. Одновременно они проявляют себя в фантазиях, зачастую обнаруживая свое присутствие в символически-образной форме. Такие проявления я и называю архетипами [3, С. 66], - говорит Юнг. То, что мы называем инстинктами, является физиологическим побуждением и постигается органами чувств. Инстинкт в своей основе является коллективным, то есть универсально возникающим явлением, не имеющим ничего общего с индивидуальностью. .Инстинкты - это типичные виды действий и как только мы сталкиваемся с единообразными и регулярно возникающими видами действия и реакции, мы имеем дело с инстинктами, независимо от того, связан он с сознательным мотивом или нет [3, С. 334.].
Юнг говорит, что помимо непосредственного сознания, которое имеет личностную природу, существует вторая психическая система, которая имеет коллективную и безличностную природу, которая является идентичной у всех индивидов. Коллективное бессознательное состоит из предсуществующих форм, архетипов, которые вторичным образом становятся осознаваемыми и придают определенную форму содержаниям психики. .Человеческую психику Юнг уподобляет грибу, а коллективное бессознательное - грибнице. Человек напоминает точку на горизонтали (коей является окружающая его среда); вертикаль же, проходящая, - это нить сверхточной неуловимой жизни [6, С. 47.].
Коллективное бессознательное в человеке (он рождается с ним), оказывается осадком всего того, что люди пережили, начиная с самых ранних и отдаленных эпох. Понятие архетипа является неотъемлемой частью коллективного бессознательного, указывает на существование в душе определенных форм, которые, как кажется, существуют всегда и повсеместно. В исследованиях по мифологии обозначаются они в качестве. мотивов; в психологии первобытных времен существует соответствующее понятие Леви-Брюля - representations collectives. В области сравнительного религиоведения Юбер определяет их как категории воображения, а Адольф Бастион называет их элементарными или пирамидальными мыслями.
Юнг заметил, что в различных мифах, притчах, религиях, экзотерических доктринах, сновидениях, фантазиях душевно больных и здоровых людей, вне зависимости от эпохи и места, повторяются определенные структурные мотивы. Юнг решил, что само бессознательное задает избранные психические формы, то есть архетипы для подобных представлений. Архетипы сложились за многие тысячелетия развития
человечества и называются коллективным бессознательным. ... Архетипы представляют собой символы, которые выражают наиболее фундаментальные общечеловеческие взаимоотношения и цели [6, С. 48.]. Их можно найти в фольклоре, сказках, легендах; архетипическими являются символы смерти человека, образы моря, огня, рождения человек, символы материнского начала, сюда также включаются божественные образы, например, потерянный рай, Христос. Архетипы подобны камертону, который необходим для настройки переживаний, которые вызываются этими образами, но сам по себе не содержателен, формален. Но проникая в сознание, архетип получает содержательную характеристику и наполняется материалом из сознательного опыта. Если обобщить, то можно сказать, что архетип является возможностью оформить представления, определенный способ программирования.
Архетип уместно определить как восприятие инстинктом самого себя или как автопортрет инстинкта. Архетипы являются типичными видами понимания, и где бы мы не встретились с единообразными и регулярно возникающими формами понимания, мы имеем дело с архетипом, независимо от того, узнаваем или нет его мифологический характер [3, С. 336.]. Таким образом, Юнг предполагает, что архетипы являются по сути бессознательными образами самих инстинктов. То есть они являются образцами инстинктивного поведения. Архетипы - это корреляты инстинктов, которые вместе образуют бессознательное. Похожи на две стороны одной медали - когнитивный и поведенческий акт. Юнг сравнивал архетипы с системой осей кристаллов, которая переформирует кристалл в растворе, выступает как поле, которое распределяет частицы вещества. В психике таким веществом является внешний и внутренний опыт, который организуется согласно врожденным формам.
Как сознательное понимание придает нашим действиям форму и направление, так и бессознательное понимание через архетип определяет форму и направление инстинкта. Коллективное бессознательное состоит из суммы инстинктов и их коррелятов - архетипов. Так же как и инстинктами, любой человек обладает и запасом архетипических образов. С точки зрению Юнга невозможно сказать, что первично - понимание ситуации или импульс к действию, они являются аспектами одного и того же жизненного процесса, которые рассматривается подобным образом для удобства понимания. Но в то же время инстинкты проявляют себя в фантазиях и часто обнаруживаются путем символических образов. Эти проявления и являются архетипами. Они не имеют определенного происхождения, воспроизводят себя в любое время и в любой точке света. Архетипы имеют собственную побудительную энергию и это позволяет им производить осмысляющую интерпретацию в собственном символическом ключе и вмешиваться в ситуацию с собственными импульсами и мыслительными образованиями. Архетипы создают мифы, религии, философии, которые оказывают влияние на народы
и исторические эпохи. Хорошо известным выражением архетипов являются мифы и сказки. Архетип - это коллективные паттерны, определенное образование архаического характера, которое включает и по форме, и по содержанию мифологические мотивы. Наиболее глубоко лежащий слой, в который мы можем проникнуть, это место, где человек уже не является отчетливо выраженной индивидуальностью, но разум его смешивается и расширяется до сферы общечеловеческого разума, не сознательного, а бессознательного, в котором мы одни и те же. В коллективном бессознательном люди имеют похожие архетипы, независимо от цвета кожи. Типичные образы и ассоциации являются архетипическими идеями. Как правило, когда активируется коллективное бессознательное в больших социальных группах, то человек перестает быть самим собой.
Юнг пытался проверить существование архетипов. Он хотел выяснить, где проявляются психические формы, которые вызываются архетипами, в материальной форме. Главным источником считал сновидения, другим источником является .. Активное воображение, под ним подразумевается последовательность фантазий, которые протекают при произвольной концентрации внимания. Очень интересным источником архетипического материала являются фантазии параноиков, фантазии, наблюдаемые в состояниях транса, сновидения раннего детства (2-5 лет).
Архетипы нередко выступают в спроецированном виде, причем проекции, когда они бессознательны, проявляются у лиц, принадлежащих к той или иной среде, как правило, как ненормальные пере- или недооценки. Из этого возникают современные мифологические образования, что есть подозрения, предрассудки, фантастические слухи. Юнг пишет, что архетипов ровно столько, сколько есть типичных жизненных ситуаций, при встрече с ситуацией, которая соответствуют какому-либо архетипу, то происходит его активизация, появляется принудительность, которая либо приводит к действиям вопреки разуму и воле, либо приводит к патологическому конфликту или неврозу.
Юнг оперирует такими понятиями, как Персона, Анимус, которые путем сложного взаимодействия с Я образуют богатство психической жизни человека. Персона или Маска родственна фрейдовскому Сверх-Я и олицетворяет ту социальную роль, которую личность вынуждена играть не только для других, но и для себя. Понятия Тень, Анима, Анимус олицетворяют фрейдовское Оно, причем Анима и Анимус ближе к сексуальному началу, а Тень к агрессивному началу в концепции З. Фрейда. Важным понятием в учении Юнга является понятие Самости, которое выражает целостность сознательной и бессознательной психики. Развитие личности или индивидуализация состоит в том, чтобы Самость, интегрирующая неповторимое личное и сверхличное в человеке, достигла своего наиболее полного осуществления. По словам Юнга Тень - это скрытая, вытесненная, по большей части неполноценная и преступная
личность, которая своими .последними ветвями объемлет весь исторический аспект бессознательного, достигает мира звериных предков и таким образом, объемлет весь исторический аспект бессознательного [6, С. 49.].
Юнг считает, что персона является фрагментом коллективной психики, который часто удается получить с большим трудом [5, С. 216.]. Это более или менее случайный или произвольный фрагмент коллективной психики, но она не есть нечто индивидуальное. Юнг говорит, что когда мы анализируем персону, то снимаем маску и обнаруживаем следующее: то, что казалось индивидуальным, в основе своей коллективно; иначе говоря, персона была лишь маской коллективной психики [5, С. 218.]. Персона является способом компромисса между индивидуумом и социальностью, между самим человеком и представлением по поводу того, что кто-то кем-то должен являться. Несмотря на то, что Я-сознание пока что идентично персоне, бессознательная самость все еще не может быть вытеснена таким образом, что никаким образом не давать о себе знать. Ее влияние проявляется в контрастирующих и компенсирующих содержаниях бессознательного. Когда снимаются личностные вытеснения, то всплывают спаянные друг с другом индивидуальность и коллективная психика. При снятии личностных вытеснений, спаянные друг с другом индивидуальность и коллективная психика высвобождают вытесненные ранее личностные фантазии. Явным признаком коллективных образов является «космичность». При растворении персоны в коллективной психике, следует высвобождение непроизвольных фантазий, которые по сути являются специфичной деятельностью коллективной психики. Таким образом, предложенная Юнгом модель личности (ее структура), описывается состоящей из множества отдельных парциальных личностей. Тень, Персона, Анима или Анимус позволяют наглядно представить себе личностную динамику как процесс взаимодействия, помощи, борьбы или антагонизма, составляющих личности, воплощающих ее мужские или женские, здоровые или больные, развивающиеся или отжившие аспекты [4, С. 14.].
«Колдун» или «демон» представляют собой качества, которые являются не личностно-человеческими, а мифологическими. Это мифологические фигуры, которые отображают то неизвестное, которое является нечеловеческим, надчеловеческим, содержанием коллективного бессознательного, потому что демоны и злые колдуны не являются личностными воспоминаниями.
Таким архетипом является тип первобытного колдуна - врачевателя, личности одаренной, которая несет магическую силу; фигура, которая несет негативный оттенок, часто представляется как человек монголоидного типа и темнокожий. Также символ животного является символом коллективного бессознательного, потому что в его содержание входят не только остатки
архаических, специфически человеческих способов функционирования, но также остатки функций ряда животных предков человека.
К.Г. Юнг рассматривал родительских духов и говорил, что они практически самые важные. Родители, как правило, самые важные, влиятельные люди для ребенка. Позже, для взрослого человека, место родителей занимает женщина или мужчина. Для мужчины в образе женщины заключено нечто сверхиндивидуальное, которое является типичным и имеет глубокие корни - это действие Анимы. Все существо мужчины предполагает в духовном и физическом плане женщину, так же как он является подготовленным к определенному окружающему миру, где есть вода, свет, воздух и т.д. Форма этого мира врожденна ему в качестве виртуального образа. Родители, жена, дети, Рождение и смерть врожденны ему таким же образом, как виртуальные образы, как психические готовности [5,С. 255.]. Эти априорные категории носят коллективный характер, мыслятся как бессодержательные, а потому бессознательные. Они приобретают свое содержание и влияние при стыковке с реальными эмпирическими фактами, которые пробуждают к жизни бессознательную готовность. Таким образом, в бессознательном мужчины существует унаследованный образ женщины, с помощью которого он постигает природу женщины. Этот образ является важным источником женственности души.
По Юнгу человек - существо двуполое, поэтому бессознательное как бы восполняет через Аниму и Анимус недостающие характеристики противоположенного пола. Анима и Анимус являются воплощением женского начала в мужском бессознательном и мужско в женском бессознательном. Анима и Анимус проявляют себя наиболее типично, воплощаясь в снах и фантазиях, обычно в образе девушки или любовнике, или в иррациональности мужского чувства и женского рассуждения. Как регуляторы поведения, они являются наиболее значимыми архетипами. Каждый мужчина несет в себе вечный образ женщины, которые бессознателен и он всегда бессознательно проектируется на предмет любви, другого человека, это является причиной либо страстного увлечения, либо ненависти. Естественная функция Анимуса и Анимы проявляется в пребывании между знанием и коллективным бессознательным.
Анима является женским архетипическим образом, источник ласки и влечений. Анима - олицетворение всех проявлений женственного в психике мужчины: таи как смутные чувства и настроение озарения, восприимчивость к иррациональному, способность любить, тяга к природе и - последнее по порядку, но не по значению - способность контакта с подсознанием [3, С. 175.]. Анима сообщает мужчине дополняющее его женственное начало, а Аниму, который является мужским архетипическим образом, основой непререкаемых суждений, придает женщине дополняющее ее мужское начало. Эти образы сообщают определенную направленность, в том числе и сексуальную по отношению к существам другого пола.
Анима в форме материнского образа переносится на женщину. Существует различие между Анимой и Анимусом, Анимус производит мнения, в то время как Анима - производит настроения. Мнения Анимуса часто имеют характер солидных убеждений, которые нелегко поколебать, потому что ни якобы общеобязательны. Анимус подобно Аниме персонифицируется в облике однако мужчины. Это верно только отчасти, потому что Анимус являетсяя не как одна персона, а как множество. Анимус проецируется подобно Аниме. Анимус проходит 4 стадии развития. На первой он знаменует простую физиологическую силу, например, как чемпион по легкой атлетике или мужчина с горой мышц. На следующей стадии он олицетворяет инициативу и способность планировать свои действия. На третьей - Анимус представляет слово, зачастую реализуясь в качестве профессора или религиозного деятеля. Наконец, в четвертой -Анимус становится воплощением смысла. На этом высшем уровне он опосредует, подобно Аниме, религиозный опыт, через который жизнь приобретает новый смысл. Он придает женщине духовную твердость, невидимую внутреннюю поддержку, что компенсирует ей внешнюю мягкость. Анимус в его наиболее развитой форме, способен устранить разъединенность разума женщины и ее духовности, приходящую с возрастом, что усиливает ее восприимчивость к новым творческим идеям в противовес мужчинам [3, С. 191].
Годные для проекции мужчины - это копии Бога, который знает ответы на все вопросы, либо реформаторы. Мнения Анимуса всегда коллективны, стоят над индивидуальными суждениями и индивидуумами. Анимус - это осадок суммы опыта, который получен предками женщины по поводу мужчины. Охваченной Анимусом женщине всегда грозит опасность потерять женственность, то есть женскую персону, в то же время мужчина, при подобном положении, рискует феминизироваться. Такие психические изменения пола основаны исключительно на том, что функция, которая относится к внутреннему миру, оборачивается наружу. Причина перевернутости состоит в недостаточном признании внутреннего мира, который противостоит внешнему и предъявляет свои собственные требования к вопросам адаптации. Множественность Анимуса в противовес единичности Анимы является коррелятом сознательной установки. Сознательная установка женщины более замкнута в личностном отношении, чем у мужчины. Миром же мужчины является народ, государство, объединения и ассоциации. Мужчине преподносится образ Цирцеи или Калипсо, а Анимус выражается прежде всего в летучих голландцах, пришельцах, в реальном физическом мире это могут быть чемпионы по боксу, различные выдающиеся и знаменитые мужчины.
Таким образом, мы рассмотрели понятие бессознательного, как его рассматривал К.Г. Юнг; взаимозависимость коллективного бессознательного и структуры мозга человека; представления о коллективности чувств,
представлений, мировоззрений. Он считает, что бессознательное является прародительницей сознания и сознание развивается из бессознательного в детстве. Он говорил, что существует два пути возникновения сознания - внешний как момент высокого эмоционального напряжения или состояние созерцания, и внутренний, как откровение. Он говорит, что индивидуальное сознание - надстройка над коллективным бессознательным. Как правило, сознание не осознает существование бессознательного и его влияние на него. Коллективное бессознательное проявляется наиболее ярко в снах, складывающееся в определенные сочетания символов, которые пытаются донести до сознания тот или иной материал. Также его продукты можно отследить в произведениях искусства, литературы, в представлениях воображения и т.д. Символы могут иметь как индивидуальный, личностный характер, так и коллективный. Также была раскрыта также структура психического бытия, которая включает эктопсихическую сферу, эндопсихическую сферу, личностное бессознательное и коллективное бессознательное. Далее было раскрыто понятие коллективного бессознательного, которое исходит из универсального сходства мозга. К.Г. Юнг говорит, что коллективное бессознательное лежит в основе мировых процессов и выводит индивидуальное бессознательное из универсального. Людей объединяют не только цивилизация, культура, общее сознание, но и узы бессознательного предкультурного и раннекультурного совместного существования, которые запечатлены на глубинном уровне человеческой психики. Коллективное бессознательное отличается от личностного тем, что не обязано своим существование личному опыту. Содержания коллективного бессознательного никогда не входили в сознание, они существуют благодаря наследственности. Коллективное бессознательное является осадком всего того, что люди пережили, начиная с самых отдаленных эпох. Юнг заметил, что в различных мифах, притчах и религиях, сновидениях и фантазиях душевно больных людей, проявляются общие структурные мотивы. Юнг решил, что само бессознательное задает избранные психические формы, которые являются архетипами, то есть символами, которые являются выражением наиболее базисных человеческих взаимоотношений и целей. Юнг определяет архетипы как образцы инстинктивного поведения, как корреляты инстинктов. Архетипы воспроизводят себя в любое время и в любом месте, они создают мифы, религии, философии, которые оказывают влияние на целые народы и исторические эпохи.
Юнг выделяет такие архетипы, как Персона, Анима, Анимус, Тень, Колдун, родительские духи. Таким образом, были рассмотрены основные понятия бессознательного и коллективного бессознательного, а также понятие архетипов и их некоторых видов, а также взаимосвязь архетипов с инстинктами, то есть раскрыта биологическая основа коллективного бессознательного.
Использованные источники:
1. Краткий психологический словарь. М.: Политиздат. 1985.
2. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс. 1991. С. 51.
3. Юнг К.Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж. Л., Якоби И.А. Человек и его символы. М.: Серебряные нити. 1997. . С. 15.
4. Юнг К.Г. Психология и алхимия. М.: <^ей-Ьоок». К. «Ваклер». 1997. С. 12-13.
5. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. М.: Канон. 1994. С.204.
6. Воскобойников А.Э. Бессознательное в человеке. М.: Институт молодежи. 1997., С. 47.
Ручкина Т.В., к.с.н.
доцент
кафедра профессионального развития кадров ССЭИ, филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова
Россия, г. Саратов ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА АДАПТАЦИОНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ Аннотация: рассматривается проблема профессиональной адаптации специалиста в современных социокультурных условиях; процесс становления профессионалов в зависимости от внешних и внутренних факторов; описываются различные психические и физические нарушения, которые могут возникать в связи с этим процессом; анализируются особенности адаптации к экстремальным условиям профессиональной деятельности, особенности повышения психоэнергетического потенциала личности, формирование ее безопасности в различных аспектах; рассматриваются особенности формирования оптимальных и результативных тактик адаптивного поведения, которые тесно оказываются связанными с процессом самореализации, одним из основных и главных факторов которого оказывается процесс мотивации как процесс грамотной адаптации к стрессу; описывается стратегический стиль поведения, а также другие при взаимодействии с внешней средой, их особенности.
Ключевые слова: психология, профессиональная деятельность, профессиональная адаптация, психическая устойчивость, профессионализм, профессиональная среда, адаптационное поведение, личностные факторы, мотивация успеха, мотивация достижения, успешность деятельности, задача, жизненная цель, иерархия ценностей, стиль поведения, профессиональная дисквалификация, мобилизация внутренних резервов, потенциал, смысл, самореализация, конструктивный стиль поведения, волевая саморегуляция, резервные ресурсы организма.
Проблема профессиональной адаптации специалистов современных экстремальных производств в интеллектуальной, управленческой,