Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ К.Г. ЮНГА'

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ К.Г. ЮНГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
11953
921
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
"КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ" / "ЛИЧНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ" / "АРХЕТИПЫ" / "САМОСТЬ" / "ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ" / "ИНДИВИДУАЦИЯ" / "МОТИВАЦИЯ"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шнайдер В. Ф., Талалуева Т. А.

В статье рассматривается теория личности, разработанная швейцарским психологом, основоположником аналитической психологии К. Г. Юнгом, в частности описывается структура и типология личности, раскрывается содержание процесса развития личности по Юнгу. Затрагивается проблема понимания потребностей и возможностей человека, которые выходят за рамки материального мира. Показана актуальность идей К.Г. Юнга для современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ К.Г. ЮНГА»

УДК 159.9

Шнайдер В.Ф.

аспирант кафедры гуманитарных и общественных наук «РТУ МИРЭА»,

г. Москва, РФ Талалуева Т.А. кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных и общественных наук ИТУ «РТУ МИРЭА»,

г. Москва, РФ

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ К.Г. ЮНГА

Аннотация

В статье рассматривается теория личности, разработанная швейцарским психологом, основоположником аналитической психологии К. Г. Юнгом, в частности описывается структура и типология личности, раскрывается содержание процесса развития личности по Юнгу. Затрагивается проблема понимания потребностей и возможностей человека, которые выходят за рамки материального мира. Показана актуальность идей К.Г. Юнга для современного общества.

Ключевые слова

«Коллективное бессознательное», «Личное бессознательное», «Архетипы», «Самость», «Типология личности», «Индивидуация», «Мотивация».

Проблема понимания личности остается одной из самых актуальных на протяжении многих столетий. Современная психология подразумевает под личностью, конкретного живого человек, обладающего сознанием и самосознанием. Психологи понимают личность, как совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий человека, сложившихся в процессе его развития и определяющих его поведение.

Современное определение отражает, или точнее сказать, включает в себя направления работы, которыми занимался известный швейцарский психолог, основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг (1875-1961). Юнг изучал вопросы, касающиеся сознательной части человеческой личности -его Эго, включающее социальные отношения, репрезентацию в социуме, понимание особенностей психологического характера, и пути достижения осознанности, которые человек проходит при индивидуации собственной личности, позволяющей ему понять и реализовать себя. Можно с уверенностью утверждать, что в этих позициях Карл Густав Юнг остается актуальным и востребованным в наше время.

Согласно К. Г. Юнгу, значительную роль в деятельности и в мышлении человека играют, как индивидуальные особенности, в частности, приобретенные навыки и опыт, так и коллективное бессознательное. На основе данных, проведенных им исследований, было сделано предположение, что бессознательное в более чем 90% случаев участвует в принятии решений человеком. То есть, человек достаточно часто действует неосознанно, использует навыки и опыт не задумываясь. Большая часть решений продиктована не личностными (уникальными, приобретенными), а коллективными (типичными, предопределенными) частями человеческого сознания. Интуиция, страх, любовь и так далее, наполнены содержанием коллективного бессознательного, которое передается из поколения в поколение. Это общие для всех людей стереотипы поведения, эмоциональные отклики, которые проявляются в виде архетипов.

Архетипы участвуют в формировании сознания. Их влияние может быть, как положительным, так и негативным. Заряд зависит от того, на сколько индивид может интегрировать бессознательные импульсы с сознательной частью, так, чтобы они гармонично соединились.

В типологии личности, предложенной Юнгом, поведение человека не является случайным, поддается классификации и его можно предсказать. Каждая личность, при том, что она индивидуальна и уникальна, принадлежит к одному из определенных типов. Тип личности сохраняется независимо от происходящего в

жизни человека в течение долгого периода времени. Определение типологической принадлежности личности человека, как показывает практический опыт, имеет большое значение. Особая значимость прослеживается в бизнес-сфере в вопросе мотивации сотрудников, так как позволяет прогнозировать их поведение.

Социум создает условия для активации у человека тех психологических функций, которые помогают ему оптимально адаптироваться к предлагаемым обстоятельствам, для достижения успеха в данный период жизни, способствует улучшению тех заложенных функций, которые особенно актуальны и востребованы.

Для знания и понимания людей, их ценностей, мотивов их поведения, специалистам необходимо иметь представление о различных теориях и концепциях развития личности. В этой связи, изучение теории личности К.Г. Юнга остается неизменно актуальным и востребованным.

Структура личности в теории К. Г. Юнга

К. Г. Юнг являясь учеником З. Фрейда, обожавшим своего учителя, не разделял полностью его взглядов и со временем отошел от классической концепции личности, предложенной Фрейдом. Эти разногласия породили новый взгляд на теорию личности.

Согласно теории Юнга, структура личности (или психики) имеет три уровня: Эго (сознательная часть), Личное бессознательное и Коллективное бессознательное.

С точки зрения К.Г. Юнга сознательная сфера включает в себя «осознаваемые мысли, чувства, воспоминания и ощущения и служит основой самосознания, позволяя человеку воспринимать самого себя целостной и постоянной личностью» [1, стр. 200].

Непринятые желания, инстинкты, воспоминания, все, что личность подавляет и вытесняет включается в личное бессознательное. Личное бессознательное - это «вытесненное из сознания ввиду его несовместимости с сознанием». Можно сказать, что личное бессознательное - это верхняя часть бессознательного и состоит оно из чувственных комплексов - «скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта» [1, стр. 200]. В центре каждого комплекса находится архетип. И это отправляет нас к еще одной важной части личности, к коллективному бессознательному.

С точки зрения Юнга, коллективное бессознательное «является не чем иным, как возможностью, которая передается нам по наследству с древних времен, проявляется оно в виде психических первообразов, архетипов», и далее «творческий процесс заключается в бессознательном оживлении архетипа и его же развитии» [7, с. 56-57].

Коллективное бессознательное можно описать, как некое хранилище общих переживаний, знаний, которые накоплены за миллионы лет человечеством. К. Г. Юнг предполагал, что люди, на протяжении всего своего существования, постоянно преодолевали одни и те же кризисные ситуации, поэтому психика выработала внутренние механизмы урегулирования многих проблем. В связи с этим, Юнг рассуждал, что в каждом человеке уже есть необходимые знания из мирового опыта, внутри каждого - есть решение проблем из коллективного бессознательного.

Архетип «начинает функционировать всюду там, где или еще не существует сознательных понятий, или же где таковые по внутренним или внешним основаниям вообще невозможны» [2, стр. 459], то есть это происходит тогда, когда личность не может опираться на свой индивидуальный опыт. Бессознательные сигналы находят выражение, разговаривая с человеком, через символы: сновидения, фантазии. Символические выражения интегрируются в сознательную сферу с помощью образов, которые воплощаются в процессе творческой деятельности в таких вещах, как живопись, рисунок, литература, танцы, пантомима, игра.

Архетипы К. Г. Юнга несут в себе функциональный смысл. С одной стороны, из поколения в поколение они передают человеку важные сведения об объектах и их свойствах, таким образом помогают ему адаптироваться к окружающим условиям. С другой стороны, архетипы могут осуществлять роль некоторой психологической защиты необходимой человеку. В подтверждение этому Юнг писал: «можно интерпретировать религиозные мифы как своего рода ментальную терапию от страданий и волнений всего

человечества - голода, войн, болезней, старости, смерти. Всемирно распространенный миф о герое, например, всегда описывает могучего человека или богочеловека, побеждающего зло в любых его проявлениях в виде драконов, змей, чудовищ, демонов и т. д., и спасающего людей от разрушений и гибели» [1, стр. 88-89].

Юнг выделил и описал следующие архетипы:

1. Анима - бессознательный, фемининный архетип в мужчине;

2. Анимус - бессознательная, маскулинная часть личности женщины;

3. Персона (маска) - «социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем детстве» [3, с. 48];

4. Самость - архетип единства и целостности, вместилище смыслов;

5. Мудрец - это та часть индивида, которая направлена по познание, на мудрость.

6. Тень - «это архетипическая форма, состоящая из материала, подавленного сознанием: ее содержание включает в себя те тенденции, желания, воспоминания и опыты, которые отсекаются человеком, как несовместимые с Персоной и противоречащие социальным стандартам и идеалам.» [3, с.

51].

Архетип Самости - центральный организующий принцип коллективного бессознательного. А обретении Самости, то сеть целостности, Юнг видел смысл жизни человека. Самость не ограничена условностями места и времени, в этом состоит юнгианский посыл о том, что у психики нет времени и места, события, которые произошли когда-то, оказывают такое же влияние на психику человека, как и те, что произошли вчера. Также в архетипе Самости нет понятия положительной или отрицательной энергии, то есть с одной стороны, это потенциал возможностей, с другой, потенциал разрушения.

Таким образом, самым значимым открытием К. Г. Юнга в сфере изучения психологической структуры личности считается понятие коллективного бессознательного, общее для всех людей хранилище памяти человечества, а также архетипов, которые наполняют его. А представление о Самости - является кульминационным моментом в его исследовании архетипов.

Типология личности К. Г. Юнга

Одной из основных проблем психологического познания является проблема типологии личности. Юнг был тем, кто сделал ее важнейшей в исследовании. Разработанная Юнгом классификация личности, которая основана на типе отношений индивида к миру, было значимым открытием.

Он выделил две формы ориентации: экстравертную и интровертную.

Экстравертам свойственна ориентация на объект, поэтому в выборе формы поведения они опираются на мнение других людей, общепринятые нормы, а не на собственное, субъективное отношение к окружающему миру. На экстраверта внешний мир оказывает сильное влияние, поэтому они больше готовы к подчинению внешним требованиям и в большей степени опираются на внешние обстоятельства.

Для интроверта ценность субъекта выше, чем объекта. Интроверт при выборе формы поведения обращает внимание на свои внутренние переживания и чувства, а не на внешние обстоятельства. Для него более значимо его собственное мнение, а не суждения других, его оценка внешнего мира как правило осуществляется с позиции внутренней реальности. Таким образом, в иерархии ценностей интроверта его внутренняя необходимость всегда будет выше внешней.

Следует отметить, что в человеке присутствуют обе эти противоположные установки, но чаще одна из них превалирует и считается сознательной, а другая занимает более низкое положение и относится к бессознательной части, и выполняет компенсаторную функцию по отношению к доминирующей.

Юнг предположил, что если бы в человеке реально доминировала одна установка из двух, это несомненно приводило бы его к утрате психического равновесия, поэтому, они должны быть скомпенсированы «бессознательной контрпозицией». То есть, личность, осознающая себя, как экстраверта, на уровне бессознательного придерживается противоположной - интровертной установки. В изолированной форме встретить экстравертную или интровертную установку практически невозможно.

К. Г. Юнг эмпирически выделяет четыре психические функции, которые лежат в основе,

разработанной им типологии личности. Он писал: «Сознание ориентируется в окружающем следующими четырьмя функциональными способами: через ощущение (то есть восприятие органами чувств), указывающее на наличие чего-то; размышление, поясняющее нам, что это; чувство, говорящее нам, приятно это или нет, и интуицию, подсказывающую, откуда и куда оно идет» [6, с. 56]. То есть ощущение, мышление, чувство и интуиция есть у каждого человека, но, как правило, одна из этих функций, проявлена в большей степени, чем остальные. Поэтому интровертный и экстравертный тип личности, в зависимости от доминирования той или иной психической функции, может быть ощущающим, чувствующим, мыслительным или интуитивным.

Дополнительно Юнг подразделяет психические функции на рациональные и иррациональные. К рациональным функциям он относит чувство и мышление, а интуицию и ощущения относит к иррациональным. О рациональных функциях он говорил, что они «основывают весь свой образ действия на суждении разума», а иррациональные - «на абсолютной силе восприятия» [2, с. 452], в этом состоит их различие.

Таким образом, типология личности, разработанная Юнгом, базируется на двух основаниях. Первое - это преобладающий тип личности (интроверсия или экстраверсия). Второе - это ведущая функция (чувство, мышление, интуиция, ощущение). Сочетание типов и функций позволяет говорить о восьми основных типах личности: экстравертный мыслительный, экстравертный чувствующий, экстравертный ощущающий, экстравертный интуитивный, интровертный мыслительный, интровертный чувствующий, интровертный ощущающий и интровертный интуитивный.

Человек, как правило, отождествляет себя с одной из функций, которая у него более развита. Это детерминирует различные психологические типы личности, и естественно особенности ее поведения и взаимодействия с окружающими.

Развитие личности по К.Г. Юнгу

Выше мы уже говорили об архетипе Самости, как о центре личности, вокруг которого организуются все остальные ее аспекты. Самость можно описать, как истинную сущность индивида, как подлинное «Я» человека. Юнг считал, что достижение Самости - это смысл человеческой жизни, конечная цель индивидуации.

В теории Юнга индивидуация рассматривается, как процесс развития человека. Можно говорить, что индивидуация это некий путь, который проходит человек, совершая свои взлеты и падения, по которому он идет всю жизнь и в этом, следовательно, смысл его жизни - прийти к самому себе.

Как правило, человек скрывает свое истинное «Я» под Маской или Персоной и не признает свое истинное «Я», отрицая Тень. Поэтому процесс индивидуации или путь к самому себе начинается с признания существования и познания собственной Тени. Согласно Юнгу, Эго имеет темную и светлую сторону, при этом, последняя признается человеком. Темная же сторона Эго, как некое животное начало в человеке, не принимается и не осознается им. Путь к себе - это преодоление Персоны и постижение Тени внутри себя.

Индивидуацию Юнг рассматривает, как психологическое рождение индивида и выделяет четыре ступени или стадии на этом пути:

1. Ассимиляция личностью своей негативной стороны психики, то есть Тени;

2. Ассимиляция своей второй половинки - Анимуса или Анимы;

3. Ассимиляция смысла всего мира и понимание своего места в жизни -обретение Мудреца;

4. Самость - достижение человеком полной гармонии.

Обретение Самости как центрального образования личности, гармонизирует противоположности, которые есть в человеке. Путь человека в реализации своего «Я», другими словами, становления единого, уникального, целостного, гармоничного индивида, неповторим и уникален.

К. Г. Юнг полагал, что развитие личности динамический процесс, который может длиться всю жизнь. По мнению Юнга, индивид постоянно достигает новых целей, приобретает новые знания, реализует себя все более полно.

Большое количество трудностей, препятствий, которые обязательно встречаются на пути развития человека, часто ведут к тому, что не каждый становится личностью: «Тот факт, что неизменно процветают конвенции какого-нибудь вида, доказывает, что подавляющее большинство людей выбирает не собственный путь, а конвенции, и вследствие этого каждый из них развивает не самого себя, а какой-нибудь метод, а значит, нечто коллективное за счет собственной целостности» [7, стр. 73].

Для человека важно помимо событийного, материального плана существовать и на другом более глубоком уровне. Смысл заключается в том, чтобы быть в чувствительном контакте со своей Самостью, следовать жизненному потоку, осознавать его и быть в синхронии с этим течением. Можно сказать, что причинами потери человека связи с собой, со своей Самостью, как центром души, являются однобокость восприятия событий, а также чрезмерная тяга к самосознанию (однонаправленность), избыточная рефлексия и концентрация на чем-то одном.

Самореализация по К. Юнгу - это итог осуществления индивидуации. Достичь его очень непросто. Самореализация недоступна большому количеству людей. С точки зрения Юнга, она доступна способным и высокообразованным людям, имеющим к тому же достаточный для этого досуг. Самое важное, что человеку не надо отвергать в себе, или можно сказать, что надо научиться принимать в себе то, что его беспокоит. Конечно, осуществить это полностью невозможно, но об этом необходимо задумываться и начать делать попытки.

Несмотря на то, что концепцию о коллективном бессознательном и архетипах К.Г. Юнга, достаточно сложно понять и проверить эмпирически, она продолжает волновать умы и притягивать внимание многих специалистов в области психологии. Его понимание бессознательного, как жизненно необходимого источника мудрости, вызывало и вызывает интерес к его теории.

Сознательное и бессознательное в человеческой психике в частности, и культуре в целом, являются взаимодополняющими друг друга системами взаимодействия ментальностей, которые обогащают человечество новыми потенциалами самоопределения и самореализации.

Последнее время в профессиональной среде наблюдается рост популярности аналитической психологии и принятие многих из ее положений. Юнгианские институты работают во многих странах мира, в крупных городах США, регулярно проходят лекции, семинары, конференции, посвященные Юнгианскому анализу. В институте К. Юнга в Цюрихе, по сей день обучают аналитиков со всего мира.

Типология личности, предложенная Юнгом, нашла свое практическое применение в современном мире. Например, типология Myers-Briggs Type Indicator, сформированная на основе теории Юнга, широко применяется в качестве теста в бизнесе и образовании. Человек рассматривается по показателям интроверсии - экстраверсии, мышления - чувств, интуиции - ощущений, а также восприятия - суждения. Завершающая пара в этой цепи, была присоединена уже последователями теории Юнга.

Творческие находки Юнга, как очень полезные в работе, оцениваются различными специалистами, в числе, которых философы, историки и другие.

Многие известные ученые и писатели работали над идеями Юнга, развивали их. Например, Джозеф Кемпбелл, американский исследователь мифологии, Джеймс Хиллман, американский психолог, основатель школы архетипической психологии, Джин Шинода Болен, американский психоаналитик, автор популярных книг по архетипической психологии мужчин и женщин.

Понимание потребностей и возможностей человека, которые выходят за рамки материального мира, это одна из главных причин популярности Юнга сегодня. Понимание движущей силы развития личности, как конфликта между Эго, которое поддерживается традициями, предлагаемыми обстоятельствами, воспитанием, и истинным, более глубоким Я, которое связано с предназначением, миссией, делает поиски глубинных смыслов для современного человека особенно актуальными. Юнг полагал, что к середине жизненного пути Эго может полностью сформироваться, но не каждый человек находит себя и не все потребности души оказываются удовлетворенными, обретение истинности и целостности продолжается.

Список использованной литературы: 1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 607 с.

2. Юнг К.Г. Психологические типы. - Минск: «Харвест», 2017. - 528 с.

3. Щербакова В. Миры на песке. - Рига: <ЖаКа», 2010. - 292 с.

4. Юнг К.Г. Воспоминания, размышления, сновидения. - Минск: «Харвест», 2003. - 496 с.

5. Мельник С. Психология личности. - Владивосток: «Дальневосточный государственный университет», 2004. - 97 с.

6. Юнг К.Г. Человек и его символы. - СПб.: «Б.С.К.», 1996. - 454 с.

7. Юнг К.Г. Избранные работы. - СПб.: «Издательство РХГА», 2014. - 288 с.

8. Креггер О, Тьюсон Дж. Типы людей и бизнес. - АСТ: «Астрель», 2006. - 464 с.

9. Букалов А. В. Соционика, типологии Юнга и Майерс-Бриггс: сходства и различия. - «Международный институт соционики», 1998. - 32 с.

© Шнайдер В.Ф., Талалуева Т.А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.