Научная статья на тему 'Идеи И. П. Иванова в оценке уровня общекультурной компетентности студентов технического университета'

Идеи И. П. Иванова в оценке уровня общекультурной компетентности студентов технического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ / КОМПЕТЕНТНОСТИ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТИ / PEDAGOGY OF COLLECTIVE CREATIVE LIFE / COMPETENCE / INTERCULTURAL COMPETENCE / ASSESSMENT OF THE LEVEL OF COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гулк Е. Б.

Статья посвящена использованию принципов «Педагогики коллективной творческой жизни», предложенной И. П. Ивановым в образовательном процессе современного ВУЗа. Рассмотрены механизмы развития общекультурных компетентностей студентов, в частности, умения устанавливать взаимодействие с другими субъектами своей профессиональной деятельности, предложены методики по оценке уровня сформированности этих компетентностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гулк Е. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAS OF I. P. IVANOV IN THE ASSESSMENT OF COMMON CULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITY

The article is devoted to use of the principles of “Pedagogy of collective creative life”, proposed I. P. Ivanov in the educational process of modern University. The mechanisms of development of intercultural competence of students, in particular, the ability to establish interaction with other actors in their professional activities, proposed a methodology for evaluation of the level of these competencies.

Текст научной работы на тему «Идеи И. П. Иванова в оценке уровня общекультурной компетентности студентов технического университета»

ИДЕИ И. П. ИВАНОВА В ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

© Е. Б. Гулк

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Россия, 195251 г. Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29.

Тел.: +7 (812) 348 25 58.

E-mail: [email protected]

Статья посвящена использованию принципов «Педагогики коллективной творческой жизни», предложенной И. П. Ивановым в образовательном процессе современного ВУЗа. Рассмотрены механизмы развития общекультурных компетентностей студентов, в частности, умения устанавливать взаимодействие с другими субъектами своей профессиональной деятельности, предложены методики по оценке уровня сформированности этих компетентностей

Ключевые слова: педагогика коллективной творческой жизни, компетентности, общекультурные компетентности, результат педагогического процесса, оценка уровня сформированности компетентности.

Современные стандарты высшего образования предъявляют к будущему специалисту требования по формированию не только профессиональных, но и общекультурных компетентностей. Общекультурные компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности, они связаны с успехом личности в быстроменяющемся мире. Они проявляются, прежде всего, в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, в том числе на иностранном языке, социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе [1, с. 9]. Следовательно, мы ставим перед системой профессиональной образования задачи по развитию личностных качеств (общекультурных компетенций) будущих специалистов, но тогда и учебный процесс должен строиться на основе понимания закономерностей и условий, в которых эти качества могут развиться. Их формирование в образовательном процессе должно носить не стихийный (как часто происходит в современной высшей школе), а целенаправленный характер. Если же исходить из того, что обучение - это общение между обучающим и обучающимися, общение, в процессе которого, посредством которого происходит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой деятельности [2, с. 84], то неоспоримым становится важность тех воспитательных отношений которые складываются в этом общении.

Это прекрасно понимал И. П. Иванов, замечательный ученый, автор концепции «Педагогики коллективной творческой жизни». Он считал, что каждое личностное качество (и его компоненты) проявляется и развивается в определенных действиях, которые можно назвать развивающими [3, с. 172]. В своей работе, посвященной подготовке студентов - будущих педагогов он формулирует принципы формирования, развития и саморазвития личностных качеств (компетенций) студентов: целенаправленное развитие воспитательных отношений товарищества (в единстве отношений товарищеского творческого обучения и творческого содружества преподавателей и студентов) и преодоление пережитков воспитательных отношений чрезмерной опеки и «свободного воспитания» [3, с. 172].

Далее он выделяет этапы этого процесса:

• передача (открытая и незаметная, прямая и опосредованная) преподавателями накопленного опыта;

• овладение этим опытом студентами;

• создание ими вместе с преподавателями и под их руководством нового опыта, например, активности и самостоятельности в учебной работе и в общественной жизни;

• соединение этого опыта с прежним;

• обмен соединенным опытом, накопление традиций активности и самостоятельности, преодоление пассивности и несамостоятельности в разных видах учебно-воспитательной работы [3, с. 165].

Однако, реализация этого алгоритма в условиях традиционной педагогики чрезмерной опеки (только заботы воспитателей о воспитанниках) приводит к несоответствию результатов целям воспитания [3, с. 165].

Необходимо изменение организации образовательного процесса в высшей школе. Построение образовательного процесса на основе компетентностного подхода предполагает:

• постановку образовательных целей в контексте развития у студента способности самостоятельно решать проблемы в сфере профессиональной деятельности;

• отбор содержания профессиональной подготовки в образовательном процессе, который опирается на целостное представление о совокупности учебно-профессиональных задач;

• организацию образовательного процесса, которая направлена на создание условий для формирования у студентов опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем профессиональной деятельности;

• оценку достигнутых результатов, которая предполагает альтернативу проверке нормированных содержательных единиц - оценку компетентности студента» [4, с. 10].

Следовательно, одной из задач, стоящих перед педагогами является разработка механизмов диагностирования уровня сформированности общекультурных компетенций и мониторинга их развития в процессе обучения.

В обобщенном понимании результаты обучения рассматриваются как изменения, преобразования субъектов, достигнутые в педагогическом процессе [5, с. 70]. Результаты педагогического процесса как результаты взаимодействия субъектов могут быть проанализированы с разных позиций. Они могут быть определены как субъективные и объективные. Последние доступны фиксации и очевидны для окружающих. Наиболее сложными для фиксации (диагностирования) являются преобразования внутреннего мира человека [5, с. 71], моделей его поведения, то есть диагностирование изменений связанных с развитием общекультурных компетентностей. Все это делает проведение исследований в области измерения (оценки) результатов обучения по формированию общекультурных компетентностей актуальными.

Целью нашего исследования стала разработка критериев оценки и методик диагностирования уровня сформированности компетентности в умении устанавливать взаимодействие с другими субъектами своей профессиональной деятельности у студентов технического ВУЗа.

Задачи исследования:

1. Теоритический анализ современных подходов к оценке результатов педагогического процесса.

2. Подбор и разработка диагностических методик по определению основных моделей

поведения студента в группе, самооценки его умения взаимодействовать с другими субъектами учебного процесса.

3. Разработка профессиональных задач для фиксации роста компетентности студентов, учитывающих заданные условия деятельности, специфику инструментов, особенности взаимодействия с партнерами.

Для того чтобы диагностические методики и задачи, предназначенные для оценки компетенции, были валидными, надежными и объективными, они должны быть:

- составлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к тестовым заданиям в целом;

- сформулированы на языке, доступном пониманию обучающегося, претендующего на обладание данной компетентностью;

- избыточными с точки зрения выраженности в них «зоны ближайшего развития»;

- многоуровневыми, т.е. предполагающими оценить общий подход к решению, выбор необходимой стратегии, квалификацию в использовании конкретного гносеологического и поведенческого инструментария;

- «модульными», т.е. предусматривающими возможность, сохраняя общий контекст задачи, менять некоторые из ее условий [1, с. 33].

Для оценки уровня сформированности компетентности нами были предложены следующие критерии: наличие определенных качеств личности, необходимых для реализации данного умения, успешность процесса и результатов профессиональной деятельности (реальной или смоделированной), принятие будущим специалистом целей, задач и ценностей, которые задаются профессиональной ролью.

Применительно к умению устанавливать взаимодействие с другими субъектами своей профессиональной деятельности, эти критерии могут быть сформулированы следующим образом:

• будущий специалист должен обладать коммуникативными навыками, выбирать модели поведения, способствующие его эффективному взаимодействию с учебной группой;

• решать задачи по определению эффективных механизмов деятельности в предложенных ситуациях общения;

• иметь ценностно-целевые установки, направленные на уважение, принятие личности другого человека, желание вступать в кооперацию с коллегами, участвовать в работе коллектива.

Для оценки результатов формирования данной компетентности использовались следующие методики:

• методика <^-сортировка», разработанная В.Стефансоном и направленная на определение основных тенденций поведения человека в учебной группе;

• оценка уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского);

• тест оценки коммуникативных умений;

• диагностическая анкета;

• разработанный пакет профессиональных задач, для оценки умения взаимодействовать с другими субъектами профессиональной деятельности;

• тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. Крамбо, Л. Махолика, адаптация Д. А. Леонтьева.

Таким образом, современные требования к организации обучения в высшей школе требуют трансформации всех компонентов системы обучения. Принципы компетентностного подхода должны реализовываться не только в использовании интерактивных технологий и форм обучения, нои при рассмотрении результатов этого обучения. Поэтому задача разработки конкретных методик диагностики уровня развития общекультурных компетнций и апробация их в учебном процессе технического ВУЗа является сейчас одной из приоритетных в современной дидактике высшей школы. И здесь принципы творческого содружества, социальной активности, демократизации, воспитательной заботы, «разумной опеки», предложенные И. П. Ивановым звучат очень актуально и востребовано.

ЛИТЕРАТУРА

1. Козырев В. А., Радионова Н. Ф. Компетентностный подход в педагогическом образовании. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.

2. Дьяченко В. К. Новая дидактика. М.: Народное образование, 2001.

3. Иванов И. П. Пути воспитания и самовоспитания студентов - будущих педагогов // И. П. Иванов. Собрание педагогических трудов. Т. 2. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013.

4. Бордовский Г. А Разработка программ подготовки профессорско-преподавательского состава к проектированию образовательного процесса в контексте компетентностного подхода. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И.Герцена, 2010.

5. Тряпицина А. П. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2013.

Поступила в редакцию 13.02.2014 г.

IDEAS OF I. P. IVANOV IN THE ASSESSMENT OF COMMON CULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITY

© E. B. Gulk

St. Petersburg State Polytechnical University 29 Politechnicheskaya St., 195251 St. Petersburg, Russia.

E-mail: [email protected]

The article is devoted to use of the principles of “Pedagogy of collective creative life", proposed

I. P. Ivanov in the educational process of modern University. The mechanisms of development of intercultural competence of students, in particular, the ability to establish interaction with other actors in their professional activities, proposed a methodology for evaluation of the level of these competencies.

Keywords: pedagogy of collective creative life, competence, intercultural competence, assessment of the level of competence.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.

Please, cite the article: Gulk E. B. Ideas of I. P. Ivanov in the Assessment of Common Cultural Competence of Students of Technical University // Liberal Arts in Russia. 2014. Vol. 3. No. 3. Pp. 198-202.

REFERENCES

1. Kozyrev V. A., Radionova N. F. Kompetentnostnyi podkhod v pedagogicheskom obrazovanii [Competence Approach in Pedagogical Education]. Saint Petersburg: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2004.

2. D'yachenko V. K. Novaya didaktika [New Didactics]. Moscow: Narodnoe obrazovanie, 2001.

3. Ivanov I. P. Sobranie pedagogicheskikh trudov. Vol. 2. Saint Petersburg: Izd-vo Politekhn. un-ta, 2013.

4. Bordovskii G. A Razrabotka programm podgotovki professorsko-prepodavatel'skogo sostava k proek-tirovaniyu obrazovatel'nogo protsessa v kontekste kompetentnostnogo podkhoda [Development of Programs of Training of Teaching Staff to Design of Educational Process in Context of the Competence Approach]. Saint Petersburg: Izd-vo RGPU im. A. I.Gertsena, 2010.

5. Tryapitsina A. P. Pedagogika: Uchebnik dlya vuzov. Standart tret'ego pokoleniya [Pedagogy: Textbook for High Schools. The Third Generation Standard]. Saint Petersburg: Piter, 2013.

Received 13.02.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.