Литературоведение
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 4 (2), с. 133-135
133
УДК 830 (09)
И.В. ГЁТЕ В ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ Г. ЗУДЕРМАНА © 2013 г. Г.И. Родина
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)
grodina@yandex. rn
Поступила в редакцию 23.03.2013
Рассматривается влияние идей И.В. Гёте на формирование мировоззрения Г. Зудермана и его концепции человека, на его отношение к театру. Показано, что, опираясь на авторитет Гёте, Зудерман создает берлинский «Союз Гёте» для борьбы с цензурой.
Ключевые слова: Зудерман, Гёте, «Союз Гёте», lex Heinze, театр, пантеистические мотивы.
Творческое наследие немецкого писателя, Идеи Гёте (а также Э. Геккеля, 1834-1919) драматурга, публициста Германа Зудермана формировали материалистическую концепцию
(Hermann Sudermann, 1857-1928) воссоздаёт конкретные и актуальные для его времени социально-нравственные конфликты, жизнь представителей разных слоёв общества, личность человека в период кризиса национальной патриархальной культуры и развития промышленного и финансового капитала. Он внимательный и объективный летописец своей эпохи. Его творчество, посвящённое злободневным проблемам современности, «отмечало всякое колебание в атмосфере духовной жизни» [1, с. 183], став важнейшим этапом и знаковым явлением в истории культуры Германии конца XIX - начала ХХ вв.
Среди факторов, определивших развитие Зу-дермана как писателя-драматурга, следует прежде всего выделить идейно-художественные традиции его предшественников (В. Шекспир, Г.Э. Лессинг, И.В. Гёте, Ф. Шиллер, Г. Гейне, Ф. Геббель, Э.Т.А. Гофман, Р. Вагнер). В обращении к великим писателям прошлого выявляется важный эстетический принцип Зудермана -следовать лучшим традициям национальной и мировой литературы и театра.
«Я хотел бы сделаться писателем, как Гёте и Шиллер», - вспоминал он о кумирах своей молодости в автобиографическом романе «Моя юность» (1922) [2, с. 93]. Наиболее же сильное влияние на Зудермана, отразившееся и в его мировоззрении, и в концепции человека, и в воплощающих авторский идеал персонажах, оказал И.В. Гёте (1749-1832). Он был для Зудермана символом высокого искусства, мудрости, активного отношения к миру. Почитание его пройдёт через всю творческую жизнь драматурга, убеждённого в том, что «во всём мире» нет имени «дороже, ярче, священнее» [3, S. 31]1.
мира Зудермана. Гёте был близок Зудерману увлечением различными проблемами истории культуры, интересом к античности, идеалом гармоничного человека. Гёте воспевал любовь как «венец природы», и Зудерман видит в любви основу земной жизни и «центр всякого поэтического творчества» [1, с. 183]. Как и Гёте, Зудерман остро ощущал непреодолимый разлад человека и природы, личности и буржуазного общества, мира естественности и мира морали. Признавая (вслед за Гёте и Шиллером) важную роль эстетического воспитания, Зудерман заставляет своих персонажей пройти через воздействие искусства и испытывать потребность в нём (пьесы «Родина», «Бой бабочек», романы «Песня песней», «Жена Стеффена Тромхольта» и др.). При этом искусство не заменяет им жизни, а эстетизирует её и формирует их духовный мир.
Влияние идей Гёте, понимание пантеизма которого углублялось трудами Геккеля, прослеживается в тех пантеистических тенденциях, которые весьма активно представлены в произведениях Зудермана. Активной и жизнелюбивой Герте (роман «Былое») не близок Бог, требующий «мрачных молитв покаяния». Их слова «не имели ничего общего с тем Богом, которому она каждый вечер возносила страстные молитвы о своей любви, утешение которого она слышала в шёпоте листьев, а гнев - в шуме бури, который улыбался ей с лучами утреннего солнца» [4, с. 226]. Сходные мысли высказывают Ольга (рассказ «Желание»), Болеслав (роман «Кошачья тропа»), Лев (роман «Былое») и др.
Вслед за «великим пантеистом» Зудерман провозглашает активную личность: «Быть человеком - значит быть бойцом» [5, с. 95, 116]. Деятельный и волевой, сопротивляющийся ме-
134
Г.И. Родина
щанской морали и жизнелюбивый герой Зудермана противопоставлен натуралистической и ницшеанской пессимистической трактовке человека. Такая позиция драматурга была созидательной в период кризиса немецкой патриархальной культуры и формирования нового мировоззрения на рубеже XIX-ХХ столетий.
Опираясь на гётевскую концепцию человека, Зудерман признаёт, что в любой цивилизации движение и развитие науки и культуры определяет не толпа, а яркая талантливая личность: «На пороге каждой новой эпохи всегда стоят могучие личности, влияния которых никто не может избежать» [1, с. 182] 2. И поэтому в основу своего официального тоста, произнесённого после заседания «Союза Гёте» в Веймаре (ноябрь 1900 г.), он кладёт сходное по мысли высказывание Гёте: «Во все времена есть только отдельные личности, которые оказывают влияние на науку, а не эпоха. Эпоха же отравила Сократа, она уничтожала огнём. Эпоха всегда оставалась одинаковой» [6, S. 148] 3.
В отличие от Гёте (и своих современников Г. Гессе, Т. Манна и др.), приводивших героев к идее общественного служения, Зудерман раскрывает жизнь человека прежде всего в сфере частной, а не общественной деятельности, поскольку, с его точки зрения, «индивидуальные интересы являются единственно реальными интересами» [7, S. 16]4 (курсив мой. - Г.Р.). Поэтому человек приносит пользу обществу уже тем, что выполняет своё предназначение, а оно, по словам повествователя из романа «Песня песней», у всех разное: «Один должен написать книгу, другой - создать какое-либо торговое предприятие, третий - позаботиться о чужом счастье, четвёртый - просто выбиться». Вместе с тем Зудерман приветствует и активную общественную позицию (например, он восхищается мужеством Золя в процессе Дрейфуса [6, S. 120]); он деятельно участвует в культурнопросветительской работе5, мужественно борется за развитие национального театра и за качество его репертуара, за объективную литературнотеатральную критику, за принципы реалистической эстетики [8]. Он (а также Г. Гауптман, Г. фон Гофмансталь, Э. Геккель и др.) подписывает воззвание «Спасите Горького», опубликованное в газетах «Berliner Tageblatt» и «Vorwärts» [9, с.4; 10, с. 182]6. Писатель-гуманист и в творчестве, и в жизни выступал против насилия в разных формах его проявления.
На авторитет Гёте Зудерман опирается в ситуации, опасной для национального искусства. В начале 1900 г. правительство Германии внес-
ло проект дополнения к уголовному кодексу, известный под названием lex Heinze (по имени преступника, давшего к нему повод). Целью проекта была объявлена защита общественной нравственности, что неизбежно влекло за собой принятие закона о цензуре над произведениями искусства, против чего активно протестовала творческая интеллигенция страны. Зудерман выступает 4 марта 1900 г. в зале берлинской корпорации ремесленников с глубокой аналитической «Речью», вскрывая подоплёку проекта, и призывает к организации союза, способного в борьбе с lex Heinze защитить искусство и права каждого художника. И уже 15 марта он создаёт в Берлине «Союз Гёте» («Goethe-Bund», по аналогии с мюнхенским) [7, S. 17-18]. Его избирают председателем [6, S. 140]7, активными помощниками которого становятся Моммзен, Менцель, Мейерхайм и др. [6, S. 138].
Берлинский «Союз Гёте» видел свою задачу в том, чтобы отстаивать творческую независимость писателей, драматургов и театра от посягательств цензуры, официальных властей и lex Heinze. Инициативу Зудермана поддержал «Союз Гёте» в Мюнхене, где и состоялось 8 апреля совместное заседание, на котором была выработана единая тактика противодействия проекту lex Heinze. В частности, Зудерман предложил создать сеть союзов по всей Германии, чтобы объединёнными усилиями защитить художественную культуру. В письме из Мюнхена он сообщает жене о восторженном приёме берлинцев и о впечатлении от его выступления, каждое положение которого вызывало активный отклик и воодушевляло присутствующих [6, S. 137-140].
Об устойчивом внимании Зудермана к Гёте свидетельствуют аллюзии, реминисценции, скрытые и явные цитаты; такие детали, как портреты Гёте, упоминание его имени и названий сочинений, что всегда сигнализирует о высоком интеллектуальном, духовном и культурном уровне персонажа и расширяет смысл текста, обогащая его ассоциативными связями.
Примечания
1. В «Письмах» Зудермана зафиксировано посещение им в Вюрцбурге оратории Берлиоза «Осуждение Фауста» (1846), в главной роли Фр. Вюллнер (письмо из Вюрцбурга от 3 декабря 1898 г. [6, S. 125]).
2. Здесь также влияние штюрмеров, которые возлагали надежды лишь на отдельную выдающуюся личность.
3. Письмо из Берлина от 12 ноября 1900 г. Зудерман пишет жене сразу же по возвращении из Веймара [6,
S. 148].
4. Эту фразу Зудерман записывает в дневнике рядом с именами И. Бентама и Ж. Сисмонди. Учение же К. Маркса его не привлекало.
5. В ноябре 1893 г. он вступил в «Союз немецких писателей» («Verband deutscher Erzähler») и был избран, как и в «Союзе драматургов» («Verband der Bühnenschriftsteller»), в члены президиума. С 1896 г. он - председатель «Союза берлинской прессы» («Verein Berliner Presse»), а затем и созданного им в Берлине 15 марта 1900 г. «Союза Гёте» («Goethe-Bund»). Деятельность в них Зудермана А. Панцер характеризует как активную и плодотворную [7, S. 17-18].
6. Европейский резонанс был вызван постановлением царского правительства об аресте М. Горького.
7. Письмо из Берлина, 24 апреля 1900 г. Заместителями избраны проф. фон Лисцт и Мейерхайм, делопроизводителем Дернбург (на эту должность претендовал и Фулда [6, S. 140]).
Список литературы
1. А.К. Из Германии // Русское богатство. СПб., 1895. № 10. Октябрь. [Зудермана цитирую по этому источнику]. С. 179-185.
2. Зудерман Г. Моя юность. Пер. Г.И. Гордона. Пт-M.: Петроград, 1924. 162 с.
3. Sudermann H. Drei Reden, gehalten von Hermann Sudermann. 4 Aufl. Stuttgart: Cotta, о.Л. 48 s.
4. Зудерман Г. Былое. // Зудерман Г. Собр. соч.: В 11 кн. Кн. 6-9. СПб.: Изд. А.А. Каспари, 1906. 496 с.
5. Аксельрод И. Основные мотивы в произведениях Г. Зудермана // Аксельрод И. Литературно-критические очерки. Минск: Белтрестпечать, 1923. С. 82-117.
6. Briefe Hermann Sudermanns an seine Frau (18911924). Hrsg. von Dr. Irmgard Leux. Stuttgart und Berlin, 1932. 333 s.
7. Panzer A. Hermann Sudermann - eine politische Biographie // Hermann Sudermann: Werk und Wirkung. Würzburg, 1980. S. 9-29.
8. Sudermann H. Die Verrohung in der Theaterkritik. Zeitgemässe Betrachtungen. Berlin und Stuttgart: Cotta, 1902. 56 s.
9. Юрьева Л.М. М. Горький и передовые немецкие писатели ХХ века. М.: АН СССР, 1961. 188 с.
10. Тураев С.В. Рабочее движение и немецкая литература конца XIX века // Идеи социализма и литературный процесс на рубеже XIX-XX веков. М.: Наука, 1977. С. 175-190.
JOHANN WOLFGANG VON GOETHE IN HERMANN ZUDERMANN’S LITERARY BIOGRAPHY
G.I. Rodina
The article looks at how Johann Wolfgang von Goethe's ideas influenced the development of Hermann Zudermann’s worldview, his concept of man and his approach to theatrical art. It describes how Zudermann drew upon Goethe’s authority and established the «Goethe Union» in Berlin to oppose censorship.
Keywords: Zudermann, Goethe, Goethe Union, lex Heinze, theater, Pantheistic motives.