Научная статья на тему 'ХV Международные Макаренковские студенческие чтения в рамках Международного Макаренковского форума-2019'

ХV Международные Макаренковские студенческие чтения в рамках Международного Макаренковского форума-2019 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХV Международные Макаренковские студенческие чтения в рамках Международного Макаренковского форума-2019»

92 | 2/2019

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

XV Международные Макаренковские студенческие чтения в рамках Международного Макаренковского форума-2019

С 28 марта по 1 апреля 2019 года в Российском государственном профессионально-педагогическом университете прошли юбилейные XV Международные Макаренковские студенческие педагогические чтения «Воспитательная система А. С. Макаренко: игрофикация современного образовательного пространства».

В чтениях приняли участие более 400 студентов, педагогов, ученых, ма-каренковедов. Особенность этих педчтений заключалась в том, что они проходили в рамках Международного Макаренковского форума-2019, включающего в себя финальные мероприятия XVII Международного конкурса им. А. С. Макаренко, которые ежегодно проводятся правлением Российской Макаренковской ассоциации (РМА) в разных городах Российской Федерации и за ее пределами. На этот раз местом их проведения был выбран Екатеринбург. Диалог продолжается благодаря президенту РМА Т. Ф. Кораблевой и главному редактору журнала «Народное образование», руководителю Международного конкурса им. А. С. Макаренко А. М. Кушниру. На чтениях присутствовали ученые, педагоги, макарен-коведы, представители благотворительных фондов, кураторы проектов А. С. Макаренко, руководители образовательных центров, лабораторий и музеев А. С. Макаренко из разных городов и регионов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Челябинска, Сыктывкара, Магнитогорска, Нижнего Новгорода, Амурской области, Республики Саха (Якутия), Республики Коми, Краснодарского края, а также представители зарубежных стран: Италии, Болгарии, Украины, Эстонии, Беларуси и Узбекистана. Гости приняли участие в работе 20 секций, которые проводились в форме мастер-классов, круглых столов, педагогических мастерских, дискуссионных площадок и деловых игр. Направления работы секций были продуманы таким образом, чтобы раскрыть в рамках общей темы наиболее актуальные для современного образования проблемы в свете педагогического наследия А. С. Макаренко.

Историческая справка

В 2004 году в РГППУ под руководством зав. кафедрой социальной педагогики и психологии Нины Георгиевны Санниковой было создано содружество студентов и педагогов, интересующихся педагогическим творчеством А. С. Макаренко. Участниками макаренковского объединения стали школы и детские дома, школы-интернаты, пенитенциарные учреждения Свердловской области. Студенты изучали их опыт, помогали в работе с детьми, участвовали в разработке воспитательных программ и мероприятий. Таким образом сформировалось Уральское отделение Российской Макаренковской ассоциации. В том же 2004 году

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

2/2019 | 93

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

состоялись Первые Макаренковские чтения «Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности» и вышел первый сборник студенческих работ.

С тех пор Макаренковские студенческие педагогические чтения стали ежегодными. Их тематика становилась все более глубокой и охватывала самые разные аспекты педагогических теорий прошлого: социализация личности в творческом наследии прошлого и в работе современных социальных педагогов (2005), проблемы гражданского воспитания (2006), детская беспризорность и безнадзорность как социальное явление (2007), «Учитель всех времен и народов» (2008), преемственность и взаимодействие поколений (2008), проблемы развития социальной педагогики и социально-педагогической деятельности (2009), основы коллективистского воспитания (2010), проблемы нравственного формирования личности в социальной педагогике (2011), А. С. Макаренко: личность, писатель, педагог (2012), социокультурное образование: проблемы и пути их решения (2013), социально-психологическая безопасность детства: проблемы и пути решения (грант, 2014), проблемы воспитания в системе образования: история и современность (2017). В 2018 году, в 130-ю годовщину со дня рождения А. С. Макаренко, состоялись 14-е Международные Макаренковские педагогические чтения «Актуализация идей А. С. Макаренко в современной системе образования» (грант). Это был год смотра передовых педагогических практик, неомакаренковского опыта современной российской школы, который показал, что знатоки и ценители Макаренко могут вступить в прямой диалог со студентами нового поколения.

В следующем номере читайте аналитическую статью одного из организаторов Макареновского форума, доктора филологических наук В. С. Третьяковой, «Ретроинновации: творческое осмысление идей А. С. Макаренко в контексте современности», посвященную исследованию феномена Макаренко с позиций педагогики, психологии и теории управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.