ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА А.С. МАКАРЕНКО (К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
УДК 37.012.2
М.В.Богуславский
Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий Центром истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», вице-президент Российской макаренковской ассоциации (РМА), член правления Международной макаренковской ассоциации (IMS), председатель Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки отделения философии образования и теоретической педагогики РАО E-mail: hist2001@mail.ru
Mikhail V. Boguslavsky
Dr.Sc. (Education), Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Head of the Centre for History of Pedagogy and Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Vice-President of the Makarenko's Russian Association, Member of the Board of the Makarenko's International Association, Chairman of the Scientific Council on Problems of History of Education and Pedagogical Science of the Department of the Philosophy of Education and Theoretical Pedagogy of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА А. С. МАКАРЕНКО: ГЕНЕЗИС, ТРАКТОВКА, АКТУАЛЬНОСТЬ (ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО К РАЗДЕЛУ)
В статье представлен материал, посвященный воспитательной педагогике А. С. Макаренко, актуальности социально-личностной, жизненно ориентированной педагогической концепции, и ее перспективности. А также аннотация некоторых докладов, сделанных на Международной научно-практическую конференции «Воспитательная система А. С. Макаренко в контексте перспектив развития современного российского образования», посвященной 130-летию выдающегося отечественного педагога.
Ключевые слова: идеи А. С. Макаренко, воспитательная система, новаторская и целостная концепция коллектива, «педагогика отношений».
13 марта 2018 г. педагогическая общественность отметила знаменательный юбилей —130 -летие со дня рождения выдающегося отечественного педагогического мыслителя и деятеля образования Антона Семеновича Макаренко (1888-1939).
Юбилей классика всемирной педагогики, каким, безусловно, является Антон Семенович Макаренко, это всегда достойный повод еще раз обратиться к классическому педагогическому наследию, на основе всей имеющейся сейчас полной
Как цитировать статью: Богуславский М. В. Воспитательная педагогика А. С. Макаренко: генезис, трактовка, актуальность (вступительное слово к разделу) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т.1, № 3(50). С.13-18.
совокупности источников и научной литературы, осмыслить сущность и результаты его подвижнической педагогической деятельности, подвести итоги развития макаренковедения и наметить перспективы дальнейших исследований.
Выдающиеся практические результаты деятельности А. С. Макаренко бесспорны. Продуктивность и долголетие «педагогической поэмы» А. С. Макаренко во многом обусловливаются тем, что он осуществлял свою деятельность на основе глубокого знания и тонкого использования психологических особенностей подросткового и юношеского возрастов, которым свойственно стремление к самоутверждению и созиданию, оптимистичный взгляд на мир, мажорное восприятие жизни, детский кодекс чести, яркая реакция на оказываемое доверие. В его воспитательной системе была блестяще учтена мальчишеская тяга к военной игре: элементы военизации, строй, духовая музыка, внимание к форме, подтянутость воспитанников[1].
При этом у А. С. Макаренко акцент всегда делался на создание воспитательной системы, метода, технологии воспитания Нового человека. И надо признать, такая продуктивная воспитательная система, причем, как многократно было доказано, переносимая на другие воспитательные учреждения, была им успешно разработана и эффективно реализована[4].
Оригинально и значимо ядро педагогической системы Макаренко — созданная им новаторская и целостная концепция коллектива, получившая воплощение в продуктивной методике коллективного воспитания. Центральным принципом воспитательной системы являлось следующее кредо: если создать крепкий коллектив, исповедующий социально — позитивные ценности, то какими бы специфичными чертами не обладал бы трудный подросток, он все равно перевоспитается и станет таким же, как все колонисты — гражданином и патриотом своей страны, сохранив при этом и свои индивидуально — личностные особенности.
А. С. Макаренко почитают во всем мире за разработку новаторской «педагогики отношений», включавшей каждого члена коллектива в совокупность разнообразных институциональных и межличностных отношений, не допускавшей отчуждения личности от общества, друг от друга, развития синдрома социального одиночества. Авансируя своих питомцев «завтрашней радостью», акцентируя воспитание на
стимулировании положительных задатков личности, А. С. Макаренко связывал коммунаров, педагогов в теснейшую, неразрывную коллективную связь между собой, с обществом, трудом и культурой, в связь, сотканную из множества взаимоотношений[3].
Вместе с тем, выходя за рамки историко — педагогической трактовки, подчеркнем современный характер педагогической системы А. С. Макаренко, ее большое прогностическое и эвристическое значение для российского образования. Характерно, что, обращаясь к современной образовательной ситуации, можно обозначить явную тенденцию к возвращению идей А. С. Макаренко в педагогическую реальность и актуальную образовательную политику, в сферу педагогического образования[2].
Созданная им социально-личностная, жизненно ориентированная педагогическая концепция не просто актуальна, а подлинно перспективна. Нам сейчас остро необходим социальный оптимизм А. С. Макаренко, его безудержная вера в прогресс, в животворную силу воспитания, в возможность личности к совершенствованию, в обретение счастливой жизни каждым ребенком и взрослым, нашим обществом в целом[5].
Представленные в разделе статьи, в основном, подготовлены на основе докладов, сделанных на Международной научно-практической конференции «Воспитательная система А. С. Макаренко в контексте перспектив развития современного российского образования», посвященной 130-летию со дня рождения выдающегося отечественного педагога.
Этот представительный и содержательный форум, собравший более 100 исследователей педагогического наследия А. С. Макаренко из Российской Федерации и зарубежных стран, состоялся 18-19 июня 2018 г. в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».
Целью конференции являлась реализация потенциала воспитательной системы А. С. Макаренко в целях формирования позитивной социальной активности, гражданственности и патриотизма подрастающих поколений граждан Российской Федерации.
Эта важная задача определила проблематику публикуемых статей. Открывает раздел статья К. Ю. Милованова и Е. Е. Никитиной «Предтечи А. С. Макаренко: ретроспективный взгляд на эволюцию воспитательных систем», где представлена убедительная трактовка
генезиса парадигмы социально — воспитательной педагогики на протяжении XVII — первой четверти ХХ вв. и влияние идей ее видных представителей на формирование педагогического мировоззрения А. С. Макаренко.
В публикации Эмилиано Меттини «Концептуальные основы философских взглядов А. С. Макаренко на воспитание личности» автором представлено обоснование таких аксиологических ориентиров воспитательной педагогики, как честность, ответственность, дисциплина и точность.
Основной блок раздела посвящен современному контексту воспитательной педагогики А. С. Макаренко, ее реализации в различных направлениях воспитательной деятельности.
В статье С. В. Куликовой «Аксиологические концепты педагогики А. С. Макаренко как стратегический ориентир развития воспитания» осуществлен теоретико-методологический и научно-практический анализ уникального педагогического наследия и опыта А. С. Макаренко в контексте стратегических перспектив развития современного российского образования; обосновано, что педагогические идеи А. С. Макаренко — база для развития современной теории, методики и практики воспитания и социализации.
В публикации Ю. А. Андреевой «Оптимистическая направленность воспитательной педагогики А. С. Макаренко» в качестве концептуальной основы создания ситуации успеха предложена идея «завтрашней радости» А. С. Макаренко. Раскрыты ее технологические составляющие, способы воплощения в педагогическую реальность. Предложено несколько приемов создания ситуации успеха, объединенных идеей завтрашней радости. Ситуация успеха представлена как технология освоения позитивных способов и моделей мышления, эмоционального реагирования и действия.
В статье С. Д. Половецкого «Педагогическое наследие А. С. Макаренко и военно-патриотическое воспитание молодого поколения» обоснованы подходы к реализации потенциала гражданского и патриотического воспитания в воспитательных учреждениях, возглавляемых А. С. Макаренко, в современной теории и практике военно-патриотического воспитания.
В публикации Е. Ю. Илалтдиновой и С. И. Аксёнова «Практика производственно — хозяйственного воспитания в советской педагогике
и школе (на основе наследия А. С. Макаренко)» на основе историографического и исторического анализа трудов А. С. Макаренко обоснованы современные подходы осуществления производственной деятельности с учащимися на основе воспитательной системы А. С. Макаренко. Содержащийся в статье материал призван активизировать внедрение в современную образовательную и воспитательную деятельность ма-каренковской «педагогики жизни»; содействовать распространению идей о значимости производительного, социально ценного труда как фактора воспитания.
В написанной преимущественно на современном материале статье М. И. Алдошиной «Формирование предпринимательских компетенций обучающихся при взаимодействии образования, науки и производства (на основе воспитательной педагогики А. С. Макаренко)» охарактеризованы особенности механизмов формирования предпринимательских компетенций обучающихся в образовательном процессе университета в контексте непреходящего значения педагогического наследия великого отечественного педагога Антона Макаренко.
Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017-2019 годы (№ 27.8089.2017/БЧ)«Реализация потенциала историко-педагогических исследований в современном педагогическом образовании».
Литература
1. Богуславский М. В. История педагогики: методология, теория, персоналии. М.: ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, 2012.— 436 с.
2. Куликова С. В. Совершенствование историко — педагогического образования: проблемы и перспективы/ М. В. Богуславский, С. В. Куликова, А. А. Романов // Психолого-педагогический поиск. 2013. № 1(25).— С. 50-60.
3. Макаренко А. С. Школа науки, труда, воспитания.1921-1928 гг. /Сост А. А. Фролов. Ч. 1. Нижний Новгород, 2007.
4. Милованов К. Ю. Стратегии реформирования и модернизации российского образования в первой трети ХХ века / Богуславский М. В., Кудряшёв А. В., Милованов К. Ю. М.: ИСРО РАО, 2017.— 170 с.
5. Образование, общество, учитель: взаимодействие и ответственность. Коллективная монография в 2-х томах/научный редактор В. Г. Рындак. Оренбургский государственный педагогический университет. Оренбург, 2010. Том 2.
UPBRINGING PEDAGOGY OF ANTON S. MAKARENKO: GENESIS, INTERPRETATION, RELEVANCE (INTRODUCTORY WORD TO THE SECTION "EDUCATIONAL PEDAGOGY OF ANTON S. MAKARENKO: 130th ANNIVERSARY OF THE BIRTH)
The article presents the material devoted to the educational pedagogy of A. S. Makarenko, the relevance of socio-personal, life-oriented pedagogical concept, and its prospects, as well as the summary of some reports made at the International scientific and practical conference "Educational system of A. S. Makarenko in the context of the prospects of modern Russian education development", dedicated to the 130th anniversary of the outstanding Russian educator.
Keywords: A. S. Makarenko's ideas, educational system, innovative and integral concept of collective, "pedagogics of the relations".
References
1. Boguslavskij M. V. Istorija pedagogiki: metodologija, teorija, personalii. M.: ITIP RAO, Izdatel'skij centr IJeT, 2012.— 436 s.
2. Kulikova S. V. Sovershenstvovanie istoriko — pedagogicheskogo obrazovanija: problemy i perspektivy/ M. V. Boguslavskij, S. V. Kulikova, A. A. Romanov // Psihologo-pedagogicheskij poisk. 2013. № 1(25).— S.50-60.
3. Makarenko A. S. Shkola nauki, truda, vospitanija.1921-1928 gg. /Sost A. A. Frolov. Ch.1. Nizhnij Novgorod, 2007.
4. Milovanov K. Ju. Strategii reformirovanija i modernizacii rossijskogo obrazovanija v pervoj treti HH veka / Boguslavskij M. V., Kudrjashjov A. V., Milovanov K. Ju. M.: ISRO RAO, 2017.— 170 s.
5. Obrazovanie, obshhestvo, uchitel': vzaimodejstvie i otvetstvennost'. Kollektivnaja monografija v 2-h tomah/nauchnyj redaktor V. G. Ryndak. Orenburgskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet. Orenburg, 2010. Tom 2.