УДК 7.072 Вестник СПбГУ. Искусствоведение. 2017. Т. 7. Вып. 2
Н. М. Васильева
ХУДОЖНИКИ «ГОЛУБОЙ РОЗЫ» В МАРГИНАЛИЯХ А. Н. БЕНУА (ЧАСТЬ II1)
Государственный Русский музей,
Российская Федерация, 191186,. Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4
Статья освещает отношение известного критика искусства Александра Николаевича Бе-нуа к творчеству художников объединения «Голубая роза» Н. Сапунова и П. Уткина. Наследие мастеров «Голубой розы» изучали такие искусствоведы, как И. Гофман, А. Русакова, М. Холина, ссылки на труды которых присутствуют в статье. Но основная ценность публикуемого материала — введение в круг научного доступа расшифрованных автором записей в каталогах выставок, проходивших в самом начале ХХ века. Библиогр. 37 назв.
Ключевые слова: маргиналии А. Н. Бенуа, объединение «Голубая роза», Н. Сапунов, художественная критика, Е. Водонос, И. Гофман, А. Русакова.
N. M. Vasiljeva
ARTIST "BLUE ROSES" IN MARGINALIA A. N. BENOIT (PART II)
State Russian Museum, 4, Inzhenernaya ul., St. Petersburg, 191186, Russian Federation
The article deals with the relations between the renowned art critic Alexander N. Benois and the works of the "Blue Rose" group of artists of N. Sapunov and P. Utkin. The main discussion point is the comparison of Benois' views on the creativity of these artists and an assessment of their heritage in the art criticism of the Soviet period. The author analyzes in detail the art critic E. Vodonos, I. Hofman, A. Rusakova, whose names are recognized by authorities in the history of an aesthetic evaluation of the Symbolist artists. Yet the main value of the published material is an introduction to entries transcribed by the author from catalogs of exhibitions held at the beginning of the twentieth century. Refs 37.
Keywords: marginalia Benois, the association «Blue Rose», N. Sapunov, art criticism, E. Vodonos, I. Hofman, A. Rusakova.
Продолжение начатого разговора о яркости талантов представителей объединения «Голубая роза» по маргиналиям А. Н. Бенуа — в нынешней части статьи.
Следующий художник, чье творчество анализировал А. Н. Бенуа, — Н. Сапунов. Критик писал: «Красивый талант среди "венценосцев" (опять-таки он фигурировал в Петербурге на "Союзе", а не в "Венке") — Сапунов» [1]. Действительно, Сапунов в выставке «Венок» не участвовал, он экспонировал свои шесть произведений на выставке «Stefanos» («Венок») (№ 146-151) раньше [2]. В перечне они указаны под звездочками, без названий. Критик прокомментировал три первых: «Занавес слащаво» (№ 146); «одна бумага» (№ 147); «эскиз искристо» (№ 148).
Затем Сапунов выставил свои произведения не только в Москве, но и в Петербурге, и на страницах каталогов обеих выставок, и московской, и петербургской, А. Н. Бенуа оставил свои маргиналии. Это был единственный художник, «удостоенный» комментария критика в двух каталогах, причем в петербургском каталоге лишь около работ Сапунова оставлены записи.
1 Статья является продолжением исследования, проведенного в статье «Художники "Голубой розы" в маргиналиях А. Н. Бенуа», ч. I, посвященной творчеству В. Борисова-Мусатова, Н. Милиоти, Е. Лансере, С. Судейкина, вышедшей в журнале «Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение» (Т. 7. Вып. 1. С. 71-85).
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2017
В каталоге московского варианта выставки «Союза русских художников» [3] из пяти работ, экспонируемых Н. Н. Сапуновым (№ 253-257), две работы прокомментированы А. Н. Бенуа. Так, название произведения «Гортензии» (№ 253) дополнено эпитетом «голубые» и отмечено, что оно «красиво». Обратим внимание, что в дальнейшем этот эпитет с легкой руки А. Н. Бенуа стал составной частью названия как этого произведения, приобретенного с выставки Третьяковской галереей в 1908 г. и значащегося как «Гортензии» в каталогах ГТГ до 1952 г. [4, с. 311, № 1120], так и варианта нового произведения, написанного в 1909-1910-х годах с расширенным названием «Голубые гортензии» [5, с. 314] и экспонируемого под полным названием на VII выставке картин СРХ в 1910 г. [6; 5, с. 266].
К произведению № 256 «ШШгшоПе» относится, как указывает карандашная линия, многословная пространная запись А. Н. Бенуа под перечнем всех работ художника: «На синих обоях яркие густые слегка увядшие цветы: розы, хризантемы. На столе лепестки и апельсины. Розовая маска погр[удно?] с желтым ударом; 2 оранжевые хризантемы справа» [3]. Эта запись критика требует внимательного рассмотрения и пояснения. Перечисленный состав предметов, детали композиции и зафиксированная цветовая гамма — все это указывает, что под «глухим» названием «ЫаШгшоПе» экспонировалось произведение, впоследствии вошедшее в историю русского искусства как «Натюрморт с автопортретом». Запись Бенуа, имея документальный, атрибутивный характер, вносит ясность в выставочную историю произведения, а также подтверждает год его создания, закрепившийся за ним, — 1907, так как, написанное в этом году, оно могло экспонироваться на выставке в конце 1907 — начале 1908 г.
Тем самым становится малоубедительным предложение И. М. Гофман, исследователя творчества Сапунова, отнести создание этого произведения к 1910-1911 гг. [5, с. 163-164].
В каталоге петербургской выставки «Союза русских художников» [7] А. Н. Бе-нуа отметил Сапунова интенсивным подчеркиванием его фамилии и всех четырех номеров произведений художника (№ 185-188), причем номер работы «Эскиз для постановки "Пляска смерти" Ф. Ведекинда» (№ 185) отчеркнут углом, а произведение «Сад» (№ 188), номер которого подчеркнут, дополнено ремаркой оценочного характера — эпитетом «красиво». Заметим, Сапунов выставлял те же работы, что и в Москве, за исключением «Гортензий».
Перерабатывая маргиналии, А. Н. Бенуа воплощает свои первые впечатления в литературную форму статьи: «Его "Букет" — красивейшая картина года. Величайшая редкость: этюд мертвой натуры, в котором есть подлинная поэзия, настоящая музыка. И в пейзажах Сапунова чувствуется тонкий красочный дар, человек с богатой непосредственной одаренностью. Хотелось бы только, чтобы Сапунов всегда делал вещи, как его "Букет", чтобы каждое его произведение дозревало, чтобы он не успокаивался на полпути. Вещи же, как его "Занавес" на московском "Венке" или как его эскиз постановки в "Союзе", отталкивают своим дешевым чудачеством» [1].
В дальнейшем в других статьях А. Н. Бенуа будет упоминать «красочные фантазии Сапунова» [8], сетовать, что публика «не хочет наслаждаться ярким перезвоном красок Сапунова» [9], критик будет в очередной раз отмечать «чудесные красочные фантазии Сапунова» [10] и радоваться, что «у нас имеется <.. .> радостный
колорист <...> Сапунов» [11]. А. Н. Бенуа продолжал высказываться о Сапунове как о «большом художнике», «уже достаточно заявившем себя и красующемся в наших музеях». «Не знаю, — писал критик, — для чего он поступил в Академию? Если "для прав", то тут разговоры кончаются. Нужны права и точка. Но если для того, чтобы восполнить свое художественное образование, то едва ли пребывание в стенах петербургской Академии будет ему в пользу. Впрочем, Сапунов настолько самобытная и сильная художественная натура, что, вероятно, он знает, что делает, и нужно его оставить в покое» [12].
Далее в статье [1] речь идет о скульпторе А. Матвееве. В каталоге выставки «Венок» произведения Матвеева значатся под номерами 76-92, 76-84 — скульптура, 85-92 — этюды. Критик выделил этюды, он выписал отдельно три номера этюдов: № 87 [нрзб.], «89» и подчеркнул его, а «92» дополнил словом «ваза» [?] [13].
В статье Бенуа писал о мастере: «Среди многих живописцев один. скульптор — Матвеев. К сожалению, слова укоризны должны опять вступать сейчас же в хвалу, которую хочется сказать этому редкому в России художнику. Редко встретить в славянском искусстве понимание уравновешенности, ритма, настоящей пластики <...>. Матвеев — скульптор до мозга костей. Он думает скульптурно. Это драгоценный талант <...> Все его создания — очень интересное начало, нет в них довершенности, работа оставлена на полпути, вероятно, из страха, как бы не исказить свежесть мысли» [1].
Подводя итоги художественной жизни за 1908 г. в январской статье 1909 г., А. Н. Бенуа считает выставки «Союза русских художников», «Венка» и посмертную выставку Борисова-Мусатова наиболее значительными в ушедшем году [14]. Что касается отдельных произведений «голуборозовцев», А. Н. Бенуа призывает запомнить «Розы» и «Хризантемы» Н. Сапунова, «Ноктюрн» и «Шум моря» Н. Милиоти (с маргиналиями по поводу этих художников мы познакомились) и «Горный ручей» Крымова. Вспоминая Крымова, критик в марте 1909 г. писал, что художник «начал с подробно разрисованных аристократически изнеженных пейзажей» [15]. Эта строка имеет под собой переработанные, близкие по лексике замечания А. Н. Бенуа в маргиналиях, оставленных критиком в каталогах, в них записано: «нежная душа» (о выставленных в «Stefanos» [Венке] трех работах: «Песчаные откосы» (№ 113114), «Этюд другого берега» (№ 115) [2] и «нежно больно [?]», «сладко»), этот эпитет в каталоге московского варианта «Союза русских художников» относится ко всем пяти выставленным там работам [3]. На ней Крымовым были показаны следующие произведения: «Горный ручей» (№ 83), «Летняя пора» (№ 84), «Песчаные берега» (№ 84а), «Две радуги» (№ 84б), «Этюд» (№ 84с).
Далее, маргиналии А. Н. Бенуа имеются в каталоге VI выставки картин «Союза русских художников» 1909 г.2 [16]. Из участвовавших в выставке художников-«голуборозовцев» — Крымова (№ 181-185), Сапунова (№ 332-338), Судейкина (№ 359-369), Уткина (№ 401-410) — пометы оставлены лишь относительно Судейкина: длинной чертой красным карандашом подчеркнута фамилия художника. Также красным карандашом критик подчеркнул фамилию Судейкина в каталоге «Салона»3 1909 г., и это единственная помета во всем каталоге [17].
2 На обложке каталога красным карандашом поставлен год: «1909».
3 На обложке другого экземпляра в правом верхнем углу Бенуа поставил черными чернилами дату посещения выставки: «5 января 1909».
В статьях 1909 — начала 1910 г. А. Н. Бенуа делится своими впечатлениями о Судейкине и его работах. Так, Судейкин для критика — «типичный москвич, талант, расплывающийся в недосказанностях и недодуманностях, художник, прямо плохо владеющий своим ремеслом, почти немощный, почти совершенный дилетант, но все же поэтичный, таящий в себе подлинное горение. Впрочем, Судейкин — далеко не установившаяся личность. Когда-то его манили гордые символы и сказочные перламутровые краски. Теперь и он перешел на своеобразный "ретроспективизм", его тронула сентиментальность старинных бисеров, лубков, лукутинских коробок и в то же время в палитру его проникли черные густые краски, его техника сделалась резкой, живопись завязла в наслоениях. Одна картина его на выставке мне очень нравится, хотя и в ней больше затейливого дилетантства, нежели настоящего искусства. Изображает эта картина не то опереточницу, не то игрушечную мельницу. Это только эскиз к чему-то очень изящному» [8]. А. Н. Бенуа называет произведения Судейкина «затейливыми грезами» [9] и сетует, что от них публика отворачивается, отмечает «изящную комбинацию красок (розового с синим) на портрете» [18].
На выставке «Союза русских художников» 1910 г. из «голуборозовцев» три работы демонстрирует Н. Крымов (№ 178-180): «Летний день» (№ 178), «На дороге» (№ 179) и «Деревенский пейзаж при вечернем освещении» (№ 180); две работы — П. Кузнецов: «Голова женщины» (№ 201), «Рисунок» № (202); четыре произведения — Н. Сапунов (№ 385-388): «Театр» (№ 385), «Ночь» № 386, «Голубые гортензии» (№ 387), «Этюд» (№ 388) — и показывает скульптуру А. Матвеев (№ 245-246).
Помет и ремарок относительно этих художников и их произведений в каталоге нет, но на обложке А. Н. Бенуа вывел тушью дату посещения выставки: «26 февраля 1910» [6]. Вероятно, это одно из повторных посещений выставки критиком, так как именно 26 февраля 1910 г. опубликована в газете «Речь» [19] первая часть статьи «Выставка Союза», уже написанная после просмотра экспозиции.
В статье «Выставка Союза» Крымову А. Н. Бенуа не посвятил ни строчки, П. Кузнецову уделил несколько абзацев. Для критика П. Кузнецов — «даровитый», «настоящий художник». Бенуа отмечает, что его «признали и полюбили», но тем более коробит и возмущает критика, что Кузнецов «повторяет один и тот же безвкусный и убийственно скучный шаблон кривых, раскосых, одутловатых рисованных рож, и в этих рожах нет и тени чего-либо острого, или хотя бы пугающего». Вспомним ремарку А. Н. Бенуа «рахитики». Бенуа выражает сожаление, что «совсем молодой даровитый человек выставляет напоказ вещи ничтожные», просто «не существующие» [19].
«При всей справедливости критических суждений, — как пишет исследователь творчества Павла Кузнецова А. А. Русакова, — художники, критики, публика не знали, что уже шла в душе Кузнецова упорная и трудная ломка, подготовлялось обновление его искусства» [20, с. 85].
А. Н. Бенуа писал о Сапунове: «Интересен зловещий "театр" Сапунова, и очень красива в красках его "Коломбина"» [2] и о Матвееве: «Два этюда Матвеева лишний раз доказывают, какой большой, Божьей милостью, скульптор таится в этом художнике, к сожалению, не перестающем чудить и заниматься "запугиванием филистеров" техническими вывертами. Зачем ему понадобилось сделать свои статуи рябыми, остается непонятным, даже если и чувствовать отвращение к вылизанной
технике, требовавшейся прежней академией. Но, во всяком случае, силуэты и пропорции фигур Матвеева — большое пластическое слово, и я лично охотно прощаю чудачества мастеру за то наслаждение, которое доставляют мне бег его линий и скомпонованность всех частей» [21].
В 1910 году на VII выставке Нового общества художников демонстрировали свои работы «голуборозовцы» М. Сарьян (№ 228-237) и П. Уткин (№ 274-285).
В каталоге этой выставки критиком отмечены некоторые работы Уткина, выставившего 12 произведений. А. Н. Бенуа подчеркнул жирной чертой первую работу Уткина «Цинерарии» (№ 274), выделил «Этюд в Крыму» (№ 227) пояснением: «Прибой», далее интенсивно подчеркнул «Этюд в Крыму (В усадьбе Я. Е. Жуковского)» (№ 279) и произведение «Заморская луна» (№ 285), а около названия «Персики» (№ 281) записал: «гадко» [22].
Ранее маргиналии относительно работ Уткина были оставлены в каталоге выставки «Stefanos — Венок» 1908 г. [2]. В напечатанном перечне экспонентов П. Уткин не значился, хотя выставлялся здесь. Его фамилию А. Н. Бенуа дописал в конце на с. 10: «Уткин», подчеркнул ее и добавил: «Очень красиво, пятна голубые и серые (мороз[ная] лилов[ая] ночь blanch ночь». (Напомним, что по-французски blanch — «белая».) П. Уткиным в этот период было создало несколько «ночей». Среди них «Лунная ночь» (1906) (собрание В. А. Дудкова, Москва), «Ночь. Ветер» (1907-1908, Государственная Третьяковская галерея, в каталоге ГТГ указано, что экспонировались на выставке «Stefanos — Венок» (1907-1908) без включения в каталог этой выставки, т. е. «вне каталога» [4, с. 381]), «Весенняя ночь» (1907-1908), возможно и другие «Ночи», судьба которых неизвестна, так как наследие П. Уткина частично погибло в пожаре, частично было расхищено в разные годы [23, с. 223, 235].
Какая-то из «Ночей» Уткина произвела впечатление на А. Н. Бенуа, и высокая оценка была им зафиксирована в маргиналиях и воспроизведена в ближайшей статье: «Красивы сочетания сизых красок и легких линий Уткина» [1].
Суммируя впечатления о произведениях П. Уткина, увиденных А. Н. Бенуа и на выставке НОХ (1910), и на выставке «Stefanos — Венок» (1907-1908) и зафиксиро-ваных в маргиналиях, критик написал об Уткине и его произведениях: «Очень грациозны небольшие картины Уткина, всегда такие легкие, воздушные, серебристые, "утренние". Хотелось бы только, чтобы они приняли более определенный характер. До сих пор они занимают какое-то среднее положение между орнаментальными импровизациями и этюдами природы. Уткин выйдет на настоящую дорогу с того момента, когда он решится или посвятить себя всецело декорации, или же стать всецело "живописцем картин". Но я думаю, ему трудно это сделать, ибо его самого слишком очаровывает игривый характер творчества, легковейность его, "неосязательности". Определиться такому художнику тяжело, и нужно сознаться, что это по существу очень художественная и в своем роде прелестная черта» [24].
Хотя маргиналий о произведениях Сарьяна в этом каталоге нет, но его работы запомнились Бенуа, он видел их раньше, в 1908 г., и на страницах каталога выставки «Венок» (1908) оставил пометы. Так, из семи произведений Сарьяна (№ 125131) особое впечатление произвели на критика две работы: «Человек с газелями» (№ 125) и «У дерева с гранатами» (№ 126). А. Н. Бенуа подчеркнул жирной чертой номера и названия, отчеркнул их двумя вертикальными чертами и углом справа
оставил неразборчивую ремарку4 [13]. В статье 1910 г. критик писал о Сарьяне, что тот творит с явным уклоном в сторону полуденной глубины красок. «Нас, — пишет А. Н. Бенуа, — художников, радуют эти самоцветные-блестки, эти сказочные скользящие намеки, эти обрывки чарующих тем. и они бесконечно дороже нам, нежели определившаяся схоластика и нудная надуманность <...>. Особенно досадно за Сарьяна, которому мешает стать настоящим мастером лишь отсутствие способности собрать свою волю, сделать свое искусство убедительным» [24].
В 1911 г. «голуборозовцы» участвовали в первой выставке возрожденного «Мира искусства», в которой приняли участие художники «всех направлений и течений под девизом художественности и даровитости» [25]. Выставка была устроена в начале года в Петербурге, затем дважды в Москве, с более широким составом экспонентов и произведений, в том числе художников-«голуборозовцев». Каталог петербургской выставки «Мира искусства» свидетельствует, что из «голуборозов-цев» в ней принимали участие А. Матвеев, Н. Милиоти, Н. Сапунов, М. Сарьян, С. Судейкин [26]. А. Н. Бенуа, следуя своей неизменной привычке, изучал выставку с каталогом в руках и на его страницах оставлял пометы. Характер помет в этом каталоге отличается крайней лапидарностью. А. Н. Бенуа выражал свое отношение к произведениям условными так называемыми «немыми» знаками: косыми крестиками, косыми крестиками в круге, очерчиванием имени художника углом, косыми черточками. Так, рядом с фамилией А. Матвеева критик поставил косой крестик, фамилия художника Н. Д. Милиоти, выставившего две работы — «Ночь» (№ 181) и «Sorée mystique» (№ 182) из серии «Harmonies en rose», отмечена косым крестиком в круге. М. С. Сарьян, экспонировавший 11 работ (№ 222-232), отмечен косой чертой. Фамилия Н. Сапунова, представившего «Эскизы декораций для пантомимы в "Доме интермедий"» (№ 219-220) и «ЫаШгтоЛе» (№ 221), отмечена косым крестиком. Также косым крестиком в круге отмечен С. Ю. Судейкин, экспонировавший 10 работ (№ 247-256), в том числе «Балет» (№ 247), «Карусель» (№ 251) и эскизы декораций (№ 252-253)..
Предполагаем, что либо вербальные маргиналии зафиксированы в другом экземпляре каталога, либо пространные черновые записи для написания статьи критику были уже не нужны, так как представление о художниках и их работах у него сложилось.
В начале статьи о выставке «Мир искусства» А. Н. Бенуа заявляет: «Лично мне на всей выставке дорог букет Сапунова, два naturmorta Сар-Яна <...> и статуи Матвеева» [25]. Заметим, именно о них оставлены маргиналии в каталоге. Неделей позже, продолжая обзор выставки, А. Н. Бенуа пишет о Сарьяне и Сапунове: «По существу, это характерные и цельные декораторы, для которых все в живописи сводится к звучному сочетанию красок, к музыке их.» Далее: «Сапунов вполне зрелый художник — это мастер, создавший себе чудесную бархатистую технику, твердо знающий, чего он хочет, творящий свободно и верно. Нынешняя его nature morte: золоченые фарфоровые вазы, какие-то бутыли и букеты деланных цветов — настоящий шедевр <...> Все здесь стало на места. Массы красочных пятен уравновешены, где нужно тонут и глохнут. Я завидую тонкому любителю, который приобрел эту картину, а халатность (или робость, или просто недоброжелательство?) наших
4 Еще один экземпляр с пометой Бенуа указывает на дату посещения: «24 марта 1908».
музеев, пропустивших это приобретение, представлялась мне здесь особенно предосудительной. Две другие картины Сапунова изображают сцены пантомимы "Шарф Коломбины". В своих предыдущих письмах я восхищался уже этими превосходными гармониями. Добавляю еще, что в виде картин, без суеты актеров и без скверной музыки, они восхищают. Они стали еще прекраснее и богаче» [26].
О Сарьяне: «Сарьян напрасно разбрасывается: выставляется одновременно и в "Новом обществе", и в "Союзе" в Москве, и в "Мире искусств". Это вредит впечатлению значительности и целостности его вещей. Хотелось бы, например, чтобы он перешел от проб, "заметок" и этюдов к вполне зрелым и законченным картинам» [26].
О Судейкине в этой же статье: «Другой наш 'сентименталист' — это Судейкин, далеко еще не сложившийся и не выяснившийся художник, но всегда чрезвычайно интересный, странный, заинтриговывающий. Я и в нем не вижу чисто живописных достоинств, картины его в большинстве случаев тусклы, а техника, несмотря на желание писать гибко, несколько мученическая. Но мир снов, который подносит Су-дейкин, еще не оценен по достоинству, что это подлинный мир, а не голая выдумка» [26]. В дальнейшем Бенуа назовет Судейкина «очень даровитым живописцем» [27] и будет ценить в нем подкупающую «импровизаторскую изобретательность» [28].
«Голуборозовцы» продолжают выставляться в «Союзе русских художников». Так, в Х выставке СРХ в 1913 г. из «голуборозовцев» приняли участие Н. Крымов (№ 195-203) и П. Уткин (№ 398-399). А. Н. Бенуа в одном из экземпляров каталога этой выставки подчеркнул фамилию Крымова простым карандашом, а красным провел косую черточку и вверху написал также простым карандашом: «Не хорош нынче Крымов», из девяти выставленных работ Крымова Бенуа выделил «Зимний день» (№ 202), прокомментировав: «Особенно плохо» [29].
В другом экземпляре каталога, по-видимому, относительно работы «Рассвет» (№ 196), как указано в каталоге, приобретенной Третьяковской галереей, критик оставил многословное замечание: «Долго искал, как бы ему доподкатиться до Трет[ьяковской] галер[еи] [?] когда [нрзб.] и наконец достиг ни дать ни взять. И за это в Третьяковскую галерею, что же и это нужно смотреть» [30].
Развивая зафиксированные в каталоге заметки, А. Н. Бенуа писал о художнике в статье «Прогулки по Союзу»: «А. Крымов? Один из учредителей жанра "лубок", так пышно у нас расцветшего за последнее время? Это, несомненно, талантливый, своеобразный художник. Почему же это сейчас мне и смотреть больше на него не хочется? Потому что повторяется? Нисколько. Все повторяются, и это прекрасно, без этого получилась бы дилетантская окрошка и хаос. Но нужно, чтобы каждый свою партию пел с убеждением, искренне, строго относясь к существу искусства. А вот здесь я уже вижу замашки тенора: хоть и "лубочник" Крымов, а он уже придвинулся к рампе, цедит ноты из сложенного бантиком рта с метанием пленительных взоров. Как будто поет прежнюю арию, а выходит нечто другое, и для меня лично нестерпимо скучное. Очевидно, впрочем, что многим только теперь он стал понятным. Музей Александра III — тот еще не дорос до такого Крымова. А вот "Третьяковка" облюбовала самую подносную из нарочито подносных картин художника и оставила ее за собой. Ничего худого и в этом нет, надо же дать будущему историку представление о том, до чего вкусы нашего времени были бестолковы и несуразны» [31].
Относительно П. Уткина, выставившего семь работ (№ 398-404): «Свечение моря (№ 398), «Мать (Рассвет)» (№ 399), «Крымский этюд (В усадьбе Я. Е. Жуковского)» (№ 400), «Крымский этюд (Ветер)» (№ 401), «Хризантемы» (№ 402), «Розы (акварель)» (№ 403), «Цикламен» (№ 404), — в одном из экземпляров каталога А. Н. Бе-нуа оставил запись: «Хорош, как весна?» [29] с вопросительным знаком и косой чертой красным карандашом у имени художника, а в другом экземпляре по поводу произведения П. С. Уткина «Мать (Рассвет)» (№ 399) написал фразу, из которой можно разобрать лишь часть: «Под Павла Кузнецова, но [нрзб.]» [30].
В каталоге XI выставки картин «Союза русских художников» (1914), на которой, кроме Крымова, другие «голуборозовцы» не выставлялись, критик оставил скупые маргиналии. Из 20 работ Крымова А. Н. Бенуа отметил три номера этюдов (названия в перечне не указаны) — № 179, 180, 181 и подчеркнул номера и фамилию художника [32].
«Голуборозовцы» Крымов, Кузнецов, Сарьян приняли участие в выставке 1914-1915 гг. «Художники Москвы — жертвам войны» [33]. В каталоге выставки Крымов и Кузнецов оставлены без комментариев, а произведения Сарьяна (№ 459462) «ЫаШгшоПе» (№ 459), «Горный пейзаж» (№ 460), «Степные цветы» (№ 461), «Лошадки с зеленью» (№ 462) заключены в фигурные скобки с записью: «очень приятные вещи». В эту выставку были включены произведения покойного В. Э. Борисова-Мусатова, относительно их у Бенуа возникли сомнения: «его ли?» [33].
Сарьян принимал участие в выставке живописи в Москве в художественном «Салоне». Он выставил, согласно перечню в каталоге, две безымянные работы под № 137 (а) и № 137 (б). Карандаш Бенуа размашисто подчеркнул адрес проживания художника, указанный под его фамилией: «Дом Перцева у хр. Хр. Спасителя» [34].
К каталогам с маргиналиями А. Н. Бенуа, касающимися «голуборозовцев», относится и каталог посмертной выставки Н. Н. Сапунова, страницы которого испещрены многочисленными пометами [35].
Н. Сапунов скончался в июне 1912 г. А. Н. Бенуа не обошел молчанием «одно огромное художественное горе, — как он выразился, — смерть Сапунова <...> нашего <...> изумительно стихийного колориста» [36].
Приведем выдержки из его статьи «Художественные письма» 1912 г.: «В Сапунове — писал критик, — мы потеряли величайшего колориста наших дней. Это был яркий, глубокий красочник, и в то же время он был всегда "благороден" <...> Его цветистость была стихийная, природная и в то же время спокойно-сдержанная. Он ее не форсировал, а скорее умерял, ибо хорошо сознавал всю заложенную в себе силу <.> Сапунов был мощен и в то же время изумительно тонок и изящен в лучшем забытом смысле слова <...> Здесь Божий дар и такого колоссального захвата <...> Сапунов пишет, и так весело, просто, радостно пишет, что картины его — будь то натюрморт или этюд для декорации — действуют как самая природа, как пение соловья, аромат сирени, как ширь моря, как шуршание леса <...> И такой-то художник должен уйти в полном расцвете сил и в самом начале своей деятельности» [36].
В дальнейшем и в других статьях критик не забывал упомянуть имя покойного художника: «Сапунов писал яркие, цветистые, радовавшие нас картины <...>. Но от Сапунова остались по крайней мере произведения (увы, их так мало)» [37]. Бенуа вспомнил «певучие краски, которые радуют <...> в Сапунове» [28].
В каталоге посмертной выставки Сапунова, состоявшейся в 1914 г. [35], с которым работал критик на выставке, маргиналии о красках доминируют, хотя характер многочисленных помет разнообразен.
1. Бенуа оставил оценочные ремарки, например: «Лебеди не хороши» — запись между указанными в перечне работами «Зима» (№ 6) и «Сад» (№ 7) или: «лучшее [нрзб.]» — как он отозвался о произведении «Пейзаж» (№ 2), название и номер которого обведены карандашом, и сделано колористическое дополнение: «ярко-зеленая трава, грозовое небо». Или жирной птичкой отмечен «Карнавал» (эскиз) (№ 12), а восклицательным знаком — «Ночной праздник» (№ 15).
2. Также ремарки, уточняющие детали композиции, например: «в саду, амур мрамор[ный]» — о работе «Весна» (№ 157), или: «фигура женская с красным корсажем» — об одной из фигурок из майолики (№ 164), или: «фонтан вдали [?], много воздуха, удары желтым» — к одному из этюдов (№ 136-140).
3. Ремарки, в которых историк искусства провел и зафиксировал параллели с творческой манерой европейских художников: «с осликом Манэ, если б сине-зеленые фигуры[?] не небо в [нрзб.]» — о произведении «Продавец» (№ 8), одной из первых работ, название которой обведено кружком.
Как художник, для которого важны колористические аккорды, А. Н. Бенуа отмечал цветовую гамму, соотношение цветов и тонов:
— «[нрзб.] с зелено-синими фигурами» — об «Этюде» (№ 9), название критик обвел кружком;
— «с ярко-желтым костюмом» — об «Эскизе к опере Кузмина "Голландка Лиза"» (№ 44), номер произведения обведен кружком;
— «синий с зеленым» — о рисунке костюма для «Принцессы Турандот» (№ 66);
— «красный желт[ый?] черный» — об эскизе костюма для «Принцессы Турандот» (№ 71);
— «коричнево с синим и зеленым гнутые [?] деревья» — к одному из «Неоконченных эскизов» (№ 122-124).
На обороте титульного листа каталога [35], в верхнем правом углу, отмечая цветовое разнообразие театральных костюмов, А. Н. Бенуа по диагонали карандашом написал: «Полишинель с синим негр с розовым зелен[ый] Пьеро Коломбина [нрзб.] розов[ая] синя[я] юбка с зеленым».
Как видно из приведенных маргиналий, разбросанных по всему каталогу, колористическая доминанта в них преобладает. Взор А. Н. Бенуа обращен к цвету, краскам, их соотношениям, критик стремится зафиксировать для памяти цветовую палитру художника.
Обратим внимание, что потенциал памяти А. Н. Бенуа был столь значителен, что позволил ему наполнить статью, написанную вдали от Родины, в Италии в 1912 г., вослед трагической гибели Н. Сапунова, рассуждениями о колористическом богатстве палитры художника, опираясь на свои впечатления от предыдущих просмотров его произведений. А вот статья Бенуа, освещающая посмертную выставку Сапунова в 1914 г., каталог которой испещрен рассмотренными нами пометами и замечаниями, в библиографии литературно-критических трудов критика не зафиксирована.
Проанализированные нами маргиналии А. Н. Бенуа в каталогах выставок, в которых принимали участие «голуборозовцы», позволяют в очередной раз утверждать,
что маргиналии: записи, ремарки, пометы, рисунки, знаки — есть способ и метод работы художественного критика и метод изучения им произведений на выставках.
Маргиналии А. Н. Бенуа — не только инструмент анализа произведения, но и своеобразные черновики. Переосмыленные, они часто преобразовывались в литературный материал для художественно-критических статей, а также стали документом, способствующим атрибуции произведения или помогающим восстановлению его выставочной истории.
В целом маргиналии А. Н. Бенуа в каталогах выставок — важный источник для изучения художественной жизни России начала ХХ века
Источники и литература
1. Бенуа А. Н. Художественные письма. Итоги выставки VI [Венок] // Слово. 1908. 5 (18) апреля.
2. Каталог выставки картин «^еГапоБ» — [Венок]. М., 1907. [с 27 декабря 1907 по 15 января 1908 гг.] // СРК ГРМ. VI В 262. Инв. № 19976.
3. Выставка картин «Союз русских художников»: каталог. М., [1908] // СРК ГРМ. VI О 447. Инв. № 20552.
4. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания живописи конца XIX — начала XX в. М.: Сканрус, 2005. Т. 5. 526 с.
5. Гофман И. М. Николай Сапунов. М., 2003. 450 с.
6. Каталог VII выставки картин Союза русских художников. СПб., 1910 // СРК ГРМ. VI А 34. Инв. № 19134.
7. Выставка картин Союза русских художников: каталог. СПб., 1908 // СРК ГРМ. VI д 426. Инв. № 19212.
8. Бенуа А. Н. Еще о Салоне // Речь. 1909. 11 (24) февраля. № 40.
9. Бенуа А. Н. Об отношении к современному искусству // Речь. 1909. 4 марта. № 61.
10. Бенуа А. Н. Итоги за 1909 // Речь. 1910. 1 января.
11. Бенуа А. Н. О художественном обучении // Речь. 1910. 20 февраля.
12. Бенуа А. Н. Выставки в Академии художеств // Речь. 1910. 12 ноября.
13. Каталог картин выставки «Венок». СПб., 1908 // СРК ГРМ. VI А 58. Инв. № 19851 (в верхнем правом углу надпись черными чернилами: «24 марта 1908» — VI А 155 Инв. № 8776).
14. Бенуа А. Н. Обзор художественной жизни // Речь. 1909. 1 (14) января. № 1.
15. Бенуа А. Н. Поворот к лубку // Речь. 1909. 18 марта.
16. Каталог VI выставки картин «Союза русских художников». СПб., 1909 // СРК ГРМ. VI А 34. Инв. № 19134 (б. 191126).
17. Каталог Салона выставки живописи, графики, скульптуры и архитектуры, устроенной в 1909 году в помещении музея и в «меншиковских комнатах» первого кадетского корпуса. СПб., [1908] // СРК ГРМ. VI А 47. Инв. № 14106.
18. Бенуа А. Н. Выставка женских портретов // Речь. 1910. 24 января.
19. Бенуа А. Н. Выставка «Союза» // Речь. 1910. 26 февраля.
20. Русакова А. А. Павел Кузнецов. Л.: Искусство, 1977. 315 с.
21. Бенуа А. Н. Выставка «Союза» (IV) // Речь. 1910. 19 марта (1 апреля). № 76.
22. Новое общество художников. VII выставка: Каталог. СПб., 1910 // СРК ГРМ. VI А 20. Инв. № 19849.
23. Холина М. Символистские мотивы в творчестве Петра Уткина // Советская живопись. М.: Советский художник, 1981. № 79. С. 222-235.
24. Бенуа А. Н. Выставка Нового общества // Речь. 1910. 26 ноября.
25. Бенуа А. Н. Художественные письма. 1-ая выставка «Мира искусства» // Речь. 1911. 7 января.
26. Бенуа А. Н. Выставка «Мира искусства» // Речь. 1911. 14 января.
27. Бенуа А. Н. Две выставки. // Речь. 1912. 12 октября.
28. Бенуа А. Н. Александр Яковлев // Речь. 1916. 18 марта.
29. Каталог Х выставки картин Союза русских художников. СПб., 1913 // СРК ГРМ. VI В 125. Инв. № 19142.
30. Бенуа А. Н. Итоги выставки [Венок] // Слово. 1908. 5 (18) апреля.
31. Бенуа А. Н. Прогулки по Союзу // Речь. 1913. 22 февраля. № 52.
32. Каталог XI выставки картин Союза русских художников. СПб., 1914 // СРК ГРМ. VI A 34. Инв. № 19134 (б. 19133).
33. Каталог выставки картин и скульптуры «Художники Москвы — жертвам войны» (19141915). М., 1914 // СРК ГРМ. VI C. Инв. № 19729.
34. Выставка живописи 1915 год: каталог. М.: Художественный салон, [1915] // СРК ГРМ. VI B 1108. Инв. № 19733.
35. Посмертная выставка произведений Н. Н. Сапунова: каталог. 1-е изд. (Художественный салон). М., 1914 // СРК ГРМ. VI C 566. Инв. № 11303.
36. Бенуа А. Н. Художественные письма // Речь. 1912. 12 июля.
37. Бенуа А. Н. На могилу Ционглинского // Речь. 1912. 28 декабря.
Для цитирования: Васильева Н. М. Художники «Голубой розы» в маргиналиях А. Н. Бенуа (часть II) // Вестник СПбГУ Искусствоведение. 2017. Т. 7. Вып. 2. С. 156-167. DOI: 10.21638/11701/spbu15.2017.203
References
1. Benua A. N. Khudozhestvennye pis'ma. Itogi vystavki VI [Venok] [Art of writing. Exhibition Results (Wreath)]. Slovo, 1908. 5 (18) aprelia. (In Russian)
2. Katalog vystavki kartin «Stefanos» — [Venok]. M., 1907. [s 27 dekabria 1907 po 15 ianvaria 1908 gg.] [The catalog of the exhibition "Stefanos"]. SRKGRM. VIB 262. Inv. N19976. (In Russian)
3. Vystavka kartin «Soiuz russkikh khudozhnikov»: katalog. M., [1908] [Exhibition of paintings "Union of Russian artists"]. SRK GRM. VI G 447. Inv. N20552. (In Russian)
4. Gosudarstvennaia Tret'iakovskaia galereia. Katalog sobraniia zhivopisi kontsa XIX — nachala XX v. [The State Tretyakov Gallery. Catalog painting meeting late 19th — early 20th century]. Т. 5. Moscow, Skanrus Publ., 2005. 526 р. (In Russian)
5. Gofman I. M. Nikolai Sapunov. [Nikolai Sapunov]. Мoscow, 2003. 450 p. (In Russian)
6. Katalog VII vystavki kartin Soiuza russkikh khudozhnikov [VII Catalog of the exhibition "Union of Russian Artists' paintings"]. St. Petersburg, 1910. SRK GRM. VI A 34. Inv. N19134. (In Russian)
7. Vystavka kartin Soiuza russkikh khudozhnikov: Katalog [Exhibition of paintings of the Union of Russian artists: a Directory]. St. Petersburg, 1908. SRK GRM. VIg426. Inv. № 19212. (In Russian)
8. Benua A. N. Eshche o Salone [More on Salon]. Rech', 1909, 11 (24) February. no. 40. (In Russian)
9. Benua A. N. Ob otnoshenii k sovremennomu iskusstvu [The attitude to modern art]. Rech, 1909, 4 March, no. 61. (In Russian)
10. Benua A. N. Itogi za 1909 [Results for 1909]. Rech, 1910, 1 January. (In Russian)
11. Benua A. N. O khudozhestvennom obuchenii [On the artistic training]. Rech, 1910, 20 February. (In Russian)
12. Benua A. N. Vystavki v Akademii khudozhestv [Exhibitions at the Art Academy]. Rech, 1910, 12 November. (In Russian)
13. Katalog kartin vystavki «Venok». SPb., 1908 [Catalog of paintings exhibition "Wreath"]. SRK GRM. VIA 58. Inv. № 19851 (v verkhnem pravom uglu nadpis' chernymi chernilami: «24 marta 1908» [in the upper right corner of the inscription in black ink: "March 24, 1908"] — VI A 155 Inv. № 8776). (In Russian)
14. Benua A. N. Obzor khudozhestvennoi zhizni [Review of the artistic life]. Rech, 1909, 1 (14) January, no. 1. (In Russian)
15. Benua A. N. Povorot k lubku [Turning to the splints]. Rech, 1909, 18 March. (In Russian)
16. Katalog VI vystavki kartin «Soiuza russkikh khudozhnikov». SPb., 1909 [XI Catalog of the exhibition "Union of Russian Artists' paintings"]. SRK GRM. VI A 34. Inv. N19134 (b. 191126). (In Russian)
17. Katalog Salona vystavki zhivopisi, grafiki, skul'ptury i arkhitektury, ustroennoi v 1909 godu v pomeshchenii muzeia i v «menshikovskikh komnatakh» pervogo kadetskogo korpusa. SPb. [1908] [Catalog "Salon exhibition of paintings, drawings, sculpture and architecture, set up in 1909 in the premises of the museum" and "Menshikov rooms" first Cadet Corps]. SRK GRM. VIA 47. Inv. № 14106. (In Russian)
18. Benua A. N. Vystavka zhenskikh portretov [Exhibition of portraits of women]. Rech, 1910, 24 January. (In Russian)
19. Benua A. N. Vystavka «Soiuza» ["Union" Exhibition]. Rech, 1910, 26 February. (In Russian)
20. Rusakova A. A. Pavel Kuznetsov [Pavel Kuznetsov]. Leningrad, Iskusstvo, 1977. 315 p. (In Russian)
21. Benua A. N. Vystavka «Soiuza» (IV) ["Union" Exhibition IV]. Rech, 1910, 19 March (1 April), no. 76. (In Russian)
22. Novoe obshchestvo khudozhnikov. VII vystavka: Katalog [New Society of Artists. VII Exhibition: Catalogue]. St. Petersburg, 1910. SRK GRM. VI A 20. Inv. № 19849. (In Russian)
23. Kholina M. Simvolistskie motivy v tvorchestve Petra Utkina [The symbolic motifs in the works of Peter Utkin]. Sovetskaia zhivopis. Moscow, Sovetskii khudozhnik, 1981, no. 79, pp. 222-235. (In Russian)
24. Benua A. N. Vystavka Novogo obshchestva [Exhibition of the New society]. Rech, 1910, 26 November. (In Russian)
25. Benua A. N. Khudozhestvennye pis'ma. 1-aia vystavka «Mira iskusstva» [Art of writing. 1st exhibition "World of Art"]. Rech, 1911, 7 January. (In Russian)
26. Benua A. N. Vystavka «Mira iskusstva» [The exhibition "World of Art"]. Rech, 1911, 14 January. (In Russian)
27. Benua A. N. Dve vystavki [Two exhibitions]. Rech, 1912, 12 October. (In Russian)
28. Benua A. N. Aleksandr Iakovlev [Alexandr Yakovlev]. Rech, 1916, 18 March. (In Russian)
29. Katalog X vystavki kartin Soiuza russkikh khudozhnikov [X Catalog of the exhibition "Union of Russian Artists' paintings"]. St. Petersburg, 1913. SRKGRM. VIB 125. Inv. № 19142. (In Russian)
30. Benua A. N. Itogi vystavki (Venok) [Exhibition Results VI (Wreath)]. Slovo, 1908, 5 (18) April. (In Russian)
31. Benua A. N. Progulki po Soiuzu [Walking in the Union]. Rech, 1913, 22 February, no. 52. (In Russian)
32. Katalog XI vystavki kartin Soiuza russkikh khudozhnikov [XI Catalog of the exhibition Union of Russian Artists' paintings]. St. Petersburg, 1914. SRK GRM. VI A 34 Inv. № 19134 (b. 19133). (In Russian)
33. Katalog vystavki kartin i skul'ptury «Khudozhniki Moskvy — zhertvam voiny» (1914-1915) [The catalog of the exhibition of paintings and sculpture "Artists of Moscow — the victims of the war" (1914-1915)]. Moscow, 1914. SRK GRM. VIC. Inv. № 19729. (In Russian)
34. Vystavka zhivopisi 1915 god: Katalog [Exhibition of painting, 1915: Catalog ]. Moscow, Khudozhest-vennyi salon (1915) [Art salon (1915)]. SRK GRM. VIB 1108. Inv. N19733. (In Russian)
35. Posmertnaia vystavka proizvedenii N. N. Sapunova: Katalog. 1-e izd. (Khudozhestvennyi salon) [A posthumous exhibition of NN Sapunov: Catalogue. 1st ed. (Art Salon)]. Moscow, 1914. SRK GRM. VIC 566. Inv. N11303. (In Russian)
36. Benua A. N. Khudozhestvennye pis'ma [Art of writing. 1st exhibition]. Rech, 1912, 12 June. (In Russian)
37. Benua A. N. Na mogilu Tsionglinskogo [On Tsionglinskogo grave]. Rech, 1912, 28 December. (In Russian)
For citation: Vasiljeva N. M. Artist "Blue roses" In marginalia A. N. Benoit (Part II). Vestnik SPbSU. Arts, 2017, vol. 7, issue 2, pp. 156-167. DOI: 10.21638/11701/spbu15.2017.203
Принятые сокращения
Ведомственный архив Государственного Русского музея Государственный Русский музей Государственная Третьяковская галерея Московское товарищество художников Новое общество художников
Сектор редкой книги Государственного Русского музея Союз русских художников
Abbreviations
Departmental archives of the State Russian Museum the State Russian Museum
The state Tretyakov gallery the State Tretyakov gallery Moscow partnership of arts New society of artists
the Sector of rare books of the State Russian Museum the Union of Russian artists
Статья поступила в редакцию 19 ноября 2016 г.;
принята в печать 20 марта 2017 г.
Контактная информация
Васильева Нина Михайлова — заведующая сектором редкой книги Научной библиотеки; olgm orgun@yan dex.ru
Vasilieva Nina М. — Head of the sector of rare books of Scientific library; olgmorgun@yandex.ru
ВА ГРМ —
ГРМ —
ГТГ —
МТХ —
НОХ —
СРК —
СРХ —
VA GRM —
GRM —
GTG —
MTX —
NOH —
SRK —
CPX —