Научная статья на тему 'Творческие объединения Серебряного века'

Творческие объединения Серебряного века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5746
413
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новый исторический вестник
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческие объединения Серебряного века»

Л. Г. Березовая

ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Важной характеристикой культурного механизма Серебряного века были литературные и художественные объединения, число которых в начале ХХ в. достигало нескольких десятков только в столицах. Новое рождалось в спорах, в общении, в исключительном многообразии идей. Создалась мода на всякого рода клубы, артистические кабаре и «собрания». Условие было одно: как можно больше необычного и оригинального, что подстегивало воображение и творческую фантазию. Некоторые собрания приобрели особенную популярность и стали своего рода творческими «лабораториями». Особенно выделялись несколько столичных объединений интеллигенции: Религиозно-философское общество в Москве и в Петербурге, собрания в доме Вяч. И. Иванова, объединение «аргонавтов», кружок «Гафизы».

Культурная жизнь в это время тяготела к энциклопедизму, и почти не встречалось «:чистых» объединений только поэтов или только художников. Поэты философствовали, художники наслаждались музыкой, музыканты ставили пьесы, философы писали стихи.

Заседания Религиозно-философского общества в Москве проходили в изысканном особняке «модерн», принадлежавшем меценатке М.К. Морозовой, которая выполняла обязанности хозяйки. Великолепные интерьеры, картины М. А. Врубеля на стенах придавали заседаниям вид элитного возвышенного собрания. Высокий уровень обсуждения обеспечивали и лидеры общества: З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковский, Д.В. Философов, С.Н. Булгаков, Е.Н. Трубецкой.

Петербургское религиозно-философское общество именовало себя в честь Владимира Соловьева и сочетало светскую и церковную религиозность. Душой и организатором религиозно-философских собраний был поэт и философ Вяч. И. Иванов. Заседания проходили в его петербургской квартире, которую друзья именовали «башней» из-за высокого эркерного окна. Среди участников заседаний бывали Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Д.В. Философов, Н.М. Минский, Н.А. Бердяев, С. Л. Франк, Г.И. Чулков. Спектр участников ивановских «сред» простирался от Хлебникова до Ахматовой, от Флоренского до Луначарского. Рядом со степенными философами в обсуждениях участвовали эмоциональные поэты. Н.С. Арсеньев вспоминал о «дионисийских» выкриках С.М. Соловьева (племянника философа), о мистических выступлениях А. Белого. Успех собраний был столь велик, что учредители общества начали издавать свой журнал: в 1903 - 1904 гг. «Новый путь», в 1904 - 1905 гг. -«Вопросы жизни».

Сюда приходили люди, исповедовавшие в основном либеральную систему ценностей, и интеллигенты, связанные с журналами «Новый путь», «Вопросы жизни», «Мир искусства», «Весы», «Золотое руно». Ивановские «среды» были местом свободных интеллектуальных исканий, иррациональных фантазий. «Преобладал тон и стиль мистический», как замечал Н.А. Бердяев, но «здесь загоралось сознание огромного значения искусства для русского возрождения». На «среды» к Вяч.И. Иванову собиралось иной раз до полусотни человек из элитной столичной богемы. И каждый был неповторимо индивидуален. «Богемная» жизнь начинала формулировать свои правила поведения: следовало быть оригинальным во что бы то ни стало. На одном из таких заседаний А. А. Блок читал свою «Незнакомку», стоя на карнизе окна. А сам Вяч.И. Иванов в пылу полемики залетал в область столь пышных фраз и вычурных образов, что богослов Г.В. Флоровский в досаде называл хозяина «идейной кокеткой». Прислуга Матреша, по воспоминаниям дочери писателя, выражала свое мнение проще: «Говорят, вроде, по-русски, а понять ничего нельзя».

Важнейшими центрами творческой жизни начала ХХ в. стали редакции журналов и издательства новой литературной ориентации. В 1904 г. В.Я. Брюсов и Ю.К. Балтрушайтис при помощи мецената С.А. Полякова основали журнал «Весы» и издательство «Скорпион». Названия, в соответствии с модой времени, были взяты по знакам Зодиака. Изысканно оформленный Л.С. Бакстом, имевший среди своих корреспондентов чуть ли не всех европейских знаменитостей, журнал «Весы» стал визитной карточкой Серебряного века. При своей дороговизне и элитарности журнал собирал более полутора тысяч подписчиков. «Весы» прекрасно демонстрировали «европеянство» новой литературы. На его страницах, а также в издательствах «Скорпион» и «Мусагет» появлялось огромное число произведений западных философов и поэтов.

Известную конкуренцию «Весам» с 1906 г. составил журнал «Золотое руно», который издавал «infant terrible» из добропорядочного купеческого семейства Н.П. Рябушинский, известный меценат и художник-любитель. «Золотое руно» могло соперничать с «Весами» в роскоши и изысканности оформления, в количестве привлеченных к сотрудничеству знаменитостей, но не смогло подняться до элитарности и избавиться от «купеческого духа». Издатель журнала, «со вкусом и красиво» проживавший свои миллионы, тем не менее, сумел внести пряную струю театрального действа, карнавальной причудливости в культурное творчество элитарной интеллигенции. В 1906 - 1907 гг. он шокировал публику проведенным среди художников и поэтов конкурсом на лучшее изображение дьявола. Более десятка премий и около сотни участников конкурса стали предметом обсуждения в течении года.

Журналов «нового искусства» издавалось немало. Большинство из них были красивыми «однодневками» с ограниченным тиражом. Но все высоко ценили собственную оригинальность. Существовал журнал «Аргус» с редактором-«американцем», было издательство Каспари, одновременно выпустившее полупорнографические «Тайны венценосцев» и изящнейший журнал Д.В. Философова, печатался журнал «Весь мир», где редакторша, баронесса Таубе, принимала посетителей, сидя в гробу, окруженная скелетами и чучелами змей. Серебряный век безудержно экспериментировал, подстегивая творческую энергетику эпатажностью богемного образа жизни. Ярко выраженный богемный характер носили творческие и литературные объединения авангардистов.

Подобные объединения литературно-философского характера - яркая примета Серебряного века. Они консолидировали силы творческой интеллигенции «новой волны», увеличивали диапазон интеллектуального поиска. Они выполняли важную роль формы творческого общения, организовывали выставки, издавали манифесты, каталоги, журналы, сборники.

В приведенных таблицах представлены наиболее известные объединения и названы имена их наиболее знаменитых участников.

Таблица 1. Основные художественные и выставочные объединения Серебряного века

Название

Место и время деятельности

Имена основных участников Художественное направление и деятельность

Мир искусства

Петербург

1898-1904

Петербург

1910-1924

1-й период: А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, К.А. Сомов, С.П. Дягилев

2-й период: П.П. Кончаловский, Е.Е. Лансере, В.Д. Милиоти, Г.И. Нарбут, К.С. Петров-Водкин, З.Н.

Серебрякова, Л.С. Бакст, А.Н. Бенуа, И.Я. Билибин, И.Э. Грабарь, М.В. Добужинский, Б.М. Кустодиев,

А.П. Остроумова-Лебедева, Н.К. Рерих, В.А. Серов

Модерн. Издавали журнал «Мир искусства»

Новое общество художников

Петербург 1903-1917

A.Н. Бенуа, И.И. Бродский, Е.Е. Лансере, В.В. Кандинский, П.П. Кончаловский, И.И. Машков, М. А.

Врубель, А.Я. Головин, Б.М. Кустодиев, А.В. Щусев

Устроили 10 выставок. Модерн, авангард

Голубая роза

1907

С.Ю. Судейкин, Н.Н. Сапунов, М.С. Сарьян, П.В. Кузнецов, Н.П. Рябушинский Символический модерн

Н.П. Рябушинский издавал журнал «Золотое руно»

Союз русских художников

Москва

1904-1910

И.Э. Грабарь, К.Ф. Юон, В.М. Васнецов, С.В. Малютин, Л.О. Пастернак, Ф.А. Малявин, К. А. Коровин,

B.Д. Поленов, А.А. Рылов, М.А. Врубель

Модерн «неорусского» стиля, неореализм.

Новое общество художников Петербург

А.Ф. Гауш, Д.Н. Кардовский, М.М. Фокин, Б.М. Кустодиев, Э.О. Баклунд, В.О. Шервуд, К.Ф.

Богаевский

Пытались составить конкуренцию СРХ

Венок

Петербург

1908

А.Ф. Гауш, П.В. Кузнецов, В. Д. Миллиотти, М.С. Сарьян, А.В. Фонвизин, М.Ф. Ларионов, критик С.К. Маковский

Символический модерн

Таблица 2. Основные журналы символистов Название Место и время издания

Издатели, редакторы. Меценаты. Основные сотрудники Направление деятельности

Мир искусства

Петербург,

1899-1904

А.Н. Бенуа, С.П. Дягилев

Художественно-философский, литературный направления модерна.

Весы

Москва, 1904-1909

В .Я. Брюсов, Ю.К. Балтрушайтис, С.А. Поляков.

Литературно-философский, художественный (идеализм, символизм, модерн)

Золотое руно Москва, 1906-1909 Н. П. Рябушинский

Литературно-художественный (символизм, модерн)

Аполлон

Петербург,

1909-1917

С. К. Маковский

Литературно-философский (символизм, акмеизм)

Гиперборей

Петербург,

1907

М.Л. Лозинский, Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова Литературный (акмеизм)

Лукоморье

1914

М. Суворин, Ф.К. Сологуб, М. А. Кузмин, С.М. Городецкий, С.Ю. Судейкин, Г.И. Нарбут, С.В. Чехонин

Общественно-литературный

Новый путь

Петербург,

1903-1904

Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Д.В. Философов, Н.М. Минский, В.В. Розанов, Г.И. Чулков

Философско-религиозный

Вопросы жизни (быв. «Новый путь»)

Петербург,

1904-1905

Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, П.И. Новгородцев, Г.И. Чулков Философско-религиозный

Искусство и художествен- ная промышлен- ность Петербург,

1898-1902 Н.П. Собко

Общество поощрения художников

Таблица 3. Основные творческие и выставочные объединения авангардистов

Название

Место и годы деятель-ности

Имена основных участников Художественное направление и деятельность

Бубновый валет

Петербург

1910-1917

П.П. Кончаловский, М.Ф. Ларионов И.И. Машков, А.В. Лентулов, Н.С. Гончарова, К.С. Малевич, А.В. Куприн, Р.Р. Фальк. Почетные члены общества: С.И. Щукин, В.И. Суриков.

Авангард, кубизм. Устройство выставок с участием поэтов-авангардистов. Программа: доклад К.С. Малевича «Заборная живопись».

Ослиный хвост

Москва 1912

М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, К.С. Малевич, В.Е. Татлин, М.З. Шагал Авангард (лучизм).

Устройство выставок Мишень

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Москва 1913

М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, К.С. Малевич, М.З. Шагал, И.М. Зданевич, Н. Пиросманишвили Авангард. Выставочная деятельность Московский салон Москва 1910-1920

Н.С. Гончарова, А.С. Голубкина, П.П. Кончаловский, В.В. Крайнев, П.В. Кузнецов, М.Ф. Ларионов, А.В. Лентулов, К.С. Малевич, И.И. Машков, Д.И. Митрохин, М.С. Сарьян, П.С. Уткин, А.В. Фонвизин, А.В. Шевченко, Г.Б. Якулов, В.Ф. Франкетти

С 1911 по 1917 гг. проводились систематические выставки

Союз молодежи

Петербург 1909-1913, 1917.

Д.Д. Бурлюк, М.В. Матюшин, К.С. Малевич, В.Е. Татлин, П.Н. Филонов, Н.И. Альтман, П.П. Кончаловский, К.С. Петров-Водкин, А.А. Экстер, Л.А. Бруни, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк, М.З. Шагал

Авангард, в том числе беспредметность.

Выставочная деятельность

Венок-стефанос

Москва. 1907-1910

А.Ф. Гауш, Д.Д. Бурлюк, М.Ф. Ларионов, А.В. Лентулов, А. А. Экстер Авангард

Таблица 4. Литературные объединения футуристического направления

Название Место и годы Основные участники Содержание деятельности

«Гилея»

Петербург 1910-1915

Д.Д. и М.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, Б.К. Лившиц, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых, Е.Г. Гуро, И.В. Северянин, В.В. Каменский, В.В. Маяковский.

Футуристы, кубофутуристы, «будетляне», сборники «Садок судей», «Пощечина общественному вкусу». «Центрифуга»

Москва 1914-1922

И.А. Аксенов, Б.А. Кушнер, СП. Бобров, Н.Н. Асеев, Б.Л. Пастернак, Ф.Ф. Платов, АЛ. Штих Имело собственное издательство «Центрифуга»

«Эгофутуризм»

Петербург 1913

П. Широков, И. В. Северянин, В. И. Гнедов, И. В. Игнатьев Вокруг издательства «Глашатай»

«Мезонин поэзии»

Петербург 1913

В. Г. Шершеневич Движение имажинистов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.