YAK 394.6+7.031.2+351.855.1 ББК 63.5
И.В. ОКТЯБРЬСКАЯ, С.К. СУРАГАНОВ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВОЙЛОК В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННЫХ КАЗАХСКИХ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ: ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
I.V. OKTYABRSKAYA, S.K. SURAGANOV
ART FELT IN THE STRUCTURE OF CONTEMPORARY KAZAKH NATIONAL CRAFTS: THE PROBLEM OF CULTURAL HERITAGE PRESERVATION
Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ № 17-01-00421 «Культурное наследие казахов Алтая: история сохранения, оценка актуального состояния, перспективы популяризации»
Статья посвящена характеристики современного войлочного ковроделия Республики Казахстана в контексте становления национальных программ сохранения культурного наследия и формирования сети народных промыслов. Опираясь на оригинальные материалы, авторы показывают, что современное состояние узорных войлоков Казахстана определяет существование домашних промыслов, современных ремесленных производств, а также авторских художественных центров.
The article is devoted to description of contemporary felt carpet making in the Republic of Kazakhstan in the context of national programs of cultural heritage preservation becoming and folk craft chain forming. Based on original materials the authors show that the current state of patterned felt of Kazakhstan determines the existence of domestic crafts, modern handicraft industries and author's art centers.
Ключевые слова: Республика Казахстан, культурное наследие, народное искусство, войлок, промыслы и ремесла, этническая идентичность.
Key words: the Republic of Kazakhstan, cultural heritage, folk art, felt, arts and crafts, ethnic identity.
Современный художественный войлок в Казахстане - это удивительное сочетание преданности традициям и смелых новаций в предметном творчестве. В последнее десятилетие искусство войлоков в республике достигло очень высокого уровня. Это стало результатом долгого развития.
Интерес к узорным войлокам в Казахстане возник с середины ХХ в. Признание ценности традиционного искусства выразилось в том, что ряд народных мастеров Казахстана, в числе которых были и те, кто валял войлоки, были приняты в Союз художников СССР. В их числе была Б. Романова из Южно-Казахстанской области.
Среди профессиональных художников, обратившихся к древнему ремеслу войлока во второй половине ХХ в. были члены Союза художников СССР К. Тыныбеков, К. Жуваниязов М. Калкабаев, С. Бультрикова, которые подняли его престиж. Они акцентировали эстетику традиционного текстиля и нетканых материалов и смогли привнести в изобразительное искусство Казахстана символы и ценности народной культуры [1].
На новый уровень искусство войлоков вышло в 1990-е гг., когда в Республике Казахстан усилиями национальных культурных центров и международных общественных организаций при участии бизнес-структур стала осуществляться целенаправленная работа по возрождение традиционных художественных ремесел. Она стала частью разработки национальной программы по сохранению культурного наследия.
В 1992 г. в Казахстане был принят закон «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» (закон «О культуре» - в 2006 г.). Национальные программы учитывали глобальные тенденции и международные инициативы в этой сфере.
В 1994 г. при поддержке ЮНЕСКО была принята Глобальная стратегия по формированию Списка всемирного наследия, который уже в начале XXI в. содержал множество памятников культурного наследия различных государств мира, в том числе Республики Казахстан [2]. Параллельно шло формирование программ сохранения культурного наследия в границах стран СНГ. На повестку дня был поставлен вопрос о создании Центра сохранения всемирного культурного наследия государств-участников СНГ; в 2000 г. был принят Модельный закон «Об объектах культурного наследия» с учетом культурного многообразия.
Идея о многообразии культур как источнике развития была воплощена в Декларации тысячелетия ООН, принятой Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г. В декларации отражена идея того, что культурное разнообразие является общим достоянием человечества. Последовавшие затем Всеобщая декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии 2001 г. и Стамбульская декларация 2002 г. подчеркнули, что процесс глобализации, создавая условия для диалога, вместе с тем является источником угрозы сохранению культурного наследия [2].
В 2002 г. был создан механизм проведения совещаний министров культуры государств-членов ШОС (Шанхайская организация сотрудничества). С принятием документов этих организаций основой международного сотрудничества стало признание приоритета сохранения и реализации историко-культурного наследия в масштабах Евразийского пространства.
В русле происходящих изменений на глобальном уровне культурная политика Республики Казахстан изначально была направлена на сохранение традиций и их эффективное развитие. Особое место в национальных проектах занимали программы развития художественных ремесел, включая изготовление узорных войлоков. Уже с середины ХХ в. войлок стал возвращаться в художественное пространство Казахстана. Художники все чаще использовали этот традиционный для кочевой культуры материал, поднимая его престиж. Авторские войлоки опирались на древние ремесленные традиции Казахстана. Для их поддержки в 2002 г. был создан Общественный фонд «Ал-матинская палата ремёсел» - одна из первых в Казахстане организаций, объединивших художников и промысловиков.
Государственная программа Республики Казахстан «Культурное наследие. Сохраняя прошлое, создаём будущее» была разработана по инициативе Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева. Утвержденная Указом Президента 13 января 2004 г., она обрела статус национального проекта, реализация которого предусматривала создание целостной системы изучения, сохранения и популяризации культурного наследия республики, в том числе народных промыслов. Программа была поддержана Законом «О культуре» Республики Казахстан в 2006 г.
Начиная с 2006 г. в рамках государственной программы «Развитие ремёсел и возрождение народных художественных промыслов в Казахстане» были созданы многочисленные центры ремёсел; на местном и республиканской уровнях стали регулярными выставки, ярмарки, лаборатории казахстанских мастеров и международных экспертов. Была организована планомерная подготовка ремесленников в регионах; открыты Ресурсные центры ремесел в Южном и Восточном Казахстане.
В 2008 г. в Государственном музее искусств Республики Казахстан Британский совет провёл акцию «Войлок своими руками». Активизация деятельности по развитию народных промыслов привела к тому, что в 2009 г. в Казахстане был учреждён и стал ежегодным республиканский конкурс ремесленников «Шебер» («Умелец»).
В мае 2011 г. в Астане состоялась очередная встреча министров культуры государств-членов ШОС и совета по культуре при Интеграционном комитете государств - членов ЕврАзЭС (Евразийский экономический союз). Её участники обсудили перспективы сотрудничества в области сохранения и развития нематериального культурного наследия и продвижения традиционных культур в процессе культурного обмена. Тогда же 2011 г. в масштабах СНГ был объявлен «Годом историко-культурного наследия».
В продолжение программы «Культурное наследие» в 2011 г. Республикой Казахстан была ратифицирована Международная конвенция от 17 октября 2003 г. «Об охране нематериального культурного наследия». Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 апреля 2013 г. была утверждена Концепция об охране и развитии нематериального культурного наследия. Согласно этому документу нематериальное культурное наследие (куда вошли промыслы и ремесла) народа Республики Казахстан стало рассматриваться как основа национального самосознания, как фактор, играющий ключевую роль в формировании культуры будущего.
Инструментами развития нематериального культурного наследия стал стратегический план Министерства культуры и информации Республики Казахстан на 2011-2015 гг.; была принята программа «Развитие регионов» и прочие акты. Их концептуальные положения определили реальные перспективы в сфере развития народных художественных промыслов Республики Казахстан.
По данным CACSA (Центрально-азиатская ассоциация в поддержку ремесел) 2005 г. Казахстан по развитию традиционных народных ремесел занимал одно из последних мест в Центральной Азии. Активное развитие этой сферы в 2010-е гг. дало обнадеживающие результаты. В январе 2012 г. был создан Союз ремесленников Казахстана с целью возрождения и сохранения культурного наследия. В 2012 г. он принял участие в Фестивале искусств -в Выставке нематериального наследия и традиционной культуры государств-членов ШОС в Пекине [4].
В результате системного подхода к середине 2010-х гг. народные художественные промыслы превратились в один из брендов Республики Казахстан. Их многообразие и высокий статус продемонстрировала международная выставка по войлоку участников III Международного симпозиума Швейцария-Казахстан-Кыргызстан, проходившего в апреле 2012 г. в Галерее Союза Художников Казахстана.
К этому времени конкурс «Шебер» вышел на международный уровень, став одним из самых ожидаемых событий в республике. Финал конкурса 2013 г. перерос в фестиваль войлока «ШЕБЕР-2013. Кииз Алма».
В 2017 г. «Шебер» был проведен в 9 раз при поддержке Союза ремесленников Казахстана, Общественного фонда «Our Heritage», Компании «Шеврон», Министерства культуры и спорта Республики Казахстан, Фонда Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) и ЮНЕСКО. Являясь площадкой культурного диалога, он синтезировал международный опыт в развитии народных ремесел, в том числе в развитии узорных войлоков.
В современном художественном мире войлок является одним из самых востребованных материалов. Сложились национальные и региональные центры художественного ремесла. В 2001 г. Региональным Азиатско-Тихоокеанским Бюро ЮНЕСКО в Бангкоке совместно с AHPADA (Ассоциацией в поддержку развития ремесел стран Юго-Восточной Азии) была инициирована Программа «Знак качества». В 2004 г. она была распространена и на Центральную Азию. Согласно международным критериям награда присуждалась тем производствам, которые могли совмещать культурную аутентичность и инновации, использовали природные материалы, соблюдали нормы социальной справедливости. В настоящее время ряд войлочных центров в Центральной Азии, в том числе в Казахстане, удостоены этой награды. Среди них казахстанская кампания «AigulLine», выпускающая узорные войлоки [3].
Признание войлоков культурным достоянием в масштабах ремесленного производства Центральной Азии и шире на протяжении 1990-2000-х гг. являлось мощным стимулом в воссоздании и развитии узорного ковроделия Казахстана. Большим потенциалом в этой связи обладают мастера казахской диаспоры. Известно, что в 2013 г. 2 мастерицы из г. Текели, приехавшие на историческую родину из Китая, изготовили 73-метрового мозаичный сыр-мак, который претендует на Книгу рекордов Гиннеса [5].
Актуализация культурного наследия в масштабах казахской диаспоры, широкий творческий диалог и синтез традиций в сфере народных промыслов и профессионального искусства является основой развития войлочного ковроделия Казахстана.
Одной из значимых площадок презентации узорных войлоков и своеобразным пространством развития является глобальная фестивальная сеть, объединившая мастеров Казахстана, России, Кыргызстана, Монголии, Китая, Японии и других стран.
Одним из лидеров в организации подобных фестивальных практик является Республика Кыргызстан. Начиная с 2004 г. в Кыргызстане проводится Фестиваль традиционных искусств и ремесел «Оймо», на основе которого создан Ремесленный форум. С 2012 г. в республике действует фестиваль «Мир войлока». Благодаря этой деятельности, а также благодаря усилиям многих государственных и творческих структур в 2012 г. в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО вошли кыргызские ала-кийиз (вкатанные узорные войлоки) и ширдаки (мозаичные войлоки), а также связанные с ним знания, техники, обряды ковроделов-мастеров узорного войлока. В 2014 г. в Кыргыстане был объявлен I Фестиваль ширдаков.
Опыт Республики Кыргызстан был подхвачен в России и Казахстане. В современной России существуют десятки центров, специализирующихся на изготовлении войлока, среди них Центр войлока в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы, войлочный цех в Центре ремесел с. Купчегень - деревне мастеров Республики Алтай, Дом войлока в с. Бурангул, в Татарстане и др. центры войлоковаляния.
Искусство войлока в его современном состоянии рассматривается на больших и представительных форумах, среди которых Международный симпозиум «Искусство войлока в тюркском мире: История и современность» (Казань, 2009 г.). В России издается журнал «FELT FASHION», посвященный войлоку.
Существуют десятки фестивалей художественного войлока различного уровня. С 2010 г. проводится Международный фестиваль войлока «Узоры жизни на войлоке» в Республике Тыва, который объединяет десятки мастеров из разных стран. Фестиваль «Алтын Казык» был впервые проведен в Республике Алтай в 2014 г. Известен этнический фестиваль «Крутушка» в Татарстане, фестиваль художественного войлока «Тамга» в Башкирии, международный фестиваль народных ремесел «Лоток» в Москве.
Крупнейшими в России являются ежегодный фестиваль войлока «Фелт-ФЕСТ» в г. Санкт-Петербурге - он проводится при поддержке Творческого союза мастеров по войлоку и Русского этнографического музея. В рамках выставки народных промыслов в г. Москве проходит фестиваль войлока «Шер-стиваль». Ежегодным является международный on-line конкурс «Войлочное вдохновение» в рамках фестиваля «ЖАР-ПТИЦА», организаторами которого выступает Ассоциация «Народные художественные промыслы России». Также развиваются ремесленные фестивальные практики в Казахстане. Выставки узорных войлоков в стране проходят регулярно и повсеместно. Крупнейшими площадками их экспонирования (в составе народных промыслов) являются выставочное пространство государственного праздника День Столицы и комплекс Этно-аул, открытый в рамках ЭКСПО-2017 в г. Астане.
Сегодня художественный войлок в Казахстане переживает период подъема. Творческие поиски современных мастеров совпадают с тенденци-
ями развития художественного войлока в России, в странах Центральной и Восточной Азии, в Европе и в Америке. Ремесленники Казахстана становятся постоянными участниками фестивалей ковроделов в России, Монголии, в Японии, в Германии, Китае, Турции. Современные фестивали создают новую культурную среду - пространство для творческого общения и состязательности мастеров в контексте становления транснационального сотрудничества. В республике существует несколько крупных производственных ремесленных центров. Очень много с войлоками экспериментируют профессиональные художники Б. Беисбеков, М. Ахметова, супруги А. и С. Бапано-вы, К. Жакыпов, А. Бапанов, Г. Джураева, Г. Жуваниязова, Ж. Табылдиева, З. Оралбаева, А Аубакир, З. Оралбаева, братья М. и К. Калкабаевы и др. Их творчество многообразно: выделяются войлоки, выполненные в стиле неоархаики (неомифологизма), «живописные» и «графичные» войлоки, объемное моделирование и т.д. Ремесло по созданию художественных войлоков объединяет профессионалов и любителей, народных мастеров и художников-экспериментаторов.
По-прежнему сохраняют своё культурное предназначение и стилистическое своеобразие традиционные войлоки Казахстана. Над их изготовлением работают народные мастера различных областей республики: Р. Хи-самутдинова, Г. Айгожина, К. Алмуратов, Г. Кожамжарова, А. Бокпасарова, К. Алмуратов, Н. Ташимова и др. В республике формируется сеть промыслов, которые позволяют решать проблемы занятости населения, повышают уровень доходов и способствуют развитию социальной активности.
Сохраняющиеся домашние промыслы, современные производства, а также авторские художественные центры по изготовлению узорных войлоков превращаются в один из брендов Республики Казахстан [3]. Опираясь на традиции и активно трансформируясь под влиянием запросов современного мира, искусство войлоковаляния в структуре промыслов Казахстана оценивается как престижный элемент национальной культуры, как выражение творческого потенциала казахского народа и один из предметных символов этнической идентичности.
Литература
1. Жолдасбекова, К.А. Войлок в современном искусстве Казахстана [Текст] / К.А. Жолдасбекова, Ш.Ж. Турдалиева // BULLETIN D'EUROTALENT-FIDJIP. -2015. - № 5.- С. 94-97
2. Октябрьская, И.В. Концепция культурного наследия: мировой и российский опыт формирования [Текст] / И.В. Октябрьская // Вестник Новосиб. гос. унта. Сер. История, филология. - 2013. - Т. 12. - Вып. 3: Археология и этнография. - С. 20-31.
3. Октябрьская, И.В. Традиционные узорные войлоки казахов и современное ковроделие [Текст] / И.В. Октябрьская, З.К. Сураганова, С.К. Сураганов // Вестник Сургут. гос. пед. ун-та. - 2012. - № 4. - С. 189-199.
4. Октябрьская, И.В. Традиционная культура в государственных программах сохранения культурного наследия Республики Казахстан [Текст] / И.В. Октябрьская, З.К. Сураганова, С.К. Сураганов // Межкультурный диалог на Евразийском пространстве. - Горно-Алтайск, 2013. - С. 165-170.
5. Сураганова, З.К. Нематериальное культурное наследие казахского населения зарубежного Алтая как форма манифестации этнической идентичности [Текст] / З.К. Сураганова // Материалы I Форума гуманитарных наук «Великая степь». - Астана, 2016. - С. 386-394.