Научная статья на тему 'Художественные промыслы и ремесла Алтая в XX-XXI веках'

Художественные промыслы и ремесла Алтая в XX-XXI веках Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1368
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ / РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ / ПРОГРАММЫ СОХРАНЕНИЯ НАСЛЕДИЯ / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ / КЕРАМИКА / КАМНЕРЕЗНОЕ ИСКУССТВО / РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ / ALTAI KRAY / REPUBLIC OF ALTAI / HERITAGE PRESERVATION PROGRAMS / FOLK ART / FOLK CRAFTS / CERAMICS / STONE-CUTTING ART / WOOD CARVING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Красавина Маргарита Васильевна, Назаров Иван Иванович, Октябрьская Ирина Вячеславовна, Павлова Елена Юрьевна

В статье рассматривается процесс развития и современное состояние художественных промыслов и ремесел в Алтайском крае и Республике Алтай. Дана характеристика региональных программ, направленных на сохранение и развитие культурного наследия региона, в том числе художественных промыслов и ремесел. На примере развития Колыванского камнерезного промысла, центра художественной керамики «Турина гора» и мастерской «Кезер» показаны основные тенденции формирования стилистики промыслов и их роль в создании региональных брендов российского Алтая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Красавина Маргарита Васильевна, Назаров Иван Иванович, Октябрьская Ирина Вячеславовна, Павлова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Arts and crafts of Altai in the XX - XXI centuries

The article considers the development process and the current state of arts and crafts in the Altai region Altai Kray and Republic of Altai both. It gives characteristics of regional programs aimed at preserving and developing the cultural heritage of the region, including arts and crafts and also shows the main tendencies in the formation of the style of crafts and their role in creating a regional brand of the Altai on the example of the development of the Kolyvan stone-cutting craft, wood carving workshop «Kezer» and ceramic folk art «Turina Gora».

Текст научной работы на тему «Художественные промыслы и ремесла Алтая в XX-XXI веках»

DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.02.005

УДК 745+39

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА АЛТАЯ

В XX-XXI ВЕКАХ

Исследование выполнено по проекту РФФИ № 17-01-00421-ОГН «Культурное наследие казахов Алтая: история сохранения, оценка актуального состояния, перспективы популяризации».

В статье рассматривается процесс развития и современное состояние художественных промыслов и ремесел в Алтайском крае и Республике Алтай. Дана характеристика региональных программ, направленных на сохранение и развитие культурного наследия региона, в том числе художественных промыслов и ремесел. На примере развития Колыванского камнерезного промысла, центра художественной керамики «Турина гора» и мастерской «Кезер» показаны основные тенденции формирования стилистики промыслов и их роль в создании региональных брендов российского Алтая.

Ключевые слова: Алтайский край, Республика Алтай, программы сохранения наследия, народное искусство, народные промыслы, керамика, камнерезное искусство, резьба по дереву.

Библиографическое описание для цитирования:

Красавина М.В., Назаров И.И., Октябрьская И.В., Павлова Е.Ю. Художественные промыслы и ремесла Алтая в XX—XXI веках / / Искусство Евразии. — 2019. — № 2 (13). — С. 52-64. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.02.005. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/1431023/11/

Красавина Маргарита Васильевна Младший научный сотрудник, Институт археологии и этнографии СО РАН. Россия, г. Новосибирск marg.moskvina@gmail.com

Октябрьская Ирина Вячеславовна Доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт археологии и этнографии СО РАН. Россия, г. Новосибирск. siem405@yandex.ru

Назаров Иван Иванович

Кандидат исторических наук, доцент

кафедры археологии, этнографии и

музеологии, Алтайский государственный

университет.

Россия, г. Барнаул.

nazarov@email.asu.ru

Павлова Елена Юрьевна

Кандидат исторических наук, доцент

кафедры социально-исторических наук,

Новосибирский государственный

медицинский университет.

Россия, г. Новосибирск.

e_lena@ngs.ru

Аннотация

Алтайский регион обладает обширным историко-культурным наследием, включая народное искусство, промыслы и ремесла, которые, согласно существующим в России и в мире законодательным определениям, относятся к нематериальному культурному наследию. Формирование художественных традиций Алтая в границах двух административных структур Российской Федерации — Алтайского края и Республики Алтай изначально определяло развитие автохтонных культур и практики межкультурного взаимодействия.

К началу XX века в народонаселении нынешнего Алтайского края доминировало русское население, ориентированное на крестьянскую культуру с такими характерными видами художественных промыслов, как роспись и резьба по дереву, гончарное производство, народная глиняная игрушка, текстиль, вышивка, ковроткачество, плетение из лозы, кузнечество, резьба по кости и камню и т. д. До начала XX века промыслы края существовали в виде домашней промышленности [10].

В Горном Алтае (современной Республике Алтай) к началу ХХ века сложилась мозаика культур алтайцев, русских, казахов и других народов.

К середине ХХ века традиционные художественные ремесла народов Алтая были во многом утрачены. Их возрождение началось с 1990-х годов. Одним из первых законов, обозначивших важность народного искусства как части культурного наследия региона, стал закон «Об историко-культурном наследии Республики Алтай» 1994 года. На его основе была предпринята попытка разработать программу возрождения и развития народных промыслов — «Сартакпай», которую не удалось реализовать в полном объеме.

На волне перемен 1990-х годов в г. Горно-Алтайске была организована мастерская «Кезер». Ее название, выбранное основателем и художественным руководителем промысла В. Хромовым, в алтайском языке обозначало «резной»; так местные жители называли резные каменные изваяния древнетюркской эпохи, встречающиеся в долинах Алтая. Одним из главных направлений промысла стали резные с лаконичной росписью изделия из кедровой щепы.

Возникшая как частное предприятие, мастерская «Кезер» развивала собственные программы обучения мастеров. Это обеспечило переход к надомно-цеховой форме существования. Разрабатывая стиль и систему ее образов, В. Хромов опирался на эстетику и художественные приемы традиционного искусства тюркских народов Алтая и русских переселенцев, использовал свойства «соприродности» художественных объектов, лаконичность формы, подчеркнутый символизм, мифологичность и т. д. В работах «Кезера» органично соединялись традиции алтайской антропоморфной скульптуры из дерева и кости, славянская и тюркская мифология и выразительные средства современного искусства [5].

Каноны, заложенные основателями, продолжали развиваться на протяжении 2000-х годов. Мастерская расширяла свой репертуар. Сегодня она известна по всей Сибири, в России и за рубежом. Ее изделия формируют представления об Алтае как о месте гармоничного сосуществования человека и природы, где происходит синтез культур.

С 2000-х годов интерес к художественным ремеслам и народным промыслам на Алтае приобрел устойчивый характер. В 2001 году согласно постановлению Правительства Республики Алтай был основан республиканский Центр духовной

культуры, наследовавший функции республиканского Центра народной культуры, созданного в 1991 году.

В 2005 г. была утверждена республиканская целевая программа «Возрождение, сохранение и развитие народных художественных промыслов, традиционных народных ремесел и декоративно-прикладного творчества в Республике Алтай (2005—2010 гг.)». Она была ориентирована на сохранение и возрождение основ народного художественного творчества среди народов Алтая. Ее координатором стал созданный в 2001 г. торгово-выставочный центр народных художественных промыслов «Энчи» (ныне художественная галерея); с 2003 г. он вошел в структуру комитета по туризму республиканской администрации.

При поддержке центра с начала 2000-х гг. выставка-ярмарка изделий народного искусства «Мастеровой Алтай», затем «Город мастеров» стала обязательной в организации государственного праздника Республики Алтай «Эл-Ойын». Ее роль заключалась в восстановлении традиций и в пропаганде народных промыслов как части национального достояния [4].

На протяжении 2000—2010-х гг. в ходе реализации программ по развитию ремесел и народных художественных промыслов в Республике Алтай формировалась алтайская школа художественных войлоков.

При этом традиции в производстве войлока лучше сохранялись в казахской среде. До настоящего времени в селах Кош-Агачского района Республики Алтай обработка шерсти, изготовление войлоков и вышивка имеют характер домашнего (женского) производства. Техникой изготовления художественного текстиля владеют преимущественно казашки среднего и старшего возраста, некоторые в настоящее время работают на заказ, участвуют в региональных, республиканских и международных выставках и фестивалях. Узорные войлоки по-прежнему престижны, но все более приобретают характер символически значимых вещей [8].

Восстановление войлочного промысла, традиционного для тюркских народов Алтая, началось с обучающих семинаров. Постепенно сложился круг художников по войлоку, работы которых получили широкое признание. Новое поколение мастеров ориентировалось на традиционные технологии и широко использовало мировой опыт; применяло и местное, и привозное сырье, натуральные и искусственные волокна; владело различными техниками и смело комбинировало их между собой. Важным фактором, стимулирующим спрос на войлочные изделия, являлось развитие туристической индустрии Алтая и его экологическая и историко-культурная ориентированность.

Помимо художественного войлока в Республике Алтай активно развивается резьба по дереву, ковка, ювелирное искусство, художественная обработка кожи. К 2008 г. специалистами «Энчи» был создан банк данных по традиционным и современным художественным ремеслам; сформирована сеть ремесленников.

В настоящее время в Республике Алтай насчитывается около 400 народных мастеров. Помимо мастерской «Кезер», существует школа ремесел «Адамант», мастерская «Ай-Тана» по пошиву национальной одежды, центр «Камнерезы Алтая», развивающий камнерезное и ювелирное искусство.

В программе «Сохранение и развитие нематериального культурного наследия Республики Алтай на 2016—2018 годы» ремесла и промыслы рассматриваются

в контексте устойчивого развития региона. С 2014 г. народных мастеров Республики Алтай объединяет центр народных художественных промыслов и ремесел «Алтай» в с. Купчегень Онгудайского района. Он входит в структуру Центра развития туризма и предпринимательства Республики Алтай, который определяет перспективы сохранения народного искусства и его развития в современных условиях [7].

Процессы, проходящие в Республике Алтай, созвучны процессам в сфере ремесел Алтайского края. Во исполнение Федерального закона 2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в 2005 г. был принят закон Алтайского края «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае».

В 2006 г. для сохранения и развития народного искусства, для поддержки мастеров и обеспечения преемственности традиций в регионе утвердили закон «О почетном звании Алтайского края "Народный мастер Алтайского края"». Звание стали ежегодно присваивать ремесленникам, работающим на территории края пять и более лет. Критериями выбора были названы: высокий художественный уровень изделий, сочетание народных традиций и творческой индивидуальности; активная деятельность по пропаганде народной культуры и искусства, подготовка учеников и создание творческой школы; участие в выставках, фестивалях, конкурсах, ярмарках народного художественного творчества [2].

С целью организации системной работы в области народных промыслов и охраны культурного наследия в 2010 г. была утверждена «Концепция сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия в Алтайском крае на период до 2020 года». На 2012—2014 гг. была принята целевая программа «Сохранение и развитие традиционной народной культуры Алтайского края», основной целью которой декларировалось сохранение, возрождение и развитие традиционной народной культуры как основы процесса формирования единого культурного пространства региона.

Эту программу дополнила действующая с 2015 г. государственная программа «Культура Алтайского края», в которую были включены все актуальные направления, в том числе и поддержка промыслов и ремесел. В ее рамках было выделено направление «Наследие», ориентированное на сохранение культурных и исторических традиций. Направление «Искусство и народное творчество» предполагало поддержку народного творчества, в том числе — создание экспериментальных центров традиционной культуры, центров ремесел и фольклора, национально-культурных центров [1].

Подходы к изучению народного искусства и культурного наследия в целом в Алтайском крае изначально определило исторически сильное краеведческое движение. Музеи края стали лидерами в сохранении и популяризации исторических, культурных и этнических ценностей.

Активную позицию в изучении художественного наследия Алтая занимает Алтайский краеведческий музей г. Барнаула, где к концу ХХ в. сложились значительные коллекции по этнографии русского населения и коренных народов края.

Одним из центров изучения и воссоздания народного искусства с 1990-х годов стал отдел русской традиционной культуры Государственного художественного музея Алтайского края. Основой его деятельности на протяжении многих лет являлись

и остаются до настоящего времени экспедиции и эксперименты, соединяющие научный поиск и творчество.

При музее создана школа по возрождению и популяризации художественных ремесел края — росписи, ткачества, производства игрушек и проч. Ее организаторы ориентируются на современные концепции образования, задача которого заключается в воспитании молодого поколения как хранителей и продолжателей культуры в единстве ее этнических, региональных и общенациональных традиций [9].

Стараниями многих организаций художественные промыслы и ремесла Алтайского края на современном этапе существуют в форме индивидуального творчества, промысловой кооперации и в форме производственных мастерских, соединяющих художественный канон и ремесленный (усовершенствованный технологически) характер производства продукции. В крае насчитывается порядка 160 субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих ремесленную деятельность.

Профессиональная подготовка мастеров-ремесленников ведется на базе училища № 42 г. Барнаула, в котором получают образование будущие резчики по камню и дереву, мастера по керамике и художественным изделиям из металла, художники росписи по дереву и т. д. С 1971 г. выпускает художников-прикладников Новоалтайское государственное художественное училище (техникум) [3].

Интересы мастеров в регионе представляет «Союз ремесленников», «Алтайская краевая ремесленная палата», «Ассоциация народных художественных промыслов и ремесел Алтайского края», краевая творческая общественная организация народных ремесленников «Город мастеров» и пр.

Усилиями новых поколений ремесленников развивается народное искусство Алтайского края. В регионе издавна бытовали и сохраняются до сих пор традиции изготовления керамики, самобытные игрушечные традиции (Алтайский, Алейский, Тюменцевский, Троицкий, Заринский районы). В последние годы стали востребованы такие виды ремесел, как производство мебели, лозоплетение, художественное ткачество, вышивка, изготовление костюмов и т.д.

Особое место в художественном пространстве современного Алтая занимает широко известный и обладающий историческими традициями Колыванский камнерезный промысел.

Его история начинается с 1802 г., когда в пос. Горная Колывань была открыта шлифовально-гранильная фабрика. Предприятие было ориентировано на производство художественных изделий из камня по заказу Кабинета и правящего дома Российской империи; его продукцией были вазы, чаши и другие детали интерьеров для парадных залов Санкт-Петербурга и городов Европы [6].

Изделия колыванских мастеров неоднократно представляли русское национальное искусство на международных выставках. В 1920-х гг. Колыванская камнерезная фабрика получила второе дыхание: начался выпуск предметов интерьера, украшений. В 1960-х гг. на заводе открыли ювелирный цех. В 1980-е гг. здесь была сформирована экспериментальная группа художников — выпускников Уральского училища прикладных искусств, которые обратились к флорентийской мозаике. В 2001 г. Колыванский завод был удостоен большой золотой медали на девятой международной Сибирской ярмарке

«за высокохудожественные изделия и возрождение русских традиций камнерезного искусства».

В 2013 г. на камнерезном заводе им. И.И. Ползунова в алтайской Колывани начались ремонтно-реставрационные работы, в том числе связанные с празднованием 170-летия со времени окончания работ по изготовлению «Царицы ваз», которая хранится в Государственном Эрмитаже, являясь одним из символов российских художественных промыслов.

В настоящее время Колыванский завод выпускает разнообразную продукцию. Это интерьерные вещи, панно, настольные вазы, столешницы; изделия ландшафтного дизайна и т. д.

Под влиянием колыванских мастеров камнерезное ремесло получило широкое распространение. В настоящее время в Алтайском крае работают 10 наиболее известных мастеров-камнерезов. В г. Барнауле главой «Союза ремесленников» С. Бергером создан музей «Мир камня». Задачи дальнейшего развития традиционного для Алтая камнерезного искусства связаны с реализацией программы сохранения культурного наследия.

Вторым важным направлением в художественных промыслах Алтайского края является керамика. В прошлом переселенческое движение из различных регионов России на Алтай определило тенденции развития здесь керамического промысла. В ХХ веке керамика, постепенно утратив утилитарную функцию, приобрела художественную ценность, став частью декорирования жилых пространств и культурных ландшафтов.

Развитие художественной керамики в Алтайском крае привело к созданию мастерской «Турина гора». Она возникла в 1988 г., когда в г. Барнауле появился кооператив «Керамика», который уже под названием «Турина гора» в 1991 г. стал членом Ассоциации народных художественных промыслов России, а в 1996 г. получил статус народного художественного промысла.

В качестве бренда нового промысла его основатели выбрали название известного археологического памятника, расположенного близ г. Барнаула — «Турина гора», где в 1970-х гг. при проведении археологических раскопок были найдены многочисленные артефакты, в том числе фрагменты керамических изделий.

Основателем промысла «Турина гора» стал художник-керамист В. Москвитин. Он создал оригинальное производство, у истоков которого стояли профессиональные художники — более 70 мастеров — выпускники Абрамцевского, Строгановского, Мухинского училищ, а затем Новоалтайского государственного художественного училища (техникума) [9].

В основе художественной концепции промысла лежало переосмысление историко-культурного наследия Алтая. Мастера «Туриной горы» черпали вдохновение в символике архаичного искусства, в этнических культурах Сибири, обращались к мотивам и формам древнерусского наследия.

Рис. 1. Москвитин В.М. Стражи времени. Скульптура из цикла «Пазырык — письмо из прошлого». 2009 г. Шамот, соли металлов, цветная глазурь, эмаль, обжиг, рельеф. В — 69,5. Д — 30,4. Собственность КГБУГХМАК.

Рис. 2. Москвитин В.М. Стражи времени. Скульптура из цикла «Пазырык — письмо из прошлого». 2009 г. Шамот, соли металлов, цветная глазурь, эмаль, обжиг, рельеф. В — 57,8. Д — 26,4. Собственность КГБУ ГХМАК.

Уникальность промысла заключалась в том, что он был рожден в городе. Художники мастерской, используя свойства вещи — памятного знака, постепенно формировали региональный бренд на основе синтеза архаичных и этнических традиций и эстетизации городского пространства. К 2000 г. в «Туриной горе» сформировалось направление живописной росписи по фаянсу — городской пейзаж. На изделиях художники стали воссоздавать виды старого и современного Барнаула.

Рис. 3. ОспищеваЛ.В. Ваза «Магазин Рис. 4. ОспищеваЛ.В. Панно «Женская гимназия».

"Под шпилем"». Керамика, глазурь, Керамика, глазурь, эмаль,роспись, аэрография.

эмаль, роспись, аэрография. В — 23,5. В — 6. Д — 44,5. Собственность и фото: КГБУ ГХМАК Д — 17,3. Собственность и фото: КГБУ ГХМАК.

Рис. 5. Милантьева С.В. Панно «Старый Рис. 6. Милантьева С.В. Панно «Старый

Барнаул». Фаянс, цветная глазурь, Д — 44. Барнаул». Фаянс, цветная глазурь, Д — 45,5.

Собственность и фото: КГБУ ГХМАК. Собственность и фото: КГБУ ГХМАК.

Рис. 7. Кононенко А.Б. Панно «Покровский Рис. 8. Верхотурцев Г. Большая тарелка

собор». 2003 г. Фаянс, цветная глазурь, Д — 45,5. «Барнаул». Фаянс, цветная глазурь, Д — 23. Собственность и фото: КГБУГХМАК. Собственность и фото: КГБУГХМАК

Рис. 9. Родькина О. Кружка «Колокол». 1996 г. Керамика, глазурь, эмаль, роспись, аэрография. 16,4 х 18,6 х 13,8. Собственность и фото: КГБУ ГХМАК.

За годы существования «Туриной горы» здесь был сформирован собственный неповторимый стиль. Постепенно сложились три стилевых направления: археологическая и этническая архаика, скульптурная пластика и «художественное краеведение». В мастерской изготавливали декоративную керамику в массовом и авторском исполнении.

Современный промысел «Турина гора» — это комплекс, соединивший мастерские, художественную галерею и магазин. Его продукция разнообразна: это сервизы, кашпо, кружки, вазы, декоративные композиции, панно и проч. Мастерская в г. Барнауле — один из известнейших центров производства художественной керамики в Сибири и России. Стало традиционным его участие в формировании регионального бренда, в котором заметное место отведено образам и символам мастерового Алтая.

Развитие «Туриной горы», как и других ремесленных центров Алтая, связывается с перспективами формирования современной туристической индустрии. Так, в городе-курорте Белокурихе управлением по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры ежегодно организуются выставки-ярмарки народно-промысловых изделий и краевые конкурсы на лучшую сувенирную и ремесленную продукцию.

Будущее ремесленничества и художественных промыслов в Алтайском регионе в целом связывается с программами комплексного развития, ориентированного на экологические производства и актуализацию традиций. Народному искусству в этом процессе отводится роль важнейшего ресурса. В настоящее время и на концептуальном, и на прикладном уровне оно выступает «символическим капиталом» региона, во многом определяющим его статус в пространстве национального культурного наследия.

Благодарности

Авторы статьи и редакция журнала «Искусство Евразии» выражают благодарность краевому государственному бюджетному учреждению «Государственный художественный музей Алтайского края» за предоставленные фотоматериалы — изображения предметов из его коллекции. Все права на изображения принадлежат КГБУ ГХМАК и защищены авторским правом.

1. Государственная программа Алтайского края «Развитие культуры Алтайского края» на 2015-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: http://www.culture22.ru/ programs/gosudarstven.html (дата обращения: 30.10.2017).

2. Закон о почетном звании Алтайского края «Народный мастер Алтайского края» [Электронный ресурс]. URL: www.culture22.ru/upload/iblock/28b/zakon.docx (дата обращения: 30.10.2017).

3. Мастера земли Алтайской [Электронный ресурс]. URL: http:// altai-mastera.ru/katalog/master/34/6 (дата обращения: 30.10.2017).

4. Москвина М.В. Стратегии развития народного искусства в Республике Алтай в XXI веке // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2017. - № 4 (49). - С. 175-179.

5. Москвина М.В., Октябрьская И.В., Павлова Е.Ю., Сковпень А.В. Алтайский «Кезер»: тенденции развития художественных промыслов современной России //

Литература

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2016. — № 12-1 (74). — С. 130-132.

6. Мукаева Л.Н. История камнерезной промышленности Алтая во второй половине XIX — начале XX века // Мир Евразии. — 2008. — № 1 (1). — С. 59—61.

7. Об утверждении ведомственной целевой программы «Сохранение и развитие нематериального наследия Республики Алтай на 2016-2018 годы». [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/412705448 (дата доступа: 30.10.2014).

8. Октябрьская И.В., Сураганов С.К. Художественный войлок в структуре современных казахских народных промыслов: проблема сохранения культурного наследия // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2017. — № 4 (49). — С. 180-184.

9. Павлова Е.Ю. Этническая тема в современном искусстве и народные промыслы Западной Сибири // Гуманитарные науки в Сибири. — 2007. — № 3. — С. 74-77.

10. Шокорова Л. В. Художественные промыслы Алтая XIX-XXI столетий: история и перспективы развития. Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения 17.00.04. — Барнаул, 2009. — 21 с.

Статья поступила в редакцию 25.12.2018 г.

DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.02.005

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ARTS AND CRAFTS OF THE ALTAI IN THE XX -XXI CENTURIES

Krasavina Margarita Vasilevna Junior Researcher,

Institut Archaeology and Ethnography

Oktyabrskaya Irina Vyacheslavovna Doctor of History, Professor, Lead Reasearcher, Institut Archaeology and Ethnography of SB RAS. Russia, Novosibirsk. siem405@yandex.ru

of SB RAS.

Russia, Novosibirsk.

marg.moskvina@gmail.com

Nazarov Ivan Ivanovich

PhD in History, Associate Professor of the

Department of Archeology, Ethnography

and Museology, Altai State University.

Russia, Barnaul.

nazarov@email.asu.ru

Pavlova Elena Yurievna

PhD in History, Associate Professor of the

Department of Social and Historical Sciences,

Novosibirsk State Medical University.

Russia, Novosibirsk.

e_lena@ngs.ru

The study was carried out under the RFBR project No. 17-01-00421-OGN «Cultural heritage of the Kazakhs of Altai: history of preservation, assessment of the current state, prospects for popularisation».

The article considers the development process and the current state of arts and crafts in the Altai region — Altai Kray and Republic of Altai both. It gives characteristics of regional programs aimed at preserving and developing the cultural heritage of the region, including arts and crafts and also shows the main tendencies in the formation of the style of crafts and their role in creating a regional brand of the Altai on the example of the development of the Kolyvan stone-cutting craft, wood carving workshop «Kezer» and ceramic folk art «Turina Gora».

Keywords: Altai Kray, Republic of Altai, heritage preservation programs, folk art, folk crafts, ceramics, stone-cutting art, wood carving.

Bibliographic description for citation:

Krasavina M.V., Nazarov I.I., Oktyabrskaya I.V., Pavlova E.Yu. Arts and crafts of Altai in the XX — XXI centuries. Iskusstvo Evrazii — The Art of Eurasia, 2019, No. 2 (13), pp. 52-64. Available at: https://readymag.com/u50070366/1431023/11/ DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.02.005. (In Russian).

1. Gosudarstvennaya programma Altaiskogo kraya «Ra%vitie kul'tury Altaiskogo kraya» na 20152020 gody [The state program of the Altai Krai «Development of culture of the Altai Krai» for

Abstract

References

2015—2020]. Available at: http://www.culture22.ru/programs/gosudarstven.html (accessed 30.10.2017). (In Russian).

2. Zakon o pochetnom zvanii Altaiskogo kraya «Narodnyi master Altaiskogo kraya» [The Law on the honorary title of the Altai Krai «The People's Master of the Altai Krai»]. Available at: www.culture22.ru/upload/lblock/28b/zakon.docx (accessed 30.10.2017). (In Russian).

3. Mastera %emli Altaiskoi [Craftsmen of the Altai land]. Available at: http://altai-mastera.ru/katalog/master/34/6 (accessed 30.10.2017). (In Russian).

4. Moskvina M.V. Strategii razvitiya narodnogo iskusstva v Respublike Altai v XXI veke [Strategies for the folk art development in the Republic of Altai in the XXI century]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta — Bulletin of the Surgut State Pedagogical University, 2017, No. 4 (49), pp. 175-179. (In Russian).

5. Moskvina M.V., Oktyabr'skaya I.V., Pavlova E.Yu., Skovpen' A.V. Altaiskii «Ke%er»: tendentsii razvitiya khudo%hestvennykh promyslov sovremennoi Rossii [Altai "Kezer": trends in the arts and crafts development of modern Russia] Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki — Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice, 2016, No. 12-1 (74), pp. 130132. (In Russian).

6. Mukaeva L.N. Istoriya kamnereznoi promyshlennosti Altaya vo vtoroi polovine XIX — nachale XX veka [The history of the Altai stone-cutting industry in the second half of the XIX — early XX century]. Mir Evrazji — World of Eurasia, 2008, No. 1 (1), pp. 59-61. (In Russian).

7. Ob utverzhdenii vedomstvennoi tselevoi programmy «Sokhranenie i razvitie nematerial'nogo naslediya Respubliki Altai na 2016-2018 gody» [On approval of the departmental target program «Preservation and Development of the Intangible Heritage of the Republic of Altai for 2016— 2018»]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/412705448 (accessed 10.03.2014) (In Russian).

8. Oktyabr'skaya I.V., Suraganov S.K. Khudozhestvennyi voilok v strukture sovremennykh kazakhskikh narodnykh promyslov: problema sokhraneniya kul'turnogo naslediya [Art felt in the structure of modern Kazakh folk crafts: the problem of cultural heritage preservation]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta — Bulletin of the Surgut State Pedagogical University, 2017, No. 4 (49), pp. 180-184. (In Russian).

9. Pavlova E.Yu. Etnicheskaya tema v sovremennom iskusstve i narodnye promysly Zapadnoi Sibiri [Ethnic theme in contemporary art and folk crafts of Western Siberia]. Gumanitarnye nauki v Sibiri — Humanitarian Sciences in Siberia, 2007, No. 3, pp. 74-77. (In Russian).

10. Shokorova L. V. Khudozhestvennye promysly Altaya XIX-XXI stoletii: istoriya i perspektivy razvitiya. Avtoref. diss. ... kand. iskusstvovedeniya 17.00.04. [Art crafts of Altai XIX-XXI centuries: history and development prospects. Author's abstract of PhD in art history]. Barnaul, 2009. 21 p. (In Russian).

Received: December 25, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.