УДК [75:294.3](571.54)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ «БУРЯАД ЗУРАГ» В ИСКУССТВЕ БУРЯТИИ
С. Б-О. Цыренова
Восточно-Сибирский государственный институт культуры, г. Улан-Удэ
e-mail: [email protected]
Статья посвящена исследованию стиля «Буряад зураг», как современному феномену бурятского изобразительного искусства. Истоком стиля «Буряад зураг» является старобурятская живопись дореволюционных бурятских художников-иконописцев, опиравшаяся на традиции буддийской танкописи Тибета и Монголии. В старобурятской живописной традиции изобразительная модель выражается в устойчивых канонах, диктующих форму, стиль и значение изображаемых предметов. Отличие «Буряад зураг», от старобурятской живописи в том, что это светский стиль, не является религиозной живописью и широко представлен в творчестве современных бурятских художников. На сегодняшний день «Буряад зураг» объективно занимает положение признанной части народной культуры. В статье рассмотрены истоки художественных традиций, тенденции и направления в современном буряад зураг.
Ключевые слова: «Буряад зураг», старобурятская живопись, буддийское искусство, буддийская тханка, буддийская мифология, искусство Бурятии, бурятское искусство, религиозный синкретизм.
«Буряад зураг» в дословном переводе с бурятского - бурятский рисунок. «Буряад зураг» является художественным продуктом длительного культурно-исторического развития, источником его является старобурятская живопись, возникшая из буддийской живописи - танкописи Тибета и Монголии, построенных на теоретических основаниях философии буддизма и буддийской культовой практике.
Принято считать, что классической моделью для буддийской живописи стала серия росписей пещер Аджанты в Индии, созданная в период от III века до н. э. до I в. н. э. Эти росписи являются историческим документом, содержащем точное изображение деталей буддийских персонажей. Темы, изображённые на стенах пещеры включали иллюстрации к буддийским легендам, а также сцены светской жизни Индийских царей. Изображения на стенах Аджанты, вероятно, в последующем были переняты для канонического изображения Будды и персонажей буддийского пантеона.
Стиль и манера письма росписей пещеры отличается четким, гибким контуром, обрамляющим фигуру, характерным расположением фигур,
тонких и стройных, что в последующем стало строгим каноном в буддийской скульптуре. Красящие пигменты, цветовая гамма которых состояла из коричневого, белого, красного, зеленого, синего (ляпис-лазурь) и желтого, добывались из окрестных горных минералов. Все эти факторы были важным звеном в формировании канонических норм буддийской живописи в древнеиндийский период.
В Тибет буддизм проникает в VII веке, благодаря деятельности тибетского царя Сронцзан Гамбо, обе жены которого - китайская и непальская принцессы исповедовали буддизм и приобщили к этому верованию своего мужа. История становления буддизма в Тибете полна чередований периодов процветания и гонений и зависела от различных политических предпочтений и действий персонажей, находившихся у власти. Несмотря на сложности, порой весьма серьезные, тибетский буддизм выстоял, школы и направления, возникшие именно в период становления тибетского буддизма (Ш1-ХП вв.) оказали грандиозное влияние на становление и развитие буддизма как мировой религии. Именно в тибетском буддизме появляется художественный продукт культового назначения, тибетская буддийская тханка - свиток из ткани с изображением Будды, святых, бодхисаттв. Тханка (тиб. Ша^-ка) - живопись водяными красками по ткани.
Как известно, основная цель буддизма - достижение просветления (нирваны) на основе духовной практики. По мнению Л. Гумилева, «подавляющая масса населения Тибета была неграмотна, а внедрение грамотности при кочевом быте и почти постоянных войнах чрезвычайно затруднительно». Поэтому предположительно в Ш1-ГХ веков в Тибетской империи использовали живопись для агитации и приобщения к вере [3, с. 29], как более доступный способ воздействия на сознание и внушения веры у простого народа. Согласно легенде, первая тханка была заказана для Тибета в индийском монастыре Викрамашила. «Тибетское слово "Тханка" означает "Записанное послание", что подчеркивает её роль в качестве визуального средства для передачи духовных учений и сакрального символизма» [11].
В буддийских тханках отображают образы Будд, бодхисаттв, учителей, сцены из буддийской мифологии, знаковые объекты и предметы, изображения которых передают концептуальное содержание буддийского миропонимания, ключевые представления буддийской космологии, астрологии и медицины. Одной из наиболее важных и трудных для понимания является теория «шуньи» - пустотности в философии Махаяны
(Большая колесница в буддизме), понимание иллюзорности материального мира, который не поддается правильному восприятию и отображению «омраченным сознанием» [5, с. 26-28]. Мир - это пустота, в котором лишь наше воображение рисует природу, людей, и все, что нас окружает. Именно это понимание стало ведущим в изображении образов и символов в Буддийской иконописи, которой присуще отсутствие перспективы или теней как элемента реальности, уплощённые формы предметов, делают изображения декоративным.
Линейно-плоскостной рисунок, усиленная орнаментика, углы полотна, загруженные символическими элементами, использование произвольной цветовой гаммы, изображения нереальных существ, персонажей с множеством рук и ног, - эти приемы направляли сознание зрителя в метафизические миры трансцендентной реальности. «Буддийские иконы в Тибете и Монголии не являются картинами и поэтому не нуждаются в правдоподобии», - писал Лев Гумилев [3, с. 31].
Основой для живописного свитка - тханка в Тибете, Китае, Монголии, Бурятии, служило хлопчатобумажное или льняное полотно, реже шелк, бумага или кожа. Эти основы грунтовали слоями из разных смесей (состав которых держали в секрете) и придавали поверхности гладкость и эластичность с помощью многократной шлифовки, для хорошей восприимчивости к краскам и долговечности.
Вышеописанные технологии, концептуальные основания, религиозно -культурные традиции буддизма, диктующие изобразительные каноны образов, символов, сюжетной линии, в полной мере присутствуют в творчестве бурятских художников, представителей старобурятской живописи. Кроме всего, художники старой школы проходили многолетнюю подготовку в художественных школах при буддийских монастырях и дацанах. Они обучались у художников, мастеров-танкописцев, получали посвящения, которые позволяли им работать с определенными образами и объектами изображения поэтапно. Эти посвящения касались каждого персонажа буддийского пантеона: научился рисовать, сдал экзамен, теперь имеешь право изображать данный персонаж или объект.
Старобурятская живопись» как самобытное региональное искусство сформировалось в начале XVIII века. В «Старобурятской живописи», наблюдается яркий пример синкретизма, в котором буддийская живопись на бурятской основе приобретает индивидуальные черты через синтез тибетских, китайских, монгольских и даже русских культурных традиций.
Наряду с каноническими изображениями будд и бодхисаттв махаянской и ваджраянской иконографии, «райских земель» - космологии в бурятской иконописи, появляются и неканонические сюжеты и образы, не входящие в классический буддийский пантеон: Гаруда, Туншэ, Белый Старец и др. Эти темы и персонажи были свободны от регламента буддийского изобразительного канона, поэтому могли свободно интерпретироваться. Это касается изображения формы и цветовой палитры, характера, позы героев. Новые персонажи художники включали в иллюстрации легенд, сказаний, которые в своей сюжетной линии тесно переплетались с буддийской мифологией в рамках буддийского живописного стиля, что характерно для «старобурятской живописи». Более того, в первой половине ХХ века под влиянием советской эстетики в композициях этого периода в новых тханках появляются сцены трудовой жизни советских тружеников, коллективных праздников, предметы интерьера, элементы пейзажа. Такие нововведения никак не вписывались в строгие буддийские живописные каноны. Но это явление уже стало историческим фактом и требует констатации.
В 1933 года в Бурятии создается организация Союз Художников из групп местных художников, под руководством председателя Г. Павлова. «Исходя из внутренних предпосылок и своего понимания целей изобразительного искусства, художники Бурятии взяли за основу богатую самобытную художественную культуру, уходящую вглубь веков и оказавшуюся той неповторимой основой яркого национального своеобразия в условиях строящего социализма» [10, с. 5].
С этого времени начинается переход от «старобурятской живописи» к современной бурятской живописи, отход от религиозной живописи к светской - изображение окружающей реальности современными художественными средствами. Название новому направлению «Буряад Зураг» утвердил Даши-Нима Дугаров, в последующем занимавший пост председателя Союза Художников Бурятии [10].
Стиль «Буряад зураг» генетически связан со стилем «Монгол зураг». Начавший свое развитие в начале ХХ веке стиль «Монгол зураг», отличался самобытностью и своеобразием. Его отличает декоративно-графическое письмо, в отличие от живописно графического, что придает значительность данному стилю, с минимальной моделировкой теней, чистой цветовой гаммой, тончайшей проработкой деталей. Одним из первых представителей «Монгол зураг» был монгольский художник Б. Шарава, он использовал прием совмещения: свободное интерпретирование темы, что видно в его
иллюстрациях к книге Д. Дефо «Робинзон Крузо. На необитаемом острове» (1937 г.), иллюстрациях к сказке «О гибели лисицы - сплетницы» (1924 г.). Эти иллюстрации отличало то, что они были обрамлены орнаментальной рамкой, внутри которой были изображены герои европейской книги, в окружении стилизованной природы, которые использовались в буддийских тханках [9]. Это было новаторским приемом и примером синкретизма, сочетающим традиции европейского и буддийского изобразительного искусства.
Характерной особенностью «Монгол зураг». В отличие от тибетской традиции, является передача пространства и объема на плоскость картины. Возможно, это связанно с образом жизни монгольского народа, где превалировало чувство свободы, воздуха, огромного жизненного пространства, что составляет их органичное восприятие жизни.
Название «Буряад зураг» аналогично названию «Монгол зураг», и переводится как «бурят, бурятский», «зураг», - рисунок, картина, изображения, фотография. Ярким представителем, классиком стиля «Буряад зураг» в Бурятии, считается Лубсан Доржиев, его картины в стиле «Буряад Зураг» датируются с 1973 г. Свой творческий путь Л. Доржиев начинает с копирования старобурятских изображений, орнаментов, поисков и восстановлений традиционных предметов домашнего обихода и дацанской утвари. Являясь по сути самоучкой, он стал одним из ведущих живописцев стиле «Буряад зураг» и хранителем традиционной бурятской культуры. Художник рисовал не только темперными касками, которые соответствовали визуальным характеристикам буддийской иконописи, но и экспериментировал с минеральными красками. Сюжетами его работ являлись шаманские и ламаистские мифологии, что является очевидным доказательством успешного смешения традиций и верований в современности [8, с. 87].
На данный момент стиль «Буряад зураг» становится все более востребованным, открываются специализированные школы, проводятся мастер-классы, отводятся специальные часы в колледжах и даже на кафедре декоративно-прикладного искусства Восточно-Сибирского государственного института культуры (ВСГИК). В этом стиле в Бурятии работают многие художники: А. Хешектуев, Н. Эрдынеевна, А. Цыденова и др. В процессе эволюции стиля «буряад зураг» наблюдается специфический синтез двух религиозных воззрений, исторически сложившихся и характерных для бурят, как синкретизм шаманизма и буддизма. В творчестве бурятских художников,
работающих в этом стиле, можно обнаружить как равномерный синтез, так и предпочтения в сюжетной линии и знаковой наглядности в сторону или шаманизма или буддизма. По всей вероятности, это обусловлено субъективными воззрениями и предпочтениями художника [1; 2; 6].
Итак, особенностью стиля «буряад зураг» является то, что он сформирован под влиянием религиозного синкретизма, как уникального явления в религиозном мировоззрении бурят. Синкретизм - слияние разных религиозных направлений, вероучений и культовых направлений, в Бурятии это синтез шаманизма и позже пришедшего буддизма [4, с. 138-141]. Визуальная синкретическая религиозная составляющая в «буряад зураг» происходит через изображение обычаев жизненного цикла, инициаций, шаманских ритуалов с одной стороны, и презентации буддийского мировоззрения со своей атрибутикой, обрядностью, сакральной знаковостью с другой стороны. Результатом такого синкретизма стало возникновение уникального видения мира, системы взглядов и понимания реальности, что оказало решающее влияние на образование традиции, которая обрела легитимность, определенную значимость и силу, чем обуславливает самобытность и национальный характер бурятского искусства.
Устойчивый стиль и идейно-тематическая образность «Буряад зураг» делает его неотъемлемой частью национальной культуры. Стиль «Буряад зураг» являются продуктом длительного исторического развития и представляет несомненную культурную и художественную ценность для бурятского народа. Художественные образы и сюжеты «Буряад зураг» в своей основе определяются буддийскими живописными канонами. Но жизненный опыт представителей разных поколений, диктует новые устойчивые темы, в которых синтезируются материальные и духовные практики добуддийского и буддийского периода, а также наблюдается влияние культуры советского периода, и даже современного искусства.
Список литературы
1. Бабуева, В. Д. Мир традиций бурят / В. Д. Бабуева. - Улан-Удэ : Улзы, 2001. - 164 с.
2. Галданова, Г. Р. Доламаистские верования бурят / Г. Р. Галданова ; отв. ред. Л. П. Потапов. - Новосибирск : Наука : Сиб. отд-ние, 1987. - 115 с.
3. Гумилев, Л. Н. Старобурятская живопись : исторические сюжеты в иконографии Агинского дацана / Л. Н. Гумилев. - Москва : Искусство, 1975. - 165 с.
4. Дандарон, М. Б. Забытое авторство: религиозное сознание и социальное конструирование реальности. / М. Б. Дандарон. - Улан-Удэ : Изд.-полигр. комплекс ВСГАКИ, 2007. - 185 с.
5. Дандарон, М. Б. Основы буддизма. Буддизм Бурятии : курс лекций / М. Б. Дандарон. -Улан-Удэ : Изд.-полигр. комплекс ВСГИК, 2021. - 80 с.
6. Дандарон, М. Б. Природный узор и орнамент в традиционной культуре бурят / М. Б. Дандарон, С. Б-О. Цыренова // Вестник ВСГИК. - 2022. - № 4. - С. 38-44.
7. Даша-Нима Дугаров и ученики / Дугаров Даша-Нима. - Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. - 80 с.
8. Дугаров З. Д. Н. Буряад Зураг - картина мира бурята / З. Д. Н. Дугаров // Этнодиалоги. -2019. - № 1 (57). - С. 87-93.
9. Майдар, Д. Графика Монголии : альбом / Д. Майдар. - Москва : Изобразительное искусство, 1988. - 174 с.
10. Художники Бурятии : 90 лет Союзу художников Бурятии / сост. Е. А. Болсобоев. -Улан-Удэ : Принтлето, 2023. - 175 с.
11. Что такое Тханка // Галерея Искусств Gammas. - URL: https://www.gammas.com/ru/what-is-thangka (дата обращения: 27.05.2024).
ARTISTIC STYLE «BURYAAD ZURAG» BURYATIAN ART
S. B-O Tsyrenova
East Siberian State Institute of Culture, Ulan-Ude e-mail: [email protected]
The article is devoted to the study of the Buryaad Zurag style as a modern phenomenon of Buryat fine art. The source of the "Buryaad Zurag" style is the Old Buryat painting of pre-revolutionary Buryat icon painters, based on the traditions of Buddhist tank painting of Tibet and Mongolia. In the Old Buryat painting tradition, the pictorial model is expressed in stable canons that dictate the form, style and meaning of the depicted objects. The difference between "Buryaad Zurag" and Old Buryat painting is that it is a secular style, is not religious painting and is widely represented in the works of modern Buryat artists. Today, "Buryaad Zurag" objectively occupies the position of a recognized part of folk culture. The article examines the origins of artistic traditions, trends and directions in modern Buryaad Zurag.
Keywords: "Buryaad Zurag", Old Buryat painting, Buddhist art, Buddhist thangka, Buddhist mythology, art of Buryatia, Buryat art, religious syncretism.