ИНТЕРВЬЮ
Зандан Дугаров
«Буряад Зураг» - картина мира бурята
В интервью с бурятским художником, скульптором и просветителем раскрываются основы мифопоэтического видения мира и нематериального культурного наследия Бурятии.
Ключевые слова: искусство Бурятии, бурятское искусство, бурятское возрождение, «Буряад Зураг», картина мира, мифологическое сознание, старобурятское искусство, старобурятская живопись, этностереотип, скульптура, дархан, агинские буряты
Беседовала кандидат искусствоведения, член-корреспондент Российской Академии художеств Елена Ржевская.
- Зандан Даши-Нимаевич, что такое «Буряад Зураг»?
- «Буряад Зураг» - термин новый. Он говорит об особом стиле, живописной школе. Термин появился по аналогии с «Монгол Зураг», возникшем в начале XX века, в период получения независимости Внешней Монголии, и связан с относительно недавним процессом самоидентификации бурят в качестве этноса. Самоназвание «буряты» появилось в обозримом прошлом и является практически ровесником Верхнеудинскому острогу.
- В чем своеобразие бурятского искусства?
- Я профессиональный, потомственный художник и многопоколенный дархан - человек, ведающий и делающий искусство. Не бухгалтер,
Дугаров Зандан Даши-Нимаевич,
председатель Регионального общественного фонда возрождения старобурятского искусства «Буряад Зураг», скульптор (Улан-Удэ), [email protected]
не литератор, не музейный хранитель. Главное, чему учат художника - мыслить образно, видеть окружаю-I щий мир в целом, находить общее у частностей. Знаете,
| чем отличается взгляд дилетанта от взгляда художника?
* Взгляд непрофессионала и обывателя сфокусирован-
& ный, способный видеть детали, мелочи и неспособный
и увидеть целое. Как говорится: «За деревьями не увидеть
Л леса». Зрение же профессионала не сфокусировано,
§ когда видишь объект или явление и в целом, и во всех
Л его деталях. Могу предположить, что у кого-то мои
Л слова вызовут неприятие. Поэтому прошу обратить
£ внимание на главное.
- А что же главное?
- Исторически буряты сложились как народ пограничный - на стыке разных культур, государств, на территории, где зарождались многие народы, империи, историю которых мы знаем, и пытаемся трактовать на основании китайских летописей, позже, хроник арабских, европейских, монгольских. Формировались буряты, жившие традиционным укладом кочевых скотоводов и охотников, на стыке с тунгусскими, тюркскими народами, на окраине империй - китайской, монгольской, позже и российской. Все это влияло на формирование культуры. Как и религии - в первую очередь та, которую сейчас называют тенгрианством, шаманизм, позже буддизм и православие.
- Бурятской культуре свойственен религиозный синкретизм?
- Да, и до сих пор ничто не мешает людям обращаться ко всем перечисленным культам в случае необходимости по аналогии с японцами, изначально синтоистами. Как-то давно я спросил одного старого бурята: «Как вы думаете, есть ли бог?» - «Есть ли бог, не знаю. Но небесная канцелярия точно есть». В этом вся суть мировоззрения бурята.
Можно сказать, что одним из формирующих этнос начал стала несоциализированность бурят. Мы избежали жесткого формирования нации, как при Чингисхане, так и раньше, избежали феодальных отношений, и продолжаем существовать в родоплеменных. Есть такое понятие в бурятском языке - «монсогоор», то есть круглый, плотный, цельный, как бильярдный шар, как яйцо, который не взять, не ущипнуть, не укусить, аналогично колобку, герою из русской народной сказки.
- А как соотносится с вашей картиной мира сакральная география вашей Родины?
- Мы живем на земле, полной духов. С одной стороны, - Ольхон, с другой - Алханай, спереди Бурин-хан, сзади Барагхан-уула, где под каждым камушком или деревом может сидеть свой эзэн или какой-нибудь неприкаянный дух. Живет бурят в неразрывной связи с тремя мирами, совершенно не фрагментируя сознание. На земле предков родились и пропали в пространстве и времени великие народы, империи. Поэтому, считаю, основное предначертание бурят - хранить землю вокруг Байкала, хранить традиции и, самое главное, хранить Дух.
- Но вернемся к самому термину «Буряад Зураг».
- Первая часть понятна: «бурят, бурятский». «Зураг», буквально - рисунок, картина, изображения, сейчас еще и фотография. Хотел бы сразу избежать прямого дословного перевода на русский, и калькирования «Монгол Зураг». Первым знаменитым художником Монголии был Марзан Шарав, изобразивший монгольский мир, жизнь Монголии во всех ее проявлениях. Исторически это связано с самоопределением Халха Монголии, выходом из Цинской империи Китая. В Бурятии термин «Буряад Зураг» появляется в период социализма, после прыжка из не оформившегося феодализма, через революцию, в индустриальное соци-
£ алистическое общество, переходящее в капиталистиче-
ское, из архаичного мира в современный. На этом фоне 1 исчезает традиционный быт, угасают ремесла, культура.
| С комсомольским энтузиазмом уничтожаются религи-
* озные и культовые предметы и сооружения, сами слу-
| жители культа.
а - Но появляется и образованная местная
& интеллигенция.
| - Верно. Уже в 1933 году создается Союз художников
Л Бурятии, согласно постановлению ЦК 1932 г. С этого
Ц момента создается современное искусство Бурятии.
£ Суть явления - отобразить окружающий реальный
мир современными средствами, переосмыслив искусство предков. Это направление тоже является «Буряад Зураг».
- А что происходило с теми, кто пытался придерживаться традиций?
- Многие художники собирали артефакты уже вымирающего искусства, к примеру, Филипп Балдаев занимался сохранением бурятского ювелирного искусства. В конце 1960-х наступило критическое время для ремесел, когда старые мастера почти умерли.
По инициативе художника Даши-Нима Дугарова и при активной поддержке секретаря обкома А.С. Бади-ева возрождается искусство обработки серебра. Кстати, сказать, в 1970-е годы именно у бурятских ювелиров учились якутские мастера. Далее, строительство нового здания театра бурятской драмы дало новый стимул другим ремеслам - резьбе по дереву, гобеленам из конского волоса, скульптуре. В этот период бурятская творческая молодежь посылалась в ведущие вузы страны. Это и Даши Намдаков, в представлении не нуждающийся, и главный художник Мариинского театра Бато Даши-цыренов. Или, взять, к примеру, Зорикто Доржиева: при европейской форме его картин, содержание их ис-
ключительно бурятское. Это картина окружающего мира, мир бурята глазами бурята, я бы уточнил, - агинского бурята.
Вот здесь и сформулируем понятие «Буряад Зураг». Это не рисунок разноцветными красками утрированных толстощеких человечков с узкими глазами, одетых в халхасские одежды или ламеллярные доспехи древних кочевников. Да, это тоже есть, но лишь с большой натяжкой можно отнести подобное творчество к «Буряад Зураг».
«Буряад Зураг» - это отражение внутреннего мира бурята.
- Тогда главный философский вопрос - что в этом мире первично?
- Первичен Дух, а никак не внешние проявления материи. Попробую еще раз сделать подстрочный перевод «Буряад Зураг» - картина мира бурята.
- А есть ли у этого феномена границы?
- Как определить их? Об этом говорить можно много. Чем шире взгляд, тем больше горизонтов открывается. «Буряад Зураг» многогранен и многосторонен. Для этого нужно вернуться к истокам формирования бурятской идентичности. Невстроенность в вертикаль какой-либо земной власти, при этом персональная ответственность перед Небом, Матерью-землей, своим родом и духами предков.
Материальная культура неотделима от нематериальной, как и мир подземный, средний, небесный, также материальную культуру невозможно разделять на отдельные составные, как то: ювелирное искусство изучать в отрыве от деревянной и другой скульптуры, от живописи, от кузнечного мастерства и т. д. Зачастую дархан - в первую очередь кузнец, был в то же время и плотником, и ювелиром, и овчаром, и коневодом, и сказочником, и певцом, и рудознатцем, и костопра-
£ вом. Знаете, в современном пантеоне Дамжан-дорлиг -
патрон кузнецов - покровительствует целому сонму 1 профессий: лекарям-костоправам, певцам, артистам,
| сочинителям, музыкантам, писателям, ювелирам, скуль-
* пторам... Дархан был творцом, творцом своего микро-
| косма, своей юрты. По русской пословице - и швец,
а и жнец, и на дуде игрец. Мой дед был дарханом - и же-
& лезо ковал, и по серебру работал, и сказки рассказывал,
ё мог и юрту сделать, и утварь, и много чего еще.
Л Дух, душа - это определяющие слова в отношении
Ц «Буряад Зураг». Да и вообще в отношении искусства.
£ Научить можно любого и всему, как в цирке учат обе-
зьяну играть на гитаре, медведя ездить на велосипеде, но это всего лишь обезьяна с гитарой и медведь на велосипеде. Думать и чувствовать - самое сложное в этом мире. Человека все больше замещают машины, штампы, компьютеры, и это личный выбор каждого - стать ли ему придатком механизма, давящего на кнопку «вкл-выкл».
- Зандан Даши-Нимаевич, как вам видятся перспективы «Буряад Зураг»?.
- Некоторое время назад в музее имени Ц.С. Сампи-лова встретил Зорикто Доржиева на развеске его выставки. Его работы меняются. Первое, самое острое впечатление - его картины стали еще более бурятскими, даже агинско-бурятскими. На что он ответил, что это получается само собой, непроизвольно. Недавно виделся в Могойтуе с Намжилмой Эрдынеевой, она рассказала о своем желании отобразить на холсте бурятский юмор. Задача насколько интересная, настолько и сложная. Это фрагменты сегодняшнего дня.
- Но ведь многое уже сделано!
- Возродили ювелирное искусство, обработку металла, плетение конским волосом, сейчас известное как гобелен, письмо минеральными красками. Все это было
на грани исчезновения. Сейчас в Бурятии не льет из бронзы только ленивый, хотя я знаю одного прирожденного лентяя, который недавно попал со своим литьем на серьезную российскую выставку. Предстоит возродить бурятское седло, традиции изготовления и стрельбы из бурятского лука, пока живы мастера, знающие секреты. Нужно готовить кадры! Кадры разных специальностей и высокой квалификации, которые в будущем будут передавать знания, создавать рынок под будущие кадры, под их продукт.
Zandan Dugarov,
Chairman of Regional Social Foundation for Renaissance of Ancient Buryat Arts Buryaad Zurag, sculptor (Ulan-Ude), [email protected]
Buryaad Zurag - the Buryat's world view
Interviewed by Elena Rzhevskaya, PhD in Art History, corresponding member of the Russian Academy of Arts
The interview with the Buryat painter, sculptor and enlightener provides insight into the mythopoetic vision of the world and intangible cultural heritage of Buryatia.
Keywords: arts in Buryatia, Buryat arts, Buryat renaissance, Buryaad Zurag, world view, mythological perception, ancient Buryat arts, ancient Buryat paintings, ethnic stereotype, sculpture, Darhan, Agin Buryats