Рябина
Рябиновая ночь (во время цветения)
Рябая девка (веснушчатая)
Рябинник (дрозд, лес)
Рябинка (трава)
Рябь (пестрая)
Рябиновка (наливка)
Рябить (мельтешить)
Рябой (оспа)
В глазах рябит
УДК 73/76: 745:50 ББК 85.12.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ОВЛАДЕНИЯ МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (КРУЖКИ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ
ИСКУССТВУ)
Г.В. Черемных, кандидат педагогических наук, профессор кафедры декоративно-прикладного искусства Московского педагогического государственного университета
При подготовке студентов к овладению методикой преподавания в дополнительном школьном образовании (кружки по декоративно-прикладному искусству) необходимо учитывать их художественный опыт.
Ключевые слова: дополнительное школьное образование, декоративно-прикладное искусство, методика преподавания, подготовка студентов.
STUDENTS' ARTISTIC EXPERIENCE AS THE FACTOR OF THE TEACHING TECHNIQUE IN SUPPLEMENTARY SCHOOL EDUCATION (SOCIETIES OF ARTS AND CRAFTS)
Cheremnykh G. V.
When we train students for methods of teaching in supplementary school education (in societies of arts and crafts) we must take in consideration their artistic experience.
Keywords: supplementary school education, arts and crafts, teaching technique, students' training.
В системе дополнительного образования имеется мно- в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.М. Матюшкина,
жество актуальных вопросов по развитию художественного образования и эстетического воспитания школьников, и это определило необходимость расширения методической подготовки будущих учителей изобразительного искусства. С позиции профессионально-методической подготовки студентов к организации занятий со школьниками в дополнительном образовании существенным становится подготовка их к работе в кружках, факультативах, студиях. В кружках заложено практическое обучение школьников искусству, поэтому передача студентами творческого личного опыта учащимся во многом способствует созданию развивающей среды.
С позиции методики преподавания студентов готовят учитывать и соблюдать ряд факторов: систематическое развитие у школьников способностей к художественно-творческой деятельности, исходя из сущности вида искусства; проявление интереса к «рукотворчеству» школьников, посещающих занятия дополнительного художественного образования; разработку программно-методического обеспечения.
Овладение педагогическим мастерством, методикой преподавания, творческое развитие учителей изобразительного искусства является залогом успешной работы в системе образования. Именно художник-педагог своим творчеством влияет на создание образовательной среды, развитие способностей своих учеников к творчеству.
Изучению педагогических способностей и приобретению педагогического мастерства, развитию личности педагога, исследованию деятельностного содержания профессионально-личностного развития педагога посвящены труды В.А. Сластенина [7], Ф.Н. Гоноболина, А.В. Мудрика, А.А. Сохор, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина. Во многом при подготовке будущих учителей используются педагогические мысли, касающиеся педагогической психологии и психологической обоснованности деятельности учителя, разработанные
С.Л. Рубинштейна. В части развития студентов и приобретения ими педагогического опыта во время педагогических практик опора ведется на труды О.А. Абдуллиной, О.С. Гре-бенюк, В.К. Розова.
Большое внимание уделено педагогическому проектированию систем и технологий обучения, что обязательно в современной подготовке будущих учителей [1, 2], содержанию реформы высшего образования [6].
Значительный вклад в подготовку студентов в системе художественно-графических факультетов страны внесли ученые, художники-педагоги Н.Н. Ростовцев, Е.В. Шорохов, В.С. Кузин, С.П. Ломов, В.К. Лебедко, В.В. Корешков, В.И. Козлов, П.Г. Демчев. Закономерностям методической подготовки учителей изобразительного искусства посвящено исследование В. Г. Лаврова.
Индивидуально-творческая природа преподавания имеет богатейший опыт в истории отечественной художественной педагогики. В объеме настоящей статьи приведено только несколько примеров, повлиявших на судьбы искусства и воспитание многих поколений художников.
Именно выдающимися художниками-педагогами внесен огромный вклад, разработан и внедрен опыт преподавания по основам обучения академическому рисунку и живописи -П.П. Чистяковым, И.Е. Репиным, ДН. Кардовским, Н. П. Крымовым и многими другими.
В истории народного декоративно-прикладного искусства сохранению традиций способствовал коллективный тип творчества, а также индивидуальное творчество народного мастера.
М.А. Некрасова писала: «Народное искусство, развиваясь в родовых началах, не анализирует, а синтезирует коллективный художественный опыт, создает целостный образ мира. Поэтому повторенный прототип не лишает произведение художественной уникальности» [5, с. 22]. Следует сказать о
путях развития артелей. По инициативе И. Голикова и других палешан была создана Палехская артель. Влияние его творчества было весомым, стало во многом частью палехского искусства. Творчество А.П. Гогина обеспечило преемственность в творчестве художников, работавших на жостовском промысле. И от этого « ... разнообразие в творчестве художника, предохраняет от застоя, дает простор развитию творческих индивидуальностей, развивающих традиции школы» [5, с. 47]. Сегодня направление передачи творческого начала, опыта является обязательной частью художественной педагогики.
Необходимым представляется изучение истории и теории досуга, культурно-досуговой деятельности. «Современная теория рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс освоения человеком мира, в основе которого лежит многосторонняя по своей природе деятельность, имеющая собственные функции, цели, средства, результат», что связано с представлением определенной структуры, типов и видов деятельности [4], и что заметно отличает ее от задач дополнительного образования.
Изучение опыта преподавания в области искусства дает возможность увидеть много примеров, когда в процессе преподавания проявлялось сотворчество учителя и ученика, а индивидуальность художника-педагога влияла на творческое развитие обучающихся [3].
Профессиональная подготовка студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов дает возможность овладеть методикой преподавания и практикой работы учителя изобразительного искусства в целом. При этом выделяется ряд моментов, которые обеспечивают изучение методики преподавания, ориентированной на систему дополнительного образования. В этом плане существенным является выделение тех направлений, которые способствуют, с одной стороны, изучению курса методики, а с другой - развитию у студентов способностей к творческому проявлению при создании учебных заданий по методике, а также во время педагогических практик.
Речь идет о том, чтобы создать педагогическую ситуацию, при которой специальная подготовка по декоративно-прикладному искусству во многом была бы использована студентами для выполнения практических заданий по курсу изучения методики преподавания изобразительного искусства
[9, 10].
В настоящее время в системе педагогического образования сохраняются общие подходы, которые связаны со следующим:
- обучением детей изобразительному искусству (выделяется установка на достижение знаний, умений и навыков);
- развитием у школьников способностей к изобразительной и декоративно-прикладной деятельности (понимается как развитие художественно-творческих способностей обучающихся);
- построением методики преподавания с соблюдением художественных традиций и технологий, сложившихся в декоративно-прикладном искусстве.
В системе дополнительного школьного образования, когда учитель изобразительного искусства во вторую половину дня организует занятия со школьниками по художественно-эстетическому направлению (кружки, студии, факультативы), проявляются новые приоритеты, которые связаны с постановкой методики преподавания в дополнительном школьном образовании, а также проявлением индивидуального в творчестве педагога дополнительного образования. Именно поэтому уже при подготовке студентов целесообразно подходить с позиции исследования закономерностей постижения студентами декоративно-прикладного искусства, а также методики преподавания как науки.
Система художественно-графических педвузов ведет подготовку будущих учителей изобразительного искусства на основе обучения их ряду дисциплин предметной подготовки, содержание которых, в совокупности, определяет необходимый уровень. Профессиональная и специальная подготовка оказывают влияние на развитие художественно-творческих способностей студентов. Это проявляется в обучении искусству, а также и при изучении методики преподавания изобразительного искусства (в основном и дополнительном образовании).
При подготовке студентов к работе в системе дополнительного школьного образования проявляется несколько этапов, которые раскрывают закономерности в изучении студентами особенностей методики преподавания.
Первый этап является адаптационным, когда студенты изучают историю и теорию методики преподавания, понимают подходы к использованию дидактических принципов в организации занятий с детьми школьного возраста по художественно-эстетическому направлению.
Второй этап проявляется как развитие собственно методических навыков у студентов. Будущие учителя практически рассматривают подходы к построению методики преподавания, обучению школьников, организации занятий с детьми определенного возраста. Этот период изучения студентами методики преподавания является существенным, так как во многом включает проявление интереса к учащимся, определение направлений в подготовке школьников по декоративно-прикладному искусству, побуждает студентов к поиску педагогических путей в разработке учебных заданий.
Третий этап связан с практикой выполнения студентами учебных заданий по методике преподавания. Студентам даются задания по разработке программно-методической документации, необходимой для развития школьников в кружках по декоративно-прикладному искусству. Следует выделить этот период в изучении методики преподавания, так как он существенен тем, что студентами выделяется одно направление в декоративно-прикладном искусстве, а также соответствующее ему содержание занятий, объекты труда, определяется название учебно-творческих заданий для школьников. Все это требует продолжительных обсуждений, педагогических размышлений, получения определенных разъяснений для уточнения вопросов по реальной практике преподавания в дополнительном образовании. Исходя из анализа выполненных студентами семестровых заданий, занятий по дисциплине специализации, опыта преподавания, а также наблюдения за поведением студентов можно сделать вывод о том, что существенным стимулом для будущих учителей остается личный художественный опыт по декоративно-прикладному искусству. В приобретенном опыте на практикуме по декоративно-прикладному искусству студенты типично выделяют следующее: излюбленный художественный материал, способы его обработки; технику выполнения декоративного изделия; педагогическое понимание воздействия искусства на развитие способностей школьников к декоративно-прикладной деятельности.
При опросе студентов становится очевидным, что будущим специалистам необходимо проявить себя с наилучшей стороны как художникам, что связано с обработкой того художественного материала, который им наиболее знаком и интересен. Студенты пытаются педагогически обосновать выбор объекта труда, разработать учебно-творческое задание для школьников определенного возраста.
Четвертый этап проявляется непосредственно в процессе выполнения студентами практических заданий, которые содержат методическую разработку программно-методического обеспечения для кружка по декоративно-прикладному искусству. Обзор учебных заданий по методике показывает, что
студенческие работы отмечены индивидуальным исполнением. В каждой студенческой работе проявляется оригинальность замысла, предлагается вариант разработки и выполнения изделия, что важно в подаче школьникам учебного материала. Каждое задание для школьников методически разрабатывается в условиях технологической обоснованности. Индивидуально-творческая природа проявления в искусстве и в преподавании постоянно имеет место при разработке студентами заданий по методике преподавания, что связано с их художественно-практическим опытом. Опора на творческий личный художественный опыт помогает студентам в создании учебных заданий по методике. Методическое обеспечение по декоративно-прикладному искусству должно быть адаптировано для организации занятий со школьниками в дополнительном образовании и интересно для студентов.
Пятый этап связан с проведением педагогических практик, организацией занятий со школьниками в дополнительном образовании. Анализ проведенных занятий со школьниками по разрабатываемой тематике дает студентам возможность понять основы педагогики дополнительного образования. Опыт проведения занятий со школьниками используется в дальнейшем студентами и при выполнении курсовых и дипломных работ, научно-исследовательской работе студентов.
Итак, методическая обоснованность в построении занятий в образовательных учреждениях во многом зависит от уровня профессионально-методической, специальной (по декоративно-прикладному искусству) подготовки будущих учителей.
На первое место в подготовке школьников в кружках по декоративно-прикладному искусству выдвигается педагогическая идея по личностно-ориентированному подходу.
В основе изучения профессионально-методических принципов лежит изучение условий работы учителей, педагогов и связанных с этим документов, программ дополнительного образования, условий участия школьников в выставках, конкурсах, фестивалях, олимпиадах, мероприятиях.
Следует отметить, что дополнительное художественное образование по своему назначению и ориентации должно сочетать в себе обязательные стороны, которые сводятся к передаче художественно-творческого опыта педагога своим ученикам, сохранению вида декоративно-прикладного искусства, педагогически обоснованному развитию способностей у школьников к декоративно-прикладной деятельности, исходя из возрастных особенностей их творческого проявления.
Методическая подготовка студентов включает важнейшую часть - направленность студентов на реализацию идей создания и использования программного обеспечения, разработку к нему дидактических материалов - наглядных пособий, образцов, инструкционно-технологических карт, учебных плакатов и другого.
Необходимо сочетание проявления художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладному искусству с их подготовкой по методике преподавания. В этих педагогических условиях студенты глубже
овладевают методическими знаниями, педагогическими приемами, творчески разрабатывают практические задания по методике. Опора на творческий личный опыт студента по декоративно-прикладному искусству способствует:
- выработке установок на изучение методики как дисциплины предметной подготовки, знанию особенностей методики в построении занятий в системе дополнительного образования;
- постижению закономерностей процесса художественной подготовки школьников в кружках по ДПИ;
- расширению навыков в предоставлении разнообразных образовательных услуг;
- индивидуально-творческому подходу к разработке методического обеспечения, исходя из сущности искусства и этапов передачи художественного опыта школьникам;
- пониманию условий проектирования образовательной ситуации при организации и проведении занятий с учащимися.
Литература
1. Аношкин А.П. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения: Учебное пособие. - Омск: Изд-во Ом-ГПУ, 1997.
2. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: Учебное пособие /Л.И. Гурье. - Казань, 2004.
3. Демчев П.Г., Черемных Г.В. Педагогические традиции развития творческих способностей у студентов средствами декоративно-прикладного искусства // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Психолого-педагогические науки. Сборник статей. - М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2007.
4. Культурно-досуговая деятельность: учебник /Под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. - М.: МГУК, 1988.
5. Народные мастера. Традиции, школы. Вып. 1. Сб. статей /НИИ теории и истории изобраз. искусств АХ СССР; Под ред. М.А. Некрасовой. - М.: Изобраз. искусство, 1985.
6. Новый общественный договор. Повестка дня: реформа высшего образования. - М.: ИИФ «СПРОС» Конф. ОП, 2001.
7. Сластенин В.А. Деятельностное содержание профессионально-личностного развития педагога // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Психолого-педагогические науки. Теория и методика профессионального образования. Сборник статей. - М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2007.
8. Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. -М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
9. Черемных Г.В. Примерная программа дисциплины специализации «Методика организации занятий в системе дополнительного образования». - М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2007.
10. Черемных Г.В. Методика организации занятий в дополнительном образовании (подготовка к проведению занятий в кружках по декоративно-прикладному искусству): Учебное пособие. - М.: «Прометей» МПГУ, 2007.
УДК 371:78 ББК 74.266.7
ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО И.А. Хотенцева, аспирант кафедры культурологии и методологии музыкального образования МГГУ им. Шолохова
В статье затрагивается проблема исполнительской подготовки учителя музыки в педагогическом ВУЗе, раскрывается сущность понятия «интерпретация музыкальных произведений», а также даются конкретные рекомендации для оптимизации процесса исполнительской деятельности в классе фортепиано. Для создания собственных интерпретаций музыкальных произведений педагогу-музыканту нужно использовать не только жизненный, но и собственный эмоциональный опыт, полезно непосредственное восприятие различных видов искусств и определенное участие в художественно-творческой деятельности, а также изучение соответствующей специальной литературы, особенно принадлежащей перу выдающихся музыкантов.