УДК 130.3:141.32 Карнаухов Игорь Александрович
кандидат философских наук, доцент кафедры иностранных языков Тюменского государственного нефтегазового университета
Яцевич Ольга Евгеньевна
кандидат философских наук, доцент кафедры иностранных языков Тюменского государственного нефтегазового университета
СОЦИАЛЬНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ МОДЕЛИ СМЫСЛА ЖИЗНИ В ФИЛОСОФИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА
Аннотация:
Авторы рассматривают социально-мировоззренческие модели смысла жизни (земную, небесную и срединную) с позиций экзистенциализма, опираясь на которые личность выбирает свой собственный жизненный путь, строя вокруг себя уникальную аксиосферическую иерархию. Отмечен факт проявления в означенных моделях нескольких принципов экзистенциализма: субъективности, свободы и проактивности. Сделан вывод о том, что философы-экзистенциалисты строили свои суждения преимущественно внутри срединной модели смысла жизни, объединяя в едином поле бытие, Бога и человека.
Ключевые слова:
экзистенциализм, онтология, гносеология, смысл жизни, посмертное существование, земная модель, небесная модель, срединная модель, транс-ценденция.
Karnaukhov Igor Aleksandrovich
PhD in Philosophy, Assistant Professor, Foreign Languages Department, Tyumen State Oil and Gas University
Yatsevich Olga Evgenyevna
PhD in Philosophy, Assistant Professor, Foreign Languages Department, Tyumen State Oil and Gas University
SOCIAL AND WORLDVIEW MODELS OF THE MEANING OF LIFE IN THE EXISTENTIALISM PHILOSOPHY
Summary:
The authors consider the socio-ideological models of the meaning of life (worldly, unworldly, middle) in the framework of existentialism, based on which a person chooses his or her own path in life, building a unique axiological hierarchy around oneself. The article notes that some principles of existentialism manifest themselves in the aforesaid models, namely: subjectivity, freedom and proactivity. It is concluded that the existentialist philosophers formulated their judgments primarily in the framework of the middle model of the meaning of life, uniting existence, God and human being in a single field.
Keywords:
existentialism, ontology, epistemology, meaning of life, afterlife, worldly model, unworldly model, middle model, transcendence.
Экзистенциализм как течение в философии акцентировал свое внимание на иррациональности бытия человека и имел противоречивые основания: с одной стороны, экзистенциализм религиозного характера (Серен Кьеркегор, Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Габриель Марсель), с другой - атеистического (Жан-Поль Сартр, Альбер Камю). Соответственно, представители этих двух сторон одного течения вкладывают совершенно разный смысл в предназначение человеческой жизни. Несомненным остается тот факт, что жизнь каждой личности уникальна, так как она самостоятельно выбирает свой собственный жизненный путь, свою стезю, осмысливает свое бытие, пытается найти смысл своего существования. Поэтому стоит говорить об особых экзистенциальных ценностях, которые особенно сильно проявляют себя в кризисные исторические моменты, когда человек наиболее остро задумывается о той роли, которую он играет или мог бы играть. Человек в такие периоды жизни выстраивает вокруг себя особое аксиологическое пространство с четко градируемой иерархией ценностей. Выходя за рамки «здесь-бытия», человек способен абстрагироваться (экзистенциалистский подход).
Целью данного исследования является определение социально-мировоззренческих моделей смысла жизни в контексте философии экзистенциализма.
Польский ученый Е. Коссак некогда писал: «Человек не только сам создает свою историческую традицию, субъективно воздвигая конструкцию будущего» [1, с. 36-37]. Это уже экзистенциальный подход, когда человек вовлечен в свою судьбу. Поэтому в экзистенциализме столь важны такие экзистенциалы, как надежда, ценность, решимость, поиск, проекция, ожидание. Человек, испытывающий кризисное состояние, ощущает себя потерянным, лишним, происходит соизмерение своего Я с той ролью, которой Я наделено сегодня, осуществляется проектная идентификация себя с докризисной ролью.
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Современный человек утратил мир смыслов, превратившись в овеществленный кусочек реальности, потеряв духовный вектор своего существования. Многие считают, что экзистенциалисты - это люди, страдающие неврозами, и им необходима помощь, но это лишь заблуждение, потому что подлинный экзистенциалист встревожен действительностью и пытается привнести особый смысл в реальность.
Реальность, исходя из аксиологических принципов, необходимо рассматривать через понятие «смысл жизни», которое есть функциональное ядро социально-мировоззренческой модели смысла жизни. Нами выделены следующие модели смысла жизни: земная, небесная и срединная. Земная и небесная модели находятся в состоянии диалектического противоречия, срединная снимает данное противоречие и является синтезом двух моделей.
Земная модель смысла жизни - это модель, в которой любые действия личности направлены на утверждение земных ценностей, а также на преодоление естественной смерти, при этом религиозные смыслы игнорируются. Бессмертие рассматривается как высшая ценность. И в данном значении установление вечной жизни на земле является приоритетным.
Небесная модель смысла жизни - это модель как совокупность осознанных действий личности, ведущих к отрицанию материальных ценностей и утверждению ценностей духовных, а также совокупность осознанных действий, ведущих к очищению души при земной жизни. Установление вечной жизни приоритетно, но только в единой связи с богом.
Срединная модель смысла жизни - это модель, в которой личность соединяет ценность материального и небесного миров. Данная модель является синтезом противоположностей земной и небесной моделей. Она уравнивает земное и посмертное бытие, не противопоставляя их. Распространена в настоящее время.
Представленные модели сменяли друг друга в диалектически-эволюционном процессе развития, и каждая из них находила то или иное отражение в определенную эпоху. Экзистенциалисты рассматривали понятие «смысл жизни» через «смысл смерти», устанавливая между ними диалектическое единство. Таким образом утверждалась срединная социально-мировоззренческая модель смысла жизни.
Ж.-П. Сартр определял смысл жизни через понятие «абсурд». Он утверждал, что «если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо ее проблемы остаются нерешенными <...> Все сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно <...> Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрем» [2, с. 342]. Данную мысль продолжил А. Камю, указывая на то, что жизнь аксиологически бессмысленна. Единственной победой над абсурдом, своеобразным «выходом» из жизни он считал самоубийство [3, с. 30]. Я. Ирвин попытался уравнять понятия жизни и смерти: «о смерти нельзя говорить отдельно от жизни, а о жизни отдельно от смерти: отдельно друг от друга то и другое смысла не имеет. Смерть - это факт жизни» [4, с. 36].
Во всех вышеуказанных моделях проявляется сразу несколько принципов экзистенциализма. Во-первых, принцип субъективности, который нацелен на понимание чаяний одной конкретной личности, во-вторых, принцип свободы, так как только сам человек должен быть ответственен за свою деятельность и ее последствия, и, в-третьих, принцип проактивности, когда человек нацелен на будущее.
Современная ситуация, основанная на хрупкости и непостоянстве, обнажает конечность существования, в первую очередь не человека, а личности. Человек находится под гнетом страха смерти и забвения, которые он может преодолеть, опираясь на экзистенциальную культуру деятельности, реализуя свой духовный и физический потенциал для сотворения ценностей как духовного, так и материального плана.
Заплутавшая личность, не способная самореализоваться, непременно попадает в экзистенциальный вакуум, выбраться из которого возможно, воспользовавшись особой логикой действий: способностью трансцендироваться. Например, М. Хайдеггер определял ее как «переход» к экзистенции, то есть к истинному бытию, однако не рассматривал ее как полноценное избавление от безысходности земной жизни. К. Ясперс указывал на деятельный аспект трансценден-ции - личность должна прилагать собственные усилия и видоизменять бытие настоящего до трансцендентального уровня. Это является необходимым актом освобождения бытия, наделения его свободой через движение от чистого мира к самости. Трансценденция в таком значении представляется основой человеческой жизни, подобием Бога. В действительности, К. Ясперс проводил определенное сравнение трансценденции и Бога, наделяя ее следующими характеристиками, указывая на то, что Бог существует, а значит, существует и наличное бытие, в котором действует свобода посредством трансценденции. Философ заключал, что «трансценденция над всем миром или до всего мира называется Богом» [5, с. 434-436].
Отличную от М. Хайдеггера и К. Ясперса позицию занимал Г. Марсель. Трансценденцию он рассматривал как истинную реальность, не предметную, а личностную, которая возможна только
на уровне диалога. Диалог посредством любви, чувственного порыва к другому является трансцен-дированием. Бытие, используя терминологию экзистенциалиста, не есть «Оно», бытие - это «Ты».
Философия экзистенциализма онто-гносеологически проявилась в социально-мировоззренческих моделях смысла жизни. Обладая гибкостью философствующего мышления, философы-экзистенциалисты строили свои суждения в большей мере внутри срединной модели смысла жизни, объединяя в едином поле бытие, Бога и человека.
Ссылки:
1. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе / пер. с пол. М., 1980.
2. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М., 2000. 639 с.
3. Камю А. Творчество и свобода. Сборник / пер. с фр. ; сост. и предисл. К. Долгова ; коммент. С. Зенкина. М., 1990. 608 с.
4. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / пер. Т.С. Драбкиной. М., 1999. 321 с.
5. Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.