УДК 739 Н. В. АЛГАЗИНА
Омский государственный институт сервиса
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТАЛЛ ОМСКА Х1Х—НАЧАЛА XX ВЕКОВ. К ВОПРОСУ СТИЛЕОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассмотрены характеристики архитектурно-художественных стилей в аспекте изучения монументально-декоративного искусства художественной ковки и чугунного литья. Представленная работа охватывает период стилевого развития от барокко до неоклассицизма. Наиболее подробно рассматриваются следующие стили: классицизм, эклектика, модерн и неоклассицизм. Приведены примеры использования художественного металла в омской архитектуре Х1Х—начала XX веков.
Ключевые слова: архитектурные стили, монументально-декоративное искусство, художественный металл, ковка, литье.
Художественный металл являлся неотъемлемым, значимым фактором развития городской культуры в разные периоды, он и сегодня составляет значительную часть культурного наследия Омска. Известно, что художественная обработка черных металлов XIX —начала XX веков была представлена двумя техниками: ковкой и литьем, с помощью которых производилось большое разнообразие изделий декоративно-прикладного искусства. Декоративные элементы активно использовались в городской архитектуре того времени, демонстрируя высокий уровень художественного единства.
В производстве архитектурных деталей широко применялась технология «холодной» ковки из листового просечного металла. Характер рисунка плоскостных декоративных изделий — оформление фронтонов, карнизных подзоров, коньковых решеток и т.п., были унаследованы от деревянных пропильных орнаментов и в большинстве своем повторяют традиционные мотивы русского зодчества. При отделке наверший водосточных труб и дым-ников часто использовались объемные элементы (шары, звезды, цветочные розетки и т.п.), выполненные выколоткой или в технике дифовки в сочетании с чеканкой и басмой. «Горячая ковка», как способ обработки «объемного» металла (стальные полосы, прокат круглого и квадратного сечения), позволяла создавать большое разнообразие архитектурных решеток в различных стилевых направлениях.
Говоря о художественном металле, нельзя обойти вниманием декоративные металлические элементы, выполненные в технике чугунных отливок. Чаще всего литые чугунные элементы выполняют и конструктивные функции, кроме того, способствуют пластической выразительности строений и подчеркивают своеобразие архитектурных решений.
Изделия из художественного металла Омска необходимо рассматривать как часть городской архитектуры, в которой находят свое отражение стилистические поиски своего времени и особенности эстетического мировоззрения, опосредованные историко-культурным контекстом. Для этого необходимо выявить основные тенденции формирова-
ния декоративного образа в процессе художественной обработки металла на разных исторических отрезках времени, соблюдая хронологическую последовательность и подразумевая классификацию, соответствующую стилям в архитектуре.
Обращаясь к общепринятой, исторически сложившейся периодизации архитектурных стилей, необходимо отметить, что основание Омска приходится на расцвет петровского барокко, а самые ранние сохранившиеся каменные постройки города — на переход от барокко к архитектуре классицизма.
Художественный металл в архитектуре Омска эпохи барокко почти не встречается, но на окнах Денежной кладовой второй Омской крепости — старейшего здания в северо-западном секторе, время постройки которого датируется около 1793 (1796) года, сохранились аутентичные металлические решетки XVIII века, выполненные «в расщеп», в стиле русского барокко. Это упрощенный тип оконных решеток из широких железных полос с равномерно отогнутыми заусенцами по обоим краям. Решетки «в расщеп» несли охранительную функцию и применялись в основном в цокольных этажах и в помещениях хозяйственного назначения [1]. Оконные решетки Денежной кладовой представляют собой массивную прямоугольную сетку из широких полос «объемного» металла. Полосы установлены широкой стороной параллельно плоскости оконного проема таким образом, что заусенцы образуют своеобразную розетку с острыми изогнутыми зубьями. Крепление полос между собой выполнено склепкой в центре образования розетки (рис. 1).
Последовавший за барокко классицизм стал лидирующим архитектурным стилем, причем, не только для крупных общественных сооружений. Он повсеместно проникал в архитектуру русских городов. Этому процессу способствовал тот факт, что художественный язык классицизма был, в отличие от барокко, универсален. Принцип его формообразования позволил подчинить своей стилистике сооружения самого различного назначения — «от грандиозных ансамблей столицы до рядового провинциального особняка» [2], при этом характер каждого легко прослеживался в социальной структуре города.
Рис. 1. Оконная решетка «в расщеп».
Денежная кладовая второй Омской крепости. 1793 (1796)
Архитектурный декор также воспринял стилевые изменения. Классицизм выражал, прежде всего, гармонию и логику, присущую рациональному соподчинению элементов. Главные отличительные черты художественной ковки того времени — симметричность, четкость линий и сдержанность декоративных элементов.
Проанализировав лучшие отечественные образцы металлического декора эпохи классицизма, можно выделить основные мотивы, характерные для этого стиля. К наиболее распространенным относятся следующие элементы: прямые гладкие прутья; преобладание геометрических фигур в качестве элементов орнамента — окружности, ромбы, квадраты. Для волют характерна эллиптическая форма, в период расцвета стиля нередко встречаются парные волюты; часто используется меандр, классический акант, фестоны и растительный орнамент, состоящий преимущественно из цветов или лавровых листьев. Середина волюты является любимым местом расположения цветочного фестона, сложенного из тупых акантовых чашечек.
Мотивы украшений повторяются вдоль каждого из поясов, составляющих изделие. Декор состоит из периодического чередования листьев с меандрами либо с геометрическими узорами. Окружности или венки в ряде случаев используют для бордюров. В качестве декора наряду с гирляндами, урнами и розетками употребляют классические пальметты, бусы и ионики. В кованых изделиях основным элементом решеток для ограждений являются прямые прутья, верхняя часть которых заканчивается пиками, шарами или бордюром [3].
В омской архитектуре стиль классицизм преобладает в первой половине и середине XIX века. Примеры классических карнизных решеток можно рассмотреть на зданиях Кадетского корпуса (1826 г., ул. Ленина, 26), военного суда (сер. XIX века, ул. Спартаковская, 9) и др.
б
Рис. 2. Генерал-губернаторский дворец. Арх. Ф. Ф. Вагнер.
1859-1862:
а — главный фасад; б — парадный вход
Наиболее интересный металлический архитектурно-художественный декор, относящийся к этому периоду, хорошо сохранился в здании генерал-губернаторского дворца (1859—1862 гг., арх. Ф. Ф. Вагнер, ул. Ленина, 23). Композиционным центром главного фасада, выполненного в стилистической манере неоренессанса, является центральная вертикаль, включающая парадный подъезд с балконом, аттик и венчающий здание бельведер. Эту сдержанную архитектурную композицию органично дополняют изделия работы мастеров каслинского литья — кронштейны под зонт, балконные и парапетные (карнизные) решетки. Металлические детали являются здесь образцом классического стиля. Чугунные из-
а
Рис. 3. Парадная лестница Генерал-губернаторского дворца
делия отвечают лаконичности архитектуры, декор наполнен строгой симметрией, основные элементы ограждений — прямые линии в сочетании с геометрическим орнаментом из ромбовидных элементов (рис. 2а).
Кронштейны и ограждающие решетки несут не только утилитарные функции, но и привносят обогащение в художественное оформление здания. Зонт над парадным входом наряду со своим непосредственным назначением имеет также и декоративно-художественное значение, поскольку является одним из главных композиционных элементов фасада.
В ажурные кронштейны, вписана орнаментальная композиция из растительных спиралевидных завитков Б-образной конфигурации, завершающаяся листьями аканта. Бордюр обрамления профилирован. По контуру зонта с трех сторон горизонтально проходит неширокий пояс с равномерно повторяющимися небольшими пальметтами в виде листа аканта. Прямолинейный геометрический орнамент ограждающих решеток и зонт, поддерживаемый кронштейнами, декорированными изящными линиями завитков создают целостное, гармоничное и уравновешенное единство решения главного фасада здания (рис. 2б).
Внутренняя планировка и убранство интерьеров дворца также отвечают приемам классицизма. К конструктивным особенностям следует отнести широкую двухмаршевую лестницу, входящую в центральное ядро здания. «Эта лестница, как и решетки для балкона, и кронштейны под зонт при подъезде, по чертежам Вагнера были отлиты под надзором инженера-технолога Павла Голышева на знаменитом Каслинском заводе. Ажур лестничных перил в своем рисунке повторял узоры мастеров позднего классицизма» [4] (рис. 3).
На смену строгому классицизму приходит напыщенность эклектики с ее приверженностью к богатому декору, сплетающему в своих «романтических венках» все предшествующие исторические стили. Завоевав в 1830—1890-х годах лидирующие позиции в архитектуре, эклектика не вызывала негативного отношения у своих современников, напротив, они стремились отказаться от канонов аристократического классицизма в пользу новых эстетических предпочтений буржуазной эклектики. Ведущим принципом в создании художественного произведения становилось отражение материального состо-
яния заказчика и его представления о красоте.
В провинциальном Омске смена архитектур -ных стилей происходит с некоторым опозданием, и эклектика завоевывает приоритетные позиции лишь во второй половине XIX —начале XX веков, оставив при этом большое культурно-историческое наследие.
Изделия художников по металлу и мастеров кузнечного дела в эпоху эклектики отличались своей выразительностью и оригинальностью. В некотором смысле это был взлет кузнечного ремесла, чему, безусловно, способствовал целый ряд технических открытий в металлургии и художественной обработке металлов. Благодаря повышению уровня механизации производства в ковке стали применять точеные и штампованные детали, торсионы (крученые прутки) и профили из катаной стали различной геометрической формы в поперечном разрезе.
В этот период создавалось большое разнообразие предметов средового окружения — ограды усадеб, парков, аллей и скверов. В архитектуре — ограждения балконов и парапетов; ярко декорировались входные зоны — ворота, двери, козырьки и перила; в интерьерах — защитные экраны для каминов, ограждения лестничных маршей, кованая мебель и т.п. Декоративные металлические решетки представляли собой композиции со сложным орнаментом, в разработке которого мастера использовали элементы различных стилевых направлений.
Лейтмотивом композиции становится завиток, в особенности, если изделие выполняется в духе русских народных традиций. Часто встречается завиток в виде Б-образного изгиба, прямой или обратной валюты. В композициях используются различные повороты этих элементов относительно друг друга. Одним из самых излюбленных приемов компоновки Б-образных модулей была так называемая червонка — фигура в виде сердца. Нередко она становилась основой всего орнаментального решения, максимально заполняя плоскость металлического полотна. В декоративных композициях художественных изделий из металла XIX — начала XX веков активно используются не только традиционные формы червонки, но и ее самые различные модификации — равносторонние, комбинированные, с римским завитком, с раскованными концами в виде листьев или оттяжки (гусиной лапки). Плоскость орнамента иногда уплотняется включением дополнительных
Рис. 4. Декоративные решетки на зданиях Любинского проспекта: а — Московские торговые ряды. Арх. О. В. Дессин. 1903); б — гостиница «Россия». Арх. И. Г. Хворинов. 1906; в — магазин М. А. Шаниной. Арх. И. Г. Хворинов. 1898; г — дом И. Г. Чирикова. Нач. ХХ в.
компонентов — ешки, картуша, капли, волны, монастырского или французского профилей.
Интересно, что в тех решетках, которые интерпретируют композицию барокко и рококо, — на завитках обычно отсутствует характерный для этих стилей гребень, а используются акантовые листья и венки, более присущие классицизму [5]. Таким образом, в одном орнаменте могли сплетаться национальные узоры, прямые линии классицизма, усиленные листьями барочные завитки, готические мотивы с их мощным вертикальным ритмом, капризно изогнутые рамки рококо и стилизованные розетки. Орнаментальные фронтально-плоскостные композиции часто представляли собой плотный рисунок, сочетание симметрично-осевого построения с включением нескольких акцентов. Как правило, это были простые кованые решетки, сваренные из стандартных прутов заводского типа, но украшались эффектными литыми накладками из разных металлов и сплавов, меди, латуни, бронзы, чугуна и т.д.
В Омске наследие эклектики наиболее широко представлено в архитектуре Любинского проспекта. Здесь хорошо сохранился архитектурно-художественный металл балконных и парапетных решеток бывших Московских торговых рядов (1903, арх. О. В. Дессин, ул. Ленина, 14) и гостиницы «Россия» (1906, арх. И. Г. Хворинов, ул. Ленина, 18), балконного ограждения бывшего магазина М. А. Шаниной (1898, арх. И. Г. Хворинов, ул. Ленина, 5), дома купца И. Г. Чирикова (ул. Ленина, 11) и др.
Как во всем архитектурном ансамбле, так и в металлическом декоре присутствует многообразие смешения элементов разных исторических стилей.
Так, например, карнизная решетка Московских торговых рядов выполнена в классических традициях (рис. 4а), а в рисунке балконных ограждений здания бывшей гостиницы «Россия» использованы народные мотивы в виде червонки, заключенной между горизонтальными поясами с окружностями, характерными для классицизма (рис. 4б). Балкон бывшего магазина М. А. Шаниной также весьма эклектичен. В метрическом ритме прямых вертикальных линий слышны отголоски классицизма, однако широкие горизонтальные бордюры с завитками и пиками в виде трилистников-лилий представляют собой характерный для эклектики уплотненный орнамент (рис. 4в). Совершенно другой характер имеет балконная решетка бывшего дома купца И. Г. Чирикова, в ее рисунке прочитываются упругие линии барокко, подчеркнутые объемными гребнями, листьями аканта и украшенные цветочными розетками (рис. 4г).
В начале XX века эклектика еще занимает достаточно прочное положение в провинциальной архитектуре и монументально-декоративном искусстве. Но наступает эпоха модерна, уже завоевавшего в столичных городах лидирующие позиции. Провинциальность купеческого менталитета еще удерживает вкусовые приоритеты эклектики, но, тем не менее, в омской архитектуре начинают проявляться тенденции нового стиля. В качестве яркого примера сочетания «старого» и «нового» в одном архитектурном произведении можно привести баню Коробейникова (1910, ул. Пушкина, 17). Это угловое трехэтажное каменное сооружение поздней эклектики, с характерной пышной лепниной,
в
г
Рис. 5. Баня Коробейникова. 1910: а — угловой фасад; б — балкон; в — фрагмент балкона
Рис. 6. Баня Коробейникова. Парадная лестница
скульптурами кариатид и маскаронами в виде львиных голов. Главный вход в здание выполнен в духе русского теремного зодчества. Но основным композиционным звеном является узкий угловой фасад с аттиковой стенкой и высоким восьмигранным куполом с чешуйчатым металлическим покрытием,
который венчает остроконечный шпиль. На угловом фасаде, ориентированном на панораму реки Оми и центральную часть города, расположен балкон с ажурной кованой решеткой. Балконная решетка отвечает всем признакам эклектизма: в ее декоре объединяются почти скульптурные объемы листьев
а
в
Рис. 7. Кованые козырьки в стиле «Модерн»: а — городское четырехклассное училище. 1908; б — особняк Цукерник. 1913-1915
Рис. 8. Городской торговый корпус. Арх. А. Д. Крячков. 1914
аканта, симметрия классицизма, при этом легкость и изящество изогнутых рамок рококо, однако в линейной пластике завитков уже чувствуется текучесть линий модерна (рис. 5). В интерьере здания сохранилась парадная лестница. Перила лестничных маршей и верхней этажной площадки выполнены в стиле модерн, рисунок кованых ограждений представляет собой стилизацию растительных мотивов, однако в линиях уже наметилась тенденция геометрических вариаций модерна (рис. 6).
1910-е годы в Омской архитектуре ознаменованы переходом к модерну, большинство изделий из металла изготовлены методом горячей ковки. Пришедший на смену эклектике, новый столичный стиль отрицает все известные ранее стилистические приемы, предлагая совершенно новые художественные формы и линии. Модерн активно использует стилизацию, открывая тем самым новые
пластические решения. Декоративное искусство модерна наполнено символизмом и поэтикой, интерпретируя природные формы — стебли, цветы, листья, деревья, облака и т.п. в качестве метафоры. Время модерна — неспокойное, волнующее время рубежа веков, время разочарований и надежд на возрождение идеала. И в этом мире поэтических ожиданий природа олицетворяет собой идеальную модель мира — торжество жизни — рождение, смерть и вновь рождение.
Модерн очень разнообразен, он культивирует несколько направлений, кроме стилизации растительной тематики, развивается строгое рациональное направление. Интересен модерн, с опорой на исторические ренинисценции, перерабатывающий изобразительный ряд искусства Древнего Египта, античной Греции, готики и допетровской Руси. Все эти направления объединяет общая стилистка,
б
а
Рис. 9. Городской торговый корпус. Металлические зонты над входами в здание
отличительном чертой которой является, прежде всего, асимметричность и плавные изгибы тягучих линий. Мастера художественной ковки не стремятся просто копировать, абстрагируясь от оригинала, они приходят к авторской стилизации творческого источника и как результат — к новому принципу формообразования.
В Омске историческая линия модерна прослеживается в архитектуре здания конторы акционерного общества по продаже земледельческих машин «Р. и Т. Эльворти» (1913, ул. Тарская, 6). Сохранившиеся парапетные и балконные решетки, а также утраченный в конце 1990-х годов зонт у парадного подъезда представляют собой стилизацию египетских мотивов. Это легко узнаваемый образ солнечных дисков с расходящимися лучами.
В пластических композициях кованых изделий по-прежнему присутствует завиток, но приобретает совершенно новые формы, значение и место. В растительном модерне ему отводится далеко не главная роль, а иногда он и вовсе отсутствует. Часто завиток представлен в виде своеобразной ломаной линии, наполненной звучанием декаданса. В рациональном варианте модерна завиток подчас играет «сольную партию» в виде спирали или стилизованного меандра, но в некоторых случаях остается проигнорированным.
Подобного рода стилизации можно проследить в кованых решетках омской архитектуры 1910-х годов. Ограждающие решетки над световыми приямками, балкон и зонт над боковым входом в здание доходного дома
А. В. Печокас (1911, ул. Орджоникидзе, 14 / ул. Чапаева), балконные ограждения доходного дома С. Кадыша (1912, арх. М. И. Шухман, ул. Думская, 5), парапетная решетка и балкон над парадной дверью дома Я. И. Эннса, управляющего «Конторой устройства мукомольных мельниц» (1910—1911, ул. Сенная, 22), балкон здания Детского приюта для сирот (1910-е, ул. Орджоникидзе, 56).
Стиль модерн открыл новую ступень в производстве художественного металла, продемонстрировав богатейшую палитру декоративных качеств этого материала, показав его легкость и пластичность, определяющих поистине неисчерпаемые декоративно-художественные возможности.
В архитектуре омского модерна монументально-декоративный металл наиболее ярко проявился в так называемом «кирпичном модерне» [6]. Созвучие чер-
ного металла с фактурой красного кирпича создает ощущение эмоционального напряжения и придает зданиям своеобразную выразительность. Примером такого сочетания могут служить кованые козырьки на зданиях особняка Цукерник, (1913—1915, ул. Ленина, 39 /ул. Чокана Валиханова, 9) и бывшего городского четырехклассного училища (1908, ул. Куйбышева, 48) (рис. 7).
Тягучий, пластичный и изящный модерн, сформировавшийся в конце XIX века, не отвечал потребности государства в большом монументальном стиле. И в противовес его избыточной декоративности в первой четверти XX века в России появляется неоклассицизм.
Омск, как типично провинциальная русская глубинка, отстает от столичных городов в плане смены стилистических предпочтений в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Но на определенных отрезках времени благодаря благоприятно сложившимся обстоятельствам: историческим событиям, появлению в городе специалистов столичного уровня, высоких чинов государственной власти и т.п., происходит форсирование прогрессивных идей, что способствует более активному эволюционному движению в области архитектуры и монументально-декоративного искусства.
Таким образом, в период 1910-х годов в Омске все еще продолжает господствовать эклектика, но уже параллельно с этим устоявшимся стилем, активно развиваются и становятся самодостаточными модерн и неоклассицизм — ретроспективный стиль, отличавшийся от «старого доброго» русского классицизма гигантским ордером, подчёркнуто выразительной прорисовкой форм и деталей, иногда смешением классических и ренессансных мотивов [7].
Монументально-художественный металл неоклассицизма отличается четким линейным ритмом с преобладанием лаконичного геометрического орнамента. Рисунок декоративных ограждающих решеток, чаще всего, представляет собой вертикальный ритм гладких прутьев квадратного сечения, различных по толщине, в некоторых случаях встречается включение рельефа, что, однако, не противоречит сдержанности композиции. Частым мотивом и художественной ковки, и изделий чугунного литья являются пересекающиеся кольца. Этот мотив получил распространение в производстве различного типа ограждений еще в начале XIX века и широко использовался в традициях архитектуры отече-
ственного ампира. При всей своей аскетичности, неоклассицизм не отказывается от традиции включения в металлический узор мотива завитка, но теперь он чаще позиционируется в качестве меандра. Иногда пластика меандра приобретает округлые очертания, выстраиваясь в линейный ряд, такой орнаментальный мотив называют «завиток Витру-вия». Чистота линий и изящество формы, соединившие в своем рисунке благородство и сдержанность, характеризуют стилистические признаки неоклассицизма.
В результате строительства по заказным и конкурсным проектам известных столичных и сибирских зодчих, Омск получил целый ряд монументальных зданий в стиле неоклассицизм, возведенных на европейском уровне [8]. Один из наиболее значительных памятников архитектуры неоклассицизма в Омске — Городской торговый корпус, построенный в 1914 году по проекту архитектора А. Д. Крячкова (ул. Ленина, 3) (рис. 8). В оформление монументального фасада большим ордером и скульптурными изображениями деликатно включены элементы художественного металла — парапетные ограждения, балконные решетки, ячеистые решетки со стеклянными вставками над световыми приямками, навесы над окнами и дверями.
Металлические зонты и фасадные маркизы с фестонами, установленные над входными группами, помимо защитной функции от атмосферных воздействий, выполняют ещё и декоративную, придавая зданию композиционную завершенность. Главный фасад украшают три пристенных зонта, один из которых подвешен на цепи. Два других опираются на элегантные кронштейны, представляющие собой дугообразную трехрядную композицию ритмично расположенных полос, рассеченных прямыми линиями. Графика кронштейнов безупречна, их рисунок словно отчерчен при помощи циркуля и линейки. Фризовая часть козырьков орнаментирована ленточным орнаментом из колец одного диаметра (рис. 9).
Заканчивая краткий обзор стилевых признаков художественного металла Омска XIX — начала XX веков, следует отметить, что металлический декор является одним из важных средств выразительности архитектуры и, как правило, совпадает со стилем архитектурного сооружения. Однако некоторые примеры, рассматриваемые в данной статье, не могут абсолютно отвечать этому утверждению. Так, например, в ансамбле Генерал-губернаторского дворца отмечается созвучие ренессанса и классицизма, а в здании поздней эклектики (баня Коробейникова) в лестничных ограждениях — стиль модерн.
Подобное стилевое варьирование может объясняться субъективными требованиями заказчика, индивидуальной творческой манерой архитекторов, работавших в провинции. Но, главным образом, не всегда синхронное стилевое движение в области архитектуры и декоративно-прикладного искусства объясняется отставанием или рывком технологических процессов в той или иной области.
Изучение художественного металла дает возможность выявления основных принципов и закономерностей формирования пластического языка в процессе стилеобразования изделий ковки и литья. Дальнейшая популяризация материала может способствовать повышению качества охранных мероприятий и обогащению современной культуры города Омска.
Библиографический список
1. Плужников, В. И. Термины российского архитектурного наследия: Словарь-глоссарий / В. И. Плужников — М. : Искусство, 1995. — 160 с.
2. Аркин, Д. Е. Образы архитектуры и образы скульптуры / Д. Е. Аркин - М. : Искусство, 1990. - 340 с.
3. Классицизм [Электронный ресурс] / Художественная ковка. — Электронные данные. — Режим доступа: ЬИр://к35. га/7^Ыш (дата обращения: 08.12.2013).
4. Гуменюк, А. Н. Дворец генерал-губернатора Западной Сибири в Омске / А. Н. Гуменюк // Памятники истории и культуры г. Омска. — Омск, 1992. — С. 74 — 80
5. Панченко, Л. Узоры художественной ковки [Электронный ресурс] / Л. Панченко. — Художественная ковка металла. — Электронные данные. — Режим доступа: ЬИр://ко¥ка-metalla.ru/articles/uzor.shtml (дата обращения: 10.12.2013).
6. Гуменюк, А. Н. Стиль модерн в архитектуре Омска : мо-ногр. / А. Н. Гуменюк. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2007. — 139 с.
7. Костылев, Р. П. Модернизированные ретростили / Р. П. Костылев, Г. Ф. Пересторонина // Петербургские архитектурные стили (XVШ — начало XX века). — СПб. : Паритет, 2007. — 256 с.
8. Гуменюк, А. Н. Неоклассицизм в архитектуре Омска 1910-х годов : моногр. / А. Н. Гуменюк. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2009. — 103 с.
АЛГАЗИНА Наталья Владимировна, доцент кафедры «Дизайн, рисунок и живопись», член Союза дизайнеров России.
Адрес для переписки: nataanv@ mail.ru
Статья поступила в редакцию 11.03.2014 г. © Н. В. Алгазина