УДК 725. 949
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ ЭЛЕМЕНТОВ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ БЛАГОУСТРОЙСТВА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ИРКУТСКА
Э.В.Змановских1, М.А.Быкова2
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Данный материал раскрывает особенности развития дизайна элементов городского оборудования в синтезе с объемно-планировочной средой города Иркутска. Приводится анализ и исследование исторических аспектов и современные тенденции решения городского интерьера. Ил. 9. Библиогр. 9 назв.
Ключевые слова: архитектура; городское пространство; дизайн; технология; элементы городского оборудования.
PAST AND PRESENT OF FACILITY ELEMENTS ARTISTIC DESIGNS FOR THE IMPROVEMENT OF IRKUTSK
URBAN ENVIRONMENT
E.V. Zmanovskih, M.A. Bykova
National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.
This material reveals the features of the design development of urban facility elements in the synthesis with a three-dimensional planning environment of the city of Irkutsk. The article provides an analysis and study of historical aspects and current tendencies in solving the urban interior. 9 figures. 9 sources.
Key words: architecture; urban space; design; technology; elements of street facilities.
Проблема организации городской среды уже не один десяток лет волнует архитекторов, художников и дизайнеров. Городская среда состоит из множества элементов: это и форма окружающих нас объектов, и их расположение, это цвет и сопровождающие нашу жизнь звуки и запахи, это пути, по которым мы ходим, знаки, которые регулируют наше поведение и многое другое. Город, как любая система, имеет собственную структуру, то есть совокупность устойчивых связей, обеспечивающих его целостность и определяющих возможности взаимодействия. Теория градостроительства рассматривает совокупность элементов системы как каркас города (архитектурный, инженерный, транспортный и т.д.).
Городская среда представляет собой систему взаимосвязанных уголков города, где взаимодействуют здания, сооружения и объединяющие их пространства. Существует множество других составляющих, включая стандартные элементы городского оборудования и благоустройства, образующие самостоятельные и иногда очень активные визуальные ряды, определяющие эстетическое содержание целого, одновременно подчиняющиеся собственным законам проектирования и воздействия на зрителя [1, с. 8].
Согласно классификации, изложенной профессором МАРХИ В.Т. Шимко, архитектурно-планировочные средства, которые формируют городское пространст-
во, можно разделить на несколько групп [1, с. 38-53].
Элементы городского оборудования и благоустройства - скамьи, фонари, ограждения, лестницы, мощение - относятся к второстепенным группам, уточняющим пространственную структуру, зафиксированную объемами строений и планировкой, они образуют заполнение городского интерьера, активно обогащая рисунок плоскостных сооружений, однако обладают и самостоятельным значением, формируя условные границы локального пространства [1, с. 4446].
«Дизайн городских объектов» - ёмкое понятие, включающее в себя множество составляющих, как функциональных, так и эстетических, которое пришло на смену распространенному и привычному для нас термину «малые архитектурные формы», трактовавшему элементы уличной мебели и оборудования только как отдельные детали архитектуры общественных пространств города. Нередко обустройство городских территорий исполнялось фрагментарно, практически без «привязки» к сложившейся окружающей застройке, без разработки проекта, что в некоторых случаях привело к бессистемному заполнению улиц. Поэтому идея интегрированного подхода к формированию дизайна городской среды сегодня общепризнанна и чрезвычайно актуальна.
В данном исследовании основное внимание уде-
1Змановских Элина Викторовна, кандидат технических наук, доцент кафедры монументально-декоративной живописи, тел.: 89500602614, e-mail: zmanovskih@mail.ru
Zmanovskih Elina, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Monumental and Decorative Painting, tel.: 89500602614, e-mail: zmanovskih@mail.ru
2Быкова Мария Александровна, старший преподаватель кафедры монументально-декоративной живописи, тел.: 89501419665, e-mail: gelius-mb@rambler.ru
Bykova Maria, Senior Lecturer of the Department of Monumental and Decorative Painting, tel.: 89501419665, e-mail: gelius-mb@rambler.ru
ляется элементам оборудования и благоустройства городского пространства: решёткам (ограждениям), фонарям, лавкам, урнам и другим формам архитектурного литья.
Задачами исследования являются: изучение обозначенной группы объектов в контексте исторического развития города Иркутска, изучение технологических и декоративных приемов их создания, анализ и определение их значения в системе городского интерьера Иркутска и принципов дизайна в синтезе с объёмно-планировочной средой города.
Формирование архитектурного облика Иркутска складывалось в русле тенденций развития технологий и стилевых направлений, существующих в архитектуре России 18 - 20 вв. Конец XVIII в. и первая половина XIX в. стали важным периодом в развитии архитектуры Иркутска. Использование образцовых фасадов, разработанных столичными архитекторами для массовой застройки городов России, обязательное утверждение проектов наиболее значительных объектов, определенное регулирование строительства на основе нового генерального плана способствовали улучшению качества городской застройки, а также развитию элементов городского оборудования. Наиболее распространённый материал для изготовления художественно выразительных решёток в России того времени был чугун. В Иркутске яркий пример чугунного литья - решётка ограждения Белого дома (первая четверть 19 в).
Общепризнанны качества чугуна, который часто используется в промышленности, особенно там, где необходимы устойчивость, массивность и статичность. Вместе с тем, этот материал обладает уникальной особенностью приобретать при литье тончайшую форму. Чугунные изделия несут важное художественное значение - пластику. Технологические свойства чугуна раскрываются в плавности контура, текучести в объемных переходах и округленности углов. Основными причинами широкого использования чугуна для художественных отливок следует считать высокую технологичность и, конечно, экономичность. Редкий материал может конкурировать с чугуном по ажурности изделий: литые чугунные кружева и художественные орнаменты отличаются прекрасной прорисовкой. Отсюда и еще одна сфера его применения -архитектурное литье.
На рубеже XVIII-XIX вв. модель изделия делится на части, которые формуются отдельно (подобно отливке бронзовой скульптуры). Затем, после обработки, части формы стыкуются и заливается металл. После остывания металла форма разбирается и полученное изделие извлекается. Таким образом, форма может использоваться несколько сотен раз. Использование опочной формовки существенно упростило процесс художественных отливок. Модели могли изготавливаться из прочных и долговечных материалов, таких как дерево, чугун, гипс и др. Изготовление часто исключало необходимость присутствия автора и давало возможность тиражирования [3].
Начавшееся в первой трети XIX в. проникновение в Россию европейского и, в частности, художественно-
го немецкого чугунного литья привело к эволюции пластики и форм изделий. В 1860-1870-е гг. в России появляются большие художественные кузнечные центры: Кубань, Область Войска Донского, Кыштым, Кас-ли, Арти, Нижнеисетск на Урале, с. Павлово в Нижегородской губернии, Великий Устюг, Вятка в Слободской Вятской губернии и т.д. Постепенная механизация кузнечной обработки железа, начавшись облегчением труда мастера, завершилась широкими исполнительскими возможностями. Кузнец получил в свое распоряжение широкий ассортимент железного и стального проката, что освобождало его от трудоемкой работы изготовления прутов. Вооружение кузнечной мастерской позволило создавать технологически сложные объемные, декоративные композиции сооружений. Последующие периоды (1870-1910-е гг.) в полной мере иллюстрируют все возможности декорирования материала и комплексное сочетание с архитектурой [3].
В конце XVIII в. декоративность чугунных решеток барокко сменяются ясностью и простотой решеток стиля классицизм. В начале XIX в. значительно расширилась область применения изделий из художественного металла. Стремительное строительство привело к прогрессированию металлических изделий разного функционального назначения: высокие и низкие ограды, парковые мосты, ограждения балконов и террас, ворота, оконные решетки, основания лавок, фонари. При создании особое внимание уделялось связи с архитектурой здания или ансамбля: четкая схема построения орнамента, строгая иерархичность и со-подчиненность элементов.
Период 1870-1890 гг. отмечен развитием различных эклектичных направлений, поиском нетрадиционных приемов художественной выразительности [3]. Стилистические особенности художественного металла в архитектурном наследии России также отражали общие типологические и стилевые закономерности архитектуры этого периода. В рисунке ограждений появляются новые формообразующие мотивы: чрезмерно разреженный или, наоборот, перегруженный ритм вертикальных прутьев, декоративных элементов. Нередко прослеживается несогласованность рисунка, пластики или композиционного построения звена (прясла) со столбами. В решетках периода эклектики можно определить три группы, характеризуемых общностью компоновки рисунка, функционального назначения, их места в архитектурной среде.
«Период 1900-1910 гг. - зарождение и развитие стиля модерн. Творческий поиск, исчерпав все возможности тупиковых путей эклектики, обрел в модерне принципиально новый стиль, который отразил в искусстве полную противоречий сложную историческую эпоху. Период начала XX в. характеризуется совершенными методами художественной обработки металлов. Комбинирование разнообразных технологических процессов было связано с автоматизацией промышленного производства. В металлургии и металлообработке выработка железа вытеснена производством прокатной стали, внедрением технологии машин-
ной штамповки в художественной обработке листовых металлов, соединение кованых деталей электрической и газовой сваркой.
В этот период практически исчезает чугунное литье и возрождается интерес к ковке. Наряду с применением современных технологий используются принципы ремесленной традиционной ручной обработки металла. Таким образом, в отличие от своих предшественников, мастера начала XX в. стремились не к «сглаживанию» поверхности кованого изделия, а, как правило, к выявлению материальной особенности металла, фактурности изделия.
Графичность и орнаментальность прекрасно характеризуют художественный металл модерна, составляя основу его выразительности. Орнамент этого стиля, по существу, ничем не был связан с истоками и традициями народного национального орнамента, имевшего глубокое мировоззренческое содержание. Представляя собой новое художественное явление, орнамент модерна строился по принципу свободной композиции. Прутья орнаментальных решеток модерна обычно сохраняют постоянное сечение, подчеркивая тем самым условность «графической» трактовки замысла мастера. Работа с кованым металлом одновременно велась в трех направлениях - пластическом, графическом и метрическом. Пластическое направление раскрывает материал в объемных, трехмерных деталях или композициях. Графическое направление тяготеет к плоскости, к чистой выразительной линии. Метрическое направление основано на чередовании и ритме графических и плотных пятен.
Историю развития дизайна архитектурного литья, отчасти, можно наблюдать и в современном Иркутске, на примерах решёток, сохранившихся или реконструированных по старым образцам.
В исторической части города Иркутска наиболее широко представлены примеры художественно выполненных в металле комплексов городского оборудования, исторически сложившегося и современного.
Наиболее старинная часть города располагается
в междуречье Ангары и Ушаковки (рис. 1). С середины XVIII в. развитие застройки идет в направлении главных торговых путей - в Европейскую Россию, Китай, Монголию, на север. В этих направлениях формируются основные магистрали города - Амурская, Большая (главная городская магистраль проложена по линии старого оборонительного вала), и Ланинская -ныне соответственно улицы: Ленина, Карла Маркса и Декабрьских Событий [6, с. 4-25].
Улицы им. Карла Маркса (рис. 1, 2) и им. В. Ленина (рис. 1, 1) - исторический и фактический центр города - представляют собой пересекающиеся линейные системы взаимосвязанных открытых пространств. Улицы включают в себя локальные образования: площади скверы, дворы. Данные улицы являются главными улицами города, здесь сосредоточены общественные здания, пешеходно-транспортные узлы, сети магазинов, достопримечательности города - архитектура, представляющая историческую и культурную ценность, памятники известным деятелям.
«Элементы планировочной структуры города, которые составляют систему открытых пространств (скверы, набережные), активно влияют на художественно-эстетическую выразительность ансамблей города... Синтетический образ города возникает при слиянии полученных в разное время представлений о его крупных ансамблях, камерных интерьерах, ландшафтных особенностях»[1, с. 25-27].
Рассмотрим систему художественного решения элементов городского оборудования в её связи с архитектурой на примере скверов, дворов, находящихся на центральных улицах. Доминантой в данной среде является сквер им. Кирова, акценты - нижняя и верхняя набережные.
Нижняя набережная Ангары (рис. 1, 3) находится в северной части исторического центра города. Отсюда берет своё начало ул. Ленина. Современное пространство Нижней набережной использовалось с самого основания Иркутска. На месте, где сейчас смотровая площадка, была пристань. Особой гордостью
Локальные образования центральных улиц:
1. Ул. Ленина
2. Ул. Карла Маркса
3. Нижняя набережная
4. Площадь Кирова
5. Художественный музей
6. Сквер возле памятника Ленину
7. Верхняя набережная
8. Сквер возле драматического театра
9. Сквер возле Дома художников
10. Площадь Труда
Рис. 1. Карта исторической части города
Нижней набережной стали Собор Богоявления (1693 г.), утраченная триумфальная беседка цесаревича Николая. [4] Как видно на старых фотографиях, деревянные ограждения пристани были маловыразительны в эстетическом плане, выполняли лишь функцию безопасности [2, с. 320-324].
Площадь современной набережной объединяет две улицы: Ленина и Рабочая. На сегодняшний день пространство пешеходного (нижнего) яруса набережной, представленного смотровой площадкой, соединяется с пространством аллеи ветеранов (мемориальный комплекс 1975 г., арх. В. Н. Федорин, гл. художник города В. Г. Смагин) при помощи моста, переброшенного через автомобильную дорогу Нижней набережной [4]. Оба уровня набережной отгорожены со стороны реки чугунной литой решеткой, обеспечивающей безопасность и разграничивающей пространство набережной. Протянувшаяся вдоль набережной решётка визуально соединяет смотровую площадку с собором, делая композицию пространства более цельной (рис. 2). Решётки, лавочки, фонари для набережной выполнены в разное время. В художественном решении их элементов есть общие черты, но в целом стилистика различна. Рисунок решётки ограждения можно отнести к стилистике эпохи классицизма, фонари выполнены в стиле конструктивизма, в основе металлического декора лавок прослеживаются мотивы бурятского орнамента. В архитектуре собора заметно смешение древнерусских мотивов декора и барочных элементов конструкции здания. Архитектурная среда данного участка города строится на сочетании различных по стилю элементах.
Рис. 2. Элементы оборудования Нижней набережной
Многоуровневый планшет пространства набережной удачно подчёркнут решёткой, которая эстетически выразительно обогащает пространство своим декором.
Площадь им. Кирова (рис. 1, 4). В начале ХХ века это был сложившийся архитектурный ансамбль, создаваемый на протяжении трёх столетий. Монументальное здание Казанского кафедрального собора (арх. Г.В. Розен) доминировало в градостроительной композиции Иркутска. Привычные для современников размеры площадь приобрела к концу XIX века. В этом сыграл роль и пожар 1879 года. Он уничтожил все постройки площади, преимущественно деревянные.
Площадь имела уникальный архитектурный ансамбль, состоящий из религиозных и образовательных учреждений (Тихвинская церковь, Казанский кафедральный собор, часовня Святителя Иннокентия, Спасская церковь, римская католическая церковь, горное училище, публичная библиотека, вторая женская гимназия) [2]. Практически каждое здание было огорожено различными по стилистике декора решётками. Территорию Тихвинской церкви окружала каменная ограда с коваными решётками из ажурных переплетений, напоминающих барочные мотивы (рис.3, в) [5]. Промышленное училище - каменная ограда с решёткой из деревянных прямолинейных элементов (рис.3,а). Казанский собор был обнесён каменной оградой с металлической решеткой, выполненной в стиле, напоминающем византийский (рис. 3,б) [5]. Костёл - готические элементы декора решётки. Проезжая часть была отгорожена достаточно условным забором, состоящим из деревянных столбов и перекладин (рис. 3,б) [2, с. 431].
Ко второй половине XX века, после сноса в период советской власти Тихвинской церкви, Казанского собора и пр. сооружений, в 1961 г. в центре площади был разбит сквер с фонтаном и скамейками, благоустраивались близлежащая территория и здания [4]. До 2007 г. сквер был огорожен точно такой же чугунной решеткой, что и современная нижняя набережная.[6, с. 22] Таким образом, сквер им. Кирова и нижняя набережная составляли единый комплекс на уровне элементов городского оборудования как подгруппы архитектурно-планировочных средств. Надо отметить, что лаконичное классическое художественное реше-
а) б) в)
Рис. 3. Тихвинская площадь: а - ограждения Казанского собора, проезжей части; б - Промышленное училище;
в - Тихвинская церковь
ние решётки наиболее органично входило в контекст с существующей архитектурой сквера - неоклассическим зданием лингвистического университета, эклектикой здания государственного университета, здания Иркутскэнерго, конструктивистскими решениями зданий гостиницы Ангара, дома Советов.
В 2007 году в сквере Кирова была проведена глобальная реконструкция: появилось новое оборудование (ограждения, скамьи, урны), тротуарная плитка, зелёные насаждения практически полностью были заменены [4]. Дизайнерское решение ныне существующего оборудования придало площади декоративную насыщенность, торжественность (рис. 4.). Теперь сквер приобрёл совершенно отличающееся от нижней набережной художественное оформление. Металлическую решётку ограждения подняли на бетонное основание, облицованное розовым гранитом, что придало ей монументальность. Центральная ось сквера была подчёркнута обилием ажурных металлических деталей плафонов на фонарных столбах.
щем стиль модерн. Это единственная сохранившаяся высокая решётка на протяжении двух главных улиц города. До революции многие учреждения и частные дома в Иркутске имели высокие ограды: институт благородных девиц, дом общества приказчиков, музей географического общества, особняк архитектора В. А. Рассушина, Казанский собор, Тихвинская церковь и
др. [2].
Как правило, высокие решетки устанавливаются на цоколе. На раскрепованной части цоколя, образующего постамент, ставятся столбы. Каменные столбы, четырехугольные в сечении, делаются гладкими, филенчатыми или рустованными. Аналогично членению каменных ограждений столбами на прясла, металлические - разделяются на звенья. Каждое металлическое звено состоит из стоек, поперечин и входящих в металлические или каменные столбы заводных концов. Стойки звеньев делятся на «главные» и «простые». «Главные» стойки нижним концом монтируются в цоколь. «Простые» стойки держатся в поперечинах
Рис. 4. Городское оборудование площади им. Кирова
Пластическая подача изделий раскрывает материал в объемных, трехмерных деталях - кованых живописных накладных элементах решётки. В основе художественного решения декора - восточные, бурятские мотивы орнаментики, что по теме близко нашему региону (рис. 4.). Однако в исторически сложившемся архитектурном ансамбле площади такое решение обладает отдельным, самостоятельным звучанием. При этом новое художественное решение элементов оборудования площади претендует на ведущую роль архитектурно-планировочных средств в композиции данного городского интерьера. Возможно, причиной такого решения стало желание объединить различные по стилистике архитектурные объекты, формирующие пространство сквера, самостоятельным декоративным приемом, нейтральным для многообразного характера данного средового контекста. Здание Иркутского областного художественного музея, бывшая мужская гимназия, находится в некотором заглублении от дороги. Площадка перед зданием отгорожена от улицы высокой решёткой, благодаря чему приобрела камерный характер (рис. 1, 5). Существующая на данный момент решётка воссоздана по её историческому аналогу [2, с. 54].
Решётка и здание решены в комплексе, в едином стиле русского классицизма, чего нельзя сказать о расположенных внутри двора лавочках, фонарных столбах и урнах, появившихся там в советское время. Они выполнены в другом стиле, больше напоминаю-
(прожилинах), в которых продольное железо монтируется вдоль звена решетки, вверху и снизу, иногда посередине. Стойки делаются из железа квадратного или круглого сечения. Квадратные стойки, как правило, монтируются к основной плоскости ограды гранью или ребром. На рубеже XIX-XX вв. в России при монтаже решеток часто чередовали стойки различной толщины [3].
Рассматриваемые элементы городского оборудования могли быть созданы по индивидуально разработанному эскизу, могли быть типовыми индустриально изготавливаемыми объектами или сооружениями ограниченного повторного применения, степень индивидуальности их проектирования неодинакова для разных групп. В городском оборудовании, повторяющиеся и типовые элементы составляют основу [1, с. 46].
Площадь набережной Ангары, где находится памятник Александру III (рис. 1, 7), является доминантной в планировке бульвара Гагарина и акцентом в градостроительной композиции Иркутска. Здесь берёт своё начало улица Карла Маркса. В 1908 г. в честь окончания строительства Транссибирской магистрали на берегу Ангары, в Александровском сквере, историческом месте Иркутска, был воздвигнут памятник Александру III (арх. Бах). Весной 1909 года вокруг памятника была установлена кованая металлическая ограда, изготовленная по проекту иркутского гражданского инженера В.И. Коляновского в мастерской
"Обертур" в Санкт-Петербурге в виде чугунной решётки с замысловатым рисунком - растительными мотивами. На гранитных столбах по углам были установлены чугунные фонари. Ажурные решётки в сочетании с угловыми фонарями на фигурных столбах придавали ограде классическую законченность [4].
Ограда представляет собой кованую решетку, которую по декоративному характеру можно скорее отнести к барочному стилю, нежели к характерному для эпохи правления Александра III классицизму. Решётка воспринимается не только как ограждение, но и как часть художественного замысла памятника. Современное оборудование набережной: лавочки, фонарные столбы, урны, - в своём дизайнерском решении отражают общие тенденции стилистических приемов решётки ограждения памятника (рис.5).
Рис. 5. Элементы оборудования Верхней набережной
Важный прибрежный ансамбль образуют здания научной библиотеки университета, бывший особняк купца М.В. Сибирякова (1814-1822), с 1837 г. - губернаторский дворец, стилизованное в мавританском стиле здание Музея Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества (1882-83, арх. Г.В. Розен) [2, с. 101, 302]. До установления советской власти в архитектурном пространстве слияния набережной и улицы Большой (бульвара Гагарина и ул.
Карла Маркса) можно было наблюдать целый ансамбль решёток. Ограда здания современного краеведческого музея выглядела так: на каменном цоколе деревянная резная решётка, как и само здание, выполнена в мавританском стиле, рисунок решётки представлен в виде восьмиконечной звезды [2, с. 99] (рис.6, б). Ограда современного здания Зональной Научной библиотеки Иркутского государственного университета частично утрачена. Каменная ограда с чугунной решёткой в виде сочленяющихся между собой больших колец (рис.6,а), по обе стороны главного фасада были сделаны чугунные ворота, а на пилонах размещались фигуры в виде дремлющих львов [2, с. 302]. Ограда, как и дом, выполнены в стиле русского классицизма. Кроме того, Александровский сквер (набережная) тоже был огорожен высокой ажурной чугунной решёткой, без цоколя (в 1961г. ограда была разобрана) [2, с. 277]. Стойки звеньев перемежались поперёк: сверху и снизу - ажурным рисунком из завитков, художественное решение ограды напоминало классический образец (рис.6,в).
В начале улицы Карла Маркса исторически сложился культурнодосуговый комплекс, включающий в себя здание драматического театра (в 1894-1897 годах построено по проекту петербургского архитектора В.А. Шрётера) [4] и прилегающие к нему скверы (рис. 1, 8). В начале ХХ века пространство скверов было огорожено простым деревянным частоколом. В советское время забор снесли. [2, с. 111] В 1999 году здание театра было реконструировано и обновлено, благоустроены прилегающие к театру скверы [4], в которых появились многочисленные элементы городского оборудования в виде системы ленточных металлических ограждений, скамеек, фонарей (рис. 7).
Однако при всем художественном разнообразии подобных элементов трудно выявить единство стилистического решения с контекстом исторически сложившейся среды. Хотя характер данного пространства, отражающий все многообразие архитектурных стилей, в какой-то мере оправдывает стилистическое разночтение элементов городского оборудования, своеобразно дополняющих эклектичный характер здания театра, насыщенного архитектурным декором.
В качестве пространства, где конкурирующую позицию существующим архитектурным объемам занимает городское оборудование, можно рассматривать пример локального образования в конце улицы Карла Маркса, там, где она пересекается с улицей Декабрь-
а) б) в)
Рис. 6. Верхняя набережная: а - особняк купца М.В.Сибирякова; б - здание Музея Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества; в - ограда Александровского сквера
Рис. 7. Городское оборудование скверов, примыкающих к зданию драматического театра
ских Событий (рис. 1, 9). Здесь недавно благоустроили сквер (рис. 8). Это событие связано с открытием отреставрированного здания музея города Иркутска. Данное пространство с появлением здесь музея и сквера приобрело значимый культурный статус. Оборудование сквера здесь отмечает границы и служит ориентирами в пространстве. Окружающая архитектура выполнена в историческом стиле, за исключением здания Дома художника. Выделяется архитектура Дома офицеров, в прошлом дом общества приказчиков. [2, с. 183] В основе художественного решения элементов оборудования сквера лежит восточный мотив орнаментики, с привнесением в неё мелкой природной пластики (рис. 8). Классический рисунок ограждения вокруг музея города взаимодействует с элементами сквера только благодаря материалу. Архитектуру и дизайн оборудования сквера объединяет лишь общий композиционный строй чередований вертикальных и горизонтальных членений.
Рис. 8. Сквер рядом с Домом художника
Ещё одно локальное образование на улице Ленина - сквер с расположенным в нём памятником (рис. 1, 6). Ранее, до 1952 года, на месте сквера располагалась лютеранская кирха, выполненная в псевдоготическом стиле. Здание кирхи и прилегающий к ней участок были обнесены высокой оградой. Большую часть ограды занимал массивный цоколь, каменные столбы. Между столбами находилась ажурная металлическая решётка, выполненная в том же стиле, что и кирха [2, с. 121-126].
Здания вокруг сквера относятся к более поздним постройкам улицы. Наиболее выразительны из них здание кировской поликлиники, выполненной в стиле модерн, и здание ТЮЗа - в стиле эклектика [2, с. 128-
132]. Графическое решение рисунка тяготеет к плоскости, к чистой выразительной линии. Композиционное решение металлического орнамента элементов оборудования сквера содержит черты модерна, но, по сути, эклектично (рис. 9). Некоторые детали рисунка характерны для восточного орнамента.
Рис. 9. Сквер на улице Ленина
Актуальность исследования вопроса о принципах сочетания тех или иных архитектурно-планировочных средств в композиции городской среды хорошо раскрывается на примерах из истории градостроительства Иркутска 20 века.
До революции в Иркутске, как и в других городах России, почти все постройки, не считая культовых сооружений, улиц Карла Маркса и Ленина находились в собственности, поэтому в первую очередь решались задачи безопасности имущества. Здание или его задний двор обносили высоким забором на высоком цоколе. Известно описание построек этого типа: «...все дома строились самым старинным манером. Обыкновенно двор обносили высоким забором, который в Иркутске получил название заплот...» [2].
В настоящее время художественное решение современного городского оборудования площадей и скверов главных улиц Иркутска можно рассматривать как систему взаимосвязанных элементов. Данная система подчеркивает значимость каждого из перечисленных локальных пространств объемно-планировочной структуры города.
Дизайн изделий для оборудования главного сквера города отличается особенным богатством декора и
сложностью рисунка. Уникален, т.е. неповторим в пределах города, дизайн элементов благоустройства Верхней набережной. Во второстепенных по своему значению пространствах города, таких как Нижняя набережная, площадь Труда, сквер у здания Дома художника, используются типовые, повторяющиеся элементы - скамьи в комплексе с урнами и фонарными столбами, дизайн которых посвящён 350-летнему юбилею города. Локальные образования - аллея Ветеранов, сквер возле Союза художников, площадь Труда - имеют в своём арсенале два вида стилистических решений скамеек, что художественно обогащает заполнение пространств.
Оборудование скверов, площадей улиц Карла Маркса и Ленина объединены рядом особенностей. Наблюдается влияние восточных мотивов в рисунке как на уровне детали, так и орнамента в целом. Решетки имеют примерно одинаковую высоту и плотность заполнения изобразительными элементами. В решении подобных пространств используются однотипные плафоны, исключение составляет нижняя набережная. Все металлические элементы в изделиях имеют чёрный цвет. Во многих изделиях повторяется ряд типовых изобразительных элементов в различных комбинациях.
В процессе анализа исторического развития элементов городского оборудования в Иркутске и определения современных тенденций художественных разработок в этой области необходимо отметить, что в каждом временном отрезке довольно сложно выявить закономерности формирования данных элементов как продуманной системы, являющейся синтезированной частью среды Иркутска. В период формирования каменного города присутствие элементов оборудования часто ограничивалось лишь их функциональной необходимостью. Эстетика элементов среды диктовалась в основном вкусами и материальными возможностями купечества, а также личными желаниями частника, воздвигающего собственное сооружение на тот или иной манер, не пренебрегающего, конечно, помощью профессионалов, но занимающего в этих вопросах авторитарную позицию.
Архитектура города середины века предлагает экономичный тип унифицированной застройки, среди которой, конечно, находится место для элементов городского благоустройства, однако их внешний облик выражен минимальными художественными средствами. Типовые приемы создания стандартных изделий, вероятно, повлияли на то, что в структуре городского интерьера можно было выявить некую закономерность размещения элементов в структуре городской среды, однако такой подход очень далек от решения задачи синтеза с исторически сложившейся средой.
В настоящее время в Иркутске активно развивается заполнение интерьера города разнообразными элементами городского благоустройства. Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что обозначенные изделия вводятся в среду наиболее значимых в иерархии города пространств, которые являются частью системы взаимосвязанных локальных градостроительных образований. Безусловные позитивные чувства вызывает столь активное развитие художественных приемов и привлечение декоративных средств, несомненно, преобразующих атмосферу городского интерьера и особенно знаковых для горожан мест. Однако в любом, даже самом оптимальном и выразительном, решении необходимо чувство меры. Сложившийся прием введения элементов с металлическим декором с некоторых пор вызывает сомнения в том, что он приобретает характер повсеместного внедрения. Причем, если внимательнее рассмотреть решение каждого из этих пространств, возникает вопрос о том, насколько продуманы их решения в контексте со средой, несущей исторически сложившиеся стили и направления. Возможно, активное введение металлического декора в среду будет способствовать объединению многообразной архитектуры города с помощью системы унифицированных элементов. Но в чем же «золотая» середина в решении подобных задач?
Убеждены, что уникальность, неповторимость облика городской среды Иркутска является основной задачей и важнейшей современной тенденцией в развитии дизайна городской среды.
Библиографический список
1. Шимко В. Т. Архитектурное формирование гордской среды: учеб. пособие для архит. спец. вузов. М.: Высш. шк., 1990. 223 с.
2. Медведев С.И.Иркутск на почтовых открытках: историко-библиографический альбом-каталог. М., 1996. 546 с.
3. Курочкин М. В.Общая периодизация художественного металла в архитектуре России ХУ-ХХ вв., 2010. // Сайт Удмуртского Института Искусств и Дизайна /http://iiid-udsu.ru
4. Википедия - свободная энциклопедия./ ru.wikipedia.org/
5. Калинина И. В. Православные храмы Иркутской епархии
ХУ - начала XX века: научно-справочное издание. М.: «Га-ларт», 2000. 458 с.
6. Иркутск: географический атлас. М., 1987. 56 с.
7. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды: учебник. М.: Архитектура-С, 2006. 382 с.
8. Эльвира Каменщикова. Ансамбль Тихвинской площади // Сайт Прибайкалье /www.pribaikal.ru/.
9. Соболев Н.Н. Чугунное литье в русской архитектуре. М., 1951.