ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНСАМБЛЬ ТАТАРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА
ВЕСТНИК НАУКИ Агмалова Язгуль Джалиловна, Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань E-mail: [email protected]
И ТВОРЧЕСТВА
Ключевые слова: татарский национальный костюм, орнамент, головные уборы, ансамбль.
Аннотация. Татарский костюм представляет собой самобытную систему национального художественного промысла, включавшую в себя ткачество; создание головных уборов, украшенных орнаментами; пошив различных видов обуви, и ювелирное искусство. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль.
Основные элементы национального костюма с давних времен были общими для всех татар. Как мужчины, так и женщины носили длинные, широкого покроя рубахи и длинную со сплошным остовом распашную верхнюю одежду. У женщин эту монументальность подчеркивали массивные нагрудные, накосные и наручные украшения и сложные, как правило, сочетающиеся с большими покрывалами, головные уборы. Нижним головным убором мусульманина являлась четырехклинная, полусферической формы тюбетейка. В холодное время года мужчины поверх тюбетеек, а женщины поверх покрывал надевали полусферическую меховую или стеганую с меховым околышем шапку. Особую популярность получили мужские матерчатые кушаки и традиционная кожаная обувь: ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой. Рабочей обувью в деревнях были лапти. Их носили с суконными или вязаными чулками белого цвета.
Основу мужского и женского традиционного костюма составляют рубаха и штаны (ыштан), сшитые из сравнительно легких материалов. До середины 19
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
века древняя широкая рубаха (из прямого, перегнутого поперек полотнища, без шва на плечах, с ластовицами, с широкими вставными боковыми клиньями, с центральным грудным разрезом) была общераспространенной.
Штаны (ыштан) по покрою представляют собой широко известную поясную одежду тюркоязычных народов, получившую в этнографической литературе название «штаны с широким шагом». Мужские штаны шили обычно из полосатой ткани (пестряди), женщины предпочитали однотонные. Праздничные и свадебные штаны для жениха шились из домотканины с мелкими и яркими браными узорами [1].
Национальная одежда татар Казани и близлежащих местностей, является основой формирования традиционного костюма. Располагая объективными возможностями ускоренного социально-экономического и культурного развития (наличие городов и городских ремесел, сравнительно продвинутых масштабов производства, обмена и торговли), казанские татары создали высокохудожественные вариации народного костюма, отличающиеся изысканностью форм, эстетическим совершенством декоративного оформления.
Литература:
1. Исхаков Д.М. Этнография татарского народа / Д.М. Исхаков // Магариф. -2004. - С. 17-20
»
10