сжусстш®
Н. А. Киселева
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОНА ФРЕСОК МИРОЖСКОГО МОНАСТЫРЯ
Спасо-Преображенский собор Мирож-ского монастыря в городе Пскове — архитектурно-художественный шедевр XII века. По мнению известного искусствоведа Т. В. Шу-лаковой, среди тысяч памятников Псковской земли «совершенно исключительное место, грандиозное по художественному значению и брендовой ценности занимают ансамбли древней фресковой живописи»1. Мирожские фрески являются единственным сохранившимся домонгольским памятником на Руси, где выразительными изобразительными средствами подробнейшим образом раскрывается догмат о реальности воплощения Иисуса Христа, ипостасном соединении в Боге-сыне божественной и человеческой природы и его искупительной жертве.
«Композиционное мастерство, смелый колорит, блестящее знание технологии, классическая ясность ансамбля — все это ставит мирожские фрески в число выдающихся памятников раннего русского средневековья, всего византийского мира середины XII столетия»2.
Искусствовед Е. Н. Морозкина, посвятившая много лет изучению псковских храмов, пишет: «Мирожские фрески — это целый мир. Он охватывает сразу, покоряет себе. Крупность. Значительность. Соответствие основным архитектурным формам, гармония...
Киселева Надежда Анатольевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ПсковГУ.
Преобладает сине-золотистый тон. Синий — цвет неба, цвет фона. Желто-золотистые нимбы светятся повсюду, обдают сиянием синеву. Эти цвета слились в образе Христа, фигура которого повторяется многократно. Его одежды везде одинаковы: золотисто-желтый хитон и синий плащ — «дополнительные цвета», как их называют художники»3.
Изучению псковских фресок посвящены труды таких исследователей, как Н. Ф. Окулич-Казарин, В. В. Сарабьянов, Ю. П. Спегальский, В. В. Седов, Е. С. Семенова, М. Н. Соболева, О. Е. Этингоф, В. В. Филатов и др. Вместе с тем, как замечает Т. В. Шулакова, Псков почти не показывает свои первоклассные фрески и крайне мало дает о них информации.
В данной статье рассматриваются некоторые художественные особенности фона и колорита подкупольных и алтарных фресок Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря.
Начнем с самой высокой центральной части храма — купольного пространства, которое занимает величественная композиция «Вознесение» с изображением Иисуса Христа в окружении хоровода ангелов (фото 1). Восемь ангелов, изображенных в динамичных позах с обращенными к Христу ликами и руками, прославляют вознесшегося на небеса Христа — Владыку мира и создают у зрителей торжественное, приподнятое настроение, отражающее величие и триумф Бога.
Фото 1. Вознесение Христово. Центральная часть композиции. Фреска купола
(Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. М.: Северный Паломник, 2015. С. 23)
Эта композиция «определяет главную богословскую направленность иконографического замысла всей декорации, утверждающую догмат об ипостасном соединении во Христе божественной и человеческой при-роды»4.
Согласно учению великого идеолога исихазма Григория Паламы, Иисус Христос есть Свет, «неизреченно сияющий». Свето-зарность Бога непостижима и несказанна, поскольку Бог непознаваем в своей сущности. И все же Бог выявляется благодатью — божественной энергией света, изливаемой Им в мир. Его учение есть просвещение людей.
Как же можно простому человеку художественными средствами показать божественное непознаваемое? Как создать невозможное и при этом соблюсти строгий церковный канон? Гениальные мастера — создатели знаменитых мирожских фресок приблизились к решению этой сверхсложной задачи.
Доминирующее значение Иисуса Христа в «Вознесении» подчеркнуто пространственно, художественно и масштабно. Он расположен выше всех других образов, значительно превосходит по размеру остальные фигуры и располагается на выделяющемся фоне сияющего медальона славы. Притягивающая все взоры фигура Бога вписана в пять увеличивающихся концентрических окружностей, символизирующих небесные сферы, цвет которых последовательно меняется от темно-синего центра через светло-синий, лазурно-голубой и небесно-голубой к самому светлому белому краю.
В трех средних кольцах окружностей медальона славы разбросаны 21 золотистая восьмиконечная звездочка (за исключением одной семиконечной), которые подчеркивают славу и величие Бога, восседающего на радуге, символически изображенной в виде трех изогнутых синих линий. Линии радуги соединяют центр фона с крайним кольцом медальона славы, обведенным синим цветом и отделяющим сферу медальона с фигурой Христа от сферы ангелов на синем фоне. Сочетание красок одеяний Христа с контрастными оттенками фона и расположение центрального образа в круге создает удивительное психологическое ощущение гармонии, равновесия и умиротворения.
Следует отметить, что насыщенный сине-голубой ультрамариновый фон, положенный, согласно традиции, на подмалевок из темно-серой рефти, является доминирующим в колорите фресок Спасо-Преображенского собора. При этом «все цветовые вариации мирожской живописи являются результатом порой чрезвычайно сложного смешения красок, причем эти смеси оказываются строго регламентированными и неизменными для всего объема декорации, хотя и поражают богатством и разнообразием. Между тем драгоценное звучание мирожского колорита достигается весьма ограниченным составом пигментов. Так, исследования показали наличие всего девяти исходных красок. В ми-рожских фресках использованы два варианта синей краски — лазурит и смесь сажи с белилами (так называемая рефть), два варианта зеленой — малахит и глауконит (зеленая земля), киноварь, красная, коричневая и желтая охры, а также известковые белила. Итак, вся изысканно организованная богатейшая палитра этого ансамбля является результатом сложных смесевых красок»5.
Однако следует иметь в виду, что за семь с лишним столетий с даты создания собора краски мирожских фресок неизбежно изменились. Это связано с различными факторами: физико-химическими, микробиологическими, гидрологическими (затопление собора водами реки Великой), антропогенными (закрашивание фресок слоями штукатурки, поновления росписей и реставрационные работы) и т. д. Так, сегодня нашему взору предстоит довольно сдержанный колорит фресок с преобладанием холодных тонов.
По мнению исследователей (В. В. Филатов, В. Н. Лазарев, В. В Сарабьянов и др.) раньше краски были более свежими, яркими, интенсивными, насыщенными. «Особенно это относится к синему цвету фонов. В подавляющем большинстве случаев лазурь сходит вместе с удаляемой реставраторами записью, и тогда фон принимает темно-индиговый оттенок. Обычно изменяются от времени и некогда ярко-красные и розовые тона, приобретающие коричневый и серый оттенки»6.
Тем не менее на сегодняшний день фрески Мирожского монастыря являются наиболее хорошо сохранившимися на Руси
росписями XII в. (не менее 87 % первоначальной росписи по данным Псковского государственного музея-заповедника7), хотя некоторые фрагменты являются частично утраченными, особенно в нижней части стен храма, периодически затапливаемых талой водой.
Третий сверху ряд купольных изображений ниже Иисуса Христа и ангелов включает 16 образов, среди которых можно увидеть Богоматерь, Иоанна Предтечу, двух Архангелов и 12 апостолов. Фигуры разделены между собой стилизованными деревьями и размещены на одной линии на ультрамариновом фоне, который ниже колен персонажей переходит в изумрудно-зеленый фон. Систематически повторяющееся в разных композициях мирожских фресок колористическое сочетание ультрамарина, изумрудно-малахитовых оттенков зеленого и золотистой охры создают потрясающий по гармонии и красоте эффект, завораживающий зрителя.
Стволы деревьев выполнены также зеленой краской и обведены по контуру белилами или светлой охрой. Чередующиеся пяти- и семи-конечные кроны деревьев расположены чуть выше голов персонажей и закрашены темно-малахитовым цветом, на фоне которого прорисованы мелкие густые светлые веточки и листочки. Кроны деревьев отграничены от голубого фона темной контрастной обводкой.
Для синего фона фресок мирожские мастера использовали краску на основе дорогого привозного пигмента лазурита, а также смеси известковых белил и черной сажи под названием рефть. Зеленая краска, так же активно применяемая для написания одежд, поземов, растений и горок, создана из двух минеральных пород — в основном, из изумрудного малахита и в меньшей степени из оливкового глауконита8.
Четвертый ярус изображений состоит из расположенных попарно фигур 16 пророков, традиционно размещенных в простенках 8 окон барабана. Фигуры четвертого яруса, так же как и фигуры третьего яруса, располагаются на двухцветном фоне — на небесном сине-голубом сверху (от головы до колен персонажей) и на зеленом фоне позема внизу. Четвертый ярус отделен от третьего сплошной линией цвета охры, такой же ли-
нией обведены границы окон. Нижняя часть четвертого яруса отделена от пятого яруса тремя широкими линиями серого, зеленого и охристого цвета. В основной части собора горизонтальные пояса фресок разграничены охристой или красновато-коричневой полосой с белой обводкой по краям. Такие же полосы обрамляют композиции на парусах и склонах сводов.
Во фресковом ансамбле Спасо-Преоб-раженского собора можно увидеть изображения всех двадцати пророков из Ветхого Завета, из них 16 пророков — в барабане и 4 пророка — в западной части подпружных арок на таком же двухцветном зелено-голубом фоне.
Своды окон барабана украшены широким цветочным орнаментом из зеленых извилистых растительных стеблей и трех-лепестковых сине-красноватых цветков на светло-желтом фоне, отделенном тонкими линиями зеленого и белого цвета и более широкой охристой линией. Витиеватые узоры орнамента создают нежную, воздушную кружевную роспись, связывающую в единый неразрывный круг всех пророков, так что окна совсем не мешают созданию ощущения цельности и единства всей композиции.
Подкупольное пространство собора переходит в стены через четыре паруса, в которых, согласно традиции, располагаются фигуры евангелистов Матфея, Иоанна, Марка и Луки. Четыре евангелиста являются символом четырех столпов, четырех прочных оснований, на которых базируется Церковь Православная, питаемая и поддерживаемая проповедниками учения Христа. История Евангелия, как раскрытая книга, подробно представлена художественными средствами во фресках Мирожского монастыря.
И здесь на парусах мы можем наблюдать изменение содержания и, соответственно, колорита фона фресок: на заднем плане композиций с евангелистами появляются декоративные элементы в виде изображения фрагментов архитектуры, мебели и некоторых атрибутов для письменной работы евангелистов в палатах. Стаффажные объекты выполнены в светлых разбеленных охристых и салатовых тонах с коричневой прорисовкой мелких деталей.
Центральное место подпружных арок между фигурами евангелистов занимают изображения «Нерукотворного образа» — одного из самых чтимых святынь восточной церкви — Мандилиона (Спаса на убрусе) и Керамидиона (Спаса на чрепии), а также поясные фигуры родителей Богоматери Ио-акима и Анны. И здесь вновь при созерцании образа Христа мы встречаемся с художественным изображением божественного сияния в виде золотистых четырехконечных звездочек на убрусе и плавных двойных волнистых излучений на сложносоставном светло-розовом фоне чрепия.
Важнейшей сакральной зоной храма является алтарь. Фрески алтаря, так же как и фрески основной части Спасо-Преображен-ского собора (не считая купола и барабана), размещены в виде шести горизонтальных поясов, или ярусов, отделенных друг от друга линиями цвета охры или широкими салатовыми полосами, окаймленными узкими охристыми контурами (фото 2).
Главным образом центральной апсиды является Деисус, расположенный в конхе алтаря. По мнению М. Н. Соболевой, «размещение этой композиции в алтарной конхе христианского храма относится вообще к числу явлений редких. Что касается древнерусской живописи, то, за исключением мирожской живописи, она не встречается больше ни в одном из сохранившихся памятников»9.
Иисус Христос восседает на мощном золотистом престоле, расписанном узорами, в окружении Богоматери и Иоанна Предтечи, склоняющимися к нему в почтительном молении. Престол, накрытый белым литургическим платом, символизирует страстной акцент. «Это деталь, отнюдь не уникальная, но в данном случае чрезвычайно характерная, призвана уподобить сам престол алтарю, а Христа — жертвенному Агнцу... Таким образом, Спаситель предстает здесь не только как грядущий Судья, но и как Страстотерпец, принесший Себя в жертву за человечество»10.
Сама композиция написана на лазурно-синем фоне, переходящем внизу в изумрудно-зеленый позем. Над фигурой Христа располагается медальон с Этимасией (Престолом Уготованным), олицетворяющим собой неделимую Троицу, которой приносится евхаристическая жертва.
В своде вимы центральной апсиды алтаря возвышается одна из главных композиций собора — Преображение Господне, являющаяся лейтмотивом всей храмовой росписи и давшая название самому храму. Художественное изображение композиции Преображения перекликается с композицией купольного Вознесения. И там, и здесь Иисус Христос предстает на выделяющемся фоне сияющего медальона славы в виде окружностей (только в композиции Вознесения мы насчитали 5 окружностей, а в Преображении — 6-7). Их оттенки постепенно меняются от темно-синего центра к самому светлому белому краю, что символизирует сияние Славы Господней. В композиции Преображения усиливают это впечатление семь лучей, состоящих из трех белых линий, расходящихся в стороны от центра фигуры Христа и выступающих за границы круга.
Сияние Преображенного Христа особенно ярко воспринимается при рассматривании его фигуры, облаченной в белые одежды, в лучах медальона славы, помещенного на контрастный темно-синий фон. С двух сторон склонились к Христу изумленные апостолы, стоящие на зеленоватых пригорках, освещенных сиянием.
Этот божественный свет был показан Иисусом Христом своим ученикам на горе Фавор: «...взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. И вот, явился им Моисей и Илия, с Ним беседующие»11.
Под влиянием исихазма свет в православии приобрел особый смысл: фаворский свет Преображения не был чувственным и тварным, а озаренные им апостолы сподобились нетелесного восприятия «паче-естественного света». Энергии Божии всколыхнули землю, и резче обозначились контуры горок, «...облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». И пали ошеломленные апостолы, прикрывая ладонями глаза. Фигура Христа источает непостижимый свет, который несёт в мир благодать и духовное просвещение. Лучи его обозначены светлыми
Фото 2. Центральная апсида
(Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. М., Северный Паломник, 2015. С. 17)
линиями, радиально расходящимися от непостижимого Источника»12.
Верхняя часть центральной апсиды с Преображением Христа отделена от средней и нижней частей растительным орнаментом, расположенным на щеке подпружной арки. Средняя композиция представляет собой изображение Евхаристии, или Причащение апостолов, а два нижних яруса, которые менее всего сохранились, традиционно занимает святительский чин и служащие дьяконы.
Особенностью композиции Евхаристии является двукратное изображение Христа, причащающего хлебом и вином апостолов Петра и Павла, за которыми в склоненных позах располагаются и другие апостолы. При этом Иисус изображен стоящим за частично закрывающим его алтарем в виде мраморированных плит с двусторонне симметричными по вертикали и по горизонтали беловато-зеленовато-синими разводами разных оттенков и с большим крестом посередине.
Символизирующие храмовый престол мраморные плиты отделены от сине-зеленого фона тремя линиями — узкой зеленой, более широкой белой, а также широкой почти черной линией у правой плиты и темно-коричневой линией с черной обводкой по краю у левой плиты. Симметричное расположение композиции и обращенность всех действующих лиц (двух прислуживающих ангелов и двенадцати апостолов) к фигуре Иисуса Христа позволяет сконцентрировать взгляд зрителя на основной сути священного таинства Евхаристии.
«Сцены, изображенные на стенах храма, являются не только объектами рассмотрения и размышления, но и своего рода комментариями к священнодействию, происходящему во время службы. Персонажи сцен выступают и в роли очевидцев чуда, и одновременно в качестве свидетелей «воче-ловечевания» Христа, его прихода к людям и пребывания с ними.
Совершаемое им есть, прежде всего, таинство, и о нем свидетельствуют не только взгляды и многократно повторенные указующие жесты участников евангельских событий, но и исходящий из глубины красочного слоя не яркий, но пронизывающий все изо-
бражения свет, переливающийся оттенками лазурно-голубого, золотисто-желтого и чистого белого цвета. Это сияние, как воздух наполняющее пространство собора, объединяет все изображения в единую сцену, которая представляет мистерию явления божественной славы Христа. Так утверждается мысль о том, что евангельская история существует вне времени, являясь мистической реальностью церковной жизни»13.
Таким образом, художественными особенностями фона фресок Спасо-Преоб-раженского собора Мирожского монастыря являются:
- гармоничная согласованность архитектурных и художественных решений средневековых мастеров;
- высокий иконографический и художественный уровень монументальной живописи;
- технологическое, техническое, композиционное и стилистическое единство росписи фресок;
- многоярусное фризовое построение композиции, последовательный переход сцен, раскрывающих подробную историю Евангелия;
- небольшое количество исходных красящих пигментов, сложным смешением которых достигается поразительное богатство живописной палитры мирожских фресок;
- доминирующим колоритом фона являются строго регламентированные вариации холодных сине-зеленых оттенков на основе лазурита, подчеркивающие главные образы композиции с яркими золотисто-желтыми нимбами;
- в палитре мирожских фресок используется только одна краска природного теплого тона — желтая охра, придающая особенное сияние фигурам, изображенным на контрастном фоне холодных оттенков;
- божественное сияние образа Иисуса Христа в отличие от других образов подчеркнуто ярко выделяющимся фоном (медальона славы, плата, чрепия, мраморированного престола) и усилено светящимися лучами и звездами;
- в соотношении фигура — фон отмечается четкая прорисовка фигур, их отделен-ность от фона обводкой контрастного цвета;
- мягкие переходы оттенков фона, не отвлекающие внимания от центральных фигур;
- стаффажные элементы наполнены христианской символикой и включают украшенные узором детали архитектуры, мрамо-
рированные сегменты, стилизованные объекты флоры и фауны;
- проемы окон и арок храма украшены изящным лаконичным растительным орнаментом.
Примечания
1. Шулакова Т. В. Фрески — чудо и слава Пскова // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2012. С. 145-150.
2. Лагунин И. И. «И бысть тишина в рустеи земли...»: К вопросу о датировке Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря // Древний Псков. История. Искусство. Археология: Новые исследования: [Сб. статей]. М.: Изобразительное искусство, 1988. С. 66-98.
3. Морозкина Е. Н. Псковская земля. М.: Маросейка, 2009. С. 74.
4. Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. М.: Северный Паломник, 2010. С. 36.
5. Там же. С. 270.
6. Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески XI-XV вв. М., 1973. 456 с.
7. [Электронный ресурс]: URL: http://museum.pskov.ru/virtual/museum/mirojsk
8. Сарабьянов В. Д. Указ. соч. С. 37-38.
9. Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова // Соболева М. Н. Стенопись Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове. М., Наука, 1968. С. 16.
10. Сарабьянов В. Д. Указ. соч. С. 59.
11. Мф. XVII,1-3.
12. [Электронный ресурс]: URL: http://mindraw.web.ru/bibl_icon3.htm Источник: Диск «Святые Лики». Иеромонах Тихонъ (Козушин). Предисловие к странице: Михаил Гусев.
13. [Электронный ресурс]: URL: http://www.archmuseum.ru/?p=1705 Сарабьянов В. Д. Спасо-Преоб-раженский Собор Мирожского Монастыря в Пскове.