Научная статья на тему 'Художественное образование в области традиционного прикладного искусства в условиях глобализации'

Художественное образование в области традиционного прикладного искусства в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
485
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ART EDUCATION / FOLK ARTS AND CRAFTS / NATIONAL EDUCATIONAL STANDARDS / MODERNIZATION / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шокорова Лариса Владимировна

В статье рассмотрены проблемы современного художественного образования в условиях глобализации мирового информационного пространства. Охарактеризованы позитивные тенденции обучения народному традиционному искусству, в которых большую роль играет информатизация образования. Выявлены причины, негативно влияющие на подготовку квалифицированных конкурентоспособных специалистов в области народного декоративно-прикладного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шокорова Лариса Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART EDUCATION IN THE FIELD OF THE TRADITIONAL APPLIED ART IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION

The article deals with the problems of modern art education in the conditions of the cyberspace globalization. The author characterizes the positive tendencies in teaching folk traditional art, in which the informatization of education plays an important part. The paper also discloses the causes that have a negative impact on the training of highly qualified competitive specialists in the field of folk arts and crafts.

Текст научной работы на тему «Художественное образование в области традиционного прикладного искусства в условиях глобализации»

Шокорова Лариса Владимировна

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В статье рассмотрены проблемы современного художественного образования в условиях глобализации мирового информационного пространства. Охарактеризованы позитивные тенденции обучения народному традиционному искусству, в которых большую роль играет информатизация образования. Выявлены причины, негативно влияющие на подготовку квалифицированных конкурентоспособных специалистов в области народного декоративно-прикладного искусства. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/6-1/64.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 6(60): в 3-х ч. Ч. 1. C. 208-212. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/6-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

выявляя реальный уровень и возможные перспективы развития профессиональных потребностей студентов уже с момента поступления в вуз.

Результаты исследования выявляют слабые места в профориентационной работе учебных заведений, кроме того они могут стать частью информационной базы при разработке программ профориентационной работы вуза и факультета.

Список литературы

1. Бакшаева Н. А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов [Электронный ресурс]: учебное пособие. М.: Логос, 2006. URL: http://ww.Htres.ra/pages/bibHo_book/?art=598805 (дата обращения: 15.11.2015).

2. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие: в 2-х ч. / сост. Я. С. Сунцова. Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2011. Ч. 2. 142 с.

3. Рогов Е. И. Выбор профессии: Становление профессионала. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 336 с.

4. Тесты и методики для психологов [Электронный ресурс] // Иматон. URL: http://www.imaton.com/metodiki/catalog/ %D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B 1%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D 1 %8B%D0%B9 (дата обращения: 24.04.2016).

THE STUDY OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF STUDENTS OF THE FACULTY OF VETERINARY MEDICINE

Trusova Lyubov' Nikolaevna, Ph. D. in Economics Soboleva Ol'ga Anatol'evna, Ph. D. in Biology Vyatka State Agricultural Academy [email protected], [email protected]

The article presents the results of studying the motives of professional choices of the first year students of the faculty of veterinary medicine in the Vyatka State Agricultural Academy. The research includes the examination of motives of profession choice, the determination of professional readiness and defining the peculiarities of a personality-professional. The content-analysis of essays, the methods of determination of professional readiness by A. P. Chernyavskaya, the methods by J. Holland are part of the set of methods, used in the work. The applied tools are recommended for conducting further studies in this area.

Key words and phrases: professional motives; cognitive motives; professional orientation; professional readiness; professional type of personality and professional environment.

УДК 37.013

В статье рассмотрены проблемы современного художественного образования в условиях глобализации мирового информационного пространства. Охарактеризованы позитивные тенденции обучения народному традиционному искусству, в которых большую роль играет информатизация образования. Выявлены причины, негативно влияющие на подготовку квалифицированных конкурентоспособных специалистов в области народного декоративно-прикладного искусства.

Ключевые слова и фразы: художественное образование; народное декоративно-прикладное искусство; государственные образовательные стандарты; модернизация; глобализация.

Шокорова Лариса Владимировна, к. искусствоведения

Алтайский государственный университет [email protected]

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Сложные социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, направленные на утверждение рыночных отношений и, как следствие, коммерциализацию культуры, отразились на потребностях и нравственно-эстетических идеалах людей. Сферой, способной противостоять негативным тенденциям насаждения антикультуры и антиценностей, может стать художественное образование, ориентированное на приобщение подрастающего поколения к традиционным народным ценностям. Мы согласны с И. Н. Крыловой, что «художественное образование - это не только национальное культурное достояние, но и единственная в своем роде возможность воздействия на духовное развитие человека. Отечественные культурно-исторические ценности выступают незаменимым фактором формирования у подрастающего поколения национального самосознания, межкультурного взаимодействия и чувства ответственности за будущее процветание страны» [6, с. 168]. Это особенно актуально в связи с тенденциями общемирового перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, интенсивным развитием информационных технологий во всех сферах человеческого бытия, в результате которого создается новая социально-культурная среда обитания человека, характеризующаяся иными нормами, стилем общения и образом жизни.

Термин «глобализация» в настоящее время не имеет содержательного определения в научной литературе и рассматривается только как функциональный аспект этого процесса, его последствия. По определению В. И. Добренькова, глобализация - это «многоуровневая и многосторонняя система всемирной, экономической, политической и культурной интеграции» [3, с. 5]. Аналогичной точки зрения придерживается А. Б. Вебер, считающий, что происходит «втягивание всего мира в открытую систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных связей на основе новейших коммуникационных и информационных технологий» [2, с. 74].

Ведущими факторами глобализации являются интернационализация, интернализация, информатизация и интеграция всех сфер деятельности человека. Рассмотрим, как эти процессы влияют на развитие российского образования, в том числе в области народного декоративно-прикладного искусства.

Интернационализацию образования принято понимать как процесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение, включающее в себя обучение за границей, реформирование программ и учебных планов, сотрудничество в научно-исследовательской сфере, открытое и дистанционное обучение, создание региональных и международных вузовских сетей, экспорт образовательных услуг, активизацию студенческой мобильности. Преимущество интернационализации в высшем образовании выявляется в интеграции национальных систем образования, углубляющих базу знаний институтов и участников образовательного процесса, раздвигающих рамки научного поиска, обогащающих учебные программы. С одной стороны, это приводит к развитию культурного диалога, межэтнического и межнационального общения. С другой - интеграция образовательных программ «может привести к нивелировке устоявшихся стереотипов мышления, культурных традиций, морали и потере национального своеобразия и самобытности» [8, с. 40]. Мы солидарны с В. А. Руденко, что «происходит формирование унифицированной глобальной культуры сознания, лишенной или почти лишенной локального (национального, этнического, конфессионального) своеобразия» [10]. Вызовы глобализации и национализации, выраженные в создании открытой системы образования, ограничивают возможности воспроизводства культурных и духовных ценностей российского общества. Это приводит к падению интереса к национальной культуре и утрате способности к ее восприятию, обесцениванию научных и культурных достижений своего народа.

Процессы глобализации, происходящие на фоне формирования и развития информационного общества, международные обязательства в образовании, принятые Россией, потребовали стандартизации образовательной нормативной базы и послужили основанием для принятия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3. В ч. 3 ст. 87 данного Закона говорится о необходимости разработки образовательных программ, направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов РФ, нравственных принципах, исторических и культурных традициях. Это положение соответствует Стратегии развития народных художественных промыслов Российской Федерации на период до 2020 г., в которой одной из ведущих целей указывается включение народных художественных промыслов в сферу образования [9].

Поэтому главной задачей образования при определении своего достойного места в системе мирового образовательного пространства должно стать сохранение традиций в подготовке профессиональных кадров, воспитании и культурно-образовательном развитии населения.

Особое значение в сохранении самобытности культуры и менталитета имеет художественное образование в области народного искусства как трансляция в современный социум лучших региональных и общероссийских народных традиций, влияющих на развитие духовной сферы общества. Это актуализирует проблему сохранения и поддержки учебных художественных учреждений, основным фактором развития которых в настоящее время выступают запросы экономики, техники и производства, стимулируя их соответствующую трансформацию.

Интернационализация требует обмена не только знаниями и интеллектуальными ресурсами, но и товарами, капиталами, информацией, что требует подготовки профессиональных кадров, способных эффективно работать в изменившихся условиях глобального рынка. В связи с развитием Интернета большое распространение как элемента интернационализации получила информатизация, характеризующаяся ускоренным накоплением информации, созданием новых технологий и вычислительной техники, инноваций на уровне общества и личности. Это приводит к пересмотру и радикальному изменению содержания образования на всех его уровнях.

Информатизация образования в настоящее время играет большую роль в обеспечении научно-технической и учебно-методической информацией, спрос на которую устойчиво возрастает. Эти тенденции оказывают позитивное влияние на художественное образование, позволяя учащимся виртуально познакомиться с коллекциями музеев, выставочных комплексов. Использование компьютерных технологий, различных графических программ в формообразовании и проектировании изделий народного искусства позволит не только свободно ориентироваться в среде современных рекламных, коммуникационных, производственных технологий, но и грамотно представлять замыслы и результаты своего творческого процесса с учетом современных требований. Совмещением традиционно-ручного рисования и компьютерной графики может быть дублирование раппорта орнамента, изображение зеркальных отражений графических элементов, масштабирование эскизов и многое другое. Развитие технических возможностей программных и аппаратных средств, доступных для художников народного декоративно-прикладного творчества, способствует значительному уменьшению трудоемкости выполняемой ими работы за счет автоматизации некоторых этапов производства, не приводя тем самым к уменьшению художественной ценности конечного продукта, а также позволяет исключить необходимость рутинной работы в творчестве. Использование компьютерных технологий в изготовлении предметов народного

декоративно-прикладного искусства не является процессом, вытесняющим ручной труд, а способствует его усовершенствованию и эффективному функционированию. Дисциплины социально-гуманитарного цикла, не связанные с практическим обучением, могут быть переведены в электронные учебно-методические комплексы нового поколения, что позволит повысить эффективность образовательного процесса.

Информационные технологии способствуют развитию новых форм образования, одной из которых является дистанционное обучение, направленность на которое обозначено в стандарте направления подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» 2016 г. Мы считаем, что эта форма обучения, так же как и заочное обучение, не может быть применима к художественному образованию, особенно в области народного декоративно-прикладного искусства. Образование в области народного искусства направлено на обучение созданию уникальных высокохудожественных произведений, процесс изготовления которых возможен только в результате практического обучения под руководством педагога-мастера. И никакие виртуальные мастер-классы не в силах передать эмоциональный настрой, технику владения кистью, резцом или иглой.

Внедрение новых технологий, новых типов организаций и управления производства предъявляет системе образования свои требования, выраженные в стимулировании конкуренции между учебными учреждениями, внедрении рыночных отношений и, как следствие, коммерциализации образования. Рынок начинает определять конечные цели, задачи и организацию образования, что стимулирует возникновение сектора негосударственных образовательных учреждений и образовательных услуг, сокращая роль государственного бюджета в финансировании при подготовке специалистов. Актуализируются такие понятия, как «образовательные предприятия», «образовательный бизнес», «рынок образования» и т.д. С. А. Дюжиков отмечает: «Под влиянием процесса коммерциализации образовательные структуры ориентируются на самостоятельную деятельность в качестве хозяйствующих субъектов, выстраивающих свою инвестиционную и финансовую политику» [4, с. 28]. Наблюдается тенденция коммерциализации научных исследований и частного их финансирования, появляются новые формы оценки результатов деятельности вузов, усиливается платный образовательный сектор.

Эта проблема наиболее актуальна для подготовки направлений высшего и среднего профессионального образования укрупненной группы «Культура и искусство», имеющей наиболее высокую плату за обучение, чем в других группах специальностей. Образовательную часть в сфере искусства составляет и направление подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Это объясняется переходом от сметного к нормативно-подушевому финансированию и необходимостью малой численности групп, что связано с индивидуальностью обучения во всех видах искусства. Также большое значение имеет комплектование необходимой материально-технической базы, включающей в себя современное оборудование, сырье, инструменты и т.д. Однако в условиях России, где уровень жизни подавляющего большинства населения остается достаточно низким и доходы многих семей не превышают прожиточного минимума, высокая плата за обучение ведет к сужению реальных возможностей получения образования в данной области.

В концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации указывается на необходимость создания условий для получения художественного образования, но отсутствие или малое количество бюджетных мест на направлении подготовки «Декоративно-прикладное искусство» выявляет противоречие данного документа с реальными бюджетными цифрами набора абитуриентов. Наибольший приоритет отдается физико-математическим, химическим, информационным и естественно-научным направлениям, что обосновывается востребованностью специалистов в этих областях на рынке труда. Мы считаем, что подобные тенденции негативным образом скажутся на формировании высокоразвитой духовной личности, способной сохранять и воспроизводить культурно-национальные традиции своей страны.

По нашему мнению, востребованность не является устойчивой характеристикой образования, так как в быстро меняющейся обстановке невозможно прогнозировать, что будет и что не будет востребовано в более отдаленной перспективе, через десять или даже через пять лет. Мы считаем, что получать знания в сфере искусства всегда престижно, и востребованность в профессии художника народного декоративно-прикладного искусства только будет возрастать. Это связано с возрождением народных русских традиций в области дизайна интерьера, эволюционирующим в сторону современной эклектики, активным развитием культурно-познавательного туризма, в котором изделия народных художественных промыслов являются яркой изюминкой. Существует высокая потребность в преподавателях, руководителях творческих коллективов, экспертах по оценке вещей ручной работы (таможня, музеи, художественные салоны, галереи, национально-культурные центры и т.д.), а также в художниках, владеющих исполнительским мастерством на профессиональном уровне. Такие художники всегда востребованы и в индивидуальной творческой, и в предпринимательской деятельности. М. Ю. Спирина отмечает: «Благодаря своей универсальности мастера народного искусства способны создать русскую высокую моду. Возрождение народных промыслов вполне может стать локомотивом в развитии малого и среднего бизнеса в провинциальной России. Со временем художественную деятельность народных мастеров можно будет рассматривать русским вариантом глобализации» [11].

Одной из актуальных проблем в художественном образовании в области народного декоративно-прикладного искусства является низкая педагогическая квалификация преподавательского состава. По мнению ректора Высшей школы народных искусств (института) В. Ф. Максимович, это связано с тем, что «преподавателями в этой области часто являются мастера народного искусства, в совершенстве владеющие профессиональным ремеслом, но не имеющие педагогического образования и, следовательно, слабо представляющие себе как теорию и историю образования, так и методы преподавания» [7, с. 36]. Аналогичную точку зрения высказывает ректор Гжельского государственного университета Б. В. Илькевич: «Часто преподаватели

являются хорошими художниками, специалистами в определенной области декоративно-прикладного искусства, но слабо подготовленными педагогами, воспитателями» [5, с. 83].

Это связано, в первую очередь, с тем, что в высших учебных учреждениях практически не ведется подготовка педагогов в области народного декоративно-прикладного искусства. Существующая подготовка учителей изобразительного искусства на художественно-графических факультетах педагогических вузов не имеет ничего общего с педагогическим образованием в области народного искусства, в основе содержания которого должно лежать возрождение, сохранение и современное осмысление историко-культурных традиций народного искусства. Отсутствие профессиональных педагогических кадров в данной области заменяется учителями рисования и черчения, самостоятельно освоившими какой-либо вид художественного промысла, или в некоторых случаях мастерами народного искусства, не имеющими педагогического образования.

Это особенно актуально в связи с требованиями современных стандартов среднего и высшего профессионального образования, в которых указывается на необходимость привлечения к преподаванию потенциальных работодателей, работников профильных организаций, предприятий и учреждений, творческих организаций, имеющих стаж практической работы в данной профессиональной области не менее 3 лет. Мы считаем, что привлечение мастеров народного искусства к преподавательской деятельности на любом уровне образования, особенно в высшей школе, должно осуществляться только в области проведения производственной практики. Это обусловливается тем, что в настоящее время от преподавателя народного декоративно-прикладного искусства требуется не только мастерское владение конкретным видом ремесла, но и подготовка другого уровня на основе его профессиональных педагогических компетенций.

Современный преподаватель народного искусства, осуществляющий педагогическую деятельность на любом уровне образования (ДПО, СПО, ВПО), помимо высококвалифицированного уровня художественной подготовки по конкретному направлению традиционного декоративно-прикладного искусства должен владеть необходимым комплексом общепедагогических и психолого-педагогических знаний. Изложим требования, предъявляемые к преподавателю народного искусства:

- обладание организаторскими, коммуникативными и перцептивными навыками;

- знание дидактических принципов, позволяющих доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал;

- знание методов и форм проведения занятий, методологии анализа проблемных ситуаций в сфере художественно-педагогической деятельности и способов их разрешения;

- умение ориентироваться в специальной учебно-методической литературе по профилю подготовки, владеть методом поиска, отбора, систематизации и использования информации;

- умение планировать учебный процесс, разрабатывать рабочие программы и подготавливать методические материалы.

Учебная деятельность преподавателя вуза более многообразна и трудоемка, включает в себя такие компоненты, как:

- подготовка и проведение различных видов учебных занятий по нескольким учебным дисциплинам;

- разработка заданий на выполнение курсовых и выпускных работ, экзаменационных вопросов и билетов;

- написание методических и учебных пособий;

- ежегодное обновление учебных программ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, культуры, науки, экономики, техники, технологий и социальной сферы;

- создание новых учебных курсов, предполагающих подготовку конспектов лекций, тематики и методики практических заданий;

- ведение научно-исследовательской работы по своему профилю.

Низкая педагогическая подготовка (или ее отсутствие) преподавателей в сфере народного декоративно-прикладного искусства, слабое владение педагогическими технологиями и методами обучения сводит весь учебный процесс, особенно в области практических дисциплин, к эмпирическому усвоению знаний, формированию умений и навыков, направленных преимущественно на копирование изделий. В связи с требованиями стандарта о привлечении работодателей к преподавательской деятельности мы считаем необходимым условием повышение квалификации и профессиональную переподготовку мастеров народного искусства для увеличения педагогической компетенции в рамках дополнительного профессионального образования взрослых.

Именно преподаватель, осознающий личностную и социальную значимость профессиональной деятельности в области народного искусства, владеющий системой знаний о культурном наследии своего региона, способен оказать значительное влияние на развитие у обучающихся эстетического отношения к жизни, восприятия подлинных произведений искусства и потребности общения с народной прикладной культурой. В определенной степени это является направленной ориентацией подростка, формированием устойчивого интереса к народному декоративно-прикладному искусству и стимулированием мотивации к выбору профессии в данной области.

Проблема профессионального самоопределения в настоящее время «проявляется в необходимости преодоления существующих противоречий между объективными потребностями общества и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи и их родителей» [1]. В связи с нарастанием переориентации с профессиональных интересов на личностно потребительские запросы, связанные с реализацией материальных потребностей, приоритетным выбором выпускников общеобразовательной школы становятся направления деятельности, имеющие наименьшую трудоемкость при наличии стабильной оплаты. Ручной труд перестал быть главной жизненной ценностью молодежи. Доминирующей

тенденцией становится превалирование внешней профессиональной мотивации как стремление реализовать свои потребности в области достижения социально-материального благополучия и престижности, что выражается в отношении к труду как средству существования.

Б. В. Илькевич считает, что для получения образования в области народного декоративно-прикладного искусства должны быть в первую очередь сформированы внутренние профессиональные мотивы, выраженные в любви и интересе к народному искусству, получении истинного удовольствия от этого вида деятельности, стремлении к самовыражению и самоутверждению. При этом он отмечает необходимость и важность объединения внутренней мотивации желающих получить образование в данной области с государственными и общественными интересами. Будущие мастера народного искусства должны осознавать и ощущать общественную значимость своей работы, т.к. они получат хотя и не гарантии государства, но уверенность в успешном трудоустройстве. Заинтересованность общества в художнике народных художественных промыслов как в представителе и созидателе национальной культуры, в которой живет душа народа, определяет необходимость формирования (воспитания, развития) его профессиональной художественной мотивации. Подрастающее поколение должно осознавать сущность профессии художника народного искусства, видеть творческие перспективы этой деятельности, что направит их к получению образования в данной области [12, с. 67].

Поэтому так важно формирование творческого потенциала и художественного вкуса учащихся, приобщение к традиционному народному искусству на всех уровнях образования. Глубокое овладение ключевыми элементами народного искусства на начальных этапах образования в данной области повысит интерес учащихся к региональной культуре, сформирует национальное самосознание и мотивацию к выбору профессии в данной отрасли, научит воспринимать в единстве духовное и материальное, уникальный ручной труд и современные технологии.

Список литературы

1. Балобанова Т. Н. Проблемы профессионального самоопределения и глобализация образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.lihachev.rU/pic/site/files/lihcht/2010_Sbomik/Tom_1_2010/008_Sekcia_8/002_T.N.Balobanova.pdf (дата обращения: 12.02.2016).

2. Вебер А. Б. В поисках новой парадигмы развития [Электронный ресурс] // Век глобализации. 2013. № 1 (11). URL: http://www.intelros.ru/readroom/vek-globalizacii/g1-2013/18817-v-poiskah-novoy-paradigmy-razvitiya.html (дата обращения: 10.04.2016).

3. Добреньков В. И. Вызовы глобализации и перспективы человечества // Вестник Моск. ун-та. 2004. № 4. С. 3-21.

4. Дюжиков С. А. Современное государство на рынке образовательных услуг: социально-философский анализ. М.: Социально--гуманитарные знания, 2010. 137 с.

5. Илькевич Б. В., Илькевич К. Б. Профессионально-мотивирующее художественно-промышленное образование. Гжель: ГГХПИ, 2013. 149 с.

6. Крылова И. Н. Основные направления развития художественного профессионального образования // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 3. С. 168-173.

7. Максимович В. Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование. Исторический аспект, современное состояние и пути обновления. М.: Изд-во «Флинта», 2000. 200 с.

8. Осмонова Д. А. Духовно-нравственное состояние современного общества в условиях глобализации: проблемы и решения // Проблемы духовного просвещения в изменяющемся мире: опыт межцивилизационного диалога на пространстве СНГ. М., 2011. С. 23-27.

9. Об утверждении Стратегии развития народных художественных промыслов на период до 2020 г. [Электронный ресурс]: приказ Минпромторга России № 2011 от 20 июля 2015 года. URL: http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/ files/docs/prikaz_hudprom_do2020.pdf (дата обращения: 04.02.2016).

10. Руденко В. А. Глобализация образования и проблема сохранения ценностей национальной культуры [Электронный ресурс]. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2012/6/sоciоlоgiyа/rudenko.pdf (дата обращения: 08.02.2016).

11. Спирина М. Ю. Всегда на Руси народные мастера были предпринимателями [Электронный ресурс]. URL: http://rusnardom.ru/ musey/2503-2/ (дата обращения: 04.03.2016).

12. Шокорова Л. В. Духовно-нравственный потенциал народного искусства и проблемы его реализации в современных социально-культурных условиях // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 4 (16). С. 66-69.

ART EDUCATION IN THE FIELD OF THE TRADITIONAL APPLIED ART IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION

Shokorova Larisa Vladimirovna, Ph. D. in Art Criticism Altai State University Larazmei@mail. ru

The article deals with the problems of modern art education in the conditions of the cyberspace globalization. The author characterizes the positive tendencies in teaching folk traditional art, in which the informatization of education plays an important part. The paper also discloses the causes that have a negative impact on the training of highly qualified competitive specialists in the field of folk arts and crafts.

Key words and phrases: art education; folk arts and crafts; national educational standards; modernization; globalization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.