УДК 069
ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОЕ РЕШЕНИЕ КАК ОБРАЗУЮЩАЯ ДОМИНАНТА ЭКСПОЗИЦИИ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ
Тимофеева Алла Леонидовна, аспирант, старший преподаватель, Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, РФ). E-mail: rp.mel@ya.ru
В современной музеологии существует несколько концепций, которые стремятся дать исчерпывающее объяснение роли посетителя в экспозиции. Теории музейной коммуникации посвящено большое количество исследований, и данная концепция давно утвердилась в музейном сообществе в качестве господствующей. Но, помимо данной модели, существует ещё одна теория, которая достаточно полно описывает экспозиционную деятельность музеев и их взаимодействие с аудиторией - концепция художественно-образного решения.
Цель работы автор сформулировал следующим образом: проанализировать причины, способствующие формированию концепции художественно-образного решения, которая получила широкое применение в современной экспозиционной деятельности музеев, и отношение концепции к теории музейной коммуникации. В качестве предпосылок формирования концепции художественно-образного решения автор выделяет феномен культурного симбиоза, который проявил себя в интеграции музейных и театральных учреждений, тенденцию к контекстуальности и отдельно рассматривает тяготение музейного дизайна к сценографии.
Анализируя связи между музейным предметом и посетителем, автор предполагает, что в данном аспекте теория художественно-образного решения вполне согласуется с теорией музейной коммуникации. Механизм взаимодействия музея и посетителя усложнился и как никогда требует комплексного подхода к своему пониманию. Теория художественно-образного решения является автономной моделью для осмысления экспозиционной деятельности музеев в самом широком понимании.
Ключевые слова: музейная театрализация, театрализованные музейные программы, музейный сценарий, музейный дизайн.
ARTISTIC AND IMAGINATIVE SOLUTIONS AS FORMING THE DOMINANT EXPOSITION OF MODERN MUSEUM
Timofeeva Alla Leonidovna, Postgraduate, Sr Instructor, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russian Federation). E-mail: rp.mel@ya.ru
There are few ideas in the theory of actual museology that seek to provide a comprehensive explanation of role of a visitor in the exhibit. A large number of explorations have been devoted to the theory of museum communication, and this theory has long been fixed in the museum community as the dominant one. However, in addition to this model, there is another theory that fully describes the exhibition activities of museums and their interaction with the audience: the concept of artistic and imaginative solutions.
The author formulated the purpose of article as follows: to analyze the reasons that contribute to the formation of the concept of artistic and imaginative solutions, which has been widely used in modern museum exposition activities and the relationship of the concept to the theory of museum communication. The author lists the following reasons. The phenomenon of cultural symbiosis, which manifested itself in the integration of museum and theater institutions, the tendency to contextuality as prerequisites for the formation of the concept of artistic and imaginative solutions, and separately considers the attraction of museum design to scenography.
In the process of analyzing the relationship between the museum object and the visitors, the author suggests that in this aspect, the theory of artistic and figurative solutions is quite consistent with the theory of museum communication. The mechanism of interaction between the museum and the visitor becomes more complex and requires a comprehensive approach to its understanding. The theory of artistic and figurative solutions is an autonomous model for understanding the exposition activity of museums in the broadest sense.
Keywords: museum theatricalization, theatrical museum programs, museum script, museum design.
DOI: 10.31773/2078-1768-2020-51-114-118
Современная экспозиционная практика основана на принципах музейной коммуникации, которая включает в свою структуру разные концептуальные решения в области построения и организации музейного пространства. Одним из них является концепция художественно-образного решения, зерно которой составляет заимствование элементов из театральной и праздничной режиссуры в область организации экспозиционного пространства музеев. Следует отметить, что концепция художественно-образного решения экспозиции требует анализа и обобщения. Данный подход можно определить как автономную, самодостаточную концепцию, в рамках которой музейный предмет предстает «актёром», экспозиция - «спектаклем» а куратор выставки - «режиссером». В таком ракурсе все музейные предметы «играют» общий «спектакль» перед зрителями -посетителями музея. «Театральные либретто и сценарии всегда пишут профессионалы, а профессиональные актеры затем претворяют в жизнь какую-то историю. Нашими актерами являются наши коллекционные предметы, которым мы должны помочь войти в смысловой образ, отладить и настроить их, чтобы они впоследствии могли "профессионально играть", то есть осуществлять коммуникацию» [3, с. 115].
Отдельно стоит упомянуть связь между сценариями экспозиции и театрализованного представления. Во-первых, оба документа носят одно и то же название («сценарий»), а исследователи в области музейной теории признают, что «позаимствовали» термин из сценических искусств. Прежде чем сценарист (или режиссер) напишет сценарий театрализованного представления или праздника, он всегда чётко формулирует тему, которая является своеобразным фундаментом для будущего творения. Я. Долак подчеркивает, что
кураторы при проектировании выставки часто совершают ошибку, недостаточно чётко формулируя тему сценария: «Как будто сама по себе избранная нами тема не достаточно широка, поэтому нам нужно обязательно включить наши экспонаты в комплекс "более широких связей"» [3, с. 112]. Из-за этого сценарий экспозиции содержит в себе большое количество избыточной информации, которая может привести к ошибкам в интерпретировании посетителями замысла выставки.
В данном аспекте вопроса актуальным является выявление предпосылок, способствовавших формированию концепции художественно-образного решения экспозиции как интеграции музейных и театральных форм в современное музейное пространство.
Первой предпосылкой, способствующей формированию концепции художественно-образного решения, по нашему мнению, является процесс интеграции музейных и театральных объединений. Данную тенденцию можно отнести к концепции культурного симбиоза, в основу которой положен биологический термин: «Симбиоз -(от греч. symbiosis - совместная жизнь). Сожительство двух организмов разных видов, приносящее им взаимную пользу» [2]. На современном этапе многие исследователи придерживаются мнения о том, что интеграция театральных и музейных форм является актуальной тенденцией, например, Ю. Шагунова в своей публикации выделяет четыре модели взаимодействия учреждений культуры, среди которых, по мысли исследователя, наиболее плодотворной для музея является взаимовыгодное объединение музея и театрального учреждения: «Их сотрудничество порой не только даёт красивый и эффективный результат, но и наполняет совместную деятельность новым смыслом, и более того - дарит участникам ре-
шение очень важных стратегических вопросов» [8, с. 4]. Можно отметить, что союз музейных и театральных учреждений актуализировал появление синтезированного продукта - театрализованных музейных программ. Необходимо подчеркнуть, что по данной теме имеются публикации, авторы которых исследуют особенности становления музея и театра. Так, А. Ю. Исайкина в своей работе достаточно подробно анализирует процесс формирования феноменов театра и музея из общей культурной протосреды: «В священных праздничных шествиях и религиозных процессиях, выросших в классический греческий театр, процедура выставления на всеобщее обозрение, перенесения и показа священных предметов становится необходимым элементом действа, которое несёт в себе сакральное значение» [4, с. 50].
Во многих российских музеях в течение десятков лет успешно существуют театральные объединения. Цели их работы музейные сотрудники определяют по-разному. Так, специалисты Государственного мемориального историко-ху-дожественного и природного музея-заповедника В. Д. Поленова определяют цель существования театра в своём музее следующим образом: «Главная цель, которая стоит и перед педагогами, и перед музейными работниками, - научить человека творческому отношению к жизни» [6, с. 77]. Коллектив «Чеховской студии» - профессионального театра в составе Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А. П. Чехова «Мелихово» - определяет цель своей деятельности так: «"остановить" время, приблизить нас, нынешних гостей, к былым обитателям, как бы породнив с ними» [6, с. 29]. Основная задача Мемориального комплекса Андрея Панина (г. Кемерово) заключается в том, чтобы «стать уникальным общественным явлением... местом встречи творческих, креативных личностей культуры и искусства, принимающих активное участие в реализации образовательной, воспитательной, научно-исследовательской, творческой, культурно-просветительной функций, а также в формировании духовной культуры личности и общества, в развитии театрального искусства, культурной жизни Кузбасса, на примере биографии земляка, известного актера театра и кино Андрея Панина» [7]. Цель деятельности театральной студии «Сибирячок» при Красно-
ярском краевом краеведческом музее - «глубже познакомить посетителей, прежде всего молодежь, с наследием сибирских писателей, раскрыть глубину их образов, способствовать пониманию исторического контекста, развивать творческий потенциал участников» [9, с. 63]. Необходимо отметить, что именно музейные учреждения формируют на своей базе отделы, ориентированные на театральную деятельность. Администрация музеев заинтересована в расширении форм, направлений культурно-образовательной и рекреационной деятельности. В то же время следует отметить, что профессиональные театры пока не организуют в своих стенах полноценные музейные центры.
Анализ процесса симбиоза театральных и музейных учреждений позволяет сформулировать следующие выводы. Во-первых, объединение институтов музея и театра в одну уникальную общность актуализировало внедрение элемента театрализации в структуру музейных мероприятий. Во-вторых, именно музей являлся своеобразным «инициатором» включения в свою деятельность элемента театра, что позволило разнообразить коммуникационную работу музейного учреждения, преобразовав его в многофункциональный культурный центр. В-третьих, интеграционные процессы между учреждениями культуры и искусства формируют современное культурное пространство, определяя его как особую среду, в которой развиваются синкретичные формы учреждений культуры.
Второй предпосылкой формирования концепции художественно-образного решения является тенденция к контекстуальности, понимаемой как «зависимость» музейного предмета от контекста выставки. Так, Ян Долак, сопоставляя произведения искусства и музеефицированные предметы, отмечает, что «создатель средневековой посуды не был художником. Поэтому его посуда (ее осколки) должна занять ту позицию, где она сообщит нам то, что мы желаем знать. Неслучайно музееведение переняло театральные термины, такие как либретто, сценарий и т. п.» [3, с. 110]. Можно провести своеобразную параллель между предметами в экспозиции и актёрами в канве спектакля. Каждому музейному предмету отведена своя «роль», которую он исполняет
в ходе спектакля-выставки и благодаря которой предмет открывается зрителю в новом смысловом качестве.
Третья предпосылка содержится в области музейного дизайна, точнее, в том его направлении, которое связано со структуральным и образным экспозиционным решением. Современные исследователи все теснее сопрягают оформление экспозиции со сферой сценографии. Е. А. Безрукова в своей статье выделяет два этапа в деятельности отечественных музейных дизайнеров [1]. Первый этап приходится на первую половину XX века, когда музейный предмет являлся центром экспозиции, который определенным образом диктовал всё сопутствующее оформление. Для современного музейного дизайна характерно равное распределение акцентов на все элементы выставки: «современная экспозиция призвана доставлять удовольствие, радость, ощущение праздника, а поэтому все в ней должно быть интересно» [1, с. 77]. В качестве примера можно привести оформление выставки Государственного музея-заповедника «Петергоф» [5]. Администрация музейного комплекса привлекла к работе не просто высококлассных художников, а театральных художников по свету, сценографии, костюмам и т. д. для реализации историко-культурного проекта «Государевы потехи», включающего девять экспозиций, из которых наиболее интересной для нас явилась «Там одна забава следует за другою...», посвященная истории Петергофского Оперного дома, принадлежащего императрице Елизавете Петровне. Выставочный зал обустроен в виде театральной сцены, где в роли своеобразных кулис выступают витрины, внутри которых выставлены манекены, облаченные в сценические костюмы; элементы оформления сцены - верхние падуги - представлены в виде облаков; на полу через стеклянные «окна» можно увидеть элементы механизма, который приводит в движение части сцены; и, наконец, в самой глубине зала роль сцены выполняет большая
затейливая ширма, над которой публике демонстрируют кукольный спектакль-балет, в основе которого лежит древнегреческий миф о Персее. Данный пример оформления выставочного зала показателен тем, что он органично соединяет в себе как элементы сценического действа, так и демонстрацию музейных экспонатов.
Теория музейной коммуникации часто рассматривает отношения посетителя с музейным предметом только как невербальный канал общения. Но, поскольку современный коммуникационный процесс в музее включает в себя и концепцию художественно-образного решения пространства, необходимо признать, что механизм взаимодействия музея с посетителем является многоуровневой структурой и как никогда требует особого подхода к осмыслению. Согласно теории музейной коммуникации взаимодействие посетителя и музейного предмета представляет собой канал общения, в котором музейный специалист является «отправителем» своеобразного «послания», закодированного в изобразительном ряде экспозиционного пространства. Посетитель музея - адресат сообщения - должен декодировать это послание. В современном музее «сообщение» может быть оформлено и передано посредством театрализованного представления, в котором используются не только музейные предметы, но и целый ряд художественных выразительных средств (точнее, такие выразительные средства режиссуры, как актёры, звук, свет, оформление сценического пространства и прочее).
Следовательно, можно говорить об организации в экспозиционном пространстве группы разнообразных каналов восприятия, которые в своей совокупности сконцентрированы на принципах и элементах театрализованного представления. Таким образом, можно предположить, что концепция художественно-образного решения экспозиции не только не противоречит теории музейной коммуникации, но существенно расширяет и наполняет её посредством театрализации.
Литература
1. Безрукова Е. А. Роль дизайнера экспозиции в современной практике музейной деятельности // Вестн. Кеме-ров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2017. - № 40. - С. 75-80.
2. Биологический энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - URL: https://gufo.me/dict/biology/raM биоз (дата обращения: 28.01.2020).
3. Долак Я. Музейная экспозиция - музейная коммуникация // Вопр. музеологии. - 2010. - № 1. - С. 106-117.
4. Исайкина А. Ю. Музей и театр: исторические параллели // Вестн. Москов. гос. ун-та культуры и искусств. -2007. - № 1. - С. 50-53.
5. Кальницкая Е. Я. Театральная режиссура как метод дизайнерского проектирования музейного пространства // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Серия 15, Искусствоведение. - 2018. - № 3. - С. 480-507.
6. Каштанова Е. Е. Театр в усадьбе Поленова // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2010. - № 5. -С. 76-80.
7. Ковешникова Е. А. Концепция создания мемориального музея актера театра и кино Андрея Панина как практика сохранения культурного наследия // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2014. - № 3(15). - С. 71-77.
8. Шагунова Ю. Театр + музей, кафе + библиотека... // Праздник. - 2015. - № 8. - С. 4-6.
9. Швецова О. Дети - детям, доступно и всерьёз. // Музей. - 2017. - № 11. - С. 63-66.
References
1. Bezrukova E.A. Rol' dizaynera ekspozitsii v sovremennoy praktike muzeynoy deyatel'nosti [The part of a designer in exposition of modern practice of museum activity]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2017, no. 40, pp. 75-80. (In Russ.).
2. Biologicheskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Encyclopaedic dictionary of biology]. (In Russ.). Available at: http:// gufo.me/dict/biology (accessed 28.01.2020).
3. Dolak Ya. Muzeynaya ekspozitsiya - muzeynaya kommunikatsiya [Museum communication museum presentation]. Voprosy muzeologii [The Issues of Museology], 2010, no. 1, pp. 106-117. (In Russ.).
4. Isaykina A.Yu. Muzey i teatr: istoricheskie paralleli [Museum and theater: historical analogy]. VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts], 2007, no. 1, pp. 50-53. (In Russ.).
5. Kalnitskaya E.Ya. Teatral'naya rezhissura kak metod dizaynerskogo proektirovaniya muzeynogo prostranstva [Theatrical staging as a method of museum space designer's projecting]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta [Vestnik of Saint Petersburg University Arts], 2018, no. 3, pp. 480-507. (In Russ.).
6. Kashtanova E.E. Teatr v usad'be Polenova [Theater in the manor ofPolenov]. Spravochnik rukovoditelya uchrezhdeniya kul 'tury [Guide of the Director of the cultural institution], 2010, no. 5, pp. 76-80. (In Russ.).
7. Koveshnikova E.A. Kontseptsiya sozdaniya memorial'nogo muzeya aktera teatra i kino Andreya Panina kak praktika sokhraneniya kul'turnogo naslediya [Conception of creation of memorial museum of actor of theatre and cinema Andrey Panina as practice of maintenance of cultural heritage]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History], 2014, no. 3, pp. 71-77. (In Russ.).
8. Shagunova Yu. Teatr + muzey, kafe + biblioteka... [Theater + museum, coffeehouse + library.]. Prazdnik [Event], 2015, no. 8, pp. 4-6. (In Russ.).
9. Shvetsova O. Deti - detyam, dostupno i vser'ez. [Childrento children, accessible and serious.]. Muzey [Museum], 2017, no. 11, pp. 63-66. (In Russ.).
УДК 902:069
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОНСТРУКЦИИ В МУЗЕЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ДЕРЕВА «ТАТАРСКАЯ СЛОБОДКА» НА ТЕРРИТОРИИ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ «ОСТРОВ-ГРАД СВИЯЖСК»
Краснова Екатерина Юрьевна, аспирант кафедры истории, философии и культурологии, Казанский государственный институт культуры (г. Казань, РФ). E-mail: polyanina_e@mail.ru
В последнее время в российской музейной практике возрастает интерес к различного рода реконструкциям. В том числе к воспроизведению облика исчезнувших памятников истории и культуры. Данная статья посвящена реконструкциям в археологии на примере экспозиции музея археологического